Психологи утверждают что настроение преимущественно зависит изложение сжатое
Сжатое изложение «Психологи утверждают. «
Урок-консультация. Цель: научить сокращать текст различными способами
Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение «Психологи утверждают. «»
Текст «По мнению психологов,…»
По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.
Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.
(Из периодической печати)
1)По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2) Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, в как воспринимаем свое поведение в это время. 3) Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. 4) Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.
Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации.
Первое предложение сжато за счёт исключения второстепенной (несущественной) информации : изъята вводная конструкция «по мнению психологов», уточняющее наречие «преимущественно». Кроме того, при сжатии первого предложения применён приём упрощения : сложное предложение заменено простым.
Во втором предложении изменена мысль автора своими словами, то есть использован приём обобщения.
При передаче основного содержания четвертого предложения применён приём упрощения (придаточное заменено синонимичным причастным оборотом).
1) Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. 2) Оно является нашей оценкой собственного поведения. 3) Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. 4) Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение.
При сжатии этого фрагмента текста активно использовался приём исключения из текста второстепенной информации.
Первые два предложения исходного текста близки по смыслу, выраженному в них, поэтому при сжатии оставлено только второе.
Третье предложение подверглось компрессии за счёт исключения несущественной информации: изъято вводное слово «например»; из двух однородных подлежащих оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью в данном контексте.
В четвёртом предложении исключено то, без чего содержание абзаца остаётся понятным и цельным: изъят второй из синонимов в ряду однородных членов.
Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравится, вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.
Первое предложение сжато за счет изъятия союза «однако».
Второе предложение исходного текста исключено, так как не несёт в себе важной информации.
При сжатии третьего предложения исходного текста использован приём упрощения – замена части предложения («но так и не находите ничего подходящего») синонимичным словом «долго».
В четвёртом предложении произведена замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а описательный фрагмент («только что вышедший» ) синонимичным словом («новый»), то есть снова был использован приём упрощения.
При сжатии пятого и шестого предложений исходного текста мысль автора была написана своими словами, следовательно, применялся такой приём обобщения.
1) Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. 2) Вы долго ищете подарок другу на день рождения. 3) Придя домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили новый альбом любимой группы. 4) Преодолевая себя, дарите ему диск, который вам нравится. 5) Так вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.
ОГЭ. Русский язык. Подготовка к написанию сжатого изложения
ОГЭ. Русский язык. Подготовка к написанию сжатого изложения
Предлагаемая разработка – это практикум, целью которого является подготовка учащихся к написанию сжатого изложения. Как известно, во время экзамена учащиеся дважды прослушивают аудиозапись. Восприятие текста на слух – это самый сложный способ восприятия информации. Поэтому на начальном этапе обучения написанию сжатого изложения ученики работают с текстом визуально, то есть видят текст, читают его, таким образом, лучше понимают его.
В поурочных листах для учеников даются микротемы для каждого абзаца и подробно описаны способы сжатия. К этому моменту девятиклассники знакомы с теорией: знают способы и приемы компрессии (сжатия) текста. Приложение 1
Алгоритм работы с поурочными листами (работа проводится с каждым абзацем текста поочередно)
1. Учитель читает абзац (первая графа), так как выразительное чтение помогает усваивать текст. Ученики воспринимают текст визуально, то есть следят за чтением учителя. Перед чтением предлагает ученикам закрыть вторую графу, которая называется «Микротема».
2. Просит сформулировать микротему прочитанного абзаца. Учащиеся формулируют, выделяя главную и второстепенную информацию и отсекая второстепенную, (можно записать в тетради), открывают вторую графу, сравнивают с эталоном.
3. Предлагает обратиться к третьей графе «Способы сжатия», в которой подробно прописаны способы и приёмы сжатия для каждого предложения в абзаце. Начиная с первого предложения, под руководством учителя учащиеся сжимают текст. То, что нужно сжать в исходном тексте, можно выделить жирным шрифтом.
4. Учащиеся заполняют четвертую графу: записывают вариант сжатого текста.
Поурочный лист для учеников
Первый абзац исходного текста до сжатия
Вариант сжатого изложения первого абзаца
Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации.
1 предл ожение. Исключение (вводные слова, уточняющее наречие). Упрощение (сложное предложение заменить простым с однородными членами: придаточная часть стала одним из однородных дополнений).
2 предл ожение. Обобщение (мысль автора высказана своими словами).
3 предл ожение. Упрощение (придаточное обстоятельственное заменить деепричастным оборотом).
Исключение (а/ фрагмент предложения пояснительного характера; б/ одно из двух близких по смыслу простых предложений).
4 предл ожение. Упрощение (придаточное определительное заменить причастным оборотом).
Исключение (часть предложения, простое предложение).
Второй абзац исходного текста до сжатия
Вариант сжатого изложения второго абзаца
У каждого отрицательного переживания есть положительные функции.
2 предл ожение. Исключение однородного члена и слова.
3 предл ожение. Исключение (а/ вводное слово; б/ одно из подлежащих (оставлено то подлежащее, которое обладает большей смысловой ёмкостью).
4 предл ожение. Исключение одного из синонимов в ряду однородных членов.
Третий абзац исходного текста до сжатия
Вариант сжатого изложения третьего абзаца
Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без наших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравится, вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.
1 предложение. Исключение союза однако.
2 предл ожение. Исключение. (Не несет в себе содержательно важной информации).
3 предложение. Упрощение часть предложения заменить синонимичным словом долго.
4 предложение. Упрощение
(а/ придаточное времени заменить деепричастным оборотом; б/ описательный фрагмент предложения – синонимичным словом).
5 и 6 предл ожения. Обобщение (мысль автора переформулировать своими словами).
Поурочный лист для учителя
Первый абзац исходного текста до сжатия
Вариант сжатого изложения первого абзаца
Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации.
1 предл ожение. Исключение (вводные слова, уточняющее наречие). Упрощение (сложное предложение заменить простым с однородными членами: придаточная часть стала одним из однородных дополнений).
2 предл ожение. Обобщение (мысль автора высказана своими словами).
3 предл ожение. Упрощение (придаточное обстоятельственное заменить деепричастным оборотом).
Исключение (а/ фрагмент предложения пояснительного характера; б/ одно из двух близких по смыслу простых предложений).
4 предл ожение. Упрощение (придаточное определительное заменить причастным оборотом).
Исключение (часть предложения, простое предложение).
1.Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. 2.Оно является нашей оценкой собственного поведения. 3.Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. 4.Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение.
Второй абзац исходного текста до сжатия
Вариант сжатого изложения второго абзаца
У каждого отрицательного переживания есть положительные функции.
2 предл ожение. Исключение однородного члена и слова.
3 предл ожение. Исключение (а/ вводное слово; б/ одно из подлежащих (оставлено то подлежащее, которое обладает большей смысловой ёмкостью).
4 предл ожение. Исключение одного из синонимов в ряду однородных членов.
1.У каждого отрицательного переживания есть положительные функции. 2.Страх – сигнал проявить осторожность. 3.Печаль – способ привыкнуть к утратам.
Третий абзац исходного текста до сжатия
Вариант сжатого изложения третьего абзаца
Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравится, вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.
1 предложение. Исключение союза однако.
2 предл ожение. Исключение. (Не несет в себе содержательно важной информации).
3 предложение. Упрощение часть предложения заменить синонимичным словом долго.
4 предложение. Упрощение
(а/ придаточное времени заменить деепричастным оборотом; б/ описательный фрагмент предложения – синонимичным словом).
5 и 6 предл ожения. Обобщение (мысль автора переформулировать своими словами).
1. Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. 2. Вы долго ищете подарок другу на день рождения. 3. Придя домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили новый альбом любимой группы. 4. Преодолевая себя, дарите ему диск, который вам нравится. 5. Так вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.
По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.
Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.
Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. (Из периодической печати)
Вариант сжатого изложения
Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. Оно является нашей оценкой собственного поведения. Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение.
У каждого отрицательного переживания есть положительные функции. Страх – сигнал проявить осторожность. Печаль – способ привыкнуть к утратам.
Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Вы долго ищете подарок другу на день рождения. Придя домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили новый альбом любимой группы. Преодолевая себя, дарите ему диск, который вам нравится. Так вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.
Приложение 1 Способы и приемы компрессии (сжатия) текста
Исключение второстепенной информации
Обобщение исходной информации
Упрощение исходной информации
Используемый ресурс : Драбкина С.В. Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2018 год.
По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.
Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.
Ссылка на источник не прошла.
По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.
Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.
III. Образец сжатия одного из текстов изложения
Исходный текст для прослушивания:
По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.
Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.
(Из периодической печати)
• Первый абзац текста и его сжатие:
Первый абзац исходного текста до сжатия | Микротема, затронутая в этом абзаце | Вариант сжатого изложения первого абзаца текста |
1) По мнению психологов, настроение преимущественнозависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.2) Ведь настроение показывает, как мыоцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведениев это время.3)Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности,то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. 4) Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость. Было: 68 слов | Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации. | 1) Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. 2) Оно является нашей оценкой собственного поведения. 3) Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. 4) Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение. Стало: 31 слово |
• Второй абзац исходного текста и его сжатие:
• Третий абзац исходного текста и его сжатие:
Третий абзац исходного текста до сжатия | Микротема, затронутая в этом абзаце | Вариант сжатого изложения третьего абзаца текста |
1) Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. 2) Представьте, например, такую ситуацию. 3) Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. 4) Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедшийальбом любимой группы. 5) Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по- настоящему хороший пода рок. 6) Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. Было: 110 слов | Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравится, вы обрадуете друга и повысите свою самооценку. | 1) Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. 2) Вы долго ищете подарок другу на день рождения. 3) Придя домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили но вый альбом любимой группы. 4) Преодолевая себя, дарите ему диск, который вам нравится. 5) Так вы обрадуете друга и повысите свою само оценку. Стало: 48 слов |
IV. Пример сжатия текста
Сжато изложите содержание следующего текста, используя при этом различные приемы компрессии и руководствуясь критериями оценивания экспертами первой части экзаменационной работы:
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Презентация по русскому языку на тему «Подготовка к написанию сжатого изложения»(9 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Составила Сдвижкова Светлана Михайловна, учитель Преображенской средней школы №11
Цели урока. Продолжить формирование коммуникативно-речевых умений: умение отбирать в исходном тексте основное; умение сокращать текст разными способами; умение правильно и логично излагать свои мысли; умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Информационная схема текста. ПРОБЛЕМА (ВОПРОС, КОТОРЫЙ СТАВИТ АВТОР В ТЕКСТЕ) ТЕМА (О ЧЁМ ИЛИ О КОМ ДАННЫЙ ТЕКСТ) ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (ЧТО ХОЧЕТ СКАЗАТЬ АВТОР ДАННЫМ ТЕКСТОМ)
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Сжатое изложение текста – изложение основного содержания исходного текста, которое кратко и связно определяет проблему, идею, передаёт авторский замысел.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Сжатое изложение текста – изложение основного содержания исходного текста, которое кратко и связно определяет проблему, идею, передаёт авторский замысел.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Сжатое изложение текста – изложение основного содержания исходного текста, которое кратко и связно определяет проблему, идею, передаёт авторский замысел.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Сжатое изложение текста – изложение основного содержания исходного текста, которое кратко и связно определяет проблему, идею, передаёт авторский замысел.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Сжатое изложение текста – изложение основного содержания исходного текста, которое кратко и связно определяет проблему, идею, передаёт авторский замысел.
Способы сокращения текста Содержательные: 1)разделение информации на главную и второстепенную (приём исключения); 2)свёртывание информации за счёт обобщения (приём обобщения). Языковые: 1)слияние нескольких предложений в одно; 2)исключение повторов; 3)исключение уточняющих или поясняющих конструкций; 4)исключение одного или несколько синонимов; 5)исключение фрагментов предложения; 6)исключение отдельных предложений; 7)замена однородных членов обобщающим наименованием; 8)замена фрагмента предложения синонимичным предложением; 9)замена предложения или его части указательным местоимением; 10)замена СПП простым.
Ход работы. Определить микротемы исходного текста. Записать (выделить) опорные слова в каждом абзаце (микротексте). Осознанно исключить из текста всё несущественное, используя основные приёмы сжатия текста. Записать полученные предложения.
Первый абзац 1) Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2)Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. 3)Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными.4) Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается, возникает радость.(68)
Работа с текстом Исключили отдельные фрагменты предложения №1(приём исключения). Образовали сложное предложение путём слияния предложений №2-4 (приём обобщения).
Второй абзац 1) Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 2)У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции.3) Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 4)Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. 5)Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.(49)
Вариант сокращения 2-го абзаца. Неприятные эмоции тоже полезны, так как у них есть и положительные функции. Например, страх заставляет быть осторожным, печаль помогает привыкнуть к утратам. Но положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.(33)
Работа с текстом14 Образовали сложные предложения путём слияния двух смежных №1-2 и №3-4(приём обобщения).
Вариант сокращения з-го абзаца. Бывают ситуации, когда приходится преодолевать себя, свой желания, чтобы доставить радость другу. При этом вы тоже начинаете испытывать радость, повышается ваша самооценка.(22 слов)
Четвёртый абзац 1)Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. 2)По большому счёту, любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью.3)В идеальном случае радость возникает, когда человек делает нечто приятное и полезное и для себя, и для окружающих.(39 слов)
Вариант сокращения 4-го абзаца. Радость – своеобразная внутренняя награда человека. Она возникает, когда человек делает приятное и полезное и для себя, и для окружающих. (19 слов)
Работа с текстом Использовали метод исключения (исключили фрагменты предложений и предложение №2, содержащее второстепенную информацию).