Психологическая игра что делать если
Психологическая игра для детей «Что делать, если. 2»
Аннотация
После выхода первой части игры «Что делать, если. » по одноименному бестселлеру Людмилы Петрановской стало ясно, что у детей осталось еще много вопросов, много ситуаций, для которых нужно найти решения. И конечно, занимательная игра — лучший способ учиться для детей.
Чем же отличается первая часть игры от второй? Тем, что дети стали старше! С помощью второй части игры «Что делать если..2» дети смогут столкнуться с такими важными понятиями, как выбор, принятие решения, ответственность, и поймут, как важно оценивать риски. Игра поможет собрать за одним столом детей и их родителей, а также даст еще больше ответов на элементарные на первый взгляд вопросы о правилах безопасности. Еще больше трудных ситуаций! Еще больше решений!
Об авторе
Людмила Петрановская — психолог, лауреат Премии Президента РФ в области образования. Окончила филологический факультет Ташкентского университета, а также Институт психоанализа и Высшую школу экономики по программе «Семейная системная терапия». Людмила — автор бестселлеров «Что делать, если. », «Что делать, если. 2», «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно», «Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы».
Основываясь на научных теориях в области психологии, автор легко и доступно рассказывает об особенностях детского развития и трудностях воспитания детей. Благодаря своей практической применимости, книги Людмилы Петрановской стали абсолютными бестселлерами среди научно‑популярной литературы по воспитанию детей.
Суммарный тираж вышедших книг автора составляет более 1 000 000 экземпляров.
Петрановская Людмила Владимировна: Психологическая игра для детей «Что делать если. «
О товаре
Занимательная игра для детей об элементарных, на первый взгляд, правилах поведения в неожиданных ситуациях от автора одноименного бестселлера Людмилы Петрановской. 48 типичных ситуаций, в которых может оказаться ребенок, и 96 карточек возможных решений этих ситуаций. Играйте и учитесь, как вести себя в непредвиденных обстоятельствах.
Аннотация
Психологическая игра для детей от автора бестселлера «Что делать, если. » Людмилы Петрановской.
Наши дети постоянно сталкиваются с маленькими неприятностями вроде неожиданного звонка в дверь от незнакомца, когда ребенок остался один дома, шуток недобрых сверстников, встреч со злыми собаками. Для взрослого не столь страшно ни потеряться в торговом центре, ни спать после просмотра страшного фильма. Однако для ребенка подобные трудности могут оказаться серьезным испытанием. Очень важно в подобных ситуациях научить детей справляться с их страхами и рассказать, как правильно реагировать на непредвиденные обстоятельства.
А что может быть для ребенка лучше, чем обучение с помощью заниматальной игры?
Игра «Что делать, если. » позволит детям легко освоить элементарные, на первый взгляд, правила поведения в трудных ситуациях.
Психологические игры и упражнения на развитие сплочения коллектива для учащихся 7-9 классов
Психологические игры
В общем схему психологических особенностей игры можно описать так:
1. У человека появляется определенное желание.
2. Его сверхсознание запрещает реализовывать желание.
3. Подсознание ищет оправдание, своеобразные психологические купоны, происходит откуп от сверхсознания, а вместе с ним и удовлетворение желания.
На внешнем уровне такая игра является заранее предопределенной последовательностью действий, направленных на достижение выигрыша. Важно отметить, что в данном случае психологический выигрыш вовсе не всегда должен быть физическим. Он может выражаться в заболевании, несчастном случае или даже смерти игрока, потому как суть выигрыша в том, чтобы подтвердить жизненную позицию играющего.
С помощью этого критерия можно отличить психологическую игру от других форм поведения человека, в том числе и от манипуляции, целью которой является физический выигрыш.
Термин «психологическая игра» был введен Эриком Берном. В свое время его книга «Игры, в которые играют люди» стала бестселлером. Она и сейчас очень популярна. Он рассматривает психологическую игру как одну из шести форм разделения времени: ритуал, искренние отношения, деятельность, отдых, игра и времяпрепровождение. При этом психолог различает три вида игр:
4 Опасности волшебного леса
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от ПСИХОЛОГ❤️АРТ-ТЕРАПЕВТ (@doverie_sakh)
Юного игрока ждет увлекательное путешествие по волшебной игре, в котором полно загадок и опасностей. Хозяевами сказочного леса являются 6 смешных гномов: Злюкодав, Неправин, Бояськин, Поболтушка, Добролина и Смехотун. В эту «настолку» одновременно могут играть от 2 до 6 человек. Ведущий — взрослый, но он также должен быть вовлечен в процесс.
Цель игры — научить ребенка выражать свои эмоции и проработать страхи. Здесь не запрещено злиться, бояться, быть смешным. Также тут не ругают за ошибки и болтовню. За каждую озвученную эмоцию отвечает конкретный гном.
Злюкодав попросит игроков злиться, раздражаться и даже ругаться, Неправин — дурачиться и делать все шиворот-навыворот, Бояськин — пугаться и пугать других, вспоминая, чего же можно бояться, Поболтушка — улыбаться и рассказывать истории, Добролина — благодарить других игроков и говорить комплименты, а Смехотун — хихикать от души и смешить партнеров по игре.
Правила
На игральных карточках представлены задания от каждого из гномов. Понять, кто именно выпал игроку, можно по «рубашке» карты — на ней изображен портрет определенного гнома.
Каждая карточка включает в себя шесть равнозначных заданий, так что у игроков будет богатый выбор. Если же разным игрокам достанется одно и то же задание, это тоже неплохо. Так дети не только выполнят его сами, но и смогут увидеть, как то же задание выполняет другой игрок. Кроме того, ведущий может пополнить арсенал карточек, подготовив новые задания в соответствии с потребностями детей.
«В зависимости от того, какие страхи представлены у конкретных детей в большей степени, вы можете увеличивать количество заданий по нужной теме. Для этого можно вырезать нужных персонажей с прилагаемого листа и выложить их на любые клеточки, заменив ими других гномов или свободные клетки. Игра может использоваться психологами, а также учителями, методистами и, конечно, родителями», — говорится в условиях игры.
Цена: 792 рубля.
Социально – психологические игры
а) игры первой степени, допустимые в обществе;
б) игры второй степени, не всегда приносящие серьезные проблемы, но игроки которых, вероятнее всего, будут скрывать это от чужих глаз;
в) игры третьей степени, в которые можно сыграть только один раз, и которые обязательно заканчиваются в зале суда, в реанимации или в морге.
В одном действии игры довольно тяжело совместить все элементы, сложно раскрыть весь ее потенциал. Таким образом происходит появление разного типа игровых пространств, которые акцентируются на определенном аспекте игры и ориентируются на ее определенные возможности.
В современной психологии эксперты разделили все игровые пространства на пять разных видов. В реальности они зачастую переплетаются друг с другом, однако, они все же представляют собой отдельные виды деятельности, обладающие своими законами создания, управления и развития.
Виды психологических игр
Этот тип психологической игры является самым простым и самым распространенным. Здесь игра выступает в роли общего фона, некого обрамления психологического действия, которое может быть по сути не игровой, а, как это бывает в большинстве случаев, тренинговой.
Игровые оболочки очень часто можно встретить в начальной школе, они довольно эффективно работают с младшими подростками. Сегодня психологи очень активно эксплуатируют игровые оболочки, которые построены по принципу новогоднего представления для малышей: новогодняя сказка не может быть без того, чтобы кто-то плохой что-то не сломал, украл или спрятал.
Игры в помещении
Выполнение сложных задач невозможно без выявления лидера, а также определения роли каждого участника в ходе достижения цели. Это могут быть: генератор идей; теоретик, способный их систематизировать; критик, отбрасывающий ненужные; манипулятор, ищущий выгоду исключительно для себя. Взрослый способен отследить степень участия каждого и организовать обсуждение, что помогало, и что мешало в выполнении условий игры. Упражнения начального этапа, направленные на командообразование, можно провести в помещении.
«Алфавит» – одно из наиболее показательных из них. Группа делится на команды по 6–8 человек. Ведущий выдает им конверты с буквами алфавита, которые необходимо разложить правильно. Выигрывает команда, выполнившая задание первой. Для старших подростков задачу можно усложнить, запретив словесное общение. Работа показывает, что невозможно быстрое решение без выявления лидера, выработки стратегии действий и взаимной поддержки.
Эффективны игры на сплочение коллектива в виде перестроений.
Команды просят встать в одну шеренгу по именам, следующим в алфавитном порядке. Если они начинаются на одну букву, в расчет берется следующая: Александр встает впереди Анны, Артем – впереди Архипа. Усложнением задания может быть запрет на переговоры, завязывание глаз участникам. В этом случае непростыми станут построения по росту, по цвету глаз – от темных к более светлым.
Трансформационные психологические игры
4. Проектные и деловые игры
Этот еще одна разновидность психологической работы. Такие игры имеют своей целью освоить и осмыслить инструментальные задачи, которые связаны с работой настоящей деятельности, достигнуть конкретные цели, а также структурировать систему делового взаимодействия игроков.
Такие игры могут быть организованы как семинар, а могут иметь довольно несложный сюжетный характер. Как правило, у деловых игр сюжетной линии нет, равно как и заданного эмоционального фона взаимодействия. Игроки либо с самого начала мотивированы на игру, либо мотивация создается и поддерживается в процессе.
Несколько отличаются проектные игры, чья функция заключается в создании проектного мышления у игроков, а также их умение работать с возникшей проблемой. У проектных игр есть сюжет, либо они проводятся на основе реального материала, приуроченные к какому-то мероприятию.
Деловая игра – это направление с очень высокой перспективой. Они помогают научиться налаживать сотрудничество, организовывать свою работу, а также строить коллегиальные отношения.
5. Психологические акции
Эта не игра как таковая, это определенная игровая среда, создаваемая на какое-то время. При этом она совсем не мешает другим видам деятельности, однако у нее есть правила, содержание и намеченный результат. Главная цель такой «акции» — это расширить жизненное пространство игроков за счет появления в их жизни чувственных красок, новых смыслов и культурных значений. Акции могут быть незначительными по времени проведения, по количеству игроков, они также могут быть внезапными и эпизодичными.
Главные особенности таких игр – это необычность и ненавязчивость. Они не мешают привычному ритму жизни тех людей, кто не желает ее замечать, но при этом добавляет новых красок в жизнь тех, кто согласен включиться в нее. На время своей жизни акции создают своеобразный настрой, эмоциональное состояние.
Лепка из пластилина и глины
Пластилин очень податливый материал. Из него можно слепить все, что душе угодно. Выразить все свои эмоции. Плюс этого материала в том, что он полностью находится под контролем ребенка. Как он решит, так и будет. Для начала можно попросить слепить то, что ребенку нравится больше всего. Завлечь его таким образом. А после предложить ему выразить свои чувства с помощью лепки: чувства злости, страха, тревоги или ярости.
Нельзя в процессе лепки делать ребенку критические замечания. Пусть он выплеснет все свои эмоции на пластилин. Можно разыграть целое представление с помощью пластилиновых фигурок. Разыграть ситуации, которые уже произошли, и показать ребенку, как их можно разрешить на примере игры.
Если вы предложите лепить детям в детском саду, то в итоге проведите общие обсуждения. Пусть каждый расскажет вам, почему он слепил такую фигурку. Затем придумайте веселые сценки с использованием пластилиновых фигурок. Лепка из пластилина — это самый простой и спокойный способ решить психологические проблемы.
Треугольник Карпмана
Еще важно сказать несколько слов о треугольнике Карпмана, который был продолжателем идей Эрика Берна. Он рассказывает тоже об игре, только подсознательной, в которой описывается связь трех главных проблем в отношениях между людьми.
По этой точке зрения все роли, которые лежат в основе человеческих игр, могут быть сведены к трем основным – Спасатель, Жертва преследования и Преследователь виноватых. Эти роли объединились в треугольник, который символизирует их неразрывную связь и смену друг друга.
«Три роли в этой игре – жертва, преследователь и спасатель – в действительности представляют собой упрощение реальной жизни. Каждый человек видит себя щедрым спасателем неблагодарной или благодарной жертвы, преследователем неверных и жертвой злых преследователей. Погружение в любую из этих ролей способствует тому, что человек начинает игнорировать реальность, подобно актеру, который знает, что проживает вымышленную жизнь, но продолжает «верить» в ее подлинность для создания хорошего спектакля».
Игры-бродилки: 52 шага к цели
«Игры-бродилки: 52 шага к цели» — сказкотерапевтические упражнения и игры, в рамках работы по достижению заданной цели.
Для работы можно пользоваться картой сказочного мира.
Созависимые в треугольнике Карпмана
Здесь важно уточнить терминологию. Когда человек находится в позиции жертвы, он понимает, что от него не зависит ровным счетом ничего, и что он не может выбирать свое поведение в зависимости от ситуации. «Ну а что я могу сделать? Это все они!» В такой интерпретации становится очевидным, что все роли в треугольнике Карпмана – это три вида позиции жертвы.
Если подруга вам жалуется на жизнь, то тут все понятно – она находится в позиции жертвы. Преследователь также является разновидностью жертвы. Но почему? Если вы увидите того, кто требует, допекает, кричит и обзывает жертву, и спросите у него, зачем он это делает, то ответ, как правило, в таком случае вы получите примерно следующий: «Он сам обзывается, что мне делать?» («Он подводит нас всех всегда», «Он постоянно опаздывает», «Он не варит кашу» и т.д.). Когда Преследователь не понимает, что можно действовать иначе, он занимает позицию жертвы.
Тут очень уместно вспомнить выражение Перлза «собака сверху и собака снизу». «Собака сверху» подразумевает ситуацию, когда человек громко ругается, орет, то есть он кусается. «Собака снизу» — это ситуация, когда страдающая жертва кусает людей своей грустью, тоской, она воет с такой силой, что всем становится очень больно от этого.
Если вы попробуете поговорить со Спасателем на тему того, зачем и почему он этим занимается и стоит ли вообще это делать, то на вас может вылиться ненависть: «Человека преследуют, обижают, ему плохо, он страдает!» Спасатель также является заложником, он, находясь в роли Спасателя, превратился в жертву.
Глава 3. Психологические игры и упражнения 3 этап
3.1. Пластический тренинг (элементы телесно-ориентированной терапии)
В.Б. Березкина-Орлова, М.А. Баскакова Основной целью тренинга является улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. Достижению этой цели способствует последовательное решение следующих задач: 1) нахождение и снятие собственных зажимов; 2) изучение невербальных компонентов общения; 3) осознание языка собственного тела.
Представляемый вид тренинга может рассматриваться как разновидность «телесно-ориентированных» тренингов. Полноценное общение невозможно без так называемой «обратной связи». Человеку всегда важно знать, насколько его поняли, насколько его приняли со всей информацией, которую он хочет донести, насколько он сам правильно понял, увидел, услышал то, что ему сообщили. Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, однако человек всегда, осознает он это или не осознает, говорит еще и телом. И именно этот «невербальный» язык может быть и информативнее и даже правдивее (в случаях, когда вербальные и невербальные проявления расходятся или противоречат друг другу). Ситуации, предлагаемые в этом тренинге, дают навык расшифровки невербального языка, дают тем самым новый опыт общения. Навык приобретается путем освоения упражнений по следующим направлениям (темам): 1. Освобождение от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»). Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как телесные порождаются психическими. Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые «разогревающие процедуры». 2. Внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания (на «здесь и теперь»), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д. 3. Воображение и фантазирование, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием. 4. Собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы). 5. Кульминация цикла занятий – взаимодействие в хэппининге – импровизации. 1. «Напряжение – расслабление» На первом занятии участники знакомятся с простейшими мышечными зажимами. Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. 2. «Перекат напряжения» Напрячь до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую ногу, правую ногу, поясницу и т.д. 3.»Огонь – лед» Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. 4.»Ртуть» Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. «Я ввожу ртуть (или масло) в ваш указательный палец». Вы должны заполнить жидкостью все суставы вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки. 5. «Зажимы по кругу» Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники идут несколько секунд (15 – 20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела. После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти по кругу, вспомнить «обычное» для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15 – 20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с «обычным» зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3 – 5 раз. После окончания упражнения участникам дается рекомендация индивидуально повторять его хотя бы 1 – 2 раза в день. 6. «Попробуйте определить, где у человека центр тяжести. Подвигайтесь, сядьте, встаньте. Найдите центр тяжести тела кошки (т.е. подвигайтесь, как кошка). Где чувствуете центр тяжести? Где центр тяжести тела обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия, характерные для этих животных, попробуйте «на себе» все это. Животные и маленькие дети – самый лучший пример отсутствия мышечных зажимов». 7.»Растем» Участники в кругу. Исходное положение – сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность «роста» до 10 – 20 «стадий». 8. «Скульптор и глина» Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.
18.»Слово-глагол» Упражнение для двоих участников, которые становятся друг против друга на некотором расстоянии. Первый участник, кидая мяч второму, называет любое пришедшее ему на ум слово (имя существительное). Второй ловит мяч и сразу же бросает его обратно, подбирая подходящий по смыслу глагол. Первый ловит и бросает новое существительное и т.д. Этот вариант техники «свободных ассоциаций» чрезвычайно интересен и информативен для последующей работы с проблемами каждого отдельного участника. 19. «Шахматы» Водящий поворачивается спиной ко всем остальным участникам, которые располагаются в произвольном порядке и на произвольном расстоянии друг относительно друга. Водящий поворачивается и старается запомнить положение шахмат в течение 30 – 40 секунд. Ведущий дает пояснения: «Вам необходимо запомнить только положение фигур, позы их не имеют значения (если участников много)», либо: «Вы должны запомнить не только положение фигур, но и позу каждой (если участников мало)». Водящий отворачивается, шахматы перемешиваются. Задача водящего — восстановить картину. 20. «Рисунок из точек» Упражнение может проходить в два этапа: 1) Каждый участник занимается самостоятельно. 2) Один участник «водит», другие наблюдают за ним и пытаются отгадать задуманную им фигуру. Фигуры «водивших» и наблюдающих сравниваются. Ведущий предлагает участникам зафиксировать взором какую-либо точку на потолке. Потом еще одну, достаточно удаленную от первой, но чтобы, однако, для фиксации их поочередно достаточно было бы переводить взгляд, не поворачивая головы. Потом третью, четвертую и т.д. Затем эти точки надо мысленно соединить отрезками прямых линий. Проследив несколько раз получившуюся фигуру, участник должен пройти по проекции этой фигуры на полу. Второй этап упражнения направлен на наблюдение за телом водящего. 21.»Сколько человек хлопало?» Группа рассаживается в полукруг. Из участников выбираются «водящий» и «дирижер». «Водящий» становится спиной к полукругу на некотором расстоянии него. «Дирижер» занимает место перед участниками и указывает жестом то на одного, то на другого. Вызванный жестом «дирижера» участник хлопает в ладони один раз. Один и тот же участник может быть вызван дважды или трижды. В общей сложности должно прозвучать 5 хлопков. «Водящий» должен определить, сколько человек хлопало. После того, как он справится со своей задачей, «водящий» занимает место в полукруге, «дирижер» идет вводить, а из полукруга выходит новый участник. 22. «Прислушивание» Группа рассаживается в полукруг. Ведущий предлагает участникам расслабиться, прислушаться к тому, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе), к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2 –3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне. Прислушивание к своим ощущениям занимает важное место во всем тренинге. 23. «Приглядывание – 1» Группа – в полукруге. Ведущий предлагает участникам приглядеться к какому-нибудь предмету однотонного цвета и разложить этот цвет до цветов спектра (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового). Например: «Какие цвета «собраны» в паркете?». Обсуждение ведется непосредственно во время приглядывания. 24. «Приглядывание – 2» Группа – в полукруге. Ведущий предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку, сидящему в полукруге, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать яркие цветные пятна одежды, упоминать о наличии усов, очков, бороды и пр. Вариант: описать особенности движений выбранного другого. 25.»Сиамские близнецы» Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. «Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т.д.» Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии. 26. «Разговор через стекло» Участники разбиваются на пары. Ведущий: «Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено — ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте». Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное.