психология в повседневной жизни
10 примеров того, как психология может улучшить вашу жизнь
Как использовать психологию в повседневной жизни? Вы считаете, психология нужна лишь студентам, профессорам и психотерапевтам? Не спешите с выводами. Тот факт, что психология является как прикладной, так и теоретической дисциплиной, позволяет найти ей множество применений.
Несмотря на то, что для простого человека научные исследования представляют собой не совсем легкий материал для чтения, результаты этих экспериментов и исследований могут в значительной степени применяться в повседневной жизни. Ниже приведены некоторые способы практического применения психологии в быту.
1. Мотивация
Некоторые уроки из психологии предлагают советы по поиску мотивации для тех, кто ставит перед собой задачу бросить курить, похудеть, или выучить новый язык. Для того, чтобы повысить уровень мотивации при переходе к делу, воспользуйтесь некоторыми из следующих советов, полученных благодаря исследованиям в области когнитивной и педагогической психологии:
2. Развитие лидерских качеств
Независимо от того, являетесь вы руководителем отдела или волонтером в местной молодежной группе, хорошие лидерские навыки обязательно пригодятся вам в определенный момент вашей жизни. Не каждый человек — прирожденный лидер, но простые советы, почерпнутые из психологических исследований, могут помочь в совершенствовании ваших лидерских качеств.
В одном из наиболее известных исследований по этой теме рассматриваются три разных стиля лидерства. На основании результатов данного исследования и последующего изучения, рекомендуется практиковать следующих действия, когда вы находитесь в позиции лидера:
3. Помощь в развитии коммуникативных навыков
Коммуникация включает в себя гораздо больше, чем то, как вы говорите или пишете. Исследования показывают, что невербальные сигналы составляют огромную долю нашего межличностного общения. Для того, чтобы эффективно передавать сообщения, необходимо научиться выражать свои мысли невербально и читать невербальные сигналы окружающих вас людей. Несколько ключевых стратегий включают в себя следующее:
4. Помощь в понимании других людей
Как и в случае с невербальной коммуникацией, способность понимать свои эмоции и эмоции тех, кто вас окружает, играет важную роль в отношениях с людьми и профессиональной жизни. Термин эмоциональный интеллект относится к вашей способности понимать как свои собственные эмоции, так и эмоции других людей. Коэффициент вашего эмоционального интеллекта представляет собой меру этой способности. По мнению психолога Дэниела Гольмана, коэффициент вашего эмоционального интеллекта в действительности может быть более важным, чем уровень интеллектуального развития (1995).
Что вы можете сделать, чтобы повысить свою эмоциональную грамотность? Рассмотрим некоторые из следующих стратегий:
5. Помощь в принятии более правильных решений
Исследования в области когнитивной психологии обеспечили нас огромным объемом информации относительно принятия решений. Применение этих стратегий в жизни может способствовать принятию более мудрых решений. Когда в следующий раз вам понадобится принять важное решение, попробуйте воспользоваться какими-либо из следующих методов:
6. Улучшение памяти
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему вы можете вспомнить подробности событий далекого детства, но при этом забываете имя нового клиента, с которым познакомились вчера? Исследование того, как мы формируем новые воспоминания, а также как и почему мы забываем некоторые вещи, привело к ряду выводов, которые могут быть использованы в повседневной жизни. Как вы можете повысить эффективность памяти?
7. Принятие более разумных финансовых решений
Лауреат Нобелевской премии психолог Даниэль Канеман и его коллега Амос Тверски провели ряд исследований, направленных на то, как люди справляются с неуверенностью и риском при принятии решений. Дальнейшие исследования в этой области, известной как поведенческая экономика, позволили сделать некоторые основные выводы, которые можно использовать для более разумного управления деньгами. Одно исследование, проведенное в 2004 году, показало, что рабочие могли увеличить свои сбережения более чем в три раза за счет использования следующих стратегий:
8. Повышение успеваемости
Когда в следующий раз вам захочется пожаловаться на внеплановую контрольную, промежуточные или выпускные экзамены, задумайтесь — исследования показали, что выполнение тестов на самом деле помогает вам лучше запомнить то, что вы узнали, даже если в тесте не было таких вопросов.
Другое исследование показало, что повторное выполнение теста может быть более полезно для запоминания, чем изучение. Студенты, которые систематически выполняли тесты, смогли вспомнить 61 процент материала, в то время как в исследуемой группе студенты вспомнили лишь 40 процентов. Как же можно применить эти выводы в повседневной жизни? При изучении новой информации чаще устраивайте себе проверку в виде тестов, чтобы закрепить в памяти то, что вы узнали.
9. Рост производительности
Порой создается впечатление, что существуют тысячи книг, блогов и журнальных статей, рассказывающих о том, как успеть сделать больше за один день, но сколько из этих советов основаны на реальных исследованиях? Например, вспомните, сколько раз вы слышали, что многозадачность может помочь вам стать более продуктивным. В действительности, исследования показали, что попытки одновременно выполнять более одной задачи серьезно снижают скорость, точность и производительность.
Так, какие же уроки из психологии вы можете использовать для повышения производительности? Рассмотрим некоторые из них:
10. Здоровье
Психология может быть полезна для улучшения общего состояния здоровья. Психология здоровья предлагает множество полезных стратегий, которые могут помочь вам стать здоровыми и счастливыми, от способов поощрения физических упражнений и правильного питания до новых методов лечения депрессии.
Вот некоторые примеры, которые вы можете использовать непосредственно в вашей жизни:
20 психологических уловок, которые пригодятся вам в жизни
Они и правда работают — доказано интернет-пользователями.
Кому-то психология кажется бесполезной чепухой. Но если вы активно и часто взаимодействуете с людьми, она может оказаться полезной. Изучив простые психологические приемы, вы сможете лучше «читать» людей. А еще сделаете так, чтобы к вашему мнению прислушивались, а вас лучше понимали. Поверьте: это значительно облегчит вашу жизнь.
Ниже мы собрали 20 рабочих трюков из психологии, которыми поделились интернет-пользователи.
1. «Если с вами говорит застенчивый человек — смотрите ему в глаза и кивайте головой. Так он почувствует уверенность и будет продолжать говорить».
2. «Этот совет я перенял у своего друга. Каждый раз, когда он назначал свидание своей девушке, он не спрашивал: «Куда хочешь пойти?». Иначе он получил бы типичное: «Не знаю, куда угодно», а потом началось бы «отбрасывание» предложений. Вместо этого он спрашивал: «Куда ты НЕ хочешь пойти?». Я использовал этот трюк несколько раз — это находка!».
3. «Я работаю на стойке регистрации в медицинском центре. Пациенты ненавидят заполнять свои документы! Раньше я говорила им: «Проверьте информацию и, если нужно, замените ее на актуальную». В ответ они вздыхали и неохотно брали бумаги, отпуская по ходу несколько жалоб. Теперь я говорю им: «Все, что вам нужно сделать — изменить данные». Такая формулировка позволяет им думать, что работы не так уж и много, поэтому они забирают бумаги без единого слова. Это мелочь, но это так облегчает жизнь в моем офисе!».
4. «Здоровайтесь со всеми, кого вы знаете, и делайте это с улыбкой. Зачастую люди, которые учились вместе в школе, при встрече обмениваются неловкой улыбкой вместо широкой улыбки и жизнерадостного приветствия. Только представьте: если кто-то встретит вас два раза в год и оба раза вы будете улыбчивы и приветливы — о вас будут думать как о хорошем и приятном человеке».
5. «Когда вы с кем-то говорите, ваш собеседник естественным образом будет стараться заполнить тишину. Это происходит на подсознании. Если вы хотите, чтобы собеседник продолжал говорить, — молчите. Очень полезный ход, особенно когда вы вступаете в словесную перепалку».
6. «Я не пользовался этим советом, но, думаю, им стоит поделиться. Деррен Браун рассказал, что однажды к нему подошел мускулистый пьяный парень, который явно хотел его поколотить, со словами: «На что уставился?». Деррен ответил: «На стену за домом — она 1,2 метра высотой!». Идея состоит в том, что подобная фраза ставит человека в невыгодное положение и выводит его из возбужденного состояния. Как бы то ни было, в конце концов «задира» начал жаловаться Брауну на свою девушку».
7. «Думайте о своем будущем «я». Как я буду себя чувствовать через час или два, если пропущу тренировку в тренажерном зале? Стану ли я чуточку счастливее, если помою эту кучу посуды прямо сейчас, перед сном? Или лучше сделать это утром, перед работой? Практически все плохое приносит нам мгновенное удовлетворение, в то время как все хорошее его откладывает. Я всегда стараюсь помнить об этом: если мне нужно ждать, чтобы пожинать плоды, то это, вероятно, лучший вариант».
8. «Чтобы избегать драмы на работе и быть любимым коллегой, нужно просто делать людям комплименты за их спиной».
9. «Когда я делаю что-то, что раздражает и надоедает моему мужу, из-за чего он замолкает, я жду несколько минут, а затем задаю ему, казалось бы, невинный вопрос. Например, как работают определенные части автомобиля или что-то связанное с механикой. Он начинает говорить о машине, и через 5 минут бац — он снова счастлив! Никогда не скажу ему, что делаю это, потому что боюсь, что этот трюк больше не сработает. Но он работает каждый раз!».
10. «Слушая кого-то, не давая советов и не требуя дополнительной информации, я обычно получаю намного больше информации, чем если бы проявлял настойчивость».
11. «Когда вы с кем-то ссоритесь, найдите то, о чем можно договориться, а затем выдвиньте свою главную мысль».
12. «Когда вы находитесь в компании и кто-то рассказывает анекдот (или просто происходит что-то, из-за чего все начинают смеяться), каждый, как правило, смотрит на того, кто ему больше всего нравится».
13. «Если кто-то говорит, что у него икота, попросите его это доказать. В 9 случаях из 10 икота исчезнет. Из-за необходимости вызвать икоту «напоказ» ваша диафрагма перестанет икать. Мне удалось проверить этот трюк на себе (с переменным успехом), но для него нужна практика. Вы понимаете, что у вас икота, а затем пытаетесь специально икнуть. Как можно усерднее заставляйте себя сделать еще один «ик». Вот увидите: икота прекратится».
14. «Я работаю с группой не самых грамотных юристов, и все время использую фразу «Вы правы», даже если это не совсем так. Такой ход заставляет их чувствовать себя умными, и они мгновенно смягчают свое отношение. Они даже начинают ко мне прислушиваться».
15. «Благодарите собеседника за то свойство характера, которое вы от него ждете. Вместо того чтобы говорить клиенту, что вы сожалеете о том, что заставили его ждать, поблагодарите его за терпение или понимание. Этот трюк творит чудеса».
16. «Совсем недавно у моего четырехлетнего сына началась стадия «почему». Я прочел статью, в которой говорилось, что лучший способ поскорее закончить с бесконечными вопросами — спросить ребенка: «А как думаешь ты?». Подарок судьбы! Ребенок сам (!) отвечает на свой вопрос, а вы отвечаете: «Мне нравится». Дело закрыто! Это очень круто!».
17. «Когда я задаю кому-то вопрос и мне отвечают: «что?» — я не повторяю слова, а просто смотрю на собеседника несколько секунд. В 99% случаев он ответит на мой вопрос, а мне не придется задавать его снова. Я думаю, что вопрос «что?» — это какой-то подсознательный рефлекс, даже когда вас точно услышали».
18. «Вместо того чтобы спорить, я начинаю соглашаться, и только потом излагаю свою точку зрения. Такие споры всегда заканчиваются довольно мирно».
19. «Улыбнитесь бармену, и он подойдет к вам гораздо быстрее. Улыбнитесь утром коллеге, и он(а) охотнее откликнется на вашу просьбу о помощи. Улыбнитесь своим детям, и они будут чувствовать себя любимыми. Улыбнитесь своему партнеру, и ему будет приятно, что он сделал вас такими счастливыми. Улыбнитесь незнакомцу — он улыбнется вам в ответ, и у вас обоих поднимется настроение (хотя бы на пару минут). Улыбайтесь на встречах, улыбайтесь на собеседованиях, улыбайтесь сотрудникам магазинов, мусорщикам, почтальонам, случайным прохожим в парке и даже тем, кто чуть не врезался в вас на улице. Улыбайтесь официантам, учителям, маме и папе. А еще не забудьте улыбнуться своему отражению в зеркале и дерзко подмигнуть».
20. «Недавно прочитал, что фраза «Ты прав(а)!» вместо «Я знаю» не будет умалять открытия человека, который только что о чем-то узнал. Думаю, это довольно эффективный способ не выглядеть в глазах собеседника придурком-зазнайкой».
Психология в повседневной жизни
Многие люди не понимают, зачем нужна психология и как она влияет на повседневную жизнь. Однако, сталкиваясь каждый день с различными проблемами, решая их, они даже не подозревают, что пользуются иногда самыми настоящими психологическими приемами.
Каким же образом это происходит? Некоторые интуитивно способны исправить любую сложившуюся ситуацию, но есть и такие, которым очень сложно разобраться не только в происходящем, но и в самом себе.
В таких случаях и приходит на помощь психология. Зная психологию, человек может добиться успеха в бизнесе, любви, семейных отношениях, конфликтных ситуациях и т. д.
Однако, следует помнить, что психология – это сложная наука, изучающая закономерности развития психики и психической деятельности человека в различных сферах жизни. Специалисты в этой области – квалифицированные психологи.
Обратившись к психологу, можно разобраться с любыми житейскими сложностями, но некоторые люди не доверяют или стыдятся обращения к специалисту и живут со своими проблемами всю жизнь.
Конечно же, можно научиться принимать любые решения самостоятельно, без чьих-либо советов, изучив азы психологической науки.
Итак, в каких же сферах повседневной жизни люди сталкиваются с психологией? Ведь не секрет, что наука не стоит на месте, она развивается и постепенно входит в нашу жизнь, становясь неотъемлемой ее частью.
Прежде всего, психология затрагивает интересы каждого человека и общества в целом. Как известно, малой частью этого общества, является семья. Здесь человек рождается, воспитывается, а взрослея, создает свою семью. Поэтому очень важно, какие взаимоотношения в семье, поскольку любые проблемы тянутся с самого детства.
Семейными проблемами занимаются специалисты в этой области. Они помогают разобраться во взаимоотношениях между родителями, между детьми и родителями, другими вопросами, которые касаются семьи.
Если в семье неблагонадежные взаимоотношения – это значительным образом отражается на обществе. Попадая в коллектив, ребенок из неблагополучной семьи ведет себя не адекватно, его поведение непредсказуемо, что отрицательно сказывается на коллективе в целом.
Поэтому, важной областью применения психологических знаний является педагогика. Учитывая новые достижения в научно-технической сфере, значительно изменились требования к ученикам нового поколения.
Школьная программа далеко не та, что была десятилетие назад и многие родители не успевают идти в ногу со временем (в отличие от своих детей), не могут перестроиться на новый лад, найти взаимопонимания со своими детьми-подростками.
На помощь родителям и их детям приходят школьные психологи, занимающиеся различными вопросами по воспитанию, поведению, развитию и другими проблемами, затрагивающих обучение и адаптацию в школе. Решают конфликтные ситуации, возникающие в процессе учебы.
Задачами специалистов является выявление неуспевающих учеников, дефектов психического и физического развития детей, а также проведение коррекционных программ, с помощью которых можно повысить уровень умственных способностей, креативности, улучшить память и другие психические процессы (внимание, речь, воображение, логическое мышление).
Многие юноши и девушки, стоя у порога новой жизни, не знают, куда поступить дальше, какую профессию выбрать, на каком учебном заведении остановиться. Такие вопросы также решают психологи, проводя групповые тесты, тренинги и т. д., помогая старшеклассникам определиться с выбором профессии.
Немаловажное значение имеет профессиональная деятельность в жизни любого человека. Это касается как начинающего специалиста, так и тех, кого интересует карьера, продвижение по службе.
Во многом успех зависит от психологического настроя, уверенности в себе, своих профессиональных знаниях и навыках, в умении преподнести себя будущему работодателю, договориться с партнером, заключив взаимовыгодную сделку. Таких примеров можно привести множество.
Те, у кого возникли трудности в профессиональной сфере, могут обратиться за рекомендациями к профессионалам. Любой практический психолог способен решить массу вопросов.
Кроме того, на любом производстве и в профессиональной деятельности человека могут возникать конфликты, которыми занимается смежная с психологией наука – конфликтология.
Инженерная психология помогает разрешить ситуации в промышленной сфере, а проблемами, связанными с понятием «человек-машина», занимается психология труда (анализ поведения человека в процессе трудовой деятельности, изучение условий труда и т. д.).
Без психологии не обходится и такая область, как медицина. Клинические психологи изучают психику пациентов, различные расстройства нервной системы и др.
Таким образом, в любой сфере, где присутствует человек, принимает участие наука психология.
20 психологических уловок, которые помогут вам в повседневной жизни
20 признаков, которые многое расскажут вам о людях и помогут управлять их поведением.
Мы сталкиваемся и взаимодействуем с людьми почти каждый день, и на нашем пути попадаются разные личности. Конечно, куда приятнее было бы общаться только с теми, кто нам симпатизирует. Но реальность такова, что мы неизбежно встречаем людей, с которыми у нас не совпадают точки зрения на те или иные вопросы и ситуации. Как бы нам этого ни хотелось, но полностью управлять разумом окружающих нам не под силу. Однако с помощью сложной науки психологии мы можем попытаться раскусить характер нового знакомого, который стоит перед нами.
Мы подобрали 20 психологических фактов, которые научат вас разбираться в людях, эффективно выстраивать общение с ними и получать от него максимум пользы.
1. Обращайте внимание на походку: если человек сильно виляет бедрами, скорее всего, он привык нарушать правила и ему неважно, что о нем думают другие; если человек идет нормально и стоит прямо, не сгибая коленей, он ценит людей и заботится об их чувствах и эмоциях.
2. Если ваш собеседник почесывает нос, значит, он немного нервничает и переживает о том, что окружающие думают о его внешности.
Golden Harvest
3. Если вы хотите узнать, следят ли за вами, зевните и оглянитесь вокруг: если кто-то рядом тоже зевает, значит, все это время он смотрел на вас.
4. Если у человека густые брови, вероятнее всего, он немного агрессивен или вспыльчив.
5. Если вы хотите наладить отношения с человеком, прежде чем пожимать ему руку, убедитесь, что она теплая. Холодные руки обычно пробуждают недоверие на подсознательном уровне.
Disney / trollprinceofmyheart.tumblr.com
6. Когда вы задаете вопрос, простой способ заставить окружающих согласиться с вами — кивать во время разговора. Такой жест связан с позитивом, поэтому он заставит слушателей думать, что ваши слова — истина в последней инстанции.
7. Если во время разговора собеседник наклоняет голову в сторону, это признак того, что ему комфортно находиться рядом с вами и ему нравится, о чем вы говорите.
8. Самые сильные и яркие воспоминания человека, как правило, связаны с тем, что происходит в начале или в конце, в то время как середина становится размытой. Поэтому если у вас есть возможность самому назначать время собеседования, будьте первым или последним кандидатом.
9. Когда вы спорите с кем-то, будьте спокойнее оппонента. Такое поведение заставит человека выкинуть то, что вы впоследствии сможете использовать против него.
10. Если человек приподнимает брови при виде вас, ему приятно вас видеть. Это происходит на подсознательном уровне.
MTV
11. Действенный способ расположить человека к себе — установить с ним продолжительный зрительный контакт. Если делать это вам трудно и неудобно, попробуйте смотреть человеку в область между глаз или бровей. Собеседник ничего не заметит, а вы будете выглядеть дружелюбно и уверенно.
12. Радость может излучать не только улыбка, но и глаза. Если вы видите небольшие складки вокруг глаз, это признак того, что вас искренне рады видеть. Это то, что называется улыбкой глазами (smize). В противном случае отнеситесь к человеку настороженно.
13. Как правило, люди с широкими и вытянутыми лбами более умны или имеют хорошее чувство юмора.
14. При разговоре с кем-то следите за его ногами — это может многое рассказать о языке тела собеседника. Например, когда вы приближаетесь к человеку, а он разворачивается к вам только телом, вероятно, он хочет остаться в одиночестве. Если во время разговора ноги собеседника развернуты в сторону от вас, скорее всего, он хочет поскорей сбежать. Когда вы беседуете с кем-то и он неловко скрещивает ноги, это признак того, что человек не уверен в себе, боится вас или, того хуже, вам лжет.
15. Если вы подозреваете, что на собрании вас ждет взбучка от начальника, сядьте рядом с ним. Чаще всего людям некомфортно и неприятно повышать голос на того, кто находится рядом.
Disney / joseteartesero.tumblr.com
16. Женщины, которые любят использовать розовые или красные оттенки помады, любят свободу и всегда открыты к приключениям, в то время как те, кто предпочитает темно-коричневые цвета, более спокойны и серьезны. Если ваш собеседник застенчив, продолжайте смотреть на него и кивать в такт его словам. Такой прием побуждает продолжать говорить.
17. В людных местах люди склонны смотреть окружающим в глаза, чтобы понять, куда они направляются, во избежание столкновения. Используйте это в своих интересах: смотрите в том направлении, куда вы хотите идти, находясь в толпе. Вы удивитесь, но люди вокруг вас инстинктивно освободят для вас проход.
18. Молчание — лучший способ противостоять рассерженному человеку. Чтобы обезвредить соперника и заставить его испытать чувство стыда за свои слова, просто промолчите. Не отвечайте агрессией на агрессию. Это всегда помогает.
Disney / wish-upon-a-blog.tumblr.com
19. Доброта — самое эффективное «оружие». Используйте это в спорах. Помимо молчания, вы можете проявить немного позитива или учтивости. Нет ничего более болезненного для грубиянов, чем небольшая порция доброты.
20. Если вы думаете, что кто-то не любит вас/не хочет с вами общаться/пренебрежительно относится к вам, вы считаете, что человек откажет вам в вашей просьбе и т. п., попросите у него сначала небольшую услугу, например, одолжить вам ручку. Даже если вам собираются сказать «нет» на основную просьбу/ответ, просьба одолжить ручку — такая маленькая услуга, что любому человеку невероятно трудно сказать «нет». Приняв ваш запрос на небольшую услугу, человек возможно в конце концов придет к выводу, что вам можно доверять, и есть вероятность, что он изменит к вам отношение. Этот психологический трюк называют «эффектом Бенджамина Франклина», поскольку он регулярно использовал его в своей практики.