Психологический портрет возраста определяется чем

Концепция психического развития ребенка Фрейда Движущие силы психического развития 72

14 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

в Психологический портрет возраста определяется чемтрадиционной классической психологии объектом развития
выступает индивид (его психика или сознание);

в культурно-историческом подходе объектом развития являет-­
ся человек в системе его социальных отношений, развивается
не изолированный индивид, а субъект (ребенок) в системе соци­-
альных связей и отношений. Этот подход представлен в трудах
Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запо-­
рожца и зарубежных исследователей У. Бронфенбреннера, М. Ко-
ула.

4. Структура или механизмы развития (схема 1). Составляет
конечную цель исследования закономерностей психического раз­
вития. Структура развития включает:

объект, развития в исходном и конечном состояниях;

условия развития, обеспечивающие закономерный переход объек­та из исходного в конечное состояние (совокупность факторов и условий, влияющих на процесс развития).

5. Направленность развития. Различают два вида направлен-­
ности развития: прогрессивную и регрессивную. Прогрессивное
развитие предполагает переход от структуры низшего порядка к
структуре высшего порядка, а регрессивное развитие — наоборот.
В норме преобладает прогрессивное развитие. Причины и ход рег­-
рессивного развития личности изучает клиническая психология.

Психологический портрет возраста определяется чем

Объект развития в исходном состоянии

Объект развития в промежуточном состоянии

Объект развития в конечном результате

Схема 1. Структура развития

Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии 15

РПсихологический портрет возраста определяется чемегресс в старости не обязателен. В традиционной психологии психическое развитие в старости понималось как исключительно регрессивное. В современной психологии развитие на любой возра­стной стадии рассматривается как процесс, сочетающий моменты прогресса и регресса, но в разном соотношении — всевозрастной подход П. Балтеса [7]. К старости удельный вес «потерь» увеличи­вается. Сегодня существует понятие эффективного или успешного старения, в рамках которого процессы прогрессивных изменений преобладают над регрессом. Э. Эриксон рассматривал период ста­рости как возраст обретения мудрости.

Источник развития. Представляет собой внутреннее проти-­
воречие; развитие понимается как самодвижение. В отечественной
психологии источником развития выступает противоречие между
социальной ситуацией развития ребенка и психологическими но­
вообразованиями в личностной и умственной сферах (Л. С. Выготс­-
кий).

Формы развития. Различают две формы:

эволюционную — медленные, количественные изменения;

скачкообразную (революционную), фундаментальные преобра-­
зования в относительно короткие периоды времени, т. е. разви-­
тие через кризисы.

Кризисы в психологии являются особой проблемой, суть кото­рой — природа (причины возникновения) кризисов и их норма­тивность. До работ Л. С. Выготского считали, что кризис в онтоге­нетическом развитии — нарушение развития, «болезнь» развития. Согласно этой позиции, кризисы рассматривались как нечто ино­родное по отношению к процессу развития, определенные наруше­ния которых можно избежать при разумном воспитании. Сегод­ня признано, что кризисы — необходимое звено в развитии, транс­формации и совершенствовании личности. Если раньше изучались преимущественно кризисы детства и отрочества, то сегодня норма­тивность кризисов признается и в отношении зрелых возрастов. Например, Д. Левинсон изучал кризис крушения «розовой мечты» (27-30 лет) и кризис 45 лет — самый сложный и яркий кризис зре­лости.

8. Стадиальность развития. Означает, что каждая стадия раз­
вития включает прошлое, т. е. сохраняет стабильность, и генериру-­
ет новое, является основой для возникновения нового качества. Ста-­
диальность понимается как единство прерывности и непрерывнос-­
ти психического развития человека.

16 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

1Психологический портрет возраста определяется чем.3. Основные теоретические модели развития

Можно выделить четыре модели, так или иначе представляю­щие процесс развития. Все признаки развития, выделенные выше, характеризуют самую прогрессивную диалектическую модель [2].

Эволюционная модель была предложена Г. Спенсером. Разви­тие понимается как чисто количественное изменение. «Природа не терпит скачков, для нее характерна постепенность». В рамках этой модели причина развития понимается как внешняя. Модель была разработана для биологической науки и применена в психологии.

Детерминистическая факторная модель представляет разви­тие не только как количественный, но и качественный процесс из­менений. Причины развития: внешние — социальная или природ­ная среда (механистическая модель); внутренние — наследствен­ность, врожденный видовой опыт, программа развертывания преформированных, т. е. заданных генетически, способностей (мо­дель спонтанности). Эту модель часто называют натуралистичес­кой, что связано с концепцией Ч. Дарвина, где законы развития универсальны, одинаковы для развития психики в онтогенезе как животных, так и человека. Большинство классических «фактор­ных» теорий укладываются в рамки этой модели.

Адаптационная или интеграционно-равновесная модель реали­зована в теориях психического развития ребенка 3. Фрейда, как и всего психоанализа, и в теории Ж. Пиаже. Данная модель исходит из того, что полное равновесие между организмом и средой высту­пает и как исходный момент, и как конечная цель развития. Со­гласно этой модели, возвращение к равновесию — есть альфа и оме­га, исходная инстанция любой жизнедеятельности человека или животного. Жизнь человека такова, что это равновесие постоянно нарушается. В момент нарушения равновесия возникает активность, направленная на его восстановление, и такая активность приводит к развитию. Развитие — это движение в направлении восстановле­ния утраченного равновесия, средство вернуться в исходное состоя­ние полного равновесия организма и окружающего мира. Причина развития — нарушение равновесия в системе: организм (субъект) — среда. Недаром психоанализ называют психодинамическим под­ходом (динамика равновесия психических сил: сознательное, бес­сознательное, подсознательное; идеал — равновесие между этими структурами).

Диалектическая модель саморазвития причиной развития счи­тает противоречие внутри самой системы.

Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии «17

КПсихологический портрет возраста определяется чемаждая из указанных моделей предполагает различные ответы на три вопроса:

Психическое развитие — это процесс количественных или
качественных изменений?

Каковы причины развития?

Существуют ли принципиальные различия в законах разви-­
тия человека и животного в онтогенезе?

1.4. Теоретические и практические задачи психологии развития

Теоретическими задачами психологии развития являются:

Изучение общих закономерностей психического развития
человека в онтогенезе, определение детерминант (причин) развития,
определение роли наследственности, среды, общения и деятельнос-­
ти в развитии.

Построение периодизации психического развития человека
в онтогенезе от рождения до завершения жизненного цикла. Пери­
одизация проявляет и делает «прозрачными» представления той
или иной теории о механизмах развития.

Определение соотношения и взаимообусловленности процес-­
сов обучения и развития. Начиная с работ Л. С. Выготского, в оте-­
чественной психологии эта проблема получила принципиальное
значение, связанное с особым пониманием специфики развития
человека как процесса присвоения социокультурного историческо-­
го опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец). Иначе
говоря, развитие осуществляется в форме обучения в широком смыс-­
ле слова, поэтому проблема соотношения процессов обучения и раз­
вития — ключевая для понимания детерминации развития.

Определение качественного своеобразия и психологических
особенностей человека на каждой из возрастных стадий. Метафора
«психологический портрет возраста» делает очевидной эту задачу.

Современная возрастная психология стала практической нау­кой в полном смысле этого слова. Важнейшей задачей возрастной психологии является контроль за ходом и динамикой психическо­ го развития человека, предполагающий при необходимости кор­рекцию и профилактику негативных тенденций и нарушений. Со­ответственно, можно выделить ряд частных задач, специфических для каждой возрастной стадии. Например:

18 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

В Психологический портрет возраста определяется чемкаком возрасте следует начинать школьное обучение?

Как определить психологическую готовность ребенка к школе?

Что обеспечивает прогрессивное развитие личности в старости?

Как пережить кризис середины жизни?

Основными сферами приложения усилий практических возра­стных психологов являются система образования, семья и семейное воспитание, психологическое консультирование по вопросам раз­вития, обучения и воспитания детей, система здравоохранения.

В литературе используются два названия — возрастная психоло­гия и психология развития. Возрастная психология — термин, ис­пользуемый в отечественной психологии, психология развития — в мировой психологии. Причины такого расхождения состоят, во-пер­вых, в том, что длительное время отечественная психология разви­валась в относительной изоляции. Во-вторых, название «возраст­ная психология» связано с традицией, заложенной Л. С. Выготским, автором культурно-исторической концепции развития человека в онтогенезе, где в качестве «единицы» анализа развития выступает психологический возраст. Исследователь считал, что проблема воз­раста является не только центральной для всей детской психоло­гии, но и ключом ко всем вопросам практики.

Условимся, что это термины, обозначающие одну дисциплину. Однако если в психологии развития в центре внимания — общие законы развития, то в возрастной психологии — психологические особенности возрастов. Так, частью возрастной психологии, охваты­вающей жизненный цикл, является детская психология. Другое понятие, широко используемое для обозначения психологии разви­тия, — психология жизненного цикла, возникшая как своеобраз­ная оппозиция детской психологии. Своеобразие психологии жиз­ненного цикла определяется двумя особенностями: 1) этот подход охватывает все стадии возрастного развития от младенчества до старости, а не только детские возрасты; 2) сторонники этого подхо­да используют новый метод — изучения индивидуального случая (case-study). Этот метод использовал в психоанализе 3. Фрейд.

Психология жизненного цикла настаивает на том, что этот ме­тод должен стать основой научной психологии. Основная цель ме­тода — выстроить целостную траекторию развития от начала до конца на примере индивидуального случая. Акцент не на общей универсальной картине развития, а на индивидуальности. В рабо­тах Л. С. Выготского этот метод выступает в форме реконструкции истории развития ребенка, в которой центр тяжести переносится

Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии ■ 19

нПсихологический портрет возраста определяется чема причинно-следственную связь и преемственность процессов раз­вития.

П. Балтес, один из основателей психологии жизненного цикла, развивает всевозрастной подход, основные положения которого при­ведены ниже [7]:

всевозрастное развитие — процесс возрастного развития проис­-
ходит в течение всей жизни, сочетая количественные (кумуля-­
тивные) и качественные (инновационные) изменения;

многонаправленность — сочетание прогресса и регресса на каж-­
дой из возрастных стадий;

пластичность (изменчивость) — в определенных границах. Обес-­
печивает возможность функционирования психических функ-­
ций в условиях недостаточной морфофизиологической зрелос-­
ти, т. е. начало функционирования до достижения полной зре-­
лости в раннем возрасте и возможность компенсации;

историко-культурная обусловленность развития в онтогенезе
(когортные различия). Психическое развитие осуществляется
в историческом времени и несет на себе его отпечаток;

контекстность как парадигма. Психическое развитие определяя-­
ется тремя группами факторов — возрастными, историко-куль-­
турными, индивидуальными;

развитие выступает как междисциплинарный объект, являясь
предметом изучения разных наук: психологии, антропологии,
биологии, социологии.

1.5. Основные разделы возрастной психологии

Детская психология включает младенческий возраст (от рож­дения до года), ранний возраст (от года до 3 лет), дошкольный воз­раст (от 3 до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет, до начала полового созревания).

Подростковая и юношеская психология (психология отрочества) включает младший подростковый возраст (от начала полового со-

Источник

Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии

Психологический портрет возраста определяется чем Ольга Астахова
Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии

Актуальность темы высока, т. к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического возраста, зависимость уровня заболеваемости от состояния психики, того, насколько человек себя чувствует.

Цель работы – исследование психологического возраста

Задачи работы – изучение понятия возрастной психологии

— изучение основных периодов развития человека и теории возраста;

— рассмотрение принципов диагностики и исследования психологического возраста.

— закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

1.2. Проблемы современной возрастной психологии

Проблема органической и следовой обусловленности психики и поведения человека;

Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа);

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

— детская психология (от рождения до 17 лет);

психология взрослых, зрелых возрастов;

— геронтология или психология пожилого возраста.

Понятие возраставключает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

а) умственный возраст

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ— интеллектуальный коэффициент:

умственный возраст x 100%

IQ = хронологический возраст

в)эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Л. С.Выготский выделял 3 группы периодизаций:

I. Для 1 группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ.

1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

0-3 года раннее детство

3-5 лет дошкольный возраст

6-12 лет начальное школьное образование

12-16 лет обучение в средней школе

17 и старше высшее или университетское образование

1)Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.

Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур.

— от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).

3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.

Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

Iуровень: Страх наказания (до 7 лет).

1. Страх перед правом силы.

2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

IIуровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

IIIуровень: Совесть (после 16 лет).

5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Существуют и другие периодизации развития.

Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по разному воспринимает различные жизненные ситуации, в том числе и болезнь.

Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве, т. к. в этот момент закладываются основные черты личности.

Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология.

Каждый человек по своему воспринимает свой возраст и относится к нему, также человек по разному воспринимает болезнь и ее проявления.

Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический. Это проблема также была затронута в работе. Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.

Психологический возраст – интересная и обширная тема для изучения. Стоит отметить два очень тесно связанных между собой феномена – личностное время личности и концепция жизненного пути.

Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.

Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и применяемая в науке.

Будущее медицины за психологией, поэтому исследование психологического возраста и возрастных характеристик личности не только желательно, но и обязательно для того, чтобы медицина могла опираться на новые научные данные в этой области и применять их для своих целей.

В данной работе я проанализировала особенности развития человека, на всех этапах его жизни. Особое внимание уделено развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.

Цель и поставленные задачи были достигнуты и реализована.

Практическая значимость моей работы заключается в возможности

использовать предложенный материал в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

3. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — К. : Наукова думка, 1984. — С. 173–175.

5. Немов Р. С. Общие основы психологии. Т. 2.-М., 1994;

Конспект «Понятие Родина, любовь к Родине» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. Пласта. Разработка плана конспекта НОД по патриотическому.

Конспект занятия по математики тема: число ДВА. Понятие «Пара» Тема: Число два. Понятие «пара» Конспект занятия по математики Тема: Число два. Понятие «пара». Задачи: 1. Упражнять детей в счете в пределах двух, различать и называть.

Психологический портрет возраста определяется чемНеделя психологии. Акция «Радужное настроение».В нашем детском саду прошла неделя психологии, к которой мы тщательно подготовились. Были организованы семинары.

Неделя психологии «Экология семьи» Цель:сформировать настрой на «психологическую волну», стимулировать интерес к психологическим знаниям родителей и педагогов,.

Понятие «Гендер» и современные гендерные теории Процесс человеческого развития непрерывен и представляет собой постоянное расширение возможностей людей с точки зрения выбора форм и масштабов.

Понятие и виды профессиональной компетентности педагога Понятие и виды профессиональной компетентности педагога В условиях модернизации образования меняются не только образовательные функции,.

Понятие, виды нетрадиционной техники аппликации Необходимо привить детям любовь к работе нетрадиционные техники аппликации. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает.

Понятие внимание в психологии Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы.

Психологический проект «Создание предметно-пространственной среды как средства развития способностей дошкольников» В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме развития и поддержки одаренных детей, как основы развития будущей науки. Современная.

Источник

Психологический портрет какого-либо возраста.

Психологический портрет какого-либо возраста.

Внимание детей дошкольного возраста становится более осознанным, контролируемым и глубоким. Так же как и память – ребенок лучше запоминает, начинает припоминать, что-то из ранее встречавшегося, пережитого.

У большинства первоклашек уже развита и механическая и непосредственная память. Дети в садике учатся запоминать при помощи механических повторений. В конце дошкольного возраста ребенок должен уметь понимать рассуждения логически и правильно использовать слова во многих бытовых ситуациях.

Начиная со среднего дошкольного возраста, вы можете различать в играх ребенка сюжетную линию и конкретные роли, и действия им предписанные. На последнем этапе ребенок уже может создавать что-то полезное и сам приносить пользу.

Проследив все черты психологического портрета дошкольника на всех трех этапах, можно отметить, что завершение последнего этапа дошкольного возраста характеризуется тем, что ребенок начинает все делать произвольно и осознанно, не только просто воспринимая окружающий мир, а еще анализируя его и все происходящее вокруг. Детский разум в конце дошкольного возраста берет за основу принцип системности, и ребенок начинает идентифицировать себя как личность определенного пола.

Конечно, не стоит забывать, что у каждого ребенка взросление идет индивидуально. Все эти вышеизложенные характеристики описывают самые ярко-выраженные черты и характеризируют конкретные качества ребенка. На взросление могут влиять самые разнообразные факторы. Учет все характерных черт и анализ основных проявлений ребенка помогает определить стадию, на которой находится ваш ребенок.

Проблема психического развития ребёнка(агрессия, ложь и др.), по методике четыре П: проявление причина, преодоление, профилактика.

Проявление:

— определенный уровень симптомов психической болезни,

— признаки умственной неполноценности.

— соматические заболевания или заболевания головного мозга.

Причины:

— стремление привлечь к себе внимание сверстников;

— стремление получить желанный результат;

— стремление быть главным;

— желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

— сниженный уровень саморегуляции;

— неразвитость игровой деятельности;

— нарушения в отношениях со сверстниками.

Преодоление:

— обращение к мед. работникам

— провести беседу с ребёнком

— ограничить просмотр психотравмирующих передач

Профилактика:

— снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

— снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

— формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.

— способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

— обучить детей эффективным способам общения.

— снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Сравните два подхода (на выбор) к возрастной периодизации в истории педагогики.

Попытки классифицировать периоды человеческой жизни для правильного управления процессами развития были предприняты Аристотелем, Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо и др.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н. э.) создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период.

С 7 до 14 лет основным занятием становится учение (письмо, грамматика, рисование, музыка), в этот же период следует формировать опыт нравственного поведения путем упражнения в нравственных поступках.

С 14 до 21 года юноши должны изучать математику, литературу, астрономию, историю и физику.

Я. А. КОМЕНСКИЙ (1592-1670) создал единую систему образования:

ВозрастТип школыСодержание образование
От рождения до 6 лет (детство)Материнская школаПервоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни; воспитание умеренности, опрятности, трудолюбия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям; приобщение к религии.
С 6 до 12 лет (отрочество)Элементарная школа (школа родного языка)Родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание, пение, ознакомление с ремеслами, нравственное воспитание.
С 12 до 18 лет (юность)Латинская школа или гимназияСемь свободных искусств, естествознание, история, география.
С 18 до 24 лет (возмужалость)Академия (высшее образование)Богословие, медицина, юриспруденция.

Возрастная периодизация ЖАН-ЖАКА РУССО (1712-1778):

Разработать программу по предупреждению ассоциального поведения, алкоголизма, наркомании среди подростков.

Социальная программа воздействия

На наркозависимых и их семей

С использованием различных типов терапии

1. Краткая аннотация программы

2. Основные направления деятельности

3. Основные принципы

4. Проблема технологий реабилитационной работы

4.1 Биологический уровень

4.2 Психический уровень

4.3 Социальный уровень

5. Деятельность специалиста по социальной работе

Краткая аннотация программы

Одной из приоритетных задач современных специалистов по социальной работе в области наркологии является активное воздействие на больного уже в начале процесса лечения. Поэтому имеет смысл, в контексте социальной работы, объединить медицинский и после- медицинский этап работы и обозначить его медико-социальным этапом работы с наркоманами, на котором медики и социальные работники должны действовать сплочённой командой. На этом этапе возникает проблема необходимости преодоления естественного психологического отчуждения, существующего между медицинским персоналом, традиционно исповедующим медико-центрический подход, основанный на наборе формализованных профессиональных знаний, и специалистами по социальной работе, действующими другими методами. Сближение позиций возможно как с помощью специальных образовательных программ, обеспечивающих дополнительные профессиональные знания у социальных работников, так и через осознание медицинскими работниками всех нюансов социально-психологического состояния своих пациентов. Залогом эффективности социальной работы в решении проблем наркозависимости является постоянная связь лечебного процесса с деятельностью по коррекции социального статуса больного. Отсюда вытекает необходимость сближения позиций наркологов и социальных работников, прежде всего с помощью грамотной организации совместного лечебно-реабилитационного процесса, что должно быть закреплено в соответствующих нормативных документах, должностных инструкциях и положениях.

Одной из основных целей специалистов по социальной работе в деле реабилитации наркозависимых становится помощь наркоману в осознании особенностей его болезни – он должен помочь человеку, попавшему в зависимость и его семье научится полноценно жить несмотря на эту болезнь, не испытывая чувства вины и обреченности.

Основные принципы

Для более эффективного воздействия на больного, на наш взгляд, лечение и социальная реабилитация наркоманов должна проводится в учреждениях закрытого типа и в течение длительного периода времени (до двух лет). При этом они должны строиться на неукоснительном соблюдении следующих принципов:

Максимальная индивидуализация реабилитационных технологий:

Первая ступень – определение индивидуальных условий прохождения курса лечения и реабилитации каждого наркомана (стационарные, полустационарные или амбулаторные программы), клинических особенностей заболевания, социальных осложнений, вызванных употреблением героина, определение особенностей структуры личности, микросоциального окружения зависимого.

Вторая ступень – анализ собранной информации, составление индивидуального профиля каждого наркомана и включение его в подходящую по этим параметрам программу реабилитации.

Комплексный подход к лечению и реабилитации. Наркологические заболевания у каждого конкретного зависимого состоят из одних и тех же составляющих (биологические и социально-психологические), но удельный вес этих составляющих различен. Одни больные – с биологической предрасположенностью к наркотической зависимости, а другие втягиваются в процесс злоупотребления под влиянием среды, то есть на первом месте у них стоят социально-психологические факторы. Но, тем не менее, независимо от преобладания тех или иных факторов, на всем протяжении реабилитационного воздействия оно должно быть комплексным, включая в себя медикаментозное, психотерапевтическое и социальное воздействие, причем продолжительность частей реабилитационного процесса у разных наркоманов разная.

О принципе добровольности следует сказать отдельно: по отношению к больным с героиновой зависимостью данный принцип может применяться условно, в зависимости от тяжести заболевания и социально-психологических особенностей индивида. В том случае, если пациент злостно уклоняется от самостоятельного обращения за медицинской помощью, ведёт асоциальный или антисоциальный образ жизни, грубо социально дезадаптирован, то о добровольности лечения и социальной реабилитации речи, на мой взгляд, идти не может. К сожалению, на сегодняшний день законодательная база, обеспечивающая принудительные меры медицинского характера, очень несовершенна.

Принцип добровольности должен безоговорочно соблюдаться в случае активного стремления пациента к сотрудничеству с медицинскими и социальными учреждениями. В большинстве стран мира, включая промышленно развитые страны западной демократии, традиционно осуществляется та или иная степень принуждения больного к обращению за помощью в соответствующие учреждения.

Биологический уровень

На биологическом уровне воздействия основными мишенями воздействия являются:

— перестройка нейромедиаторных систем, участвующих в формировании потребности в психоактивном веществе;

— перестройка метаболических процессов, которые формируют влечение;

Тип терапии на этом уровне – биологически ориентированное воздействие, основными методом и средством которого является медикаментозное лечение, то есть использование препаратов, регулирующих нейромедиацию: нейролептики, антидепрессанты, нейропетиды, антиконвульсанты, блокаторы рецепторных систем, транквилизаторы, а также немедикаментозные методы – рефлексотерапия, электростимуляция.

Психический уровень

На психическом уровне воздействия основной мишенью является патологическое влечение к наркотическому веществу. Тип применяемой терапии – «психотерапевтически ориентированное воздействие». Основные методы и средства в целом можно подразделить на две главные группы, различающиеся по характеру психотерапевтического воздействия:

— методы, использующие преимущественно манипулятивные стратегии;

— методы, использующие развивающие личность стратегии.

Методы манипулятивного характера адресованы главным образом к патологическим процессам; больной рассматривается как объект воздействий; цель воздействия – изменение поведения; патерналистское отношение к клиенту со стороны терапевта.

К наиболее популярным методам этой группы можно отнести:

— суггестивные методы (внушение), их цель воздействия – изменение поведения больного. Что касается современных методов суггестивной терапии, то все большей популярностью пользуется подход, основанный на особой методике введения в транс с помощью специальных приемов, обеспечивающих «присоединение» терапевта к больному и обратную связь.

— гипнотерапия, которая очень широко распространилась в нашей стране. Основные проблемы, которые решаются с помощью гипнотерапии – формирование установок, повышение самооценки и уверенности в собственных силах, разрушение нежелательных стереотипов поведения.

— поведенческие, такие как психодрама по Д. Морено. Будучи довольно трудоемкой техникой, она успешно применяется в лечении героиновых наркоманов в структуре комплексной психотерапевтической программы.

— игровые методы (ситуационно-психологический тренинг). Собирается группа, определяются темы, разыгрываются роли. Обычно воспроизводится ситуация, которая так или иначе связана с употреблением наркотиков. При этом происходит тренировка отдельных умений, как например умения отказаться от наркотика, при этом могут использоваться видеозаписи для тренинга социальных навыков.

групповые дискуссионные методы – это психотерапевтическое воздействие в малых группах, функционирующих на основе клиентцентрированной терапии. Цель воздействия – выработка группового стиля мышления, улучшение коммуникаций, коррекция образа «Я» и повышение самооценки – все это реализуется за счет, безусловно, позитивного отношения к наркотически зависимому больному, искреннему его принятию и эмпатическому воздействию.

Методы развивающего личность характера адресованы главным образом к нормативно-компенсаторным процессам; больной рассматривается как субъект воздействия; цель воздействия – рост личности, взаимоотношения терапевта и клиента партнерские:

— гештальт-терапия (принцип «здесь и сейчас»). С помощью наркотиков больной стремится уйти от осознания самого себя и самовыражения, гештальт-терапия возвращает его к самому себе, преодолевая защиты, создающие препятствия для личностного развития и достижения зрелости. В результате у клиентов формируется более здоровое и приемлемое существование без наркотиков, то, как они более полно живут в настоящем.

— «терапия решения проблем» – методика, помогающая клиенту прояснить имеющиеся у него проблемы.

— методика системной интервенции – формирование установок на получение помощи и лечения, заключается в подготовке и осуществлении воздействия на больного, по определенному набору правил, силами наиболее значимых лиц из его окружения.

Психотерапевтическая работа с героиновыми наркоманами – работа трудоёмкая и серьёзная. Самое главное, непременное условие успеха – чем активнее роль самого больного в этом процессе, тем значительнее будет результат. Во многом успех лечения и социальной реабилитации будет зависеть от скоординированности усилий и врача-нарколога, и специалиста по социальной работе, и самого клиента, а также от правильности выбора технологий лечебно-реабилитационной работы в каждом конкретном случае, от умения эти технологии рационально сочетать.

Социальный уровень

На социальном уровне воздействия основной мишенью является созависимость (под созависимостью понимают деформацию взаимоотношений и индивидуального поведения, ролевые сдвиги и искажение психоэмоционального состояния у членов социального окружения больного наркоманией – супругов, детей, родителей и других), тип терапии – социально-ориентированное воздействие. Основной методы и средства терапии: группы само- и взаимопомощи. Плюсы: простые, но эффективные приемы поддержки; хорошо учитывает особенности психологического статуса больных с зависимостью; легко интегрируется с другими видами терапии; апеллирует к высшим духовным ценностям наркозависимых и активизирует их, они получают новые силы для борьбы со своим заболеванием.

Эффективность

Следует отметить, что, несмотря на «поголовное» лечение наркоманов вышеуказанными методами, их эффективность остаётся низкой, а интегрированность больных в эти программы минимальна.

Из всего этого следует, что необходимо разрабатывать и внедрять новые инновационные программы социальной реабилитации или «реанимировать» программы, которые с успехом применялись в прошлом, но их использование, к сожалению, прекратилось во времена «расцвета демократии» в нашем государстве. Трудовая терапия, как форма социальной реабилитации и реадаптации наркоманов, несомненно, эффективна, но она должна применяться по отношению к ним в зависимости от тяжести заболевания и социально-психологических особенностей больного.

Поиск через Internet

Все больше людей находят себе работу через Internet.

Рекомендации по оказанию практической помощи в создании семьи.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, в ней юный гражданин получает первые представления о взаимоотношениях между людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях общения, вырабатывает у детей критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

ü Семья должна создаваться в позитивный период жизни человека, когда ему сопутствует удача.

ü Использовать позитивный период для создания семьи, начала важных дел, покупки дома, зачатия ребенка и, самое главное, для духовного прогресса.

ü Семья создаётся тогда, когда человек устоялся в общественных отношениях, как любящий человек и верный друг. Это основа для создания крепкой семьи.

Поэтому проверить человека на готовность к семейной жизни очень просто, надо посмотреть на его уровень дружеских и родственных отношений. Если друзья его не уважают, а в семье одни скандалы, значит, социальный уровень сознания этого человека еще не достаточно высок, и стоит поостеречься. Просто расспросите его о его друзьях и близких. Если он отзовется о них негативно, значит, стоит ожидать проблем и в ваших отношениях. Через некоторое время он будет рассказывать следующему претенденту, каким вы были плохим человеком. Если же его высказывания позитивны, есть надежда на долгоплановые отношения.

ü Необходимо поговорите о детях.

Обсудите друг с другом, хотите ли Вы иметь детей или нет.

Если «нет», то есть если сейчас не собираетесь, то когда именно Вы будете зачинать и рожать первого ребёнка. Когда второго.

Очень важно, чтобы и Вы, и Ваша вторая половина были честны и искренни. Ведь это Ваша жизнь, не стоит жить во лжи и обмане. Просто распланируйте свою семейную жизнь прямо сейчас на несколько лет вперёд.

В ходе обсуждения может проявиться не умение или не желание планировать жизнь у одного из супругов. И здесь самое главное не вспылить, не раздражаться и не обвинять в «желании пускать всё на самотёк» и «жить по течению». Нужно перевести беседу в конструктивное русло. А именно взять лист бумаги и карандаш, и записать причины, мешающие родить ребёнка, и записать все возможные действия со стороны ОБОИХ супругов, что приблизить этот счастливый момент.

ü Необходимо избавляться от своих вредных привычек.

Иногда супруги не высказывают друг другу откровенно и честно то, что им не нравится. Может быть, надеясь на лучше и утешая себя, что всё это пройдёт, что это мелочи и пустяки, что его или её не исправишь. В итоге Вам недоговаривают… Поэтому обратите внимание на нелестные высказывания других людей, кроме Вашего супруга или супруги.
Одна из причин охлаждения отношений и отдаления супругов друг от друга – это наличие у одного из них вредной привычки. Хотите жить дружно и счастливо? Если «да», то вперёд – проведите самоанализ. Устройте самому себе «разбор полётов»! С выявлением виноватых и предписанием необходимых мер.

Вот список причин, из-за чего чаще всего один из супругов недоволен другим:

— Курение. То есть один курит, а другой нет. Следовательно, если Вы курите – лучше потихоньку бросить это.

— Алкоголь. Если муж частенько разрешает себе приходить домой «на рогах», то может дождаться и ему «наставят рога». Вывод, если выпивать, то по великим праздникам и вдвоём с женой!

— Бардак. Некоторые разрешают себе разбрасывать вещи, где попало. Эта вредная привычка простительна для малых деток и одиноких взрослых. А вот семейным…

— Неопрятность. Вашей половинке будет приятнее и радостнее видеть Вас в хорошей одежде во всех отношениях. Если на Вас мятая одежда, то с Вами и гулять по улице стыдно. И любить Вас как-то…

— Гигиена. Самый запоминающийся поцелуй – это когда изо рта воняет! Надолго отобьёт всякое подобное желание! Некоторые жалуются окружающим, и психологам в том числе, что стали в семье редко целоваться. Вот вам одна из причин, теперь тайна раскрыта.

ü Будьте адвокатом.

ü Старайтесь защищать друг друга

ü Чаще хвалите друг друга.

ü Распределите семейные обязанности.

Рекомендации для продвижения по карьерной лестнице

Как правило, всё происходит именно так, что работнику так и не удаётся избавиться от ярлыка, который повесили на него в первые минуты принятия на работу. Такое отношение очень серьёзно может повлиять на самооценку человека, что значительно ограничит его работоспособность. Он будет чувствовать себя послушной марионеткой или пешкой, у которой нет возможности достичь каких либо высот.

Однако если вспомнить шахматные правила, каждая пешка может стать ферзём, а кукла может стать человеком. Когда работник действительно показывает, что он достоин наивысших похвал, только тогда его станут воспринимать, как «своего». Но, как же снять с себя этот ярлык и доказать всем, чего вы стоите?

Огромное количество современных руководителей очень часто считают, что карьера отдельного человека – это его личные проблемы. Если человек не может достичь чего-то большего, тогда его можно заменить. При этом, редкие руководители думают об обучении собственных работников. Боссы боятся, что человек, который получит навыки, покинет организацию, чтобы получить больше денег, иначе, придётся повышать работнику зарплату, чтобы удержать его на прежнем месте.

Однако, будем надеяться, что не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Любой человек может достичь таких высот, достаточных для продвижения по карьерной лестнице, что начальству просто не останется выбора, как перевести его на более высокую должность. Ведь для начальника, приоритетным вопросом являетсяпроцветание собственного предприятия, а не угнетение его.

Есть огромное количество способов влияния на работников в фирме, даже не говоря о зарплате. Первостепенную роль играет конкуренция, которая создаётся искусственным путём в стенах рабочего кабинета. Важную значимость имеют собрания и обсуждения между работниками и начальством важных вопросов. Именно во время таких бесед, работник может кардинально изменить отношение к себе со стороны руководства.

Необходимым компонентом для продвижения является аттестация сотрудников и вручение имвознаграждение за хорошую работу. Как правило, отдельные поощрения не разделяют коллектив, а только дают стимул для того, чтобы другие работники следовали примеру своего конкурента.

Очень важным способом помощи работникам в карьерном росте является их обучение. Начальство, которые создаёт практические способы обучения, которые помогут работнику почувствовать работу и продемонстрировать свои способности, которые как будто дремлют внутри человека.

В результате, работник не только овладеет различными новыми навыками, но и сможет работать на процветание фирмы и подняться выше по карьерной лестнице. Если босс не будет удерживать сотрудника нечестными путями и скрывать от него информацию о реальных зарплатах по его специальности, популярности данной работы в других фирмах, тогда сотрудник вряд ли захочет изменить своё руководство. И хороший начальник хорошо понимает это, поэтому вы должны в таких испытаниях выкладываться на все сто процентов, чтобы доказать, что вы достойны продвижения по карьерной лестнице.

Далеко не всегда человек стремиться заработать побольше денег. Отношение к сотруднику во время работы иконтакт с коллективом и начальством – куда важнее денег. Ведь если, вы каждый день будете приходить в то место, где вам не рады, но зарабатывать немного больше, вы не продержитесь там и несколько месяцев. Бывают и случаи, когда ради денег человек заставляет себя работать, что в конечном итоге приводит к ухудшению собственных навыков. Также следует сказать, что многие люди видят в работе не только заработок, но ещё и возможность проявить себя. Когда начальство позволяет работнику развиваться творчески, у работника дела быстро идут в гору.

Существует несколько групп работников, которые могут добиться своей цели, а именно, продвижения по карьерной лестнице, абсолютно различными способами. Первая группа – это те работники, которые видят огромную важность труда и желают трудиться, не покладая рук. Насколько важным труд был в Советском Союзе, настолько важным труд является и для таких людей. Для таких людей рецепт достижения цели прост: работать над собой и повышать свои профессиональные навыки.

Такие люди, зачастую, недооценивают сложность многих профессий. Для продавца не только нужно знать расположение товара на полках, но и уметь общаться с клиентом и привлекать внимание покупателей.

Людям такой формации будет очень полезным пройти какие-нибудь курсы или тренинги, чтобы узнать, что нужно сделать для продвижения по карьерной лестнице. Начальство любит не трудоголиков, а людей, которые доказывают всем окружающим, что их работа самая качественная. Когда навыки такого работника повысятся до небывалых высот, тогда трудолюбие и сыграет свою необходимую роль.

Ко второй группе работников относятся энергичные и активные люди. Они видят в работе, прежде всего творческое развитие. Таких работников невозможно заставить выполнять работу, которая им не нравится. Именно из-за этого качества, таки работники очень часто попадают под сокращение. Для таких людей рецептом достижения цели будет прохождение коротких бизнес тренингов. Особенное внимание стоит уделить курсам, которые учат правильно общаться и разговаривать, исключая слова «паразиты», которыми так страдает современная молодёжь.

К третьей группе относятся профессионалы, которые уже слишком уверены в себе, чтобы проходить какие-либо дополнительное обучение. Они видят в цель и не в труде и не в признании. Их цель – это поиск собственного дела в жизни, которым можно гордиться, ну и зарабатывать хорошие деньги – тоже не плохо. Как правило, такие люди обладают профессиональными навыками, но совершенно не умеют руководить, а ведь это умение очень важно для дальнейшего продвижения. Курсы, которые помогут улучшить руководящие навыки – это то, что нужно для таких людей.

Используя эти простые шаги, вы обязательно достигните успехов на работе и в бизнесе.

Носите слабости друг друга.

Вы не идеальны, и тот человек, с которым вы живете, тоже не идеален. Вы оба не святые. Поэтому единственный способ для вас обоих сохранить любовь — носить слабости друг друга.

Наши недостатки можно представить в виде тяжелого мешка. Если человек живет один на необитаемом острове, тяжесть своего мешка несет он один. Если он живет в обществе, он задевает своим мешком многих людей, и каждый несет частичку этой тяжести. В семье люди как бы меняются мешками, и каждый несет полную тяжесть мешка другого.

Не стоит относиться к этому как к трагедии. Настоящая любовь жертвенна, поэтому если вы любите или хотите полюбить по-настоящему, несите эту тяжесть с радостью, как проявление вашей любви.

Меняйте свои привычки.

Когда люди начинают спать в одной постели и чистить зубы в одной ванной комнате, они неизбежно начинают открывать друг в друге разные мелкие недостатки. ученые всего мира еще не определились, какое положение стульчака в туалете является единственно верным — вертикальное или горизонтальное. Есть и другие привычки — не бытовые, а касающиеся особенностей нашей речи, пунктуальности, поведения за столом и так далее.

Берегите друг друга.

Все, что мы говорим или делаем, очень важно для другого человека. Все является свидетельством или опровержением нашей любви к нему. Поэтому мы должны быть предельно бережны, осторожны, деликатны в обращении с любимым человеком. Помните, что самые страшные раны наносятся словом. Заживают они гораздо дольше, чем телесные раны, и оставляют после себя неизгладимые рубцы. Можно очень долго подниматься вместе на высокую гору, а потом одним словом сбросить себя в пропасть.

Гасите ссоры.

Если мы помним, что главное — любовь, мы будем контролировать свои эмоции и не дадим волю гневу в такой степени, чтобы причинить боль любимому человеку. Гораздо чаще ссору прекращают мужчины, будучи более спокойными, рассудительными. Каждый делает это своим способом. Некоторые выражают в этот момент свое отношение к женщине: «А я тебя все равно люблю», «А я тебя даже такую люблю». Это обычно обезоруживает жену.

В свою очередь, и женщине не следует быть безвольной игрушкой страстей, ожидая в каждой конфликтной ситуации, когда ее остановят. На самом деле, все мы в состоянии управлять своими эмоциями, этому можно научиться. И если мы любим человека и не хотим подвергать его любовь к нам непосильным испытаниям, мы обязательно научимся этому.

Миритесь первыми.

Примириться — настолько важно, что не имеет значения, кто больше виноват в происшедшем. Всегда, в той или иной степени виноваты обе стороны, поэтому, попросив прощение за свою часть вины, вы не слукавите. И тем самым облегчите другому человеку его путь к раскаянию.

Это не слабость и не потакание слабостям другого. Мирится первым всегда тот, кто умнее, — это всем известно. Учитесь получать радость от спокойствия совести и любви, а не оттого, что «ему тоже плохо».

Прощайте обиды.

Многие молодожены заранее программируют себя на непрощение в таких случаях: «Пусть он только поднимет на меня руку — сразу развод!», «Если она хоть раз изменит — разойдемся». Но жизнь — штука непростая и очень не гладкая. Не стоит надеяться, что вся она пройдет без шероховатостей, что все будет идеально. Ситуации могут быть разными. И чтобы вы в любой ситуации могли принять гибкое, адекватное решение, лучше избегать жестких предустановок. Они загоняют нас в тупик.

Рекомендации по решению бытовых и духовных проблем пенсионеров

Общеукрепляющая (тонизирующая). Является средством повышения общего жизненного тонуса пожилого человека и создает психологические предпосылки для реадаптации.

Обучение самообслуживанию (бытовая реабилитация). Этот вид трудовой терапии можно начинать как можно раньше, та

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *