Псы ночные подорожнички что это

4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Былина «Ильины три поездочки».

4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Былина «Ильины три поездочки».

Вопросы

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Летописи. Былины. Жития.

Былина «Ильины три поездочки».

Введение

Вы видите рисунок «Камень на распутье».

Псы ночные подорожнички что это

— В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).

— Какие былины читали мы с вами в 3 классе? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей – разбойник).

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).

Прочитайте медленно текст:

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Ещё были – жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

«Я ведь князя – то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Что вы только что прочитали? (Зачин).

— Кто исполняет былины и как?

-Кто был героями былин?

-За что народ любил Илью Муромца? (Любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершил подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.)

— Как вы считаете, чем отличается былина от сказки?

Отличие сказки от былины.

Сказка.

1. Не верят в реальность.

2. Единообразная композиция (построение);

3.Герои: люди, царевичи, животные

Былины.

1 Верят в реальность.

2. Индивидуальная композиция;

Чтение былины «Ильины три поездочки» с комментированием

-Откройте учебник на стр. 12.

-С какой былиной мы сегодня познакомимся? (Мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки»)

-Прежде чем мы начнем знакомство с былиной, познакомимся с главным героем.

Псы ночные подорожнички что это

О мужественном богатыре Илье Муромце до нашего времени сохранилось 15 русских былин.

Илья Муромец – герой славянского эпоса

Согласно сюжетам некоторых былин, Илья Муромец до 33 лет не мог двигать руками и ногами, но один монах исцелил его. После того, как мужчина выпил воды, специально приготовленной ему монахом, он почувствовал в себе нечеловеческую силу, и отправился служить к князю.

В образе Ильи Муромца, русский народ воплотил представления о храбром воине, который не боялся бы защищать свой народ и отечество.

Прототипом Ильи Муромца стал реально существующий человек – силач Илья из города Мурома, который жил в 12 веке. Этот человек прославился мужеством в боях и преданностью князю. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг и был канонизирован в 1643 году.

Словарная работа

СИЕ – это.

КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня.

БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ – узорчатая сталь.

СМЕТА – богатство.

ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращаться в католическую церковь.

БАШЛЫК – головной убор.

ВОРОНОВЫЕ – чёрные.

ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА – оборванцы.

АМБАР – сарай.

Характеристика героя

-Как он рассуждает на перепутье у камня? («Это Бог с тобой, что судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство не надобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть!»)

-О каких чертах характера это говорит? (Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)

-Найдите описание разбойников. («. Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто вёдра вверх Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пёс-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью!»)

-Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.

-Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)

-Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца).

-Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? (. Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака. А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калёну стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд. )

— Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).

Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).

Итоги

Познакомились с былиной «Ильины три поездочки». Учились анализировать, сравнивать былины и сказки, искать сходства и различия; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; осознавать меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

Источник

Ильины три поездочки

(Стихотворный текст былины)

      Посреди поля чистого,
      На закате красна солнышка,
      На восходе ясна месяца
      На заставу богатырскую
      Собирались на походный совет
      Славнорусские богатыри.
      Думу думали, раздумывали,
      По нарядам снарядилися.

      Доставалось Илье Муромцу
      Ехать в Западную сторону
      На великий богатырский дозор.

        Выезжал Илья Муромец,
        Доезжал он до росстани,
        Под ночной тучей западной.
        Наезжал на белый камень Илья.
        Из-за тучи месяц выглянул.
        Прочитай вон, на камени
        Придорожном надписочка
        Чётко-ясно повысечена:

        «Прямо ехать — убитому быть!
        Влево ехать — женатому быть!
        Вправо ехать — богатому быть!
        Всё судьбой сие предписано!»
        Во глубоком раздумье Илья,
        Он стоит, сам себе говорит:
        «Это Бог с тобой, что судьбой:
        Я готов и с судьбиной на бой!
        Только выбрать какую судьбу,
        Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
        Мне в походах жена не нужна,
        Мне богатство не надобно.
        Ах, поеду, молодец, я туда,
        Где показано убитому быть!»

    Псы ночные подорожнички что это

        Навалилась туча чёрная,
        Поглотила светлый месяц она.
        И поехал Илья Муромец
        На погибель на предписанную
        Ночью тёмною-растёмною.

        Вдруг тут из ночной темноты
        Из-за кустиков низовеньких,
        Из-за камушков кремнёвеньких
        Выглядали, выскакивали
        Ходовитые разбойнички,
        Псы ночные подорожнички.
        Голоса у них горластые,
        А щиты у них крестастые,
        На них шлемы, будто вёдра вверх дном,
        Кони-лошади в булатной броне.
        А заглавный пёс-разбойничек
        Наседает, угрозой грозит:
        «Стой! Куда, деревенщина?
        Помолись перед погибелью!»

        Добрый молодец не молится,
        Перед псом он не клонится.

        Светлый месяц опять выходил,
        Всё убранство на Илье озарил:
        Заблистал в сорок тысяч шлем,
        Засияли камни-яхонты
        Во сто тысяч во гриве у коня,
        Сам конь выше цен, выше смет!

        Вот тут-то разбойнички
        На богатство и обзарилися,
        Друг друга подзадоривают,
        Подстрекают, подзуживают:
        «Мы убьём его, пограбим-ко,
        Со конём его разлучим-ко!»

        Илья палицей размахивался
        Да слегка и приударил вожака.
        А размяк от удара вожак,
        Покачнулся, упал, не встал.

        Из налучника лук тугой,
        Из колчана калёну стрелу
        Вынимал да пускал Илья
        В дуб кряковистый разрывчатую.
        Разрывала, расщепляла стрела
        Старый дуб во щепу, во черенки.
        Череночки да щепочки
        Разлетелись, угодили они
        Во разбойников да всех до одного
        В одночасье погубили подряд!

          Повернулся ко камени Илья.
          Надпись старую вычёркивал,
          Надпись новую надписывал:
          «Богатырь Илья Муромец
          Там был, да убит не бывал.
          Поразъездил дороженьку,
          Порасчистил широкую!»

      Источник

      о каких событиях рссказывается в былине Ильины три поездочки

      Ильины три поездочки
      Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися.

      Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор.

      Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена:

      Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном,

      Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! »

      Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится.
      Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки.

      Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного

      В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! »

      После этого быванья Илья: «Я поеду, — говорит, — уж туда, Где показано женатому быть! » Луговины, горы, реки да поля Проскакал Илья Муромец, На дворцы островерхие Понаехал краснокаменные. Вереницами девицы к нему Выходили, встречали молодца.
      Все красивые, приветливые, Все угодливые, ласковые, Разговоры веселые Про женитьбу, про венчанье ведут. «Погодите вы с венчаньем таким! Семь раз я отмериваю, Да один раз отрезываю! »

      Поспешают красны девицы: На столы, на столешницы Стелют скатерти-прелестницы, Ставят вина заморские, На упой добра молодца поят, С обручаньем-венчаньем спешат. Без успеху! Только смеху Илье Целый год, поди, не высмеять! «Вы бы лучше, красавицы, Отвели бы во спаленку меня: Мне б с дороги уснуть-отдохнуть! » — Говорит Илья Муромец. Подходила красавица, Уводила Илью Муромца,

      Источник

      ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. БЫЛИНА И ЕЕ ГЕРОИ. ОСОБЕННОСТИ БЫЛИНЫ КАК ЖАНРА. БЫЛИНА «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ» (4 КЛАСС)

      ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. Былина и ее герои. Особенности былины как жанра.
      Былина «Ильины три поездочки»
      (4 КЛАСС)

      Учитель: Пономарева И.В.

      Педагогические задачи: мотивировать школьников на прочтение былин; пробудить интерес к истории своей страны; расширить представления обучающихся о жанрах устного народного творчества; продолжить формирование национального самосознания, уважения к истории своей страны

      познакомятся
      с содержанием былины «Ильины три поездочки», с жанром былин;

      научатся толковать своими словами понятия: былина, богатырь, застава, князь, доспехи, кольчуга, палица

      Познавательные: находить в словаре толкование незнакомого слова; работать с информацией, предложенной учителем на уроке, выделять главное, систематизировать выделенную информацию, оформлять ее в доступной для слушателей форме.

      Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из темы урока, планировать этапы решения учебной задачи; оценивать свои результаты.

      Коммуникативные: работать сообща в группе над информационными материалами, совместно их обсуждать, предлагать свои варианты оформления информации для сообщения слушателям; активно слушать сообщения одноклассников по теме урока

      Личностные: проявлять интерес к истории своей страны и былине как новому жанру; формулировать свое отношение к воспринимаемой информации; стремиться узнавать больше об истории своей страны и проявлять желание познакомиться с былинами, прочитать их на ближайших уроках

      Образовательные ресурсы: экран или интерактивная доска, видеозапись художественного фильма «Илья Муромец»

      Организационная структура урока

      Содержание деятельности учителя

      Содержание деятельности обучающегося
      (осуществляемые действия)

      Формируемые способы деятельности учащегося

      I. Актуализация опорных знаний.

      Проверка домашнего задания

      Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

      Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

      Выразительно читают летопись «И вспомнил Олег коня своего».

      Оценивают выступления учащихся.

      Рассказывают о том, как прошло прослушивание и обсуждение солдатской песни в семье

      Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

      II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

      Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

      – Прочитайте тему урока. С каким словом вы встречаетесь впервые?

      – Может быть, кто-то уже слышал слово «былина? Что оно могло бы обозначать?

      – Определите цели урока, используя опорные
      слова.

      – Постарайтесь определить учебную задачу урока. Что будет главным и что вы хотите узнать нового?

      – Вы узнаете, кто такие богатыри, почему так много различных произведений им посвящено. Также вы познакомитесь с картиной русского художника
      В. А. Васнецова «Богатыри» и узнаете немного о нем самом.

      – Как вы думаете, каков будет план действий, что необходимо для достижения результата?

      Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

      – Мы хотим узнать, что такое «былина», каковы ее особенности.

      Предлагают план действий:

      1. Посмотреть в словаре, что такое былина, кто такие богатыри.

      2. Познакомиться с дополнительной литературой: поискать информацию в Интернете или энциклопедических изданиях

      Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

      III. Работа
      в группах

      Организует работу в группах. Объявляет задание каждой группе.

      Задание для 1-й группы: найдите в словарях определение былины, узнайте, кто такие богатыри, запишите имена самых известных русских богатырей.

      Карточка для 1-й группы (см. ресурсный материал)

      Делятся на группы, получают карточки с заданиями и информационный материал, с которым учащиеся должны будут поработать.

      Сообщение первой группы.

      Находят в словаре определение былины, записывают имена богатырей, рассказывают о богатырях

      Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

      Задание для 2-й группы: узнайте, как возникли былины на Руси, как раньше они назывались. Найдите материал о князе Владимире Красно Солнышко.

      Карточка для 2-й группы (см. ресурсный материал)

      Сообщение второй группы.

      Показывают на слайде икону с изображением святого князя Владимира, правившего на Руси в конце X – начале XI века. Рассказывают об истории возникновения былин на Руси, о князе Владимире Красно Солнышко

      Задание для 3-й группы: узнайте, почему былина относится к жанрам устного народного творчества; кто был автором и исполнителем былинных сказаний.

      Карточка для 3-й группы (см. ресурсный материал)

      Сообщение третьей группы.

      Рассказывают об исполнении былин гуслярами, включают для прослушивания «Былину об Илье Муромце» в исполнении ансамбля «Купина» (солист-гусляр – Дмитрий Волков)

      Задание для 4-й группы: узнайте, что роднит былину с русской народной сказкой.

      Карточка для 4-й группы (см. ресурсный материал)

      Сообщение четвертой группы (см. ресурсный материал) .

      Составляют сравнительную таблицу

      Задание для 5-й группы: найдите информацию о русском художнике В. М. Васнецове, об истории создания картины «Богатыри».

      Карточка для 5-й группы (см. ресурсный материал)

      Сообщение пятой группы (см. ресурсный материал) .

      Показывают на слайде портрет В. М. Васнецова, репродукцию картины «Богатыри».
      Рассказывают о художнике, истории создания картины

      Задание для 6-й группы: найдите информацию о богатыре Илье Муромце, о том, как он стал святым.

      Карточка для 6-й группы (см. ресурсный материал)

      Сообщение шестой группы.

      Рассказывают о том, как Илья Муромец стал святым. Предлагают посмотреть начало художественного фильма «Илья Муромец».

      После просмотра нескольких эпизодов фильма
      (в зависимости от того, сколько времени останется на уроке) предлагают школьникам досмотреть фильм дома

      IV. Домашнее задание

      Знакомит и объясняет домашнее задание.

      Вспомнить материал урока, записать в тетрадь главные мысли по теме сегодняшнего урока, которые хотелось бы запомнить надолго.

      Обосновать свой выбор.

      Досмотреть художественный фильм «Илья Муромец», написать небольшой отзыв о своих впечат-
      лениях

      Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

      Осознавать, принимать, сохранять учебные
      задачи

      V. Итог урока. Рефлексия

      Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

      – Что особенно заинтересовало вас во время урока?

      – Что нового узнали на уроке?

      – С чем вы познакомились на уроке? Что было особенно интересно? О чем еще хотелось бы узнать?

      – Кому из вас захотелось прочитать былины? Поднимите руки. Я надеюсь, что встреча с былинами будет для вас так же интересна, как и материал, который вы сегодня собрали

      Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

      Оценивают свою работу на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания ( «0», «+», «–», «?» ):

       Я знаю, что такое былина, и могу объяснить это своими словами.

       Я знаю, кто такие богатыри, и могу назвать их имена.

       Я могу назвать три характеристики, объединяющие русскую народную сказку и былину.

       Я могу назвать картину Васнецова, на которой изображены русские богатыри.

       Я могу пересказать начало фильма «Илья Муромец»

      Осуществлять
      самоконтроль учебной деятельности

      Ресурсный материал к уроку

      Карточка для 1-й группы.

      На Руси известно около 50 богатырей-воинов, которым посвящены былинные сюжеты. Самих сюжетов известно около ста. Богатыри старшего поколения: пахарь Микула Селянинович, Святогор, Вольга Святославович.

      Святогор – великан «величиной с гору», обладает немереной силой. В конце жизни передал свою силу Илье Муромцу.

      Микула Селянинович – крестьянин, пахарь, скромный труженик, носит с собой суму с «тягой земной» (силой всей Русской земли), которую не может поднять даже сам Святогор.

      Вольга Святославович – волхв (волшебник), оборотень и охотник. Умеет превращаться в разных животных (волка или орла), совершил путешествие в Индию.

      Также выделяются богатыри, относящиеся к младшему поколению. Самых известных из них три: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. У всех трех богатырей есть исторические прототипы (реальные люди). Летописи сохранили сведения о Добрыне (от слова «добрый») – дяде Владимира Красно Солнышко, АлёшеПоповиче (поповском сыне), Илье Муромце – крестьянском сыне, защитнике вдов, сирот и малых детушек. Каждый богатырь имеет свои достоинства, свое лицо: Добрыня Никитич – дипломат и храбрый змееборец, Алёша Попович – молодой, нетерпеливый, любящий прихвастнуть, но смелый и отважный.

      Карточка для 2-й группы.

      Былины – это песни о подвигах богатырей. Раньше назывались старинами. Былины имеют историческую основу. Действия во многих из них связаны с городами Великим Новгородом и Киевом, где правил князь Владимир Красно Солнышко. Произошли былины из древних песен и легенд. Возникли они во времена княжеских ссор и распрей. Главная мысль былин – защита Родины от врагов, служба богатыря князю.

      Князь Владимир – внук князя Игоря, о котором сказано А. С. Пушкиным в произведении «Песнь о вещем Олеге» («Князь Игорь и Ольга на холме сидят. »). Он был не только князем киевским, правителем всей Руси. Именно благодаря ему на Руси было принято христианство, и поэтому он почитается церковью как святой и равноапостольный (равный апостолам – ученикам Иисуса Христа). Он получил в народе прозвище Красно Солнышко и являлся фигурой, вокруг которой объединилось большинство богатырей – героев древнерусских былин.

      Карточка для 3-й группы.

      Былина относится к жанрам устного народного творчества, потому что былины, так же как и сказки, передавались из уст в уста. Так как былины передавались от одного человека к другому в устной форме, то они многовариантны. Об одном и том же богатыре сложено множество былин, которые могли иметь несколько различных вариантов. Сюжеты многих из них похожи, они имеют лишь некоторые отличия. Сочинялись былины простыми людьми, часто музыкантами, которые исполняли былины под гусли. Таких исполнителей называли боянами. Они ходили по деревням и селам и там, перебирая гусли, нараспев рассказывали о подвигах русских богатырей. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому былину легко было исполнять под гусли.

      Карточка для 4-й группы.

      По своему строению былина похожа на сказку. В сказке есть зачин – краткое вступление. В былине он называется запев. Основная часть – рассказ о самом подвиге. События основной части былины могут иметь повторы, как и в сказке. Концовку былины называют исходом.

      В былинах много постоянных эпитетов (туча черная, красна девица, белый камень, красно золото, ночь темная-растемная и др.); повторов одних и тех же речевых оборотов и целых сцен; гипербол – художественных преувеличений («Разрывала, расщепляла стрела старый дуб во щепу, во черенки. Череночки да щепочки разлетелись, угодили они во разбойников да всех до одного в одночасье погубили подряд!»); слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кустики низовенькие, камушки кремневенькие, ходовитые разбойнички, псы – ночные подорожнички и др.). Все это помогает выразить отношение к героям былины – симпатию и любовь или осуждение и страх. Например, преувеличение силы богатыря нужно для того, чтобы показать его мощь, храбрость и в то же время выразить восхищение могучим защитником Родины.

      Сообщение четвертой группы.

      Повторы слов, фраз, целых эпизодов

      Повторы слов, фраз, целых эпизодов

      Карточка для 5-й группы.

      Виктор Михайлович Васнецов любил русскую историю, он написал много картин на сказочные сюжеты. Наиболее известные из них – «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Спящая царевна», «Ковер-самолет», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна».

      «Богатыри» – самая знаменитая картина В. М. Васнецова. Первый набросок картины «Богатыри» В. М. Васнецов сделал в 1871 году. А позже, в 1876 году, в Париже, когда ощутил острую тоску по Родине, на глазах у ошеломленного художника В. Д. Поленова написал эскиз будущей картины. «Как хочется работать!» – с такими словами обратился В. М. Васнецов к В. Д. Поленову. Тот подал ему холст и краски и сказал: «Пиши!» Когда В. М. Васнецов создавал образы русских богатырей, он вспоминал мощные дубы, которые росли в усадьбе Абрамцево. В. М. Васнецов вспоминал, что, когда он любовался «кряжистыми великанами», невольно пришла на ум мысль: «Это ведь наша матушка Русь. Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь. Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия». Завершена картина была только к 1898 году, через 27 лет. Современники свидетельствовали о том, что сам В. М. Васнецов был человеком физически сильным, застенчивым и простодушным. Привлекали в В. М. Васнецове и его искренность, предельная честность, свежесть чувств и глубина душевных переживаний.

      Сообщение пятой группы.

      В. М. Васнецов любил и знал родную историю, и его картина «Богатыри» повествует о беспокойном и тревожном времени, в которое жили русские богатыри. Тревожность «былинного» времени на картине передается особыми выразительными средствами: неспокойное, низкое предгрозовое небо, клубящиеся тучи. Неподвижны ли они? Нет, их гонит сильный степной ветер, ветром разметаны косматые гривы богатырских лошадей. Посреди беспредельно широкой степи остановились богатыри. С тревогой зорко всматриваются они вдаль. Когда необходимо, они вступают в битву с врагами Русской земли, их победа имеет решающее значение для всего Русского государства. Богатыри исполняют святое дело защиты Родины. Их лица строги, одухотворены этой высокой идеей. Выражение лиц богатырей показывает твердую уверенность в правоте своего дела. Подумайте, зачем на переднем плане картины прямо у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосенки и елочки. Молодые, зеленые, хрупкие деревца контрастируют с могучими всадниками: так художник хотел подчеркнуть силу и мощь богатырей. Также для этого он изобразил фигуры богатырей и лошадей больше натуральной величины и высоко поднял линию горизонта. Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх – от этого усиливается впечатление величия и монументальности их образов.

      В центре на исполинском вороном коне сидит Илья Муромец. Приложил он десницу (правую руку) к челу, зорко всматривается вдаль.

      Илья – самый могучий богатырь. Кажется, с удивительной легкостью держит Илья «палицу булатную сорока пудов», и рука его не сгибается от такой тяжести. Красное древко огромного копья кажется тонким на фоне мощной широкоплечей фигуры богатыря. Илья – самый старший, опытный из богатырей. Густая седая прядь выбилась у него из-под шлема, серебряные нити сверкают в его в бороде. Илья – крестьянин, на нем простой шлем и обычная кольчуга. Конь Ильи под стать богатырю, такой же мощный, сильный. Стоит конь спокойно, но во всем его облике чувствуется напряженность, собранность. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника. Двинься он сейчас, и, кажется, загудит земля, вихрем промчится он по степи, оставляя за собой облако клубящейся пыли. Илья чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами земли Русской. Илья Муромец известен как победитель Соловья-разбойника, он один уничтожил четыреста разбойников, истребил несметные полчища врагов во главе с Идолищем поганым и Калином-царем. По правую руку от Ильи Муромца сидит на коне Добрыня Никитич, о котором также сохранились упоминания в летописях. Добрыня – победитель злого Змея Горыныча и Батыги (Батыя). Былины рассказывают, что Добрыня знатного происхождения, он сын рязанского князя. На картине Добрыня выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Сверкает серебром его кольчуга и щит заморской работы, украшенный жемчугами. Огромный меч готов выхватить Добрыня из золотых ножен. Красавец белый конь (в былинах его называют ласково «Белеюшко») стоит в нарядной сбруе с золотыми украшениями. Ветер растрепал его густую гриву, распушил хвост. Строг, справедлив, благороден Добрыня Никитич. На груди его заметен крест. Так В. М. Васнецов отразил исторический факт, почерпнутый из летописей, что Добрыня был сподвижником князя Владимира, крестителя Руси. Образ Добрыни был особенно близок В. М. Васнецову.

      По левую руку от Ильи Муромца находится самый молодой богатырь – Алёша Попович. Это прозвище говорит о том, что происходит он из семьи священника. Летописи упоминают о двух разных богатырях – Алексее и Александре Поповичах. Один их них служил князю Владимиру и получил за храбрость золотую гривну, другой погиб в битве на реке Калке.

      При всей непохожести характеров и обликов богатырей на картине они составляют единое целое. Былины говорят о том, что эти богатыри – крестовые братья, это значит, что заключили они договор побратимства, обменялись нательными крестами, условились о согласии в действиях, поклялись помогать и служить друг другу.

      Карточка для 6-й группы.

      Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Над разрешением загадок, связанных с именем Ильи, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны остаются до сих пор. И даже сегодня для многих современных людей является открытием тот факт, что популярный герой-богатырь Илья Муромец почитается святым Русской православной церковью.

      Интересна история о том, как Илья Муромец был причислен к лику святых. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илия (таков церковный вариант имени) принимает решение окончить свои дни иноком (монахом) и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру (расположенную в городе Киеве на Украине). Раньше такой шаг для воина считался вполне традиционным – сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

      Умер Илья Муромец, будучи монахом Киево-Печерской лавры. Первоначально он был захоронен на почетном месте (где и князей-то не всех хоронили) в усыпальнице для князей в киевском храме Святой Софии. Даже бояре не мечтали о погребении своем в храме Софии Киевской, так как для них это была честь неслыханная! А Илья Муромец был крестьянский сын. Впоследствии его гробница была разрушена. Тогда мощи (тело святого) были перенесены в Киево-Печерскую лавру, где они покоятся и поныне.

      Ученые исследовали мощи (тело) Ильи и установили, что богатырь действительно был крупным человеком. На левой руке и в области левой груди обнаружены большие раны, что говорит о его принадлежности к воинам. Определен возраст Ильи – 40–55 лет, выявлены изменения в позвоночнике, которые позволяют говорить о перенесенной в юности болезни конечностей (в былине сказано, что «Илья сиднем сидел тридцать лет и три года», у него «болели ноженьки»).

      День памяти святого Илии отмечается 1 января. Святому Илие Муромцу не было составлено церковного жития (рассказа о его жизни). Но полная биография богатыря от рождения и исцеления до кончины отражена в русских былинах.

      На сегодняшний день известно и то, что частички мощей святого Илии Муромца хранятся в церкви Воскресения на Дебре в городе Костроме. Как и когда они туда попали, до сих пор неизвестно.

      Источник

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *