Психологический якорь что такое
Что означает термин психологический якорь в НЛП и как его поставить
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Якорь – специальная конструкция, которая предназначена для удержания любого плавающего объекта на одном, заданном месте за счет сцепления с грунтом. Конструкция связывается с плавающим объектом посредством цепи или троса.
Эффективность якорной конструкции оценивается коэффициентом держащей силы, то есть отношением между усилием, которое она может воспринять не перемещаясь, без выхода из грунта и весом самого якоря.
Понятие психологического якоря
Это было стандартное описание определения якоря. Оно же как нельзя лучше описывает работу психологического якоря, только вместо плавающего средства – ты, а цепью или тросом выступают твои ассоциации, эмоции, чувства, физиологические реакции.
Держащей силой, в случае с психологическим якорем, выступает интенсивность и устойчивость твоих реакций на заданные раздражители, которые в психологии называются триггерами.
Якорение – это связывание твоих реакций, обычно эмоций, с неким действием или событием.
Якорение может быть намеренным или случайным, и механизм его действия, обычно, извне во внутрь: внешние триггеры вызывают изменение твоего внутреннего состояния.
Примеры знакомых якорей
Примером психологического якоря может служить первое сентября. Вспомни, пожалуйста, свою внутреннюю реакция на эту дату: чувство тревоги, смешанное с возбуждением, напряжение. Может пройти много лет, прежде чем твоя реакция станет слабеть. Или два слова — Новый год, как правило, пробуждает в тебе ощущение чего-то нового, волшебного, увешенного гирляндами и наполненного запахами апельсин.
Эти две даты – психологические якоря, которые ты получила в результате соблюдения определённых действий, обусловленных социальными традициями. Чтобы изменилась твоя реакция на любой психологический якорь, необходимо событие, меняющее твоё эмоциональное состояние, или психологическое воздействие, сила которого прямо пропорциональна устойчивости сложившейся реакции.
Якоря и восприятие
Якоря напрямую связаны с твоим восприятием, которое является непосредственным отражением внешнего мира и классифицируется по разным основаниям. Выделяется пять видов восприятия, взаимосвязанным с твоими органами чувств:
На любой из этих видов восприятия может быть установлен психологический якорь. Часто в якорении принимает участие несколько видов восприятия. Например, когда ты слышишь слово «лимон», то возникает чувство оскомины, но это же чувство может быть вызвано изображением лимона или запахом.
Якоря, установка якорей — техники НЛП
Модальности якорей
Если выражаться с использованием терминологии, то якоря бывают разной модальности, то согласно принадлежности отражаемого раздражителя, триггера, к определённой сенсорной системе.
Примеров визуальных якорей в повседневной жизни очень много: фотография близкого человека, торговая упаковка знакомого продукта. Визуальные якоря очень широко используются в сфере рекламы. Грамотно продуманная реклама через некоторое время, вызывает у тебя соответствующие реакции при одном только взгляде на упаковку. Например, логотип пепси-колы или кока-колы.
Эти якоря, по силе своего воздействия, следуют сразу за визуальными: навязчивая мелодия рекламного ролика, мелодия вальса. К аудиальным якорям относятся кодовые слова и звуки, магическое действие которых так пугает обычного человека.
У каждой из нас в детстве было любимое угощение, которое готовила мама или бабушка. Если ты ощущаешь этот знакомый вкус, то, автоматически, начинаешь чувствовать удовольствие, радость. В повседневной жизни часто недооценивается значимость этого вида якорения, ведь для закрепления или его возникновения, необходим непосредственный контакт, но именно такие якоря очень быстро и устойчиво закрепляют твою эмоциональную реакцию на определённые раздражители.
Как установить якорь
Технология установки якоря очень простая и сложная одновременно. Если ты хочешь осознанно создать психологический якорь, то необходимо выполнить следующий алгоритм действия:
Правила безопасности
При установке якоря необходимо учитывать основные правила:
Методы снятия или изменения якоря
В случае возникновения нежелательного якоря, то есть, когда образовалась реакция, которая негативно влияет на твоё психоэмоциональное или физическое состояние, применяется техника переякорения.
Технически эта техника работает так же, как и установка якоря, но при этом к раздражителю, триггеру, который служит спусковым механизмом, привязывается более желательная эмоциональная реакция.
Ещё одна рабочая техника перепрограммирования якорей носит название коллапс якорей, при которой на один и тот же триггер устанавливается два якоря с разным эмоциональным зарядом: положительным и отрицательным. В присутствии триггера они срабатывают, и нейтрализуют действия друг друга. Единственное условие: якоря должны быть одинаковыми по силе эмоционального заряда.
Техники якорения используются для решения сложных психоэмоциональных проблем. Часто применяются в НЛП, гипнозе и других методах психологической коррекции.
Якорение в психологии и основы НЛП
Якорение – это понятие из психологии, являющееся элементом НЛП. В частности якорь является стимулом, провоцирующим ассоциативный контакт на уровне эмоций.
Нейролингвистическое программирование не стоит относить к определенной науке. Это совокупность из нескольких техник, которые использует практическая психология. Использоваться данные техники могут:
Разумеется, топ-менеджеры и трейдеры заверяют, что им знакома техника НЛП, и они умеют ей пользоваться. В реальности под нейролингвистическим программированием понимаются коммуникативные умения, при помощи которых можно повлиять на мнение других людей, принимающих решение.
Данная методика активно используется практикующими психологами во время лечения тяжелых душевных состояний, чтобы избавить пациента от страхов после психотравмы.
В основе НЛП находится когнитивная психология, которая исследует особенности того, как развивается память, эмоции, ощущения, мышление, фантазия и восприятие.
Заякоривание в роли технологии НЛП
В тот момент, когда конкретная эмоция, связанная с переживанием, превращается в стимул для осуществления определенного действия, эта эмоция становится якорем. Данный процесс на практике будет работать на бессознательном уровне, и чаще всего его не замечают.
Якорь – это определенное внутреннее и внешнее представление, запускающее воспроизведение другого. У каждого из нас в жизни есть множество имен, воспоминаний, важных моментов, событий, вещей, даже ароматов и вкусов. Это и есть якоря, использующиеся психологами, чтобы перепрограммировать индивида.
Вот элементарный пример: воссоздайте в памяти момент, когда вы оглядывались посреди улицы на голос незнакомца, выкрикивающего ваше имя. Случается так, что человек отзывается на другое имя, которое для него дорого. В этой ситуации, имя – это якорь. Также в роли якоря бывает песня, фильм, дата календаря, картинка и прочее.
Как данный нейролингвистический метод используется на практике? Предположим, что на прием к психологу пришел человек с арахнофобией. Разумеется, здесь негативное состояние и плохой якорь – пауки. Чтобы избавить человека от фобии, психолог должен найти источник страха. Но как поднять тему о пауках, когда он начинает паниковать только от мысли о паукообразных гадах? Надо создать приятную ассоциацию, например, птица-феникс, которая не боится ни одного смертоносного паука. Психолог поможет остановить страх за счет одного слова «феникс». Вот яркий пример, как можно манипулировать человеческим сознанием.
Применение и установка якоря. Как их разрушить?
Даже у самых мощных якорей есть собственный жизненный цикл. Якорить можно долго или кратковременно. Якорь с кратковременным эффектом утрачивает собственную значимость, если его периодически не подкреплять, а долговременный может вполне остаться на все время. Самостоятельно себя заякорить без каких-либо умений и познаний нельзя. Принято считать, что данный процесс был проведен успешно, если 3 воспроизведения якоря подряд проявили чистую реакцию, одинаковую в каждом воспроизведении.
Начинаться создание якоря должно тогда, когда у человека эмоциональный настрой на пике. Якоря могут быть разными:
Наиболее выраженный эффект проявляют комплексные якоря, на которые можно посмотреть, услышать и в то же время почувствовать.
Кроме того, в психологии есть термин «коллапс якорей». Применяется подобная техника в той ситуации, когда у индивида есть негативный якорь. Суть представленного феномена заключена в полностью противоположной эмоции, а после в одновременном их запуске. В итоге разрушаются оба якоря, и появляется нейтральное восприятие.
Как происходит самоякорение?
Отыскать наглядный пример, как мы сами проводим якорение себя, легко. Давайте вспомним, когда вы покупали смартфон. При этом начальная обстановка дел не предусматривает, что вы отлично понимаете в девайсах, а пошли проконсультироваться в магазин. Продавец показал наиболее дорогой и лучший телефон. Приходя в последующие магазины, вы уже не станете искать лучшую модель, а будете спрашивать тот первый вариант, который вам пришелся по вкусу и, скорее всего, возьмете именно его.
Мы неосознанно применяем якоря во время воспитания детей. То, что в детском возрасте провоцировало хорошую эмоцию, по определению разрешено ребенку. И в обратную сторону: чего мы с детства опасаемся, или что вызывало у нас слезы – это под запретом для ребенка.
Учитесь управлять своими эмоциями с помощью курса Викиум «Эмоциональный интеллект«. Когда эмоции под контролем, легче принимать удачные решения в любой сфере жизни и достигать цели.
Что такое психологический НЛП-якорь?
Теория
Не менее важна, чем практика. Расскажу вкратце о том, откуда ноги растут. Якорь в психологии – это некоторая связь между событиями. С его помощью можно запускать интересную реакцию. При одном только прикосновении девушка начнет чувствовать что-то по отношению к тебе или ей вовсе захочется секса.
Самый простой и универсальный якорь, который практически не снимается (да и незачем) – это поцелуй. Прикосновение губ вызывает положительные эмоции, а как это правильно сделать ты можешь причитать в моей статье «Как поцеловать девушку?». Именно так на пальцах выглядит работа любого НЛП якоря.
Что удивительно, ты можешь поставить якорь каждому человеку. И он может находиться где угодно, в любой области чувств: аудио, визуальной, кинестетической. И методики установки различны. Аудиальный якорь ставится любым изменением голоса, какой-либо музыкой. Визуальный – жестами или особой мимикой. Кинестетический – прикосновениями, температурой. Уже чувствуешь, как перед тобой начинает открываться почти безграничные простор творчества пикапера?
Тебе нужно запомнить, что НЛП якорь лучше всего работает в рамках той модальности, которая хуже всего развита у конкретного человека. Визуалу легко будет что-то внушить звуком, к примеру. Он не привык получать основной поток информации через это канал, ее получение будет чем-то действительно запоминающимся. Если хочется универсальности, работай с кинестетикой. Такие якоря лучше всего работают со всеми. Теперь перейдем к некоторым характеристикам правильного НЛП якоря.
Попрактикуемся
Зачем вообще стоит заморачиваться, узнавать, что такое якорь в психологии, устанавливать, снимать? Все дело в обратном эффекте. Приведу простой пример. Допустим, неделю назад ты зафиксировал у девушки необычайный всплеск положительных эмоций после крышесноса. Теперь ты захотел вновь получить это состояние от девушки, просто активируешь якорь, и все на этом.
Таким образом, якорение в психологии было изобретено с той целью, чтобы ты получал от собеседника нужное состояние практически одномоментно. Ты получаешь в свои руки очень мощный инструмент, способный работать через годы, после установки.
На кошках
Чтобы отточить мастерство якорения и в дальнейшем не задаваться вопросом, как поставить якорь женщине, отработай на себе. Инструмент уникален тем, что он работает даже на тебе. Даже если ты осознанно сам себе его ставишь, и сам же активируешь.
Вот прямо сейчас возьми да проанализируй свое поведение, окружение вещами, символами. Лично у меня одна песенка до сих пор ассоциируется с просто волшебным сексом с одной девушкой. А было это уже лет 5 назад. И когда я ее слышу, я возвращаюсь в это состояние эйфории даже против своей воли. Якорь был поставлен в то время, когда я был с ней в постели, вот и все.
Прямо сейчас попробуй поставить самому себе якорь, к примеру, на чувство уверенности в своих силах. Сосредоточься и расслабься. Напряги памяти и вспомни ситуацию, а лучше несколько, в которой ты был уверен на 100%, и это было оправдано, как показала практика в дальнейшем. Выбери наиболее сильное воспоминание. Вспомни все в мельчайших подробностях, как ты двигался, что чувствовало твое тело, как с тобой разговаривали другие люди, мелочи, аксессуары, одежду, прям все. Постарайся перенестись в это состояние, будто бы ты и сейчас там.
Когда сосредоточишься, полностью войдешь в это состояние, можно сказать, отречешься от настоящего, просто надави с силой одной рукой на другую. Еще немного побудь в таком положении, постепенно вернись в настоящее. Поздравляю, волшебная кнопка на твоем теле изобретена!
Но есть оговорка. Сразу этот якорь работать не будет. Его нужно будет несколько раз закрепить в то время, когда ты будешь в реальности чувствовать уверенность в себе. Через несколько повторений одного и того же движения в моменты уверенности это состояние будет возвращаться к тебе, когда ты повторишь действие, активируешь якорь.
Другому человеку якорь ставится точно также. Только не переборщи с усилием. Это не обязательно нажатие. Просто необычное движение или действие. Хорошо работает скользящий якорь, но он и сложнее в постановке, так как является искусственным и комплексным. Сначала ставишь якорь на исходное положение касанием, затем голосом вводишь в состояние, которое нужно тебе, сопровождая все это движением. В конце ставишь точку, когда достигнешь нужного состояния. Теперь ты знаешь, как заякорить женщину. Пользуйся!
Как снять?
Если ты знаешь о негативном якоре, добейся состояния эйфории и активируй его снова. А затем еще и еще. Постепенно перебить удастся.
Якоря имеют свойство угасать. Период зависит от свойств характера и темперамента конкретного человека. Как правило, период не превышает 3 месяцев, но может длиться десятилетиями, если он чрезвычайно мощный, а человек не слишком впечатлительный и эмоциональный. Практикуйся, и у тебя все получится рано или поздно!
Если хочешь узнать ещё больше секретов по соблазнению девушек подписывайся на мою страницу ВКонтакте.
Эффект якорения: примеры в психологии и маркетинге
Специфика головного мозга человека заключается в том, что наше впечатление о какой-либо ситуации зависит от ранее полученной информации. Причем влияние оказывает даже информация, которая никак не относится к конкретным обстоятельствам.
Данный феномен носит название эффект якоря (эффект привязки). Он является одной из психологических особенностей личности, которая подвергает сомнению обоснованность и целесообразность выбора покупателя.
Что такое эффект якоря
Эффект якорения – это специфика человеческого мышления, которая заключается в тяге оценивать неизвестное значение с ранее предоставленными или воспринятыми числами.
Якорение происходит даже при условии, что первоначальные числа достаточно завышены, а человек осведомлен о «якоре».
Использование якорей в качестве исходных точек имеет основополагающее значение в психологии, экономике, маркетинге. К тому же оказывает влияние на жизнь человека и зачастую отрицательное.
Пояснение такому феномену дали Э. Аронсон и Т. Уилсон в учебнике
«Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме». Авторы отмечают, что «люди зачастую подвержены влиянию совершенно случайных значений, которые они используют для отправных точек».
Говоря простыми словами, допустив ошибку еще при составлении условия задачи, нет смысла ожидать верный результат после ее решения.
Примеры эффекта якорения
Эффект якорения моделирует определенную линию поведения человека, с помощью которой можно оказывать влияние на его дальнейшие действия. Это способствует манипулированию не только отдельным индивидом, но и большими группами людей.
С примерами манипуляции сообществами людей мы сталкиваемся неоднократно.
Рассмотрим некоторые из них:
Использование действия эффекта привязки в рекламе
Остерегаясь негодования клиентов, сотрудники намеренно распространили ложную информацию о том, что тарифы повысятся на 10%. В данной ситуации в роли якоря выступает число 10.
По истечении некоторого времени, компания официально опровергла разлетевшиеся слухи о значительном росте цены за предоставляемые услуги. На самом деле, тарифы увеличатся всего лишь на 2%.
После подобного заявления клиенты остались довольны, а компания добилась поставленных целей.
Говоря простыми словами, эффект якоря в некоторой степени настраивает человека на конкретную волну, которую впоследствии манипулятор применяет в личных интересах;
Согласно проведенным исследованиям, общая цена на ряд товаров способствует повышению продаж более, чем на 30% в соотношении с продажей одной единицы товара;
И процент их продаж значительно вырастает.
Использование эффекта якоря в благотворительности
Давно известно, что эффект якорения широко применяется благотворительными организациями. В западных странах приобрела популярность рассылка писем с просьбой о пожертвовании.
Люди, к которым обращались с просьбой о пожертвовании от 10 до 50 долларов, приносили большую прибыль, чем те, у кого просили пожертвовать от 1 до 10 долларов.
Эксперименты
Ученые благодаря ряду экспериментов обосновали феномен якорения, даже при условии использования в роли якоря непропорционально завышенных или заниженных чисел.
Стоит отметить, что факт якорения продолжал отмечаться и после того, как испытуемым стало известно о нем.
Рассмотрим подробно несколько примеров экспериментов:
Эксперимент с ООН
Психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски провели необычный эксперимент. Испытуемым они задали такой вопрос: «Каков процент африканских стран, входящих в состав ООН?».
Прежде, чем участники дали ответ на вопрос, перед ними на рулетке определялось случайное число.
Испытуемые, которые увидели более крупное число на колесе рулетки, предполагали, что процент африканских стран в ООН намного больше, чем казалось участникам, заметившим меньшие числа.
Аукцион
Группа экономистов из Массачусетского технологического института под руководством Дэна Ариэли провела аукцион для учеников своей бизнес-школы. Экспериментаторы выставляли на продажу разнообразные предметы от бутылки коллекционного вина до беспроводной клавиатуры или коробки конфет.
Перед началом аукциона студентов попросили записать две последние цифры их полиса социального страхования. Далее испытуемым необходимо было ответить, готовы ли они внести озвученную сумму за каждый из лотов.
Например, если две последние цифры страхового полиса студента были 43, он должен был решить, может ли цена коллекционного вина либо коробки конфет составлять 43 доллара.
В итоге студентам предложили указать максимальную сумму, которую они рассчитывали потратить на различные лоты аукциона. У испытуемых, чьи номера социального страхования заканчивались самыми большими числами (80-99), готовы были потратить на 200 % больше, чем студенты, имеющих небольшие числа (1-20).
Эффект якорения в НЛП
Под психологическим якорем в НЛП подразумевают определенное действие, которое вызывает у человека ассоциации с конкретными эмоциями.
Даже самые устойчивые якоря имеют конкретный цикл развития. Они бывают кратковременными и долговременными:
Намеренно, не имея необходимых умений и навыков, установить якорь невозможно.
Виды якорей
Различают несколько видов якорей:
Наибольший эффект достигается при комплексных якорях, которые можно одновременно услышать, увидеть, ощутить и обонять.
Коллапс якорей
В психологии существует понятие «коллапс якорей». Прибегают к подобной технике в ситуации, когда у человека установлен негативный якорь.
Суть коллапса кроется в якорении на кардинально антагонистичной эмоции, а затем в одновременном их воспроизведении.
В итоге рушатся оба якоря и формируется лояльное отношение к ситуации в целом.
Заключение
В заключении отметим способ противостояния эффекту якорения.
Эффект якорения не всегда оказывает положительное влияние на жизнь человека. Мы склонны поддаваться влиянию случайных значений, которые зачастую принимаем за отправные точки.
В связи с тем, что причины возникновения этого феномена до сих пор не выяснены, противостоять ему затруднительно. Воздействие непредвиденных факторов на ход последующих действий человека продолжается даже при условии осознания им наличия эффекта якоря.
Противодействие возможно лишь при сравнении исходных данных с дополнительной информацией. И уже опираясь на имеющиеся данные, следует принимать решение.
Для того, чтобы не стать жертвой умелых манипуляторов, всегда соблюдайте осторожность и помните об эффекте якоря.
5 / 5. Количество оценок: 3
Высшее образование по специальности «Психология», кафедра психологии (включает все отрасли психологии). Окончила Донецкий институт социального образования. Автор статей по педагогической и семейной психологии