Психологическая защита что это

Защитные механизмы личности

Впервые термин «защитный механизм» ввел Зигмунд Фрейд.

Функциональное значение психологических защит состоит в ослаблении тревоги, напряжения, беспокойства, фрустрации, обусловленных противоречием между импульсами бессознательного и требованиями внешней среды, возникающими в результате взаимодействия с окружающим. Психологическая защита выполняет функцию регуляции поведения человека, делая его более адаптивным, повышает приспособляемость, стабилизирует психику и нормализует состояние личности.

К основным защитным механизмам относятся: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.

Одним из главных и первичных механизмов является вытеснение, которое заключается в отбрасывании неприятных для нас событий, мыслей, переживаний. В результате человек перестает осознавать внутренние конфликты, а также не помнит травматических событий прошлого. Вытесненные импульсы не теряют своей активности в бессознательной сфере и предстают в виде сновидений, шуток, оговорок и т.п.

Вытеснение можно сравнить с плотиной, которую может прорвать — всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу. Психика затрачивает огромное количество энергии на их подавление.

По своей значимости следующим механизмом является проекция – приписывание собственных социально нежелательных чувств, желаний, стремлений другим. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.

Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера.

В этом защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В этом примере истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта.

Рационализация как защитный процесс заключается в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Подобное необходимо для сохранения собственного положительного представления о себе. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу «зелен виноград». Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели.

Реактивное образование становится механизмом психологической защиты, когда человек демонстрирует действия, противоположные его подлинным переживаниям. В случае данной защитной реакции человек бессознательно проводит трансформацию одного психического состояния в другое (например, ненависть — в любовь, и наоборот).

Подобный факт имеет важное значение в оценке личности того или иного человека, ибо свидетельствует о том, что реальные действия человека могут являться лишь следствием завуалированного искажения его истинных желаний.

Например, чрезмерный гнев в иных случаях есть лишь бессознательная попытка завуалировать интерес и добродушие, а показная ненависть — является следствием любви, которая испугала человека, бессознательно решившего скрыть ее за попыткой открытого выплескивания негатива.

При регрессии человек возвращается к более ранним формам поведения. Регрессия позволяет приспособиться к травмирующей ситуации за счет неосознанного возвращения к привычным с детства формам поведения: плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Мы на бессознательном уровне усвоили, что такие формы поведения гарантируют поддержку и безопасность.

Данный вид защиты особенно часто проявляется в ситуации болезни, когда взрослый человек начинает вести себя как ребенок. Регрессия дает возможность сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве за многое отвечали родители.

Злоупотребление регрессией приводит к отсутствию успешной жизненной стратегии, сложностям в отношениях с окружающими людьми и появлению психосоматических заболеваний.

Сублимация это бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Сублимация выражается в том, что человек, испытывающий какой-либо невротический конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на другое занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.).

Этот механизм рассматривают как единственную конструктивную стратегию поведения в ситуации психологического дискомфорта.

Сублимация — это продуктивный защитный механизм, давший миру огромное количество произведений искусства.

Этот защитный механизм позволяет игнорировать (отрицать) очевидные факты, защищая психику от травм. Это полный отказ от неприятной информации. Отрицание часто становится первой реакцией на боль потери или на наличие опасного заболевания.

Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание.

Отрицание реальности имеет место там и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание).

Рассматривая механизмы психологической защиты личности, необходимо помнить следующее:

1) защитные механизмы проявляются на бессознательном уровне, т.е. человек не осознает, что использует механизмы защиты;

2) защитные механизмы не проявляются изолированно, т.е. личностью обычно используется 1-2 механизма защиты;

3) защитные механизмы охраняют человека от захлестывающей его тревоги, напряженности, предотвращают дезорганизацию поведения и помогают сохранить целостность личности.

4) осведомленность человека о существовании у него психологических защит помогает ему лучше понимать и принимать себя.

Если у Вас возникли вопросы, есть интерес к изучению своей личности, психологи медико-психологического отделения будут рады помочь Вам.

Список использованной литературы:

Материал подготовила психолог Черных И.Д.,

Источник

Психологическая защита что это

Психологическая защита что это

Каждый человек на протяжении всей своей жизни может сталкиваться с многочисленными трудными и даже экстремальными ситуациями, несущими реальную и потенциальную угрозу для его существования как индивида, так и угрозу для целостности личности. Утрата целостности «я», и даже его чувства, вызывает не просто тяжелое психологическое состояние у индивида, но означает для него трагедию, невозможность существования в этом мире. В экзистенциальном смысле проблема психологической защиты личности относится к вечным проблемам. Применяемые человеком способы и механизмы защиты как в «зеркале» отражают его проблемы, жизненные приоритеты и ценности, особенности характера и здоровья.

В современной психологии и психотерапии исследованы психические механизмы защиты, адаптивные стратегии и способы интрапсихической регуляции и адаптации человека в условиях конфликта и стресса, становления его личности и духовного преображения [5; 6; 7; 8; 9]. Феноменология защитных механизмов наблюдается во всех сферах бытия человека – его экзистенциального самоопределения, профессиональной деятельности, семейной жизни, приспособления к физическому и социальному миру. В качестве основной причины актуализации подсознательной психологической защиты психологи и психотерапевты, как правило, называют слабое «я» человека. Отличительной особенностью этой системы защиты является стабилизация внутреннего состояния, поддержание позитивной я-концепции и адаптация к окружающему миру посредством ограждения человека от осознания им или искажения негативной информации. С одной стороны, это указывает на несовершенную природу человеческого естества, а, с другой стороны, – на недостаточные духовные, душевные и психофизические ресурсы человека, необходимые для осознания, принятия и совладания со стрессовыми жизненными ситуациями и психологическими состояниями. С другой стороны, в условиях угрозы нарушения целостности «я» применение защитных механизмов дает время индивиду для анализа своих действий, мыслей, состояний, эмоций и чувств, для поиска средств решения проблемы, а также для дальнейшего укрепления своего духовного «я» [6; 7; 8].

Однако зарубежные и отечественные психологи единодушны в том, что механизмы защиты лишь краткосрочно уменьшают тревогу, чувство вины, гнев, сохраняют ощущение целостности «я-концепции», поддерживают самоуважение человека. Их постоянное применение вызывает целый ряд негативных последствий. В частности, они препятствуют познанию своего духовного «я», осознанию недолжного в себе, нарушают функционирование эмоционально-когнитивной сферы человека и его здоровье [6; 7; 8]. Более того, подсознательная психологическая защита может приобрести деструктивный характер (лат. destruction – разрушение нормальной структуры). Из системы самосохранения она может превратиться в систему саморазрушения личности.

Целью данной работы является исследование природы деструктивной психологической защиты личности и путей ее преодоления в современной психологии и святоотеческой традиции. Сегодня в ситуации антропологического кризиса изучение этих вопросов приобретает особую социальную и практическую значимость.

При отсутствии духовно-нравственной доминанты в ценностно-смысловой сфере у человека искажается адекватное восприятие трудных жизненных ситуаций, формируются аномальные представления о себе и о мире. Как следствие формируется защитный симптомокомплекс, включающий хронические эмоциональные состояния, конкретные страсти, качества, которые являются фактором риска возникновения многочисленных психосоматических расстройств и заболеваний, дезинтеграции поведения, нарушения функционирования и развития индивида на самых разных уровнях его существования – от духовного до телесного [6; 7; 8]. Анализ современных направлений психологии и психотерапии и практического опыта святоотеческой традиции позволяет выделить несколько путей решения этой проблемы.

Первый путь сформировался в русле психоанализа, эго-психологии, гуманистической, когнитивной психологии и психотерапии. Его условное название «Личностно-психологический рост». Представители данного направления усматривают причины подсознательной психологической защиты в слабом «я» человека. Поэтому преодоление её негативных последствий становится возможным на основе усиления «я» и формирования тех качеств, которые помогают человеку выдерживать чрезмерные душевные нагрузки в стрессовых ситуациях. В каждом направлении психотерапии представления о психологической защите всегда связаны с пониманием сущности человека. В соответствие с моделью личности разработаны конкретные технологии воздействия на тело и душу, способы преодоления негативной защиты, разрешения внутренних и внешних конфликтов, сохранения целостности «я» и поддержания душевного комфорта. Несмотря на существующие различия в понимании идеала «здоровой и сильной» личности психотерапевты выделяют сходные этапы по преодолению психологической защиты. Они состоят из последовательных действий по оказанию человеку помощи:

в осознании вытесненных мыслей, чувств, переживаний, конфликтов, травматических ситуаций, которые приводят к расщеплению или дезинтеграции психики и к возникновению психосоматических заболеваний;

в повторном переживании детских эмоционально насыщенных ситуаций, либо тех ситуаций, которые носят угрожающий характер для «я»;

в опознании автоматических, неосознаваемых защит, которые мешают осознанию проблем и ограничивают личностный рост;

в поиске скрытых личностных резервов, в развитии качеств, необходимых для укрепления «я» [6; 7; 8]. По своей сути данный алгоритм вполне оправдан. Вместе с этим, есть несколько «уязвимых» моментов первого пути преодоления негативной психологической защиты. Сформировавшиеся в психоанализе, эго-психологии, гуманистической, когнитивной психологии модели «нормальной», «психологически здоровой» личности существенным образом отличаются от идеала человека в святоотеческой традиции. И такой негативный фактор как грех не рассматриваются в качестве причины нарушения целостности «я», психики, здоровья и возникновения деструктивной психологической защиты. Но именно идеал здоровья подчиняет весь процесс взаимоотношений психолога и человека и в известном смысле становится целью процесса психотерапии.

В русле этих направлений качества «сильного я» включают широкий перечень, но, в основном, они связаны со способностями человека реалистично воспринимать себя, формировать умения и навыки для адаптации к окружающему миру, преодоления внутренних преград, мешающих личностному росту. Сами по себе эти качества являются важными для человеческого существования в этом мире, но их явно недостаточно, чтобы преодолеть деструктивную психологическую защиту. Ведь слабость «я» проявляется не только в неумении управлять своим внутренним состоянием, преодолевать конфликты, совладать со стрессами, но и в нежелании осознавать греховные мысли, чувства, переживания, поступки и работать над этими недостатками. То есть развиваемые качества лишь косвенным образом могут помочь человеку анализировать негативные морально-психологические состояния, переживания, мысли, поступки, лежащие в основе возникновения деструктивной психологической защиты.

Более того, многие методы укрепления силы «я» основаны на уменьшении остроты нравственного конфликта, приведшего в свое время к вытеснению психотравмирующих переживаний, на раскрепощении личности, расширении представлений о диапазоне своих возможностей за счет понижения нравственного критерия в оценке поведения. В русле первого пути фактически не прорабатываются нравственные причины возникновения деструктивной психологической защиты [1]. Это объясняется тем, что задачей современной психотерапии является оказание помощи человеку в решении его конкретной проблемы, в улучшении настроения, устранении болезненных симптомов, преодолении внутренних преград, препятствующих удовлетворению желаний, даже если они являются греховными по своей природе и приводят к нарушению божественных заповедей. Но, очевидно, что нужны духовные средства «лечения» подобных симптомов, мыслей, чувств и поступков, которые поддерживаются защитными механизмами.

Второй путь преодоления деструктивной психологической защиты – «Духовно-нравственный» – коренится в русле гуманитарной, нравственной психологии, христианской антропологии и святоотеческой психологии [3]. В святоотеческой традиции накоплен огромный практический опыт духовной работы над собой, своими страстями, мыслями, поступками в сложных жизненных ситуациях. Исследование психологической защиты в контексте духовной жизни, осуществления своего предназначения, а не только в контексте адаптации человека к окружающему физическому и социальному миру, кардинальным образом меняет понимание путей преодоления деструктивной психологической защиты. В основе этого пути лежат представления о христианском идеале человека, его жизненном призвании, идеи соработничества с Богом в деле спасения души и духовного преображения личности, а также религиозные ценности – вера, надежда, любовь [7; 8]. Сознание верующего человека отличается от сознания неверующего человека тем, что он исходит из признания своей греховности и понимания того, что нравственное «непопадание» в цель не только отделяет человека от Бога, но и является причиной нарушений психики, поведения и здоровья. Преодоление последствий деструктивной психологической защиты требует от человека деятельной позиции по отношению к самому себе, к своей жизни, своим мыслям, переживаниям, поступкам. Этот путь связан с осознанием и последующим изживанием в себе негативных причин, порождающих деструктивную психологическую защиту, и препятствующих духовному становлению, осуществлению своего жизненного призвания и богопознания.

Как показывает анализ практического опыта данной религиозной традиции, в начале этого пути человек вступает в борьбу со своими греховными мыслями, чувствами, страстями и поступками, осознание которых вызывает страдание, задевает самооценку и самоуважение, желание оградить себя от мук совести. Признаками «невидимой брани» выступает душевный разлад, осознание того, что больше так жить невозможно. Покаяние («метанойя» – означает перемену ума, переворот сознания) пробуждает у человека душевные силы, необходимые для освобождения от страстей и их преображения. В аскетической практике борьбы со страстями подвижники фактически использовали психологические приемы самонаблюдения, или интроспекции. Они глубоко анализировали свой внутренний мир, особенности каждой страсти и этапы ее развития. Эти методы не защищают самость человека, его самооценку и самоуважение, а, наоборот, вызывают боль и страдание. Они не загоняют внутрь человека причины тревоги, угрызений совести, чувства вины как в случае действия подсознательных защитных механизмов, а вскрывают их. Их цель состоит в том, чтобы помочь человеку осознать свой грех и пережить его в свете высшего Я и через участие в церковных Таинствах. Среди специфических методов религиозной «работы» на первом месте стоит молитва. Наряду с ней использовались также и такие стратегии поведения, как смиренномудрие, отсечение своей воли через послушание духовному отцу, «трезвение», «внимание», «сведение ума в сердце» [4; 10]. В духовной практике работы над собой посредством соблюдения божественных заповедей, пробуждения совести, формирования религиозных ценностей, совершения «дел» любви, веры и милосердия фактически происходит укрепление духовного «я» человека.

Методы и способы, выявленные в христианской практике духовного становления человека, не действуют автоматически, непроизвольно, без участия человека. При отсутствии у него соответствующей мотивации, направленности внимания, волевых и рефлексивных усилий на понимание своих проблем, методы могут оказаться неэффективными. Их применение предполагает осознание себя как образа Божьего, наличие веры, ответственного отношения к себе и своей жизни. Более того, нельзя забывать о том, что индивид выступает соработником Творца в деле своего спасения, очеловечивания и духовного преображения. Поэтому духовно-психологическая работа человека совместно со специалистом, или самостоятельная работа, не является заключительным этапом. Освобождение от причин и последствий деструктивной психологической защиты невозможно без Церкви и участия в Её Таинствах.

Таким образом, психологическая защита становится деструктивной, когда оберегает человека от осознания его греховных мыслей, чувств, действий. Не будучи укоренной в духовном основании, она превращается из системы стабилизации личности в систему саморазрушения. Основным путём преодоления последствий деструктивной психологической защиты является духовно-нравственный рост. Он основан на поиске и обретение предельных смыслов бытия, связанных с ними религиозных ценностей, установок, качеств личности, а также пробуждении духовного «я» человека. Осознание и изживание недолжного в себе вызывает покаяние, стремление защитить свою истинную личность – глубинное духовное «я», а не самооценку и самоуважение. Осуществление христианского идеала в жизни предполагает использование адаптивных стратегий и других методов, помогающих человеку справляться с внутренними и внешними стрессовыми ситуациями. Однако применять многие психологические методики необходимо с осторожностью, чтобы не навредить своей душе. По мере духовного роста человека возрастает роль духовно-нравственных техник и приемов защиты своей личности, а подсознательные защитные механизмы и способы совладания или преображаются, или реже используются.

Источник

Механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты (далее — М.П.З.) — это группа разнородных процессов, служащих различным целям: не только защита от негатива, но и сохранение внутреннего психологического гомеостаза, стабильности в модели восприятия мира.

В связи с этим сложно рассматривать М.П.З. изолированно от остальных психических процессов, сложно их классифицировать по четким критериям. Механизм реализации и причину М.П.З. нельзя рассматривать отдельно от отличности в целом и от модели психики, так как механизмы защит четко привязаны к этой модели и являются одной из ее необходимых составляющих.

В истории изучения М.П.З. их насчитывается более двух десятков.

Защитные механизмы лежат на границе сознательного мира и бессознательного и являются своего рода фильтром между ними. Роль этого фильтра многообразна — от защиты от отрицательных эмоций, чувств, и связанной с ними неприемлемой информации, до глубоко патологической (формирование различных типов неврозов и невротических реакций).

М.П.З. также участвуют в процессах сопротивления психотерапевтическим изменениям. Одна из важных их функций — это поддержание гомеостаза личности, психики и защита ее от резких изменений. Если бы М.П.З. не было, не было бы многообразия характеров, личностей, акцентуаций, психопатий, поскольку человек беспрепятственно мог бы ассимилировать новую информацию каждый раз, когда она к нему поступает, и постоянно меняться; таких изменений за один день могло бы происходить несколько. Понятно, что в таких условиях невозможно сформировать отношения между людьми — дружеские, семейные, партнерские, за исключением, разве что, профессиональных (и то только там, где требуются профессиональные навыки без участия личности, а таких профессий очень мало).

В первую очередь благодаря М.П.З. мы не можем быстро меняться в хорошую или в плохую сторону. Если человек изменился резко, то он либо сошел с ума (психическое заболевание, но там будет очевидно и не профессионалу, что случилось), либо изменения долго копились внутри модели личности и в один прекрасный момент просто проявились.

Система психики (наша модель мира) защищает сама себя от изменений — не только от отрицательных эмоций, чувств и неприятной информации, но и от любой другой информации, которая неприемлема для системы взглядов человека.

Пример. Глубоко религиозное или магическое мышление будет автоматически сопротивляться научному подходу, и наоборот — научное мышление будет сопротивляться глубокому религиозному или магическому восприятию (однако всегда есть исключения).

Поэтому измениться возможно, только изменив всю модель мира вместе с М.П.З., которые можно найти у себя, проанализировать и перенаправить их влияние в благоприятную сторону.

Для этого стоит рассмотреть основные виды М.П.З. по отдельности.

1. Вытеснение (подавление, репрессия). Этот тип защиты переводит из сознания в бессознательное неприемлемую информацию (например, противоречащую морали) или подавляет негативные чувства, эмоции. Подавляться может любая информация и любые чувства (даже те, что имеют положительный эффект на психику), если они не совпадают с моделью мира. Вместе с тем, по закону сохранения энергии, все, что подавлено, никуда из нас не уходит, а лишь трансформируется в другие формы, запуская еще более патологические процессы. До определенного уровня мы можем копить негативную информацию или чувства, в лучшем случае мы можем полностью растворять небольшой негатив в своем бессознательном (буферная система просто рассеивает эту часть вытесненной энергии), но возможности его невелики, поэтому получается, что в большинстве случаев накопленная негативная информация и/или чувства ищут себе другие выходы.

Поскольку вытеснение работает как клапан, пропуская чувства и информацию только в сторону бессознательного и не давая им возможности выйти обратно, то ей ничего не остается делать, кроме как видоизменяться, чтобы выразиться — «вверх» (в психику) в виде тревоги, гнева, бессонницы или «вниз» (в тело) в виде психосоматизации и конверсионных синдромов. После того как негативные чувства накопились до критического уровня, они неизбежно будут вызывать чувство напряжения в бессознательном (как напряжение в компьютере, который работает на полную мощность без перерыва). Это напряжение, являясь неспецифическим (в отличие от причинного подавленного чувства), будет легко проникать в любые слои психики, в том числе и в сознание. Так формируется начальная стадия многих неврозов.

Чувство напряжения осознается нами, и далее, в зависимости от нашей личности, будет трансформироваться либо в чувство общей тревоги (которая будет дифференцироваться и конкретизироваться со временем), либо в чувство общей раздражительности, которое тоже будет со временем сформировано в конкретную раздражительность или гнев на человека, группу людей или событие. Бессонница появляется как следствие напряженности внутри бессознательного и является одним из самых частых симптомов невротизированного образа жизни. Психосоматика появляется тогда, когда большая часть подавленных чувств ушла глубже в нервную систему, нарушая работу вегетативной нервной системы. Симптомы могут быть абсолютно разные — в целом это функциональные нарушение той или иной системы организма: от терморегуляции и кома в горле до понижения иммунитета и, как следствие, частых простудных заболеваний. Наиболее часто встречаются психосоматические расстройства в виде напряжения в скелетной мускулатуре (ком в горле, напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины как следствие обострение остеохондроза), гипертонии или гипотонии (колебания артериального давления и пульса), головокружения, повышенной утомляемости, общей слабости, С.Р.К., невроза сердца и др. (подробнее см. Формирование невроза).

С вытеснением достаточно трудно бороться, но, как бы там ни было, первой стадией борьбы должно быть выражение (пусть неспецифическое) подавленных чувств с помощью анализа и самоанализа. На интуитивном уровне мы догадываемся, что? именно подавили в себе. Используя специальные техники очищения и искусственно усиливая свои эмоции, нужно форсировать их проявление для максимально полного выражения и опустошения напряженного бессознательного. При этом желательно пройти несколько последовательных стадий — от легкого напряжения, гнева и ярости до слез, рыданий, слабости, успокоения (наиболее эффективный пример — техника динамической медитации).

Основой борьбы с вытеснением будет служить изменения привычки решать стрессовые ситуации подавлением. Нужно учиться выражать эмоции даже в тех ситуациях, где, казалось бы, их выражение невозможно (см. Эмоции. Чувства. Способы выражения эмоций).

Умение вовремя распознавать свои эмоции очень поможет вовремя выразить их (неумение распознавать эмоции называется алекситимией). Двойные стандарты, расколотость личности (много субличностей, которые противоречат друг другу), гедонизм или морализаторство (любые крайности) будут способствовать привычке вытеснять и подавлять чувства, эмоции.

2. Компенсация (гиперкомпенсация). Этот механизм защиты проявляется, когда неразвитость в одной сфере жизни компенсируется развитием в другой сфере (или даже нескольких). Иными словами, когда пустота в одной сфере психики заполняется внешними (пустота в душе, чрезмерным стремлением к общению, в том числе и в социальных сетях) или внутренними (фантазирование, уход в «светлое» будущее, мечтательность, воображение того, чего нет) факторами в других сферах. В определенных количествах компенсация является вспомогательным механизмом для развития навыков, соблюдая баланс в психике через успех в компенсаторных сферах. Для ребенка и подростка выступает в роли развивающего механизма. Однако если этот механизм сильно выражен, то происходит патологическое воздействие на жизнь и психику.

Если человек постоянно компенсирует неразвитую сферу или неудовлетворенность чем-то другим, то он становится зависимым от этого «другого» (человека-компенсатора или компенсаторной сферы деятельности), полностью прекращается развитие остальных сфер. В результате получается однобокое, неполноценное развитие личности с перекосами в одну сферу и полным отсутствием способностей в другой, жизненно необходимой, среде. Это приводит к частичной дезадаптации, когда человек соприкасается с причинной для компенсации сферой.

Также опасен механизм срыва компенсации, если причина компенсации уходит. Например, если человек перешел из одних отношений сразу в другие, компенсируя тем самым старые, то он будет находиться в новых только пока у него существует неудовлетворенность, неразрешенность, болезненные воспоминания о старых. Как только эти эмоции пропадают, сразу пропадает желание находиться в новых отношениях, поскольку они носили исключительно компенсаторный характер.

То же самое происходит и с компенсаторным поведением — оно сразу пропадает, когда исчезает причина компенсации (например, занятие спортом при сниженной самооценке: когда самооценка повышается, то спорт забрасывается, так как имел чисто компенсаторный характер). Еще один распространенный пример — это компьютерные игры, когда в них играют взрослые люди. Как правило, это носит компенсаторный характер — неудовлетворенность в жизни (материальная, статусная, карьерная, властная) компенсируется легкими и скорыми победами в военных стратегиях, экономических симуляторах и других играх.

Компенсирующие сферы или люди становятся объектами зависимости, с ними формируются скорее искусственные отношения, нежели искренние. При таких отношениях легко возникают неврозы.

Алкоголизм и наркомания нередко основаны на компенсации — неудовлетворенность в жизни компенсируется наслаждением и изменением реальности в другую сторону. При приеме этих психоактивных веществ очевидно возникновение психологической зависимости, со временем усиливающейся биологической зависимостью от наркотика (однако не только компенсация лежит в основе зависимостей).

Решение при патологической компенсации. Для начала нужно проанализировать, присутствует ли она вообще в жизни, если да – то понять ее основные причины (внутренняя пустота, неудовлетворенность, сниженная самооценка, неразвитость в какой-то области) и то, за счет чего происходит компенсация (область, человек). Все усилия нужно направить не на прекращение компенсации, иначе это вызовет большой стресс или попросту смену компенсаторной области, а на причину, относительно которой и включился этот патологический механизм. Эту причину (неразвитую область), как бы вам ни хотелось обратного, нужно стараться развить настолько, насколько это возможно. В случае невозможности развития проблемной области необходимо принять реальность такой, какая она есть, без формирования неудовлетворенности, потому что этому чувству нет места в естественном положении вещей. Нужно полностью закрыть предыдущие патологические стрессовые отношения и поработать над правильным повышением самооценки, не компенсируя ее недостаток бесконечной погоней за деньгами, властью, статусом и т.п.

3. Рационализация. Данный механизм представляет собой попытку контроля отрицательной или неприемлемой для нас информации через искажение с целью защиты какого-либо факта или человеческого поведения. Иными словами, когда человек рационализирует, он, используя пластичность логики (см. Пластичность логики), подгоняет событие или поведение другого человека под свою модель мира, искажая при этом рационально многие факты этого события. Как пример — оправдание собственного или чужого аморального поведения.

Может показаться, что рационализация касается только когнитивного (мыслительного, идейного) звена, но это неправда, поскольку любая информация, которая представляет для нас опасность, нагружена эмоционально-отрицательными эмоциями, и поэтому мы начинаем от нее защищаться. После того как информация и эмоции были подогнаны под свою модель восприятия, они уже лишены опасности, и этот факт воспринимается как истинный — то есть, сам человек не видит никаких искажений. Пример: рассуждения по поводу войны могут привести к выводу о её полезности для социума, так как она обеспечивает поступление новых ресурсов, обновление экономики и т.п.

4. Интеллектуализация. Это попытка контроля над негативными эмоциями через использование рационального звена, чтобы эти эмоции можно было объяснить не через их истинную причину (так как она не устраивает человека, как и сами негативные эмоции), а через другие причины и факты — неверные, но приемлемые. Сама эмоция при этом неправильно истолковывается в результате бурного мыслительного процесса, что автоматически делает ее выражение невозможным. Это приводит к диссоциации мыслительного процесса, направленного на эмоцию и сам чувственный поток, изначально связанный с фактом. Проще говоря, мы обрабатываем негативный, неприемлемый факт таким образом, что в итоге лишаем его эмоциональной составляющей, которая попросту подавляется (диссоциируя от самого мыслительного процесса).

Пример: человек, который украл впервые, сразу испытал неприятные чувства вины по этому поводу, но в процессе интеллектуализации он полностью оправдывает себя («многие так делают, даже мой начальник, так чем я хуже?», «в этом нет ничего плохого, так как это полезно для меня и моей семьи» и тому подобные заблуждения).

Большие повреждения психики происходят из-за подавленной эмоции вины, которая, так или иначе, теперь уже в бессознательном будет выполнять свою функцию самонаказания (см. Вина. Патология).

5. Отрицание. Любой неприемлемый и болезненный факт может полностью отрицаться нашим восприятием как несуществующий. Конечно, в глубине души, в бессознательном, мы понимаем, что это либо уже случилось, либо происходит в настоящее время, либо произойдет в будущем. То есть, помимо восприятия здесь обязательно участие различных слоев нашей психики, в частности, разума, который легко может отрицать наличие любого реального факта или утверждать существование нереального факта или события. Однако полного отрицания не может произойти из-за того, что, сталкиваясь с крайне неприемлемой информацией, мы ее сразу пропускаем через себя, где она оставляет свой след. В этом смысле отрицание похоже на рационализацию (логическое отрицание наличия факта) и на подавление (вытеснение крайне негативных чувств в бессознательное) — эти два процесса происходят одновременно.

Решение. В нормальном состоянии отрицание работает для ограничения потока информации, которая в изобилии поступает к нам в психику. Также отрицание помогает частично смягчить крайне неприятный стрессовый факт в самом начале соприкосновения с ним. Однако затем оно должно переключаться на другие формы естественных реакций, на стресс. Поскольку механизм бессознательный, то «поймать» его во время его работы невозможно. Поэтому стоит проанализировать прошлые стрессовые события на предмет проявления защиты с помощью отрицания и последствий от него. Если вы там его найдете, скорее всего, оно работает и в настоящем времени, поэтому нужно сделать предположительный анализ и понять, где отрицание может проявляться сейчас. Для этого следует определить все стрессовые факторы, присутствующие на данный момент в жизни, а также за последние 3 года. Потом проанализировать, какие реакции в чувствах, мыслях или поведении следовали за стрессом сразу, а какие — отсрочено. Это позволит выявить не только отрицание, но и все другие механизмы психологических защит.

Для работы конкретно с отрицанием нужно обратиться к факту, который был вытеснен и который был неприемлем и поэтому исключен как вызывающий страдания. Нужно этот факт принять, прожить (возможно, через печаль, горе, тоску, гнев, ненависть, презрение и другие эмоции, которые в итоге уйдут через свое выражение), а затем постараться адаптироваться к нему с позиции нормы, не включая, по возможности, другие способы защиты от него либо включая их намеренно в контролируемых дозах (поэтому они будут безопасны).

6. Регрессия. Этот метод подразумевает не только спуск на уровень ниже в развитии личности, где не существует (не существовало) «сложной» проблемы, но и перенос ее в прошлое, как будто она уже исчерпала себя. Но на самом деле она либо продолжает существовать сейчас, либо недавно действительно разрешилась, но это говорит только о том, что через время она вновь повторится (например, патологические циклические отношения, патологический циклический сценарий в жизни, зависимости), либо она закончилась, но благодаря регрессии не произошло адекватной реакции на стрессовое событие, и негативные переживания были лишь частично подавлены.

Регрессия интересна тем, что в ней затрагивается вся личность в целом. Человек должен как бы деградировать, стать примитивнее, более невежественным, аморальным, чем он являлся на самом деле. Сопровождается это часто инфантилизацией личности (возврат к детскому, подростковому поведению), примитивизацией поведения, регрессией творческих способностей и морально-этических ценностей. Данный метод содержит часть отрицания, часть подавления и избегания. Человек при этой защите пытается все последующие проблемы решить наиболее легким путем.

7. Замещение (смещение). Здесь происходит перенаправление невыразимого чувства или мнения с объекта, которому они предназначены (друг, начальник, родственник), на любой другой объект (живой или не живой, главное — безопасный для выражения) с целью снизить напряжение через выражение специфической эмоции или чувства, негативного мнения.

Самый распространенный пример: когда человек получает дозу негатива на работе от руководителя (коллег, клиентов), но не может его выразить из-за страха потерять работу или свой статус, он приносит этот негатив домой и начинает «гонять» домочадцев, бьет двери, посуду и т.п. В какой-то степени это снижает напряжение, но не полностью, так как полный выход эмоции возможен только по отношению к тому объекту, который ее вызвал.

В небольших количествах эта защита помогает распределить и перенаправить чувства в безопасное русло, тем самым помогая человеку. Но если замещение выражено сильно, то оно будет приносить проблемы. Причины у них могут быть разные: неполноценное выражение чувства объекту-заместителю (когда часть энергии приходится подавлять), обратная негативная реакция заместителей на человека, который «сливает» на них непонятный им негатив; формирование двойных стандартов; неаутентичное существование (невозможность полноценного самовыражения), которое никак не решает проблему с объектом, вызывающим первоначальные негативные переживания.

Обычно замещение прослеживается с одного внешнего объекта на другой внешний, однако встречаются и другие варианты. Например, аутоагрессия — смещение гнева с внешнего объекта на себя. Смещение же с внутреннего объекта на внешний называется проекцией.

8. Проекция. Это защитный механизм, при котором свои негативные переживания и мысли мы накладываем на другого человека (других людей или даже целые события в жизни) с целью оправдать и защитить себя и свое отношение к нему (к ним). Проще говоря, это происходит, когда мы судим о других по себе, лишний раз убеждаясь, что мы правы. Проецируя на других то, что происходит в нас (обычно это негативные чувства и мысли), мы ошибочно приписываем это другим людям (событиям), защищая себя от собственного негатива. В небольших количествах проекция помогает переместить негатив с себя на других, но в большинстве случаев проекция осуществляет отрицательную функцию в жизни человека. Двойные стандарты, отсутствие саморефлексии (критики своего поведения), низкий уровень осознанности, перенос ответственности на других людей — все это провоцирует нас создавать еще больше проекций, которые усиливают эти негативные процессы. Получается замкнутый круг, который препятствует решению настоящих проблем, лежащих в нашем внутреннем мире.

При хронической проекции мы будем обвинять наших близких или других людей в их несостоятельности, гневе, недостойном к нам поведении, будем постоянно подозревать их в предательстве. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы таким образом покончить с вызванными им чувствами.

Проекция — одно из основных качеств подозрительных людей, паранойяльных личностей и истероидов. Не доверяя себе из-за низкой самооценки и отсутствия самоуважения, они (мы) перекладывают недоверие как качество личности на других людей и делают вывод, что другие люди ненадежны и могут в любой момент предать, подставить, изменить (один из механизмов, формирующих патологическую ревность).

Проекция как защита является частью глобального механизма восприятия окружающего мира.

Решение. Уменьшать проекцию как защиту необходимо, начиная с развития навыка чувственной саморефлексии. Умение распознавать свои эмоции и чувства будет автоматически нас страховать от выраженной проекции. С помощью него мы будем понимать, где наши чувства и мысли, а где чужие. Это даст возможность правильно их выразить, без вреда самому себе и окружающим. Выраженная проекция гнева и недоверия разрушает любые отношения, так как люди, которых мы в своей проекции постоянно подозреваем в том, чего они не совершали и обвиняем в том, о чем они даже и не думали, попросту не будут понимать нас и в итоге разочаруются в нас.

9. Интроекция (идентификация, отождествление). Это обратный процесс проекции, когда мы приписываем себе чужие чувства, эмоции, мысли, поведение, сценарии, алгоритмы восприятия. Также как и проекция, интроекция является не столько защитным механизмом, сколько необходимым процессом взаимодействия с реальностью. В детском и подростковом возрасте она является необходимым механизмом обучения, когда ребенок копирует поведение взрослых, перенимая нужные адаптивные способы восприятия и поведения в реальности.

Относительно адаптивную роль несет интроекция с героями, супергероями, сильными личностями — с одной стороны она помогает развить сильные качества, с другой — лишает нас своей индивидуальности и дает ложные представления о всемогуществе, что неизбежно ведет к возникновению опасных ситуаций, с которыми мы не справляемся, сильно переоценив свои возможности.

Патологическое влияние. Интроекция растворяет нас в обществе. Отождествление с героями фильмов или книг не только подавляет нашу индивидуальность, но и переносит нас в чужой и нереальный мир иллюзий и надежд, где все сбывается, где люди не умирают, где есть идеальные отношения, идеальные люди, идеальные события. Когда же мы с таким глобальным отождествлением возвращаемся в реальность, мы неосознанно стараемся вести себя соответствующим образом (но у нас это не получается, т.к. супергерои и т.п. — это вымышленные персонажи), требуем от реальности и других людей идеального отношения к себе, ожидаем, что наши интроецированные надежды сбудутся, и тем самым еще дальше отбрасываем себя от реальные достижения реальных результатов. Все это в целом формирует глубокое чувство неудовлетворенности, и в итоге — разочарования. Когда так делает каждый, то уровень неудовлетворенности как зараза распространяется на большую часть общества, превращая ее (неудовлетворенность) в нормальное положение вещей.

Когда идентификация с идеальным объектом происходит осознанно, то связь интроекта с ним сохраняется все время. Ловушка в том, что, если пример подражания исчезает или видоизменяется (например, перестает быть героем), автоматически вся система интроекции в нас рушится. Это может привести к горю, депрессии, к сильному снижению самооценки, которая большей частью строится на идентификации с нашим героем.

а) Проанализировать наличие и выраженность работы патологической интроекции в жизни.

б) Научиться разделять свой внутренний мир (эмоции, чувства, поведение) и мир других людей (их чувства и поведение).

в) Понять, что интроект никогда не будет полностью встроен в нашу психику, это будет внешний объект внутри нас, то есть сформируется новая субличность, которая будет лишний раз раскалывать нас на части.

г) Принять идею о том, что у каждого человека свой путь развития — уникальный и индивидуальный; примеры других нужны нам лишь для собственного обучения, а не для копирования в нашу собственную жизнь их личностей, черт характера, сценариев поведения и ожиданий.

д) Помнить о том, что отождествление с идеальным обязательно привнесет в жизнь неудовлетворенность, разочарование, растворит в толпе подобных подражателей.

е) Бороться с размытостью собственных границ через усиление своего «Я», повышать самооценку, накапливать знаний о себе и сформировать последовательное поведение и мировоззрение.

10. Реактивные образования. Для этого защитного механизма характерно подавление одного чувства (эмоции, переживания), которое неприемлемо или запрещено для выражения (обществом, самим человеком), другим прямо противоположным по смыслу чувством (эмоцией, переживанием), которое намного превосходит по выраженности первое чувство.

Сложность устройства жизни часто ведет к двойственному (амбивалентному) восприятию других людей, событий, самого себя. Но подобная противоречивость не воспринимается нашим сознанием ни в чувствах, ни в информации, мы сразу же пытаемся любыми способами от нее избавиться. Одним из этих способов являются реактивные образования, усиливающие одно чувство до той степени, пока оно не станет вытеснять прямо противоположное ему.

Например, когда есть два противоречивых чувства — неприязнь с одной стороны и любовь с другой стороны, — то реактивные образования могут сработать в любую сторону. Как в сторону неприязни, усиливая ее до ненависти и выраженного отвращения (что позволяет с легкостью подавить любовь к человеку и зависимость от него), так и в сторону любви, которая станет носить характер одержимости, суперзависимости (сексуализация, идеализация, морализация этого человека), при этом полностью подавляя неприязнь и презрение. Однако этот механизм не решает проблему, поскольку противоположный полюс периодически дает о себе знать (проявляется в словах или в поведении прямо противоположном основному), так как он никуда не исчез, а лишь перешел в бессознательное.

Защита может работать хоть всю жизнь, при этом ее выраженность со временем может уменьшиться. Работает защита и в случае симбиоза или привычки к другому человеку. Для того что бы его покинуть или попытаться покинуть, люди неосознанно развивают прямо противоположные негативные чувства ко второму участнику симбиоза (как правило, это родители). У подростка это может проявляться в резкой смене отношения к родителям, которых он еще недавно любил, происходит переход в оппозицию к ним, проявляются неприязнь и неуважение — все ради желания выделить свое «Я», стать более взрослым и независимым, выбраться из симбиотических отношений (подобную ситуацию можно рассматривать как вариант нормы).

Защита при помощи реактивных образований может включаться не только тогда, когда у нас есть два амбивалентных (противоречивых) чувства к человеку или событию, но и в случае наличия одного чувства, чье проявление, однако, крайне нежелательно, порицается обществом, собственной моралью или любыми другими запретами. Автоматически это чувство может переключиться на противоположное, которое приемлемо для общества и собственной морали, а также не блокируется другими запретами.

Примеры. Гомофобия у мужчин, которые подсознательно склонны к гомосексуальным желаниям (здесь есть исключения). Стокгольмский синдром, при котором ненависть и страх у заложников к их захватчикам сменяется на понимание, принятие и даже любовь к ним (достаточно редкое явление). Высказывание «от любви до ненависти один шаг» как раз описывает работу этой защиты. Часто данная защита проявляется в патологических отношениях, где между супругами или партнерами существует вражда, много конфликтов и противоречий, но реактивные образования, подавляя негатив, превращают эти отношения в страстные, зависимые, насыщенные любовью, вплоть до одержимости друг другом. Как только у одного из участников пропадает начальное подавленное чувство (гнев, презрение, не переключившиеся в противоположную сторону), то отношения сразу же разрушаются, поскольку любовь и зависимость уходят в одночасье. Подобное бывает редко, потому что такие отношения обычно носят садо-мазохистский характер (в психологическом, не в сексуальном понимании этого слова), а они, как известно, являются самыми крепкими отношениями на земле, несмотря на свою полную патологичность, поскольку каждый дает другому то, в чем он нуждается.

а) Как обычно, первое, что нужно сделать — это проанализировать, исходя из полученной выше информации, свою жизнь на предмет наличия в ней данного типа защиты.

б) Нужно начинать работать не с выраженного чувства, которое в данный момент проявляется, а с начального, противоположного ему, которое подавлено.

в) Прорабатывать подавленное чувство нужно аккуратно, иначе оно попросту может перевернуть защиту в противоположную сторону, поменять полюс (любовь перейдет в ненависть, но зависимость останется, т.е. придется всю жизнь ненавидеть, чтобы удерживать свою любовь).

г) В случае наличия двух чувств нужно либо выбрать сознательно одно, отказавшись от подавления другого, либо создать компромиссный вариант.

На этом список основных видов М.П.З. окончен, однако существуют и другие разновидности защит, которые являются лишь отдельными случаями работы вышеперечисленных, но о которых стоит знать для более эффективной работы над неврозом.

Диссоциация – это группа различных механизмов защиты, в результате которых от ощущения собственного «Я» (Я-осознание) отщепляется какая-то часть информации, чувственной или когнитивной, которая нежелательна, негативна и содержит в себе стрессовые факторы (восприятие реальности и себя в ней, времени, память на некоторые события).

Иначе говоря, диссоциация — это дезинтегрированная работа различных психических функций, которые как бы расщепляются (диссоциируют) от нашего «Я».

Примеры: раздельная работа мышления и чувств при интеллектуализации; активное забывание некоторых негативных событий; ощущение того, что события моей жизни в настоящем (прошлом) происходят (происходили) не со мной.

Для диссоциации характерно изменение ощущения жизни она становится чуждым, другим миром. Изменение восприятия себя – человек видит себя «как чужого», характеризует себя как «сам не свой», Нарушенная идентификация с самим собой, с окружающим миром либо с определенными событиями. Стоит также отметить, что вышеперечисленные состояния могут происходить не только по причине диссоциации.

Смирение. Если оно выражено сильно, то представляет собой самоуничижение и рабскую покорность. Человек становится полным конформистом, при этом он получает множество поощрений от общества, поскольку смиренные люди выгодны для других — они послушны, покорны, не противоречат, во всем соглашаются, легко управляемы и т.п. Взамен на свое поведение смиренный человек получает уважение, похвалу, положительную оценку. При этом у человека происходит подавление своего «Я», подстройка, избегание конфликта с обществом.

Морализация – это приписывание моральных качеств (которых в реальности нет) значимому для нас человеку для его оправдания в наших глазах. При этом такой человек чаще всего не придерживается высоких моральных принципов, которые мы ему приписываем. Мы это делаем затем, чтобы избежать или подавить чувства презрения, отвращения или гнева, испытываемые нами по отношению к нему.

Поворот против себя или аутоагрессия. Этот способ подразумевает смещение направления агрессии с объекта, к которому она предназначена (виновник, причина гнева), на самого себя, поскольку первоначальный объект либо недоступен для выражения гнева, либо выражения негатива к нему запрещено моральными принципами (например, если это близкий человек: подруга, друг, супруга и др.). Замещение в таких ситуациях обычно смещается с внешних объектов на самого себя. Несмотря на деструктивный характер защиты (физическое и психическое самонаказание, самоуничижение), человеку становится легче в сравнении с первоначальной стрессовой ситуацией, вызвавшей эту защитную реакцию. Может относиться к таким механизмам как реактивные образования и смещение.

Сексуализация. Данный механизм защиты похож на морализацию, только с целью защитить объект от своих же негативных чувств (презрения, отвращения, гнева) и мыслей. Объекту предается особое сексуальное значение, вплоть до сильного повышения сексуального влечения к нему. Часто это наблюдается после измен супругов (партнеров), о которых они знают. Относится к механизму реактивных образований.

Сублимация. Это группа различных механизмов, общей чертой которых является перераспределение энергии от патологических желаний и потребностей к нормальным — социально приемлемым и адаптивным. Также энергия при помощи сублимации может перераспределяться из запрещенных би

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *