Психология образования специальность что это
Педагог-психолог: плюсы и минусы профессии
Будущие студенты факультетов психологии, а также те, кто уже получил высшее образование по специальности «Педагог-психолог», начинают размышлять о том, что предусматривает выбранное ими направление деятельности. Это связано с тем, что сфера психологии подразумевает много разнообразных областей. Чтобы выбрать действительно подходящее профессиональное направление будущей деятельности, которое будет приносить удовольствие, необходимо обладать как можно большим количеством информации о том, что входит в обязанности такого рода специалиста, где он может работать, какими качествами должен обладать, где получить соответствующее образование.
Общие сведения
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.
Обязанности
Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:
Место работы
В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.
Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:
В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:
Важные качества
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
Обучение
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:
Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.
Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:
Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.
Заработная плата
Средний оклад педагога-психолога по РФ составляет 31 000 руб. В зависимости от региона и места работы данная цифра может изменятся.
Минимальная зарплата – 15,4 тыс. руб. Максимальный заработок в месяц – свыше 100 тыс. руб. и выше.
Средний оклад по должностям представлен ниже:
К заработной плате могут добавляться надбавки:
Образование
Факультет «Психология образования» осуществляет подготовку психологов, педагогов-психологов, воспитателей, учителей начальных классов, психологов в социальной сфере.
Обучение по программам бакалавриата и магистратуры осуществляется по направлениям:
37.03.01 и 37.04.01 Психология
44.03.02 и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 37.03.01 Психология
Направленность программы
Выпускающая кафедра: «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой».
Цель программы: подготовка психологов, обладающих научными понятиями в области психологии развития, практическими умениями и компетенциями, включая владение методами и методиками исследования процесса развития, пониманием особенностей культурно-исторического подхода в области психического развития.
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность программ
Выпускающая кафедра: «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова».
Цель программы: формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих будущим учителям начальной школы успешную работу в соответствии с современными требованиями в системе образования.
Выпускающая кафедра: «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова».
Цель программы: подготовка специалиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога-педагога, способного к работе в условиях изменений в системе образования, развития цифрового образования и внедрения инноваций.
(Дополнительно: 4,5 года, заочная договорная форма обучения)
Сфера профессиональной деятельности
Выпускники факультета успешно трудоустраиваются в:
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 37.04.01 Психология
Магистерская программа:
Цель программы: подготовка психолога-исследователя, специалиста, способного вычленить и сформулировать конкретные проблемы, связанные с психическим развитием в онтогенезе; провести необходимую диагностику, экспертизу и коррекцию с учетом уже известных закономерностей развития; проектировать образовательную среду для людей разных возрастов (от рождения до пожилого возраста).
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Обучение направлено на подготовку высокопрофессиональных специалистов – педагогов, способных содействовать развитию каждого ребенка раннего и дошкольного возраста через организацию и психолого-педагогическое сопровождение детских деятельностей, общение, организацию развивающей предметной среды.
Программа направлена на овладение культурой игры. Будет представлена психологическая концепция игры, основанная на культурно-историческом и деятельностном подходе, показано развивающее значение игры.
Программа ориентирована на подготовку магистров к научно-исследовательской и проектной деятельности в системе образования, включая обучение взрослых, а также к практической управленческой работе и международному сотрудничеству в области психологии и педагогики.
Программа ориентирована на подготовку магистров, способных эффективно решать задачи организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и новыми трендами в решении задач подготовки кадров для технологического развития.
Подготовка квалифицированных консультантов в области позитивного развития в детско-юношеском возрасте: диагностирует потенциал позитивного развития, разрабатывает программы развития и проводит интервенции в сторону позитивного развития различных категорий детей и подростков.
В основу методологии построения образовательной программы положены идеи культурно-исторического, деятельностного и системного подходов, обеспечивающие проблемную практико-ориентированную и проектную направленность образовательного процесса. При реализации магистерской программы используются современные достижения практической психологии образования, аккумулированные Федерацией Психологов Образования.
Подготовка работников органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, специалистов организаций, осуществляющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства в области охраны и защиты прав детей, реабилитационной работы с кровной неблагополучной семьей, подготовки и сопровождения замещающей семьи.
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
2,5 года, заочное, внебюджет
Магистерская программа:
Подготовка специалистов в области практической психологии, способных применять знания в различных сферах работы психолога: подбирать и применять инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и группы, составлять психологическое заключение по результатам диагностики (условно-вариативный прогноз); разрабатывать, апробировать и внедрять коррекционные, развивающие и тренинговые программы для разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа; проводить консультативные приемы подростков и взрослых с последующей формулировкой психологических рекомендаций; организовывать процесс психологической профилактики и просвещения.
Ответственный секретарь приемной комиссии на факультете
Кузнецов Антон Сергеевич
тел.: +7 (985) 624-04-46, +7 (495) 632-90-66, каб. 206
Информация по приему абитуриентов в 2021 году расположена по ссылке.
Контакты
Адреса местоположения подразделения:
127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29, офис 206 (деканат), офис 312 (кафедры).
123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2 А, офис 306а (деканат).
Приёмные часы:
Контактные телефоны:
ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-90-66 – деканат и кафедры, офис 206 и 312;
+7 (495) 632-99-59 – методический кабинет магистратуры и аспирантуры, офис 217.
Шелепихинская наб., 2А
+7 (499) 244-07-06 – методический кабинет бакалавриата (очное отделение), офис 306а;
+7 (499) 256-69-27 – методический кабинет бакалавриата (заочное отделение), офис 312а, 313а.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология образования
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология образования
Программа направлена на подготовку специалистов, имеющих знания и навыки для практической работы в сфере образования, школах, колледжах, организации сопровождения психологической службы в государственных или частных учреждениях,
Выпускники программы смогут работать на частных или государственных образовательных учреждениях, школах, детских садах, колледжах, училищах, обеспечивать психологическое сопровождение сотрудников на предприятиях и в организациях, психологических центрах или продолжить свое обучение в магистратуре.
Длительность обучения: очная форма – 4 года, заочная форма – 5 лет. Программа имеет государственную аккредитацию.
Цель программы — подготовка психологов для практической деятельности в образовании (школы, детские сады, колледжи, училища), Область профессиональной деятельности выпускника программы включает сферы образования, культуры, здравоохранения, а также социальную сферу.
Что я буду изучать?
В рамках данной программы можно ознакомиться с различными направлениями психологии, изучить особенности и овладеть навыками психологического консультирования и помощи, отработать полученные знания в процессе прохождения практики. Особое значение занимает блок дисциплин, раскрывающих специфику практической профессиональной деятельности.
Основные дисциплины общеобразовательного цикла программы – общая психология, возрастная психология, история психологии, психология личности и др. – на протяжении многих лет составляют основу классического психологического образования.
Преподавание специальных дисциплин вариативного блока осуществляется ведущими специалистами в области психологии и образования г. Новосибирска
Сформированные в процессе овладения образовательной программой знания, умения и навыки аккумулируются при подготовке и защите выпускной квалификационной работы.
Плюсы и минусы работы специалиста с психолого-педагогическим образованием
Жизнь современного ребёнка переполнена давлением и сложностями. В эпоху правления Интернета, общество обретает небывалую свободу выбора. Что же здесь плохого? Вместе со свободой приходят трудности в самоопределении, выборе и установлении личностных границ. Для решения психологических проблем во время педагогического процесса требуется подготовленный человек. В России такие обязанности принято возлагать на подготовленные кадры – педагогов-психологов. Эта работа не только важна при формировании юных умов, но и предоставляет возможности для личностного развития и проявления себя педагогом. Давайте рассмотрим все аспекты психолого педагогического образования.
Должностные обязанности
К числу должностных обязанностей, вменяемых педагогу-психологу, можно выделить следующие:
После ознакомления со списком стандартных задач, с которыми должен справляться педагог-психолог, становится ясно, что это не только интересная работа. Зона ответственности психолога огромна. Формирование юных характеров дело трудное, но благородное.
Профессиональное взаимодействие
Такой специалист взаимодействует в работе со всеми сегментами образовательного процесса. С коллегами по цеху необходимо выстроить высокопрофессиональный диалог. Важно, чтобы другие преподаватели воспринимали психолога, как авторитетный источник информации. В таком случае, вероятность плодотворного сотрудничества повышается в разы.
Работа с родителями – одна из важнейших задач. Процесс формирования личности ребёнка происходит как в образовательном учреждении, так и за его пределами. Родители – самый прямой рычаг воздействия на ребёнка. Они могут как помочь в решении возникающих проблем, так и усугубить их. Необходимо взаимодействовать с родителями ребёнка, нуждающегося в психологической поддержке.
В функционал педагога-психолога включается и обязанность по общению с органами власти и полиции по делам несовершеннолетних. В процессе знакомства с окружающим миром, юный разум может выбрать неверную дорогу, которая приводит его к нарушениям законодательства. Часто возникают подобные ситуации: курение или распитие алкогольной продукции в общественных местах, мелкие кражи, хулиганство и драки с нанесением вреда здоровью другого человека, нарушение правил дорожного движения и прочие.
При наступлении перечисленных выше обстоятельств, ребёнок оказывается в детской комнате полиции. Органы контроля за порядком обращаются в учебные заведения. Далее в ситуацию обязан вмешаться педагог-психолог. Его главная задача – узнать личные причины антисоциального поведения и устранить их для последующего гармоничного развития ребёнка.
Где можно применить преимущества профессии педагог-психолог
Работа преподавателя в России не относится к высокооплачиваемым. При этом у педагога-психолога имеется ряд выигрышных моментов в профессии.
Творческая самореализация педагог-психолог часто оказывается вовлечён в творческие процессы. При подготовке внеклассных мероприятий, праздничных концертов или весёлых стартов с детьми проще наладить доверительные отношения, показать заинтересованность в коммуникации, раскрыться, как человек близкий и сопереживающий.
Социальная значимость деятельности. Этот аспект во многом определяет желание человека стать социальным педагогом. Благородная профессия даёт возможность «творить» будущее, путём формирования нового поколения.
Профессиональная мобильность. Педагог-психолог может реализовать себя не только в образовательной среде и работе с детьми, но и в коммерческих компаниях. Прогрессивные компании активно принимают в штат собственного психолога. Уровень оплаты труда здесь выше, чем в бюджетной организации.
Как работать по специальности психология на фрилансе
Получение дополнительного заработка. Получив специальность педагог-психолог, можно проводить и личные консультации, тренинги и семинары. Область для деятельности необъятна. Подобные услуги пользуются бешеным спросом среди населения, готового теперь обращаться к специалистам, а не обсуждать проблему с подругой на кухне.
В соответствии с выбранной сферой деятельности (частная или бюджетная сфера), разнится и график работы. Никто не запрещает совмещение разных направлений. Допустим, утро и дневное время занимает работа в школе или детском саду, а свободные вечера можно посвящать дополнительным мероприятиям. Можно проводить тренинги и консультации по выходным. Здесь уже всё зависит от активности конкретного человека, его личных убеждений и желаний.
Оплата труда и возможности профессионального роста
Заработная плата педагога-психолога в среднем по России варьируется в пределах 35-40 тысяч рублей. Наибольшая заработная плата зафиксирована в Ненецком автономном округе и составляет 52 тысячи. При этом данная профессия больше востребована в Москве и Московской области. По данным статистики на этот регион приходится 45% открытых вакансий.
Заработная плата педагога-психолога в государственном образовательном учреждении напрямую связана с опытом работы и квалификацией специалиста. Чем выше эти два показателя, тем больше потенциальный доход. Также, на оплату труда напрямую влияет суммарная занятость работника в часах. Можно работать на полную ставку, а сверху брать дополнительные часы нагрузки.
Повышение квалификации
Чтобы достигнуть успеха в этой профессии, нужно быть готовым постоянно учиться и повышать уровень квалификации. Сейчас в государственных школах, колледжах и ВУЗах наблюдается тенденция обучения сотрудников за государственный счет. В коммерческих структурах руководство также часто соглашается оплатить курсы переподготовки для штатного психолога за счет средств предприятия. Повышение уровня знаний конкретного сотрудника приносит бонусы рабочему процессу в целом. Молодым работникам не стоит бояться отказа и обращаться с предложениями к вышестоящим руководителям.
Работа за рубежом
Ещё одним плюсом профессии является возможность работы за пределами Российской Федерации. Знатоку в области детской психологии будут рады в любой стране. Дело остаётся лишь за внятным владением иностранным языком и корректными методиками психолого-педагогической деятельности. При сильном желании всегда можно пройти международное обучение и получить дипломы и сертификаты. К примеру, в социальных сетях создано множество групп о необычной работе за рубежом.
Наиболее частые вакансии – вожатые, детские психологи и воспитатели. Работа предлагается как срочных, так и на бессрочных условиях. Можно встретить объявления о стажировках за границей для набора опыта.
Получение смежного образования
На базе полученного образования, педагог-психолог может менять сферу деятельности, в зависимости от собственных потребностей. Не всегда даже потребуется переподготовка.
К примеру, педагог работал со школьниками и почувствовал наступление профессионального выгорания. Не стоит впадать в депрессию. У такого специалиста масса возможностей.
Переход на работу с детьми более младшего возраста. Дети разного возраста – параллельные миры. Если устали от проблем школьников, возьмитесь за малышей. Здесь большее пространство для творчества и применения фантазии. А также более высокий авторитет в глазах подопечных.
Частные тренинги и семинары. Всегда можно разработать собственную программу тренинга по психологическим вопросам, которые интересуют конкретно педагога. Например, проведение тренингов по женской психологии или вопросам сохранения семьи. И возможность проявить себя, как креативного человека. Также тренировка ораторского мастерства. Плюс заработок, зависящий только от собственных усилий.
Работа с людьми, попавшими в сложные жизненные обстоятельства. Волонтерская деятельность способна полностью перевернуть привычные представления о жизни.
Способы получения психолого-педагогического образования
Получить образование по специальности педагог-психолог можно в педагогических учебных заведениях. Это может быть среднее профессиональное образование (колледж) или же высшее образование. Педагогические вузы представлены по всей стране. Конечно, можно выделить самые престижные из них:
При этом, есть масса курсов дополнительного образования, как на базе университетов, так и от частных организаций.
Образование, полученное в колледже и вузе, не критично различаются. Кроме, само собой, того, что вуз – ступень, где дают больше часов практических занятий в образовательных учреждениях. После окончания колледжа беспрепятственно можно найти достойную работу. Уже имея профессиональный стаж, можно поступить на заочную форму обучения по специальности в высшем учебном заведении.
Дистанционные курсы и семинары подойдут для повышения уровня квалификации. Чтобы они принесли практическую пользу, должно быть базовое понимание профессии, которое дают ссузы и вузы.
Преимущество психолого-педагогического образования заключается в том, что педагогические образовательные учреждения есть во многих городах России. Даже в небольшом районном центре обычно функционирует хотя бы один такой колледж или ВУЗ.
К тому же, бюджетных мест на данной специальности всегда больше, чем на более популярные направления (такие как экономика и юриспруденция).
Получение дополнительного образования за рубежом требуется в случаях, когда Вы нацелены на трудоустройство в иностранную корпорацию, либо профильное учебное учреждение, базирующееся на изучении иностранных языков. Либо для повышения своего профессионального уровня и кругозора. Существует множество информационных площадок, работающих через Интернет, в том числе и иностранных. Они дают возможность получить иностранное образование дистанционно. Обычно подобные курсы стоят больших денег, чем российские аналоги.
В процессе обучения по специальности психолого-педагогическое образование, упор делается на углублённое изучение психологии, детской психологии, педагогики, методики преподавания в учебном заведении. К ним добавляются и общеобязательные дисциплины – философия, история, экономика, право, информатика, математический анализ и статистика.
При освоении профессии педагог-психолог необходимо делать большой упор на получение практического опыта работы, больше практиковаться и разрабатывать практически применимые методики.
Психологический портрет кандидата в профессию педагог-психолог
Кому подойдёт работа педагогом-психологом? Принято считать, что гуманитарные профессии гораздо легче, чем работа инженера или программиста. Это далеко не так. Педагог-психолог должен обладать качествами, которые присущи не каждому человеку:
Это далеко не все требования к педагогу-психологу. Подобная деятельность связана с большой вовлеченностью в жизни других людей. В связи с этим, педагог испытывает сильные эмоциональные и психологические перегрузки ежедневно и должен быть готов к этому.
Радость от выбранной работы получают те, кто с душой и полной отдачей подходит к ней. Это правило действует по отношению к каждой сфере деятельности. Выбрав поприщем педагогическую и психологическую деятельность, нужно быть готовым столкнуться с чередой трудностей. Но, если стойко преодолеть преграды, можно получить полезный опыт и признательность от людей, на которых было оказано влияние в процессе работы. К тому же, деятельность психолога разнообразна и даёт платформу для беспрерывного развития собственной личности.