психологическое сопровождение человека в образовании и иных сферах социальной жизни
Психологическое сопровождение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Психологическое сопровождение — это целостная, комплексная система взаимодействия между психологом и человеком. Оно осуществляется с целью разрешения субъективных психологических проблем и для оказания психологической помощи (социальной поддержки).
Сущность сопровождения в психологии
Процесс психологического сопровождения должен сосредотачиваться на положительных аспектах и преимуществах личности, способствуя восстановлению веры в себя и в собственные возможности. Психолог способен увеличить устойчивость личности к дестабилизирующим факторам внутреннего и внешнего характера, а ответственность за принятие решений при этом будет лежать на самом человеке. Сопровождающий наделен лишь совещательными правами, учитывая интересы своего подопечного.
Этимологически понятие «сопровождение» более близко к понятию «содействие», «совместное передвижение». Оно представляет собой помощь одного человека другому в процессе преодоления трудностей.
Словарь Даля трактует слово «сопровождать» как: провожать, сопутствовать, идти вместе, быть провожатым, следовать. В общем виде значение слова сопровождение подразумевает совместное прохождение какого-либо общего отрезка пути.
В профессиональной деятельности сопровождение понимают как метод, который обеспечивает условия для принятия субъектом развития оптимальных решений в разных ситуациях жизненного выбора. Оно может быть представлено комплексным методом, в основе которого будет лежать единство нескольких функций:
Психологическое сопровождение в образовании
В качестве цели психологического сопровождения в образовании И. В. Дубровина указывает обеспечение психического и психологического здоровья каждого ребенка дошкольного и школьного возраста. Оно представляет собой формирование условий для полноценного психического развития детей на всех стадиях онтогенеза.
Готовые работы на аналогичную тему
Центральный элемент психологического сопровождения заключается в психологической профилактике, которая состоит в предупреждении нарушений психологического здоровья. С ее помощью предотвращаются возможные отклонения в развитии учеников.
Психологическое сопровождение в рамках образования можно считать движением психологов и педагогов вместе с меняющейся личностью ребенка. Оно предназначено для оказания необходимой и своевременной помощи в выборе адекватных способов осознания и применения инструментов регуляции поведения и деятельности.
В рамках сопровождения подбираются оптимальные методы воздействия, коррекции для формирования и становления личности. С этой позиции психологическое сопровождение рассматривается в качестве многофункционального метода преднамеренных изменений разных личностных конструктов.
Коновалова Н. Л. рассматривала несколько принципов организации психологического сопровождения учащихся. Раннее вмешательство подразумевает выявление потенциальных проблем для школьного обучения в психическом развитии ребенка, а также выявление уже имеющихся минимальных отклонений (первичная природа, когда дезадаптивные механизмы еще не прошли свое формирование).
Еще один принцип заключается в преемственности в организационной системе психолого-педагогического сопровождения, которая соответствует стадиям психического развития ребенка. В этой ситуации процесс возрастного развития может быть под контролем не только специалиста, но и становится включенным в систему последовательных связанных мероприятий, которые концентрируются на формировании адаптационного потенциала при прохождении через кризисные периоды.
Для сопровождения также важна компетентность специалиста, который его осуществляет. Важно, чтобы он мог ориентироваться во всех направлениях вероятных нарушений развития ребенка, в рамках общей, специальной и педагогической психологии, детской невропатологии и психиатрии. Также ему необходимо иметь знания в области психической адаптации и дезадаптации учащихся.
Современное психологическое сопровождение
Сегодня психологическое сопровождение представляет собой особенную форму проведения пролонгированной социальной и психологической помощи – патронажа. Оно отличается от коррекции, предполагая не «исправление недостатков и переделку», а процесс поиска скрытых ресурсов развития учеников, опору на их возможности, открытие перспектив личного роста. На этой базе создаются условия для перехода личности к самопомощи.
В качестве результата психологического сопровождения ученика в образовательном процессе выступает рост адаптивности, то есть актуализация способности к самостоятельному достижению относительного равновесия в отношениях с собой и другими людьми. Это может происходить как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
Качество процесса психологического сопровождения в школе и его результативность может быть достигнута с помощью:
Статья «Психологическое сопровождение педагогического процесса»
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т. е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками. Для реализации данного закона был разработан ФГОС ДО.
Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад.
В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Согласно положениям федерального государственного образовательного стандарта психолого-педагогическое сопровождение личности – это комплексный подход к сопровождению личности и процесс взаимодействия участников образовательного процесса (психолога, педагога, обучающихся, родителей). Психологическое сопровождение понимается психологами (В.А. Горянина, А.А. Деркач, Л.М. Митина, В.С. Мухина) как поддержка психически здоровых людей, которые нуждаются в определенной помощи на определенном этапе развития.
Методологическая основа работы службы психологического сопровождения декларируется в большинстве случаев как гуманистическая: «Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов» (Э.М. Александровская), «Парадигма сопровождения на основе сотрудничества» (М.Р. Битянова), «Охранно-защитная парадигма работы с детьми» (А.Д. Гонеев).
В качестве основных принципов работы, как правило, выступают традиционные для отечественной психологии принципы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, декларирующие ведущую роль деятельности в развитии ребенка и возрастной нормативный характер его развития.
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов образовательного процесса.
Оно осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности детей и сотрудников для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния.
Какие же проблемы возникают в процессе психологического сопровождения?
На мой взгляд существует много нюансов психолого-педагогического сопровождения, однако хочется рассмотреть две глобальные на мой взгляд проблемы – это взаимодействие с педагогами и взаимодействие с родителями.
Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ. Проблемы и пути их решения.
Сегодня в связи с введением ФГОС ДО многим воспитателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для них может сопровождаться состоянием психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы. Немаловажным фактором является низкий уровень соответствующих компетенций. Для правильного сопровождения образовательного процесса педагоги должны обладать высоким уровнем соответствующих компетенций, регулярно проходить курсы повышения квалификации, посещать семинары и конференции.
Обновления в системе дошкольного образования и предъявляемые требования, показывают психологическую неготовность педагога к принятию новых изменений, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Он очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать. Поэтому проблема эмоционального выгорания педагогов ДОУ, снятие эмоционального напряжения, в условиях введения ФГОС дошкольного образования, является востребованной и требует оказания своевременной психологической профилактики.
В нашем ДОУ эффективной формой профилактики эмоционального напряжения педагогов является проведение психологических тренингов, которые позволяют: познакомить педагогов с приемами саморегуляции (дыхательная гимнастика, овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визуализации, концентрации); развить навыки управления стрессом, навыки позитивного мышления; снять психофизическое напряжение, повысить стрессоустойчивость педагогов; повысить сплоченность коллектива.
Одной из актуальных проблем является снижаемая мотивация педагогов, в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС. Как правило педагоги не в полной мере используют данные психодиагностик и рекомендации психолога в процессе образовательной деятельности. Очень часто педагоги считают себя достаточно квалифицированными и компетентными в вопросах педагогики и психологии, поэтому не стремятся взаимодействовать с психологом. Однако, взаимодействие воспитателя со специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.
Педагог-психолог ДОУ – это специалист, реализующий комплексную психологическую работу с ребенком: обучающую, развивающую, коррекционную, педагогами, родителями. Одним из условий результативности его труда является тесное сотрудничество с воспитателями, поскольку слаженность работы, единство требований и подходов, искренняя заинтересованность в гармоничном развитии ребенка педагогов образовательного процесса в целом.
Совместная работа педагога-психолога и воспитателей групп призвана решать следующие задачи:
– выявление и развитие способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
– обеспечение индивидуального подхода к ребенку, учет его ближайшей зоны развития;
– сохранение психического здоровья воспитанников;
– создание оптимального социально-психологического климата в группе;
– коррекция недостатков в психическом и интеллектуальном развитии детей.
Взаимодействуя с воспитателями, психолог:
– содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников;
– участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка;
– оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности;
– составляет психолого-педагогические заключения и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников;
– организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность;
– оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ;
– проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей;
– осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
С одной стороны, педагог-психолог нуждается в информации воспитателя, результатах его наблюдений и анализа характеристик деятельности и поведения дошкольника. Не обладая этими данными, ему трудно соотнести свои психологические факты с реальной жизнедеятельностью ребенка, определиться в приоритетных направлениях работы с ним.
С другой стороны, воспитателю необходима информация педагога-психолога о внутренней «картине» наблюдаемых внешних проявлений, о глубинных истоках существующих учебных и социально-психологических проблем. Без этой информации воспитателю трудно построить грамотную программу собственных педагогических действий.
Между тем образовательная практика показывает, что далеко не всегда удается организовать взаимодействие педагогов и психологов эффективно.
Как вы думаете почему?
На мой взгляд между педагогами и психологами должна быть тесная связь. Педагог должен в полной мере учитывать все данные, алгоритмы, методические рекомендации, которые психолог предоставляет ему после проведенных диагностик. Только благодаря такой интеграции возможно правильное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в целом.
Воспитатель должен понимать, что педагог-психолог — это помощник, соратник, а не контролер, что способствует созданию необходимой атмосферы доверия.
В свою очередь психологи не всегда готовы к реализации личностно ориентированной модели сопровождения, в которой основной акцент делается на работе с педагогами, активном психолого-педагогическом обучении педагогов, личностном и профессиональном консультировании, рефлексивной диагностике, участии в проектировании развивающей образовательной среды, оказании психологической поддержки педагогам.
Семинары просвещающие, рекомендации, совместная работа
Чтобы повысить мотивацию педагогов достаточно дать им установку на саморазвитие, самораскрытие и самореализацию через включение педагога в инновационную деятельность. Профессиональное саморазвитие педагога – это, прежде всего, повышение его профессиональных качеств, но, чтобы достичь определенных высот, одних семинаров и курсов будет недостаточно. Педагог должен оценивать свои поступки, сравнивать результаты с достижениями других людей, делать соответствующие выводы и корректировки. Профессиональное саморазвитие педагога будет эффективным, если педагог будет формулировать личностно значимые цели и дальнейшую перспективу развития. По возможности педагог должен реализовать программу профессионального саморазвития, включающую в себя профессиональное, интеллектуальное, творческое развитие.
Правильно скоординированная работа специалистов психологической службы и эффективное применение психолого-педагогических ресурсов позволяет достичь максимальных результатов в образовании.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Психологическое сопровождение
целостная, комплексная система взаимодействия психолога с человеком на уровне его субъективных психологических проблем для оказания ему психологической помощи и социальной поддержки. Процесс психологического сопровождения сосредоточен на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствует восстановлению веры в себя и свои возможности, повышает устойчивость личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам. При этом ответственность за принятие решения лежит на самом человеке, а сопровождающий обладает только совещательными правами и учитывает его интересы.
Этимологически понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать», т. е. «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать». В самом общем значении сопровождение – это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать – значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.
В сфере профессиональной деятельности под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицина, 1997). Это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее решения; выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Целью психологического сопровождения в образовании, как указывает И. В. Дубровина, является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, т. е. создание условий для полноценного психического развития ребенка на всех этапах онтогенеза. В связи с этим центральным звеном психологического сопровождения выступает психологическая профилактика, заключающаяся в предупреждении нарушений психологического здоровья и прогнозировании возможных отклонений в развитии учащегося. Таким образом, психологическое сопровождение в школе – это движение психолога и педагогов вместе с изменяющейся личностью ребенка, чтобы в случае необходимости своевременно оказать помощь в выборе адекватных способов осознания и использования механизмов регуляции своего поведения и деятельности, а также подобрать оптимальные методы воздействия, коррекции, формирования и становления личности. С этой точки зрения, психологическое сопровождение может рассматриваться как многофункциональный метод преднамеренных изменений различных личностных конструктов.
Н. Л. Коновалова (2000, с. 216) выделяет следующие принципы организации психологического сопровождения школьников:
1. Раннее вмешательство, подразумевающее выявление потенциально проблемных для школьного обучения сторон психического развития ребенка или уже имеющихся минимальных отклонений, так называемой первичной природы, когда дезадаптивные механизмы еще не сформированы.
2. Преемственность в организационной системе психолого-педагогического сопровождения, соответствующая этапам психического развития ребенка. В этом случае процесс возрастного развития оказывается не только под контролем специалиста, но и включенным в систему последовательных взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование адаптационного потенциала при прохождении через кризисные периоды. Кроме того, преемственная организация профилактической работы позволяет отследить эффективность психопрофилактических мероприятий каждого этапа возрастного развития в дальнейшем.
3. Приоритетность психопрофилактических мероприятий для детей с имеющимися минимальными нарушениями. Такие дети должны стать в первую очередь объектами психологического сопровождения.
4. Компетентность специалиста, осуществляющего психологическое сопровождение. Важно, чтобы специалист ориентировался во всех направлениях возможных нарушений развития ребенка, в общей, специальной и педагогической психологии, в детской невропатологии и психиатрии, а также владел знаниями по психической адаптации и дезадаптации школьника.
Из них следует, что на сегодняшний день психологическое сопровождение представляет собой особую форму осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи – патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития учащегося, опору на его собственные возможности, открытие перспектив его личностного роста, создание на этой основе условий для перехода личности и к самопомощи. Результатом психологического сопровождения учащегося в образовательном процессе становится повышение адаптивности, т. е. актуализация способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
Обеспечение качества процесса психологического сопровождения в школе и его результативности достигается за счет: а) наличия системы, включающей диагностический, обучающий, развивающий, контрольный блоки; б) придания мероприятиям психологического сопровождения персонифицированного характера, учитывающего индивидуальные особенности учащегося, его возможности и характер предполагаемых затруднений; в) установления адекватности содержания психологического сопровождения, с одной стороны, требованиям учебной деятельности, а с другой – психологическому портрету адресата; г) использования в качестве методов сопровождения комплекса диагностических, консультативных, тренинговых, информационных и коррекционных процедур; д) ориентации на Я-изменения, на повышение личностной компетентности, обеспечивающей саморазвитие; е) направленности всей системы психологического сопровождения на достижение комплексного результата, выражающегося в достижении успешности личности при сохранении статуса психологического здоровья и результативности учебной деятельности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
48. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
48. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Психологический эксперимент – это стратегия исследования, посредством которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных
49. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
49. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Тестирование является разновидностью процедуры измерения свойств объекта. Свойство – категория, которая выражает такую сторону предмета, которая обусловливает его различие и общность с другими предметами и
60. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
60. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Психологический эксперимент – это стратегия исследования, посредством которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных
Психологическое исследование
Психологическое исследование В прошлом психологи-клиницисты широко применяли для исследования пациентов стандартизированные тесты. В настоящее время они больше сосредоточены на лечении, а исследование проводится в форме наблюдений за поведением больного, результаты
Психологическое смирение
Психологическое смирение самообвиняющая, интропунитивная позиция ребенка или подростка, когда виновником конфликта или проступка всегда признается учащийся – так считают родители, так считают учителя и, что самое главное, так считает и сам подросток. Причинами
Психологическое тестирование
Психологическое тестирование (см. в разделе «Практическая организация психологической помощи. Направления, формы и виды деятельности психолога в
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование вид практической работы психолога, состоящий в оказании помощи и поддержки при решении тех проблем, с которыми к нему обращаются учителя, учащиеся или родители. Консультация может касаться как непосредственных затруднений участников
Психологическое обследование
Психологическое обследование комплекс мероприятий с использованием средств психологической диагностики по выявлению (дифференциации) и оценке психологических характеристик человека, описанию их состояния, степени выраженности, функциональности, детерминантной
Психологическое просвещение
Психологическое просвещение вид деятельности психолога, подразумевающий приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям. И у родителей, и у учителей, и у школьников существует огромная потребность в психологической информации, в
Психологическое тестирование
Психологическое тестирование процедура измерения и оценки с помощью теста (тестов) психических свойств и состояний человека при решении профессиональных задач, результатом которой выступает количественное и качественное описание индивидуально-психологических
Удар и сопровождение
Мандраж и психологическое равновесие
Мандраж и психологическое равновесие Для настоящего игрока недопустимо нервничать у стола или, как говорят спортсмены, испытывать мандраж, хотя это часто бывает, особенно при игре на публике. Психологическое равновесие в игре необходимо. Это, пожалуй, самое главное.А что
5.2.8. Нормативно-методическое сопровождение
5.2.8. Нормативно-методическое сопровождение При проектировании ПС переменного тока с высшим напряжением 330–750 кВ следует руководствоваться нормативными документами согласно приказу РАО «ЕЭС России» от 14.08.2003 г. № 422 «О пересмотре нормативно-технических документов и
Психологическое бесплодие
Психологическое бесплодие Прежде чем ставить себе такой диагноз, вы должны убедиться, что в вашем организме нет реальных нарушений. Для этого посетите нескольких врачей – как говорят, сколько людей, столько и мнений. И не забудьте сдать анализы на совместимость пары –