Психологические акции для педагогов в школе
Психологическая акция «Детство»
Цель: повышение общего позитивного тонуса, развитие взаимоподдержки и сотрудничества всех участников учебного процесса.
Оформление школы в день акции:
Для обучающихся 1-4-х классов
1. Акция «Поделись радостью»
Цель: повышение общего позитивного тонуса, развитие взаимоподдержки. Вывешивается объявление, сообщается по радио, о том, что в течение дня в школе работает «Почта радости», любой желающий, или коллектив детей, на переменах могут отправить письма-пожелания, письма-комплименты, а также просто описать свою радость и поделиться ею с любым человеком. Дети-почтальоны доставляют эти письма адресату (почтальоны, выбираются заранее, на них будут бейджики со знаком почты). Письма оформляются в виде сложенного треугольником тетрадного листа, внутри написан текст, а снаружи указан адресат и место его расположения (адрес).
2. «Цветок настроения класса» – каждый ребенок в классе отмечает свое настроение на общем шаблоне цветка, используя основные цвета (красный, зеленый, синий, фиолетовый, желтый, серый, коричневый, черный). Интерпретация проводится по тесту Люшера (цветовой тест отношений); делается вывод о том, какое настроение преобладает у детей и учителя данного класса.
3. «Книга радости» (коллективно-творческая деятельность). Каждый класс заполняет свою страничку. Это может быть коллективное творчество, а может каждый захочет написать или нарисовать о своих радостях, успехах и достижениях. К концу дня «собирается» книга и все ее прочитывают.
Конкурс «Угадай эмоцию»
Цель: развитие эмпатии (умения распознавать эмоциональное состояние другого человека).
Задание: распознать и записать на бланке под рисунком название эмоции. 1-2 классы – получают рисунки детей с разными эмоциями; 3-4 классы – схематическое изображение лиц людей с разными эмоциями. Награждение проводится по параллелям «Самый эмоционально-восприимчивый класс».
Параллель 3-4-х классов
КТД «Следопыт»
Девиз: «Кто ищет – тот всегда найдет!».
Цель: обучение детей навыкам коллективной самоорганизации, развитие коммуникативных умений, наблюдательности и внимательности школьников; повышение сплоченности коллектива; умения организованно действовать в разных ситуациях; поднятие общего эмоционального тонуса;
Каждый класс получает «Письмо-задание» с вопросами, на которые надо ответить в течение учебного дня и как можно быстрее передать психологам.
Условия проведения: классный руководитель не помогает ученикам и не даёт детям готовые ответы на вопросы. Ответы должны быть точными, а не приблизительными. Во время уроков выполнять задание категорически запрещено – нарушители выбывают из игры.
Награждение проводится по параллелям «Самый любознательный класс».
Для педагогов
I. «Мы – это много Я» (коллективная деятельность).
Педагоги в течение дня отвечают на вопросы, которые оформлены в виде лепестков цветка в учительской.
Мое лучшее качество…
Страна, в которую я хотел(а) бы съездить ….
Хочу, чтобы в нашей школе …
Люблю проводить свободное время….
В новом году ….
Предпочитаю читать …….
Мой любимый цвет …
II. Тренинговое занятие «Все мы родом из детства!»
Проводится между сменами Продолжительность – 30-40 минут.
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания, укрепление психического здоровья педагогов, сплочение педагогического коллектива.
Игра «Друг к дружке» (К.Фопель). Продолжительность 5-7 минут.
Цель: обеспечивает возможность контакта и взаимодействия почти всех педагогов друг с другом.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку. А теперь я буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро поздороваться друг с другом: правая рука к правой руке! Спина к спине! Нос к носу!
Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, следующее. Каждый раз, когда я скажу: «Друг к дружке!», вам нужно будет быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. И так «Друг к дружке!» Ухо к уху! Бедро к бедру! Пятка к пятке!».
Анализ игры:
– понравилась ли игра?
– легко ли было действовать столь быстро? Были ли сложности?
Блиц-игра (в форме презентации). . Продолжительность – 10 минут.
Вопросы к игре:
1. Кем бы могли работать в наши дни:
– волк из сказки «Волк и семеро козлят» – пародист;
– Красная Шапочка – социальный работник;
– кот Матроскин (герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино») – предприниматель, животновод;
– Карлсон – герой мультфильма «Малыш и Карлсон»– детский аниматор, педагог-организатор;
– кот Леопольд – психотерапевт, психолог;
– Дуремар («Сказка о золотом ключике») – гирудотерапевт;
– Золушка – технический персонал
– Шахерезада сказка «Тысяча и одна ночь» – сказкотерапевт.
2. Подберите профессиональные или личностные качества к начальным буквам слова «УЧИТЕЛЬ».
Игровое упражнение 3. Овладение техникой интонирования и мимикой.
Цель: развитие простейших навыков общения, умение привлечь внимание окружающих средствами мимики, пантомимики, передача эмоциональных состояний. Продолжительность 10 минут.
Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая информация передается не только словом, но и через интонацию, жесты, позу, походку, мимику говорящего.
Инструкция: сказать с разными интонациями в голосе слова: “Здравствуй”, “До свидания” – громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно торжественно и т.д.
Задание 4: «Милые ладошки».
Цель: сплочение педагогического коллектива; создание положительного эмоционального фона. Педагогам предлагаются на выбор цветные ладошки. Каждый участник записывает сове имя и передает рядом сидящему.
Задание: «Сделайте комплемент-прилагательное хозяину ладошки». Ладошки заполняются и в итоге возвращаются к своим хозяевам. Желающие озвучивают содержание (Продолжительность – 15 минут).
5. Просмотр релакс-фильма «Интервью с Богом» – http://www.youtube.com/watch?v=rwkcjx3dS9A
(Продолжительность – 5 мин.)
6. Заключение. Рецепт счастья. . Рефлексия (оформление отзывов, обмен мнениями).
Для родителей.
Задание «Почтовый ящик». Текст объявления: «Внимание! Мамы и папы, бабушки и дедушки! Сегодня в нашей школе проводится акция «Детство»! Просим на листочках написать волнующие Вас вопросы, предложения и пожелания, касающиеся ваших детей и опустить их в почтовый ящик. Заранее благодарим за участие в акции».
Психологические акции в моей работе
Ирина Погорелова
Психологические акции в моей работе
Получать удовольствие и радость от нетрадиционных интерактивных форм работы педагога-психолога довольно просто, когда работа является творческой. В общении и работе с людьми – взрослыми, детьми – существует огромный простор для развития креативности. Мы – психологи, педагоги, воспитатели, мудрые родители и администраторы имеем возможность каждый день соприкасаться с самым уникальным и многогранным творением на земле – человеком. Развитие человека происходит, прежде всего, в социальном окружении. И как мы организуем это окружение, создадим атмосферу творчества, радости, так во многом зависит, как будет развиваться личность дошкольника.
Психологические акции – достаточно новая форма работы психолога в ДОУ. Основная цель акций – расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, ценностей, новых эмоциональных и интеллектуальных возможностей, чувственных красок, культурных значений. Наглядное подтверждение афоризма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».
Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние, детский сад начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в нем люди — как близкие и интересные собеседники.
Оригинальные приемы, позитивные настрои поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.
Первой проведенной акцией была «Елочка желаний», которая проходила в канун Нового года и все дети, родители и воспитатели находились в предпраздничном настроении.
Мы вместе с воспитателями и детьми изготовили стенд в виде елочки. После проведенной индивидуальной беседы с детьми на тему «Новый год» оформили письма к Деду Морозу с пожеланиями детей в виде новогодних шаров. Так же дети приготовили шары для родителей, что бы они тоже написали свои пожелания детям, воспитателям. Было очень приятно прочесть добрые пожелания в наступающем году в адрес всех работников детского сада. Данная акция понравилась и запомнилась всем участникам. Я думаю применять ее в дальнейшей работе, как новую эффективную форму, которая привносит в бесконечную череду занятий лучик света, тепла, заботы.
Дошкольный возраст – это такой период, в котором ребенок особенно испытывает потребность в любви самого близкого человека – его мамы. Поэтому акция «Письмо маме» стала замечательной возможностью для маленького ребенка сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе. А с каким старанием и любовью дети изготавливали конвертики для письма в технике оригами, а потом подбирали самые теплые и нежные слова любви для своих замечательных мамочек. Эти слова мамы, смогут прочесть через много лет и вспомнить какими непосредственными и откровенными были их малыши. Я очень надеюсь, что акция «Письмо маме» еще больше укрепила отношения между ребенком и его мамой. Эта форма работы получила большой эмоциональный отклик и у наших родителей.
Детям старших групп надолго запомниться акция «Сердечки любви», целью которой было укрепить взаимоотношения со сверстникам и воспитателями, способствовать сплочению детского коллектива.
Детям порой трудно выражать свои чувства и эмоции. В связи с неразвитой коммуникативной стороной речи им сложно строить общение со сверстниками в детском саду и близкими взрослыми.
После беседы с детьми старших и подготовительной групп на тему «Мои друзья» я предложила сделать сердечки, где на трех языках русском, калмыцком и английском написано «Я тебя люблю» и подарить готовые разноцветные сердечки друзьям и близким. Акция так понравилась детям, что они стали делать сердечки и дарить их просто, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать.
Хочется особенно отметить акцию «Кораблики Мечты»
Эту акцию я проводила с детьми подготовительной к школе группы перед выпускным балом. Целью акции было формирование позитивного целеполагания, укрепление детско-родительских отношений, создание праздничного настроения. Совместно с воспитателями изготовили эскиз для стенда в виде поверхности моря.
В середине мая я провела с детьми беседу на тему «Моя мечта».
-Дорогие ребята! Скоро вы покинете стены детского сада. Вы выросли. Впереди вас ждет школа, новые знания, открытия, новые друзья, интересная жизнь. Пусть все, о чем вы мечтаете, – сбудется, пусть все ваши идеи и задумки претворятся в жизнь. Ребята, а о чем вы мечтаете? Расскажите мне по секрету. Ответ каждого ребенка воспитатели записали на бумажных парусах корабликов, которые выполнили дети в технике оригами. Затем все кораблики прикрепили к стенду. Стенд повесили в музыкальном зале, где проходил выпускной бал, чтобы и родители смогли узнать, о чем мечтают их дети, покидая стены детского сада. Трудно передать те чувства, которые переполняют педагогов во время выпускного бала это и гордость за своих воспитанников, и грусть расставания и теплота и нежность воспоминаний о своих воспитанниках. И на память воспитателям остались бумажные кораблики с детскими мечтами их выпускников. Акция «Кораблики мечты» растрогала всех и родителей и воспитателей, праздник прошел со слезами радостных надежд и ожиданий дальнейшей школьной жизни.
Психологические акции я провожу не только с детьми, родителями, но и с педагогами. Целью акции «Аптечка для души» было создание положительного эмоционального фона в детском саду. Изготовив стенд в виде березки и вывеской «Аптечка для души» я напечатала позитивные высказывания, установки, пословицы, поговорки, крылатые фразы, которые приклеила к конфеткам и красиво разложила на блюде.Например:
• Улыбнись и весь мир улыбнется тебе.
•Надежда подобна ночному небу: нет такого уголка, где бы глаз, упорно ищущий, не отыскал, в конце концов, какую-нибудь звезду.
• Все золото мира не имеет никакой ценности; вечны лишь те милосердные деяния, которые мы способны сотворить ради своих ближних и т. д.
«Аптечку для души» можно использовать самостоятельно, но я провела ее как вступительную часть перед семинаром. В акцию «Аптечка для души» были вовлечены не только педагоги нашего ДОУ, но и коллеги, пришедшие к нам на семинар. Они были приято удивлены.Но с удовольствием откликнулись на шуточное приглашение:
Новый день начинайте».
В итоге волнительная обстановка разрядилась и семинар прошел легко и непринужденно, в дружеской атмосфере.
Для меня психологическая акция дает возможность показать свою работу не только с детьми, но и с родителями, педагогами; показать свои реальные возможности; открыть для себя новые формы работы.
Как иногда хочется, чтобы такие дни пребывания в детском саду стали для наших детей ярче, эмоциональнее!
Попробуйте провести акцию в вашем детском саду, вы увидите её позитивное действие и сами получите удовольствие.
Фольклор в моей работе В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня.
Консультация для родителей «Психологические особенности материнства» Как отечественные, так и зарубежные психологи изучали отношения матери и ребенка. Например, исследования Д. Винникотта и Р. Шпица делают.
Мастер-класс для учителей начальных классов «Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся» Мастер – класс на тему: Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся в моей работе Цель: Дать.
Психологические особенности детей с нарушениями развития ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ Дети с нарушением зрения Внимание Замедленность процесса восприятия проявляется.
Психологические особенности дошкольного возраста Психологические особенности дошкольного возраста Ранний возраст Границы возраста: 1-3 года Социальная ситуация развития: в силу возросших.
Психологические закономерности развития изобразительного мастерства ребенка Психологические закономерности развития изобразительного мастерства ребенка Способность к рисованию у человека заложена от природы, эволюционно.
Родительское собрание «Психологические особенности детей 4–5 лет» Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Физическое развитие:.
Консультация «Возрастные психологические особенности детей» Возрастные психологические особенности детей 3-4 лет В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических.
Эссе «Место фольклора в моей педагогической работе» Я хочу рассказать о том, какое место занимает фольклор в моей жизни. Вот уже 20 лет я работаю с детьми. Начала свою педагогическую деятельность.
Психологическая акция как универсальная форма работы педагога-психолога
как универсальная форма работы педагога-психолога.
Проведение разнообразных психологических акций является особой формой профилактики суицидального поведения школьников, так как направлены на пропаганду здорового образа жизни, позитивного отношения к ней, жизнеутверждающих ценностей, формирование толерантного отношения, развитие эмпатии.
Основной целью любой психологической акции является улучшение психологического микроклимата, расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, ценностей, новых эмоциональных, интеллектуальных возможностей, чувственных красок, культурных значений. Акции позволяют варьировать время проведения и количество участников, могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения.
Именно с этой целью 26 ноября 2016 года в рамках школьной программы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 202» «Формирование жизнестойкости обучающихся» и согласно плану районного методического объединения педагогов-психологов Октябрьского района г. Новосибирска была проведена психологическая акция «Дневной дозор».
развитие коммуникативных умений;
поднятие общего эмоционального тонуса;
формирование навыков коллективной самоорганизации;
психологическая поддержка отдельных членов детского и взрослого коллектива;
развитие представлений об окружающей среде, о людях, работающих в школе.
В акции приняли участие 950 учащихся 1-11 классов, 55 педагогов и работников школы (классные руководители, учителя-предметники, администрация, технический персонал, работники столовой).
Задания были разделены по трем возрастным группам: 1-3 классы, 4-7 классы, 8-11 классы и включали в себя различные вопросы.
Одни из вопросов требовали временных и энергетических затрат для получения правильного ответа: «Сколько ступенек на новой лестнице, ведущей в школу?», «Сколько больших аквариумов в школе?», «Какой экспонат школьного музея является символом блокадного Ленинграда, и где именно он находится в музее?».
Вторая группа вопросов была направлена на знакомство с организацией работы и особенностями школы: «Кто в школе подает звонок?», «Во столько начинается рабочий день заведующей столовой?».
Третья группа вопросов позволила выявить интересы и особенности взрослого и детского школьного коллектива: «Каких животных мечтает увидеть учитель иностранного языка Елена Владимировна?», «Каким видом спорта занимается учащийся 11 Б класса В.?», «В каком звании ушла на пенсию социальный педагог школы?».
Акция проводилась в течение четырех перемен и не затрагивала учебный процесс. Особое внимание уделялось соблюдению правил поведения и этикета как учащимися, так и педагогами.
Итак, 9 часов 15 минут: по школьному радио объявлено о начале акции.
9 часов 20 минут: конверты с заданиями разобраны представителями классных коллективов.
10 часов 10 минут: игра началась. Позабыты обиды и ссоры. Дети группами перемещаются по школе в поиске правильных ответов. Первые неудачи: вопрос остался без ответа. Почему? Анализируем и снова делаем попытку. Ура! Ответ есть. Звонок!
11 часов 05 минут: «Ура, Акция продолжается!». Считаем ступени, спорим и доказываем: «16 или 17? Лестница-то новая!». В споре рождается истина: «Их все-таки 17!». А как сложно среди старшеклассников найти Данила, у которого нужно выяснить размер обуви. Первоклашки с замиранием и восторгом рассматривают подошву кроссовки восьмиклассника и с недоверием переспрашивают: «47?». Взгляд переводится на свои ноги… Бурный восторг.
12 часов 10 минут: последняя перемена. На столе психолога высится горка запечатанных конвертов. Счастливые малыши здороваются за руку со старшеклассниками и гордо кладут свой конверт.
13 часов 15 минут: по радио объявляют: «Акция закончена! Спасибо всем за игру!». С нетерпением ждем подведения итогов: победителю обещан приз.
И, наконец, понедельник: в 11 часов 05 минут по радио звучит голос вожатой Ани: «Внимание! Объявляем победителей!». Но и это еще не все! Чтобы забрать свою награду, снова приходится потрудиться: приз находится у человека, который умеет играть на гармошке.
12 часов 15 минут: «Ура! Приз в руках!». Счастливая улыбка на лицах победителей: учащихся 2Б, 4А и 10А классов.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2001.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.
«Неделя психологии в школе»
Неделя психологии в школе
педагог-психолог Цветкова И.С.
«Неделя психологии» проходила в школе
с 12 ноября по 17 ноября 2018 года
Наш мир современного общества постоянно находится в движении, совершенствуются системы, создаются новые методы и формы работы. В соответствии с требованиями жизни совершенствуются и психологическая служба.
Такая форма психологической работы, как Неделя психологии, является новой для психологической службы в школе.
Основные рабочие принципы Недели психологии следующие:
• неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченные начало и конец, основную идею и девиз;
• каждый день должен плавно перетекать в следующий;
• необходимо использовать такие виды работы, которые делали бы каждый день неповторимым;
• события недели должны охватывать всю школу — всех детей и всех взрослых;
• мероприятия недели не должны (по возможности) мешать учебному процессу, или, по крайней мере, это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педагогами и администрацией школы.
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся школы, расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.
• Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся.
• Развитие мотивационной сферы.
• Развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся и педагогов.
• Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.
• Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе.
• Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества.
Просветительские и психопрофилактические задачи
• Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, настрой на «психологическую волну».
• Стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога.
• Удовлетворение потребности школьников в сильных и целостных эмоциональных переживаниях.
По всей школе развешиваются афоризмы. В холлах на этажах размещается информация об акциях и мероприятиях, оформляются стенды для педагогов, родителей и учащихся. Информацию необходимо менять ежедневно.
Одним из видов работы являются психологические акции. Собственно, это не игра, это — игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат.
Основная цель таких акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».
Важные особенности акции — ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто не хочет ее замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками.
План Недели Психологии
Цитата дня: «Пусть в твоей жизни не будет черных полос!»
1. Психологическая акция «Радуга настроения» (проводится в начале дня и в конце дня).
2. Акция «Письмо самому себе»
3. Старт акции «Пожелания именинникам»
4. Акция «Психологический портрет школы «Самые-Самые».
5. Рефлексия. Школьный забор – «Я хочу, чтобы в нашей школе…»
· Сравнительная оценка эмоциональной атмосферы в школе
· Направлена на создание благоприятного эмоционального климата в школе, на получение положительных эмоций
· способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Цитата дня: «А кому легко?»
2. Акция для педагогов «Сторожка с запасами»
3. Рефлексия. Школьный забор – «Поделись своими секретами здорового образа жизни».
· Способствовать укреплению межличностных отношений, обучение навыкам коллективной самоорганизации, улучшение настроения и эмоционального состояния, усиление интереса к школе, к людям, которые в ней работают и к тому, что в ней происходит.
· сплочение педагогического коллектива, возможность самопрезентации.
· способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
1. Психологическая акция «Ларец радости или Предсказания Цветной радуги»
2. Акция «Интервью с великими психологами»
3. Рефлексия. Школьный забор – «Полезные советы»
· поддержка каждого учащегося, создание благоприятного эмоционального климата в лицее,получение положительных эмоций.
· способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
«Пусть мы разные, и что ж? Только ты меня поймешь!»
1. Игра «Тайный друг»
2. Информационная галерея «Это интересно»
3. Рефлексия. Школьный забор – «Ты нужен школе?!»
· создание позитивной эмоциональной среды; развитие умений проявлять свое отношение кдругим людям, воспитание искренности.
· развитие любознательности, эрудиции, расширение кругозора.
· способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Цитата дня: «Психология – это серьезно?!»
1. Опрос «Я люблю Вас мой учитель».
2. «Акция для педагогов «Мой конек»
3. Рефлексия. Школьный забор – «Если б Я был директором школы…»
· сплочение общешкольного коллектива, улучшение взаимоотношения «Учитель-ученик».
· расширить знания о науке психологии, развивать самопознание, способствовать личностномуросту.
· способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Цитата дня: «По следам недели Психологии»
1. Просмотр презентации «По следам недели психологии»
2. Рефлексия. Школьный забор – «Ваше мнение о недели Психологии»
· стимулирование положительных эмоций, активизация межличностного взаимодействия.
· способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Цитата дня: «Пусть в твоей жизни не будет черных полос!»
Материалы: плакат «Пусть в твоей жизни не будет черных полос!», плакаты «С каким настроением ты идешь, сегодня в школу?», «С каким настроением ты сегодня уходишь из школы?», плакат с цветными диаграммами; листовки с интерпретацией цветов; цветные коробки. Стенд «С днем рождения!». Бланки писем и конверты; грамоты «Самый…; плакат «Я хочу, чтобы в нашей школе…»
Цель акции: вызвать интерес к себе, к осознанию собственного настроения и его влияния на окружающих; диагностика эмоционального состояния учащихся и педагогов.
При входе в школу на дверях вывешивается плакат с разноцветными листами: синим, желтым, красным, зеленым, серым, черным. Без объяснений.
В холле 1-го этажа вывешивается плакат «С каким настроением ты идешь сегодня в школу?». Здесь же находятся психолог и помощники (педагоги, учащиеся старших классов), которые, вручив входящему белый квадратик бумаги, предлагают опустить его в одну из разноцветных коробочек со словами: «Опусти, пожалуйста, этот квадратик в ту коробочку, цвет которой соответствует твоему сегодняшнему настроению».
Информация об учащихся и педагогах собирается отдельно. В конце трудового дня процедура повторяется.
Холл оформляется плакатом «С каким настроением ты сегодня уходишь из школы?».
На следующее утро в холле вывешивается плакат с цветными диаграммами: «Утро — учащиеся», «Утро — педагоги», «Вечер — учащиеся», «Вечер — педагоги». Рядом вывешивается интерпретация цветов (см. Приложение 1).
2. Письмо самому себе (проводится во время десяти минутки)
Цель акции: дифференциация смысловых личностных конструктов, их анализ; наблюдение за собственными изменениями в структуре личности.
В качестве высшей формы диалога выбрано письмо самому себе, составленное психологами.
Ученикам предлагается написать письмо самим себе в сентябре, запечатать его и отдать на хранение психологической службе. Конфиденциальность оговаривается особо. Для создания реалистичности ситуации каждый участник акции вместе с бланком получает конверт. Обратно письма из прошлого учащиеся получат только в мае.
Данный вид работы позволяет затронуть глубинные чувства и эмоции участников. Они окунаются в собственные переживания, акцентируют внимание на актуальных ценностях и событиях, учатся выделять главное, находясь в состоянии искреннего диалога с собой. Чем открытее они будут на стадии написания письма, тем нагляднее через год смогут увидеть личностные изменения в структуре собственной личности.
Таким образом, учащиеся проходят весь путь от внешнего к внутреннему диалогу (бланк письма самому себе см. в Приложении 2).
3. «Психологический портрет школы «Самые-самые…»
В школе вывешивается объявление с номинации:
В холе школы на стенах размещаются плакаты с названиями номинаций. Все желающие могут написать имена, фамилии своих одноклассников, друзей, учителей, всех тех кого они считают самыми-самыми…
Итоги подводятся на общешкольной линейке. Победителями в каждой номинации вручаются почетные грамоты «Самый…».
В холле школы вывешивается стенд, предназначенный для именинников — учащихся и взрослых, чей день рождения совпал с днями проведения мероприятия. Любой учащийся и педагог могут поздравить именинников с днем рождения, написав или нарисовав поздравление на стенде.
5. «Психологический забор»
Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме.
Тема дня «Я хочу, чтобы в нашей школе…»
Цитата дня: «А кому легко?»
Материалы: плакат в виде доски объявлений, плакат «А кому легко?»; бланки с вопросами для акции «Следопыт»; Объявление для педагогов «Сторожка с запасами»; плакат «Поделись своими секретами здорового образа жизни».
Цель: знакомство с организацией работы и особенностями школы; стимулирование межличностного взаимодействия между учащимися и работниками школы.
обучение детей навыкам коллективной самоорганизации;
· развитие коммуникативных умений;
· сплочение детского и общешкольного коллектива;
· поднятие общего эмоционального тонуса;
· психологическая поддержка отдельных членов детского или взрослого коллектива;
До начала занятий староста классаберет в кабинете психолога бланк со списком вопросов, ведущий оговаривает время, предоставленное на выполнение задания, определяет условия, например:
· классный руководитель не помогает;
· ответы должны быть точными, а не приблизительными;
· во время уроков выполнять задания категорически запрещено – нарушители выбывают из игры.
По окончании отпущенного на выполнение задания времени бланки с ответами обрабатываются ведущим, подсчитываются баллы и объявляются победители (см. в Приложении 3).
2. Акция «Сторожка с запасами» Проводится с педагогами.
Цель: сплочение педагогического коллектива, возможность самопрезентации.
В учебной части вывешивается оформленное особым образом объявление: «Поделись профессиональным запасом, имея который можно выжить и
даже жить в течение учебного года».
3. «Психологический забор»
Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме.
Тема дня «Поделись своими секретами здорового образа жизни»
Цитата дня: «И ты поднимешься!»
Материалы: плакаты «И ты поднимешься!», «ларец» с мудрыми изречениями; плакат «Психологи рассуждают», плакат «Твоемнение»; плакат «Полезные советы»
1. Акция «Ларец радости, или Предсказания Цветной радуги»
Цель: поддержка каждого учащегося, создание благоприятного эмоционального климата в лицее,получение положительных эмоций.
В специальный ящик были собраны самые лучшие выражения и фразы. Каждый, кто подходил к ларцу,мог вытащить фразу, предназначенную именно ему.«Ларец радости» работает только на переменах.Руководители групп организовывают в конце учебного дня рефлексию участия в акции (см. в Приложении 4).
2. Интервью с великими психологами «Твое мнение»
Работа с плакатной информацией, письменное комментирование учащимися высказываний психологов.
Цель: расширить знания о науке психологии, развивать самопознание, способствовать личностномуросту.
Психолог готовит плакат с информацией: на каждом отдельном листке формата А4 приклеиваетсяфотография известного психолога с цитатой. На
плакате помещается несколько таких листков. Рядом вывешивается чистый плакат «Твое мнение», где учащимся предлагается высказать свое мнение: актуальны ли сегодня такие мысли, мнение какогопсихолога для них особенно интересно и почему.
· Уильям ДЖЕМС (1842–1910). «В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех».
· Альфред АДЛЕР (1870–1937). «Жить — значит развиваться. Радость — это, вероятно, лучшее средство преодолеть трудности».
· Карл Густав ЮНГ (1875–1961). «Там, где правит любовь, не остается места для власти силы; а где возобладала сила, там недостает любви».
· Зигмунд ФРЕЙД (1856–1939). «С течением жизни мы узнаем пределы своих способностей. Люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею».
3. «Психологический забор»
Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме.
Цитата дня: «Пусть мы разные, и что ж? Только ты меня поймешь!»
Материалы: плакат «Пусть мы разные, и что ж? Только ты меня поймешь!»; объявление об игре«Тайный друг», почтовый ящик, ватман, цветные
мелки; Тематические листовки; плакат «Ты нужен школе!?»
1. Игра «Тайный друг»
Цель: создание позитивной эмоциональной среды; развитие умений проявлять свое отношение кдругим людям, воспитание искренности.
Об игре «Тайный друг» возвещает объявление (по классам и в холле):
Согласитесь, что у нас в школе много симпатичных людей. Но всегда ли в повседневной жизни есть возможность выразить свое доброе отношение к тому или иному человеку? Иногда этому мешает занятость,иногда — забывчивость, иногда — застенчивость.
Но сегодня мы можем проявить свои истинные чувства. Выбери человека, который тебе нравится,и стань его Тайным другом. Что это значит? А вот что: Тайный друг старается сделать что-нибудь приятное своему избраннику. Это может быть подарок, помощь, добрая шутка. Главное, чтобы человек
почувствовал твое внимание и заботу. При этом не забывай, что ты — Тайный друг. Поэтому все знаки внимания должны быть неожиданными и анонимными. После уроков ждем вас в холле 2-го этажа». (см. в Приложении 6).
В холле выставлен почтовый ящик, в который можно опускать послания.
В течение дня работает «Почта Тайного друга».
После уроков все принявшие участие в игре собираются в холле 2-го этажа. На столе лежит ватман и цветные мелки. Учащимся предлагается вступить в общество «ТД». При этом ребята обводят свою ладонь цветным восковым мелком на ватмане и расписываются внутри контура. Получается коллаж ладошек.
2. Информационная галерея «Это интересно»
Цель: развитие любознательности, эрудиции, расширение кругозора.
Психолог вывешивает тематические листовки в холле этажа.
Полежи — и все пройдет!
Самый лучший способ избавиться от нервного стресса — просто полежать в постели без всяких мыслей. Полный покой способен эффективно вылечить человека от нервной перегрузки. И еще один совет — не проводить в постели больше 48 часов,так как это может вызвать. стресс от безделья!
Что нужно интеллектуалу?
Тот, кто любит барабанить пальцем по столу, оказывается, тренирует свой мозг. При этом улучшается кровоснабжение головного мозга, что предотвращает разрушение отростков нервных клеток в старости. Поэтому было бы совсем неплохо постоянноупражнять пальцы, например, играя на пианино илиработая за клавиатурой компьютера.
Целительные возможности смеха
Смех — не просто внешнее проявление положительных эмоций. Он благотворно влияет на жизненно важные процессы в организме. Стоит нам вволюпохохотать, и пульс учащается до 120 ударов в минуту.
Улыбка дает отдых мышцам лица: чтобы состроить угрюмую гримасу, нужно напрячь 43 мышцы, а для того чтобы улыбнуться, — только 17. Смеяться полезно. Это бесплатное лекарство от астмы, мигрени, боли в спине. Смех хорошо действует на нашу кожу, он укрепляет сердце, стимулирует кровообращение, снижает кровяное давление, способствует нормальному пищеварению и сну. Одна минута смеха заменяет 45 минут релаксационных упражнений и производит такой же эффект, как дополнительная доза витамина С.
Все дело в цвете вашей тарелки и прочей посуды. Вы можете худеть или полнеть, не подозревая, что в этом виноват цвет кухонной посуды. Исследования, проведенные медиками в США, показали, чтонекоторые цвета, такие, как ярко-красный, оранжевый и желтый, возбуждают аппетит и стимулируют нервную систему, что приводит к тому, что вы начинаете потреблять гораздо больше пищи и постепенно набираете вес. Спокойные цвета, такие, как голубой и зеленый, наоборот, действуют успокаивающе и
уменьшают аппетит. А вот бледно-зеленая, бледно-розовая, а также темно-зеленая, темно-серая, белая посуда и вовсе отбивает аппетит.
3. «Психологический забор»
Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме.
Тема дня «Ты нужен школе!?»
Цитата дня: «Психология — это серьезно?!»
Материалы: плакат «Психология — это серьезно»; плакат с результатами акции «Я люблю Вас, мой учитель»; стенд для педагогов; плакат «Если б я был директором школы…»
1. «Я люблю Вас, мой учитель».
Цель: создание сплоченного общешкольного коллектива, помочь прояснить и улучшить взаимоотношения «Учитель-ученик», снять барьеры общения.
Группе ребят поручается изучить мнение членов школьного коллектива по следующим вопросам:
1. Что такое учительское счастье?
2. Продолжи предложение:
· «Учителем быть хорошо, потому что…»
· «Учителем быть плохо, потому что…»
3. Ваши пожелания учителям школы.
Затем информация обобщается, результаты красочно оформляются и вывешиваются в холе школы.
2. Акция «Мой конек» Проводится с педагогами.
Цель: сплочение педагогического коллектива, возможность самопрезентации.
В учебной части вывешивается оформленный особым образом стенд с заголовком: «Чем я готов профессионально поделиться с коллегами (когда и где)».
3. «Психологический забор»
Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме.
Тема дня «Если б я был директором школы…»
Цитата дня: «По следам недели Психологии»
Материалы: плакат «По следам недели Психологии»; презентация «По следам недели Психологии»
1. «По следам недели Психологии»- презентация
Цель: стимулирование положительных эмоций, активизация межличностного взаимодействия.
Просмотр на переменах в холле школы презентации, вспомнить основные мероприятия, оживить впечатления.
2. «Психологический забор»
Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме.
Тема дня «Ваше мнение о недели Психологии»
При организации работы с учащимися я стремилась, чтобы каждое мероприятие вызывало у детей положительные эмоции, заинтересовывало и настраивало на дальнейшую работу. Я стремилась к тому, чтобы родители, педагоги и дети, входя в здание школы, сразу чувствовали необычную атмосферу «Недели психологии».
Синий— означает полное спокойствие, умиротворенность. Олицетворяет узы, которыми человек связывает себя с окружающим миром; объединение, чувство общности. Как говорят, это цвет верности, он также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умения сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности.
Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства, потрясений и ограничений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим людям, и другие могут ему доверять.
Желтый — производит впечатление легкости и радости. Выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует теплу солнца, духу веселья. Это цвет надежды и ожидания большого счастья во всех его бесчисленных формах. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся.
Всякий, кто отдает ему предпочтение, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. Но ему свойственны и склонность к переменам ради перемен, нетерпеливый поиск альтернативных решений, непостоянство.
Красный— символизирует состояние «расходования энергии». Он выражает жизненную силу, нервную активность, означает всевозможные склонности и желание получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе, стремление ко всему тому что может способствовать насыщенности бытия.
Черный — это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения.
Человек, который выбирает черный цвет, восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно.
Зеленый — выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего «Я».
Напряженность зеленого цвета действует подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, ощущение власти над событиями и возможности ими управлять. Это «зеленое» поведение выражается в скрупулезной точности при проверке и осмыслении фактов, точной памяти, ясности изложения, способности к критическому анализу, логической последовательности вплоть до абстрактного формализма.
Человек, предпочитающий этот цвет, хочет повысить свою уверенность в собственной ценности, цепляется за свой, им же созданный идеализированный образ либо ожидает, что другие будут выказывать ему уважение за те ценности, которыми он обладает, будь то богатство, физическое или культурное превосходство.
Серый— ни темный, ни светлый, абсолютно лишен каких-либо стимулирующих или психологических тенденций. Серый цвет — это пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничейная» земля, «железный занавес», по каждую сторону от которого свои методы, подходы, взгляды, свой мир.
Человек, отдающий предпочтение этому цвету, хочет от всего отгородиться, остаться свободным от каких-либо обязательств, ни в чем не принимать участия, укрыться от внешних влияний и стимулов. Участие этого человека в любом деле осуществляется дистанционно — он словно стоит в стороне и наблюдает за своими действиями. Этот цвет явно содержит в себе элемент утаивания. В народе таких людей называют «серыми мышками».
Письмо самому себе
учусь в _______________________________________________
Сегодня ______ октября 20… года, и я хочу рассказать себе в будущем о своей жизни.
В настоящее время я мечтаю ____________________________
Мне повезло, у меня есть хорошие друзья: ____________________
У меня интересная жизнь (ты мог(ла) бы мне даже позавидовать), так как _____________________________________________
Да, еще хочу сказать по секрету, что _______________________
Я очень хочу, чтобы ты не забыл(а) об очень важной для меня на данный момент вещи: __________________________________
Надеюсь, за этот год кое-что в моей жизни изменится_____________________________________________
Уверен (а), что в мае 20… года____________________________ _____________________________________________________
В школе у меня вызывает улыбку__________________________ ___________________________________________________
Запомни эту информацию_______________________________ _____________________________________________________
Хочу пожелать тебе____________________________________ _____________________________________________________
Я бы с удовольствием подарил (а) тебе на память из дня сегодняшнего _________________________________________
Все, не забывай обо мне.
Сегодня в течение рабочего времени (на переменах) попытайтесь ответить на ряд вопросов.
Оценивание проводится по пятибалльной системе по следующим критериям:
— правильность (достоверность) ответов;
— сообразительность, творчество, смекалка, обращение к учителям.
1. Сколько ступенек при входе в школу?
2. Сколько окон в коридоре на 1 этаже в начальной школы?
3. Сколько стульев в кабинете №5?
4. В каком классе больше всего учеников?
5. Как зовут директора школы?
6. Сколько цветочных горшков в кабинете №6?
7. Как зовут библиотекаря?
8. Какие домашние животные есть у учительницы 4 В класса?
9. Какое блюдо нравится учительнице 3 Б класса?
10. Назовите любимый фильм учительнице 2 Б класса?
11. Какого цвета шторы в кабинете №5?
12. Сколько дней в неделю ты учишься?
13. Сколько книг А.С.Пушкина есть в библиотеке нашей школы?
14. Придумайте четверостишье, первая строчка которого: «Мы любим нашу школу…»