Психология общения что это такое
Что такое общение — определение, виды, этапы, средства, цели
Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.
Что такое общение?
Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:
С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).
Средства общения
Средствами общения называют способы представления, обработки, передачи, кодирования и декодирования информации. Под кодированием здесь подразумевается преобразование информации в вид, подходящий для передачи (устная речь, бумажное письмо, электронное сообщение). Соответственно, декодирование – это восприятие сказанного на слух, чтение с бумаги или с экрана.
Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.
1. Вербальные средства общения
В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).
Примеры вербальной передачи информации:
Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.
2. Невербальные средства общения
К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.
Примеры невербальной передачи информации:
Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.
Цели общения
Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).
Основные функциональные цели общения:
Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.
Этапы общения
Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:
Функции общения
Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:
Виды общения
В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:
Стороны общения
Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):
Роль общения в человеческой жизни
Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.
Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.
Основы психологии общения
Пристальное внимание специалистов современной психологии обращено на проблемы общения людей. Зачастую именно оно способно вырвать человека из объятий скуки, рутины, поднять настроение. Исследованиям общения, как важнейшей потребности индивидуума, посвящены основы психологии общения. Ввиду многоаспектности предмета исследований можно систематизировать основные виды общения в психологии появляются более специфические направления, такие как основы психологии общения.
Когда мы общаемся со знакомыми, расспрашиваем их о погоде, покупках, ценах, о возможности решить какую-то бытовую проблему, — такой тип общения называется когнитивным. В сущности люди просто обмениваются информацией. В случае, если в результате разговора одному человеку удастся повлиять на эмоциональное состояние другого, например, шутками-прибаутками расшевелить скучающего товарища, то такое общение будет признано эмоциональным, или кондиционным.
Более углубленным является мотивационное общение. Его характеризует особая целенаправленность — это обмен желаниями, обращение с личным интересом, попытка решить при помощи общения свою проблему.
В психологии под понятием «общение» понимают форму деятельности, которая осуществляется между людьми и заключается в обмене информацией между ними.
Виды общения
В зависимости от того, как происходит общение, от специфики поведения людей, различаются следующие типы:
Функции общения
В соответствии с выполняемыми функциями различают три стороны общения:
Стили общения
В психологии общения выделяют несколько стилей:
Раскрытие понятия «общение» в психологии
В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей.
Отношение определяется через понятие «связи», а общение является процессом взаимодействия людей, который осуществляется при помощи речевого и неречевого взаимодействия. Понятие об общении преследует цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, поведенческой и эмоциональной сферах лиц, которые участвуют в общении. Во время общения между участниками происходит обмен не только физическими действиями, результатами труда или продуктами, но и идеями, намерениями, мыслями, переживаниями и т.д.
Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета.
Любые общности людей располагают своими методами воздействия, используемые в различных формах коллективной деятельности, где происходит концентрация на социально-психологическом содержании образа жизни. Все это находит отражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, праздниках, песнях, мифах, сказаниях, в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве, в литературе, радио, телевидении и кино. Все эти массовые формы общения имеют мощный потенциал взаимовлияния людей. В истории человечества они воспринимались в качестве средств воспитания, приобщения человека посредством общения к духовной атмосфере жизни.
Основное внимание во всех аспектах общения отводится проблеме человека. При увлечении исключительно инструментальным аспектом общения ведет за собой нивелирование его духовной (человеческой) сущности и приводит к упрощенной трактовке понятия «общение» в виде информационно-коммуникативной деятельности. Во время неизбежного научно-аналитического деления общения на составные части необходимо не потерять в них человека в качестве духовной и активной силы, которая преобразует в данном процессе и других и себя.
Формы проявления и функции общения
Существует пять сторон, в которых проявляется общение:
Межличностная сторона общения служит для отражения взаимодействия человека с его непосредственным окружением. Речь идет о других людях и общностях, с которыми человек связан в жизни.
Когнитивная сторона служит ответом на вопросы о том, кто является собеседником, какой он человек, что от него можно ожидать, а также на множество других вопросов, которые связаны с личностью партнера.
Коммуникативно-информационная сторона необходима для обмена между людьми разными идеями, представлениями, интересами, чувствами, установками, настроениями и т. д.
Эмотивная сторона является важнейшим компонентом во время функционирования чувств и эмоций, настроения в личных контактах людей.
Конативная, или как ее еще называют поведенческая сторона, общения важна для целей согласования внешних и внутренних противоречий в позициях партнеров.
Существует несколько функций общения:
Виды общения
Понятие общение в психологии имеет множество сторон. Существует ряд видов общения.
Существует межличностное и массовое общение. Межличностное общение подразумевает непосредственные контакты людей в парах или группах, в которых состав участников является постоянным. Массовое же общение является множеством непосредственных контактов людей, которые незнакомы, а также коммуникация, которая опосредована разными видами СМИ.
Помимо этого существует еще межперсональное и ролевое общение. При межперсональном общении конкретные люди являются участниками общения, они обладают рядом специфических индивидуальных качеств, раскрывающихся во время общения и организации коллективных действий. Во время ролевого общения участники общения являются носителями определенных ролей. К примеру, учитель – ученик, покупатель – продавец или начальник – подчиненный. Ролевое общение лишает человека спонтанности своего поведения, потому что совершаемые действия диктуются исполняемой ролью.
Данный вид общения подразумевает проявление человека не в качестве индивидуальности, а как некоторую социальную единицу, которая выполняет определенные функции.
Еще есть доверительное и конфликтное общение. Особенность доверительного общения заключается в том, что во время него передается особо важная информация. Доверительность считается существенными признаком всех видов общения, без него невозможны переговоры, решение интимных вопросов. Конфликтное же общение проявляется во взаимном противостоянии людей, выражении неудовольствия и недоверия.
Также бывает личный вид общения, который подразумевает обмен между людьми информацией, имеющей неофициальный характер. Деловой вид общения характеризуется процессом взаимодействия людей, которые выполняют совместную работу или включены в один вид деятельности.
Кроме того, существует прямой и опосредованный вид общения. Прямое общение предстает как исторически более ранняя форма взаимодействия людей. Данный вид общения служил поводом возникновения различных видов опосредованного общения во время более поздних периодов развития цивилизации. Опосредованное общение является взаимодействием с использованием дополнительных средств, таких как письма, видео- и аудиотехника и т.д.
Знаковые системы делают общение возможным. И тут выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение подразумевает устную и письменную речь. При невербальном общении используются неречевые способы общения.
Во время вербального общения, как правило, используются два вида речи: устная и письменная. Устная речь предстает в виде самостоятельной речи, имеющей свои правила и грамматику. Письменной же речи обучают в школе, она является признаком образованности человека.
Для регулирования течения процесса общения, создания психологического контакта между людьми, обогащения значения, которое передается через слова, направления истолкования словесного текста, выражения эмоций и отражения ситуации служат невербальные средства общения. Существует несколько разновидностей невербальных средств общения:
Структура общения
Существует структура общения. Она включает в себя ряд компонентов:
Соотношение мотивов общения может колебаться от конфликта до полного совпадения. Исходя из этого, общение может быть дружественного или конфликтного характера.
В качестве основных целей общения можно выделить получение или передачу определенной полезной информации, снятие напряженности, активизацию партнеров, управление совместной деятельностью, оказание влияния на других людей.
Цели партнеров могут противоречить, совпадать или исключать друг друга. Это и влияет на характер общения.
Важно отметить, что при взаимной социальной перцепции во время общения высока вероятность ее субъективизма. Это проявляется и в неправильном определении целей партнера, его мотивов, установок на взаимодействие и отношений.
Особая роль в общении отводится коммуникативному компоненту.
Под коммуникацией понимается связь, в процессе которой происходит обмен информацией между людьми во время межличностных отношений.
Коммуникативный компонент имеет несколько особенностей:
Есть два типа информации:
Стимуляция бывает трех видов:
Информация в обществе распространяется посредством своеобразного «фильтра доверия-недоверия», действующего таким образом, что истинные данные могут быть отвергнутыми, а ложные – принятыми. Помимо этого, есть средства, которые способствуют принятию информации и которые ослабляют действие фильтров. Синтез данных средств называют фасцинацией. В качестве примера можно привести музыкальное, цветовое или пространственное сопровождение речи.
Существует пять элементов, которые входят в модель коммуникативного процесса. Таким образом, модель коммуникативного процесса выглядит так: коммуникатор – сообщение в виде текста – канал – аудитория или иными словами реципиент – обратная связь.
Основной целью информационного обмена в общении является формирование общего смысла, одной точки зрения и приход к согласию по теме разных ситуаций или проблем. Для данного обмена, как правило, применяется механизм обратной связи. Согласно ему процесс обмена информацией во время межличностной коммуникации удваивается, а также кроме содержательных сторон, информация, которая поступает к реципиенту от коммуникатора, может содержать данные о том, как реципиент оценивает и воспринимает поведение коммуникатора.
Во время коммуникации участники общения должны не только передать друг другу информацию, но и прийти к ее адекватному пониманию. Иными словами, во время межличностной коммуникации особой проблемой является интерпретация сообщения, которое поступает от коммуникатор к реципиенту.
Во время коммуникации возможно возникновение барьеров – психологического препятствия на пути к корректной передачи данных между партнерами по общению.
Особенности во взаимопонимании между людьми
Под взаимопонимание понимается социально-психологическая особенность, сущность которой проявляется в нескольких нюансах:
Для того чтобы достичь взаимопонимания между партнерами по общению важно обеспечить специальные условия. Рассмотрим некоторые из них:
При соблюдении рассмотренных выше условий в практике повышает шансы на взаимопонимание, которое будет тем выше, чем более приемлемы для коллективной деятельности созданные правила взаимодействия.
Правила, которые разработаны для взаимодействия, не должны сковывать партнеров, поэтому важно их периодически корректировать, то есть согласовывать коллективные усилия людей и обстоятельства, которые позволят реализовать эти правила. Наилучшим способом это делать в случаях равноправного положения людей.
Для того чтобы достигнуть взаимопонимания важно, чтобы люди исходили из одинаковых постулатов общения и взаимодействия. Также важно соотносить предмет общения с единым социальным образцом, нормой поведения. Невозможно понять другого человека, пока не вступишь с ним в отношения, которые имеют личный характер, не проявив к нему эмпатию.
Возможно спланировать взаимопонимание, если в качестве основы рассматривать отношения индивидов к их ценностно-смысловым и психологическим позициям. В данной ситуации критерии, которые помогут сложить мнение о вероятном взаимопонимании, являются:
Но важно отметить, что всегда возможен факт непонимания, которое возникает между людьми. И на это есть несколько причин:
Методы психологии общения, позволяющие найти общий язык с окружающими
Общение — базовый способ создания различного рода отношений. Посредством вербальной речи личность входит в общество, устанавливает контакты, реализуется в учебе, работе, общественной деятельности. Психология общения с людьми включает не только сам процесс произношения фраз, но и связанные с ним особенности: формы и виды разговоров, правила общения, цели и способы обмена информацией.
Психология общения: мнение психологов о роли общения между людьми
Психологи подразумевают под общением особую форму взаимодействия, обязательную для нормальной реализации социальных отношений. Посредством разговора люди обмениваются личным опытом, делятся результатами деятельности, находят компаньонов.
Л. Выготский полагал, что через речь человек входит в сознание. Без возможности разговаривать люди не смогли бы развиваться психологически, оставаясь на уровне приматов. Психологи выделяют 3 составляющих разговора:
Умение поддерживать разговор — залог психологического здоровья. Отсутствие навыков ведения разговора становится серьезным препятствием, изолирующим индивида от общества. Длительная изоляция приводит к полной атрофии навыков взаимодействия и развитию различных психологических заболеваний.
Цель и смысл общения: какую роль оно играет в жизни человека
Общение — основа социального взаимодействия. С его помощью индивид:
Цель разговора — установить связь между людьми. Обмениваясь информационными сообщениями, индивид получает возможность изучить взгляды собеседника, определить, подходит ли он для установления более личной формы отношений.
Что значит понимание во время общения, как его достичь?
Из-за субъективности взглядов во время разговора может возникнуть недопонимание. Взгляды индивидов имеют субъективную природу — люди под одними терминами могут понимать разные вещи, но полагать, что собеседник разделяет именно их мнение. Недопонимание становится причиной конфликтов. Чаще всего оно возникает из-за разницы в возрасте, уровне образования, религиозных взглядов.
Чтобы избежать неправильной трактовки, собеседникам следует уточнять спорные моменты. Обсуждая потенциально конфликтные темы, важно не только выражать свою точку зрения, но и учитывать мнение собеседника. Разговор — средство, которым следует пользоваться сознательно.
Особенности беседы в разных ситуациях: что нужно учитывать
Поскольку основными функциями беседы в психологии считаются установление межличностного контакта и получение информации, для полноценного разговора необходимо учитывать ситуацию и форму общения. Основные виды общения:
В повседневном общении люди используют несколько видов вербального взаимодействия. Форма обмена информацией должна соответствовать ситуации и времени. Умение подобрать правильный вид общения — важный навык, необходимый для установления долговременных отношений.
Как настроиться на одну волну с собеседниками?
Общее настроение в компании собеседников формируется благодаря цепной реакции — настроение передается от одного человека другому. Чтобы попасть в заданные рамки обсуждения и случайно не создать конфликтную ситуацию внутри группы собеседников, важно не присоединятся к разговору сразу. Вначале следует ознакомиться с темой и оценить отношение участников к предмету разговора. Нельзя менять тему, по крайней мере, пытаться сделать это резко. Важно следить за взаимодействием собеседников, учитывать их эмоциональные реакции.
Насколько важно уметь слышать собеседника?
Полноценный разговор невозможен без умения слушать собеседника. Общение всегда представляет собой последовательный обмен информацией. Структура разговора невозможна без четкой последовательности. Каждый последующий обмен репликами формируется на основании предыдущих. Без умения услышать информацию, поданную собеседником, невозможно установить доверительный контакт.
Правила делового разговора: о чем нельзя говорить во время переговоров
Особенность делового разговора требует соблюдения принципов:
Все участники должны соблюдать правила деловой беседы. Деловые переговоры не затрагивают посторонние темы, сосредотачиваясь вокруг конкретной деятельности. Но при этом важно учитывать этические стандарты и нормы поведения, чтобы сделать коммуникацию продуктивной и комфортной.
При общении возникают проблемы: как их определить и избежать
Главная проблема межличностного общения возникает, когда собеседники преследуют разные цели. Для одного из них взаимодействие — средство получения выгоды, для другого — поиск эмоциональной близости. Неумение или нежелание правильно обозначить цель разговора вызывает недопонимание. Чем больше разница во взглядах собеседников, тем выше шансы на непродуктивную беседу, вызывающую негативную реакцию у всех участников.
Психологи полагают, что для избегания проблем в общении достаточно обоюдного желания собеседников. Доброжелательное отношение и внимание способны сгладить первичную неловкость.
Почему возникает недоверие, как сблизиться с собеседником?
Личные особенности характера и ситуации часто мешают полноценному сближению. Между собеседниками возникает напряжение, они насторожены, замкнуты. Сближению препятствуют:
Сближение упрощается, если участники разговора настроены доброжелательно, имеют похожие взгляды, принадлежат к одной возрастной группе.
Главная задача разговора, основные функции вербальной речи
Для повышения взаимопонимания вербальную коммуникацию следует дополнять невербальными средствами: мимикой, позой, жестами. Правильный выбор невербальных средств помогает удовлетворить основные потребности, реализуемые посредством общения: эмоциональный обмен, интеллектуальное насыщение.
Психология общения с девушками: как начать разговор, чтобы заинтересовать любую девушку
Мужчины используют разговор для обмена конкретной информацией, поиска одобрения других мужчин, подтверждения своего мнения. Для девушек общение — средство эмоционального обмена. Чтобы заинтересовать разговором девушку, следует начать его с ненавязчивого комплимента. Похвала располагает и побуждает к ответному вовлечению.
Тему разговора предлагает инициатор, но важно учитывать интересы девушки. Если она поддерживает беседу из вежливости, но не испытывает интереса, разговор будет скомканным и натянутым.
Чтобы вызвать заинтересованное отношение, важно дать понять собеседнице, что она — особенная. Грубая лесть отталкивает, а искренняя симпатия располагает. Важно вести себя уверенно, но не навязчиво. Уважение — главное правило беседы, поэтому в случае прямого отказа настаивать на продолжении разговора нельзя.
Почему человек боится общения: причины и способы борьбы с фобией?
Боязнь общения зачастую возникает в раннем детстве. При первой неудачной попытке разговора со сверстниками ребенок становится замкнутым, избегает контактов. Давление со стороны взрослых только усиливает дискомфорт, заставляя его погружаться в себя и бояться людей. Если человек не справляется с проблемой социофобии во взрослом возрасте, он лишается возможности создать нормальные рабочие и дружеские отношения.
Исправить ситуацию можно с помощью целенаправленной длительной терапии. Боязнь разговоров лечится постепенным вовлечением в социальное взаимодействие. Вначале человек учится кратковременным разговорам с незнакомцами, постепенно усложняя формы взаимодействия до многоуровневого близкого контакта.