Психологическая акция дерево толерантности
Тренинговое занятие «Дерево толерантности»
Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет
Старикова Татьяна Николаевна – педагог-психолог МОУ-«ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
Описание материала: Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме знакомит учащихся 10-12 лет с понятием толерантного общения и помогает смоделировать стиль толерантного поведения с окружающими людьми. Данный материал будет интересен школьным психологам и социальным педагогам.
Конспект тренингового занятия с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»
1. Знакомство подростков с понятием «толерантность».
2. Показать участникам тренинга значимость толерантного общения для решения различных проблем в социуме.
Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части, разноцветные стикеры, фломастеры, доска, мел.
Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.
Психолог. Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это?- и озвучивают его)
Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:
— Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)
— Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)
Психолог. Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.
— Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности – толерантность в общении. (На доске написано определение толерантности).
— Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?
Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие чувства он может вызывать у нас?
(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)
Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.
Давайте попробуем вместе это сделать.
(На доске вместе преобразовываем)
— умение владеть собой,
К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?
Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.
Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.
— Что вам понравилось в занятии?
— Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?
— Одним словом оцените свое состояние во время занятия?
Ведущий благодарит за работу всех детей и подводит итог:
«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»
Список используемой литературы:
М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева «Рабочая книга школьного психолога».
Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова «Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков».
Дерево толерантности
Содержимое разработки
Психологическая акция «Дерево толерантности»
Участники: студенты и педагоги.
Цель: создать атмосферу общности и взаимопонимания у представителей разных этносов, представленных в образовательном учреждении.
Инструкция: выбери пословицу или поговорку о дружбе, принадлежащую какой-либо стране мира, любому народу, внимательно прочитай ее и укрась «Дерево толерантности».
Материал: макет «Дерева толерантности», большое количество пословиц и поговорок народов мира на разные темы, в том числе и о дружбе, написанных на бумаге в форме листьев дерева.
1. В фойе устанавливается макет «Дерева толерантности».
2. Рядом на столах в большом количестве раскладываются пословицы и поговорки народов мира (заранее подготовленные учащимися) на разные темы.
3. Студенты и преподавалелив течение учебного дня читают написанные на «листьях дерева» и разложенные на столе пословицы и поговорки и выбирают ту, в которой говорится о дружбе. (Основной задачей является знакомство участников акции с многообразием народной мудрости.)
4. Участники украшают «Дерева толерантности» листьями с пословицами о дружбе и своими предложениями и пожеланиями, чтобы колледж стал территорией толерантности.
Макет «Дерева толерантности» находится в фойе для изучения и осознания участниками акции ценности дружбы в культурах разных этносов.
Тренинговое занятие «Дерево толерантности»
с учащимися 5-7 классов
1. Знакомство подростков с понятием «толерантность».
2. Показать участникам тренинга значимость толерантного общения для решения различных проблем в социуме.
Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части, разноцветные стикеры, фломастеры, доска, мел.
Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.
Психолог. Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это?- и озвучивают его)
Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:
— Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)
— Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)
Психолог. Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.
— Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности – толерантность в общении. (На доске написано определение толерантности).
— Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?
Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие чувства он может вызывать у нас?
(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)
Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.
Давайте попробуем вместе это сделать.
(На доске вместе преобразовываем)
— умение владеть собой,
К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?
Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.
Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.
— Что вам понравилось в занятии?
— Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?
— Одним словом оцените свое состояние во время занятия?
Ведущий благодарит за работу всех детей и подводит итог:
«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»
Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»
Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме знакомит учащихся 10-12 лет с понятием толерантного общения и помогает смоделировать стиль толерантного поведения с окружающими людьми.
Конспект тренингового занятия с учащимися 10-12 лет
«Дерево толерантности»
Форма: занятие с элементами психологического тренинга
1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность».
2. Показать участникам тренинга значимость толерантного общения для решения различных проблем в социуме.
— систематизировать знания детей о правилах доброго поведения;
— развивать навыки самоанализа, рефлексии;
— повышать групповую сплоченность, создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе;
— активизировать процессы самопознания и самораскрытия обучающихся;
— развивать у обучающихся социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений;
— мотивировать обучающихся к совершению добрых дел и поступков;
— воспитывать толерантность, эмпатию.
Метод: дискуссия, тренинговые, игровые упражнения.
Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части, разноцветные стикеры, фломастеры, доска, мел.
1. Вступительное слово.
— Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении начнем наше занятие.
Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.
Прежде чем мы начнем обсуждение, давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того же предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод.
Психолог. Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это?- и озвучивают его)
Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:
— Какие шаги приближали вас к принятию общего решения?
(умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)
— Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)
Психолог. Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.
— Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности – толерантность в общении. (На доске написано определение толерантности).
— Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?
Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие чувства он может вызывать у нас?
(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)
Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.
Давайте попробуем вместе это сделать.
(На доске вместе преобразовываем)
— умение владеть собой,
К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?
Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.
Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.
Заканчивая занятие, я хотела бы узнать, ваше отношение к нему, что вы запомнили и узнали сегодня на нашем занятии. Для этого снимите по одному лучику с висящего на доске солнышка, на котором написаны вопросы, зачитайте вопрос и ответьте на него.
-Для меня было трудным..
-Я узнал для себя что-то новое …
-После занятия я понял, что …
— Мне не понравилось …
— Для меня было легким заданием …
— Занятие помогло мне …
Психолог благодарит за работу всех детей и подводит итог:
«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»
Список используемой литературы:
М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева «Рабочая книга школьного психолога».
Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова «Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков».
Классные часы. 5–11-е классы. Диалоги о здоровье: мастерские, тренинги, деловые игры, беседы /Авт.-сост.: С.А. Брагина, Л.В. Авдощенко. Волгоград: Учитель, 2009.
Дерево толерантности
Конспект занятия с элементами тренинга с учащимися начальной школы
Цель: формировать толерантное отношение учащихся друг к другу, научить принимать и понимать важность передачи эмоциональных связей, научить выработке терпения и уважения друг друга.
Образовательная задача: дать обобщённое представление о доброжелательности и толерантности.
Развивающая задача: развить у детей понимание чувств других людей, возникающих в проблемных ситуациях.
Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к окружающим людям; прививать навыки вежливости в общении с друзьями и родными.
Материалы и оборудование: лист ватмана, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры; мультимедийное оборудование и презентация на тему «Толерантное поведение».
Ход деятельности
Психолог: Здравствуйте, ребята! Какое замечательное слово «Здравствуйте», а что оно означает? Слово «Здравствуй!» происходит от традиции при встрече желать друг другу здоровья. Само же слово «здоровье», в свою очередь происходит от слова «дерево». У древних славян был культ деревьев, особо почитался дуб. Поэтому дерево ассоциировалось с чем-то большим и сильным, быть здоровым, означало быть большим и сильным, как дерево.
Учащиеся: Ещё можно сказать «Добрый день», это значит желаем добра. Можно сказать, просто «Привет!» и улыбнуться.
Психолог: Всё правильно. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Моё настроение» Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своём прекрасном настроении?
Учащиеся: Можно улыбнуться.
Психолог: Правильно, знакомого можно порадовать своей улыбкой. Сейчас я вам покажу картинки, на которых изображены дети с различными настроениями. (Дети рассматривают изображения.) По каким признакам вы можете определить, что одни дети весёлые, а другие грустные?
Учащиеся: По улыбкам.
Психолог: Молодцы! Выберите картинку, отражающую ваше настроение. (Учащиеся выбирают картинки, учатся навыкам самоанализа. Психолог может делать записи о выбранных картинках.)
Какой же мы можем сделать вывод? Самое важное при общении с другими людьми – это владеть собой при общении, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать. Всё это есть черты толерантности, то есть терпимости. Основа Толерантности – доброта! Давайте проверим себя – насколько каждый из вас обладает чертами толерантной личности. Как вы думаете, что это за черты личности?
Учащиеся: Это умение владеть собой, обладать чуткостью, доброжелательностью, доверием к ближнему, великодушием, быть бескорыстным, уметь сопереживать.
Психолог: Сейчас мы создадим «Дерево толерантности», которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться. (Проводится упражнение «Дерево толерантности».) На столах вы видите цветную бумагу, из неё мы сделаем листочки дерева. На этих листочках я прошу всех вас написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, и закрепить их на нашем дереве толерантности. (Звучит негромкая лирическая музыка для создания необходимой атмосферы. Учащиеся пишут и приклеивают листочки к дереву. Затем учащиеся читают о том, что написали: помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых; не ссориться, стараться понять друг друга; не обращать внимания на национальность, религию, внешность, привычки; больше общаться, узнавать друг друга; уважать друг друга; стараться стать лучше.)
Психолог: Ребята, что вам понравилось в занятии? Что вы можете взять для себя из нашего общения? Оцените своё настроение во время занятия? (Заслушиваются ответы учащихся. Можно предложить выбрать картинки, где изображены дети с различными настроениями. Затем можно сравнить их). Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами: будьте добрыми, любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, умейте прощать; будьте надёжными, честными, правдивыми, выполняйте свои обещания; будьте заботливыми, вежливыми, внимательными, любезными; будьте щедрыми. И всё это вам поможет жить в мире!
Анастасия Епишина
педагог-психолог МБОУ СОШ № 10
г. Балашиха, Московская область