Психологический тест лесная школа что это

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ШКОЛА ЗВЕРЕЙ»

(диагностика адаптации учащихся в школе)

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Наиболее типичные рисунки

На первом рисунке отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы.

На втором рисунке негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но один заяц не имеет рта, что косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов.

Третий рисунок не закончен. Звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками. Возможно, что учителя вообще нет. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, возможно связанной со школой. В этом случае необходима дополнительная работа с ребенком для прояснения ситуации.

Четвертый рисунок показывает присутствие внутренней агрессии, так как у зверей уши и грива имеют острые углы. Кроме того, можно говорить о тревожности (стирания). Вероятно, школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Возможно, ребенка беспокоят головные боли.

Проведенные впоследствии наблюдения, беседы, анкетирование на степень адаптации к школе полностью подтвердили данные методики «Школы зверей». На их основе были разработаны и проведены тренинговые занятия, адаптационный курс для первоклассников. В результате проведенной работы многие проблемы детей были устранены.
Таким образом, проективная методика «Школа зверей» помогает выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и вовремя устранить их.

Источник

Методика «Школа зверей»

Аннотация: Исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность, диагностика проблем адаптации к школе. Методика Я в школе.

Методика «Школа зверей» – исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность, диагностика проблем адаптации к школе

Психологический тест лесная школа что этоАвтор методики С. Панченко.

Цель: исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность, диагностика проблем адаптации к школе.

Примечание. Методика может применяться для оценки межличностных отношений в детском коллективе, выявления трудностей, с которыми дети могут столкнуться на различных уроках, в ходе учебной деятельности.

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Оборудование: бумага, цветные карандаши.

Инструкция педагога-психолога:

Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, ощутите, как мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите школу зверей. Какие звери в ней учатся? А какой зверь работает учителем? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете еще некоторое время находиться в этой школе зверей, пока я сосчитаю до 10, а затем откройте глаза.

Итак, вы побывали в школе зверей. А теперь возьмите карандаши, бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели. (Дети выполняют задание.)

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите животное, которым могли бы быть вы. Поставьте рядом с ним крестик или букву «я».

Интерпретация результатов:

1. Расположение рисунка на листе.

Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, недовольство своим положением в коллективе, недостаточное признание со стороны окружающих; расположение рисунка в нижней части — как неуверенность в себе, низкая самооценка; если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий. Все это — защита от окружающих: агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильный нажим свидетельствует об устойчивости, слабый — о тревожности, очень сильный — о напряженности.

Кроме того, о тревожности могут свидетельствовать такие показатели, как разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Изображение на рисунке органов чувств (глаз, ушей, рта).

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации; изображение ушей (особенно больших и детально прорисованных) — о заинтересованности в информации, в основном касающейся мнения окружающих о себе; открытый заштрихованный рот — о страхах, возникающих с легкостью; зубы — о вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество персонажей, вступающих в различные отношения друг с другом (играющих, изображенных во время учебной деятельности и т. п.), в отсутствие разделяющих линий между ними свидетельствует о благоприятных взаимоотношениях испытуемого с одноклассниками. В противном случае можно говорить о наличии у него трудностей в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным-учеником.

Нужно проследить, нет ли между ними противопоставления и как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу.

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка лишь внеучебной стороной; отсутствия учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, школы зверей или людей — что у него не сформирована позиция ученика, он не осознает своих задач в роли школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона выбирают дети, пребывающие в школе в благополучном эмоциональном состоянии.

Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии ребенка.

Источник

«Лесная школа» — игровая диагностика готовности детей к школе

Игра «Лесная школа» представляет собой игровую оболочку и предназначена для решения диагностических задач. Она способна заменить психологу диагностическое обследование на готовность к школе и дополнить данные, полученные путем тестирования и беседы с ребенком. Результаты игры могут служить основанием для планирования дальнейшей развивающей и коррекционной работы

Цель: определение уровня готовности к обучению в школе.

Задачи:

Оборудование:

Оформление класса: на больших ватманах — рисунок леса, рисунок сказочного замка; стол для помощников (на столе — раздаточный материал для участников, атрибуты).

Музыкальное сопровождение: песня из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Примечание: педагог-психолог проводит с участниками игры этапы-задания, помощники раздают необходимые атрибуты, а также фиксируют результаты в протоколах.

Ход игры

Звучит песня из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Педагог-психолог приглашает участников пройти в класс.

Психолог. Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Посмотрите, к нам прилетела тетушка-сова и принесла телеграмму от лесных жителей. Они просят у нас помощи, потому что злой волшебник разрушил их лесную школу. Скажите, каких лесных жителей вы знаете?
(Дети называют животных леса.)

Вот беда! Как же наши друзья будут учиться? Давайте представим, какая она — лесная школа? Расскажите о ней. (Дети описывают школу, решают, что можно построить лесную школу из кирпича.)

Психологический тест лесная школа что этоВот такой замечательной школы не будет, если мы с вами не поможем нашим друзьям построить ее. Мы с вами отправимся в заколдованный лес, где нас ждут разные испытания. Чтобы не заблудиться в пути, мы будем пользоваться картой заколдованного леса. С ее помощью мы будем узнавать, где находимся и что нужно делать, чтобы помочь лесным жителям. А еще с нами всегда будет наша мудрая тетушка-сова, она знает много разных тайн и подскажет нам, что делать.

А теперь каждый пусть возьмет конверт и напишет на нем свое имя. В этот конверт мы будем складывать «кирпичики», которые получите после каждого испытания. Я надеюсь, что вы непременно будете помогать друг другу во время путешествия. Ну а теперь — в дорогу!

Судя по карте, мы сейчас должны пройти по мосту. Он очень узкий, поэтому нужно быть осторожными (веревка длиной три метра). Каждый из вас по очереди будет проходить по нему, первой пройду я, а вы смотрите, как нужно правильно по ней идти. (После первого испытания дети получают по «кирпичику» и кладут его в свой конверт. Помощники записывают результаты испытания (координация движений) в протоколах.)

Вот мы и добрались до «Лесных загадок». Тетушка-сова. Тут живет моя хорошая знакомая, зеленая гусеница. Мы должны разгадать загадки, которые она приготовила. Если разгадаете загадку, получите рисунок. (На полу лежит бумажная гармошка в виде гусеницы, на каждом листе — загадка. Ребенок разгадывает. Если ответ правильный, участник получает картинку.)

Психолог. Тетушка-сова, ребята, я предлагаю помочь тем, кто не смог разгадать загадки. Поможем? (Помощники записывают результаты испытания в протоколах: слуховая память, речь, воображение, нравственное развитие.)

Пора отправляться дальше по карте. Нам теперь нужно срисовать рисунки, точь-в-точь как у сказочного художника, а в награду вы получите «кирпичики» (бланки гештальт-теста Л. Бендер для определения зрительно-моторной координации).

Судя по карте, мы пришли на место, которое называется «Посмотри и запомни!» (15 коробочек для каждого ребенка с пятью картинками в каждой). Тетушка-сова. Обязательно запомните картинки. Иначе в конце пути вы не сможете выйти из этого заколдованного леса (исследование памяти). Психолог. Ну как? Запомнили? «Кирпичик» получает тот, кто говорит, что хорошо запомнил (самооценка, самокритичность).

(Психолог произносит текст шепотом.) Мы дошли до замка злого волшебника, который разрушил лесную школу. Сейчас мы молча, притаившись, бесшумно, должны пройти это место, чтобы нас никто не заметил. Тот, кто справится с испытанием, получит еще один «кирпичик» (самоконтроль, произвольность).

Тетушка-сова. Молодцы, ребята! Вам удалось пройти владения злого волшебника. Психолог. Наш путь продолжается. Нам еще предстоит поработать, нужно много «кирпичей» для строительства лесной школы. Смотрите, мы дошли до поляны. Все живое на этой поляне исчезло, это проделки злого волшебника. Как нам оживить поляну?
(Дети придумывают, какими растениями, насекомыми, животными можно заселить поляну; рисуют на бумажных кругах, подписывают их, помощники фиксируют результаты (развитие воображения). После выполнения задания дети получают «кирпичик».)

Тетушка-сова. Следующая точка нашего путешествия — Лесная больница. Она пуста. Что же случилось, почему никого нет?

Психолог. Тетушка-сова, ребята, смотрите, поляна нуждается в лечении! Давайте «заштопаем» поляну. (Раздаются матрицы Равена, каждому ребенку по 3 задания; проверяется правильность выполнения задания, фиксируется в протоколах. Детям, которые не справляются, помогают другие дети. В итоге все участники получают «кирпичики».)

Тетушка-сова. Спасибо! Вы помогли поляне, она вновь ожила.

Психолог. Перед нами непроходимая чаща (на полу разбросаны картинки). Чтобы пройти ее, вам нужно вспомнить и собрать свои картинки, которые вы рассматривали раньше. (Психолог, помощники проверяют собранные детьми картинки; за выполнение задания дети получают «кирпичики».)

Тетушка-сова. Вот мы и дошли до того места, где была Лесная школа!

Психолог. Посчитайте, сколько «кирпичиков» вы собрали. Молодцы! У кого больше всех? Напишите на листочках их количество, а на обратной стороне листа, на лестнице, нарисуйте себя на любой ступеньке (самооценка, математические навыки).

Тетушка-сова. Пора строить школу! (На полу лежит контур Лесной школы, дети приклеивают «кирпичики» на контур, взрослые помогают.)

Психолог. Вот мы и построили Лесную школу. Спасибо вам, ребята! (Участникам предлагается расставить животных, лесных жителей, у школы.)

Лесные жители благодарят вас и дарят угощение (кедровые орешки в красочных мешочках). Подведение итогов (дети говорят о своих впечатлениях). Мероприятие заканчивается пением песни «Если с другом вышел в путь».

Критерии выдачи «кирпичиков». Каждый ребенок получает по одному «кирпичику»; если он совсем ничего не выполнил, то «кирпичик» не получает. В процессе игры помощники фиксируют результаты детей в протоколе, записывают свои наблюдения. Следует обратить внимание на такие параметры, как сформированность приемов игровой деятельности, развитие речи, воображения, памяти, нагляднообразного мышления.

Литература

Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. — СПб.: Питер, 2008.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. — М.: Владос, 1995.
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучающихся в начальной школе (часть 1). — СПб.: ИМАТОН, 2001.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Для диагностики процесса адаптации ребенка к школе можно использовать методику Нежновой «Беседа о школе» и проективная методика «Школа зверей».
Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них –

«Школа зверей».

Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции.

Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте – при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями. Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Оборудование. Бумага, цветные карандаши.
Предварительная подготовка
Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.
Инструкция
Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».
Интерпретация
1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий – все это защита от окружающих. Агрессивная – если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой – если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, – глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Зубы – признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Методика «Беседа о школе»

Методика разработана Т.А.Нежновой. Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».

Классификация ответов
(Все ответы подразделяются на две категории А и Б)

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.
Вопрос 2: согласие на «отпуск».
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на до­школьные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *