Психология и социальная педагогика что это за профессия
Социальная психология – относительно новая наука, в России выделилась в отдельную дисциплину в 90х годах прошлого века. Развившаяся изначально в Европе, наука приходит к нам как продолжение более старой социологии. Она концентрирует свое внимание на изучении поведения социальных групп, и изменения поведения отдельно взятого человека, при смене им социальной группы.
Детское воспитание – является одним из первых направлений, получающих большую пользу от результатов развития социальной психологии. К нему присоединяется также учебный процесс, методики которого, получают новые инструменты для своего совершенствования. Имея больший спектр техник, становиться возможным, находить лучший подход к детям и к ученикам, вплоть до превращения учебно-воспитательного процесса в приятное время препровождение, как для учащегося, так и для учителя. Подобная практика ныне становиться общеупотребимым стандартом. Уже сейчас, в каждой более-менее крупной учебной организации есть собственный специалист – социальный педагог.
В управлении персоналом социальная психология находит большое применение. На основе нее создаются эффективные модели управления. Позволяющие поднимать эффективность производства, за счет поднятия общей эффективности групповой динамики коллектива. Все больше бизнес организаций, делают ставку на продуманную внутреннюю коммуникацию и сплоченность персонала. И здесь в штат включают специалистов в области социальной психологии.
Это лишь малое перечисление, широкого круга областей, в которых значение социальной психологии читается явно. Предположу, что основную ценность для читателя, интересующегося социальной психологией, открывают, конечно, новые горизонты, этой новой, пока еще малоизученной области. Здесь у специалистов открыто множество «дорог» к изучению психики, на которых «не ступала нога человека». Здесь есть возможность найти что-то новое, способное дать ключи к пониманию и изменению социума, способное дать человечеству скачек, который выведет его на качественно новый уровень взаимопонимания и взаимодействия!
Всегда считая профессию психолога тем навыком, которому должен обучиться каждый, но оставляя в покое свою голубую мечту, приходиться все же признать, что на данный момент общество нуждается в дипломированных специалистах.
2.Бессознательное – уязвимость или скрытая возможность?
Человек занимает господствующее положение в природе именно благодаря развитости своего интеллекта. Однако и психика воздействует на все сферы его жизни. Труднейшим и в то же время объективно важнейшим навыком человека является понимание себя. Без которого, человек не может достичь полноценного контроля реализации своих возможностей.
Недосмотр за собственной психикой лишает человека бодрости духа, снижает его эффективность и порождает слабости. Что зачастую приводит к невозможности выполнения, рядовых, казалось бы, простых, жизненных задач.
Ведь счастье не столько результат какой-то конкретной достигнутой цели, сколько правильный, гармоничный процесс жизни. Оно не будет полноценно, без разрешения множества внутриличностных конфликтов.
На данный момент, принято считать, что бессознательное стоит выше человеческого понимания. Однако быть может, наши механизмы понимания еще слишком прямолинейны и несовершенны. Тем не менее, правильное взаимодействие с бессознательным, позволяет развивать способности, которые трудно даже описать, такие как интуиция действия или научное чутье. Лучшим примером, таких способностей, знакомым большинству людей, пожалуй, является определение честности собеседника. Существуют методики, позволяющие с высокой вероятностью определять честность собеседника. Однако не все целенаправленно изучали их. Тем не менее, большинство людей, на определенном уровне, умеет распознавать или хотя бы заподозрить ложь. Почему некоторые люди вызывают недоверие, еще до того как дадут этому почву, и где тот источник который предупреждает нас этим чувством?
В то же время, это похоже на математические вычисления в комплексных числах – результат комплексных вычислений может являться числом действительным. Перенося аналогию на мышление – интуитивный аналитический процесс, может на выходе синтезировать законченную логическую мысль.
Возможно наши ощущения при взгляде на непознанное, являясь таким процессом, допускают не только переживание, но и обратную связь. В качестве косвенно подтверждающих эту теорию примеров, вспомним, как поступают мастера гуманитарных наук. Желая стимулировать интуитивно аналитическую деятельность, писатели самостоятельно отправляются на поиски приключений; Художники слушают музыку; Композиторы представляют музыку в цветах.
Все это может говорить о том, что процесс понимания чего-либо неизвестного может быть значительно ускорен, через создание информационной атмосферы соответствующей образу решаемой задачи. Созданию в конечном счете, нужного воздействия на собственное бессознательное. Возможно, эта загадка будет разгадана лучше в будущем, развивающими направление социальной психологии специалистами.
4. Социум как глобальное сознание.
Будучи запущенными попустительским отношением, психологические проблемы не заставят себя долго ждать. Данный богом человеку подарок, такой грандиозный инструмент как ум, «От большого ума» может становиться вредителем гармоничной жизни, если, как и любой инструмент, не будет должным образом обслуживаться!
Хотелось бы акцентировать еще один интересный аспект: Что представляет из себя социум, как набор более мелких социальных подгрупп? Он функционирует таким образом, что конкретные настроения и мысли, актуальные для конкретных групп людей, продвигаются и поддерживаются ими. В то же время нужно отметить, что каждый отдельный индивид может состоять сразу в нескольких социальных группах. При этом, он может покидать старые и вступать в новые группы.
Педагог-психолог: плюсы и минусы профессии
Будущие студенты факультетов психологии, а также те, кто уже получил высшее образование по специальности «Педагог-психолог», начинают размышлять о том, что предусматривает выбранное ими направление деятельности. Это связано с тем, что сфера психологии подразумевает много разнообразных областей. Чтобы выбрать действительно подходящее профессиональное направление будущей деятельности, которое будет приносить удовольствие, необходимо обладать как можно большим количеством информации о том, что входит в обязанности такого рода специалиста, где он может работать, какими качествами должен обладать, где получить соответствующее образование.
Общие сведения
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.
Обязанности
Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:
Место работы
В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.
Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:
В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:
Важные качества
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
Обучение
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:
Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.
Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:
Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.
Заработная плата
Средний оклад педагога-психолога по РФ составляет 31 000 руб. В зависимости от региона и места работы данная цифра может изменятся.
Минимальная зарплата – 15,4 тыс. руб. Максимальный заработок в месяц – свыше 100 тыс. руб. и выше.
Средний оклад по должностям представлен ниже:
К заработной плате могут добавляться надбавки:
Психология и социальная педагогика
Учит работе с детьми и социальной адаптации.
Оставить заявку Узнать, как поступить
Описание специальности
Профессию социального педагога-психолога по-другому еще называют «воспитатель человеческих душ». Это говорит о важности специалистов для общества и высокой ответственности за качество выполнения обязанностей.
В Московском университете им. С.Ю. Витте в удаленном режиме можно освоить основы педагогики и детской психологии в контексте социальных отношений. Это обучение по аккредитованной программе без поездок на сессию. Подать документы в приемную комиссию на обучение можно в любое время, независимо от всеобщей приемной кампании. Абитуриенты с общим средним образованием поступают по результатам ЕГЭ, после колледжа и вуза – по итогам внутренних испытаний, которые проводит московский университет.
Студенты обучаются социальной психологии, социальной педагогике, психолого-педагогической диагностике, психологи развития. Дистанционно – под руководством преподавателей – осваиваются теоретические знания и нарабатываются навыки. Компетенций достаточно для работы с ребенком: над его гармоничным развитием, социальным становлением, воспитанием. Притом дети – могут быть с разными психофизическими затруднениями, социальными проблемами.
Поступайте на дистанционную программу вместе с VUZ24
Оставьте данные в форме на нашем сайте. Мы перезвоним и подробно проконсультируем.
Клинический психолог, педагог-психолог и психотерапевт — в чем разница?
Общие сведения
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.
Чем клинический психолог отличается от психиатра
Медицинская психология либо клиническая психология являет собой отрасль психологии, граничащей с психиатрией, но имеющая четкие различия с последней. Данная разновидность психологии рассматривает явления психики в их взаимосвязи с недугами. Сфера данного ответвления включает диагностирование психического здоровья, проведение исследований, объясняющих психофизиологические проблемы, разработку, внедрение и оценивание психологической коррекции.
Деятельность психолога данной специализации сосредоточена на повышении ресурсов и целенаправленна на увеличение адаптационного потенциала индивидов, гармонизацию их психического созревания, охрану здоровья, одоление недугов, профилактические и реабилитационные мероприятия.
Можно выделить следующие инструменты клинической психологии: наблюдение, семейная психотерапия, беседа, консультирование, эмоционально-образная психотерапия, индивидуальная терапия, гештальт-терапия, различные разновидности поддержки индивидов, переживающих психологические проблемы, обусловленные нарушениями телесного здоровья.
Следовательно, рассматриваемая область науки являет собой деятельность широкого профиля, межотраслевого характера. Она изучает специфику психического функционирования у субъектов, страдающих различными недугами. То есть, данная отрасль анализирует психические отклонения, психические аспекты недугов соматического характера и включает исследование условий зарождения отклонений (этиологию), психотерапевтические методы, диагностику, эпидемиологию, профилактику, реабилитацию и оценку результатов.
Научные деятели дают разнообразные определения рассматриваемому направлению психологии. Их мнения при этом сходны, что клиническая психология охватывает область, граничащую с психологической наукой и медициной. Другими словами, рассматриваемое ответвление изучает с позиции психологии проблемы медицины.
Описываемое направление помогает индивидам преодолеть болезненные врачебные процедуры, справиться с утратой прежних способностей, боязнью смерти, обидой на собственную жизнь, подавленностью вследствие серьезного недуга, депрессией, тревожностью.
Клинический психолог практикует психокоррекционное воздействие, оказывает психотерапевтическую поддержку при состояниях, порожденных различными психосоматическими недугами и патопсихологическими отклонениями, помощь при пограничных и неврозоподобных состояниях, наркомании, алкогольной и иных зависимостях.
Деятельность психиатра, по преимуществу, направлена на обнаружение, предотвращение и врачевание недугов психики. Психиатрия изучает отягощенность психики пациентов патологией.
Медицинская психология изучает приближенность к норме состояние индивидов. Психиатрия, большей частью, направлена на излечение уже больных индивидов. Выздоровевший субъект представляет для данной отрасли медицины гораздо меньший интерес, нежели больной субъект. Рецидив недуга возвращает человека в спектр «интересов» психиатра.
Обязанности
Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:
Чем отличается психоаналитик от психотерапевта?
В поле деятельности психиатра попадают тяжелобольные пациенты(маниакальные психозы, шизофрения и т.п.). В арсенале нет каких-либо психологических, или близких к ним, техник. Психиатру они попросту не нужны. Он работает с заболеваниями, которые поддаются медикаментозному лечению.
Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд. Упрощенно методы психоанализа сводятся к работе с личностью пациента через бессознательное. Особую роль в психоанализе уделяют сновидениям, сексуальным влечениям, ранним детским переживаниям. Несмотря на широкую популярность в массовой культуре, психоанализ до сих пор подвергается критике.
Невропатолог или невролог имеет дело с нервной системой(центральной и периферической). Испытываете судороги, плохо спите и переносите нагрузки? Вам к невропатологу. А вот если не можете справиться с эмоциями, то существует направление психотерапии горя и потерь.
Психоневролог работает на стыке психологии и неврологии, т.е. исследует как мозговые поражения пациента, так и расстройства нервной системы, в этом акценте на физических и физиологических основах нервной деятельности и есть его главное отличие от психотерапевта.
Клинический психолог имеет более широкий спектр знаний, касаясь, например, неврологии, но это по-прежнему не врач. Медикаментозного лечения он назначить не может.
У нас в клинике Лазарет вы найдете высококвалифицированных врачей-специалистов: принимают наши психотерапевты на Васильевском острове, но выезжают на дом и к нам удобно добираться жителям любых центральных и северных районов городе.
Человеческим душам также требуется врачеватель. Когда случается душевная травма либо иная проблема психосоциального характера требуется помощь целитель душ. Здесь и зарождается вопрос, к какому собственно специалисту надобно обратиться. Причем простому обывателю непонятно различие между психиатром и психоаналитиком. Психолог же для них лишь специалист, известный по школе, который сокращал им нудные уроки тестированием.
Психологом именуют специалиста, получившего психологическое образование, общетеоретические знания и частично практические представления о проистекающих в психике процессах. Его задачей является, преимущественно, решение личностных задач, межличностных проблем, возникающих в отношениях. Эти задачи могут решаться в коллективе либо индивидуально.
Психоаналитик призван решать более серьезные проблемы личностного характера, часто являющие собой легкие формы психических хворей: навязчивые состояния, страхи, первичные стадии шизофрении. Деятельность его связана, в основном, не с излечением, а направлена на поддержку индивидам в понимании собственной личности.
Следовательно, психологом является дипломированный специалист, посвятивший профессиональную деятельность постижению человеческой психики. Психоаналитик, прежде всего, является психотерапевтом, получившим специализацию по профилю психоанализ.
В профессиональной деятельности психолог может заниматься широким спектром вопросов, сконцентрировавшись в теоретических азах и практических мероприятиях. Практические психологи могут консультировать, проводить тренинги и тестирования. Важно, чтобы психолог перед собственной профессиональной деятельностью предварительно прошел сеансы личной психотерапии.
Это поможет лучше понять азы специальности и избавиться от персональных проблем, которые в моменты практики могут стать преградой при взаимодействии с клиентами. Для практикующего психолога при этом прохождение психотерапевтического курса является лишь желательной процедурой, тогда как для психоаналитика эта процедура обязательна.
Дабы стать психоаналитиком специалистам помимо прохождения обучения психоанализу, необходимо пройти учебный курс психоанализа с опытным аналитиком. Психоанализ являет собой сложную теорию постижения душевного устройства индивидов и инструментов его оздоровления. Психоанализ сегодня далеко ушел от первоначальной концепции, предложенной Фрейдом.
Поскольку психолог не является лекарем, он диагностировать недуги не может. Задача его заключается в консультировании здоровых лиц, имеющих ситуационные проблемы.
Психоаналитиками становятся специалисты, получившие медицинское либо психологическое образование, овладевшие навыками психоанализа, прошедшие продолжительный курс обучения психоаналитической теории. Чаще всего психоаналитик с клиентом работает в интенсивном режиме (сеансы проводятся минимум 4 раза за неделю).
Профессия психоаналитика для самого специалиста связана с огромным эмоциональным риском, поскольку ему приходится работать с весьма сильными волнениями клиентов.
Место работы
В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.
Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:
В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:
Медицинские тесты
Кроме интеллектуальных тестов, врач-психиатр обязательно исследует внутреннее состояние человека. Об этом можно судить по результатам следующих процедур:
Важные качества
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
Плюсы и минусы профессии
Подобные специалисты играют большую роль в жизни учеников и их родителей, ведь они помогают оперативно решить разные виды проблем, предупреждая опасные последствия.
Педагоги-психологи используют свои знания для своевременного поворота происходящих событий в нужное русло. Ребенок в школе сталкивается с недетскими проблемами: сложные взаимоотношения со сверстниками, отставание в учебе, непонимание окружающих. Если не решать эти задачи, то у ребенка появляется зажатость, агрессивность. В некоторых случаях возникают суицидальные наклонности. Если психолог предпримет адекватные меры, то ситуация стабилизируется.
Плюсы:
Обучение
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:
Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.
Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:
Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.
Заработная плата
Средний оклад педагога-психолога по РФ составляет 31 000 руб. В зависимости от региона и места работы данная цифра может изменятся.
Минимальная зарплата – 15,4 тыс. руб. Максимальный заработок в месяц – свыше 100 тыс. руб. и выше.
Средний оклад по должностям представлен ниже:
К заработной плате могут добавляться надбавки:
Проблемы душевного здоровья
Ускоренный за последние десятилетия ритм жизни, особенно в мегаполисах, приводит к тому, что жизнь человека протекает в почти непрекращающемся стрессе. Точнее, одна стрессовая ситуация сменяет другой, они повторяются часто изо дня в день. А иногда в этот поток непрерывного перенапряжения врывается поистине травмирующая ситуация.
Конечно, человек чувствует, что с ним происходит что-то неладное. Нет настроения, желания что-то делать, беспокоят физические симптомы. Пропадает внутренний ресурс, и справиться с этим самостоятельно не удается. Кто-то пытается получить поддержку от близких, другие изнуряют себя работой, пытаясь не думать о проблеме.
Конечно, человек чувствует, что с ним происходит что-то неладное. Нет настроения, желания что-то делать, беспокоят физические симптомы. Пропадает внутренний ресурс, и справиться с этим самостоятельно не удается. Кто-то пытается получить поддержку от близких, другие изнуряют себя работой, пытаясь не думать о проблеме.