Психологический возраст характеризуется чем характеризуется

Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии

Психологический возраст характеризуется чем характеризуется Ольга Астахова
Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии

Актуальность темы высока, т. к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического возраста, зависимость уровня заболеваемости от состояния психики, того, насколько человек себя чувствует.

Цель работы – исследование психологического возраста

Задачи работы – изучение понятия возрастной психологии

— изучение основных периодов развития человека и теории возраста;

— рассмотрение принципов диагностики и исследования психологического возраста.

— закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

1.2. Проблемы современной возрастной психологии

Проблема органической и следовой обусловленности психики и поведения человека;

Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа);

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

— детская психология (от рождения до 17 лет);

психология взрослых, зрелых возрастов;

— геронтология или психология пожилого возраста.

Понятие возраставключает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

а) умственный возраст

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ— интеллектуальный коэффициент:

умственный возраст x 100%

IQ = хронологический возраст

в)эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Л. С.Выготский выделял 3 группы периодизаций:

I. Для 1 группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ.

1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

0-3 года раннее детство

3-5 лет дошкольный возраст

6-12 лет начальное школьное образование

12-16 лет обучение в средней школе

17 и старше высшее или университетское образование

1)Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.

Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур.

— от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).

3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.

Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

Iуровень: Страх наказания (до 7 лет).

1. Страх перед правом силы.

2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

IIуровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

IIIуровень: Совесть (после 16 лет).

5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Существуют и другие периодизации развития.

Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по разному воспринимает различные жизненные ситуации, в том числе и болезнь.

Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве, т. к. в этот момент закладываются основные черты личности.

Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология.

Каждый человек по своему воспринимает свой возраст и относится к нему, также человек по разному воспринимает болезнь и ее проявления.

Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический. Это проблема также была затронута в работе. Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.

Психологический возраст – интересная и обширная тема для изучения. Стоит отметить два очень тесно связанных между собой феномена – личностное время личности и концепция жизненного пути.

Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.

Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и применяемая в науке.

Будущее медицины за психологией, поэтому исследование психологического возраста и возрастных характеристик личности не только желательно, но и обязательно для того, чтобы медицина могла опираться на новые научные данные в этой области и применять их для своих целей.

В данной работе я проанализировала особенности развития человека, на всех этапах его жизни. Особое внимание уделено развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.

Цель и поставленные задачи были достигнуты и реализована.

Практическая значимость моей работы заключается в возможности

использовать предложенный материал в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

3. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — К. : Наукова думка, 1984. — С. 173–175.

5. Немов Р. С. Общие основы психологии. Т. 2.-М., 1994;

Конспект «Понятие Родина, любовь к Родине» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. Пласта. Разработка плана конспекта НОД по патриотическому.

Конспект занятия по математики тема: число ДВА. Понятие «Пара» Тема: Число два. Понятие «пара» Конспект занятия по математики Тема: Число два. Понятие «пара». Задачи: 1. Упражнять детей в счете в пределах двух, различать и называть.

Психологический возраст характеризуется чем характеризуетсяНеделя психологии. Акция «Радужное настроение».В нашем детском саду прошла неделя психологии, к которой мы тщательно подготовились. Были организованы семинары.

Неделя психологии «Экология семьи» Цель:сформировать настрой на «психологическую волну», стимулировать интерес к психологическим знаниям родителей и педагогов,.

Понятие «Гендер» и современные гендерные теории Процесс человеческого развития непрерывен и представляет собой постоянное расширение возможностей людей с точки зрения выбора форм и масштабов.

Понятие и виды профессиональной компетентности педагога Понятие и виды профессиональной компетентности педагога В условиях модернизации образования меняются не только образовательные функции,.

Понятие, виды нетрадиционной техники аппликации Необходимо привить детям любовь к работе нетрадиционные техники аппликации. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает.

Понятие внимание в психологии Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы.

Психологический проект «Создание предметно-пространственной среды как средства развития способностей дошкольников» В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме развития и поддержки одаренных детей, как основы развития будущей науки. Современная.

Источник

Психологический возраст в психологии. Что это такое, определение развития

В повседневной жизни люди часто сталкиваются с понятием «возраст», даже не подозревая, что у него 2 основных обозначения – возраст физический и психологический.

Если с физиологической категорией все предельно ясно, то понятие «психологического возраста» намного сложнее. В рамках психологии 2 разновидности возрастного ценза не являются идентичными, имеют свои характерные особенности, влияющие на поведение индивида и роль в социуме.

Понятие возраста в психологии

Многие замечали, что люди одной и той же возрастной группы часто ведут себя совершенно по-разному. Кого-то можно назвать «большим ребенком», а способности его ровесника вызывают уважение и восхищение. Всему виной особенности психологического возраста (ПВ), который не всегда соответствует паспортному.

На своем жизненном пути человек преодолевает определенные ступени роста, которые характеризуются индивидуальными особенностями его развития. Эти отрезки в психологии называются возрастами.

В общем случае возраст можно определить как временные этапы развития личности, которым соответствуют специфические закономерности формирования физических и психологических характеристик.

Этапы взросления стартуют с момента появления человека на свет, совершенствуются благодаря воспитанию и обучению, с наступлением психологической зрелости понятие превращается в хронологическую величину.

Изучением возраста, как конкретной ступени времени, занимается возрастная психология. Первопроходцем системного анализа психологической категории стал Лев Выготский. Выдающийся психолог советского времени ключевым моментом социальной ситуации развития назвал факт глубоких преобразований сознания при переходе с одной возрастной ступени на другую.

Психологи разных времен рассматривали взросление человека в ракурсе закономерных изменений физиологического и психологического плана, в результате чего понятие получило несколько формулировок. Психологический возраст характеризуется чем характеризуется

АвторОбозначение возраста в понимании ученого
Л. С. ВыготскийОпределенная ступень либо эпоха развития, условно ограниченный цикл или звено общего пути развития индивида.
Б. Г. АнаньевЕдинство метрических и типологических характеристик, функция времени исторического и биологического типа.
Л. И. БожовичЦелостная структура, состоящая из отдельных этапов (психических) психологического совершенствования.
Д. Б. ЭльконинСовокупность социальных задач по освоению действительности, решаемых человеком на конкретном этапе его развития.

С учетом результатов психологических исследований и анализа формулировок, в психологии закрепилось определение возраста, состоящее из 4 аспектов:

В реальной жизни все 4 аспекта не всегда согласованы между собой. Поэтому для определения показателя психологического развития следует учитывать индивидуальные качества психики и физиологии конкретного испытуемого.

Как подсчитать

Разработанные психологами тесты способствует пониманию своего мировоззрения, особенностей отношения к жизни и работе, помогают понять собственные мысли и поступки других людей. Наиболее распространенным признан опросник С. Степанова, известного российского педагога и психолога, разработавшего простую схему уточнения психологического уровня развития личности.

В эпоху всеобщей компьютерной грамотности существует множество сайтов, предлагающих пройти тестирование на определение важной психологической характеристики. Опросники содержат разное количество вопросов по разнообразным темам, на основе своих ответов респондент получает конкретную цифру внутреннего возраста.

Чтобы самостоятельно подсчитать свой ПВ, зависящей от интересов и целей человека, можно воспользоваться простыми математическими приемами. Они позволяют приблизительно оценить уровень собственных психических возможностей. Психологический возраст характеризуется чем характеризуется

Как это сделать:

Для получения внутреннего возраста придется продолжить расчеты – число, оказавшееся меньшим, нужно разделить на большее. Затем умножить на количество запланированных лет жизни, результат будет соответствовать значению приблизительного ПВ.

Психологический возраст можно назвать идентификатором осознания на определенной ступени возрастной лестницы – юность, зрелость, старость. В психологии чаще всего биологический возрастной показатель не соответствуют хронологическому. При этом пятидесятилетний человек может выглядеть тридцатипятилетним, а в 25 лет некоторые субъекты имеют вид умудренных опытом старцев.

Ограничением в этом случае выступают не возрастные рамки, а наполненность периода жизни событиями социальных и профессиональных взаимоотношений, индивидуального личного опыта. Психологический возраст можно также назвать возрастным ориентиром реализованности потенциала личности, когда при гармоничном течении жизни человек ощущает себя моложе тех лет, которые указаны в паспорте.

Отличия психологического возраста от биологического

Если хронологическая категория отражает количество прожитых лет от рождения, то психологическим возрастом обозначают качественную составляющую. Это онтогенетический (свойственный отдельному организму) этап формирования личности с учетом условий жизни, качества обучения, особенностей воспитания и проживания в конкретных исторических условиях. Психологический возраст характеризуется чем характеризуется

Понятие психологического возраста, как уровня формирования психики, основывается на следующих аспектах созревания:

Психологический возраст в психологии — это целый ряд важных показателей, их исследованием занималась большая армия психологов.

Называя ПВ феноменом самосознания личности, ученые пришли к выводу, что для понимания его критериев следует определиться с мерой психологического прошлого. Его относительное количество определяется степенью психологической реализованности на каждом этапе жизненного пути.

Цифра биологического возраста отражает морфологческую и физиологическую картину развития человека по отношению к среднестатистическому показателю (здоровье, врожденные и приобретенные навыки, образ жизни и отношение к ней) для данной возрастной категории (хронологический аспект).

Для установления биологического возраста разработана шкала критериев:

Для взрослых применяют сокращенную методику определения БВ – это кардиопульмональная диагностика, включающая ряд параметров, среди которых измерение параметров артериального давления, емкости легких.

Система также оценивает состояние органов чувств, характеристики психики, двигательного аппарата, зубного ряда с учетом конституционных особенностей, половой принадлежности и других факторов.

По итогам исследований психологи пришли к однозначному выводу, что обе возрастные категории – биологическая и психологическая подлежат диагностике, а ПВ – обратим. Это значит, что человек в рамках психологического времени может, как постареть психологически, так и помолодеть, если увеличивается его психологическое будущее или уменьшилось прошлое.

ПВ также можно назвать и многомерным, поскольку он зависит от уровня реализации индивида в семейной и профессиональной сфере. Биологический возраст может быть стабильным или динамичным, его уменьшение замедляет старение, а увеличение – приближает.

Основные особенности развития внутреннего состояния

Любые проблемы человека связаны с его внутренним осознанием – когда наступает гармонизация ощущений, исчезают проблемы. Взаимосвязь возраста биологического (жизненный ресурс) и психологического (отношение к собственной жизни) на определенном возрастном этапе – показатель личностной скорости развития психики. Психологический возраст характеризуется чем характеризуется

Психологический возраст в психологии — это инструмент, помогающий в формировании повседневной реальности. Для понимания того, как прогрессирует внутреннее состояние, существует система возрастной периодизации, предложенная психологом Даниилом Элькониным. Характеристики психики рассмотрены с учетом влияния особенностей развития на каждой ступени возрастной лестницы.

Периоды (годы)Что происходит
Раннее детство 0-3Формирование основных инстинктов. В том числе речи, приемов личностного общения в конкретной ситуации, распознавание предметов.
Детство 3-17После кризиса в 3 года наступает период дошкольного развития. На смену ему приходит школьная пора (начальная), начало взросления с ориентацией на учебу.
Молодость 17-23Переломный этап, становление как личности. Это кризисное время, расцвет взросления, когда все еще впереди, а ошибки не считаются роковыми.
Ранняя зрелость 23-30Конец юности на пике оптимизма. Время начала семейной жизни, выбора профессии, пора любви и принятия судьбоносных решений на пути к самореализации.
Средняя зрелость 30-50У большинства это кризис в возрасте 30-40 лет, несмотря на расцвет личности, реализовавшей себя в профессии. Иногда пересмотр ценностей полностью меняет жизнь.
Подлинная зрелость 50-70Обретение мудрости и целостности личности, полное принятие своей роли в социуме. Не исключены кризисные состояния из-за взросления и самостоятельности детей.

Если уровень физических показателей для людей одной возрастной категории приблизительно одинаков или похож внешне, то по причине неодинакового внутреннего состояния психологический возраст совпадает редко.

Особенности внутреннего возрастного параметра оказывают влияние на принятие решений, выбор стиля поведения, формирование целей и планов, взаимоотношения с другими членами социума.

Психологический возраст и самосознание

Психологами было установлено, что психологическое время личности влияет на динамичность формирования осознания субъектом себя как единицы общества человеческих существ, своих потребностей и своей роли. Этот критерий в психологии называется самосознанием, которое тесно связано с параметром (временем) психологического существования личности. Психологический возраст характеризуется чем характеризуется

В исследованиях отечественных психологов А. Кроника и Е. Головахи психологический возраст был определен как феномен самосознания – длительного периода превращения индивида в самостоятельную личность.

В свете подобных выводов фундаментальному параметру психологии (ПВ) было присвоено три основных характеристики:

Психологический возраст характеризуется чем характеризуетсяОщущение индивидуального возраста признано субъективным понятием, зависящим от особенностей темперамента и стиля жизни, поведения на этапе молодости и зрелости. В итоге сознание укрепляется благодаря отношению окружающих, которые судят о личности по его ощущению собственного ПВ.

Искажения психологического возраста

Термином «возраст» психологи обозначают набор характеристик, присущих индивиду на определенном временном этапе. Под искажениями ПВ понимают психологическую обратимость возрастного параметра. Человеку свойственно преувеличивать либо уменьшать свой возраст.

Например, ребенок может уверенно твердит, что он не маленький, а подросток требует, чтобы его считали взрослым. Однако среди пожилых людей, особенно долгожителей, прослеживается тенденция завышения и без того солидного жизненного стажа.

Психологический возраст в психологии — это критерий адаптации индивида к условиям окружающей среды, жизни в конкретном обществе. Поэтому у психологов нет единого мнения в отношении причин феномена. Искажение возрастной категории может быть связано с механизмом работы подсознания – желание продлить жизнь, преодолевая страх смерти (Ю. Филимоненко).

По мнению автора, оценки телесного и душевного состояния идентичны в 25 лет, но в процессе взросления внутренний возраст станет циклично отставать от физического каждое десятилетие. В итоге, будут накапливаться разногласия между временными образами Я-представления – в прошлом, настоящем и будущем.

Поэтому нельзя отождествлять ПВ с психологическим временем по причине взаимосвязи всех составляющих времени (психологическое, социальное и так далее), которые уникальны для каждого индивида.

Как узнать свой психологический возраст

На каждой ступени временной лестницы человек преодолевает ряд внутренних конфликтов, страдая от возрастных кризисов. Поэтому цифра ПВ переменчива и часто расходится с паспортными данными, но важнее количества реально прожитых лет. Ведь пока человек взрослеет физически, развитие его психики может обогнать физиологию или наоборот – индивид способен помолодеть.

Важность психологического возраста в том, что от него зависит формирование круга интересов и увлечений, жизненных целей, поведения в разных жизненных ситуациях.

Тесты

Сегодня для определения возрастной характеристики совсем не обязательно отправляться к психологу, пройти тестирование можно в интернете онлайн. Сайт testometrika предлагает большой выбор опросов, среди которых имеется тест на определение своего психологического возраста. Опрос составлен на основе Пособия по психологической разведдеятельности, автор А. В. Курпатов. Психологический возраст характеризуется чем характеризуется

Опросник включает 25 вопросов, по результатам ответов на них респондент получает итоговую цифру, с учетом фактического возрастного ценза, уровня образования, принадлежности к определенному полу.

Кроме ПВ, результаты тестирования содержат количество баллов, указывающих уровень позитивности (из 28), увлеченности (из 16), открытости опыту (из 28) по отношению к максимальным показателям для этих понятий.

Как расшифровать результаты опроса:

С учетом итогов диагностики, тест вооружает респондента перечнем рекомендаций для лучшего понимания своих поступков, состояния собственной психики, преимуществ и недостатков на данном этапе возрастной лестницы.

Чтобы взрослое поведение стало нормой, на протяжении жизненного пути человеку приходится много раз повторять определенные действия, пока они не превратятся в навыки.

Результаты отражаются на цифре психологического возраста, который можно назвать критерием духовного развития личности. В психологии ПВ признан возрастным ориентиром. Это совокупность изменений психики и внутреннего мира на определенном временном этапе, параметр влияет на продолжительность жизни.

Автор: Татьяна Ларина

Видео о психологическом возрасте

Что такое психологический возраст:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *