Психологи считают что конфликты
МАТЕРИАЛЫ СРЕЗОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОП.02 «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Краснодарский информационно-технологический техникум»
МАТЕРИАЛЫ СРЕЗОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОП.02 «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
по специальности СПО:
38.02.07 «Банковское дело»;
Рассмотрено и одобрено
на заседании цикловой комиссии
гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол № от «____» ____________ 2015г.
Председатель МЦК _______________ /Мишина Г.А./
Цель работы: установления фактического уровня теоретических и практических знаний студентов по дисциплине «Психология общения».
Вопросы к срезовой контрольной работе
Правила эффективного общения.
Приемы установления психологического контакта с собеседником.
Позиции и стили в общении.
Ошибки первого впечатления.
Психологическая установка в общении.
Общение и знаковая система.
Оптико-кинетическая система знаков.
Паралингвистическая система знаков.
Пространственная организация общения.
Значение зрительного контакта в общении.
Условия эффективного взаимодействия.
Специфические особенности общения.
Основные задачи делового общения.
Цели реалистического конфликта.
Использование возможностей невербальных средств общения.
Основные понятия конфликта.
Умение слушать собеседника.
Правила телефонного общения.
На основании разработанных критериев выставляются соответствующая оценка:
Оценка 5 (отлично), 90-100% правильных ответов
– студент показывает глубокие осознанные знания по конкретному вопросу, владеет
основными понятиями, терминологией по специальным дисциплинам, ответ полный и грамотный;
Оценка 4 (хорошо), 70-80% правильных ответов
– студент показывает глубокое и полное усвоение содержания материала. Допускает отдельные незначительные неточности в форме и стиле ответа;
Оценка 3 (удовлетворительно), 50-60% правильных ответов
– студент понимает основное содержание задания, но выполняет его не полно, не последовательно, допускает неточности в определении понятий;
Оценка 2 (неудовлетворительно), менее 50% правильных ответов;
– студент имеет разрозненные бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно излагает материл.
Контрольные задания (тесты)
для проведения срезовой контрольной работы
д. всех выше перечисленных дисциплин.
Вопрос 2. По утверждению австралийского специалиста А.Пиза, наибольший объем информации от другого человека передается нам с помощью:
б. мимики, жестов, позы;
в. Тона голоса и интонаций;
г. всего выше перечисленного.
б. жесты –регуляторы;
Вопрос 4. Найдите правильный вариант завершения утверждения – дистанция, на которой разговаривают собеседники….
а. очень символична и зависит от многих факторов;
б. не имеет значения;
в. Зависит только от национальных особенностей;
г. зависит только от взаимоотношений собеседников.
Вопрос 5. Найдите не соответствующий определению доминантности пункт:
«Человек, обладающий доминантными качествами, ведет себя по отношению к собеседнику:
а. с позиции превосходства;
б. дает переубедить себя, хотя внутренне не согласен;
в. отсутствуют сомнения типа «уместно ли это»;
г. мне принимает возражений;
д. часто перебивает.
Вопрос 6. Какова цель реалистического конфликта?
а. достичь конкретных результатов;
б. достичь каких-либо преимуществ (материальных или нематериальных)
в. снятие напряжения, своеобразная разрядка.
Вопрос 7. Какова основная задача делового общения?
а. продуктивное сотрудничество;
б. быстрое регулирование беседы;
в. налаживание межличностных контактов.
Вопрос 8. Специфическими особенностями общения являются:
Вопрос 9. Схема взаимодействия общения:
Вопрос 10. Конфликт в переводе с латинского языка это:
б. эмоциональный срыв;
в. обмен любезностями.
Вопрос 11. Какой конфликт называется внутриличностным?
а. столкновение между группами людей;
б. столкновение между личностью и группой;
в. столкновение противоположно направленных тенденций в психике человека.
Вопрос 12. Столкновение противоположных суждений – это:
Вопрос 13. Что нам мешает слушать собеседника?
Вопрос 14. Деловые беседы часто проходят…
б. в формальной обстановке;
в. в общественном транспорте.
Вопрос 15. Какой пункт следует исключить из правил телефонного общения?
а. отвечая на звонок представиться;
б. в точности знать сведения, которые намерены сообщать;
в. в начале разговора задавать вопросы типа «С кем я разговариваю?», «Что Вам
г. давать выход отрицательным эмоциям.
Вопрос 1. К вербальным средствам общения обносятся:
в. устная и письменная речь;
г. интонация голоса.
Вопрос 2. Для результативного проведения деловых встреч, бесед, переговоров:
а. необходимо контролировать свои движения и мимику;
б. стараться интерпретировать реакции партнера;
в. понимать язык невербальных компонентов общения;
г. пользоваться всеми выше перечисленными пунктами.
Вопрос 3. В каких случаях употребляются жесты-иллюстраторы:
а. для пояснения сказанного словами;
б. для усиления тех или иных моментов сообщения;
в. для подчеркивания ключевых моментов беседы;
г. во всех вышеперечисленных случаях.
Вопрос 4. Какой вид улыбки наиболее уместен в деловом общения?
б. адекватная ситуация;
Вопрос 5. Такая личностная характеристика как общительность может быть:
б. приобретенной в процессе общения;
в. приобретенной в процессе сознательных тренировок
г. все выше перечисленные варианты.
Вопрос 6. Какой из перечисленных признаков не относится к признакам конструктивной фазы конфликта?
а. полный уход от предмета обсуждений;
б. разногласия не принимают необратимого характера;
в. проявляется взаимная неудовлетворенность друг другом.
Вопрос 7. По способу обмена информацией деловое общение делится на:
б. устное деловое общение;
Вопрос 8. К невербальным средствам общения относятся:
Вопрос 9. Деловые беседы деловые беседы часто проходят …
а. в общественном транспорте;
б. в неформальной обстановке;
в. в формальной обстановке.
Вопрос 10. Соперничество это:
а. открытая борьба за свои интересы;
Вопрос 11. Психологи считают, что конфликты:
а. неестественны в личной сфере;
б. неизбежны в деловой сфере;
в. естественны и неизбежны в личной сфере;
г. естественны и неизбежны в деловой и личной сфере.
Вопрос 12. Служебные контакты должны строится на…
а. партнерских началах;
б. взаимном интересе;
г. корыстном интересе.
Вопрос 13. Для чего употребляют жесты-иллюстраторы:
а. для пояснения сказанного словами;
б. для указания на окончание беседы;
в. для сопровождения наших чувств и эмоций.
Вопрос 14. Что нам мешает слушать собеседника?
Вопрос 15. Каких выражений следует избегать при телефонных разговорах?
в. выражать свое несогласие словом «Нет»;
г. всех выше перечисленных.
Вопрос 1. Какие из перечисленных средств общения относятся к невербальным?
г. все перечисленные.
Вопрос 2. Равноправие участников, свободный обмен мнениями и взглядами подразумевает беседа:
б. за круглым столом;
в. за журнальным столом;
г. этот психологический аспект не учитывается.
Вопрос 3. Какой из перечисленных жестов не относится к жестам-регуляторам?
в. медленные кивки головой – вызывают заинтересованность в беседе;
г. приподнятый вверх указательный палец – желание прервать беседу или возразить;
д. американский символ «ОК», означающий «все хорошо».
Вопрос 4. Если человек во время разговора часто отводит глаза от своего собеседника, это может означать:
а. он собирается с мыслями;
в. разговор ему не интересен;
г. просьбу не перебивать, еще не все сказано;
Вопрос 5. Все ли, из нижеперечисленных пунктов, не соответствует характеристике психологической ригидности?
а. жизненный оптимизм;
б. трудности в принятии самостоятельных решений;
в. торопливость речи и манера торопить собеседника с ответом;
г. склонны уточнять уже принятые решения;
д. стремление к активной деятельности.
Вопрос 6. Какого типа личностей по склонности к конфликтности не существует?
а. для которых конфликтность – поведение в конкретной ситуации;
б. для кого конфликтность – постоянный признак их поведения;
в. вообще не конфликтные люди;
г. люди инициирующие конфликт для достижения собственных целей.
Вопрос 7. Наиболее распространенной формой делового общения является?
б. общение с группой;
в. диалоговое общение;
Вопрос 8. Что такое общение?
а. разговор двух и более людей;
в. взаимодействие субъекта и объекта;
г. взаимодействие людей с целью обмена информацией.
Вопрос 9. Специфическими особенностями общения являются?
Вопрос 10. Конфликт в переводе с латинского это:
б. эмоциональный барьер;
в. обмен любезностями;
г. игнорирование ситуации.
Вопрос 11. Выход из конфликта предполагает?
а. игнорирование ситуации;
б. определение причины конфликта;
в. поиск путей решения конфликта.
Вопрос 12. Какой нижний количественный предел в малой группе?
Вопрос 13. Какое приветствие подчеркивает ваше уважение и добрые чувства к человеку.
б. поклон, взмах руки;
Вопрос 14. Непременная составляющая культуры общения:
Вопрос 15. Если вам звонит рассерженный чем-то человек, ваши действия:
б. сразу прервете собеседника и укажите ему на тон разговора;
в. выслушаете его до конца;
г. прервете в подходящем месте вопросом типа: «чем я могу Вам помочь?»
Вопрос 1. Чье восприятие образа другого человека более объективно?
а. человека с положительной самооценкой, адаптированного к внешней среде;
б. эмоциональной женщины;
в. человека авторитарного типа;
г. человека с низкой самооценкой.
Вопрос 2. Какой из перечисленных факторов может отрицательно повлиять на атмосферу общения при первой встрече:
а. очки с затемненными стеклами;
б. располагающий взгляд;
в. доброжелательная улыбка;
г. строгий деловой костюм.
Вопрос 3. В перечисленных вариантах найдите тот, который не предполагает употребление жестов-адаптеров?
а. в ситуациях стресса;
б. в затруднительных ситуациях;
в. для пояснения сказанного;
г. служат признаком переживаний;
д. все перечисленные выше случаи.
Вопрос 4. Какое средство невербального общения слушающего поощряет говорящего к продолжению разговора?
а. увеличение дистанции собеседником;
б. очень широкая улыбка;
в. постоянное сокращение дистанции во время разговора;
г. заинтересованный взгляд с нечастыми кивками головы.
Вопрос 5. Люди, которым присуще такое качество как экстраверсия:
а. по темпераменту холерики и сангвиники;
б. зачастую флегматики;
Вопрос 6. Психологи считают, что конфликты:
а. естественны в личной сфере;
б. неизбежны в деловой сфере;
в. неизбежны в личной сфере;
г. естественны в деловой сфере;
д. естественны и неизбежны в деловой и личной сфере.
Вопрос 7. К вербальным средствам общения относятся:
Вопрос 8. Специфической особенностью делового общения является:
а. неограниченность во времени;
в. отсутствие норм и правил;
г. разговор по душам.
Вопрос 9. Общение это-
а. сложный многоплановый процесс;
г. процесс взаимодействия.
Вопрос 10. Какой верхний количественный предел в малой группе?
Вопрос 11. Что относится к движущим силам конфликта?
г. все перечисленное;
д. ничего из перечисленного.
Вопрос 12. Если во время разговора у вас с собеседником завязался спор, в итоге которого вы осознали свою не правоту, то вы должны:
а. признать свою ошибку;
б. не доводите ситуацию до конфликта;
Вопрос 13. Вы хотите довести до слушателя какую-то мысль то:
а. нужно много лишних слов;
б. нужно отвлекать внимание главного предмета;
в. не нужно много лишних слов.
Вопрос 14. Деловые беседы часто проходят…
а. в общественном транспорте;
б. в формальной обстановке ;
г. в неформальной обстановке.
Вопрос 15. Если задаваемые вам по телефону вопросы затрагивают конфиденциальные стороны фирмы, вы предпримите следующие действия:
а. порекомендуете обратиться с этим вопросом к шефу;
б. ответите на вопрос уклончиво;
в. спросите у собеседника, имеет ли он право задавать такие вопросы.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-358917
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Психология конфликта
Психология конфликта – это его устройство, другими словами, это то, каким образом он проистекает. Психология конфликтов рассматривает взаимосвязь различных элементов личности. А непосредственно конфликт она определяет как отсутствие единодушия между двумя индивидами (сторонами) или группами субъектов. Конфронтация является одной из вариаций взаимоотношений субъектов. Если она проходит конструктивно, то выступает в качестве развития взаимосвязи между участниками.
В психологии термин конфликт содержит в себе противоречия, связанные с неимоверно сильными эмоциями. Всякий конфликт представляет собой социальное явление и характеризуется наличием специфичных функций, которые выступают в качестве своеобразных индикаторов, показывающих, каким образом конфликтные ситуации воздействуют на социум либо на личность.
Понятие конфликта в психологии
Любой индивид в процессе существования и деятельности неоднократно сталкивался с разнообразными конфликтными ситуациями. Конфликтом именуется расхождение в целях, мировоззренческих позиций субъектов взаимодействия. Для понимания смысла противостояний в жизни социума и отдельных индивидов необходимо углубиться кратко в суть психологии конфликта, а чтобы выяснить ее суть важно выделить стержневые признаки и условия возникновения конфронтации.
Итак, фундаментом любого столкновения или противоречия всегда является ситуация, которая в себе может содержать одно из нижеприведенных условий:
— противоречащие взгляды субъектов в отношении определенного предмета либо объекта;
— несхожие цели или используемые в определенных обстоятельствах средства для их достижения;
— противоположные интересы, желания оппонентов.
Конфликтная ситуация всегда включает в себя наличие субъектов вероятного столкновения и его объект. Однако для развития конфронтации необходимо еще и наличие действия, то есть один участник противостояния должен начать действовать, задевая интересы другого участника. Если при этом второй участник процесса будет отвечать аналогичными деяниями, то столкновение перерастет из потенциального противостояния в актуальное.
Суть психологии конфликта кратко заключается в наличии изначального несовпадения во взглядах, отсутствии согласия, расхождении целей. При этом само противостояние может протекать как явно, так и завуалировано.
Проведенные исследования показывают, что в восьмидесяти процентах случаев противостояния возникают вне зависимости от желания субъектов конфронтации.
Ведущую роль в образовании конфликтных ситуаций играют «конфликтогены», то есть слова, поступки или отсутствие действий, которые порождают и провоцируют разгорание конфронтации. Всякая конфронтация характеризуется наличием четкой структуры. Ее основными элементами считаются: стороны противостояния, предмет и мотивы столкновения, образ конфликтной ситуации, позиции участников противостояния. Участниками конфронтации являются индивиды, находящиеся во взаимодействии. При этом их интересы должны быть нарушены непосредственно. Также участниками являются и субъекты, поддерживающие явно либо неявно конфликтеров.
Предметом конфликта считается объективно существующая либо надуманная проблема, которая служит причиной противостояния между участниками.
Мотивы конфронтации в качестве внутренних побудителей подталкивают индивидов к противостоянию. Они проявляются в виде индивидуальных потребностей, целей и убеждений.
Образ конфликтной ситуации является отражением предмета противоборства в сознании индивидов, участвующих в конфликтном взаимодействии.
Позиции участников противостояния представляют собой то, что заявляют стороны в процессе противоборства либо в ходе переговоров.
Конфликтный процесс, равно как и всякое иное социальное явление имеет свои функции.
Функции конфликта в психологии
Любое противостояние может нести позитивный аспект, то есть быть конструктивным, либо нести негативные последствия, то есть быть деструктивным.
Цивилизованный конфликтный процесс основывается на сохранении взаимодействия в пределах соревнования и сотрудничества. Борьба же знаменует выход конфронтации за границы цивилизованности. Поэтому функции конфликтов и подразделяются на деструктивные и конструктивные.
Конструктивные функции конфликтов в психологии:
— снятие напряженности между субъектами общественного взаимодействия;
— связующая и коммуникативно-информационная;
— побуждение к социальным изменениям;
— содействие образованию социально необходимой гармонии;
— переоценка принятых норм и прежних ценностей;
— способствование в усилении лояльности членов конкретной структурной единицы.
Отрицательные функции конфликта в психологии:
— неудовлетворенность, снижение производительности труда, увеличение текучки кадров;
— нарушение коммуникационной системы, уменьшение в будущем уровня сотрудничества;
— нерушимая преданность собственной общности и непродуктивное соперничество с прочими группами;
— представление противоборствующей стороны в качестве врага, понимание своих целей в качестве положительных, а намерений другой стороны – отрицательных;
— ликвидация взаимодействия между сторонами, находящимися в конфронтации;
— рост враждебности между сторонами-участниками конфликтного процесса по мере уменьшения коммуникативного взаимодействия, увеличение взаимной неприязни;
— сдвиг акцентов: победе в противостоянии придается большее значение, нежели решению проблемы;
— в социальном опыте общности или отдельной личности происходит закрепление насильственных методов решения проблем.
Граница между конструктивными и негативными функциями зачастую утрачивает собственную однозначность при необходимости оценить последствия конкретного столкновения. Кроме того, подавляющее большинство противоборств характеризуется одновременным присутствием положительных и деструктивных функций.
Конфликтные процессы подразделяются по сферам возникновения на: экономические, идеологические, социально-бытовые и семейные конфликты.
Семейная психология конфликты рассматривает в качестве взаимосвязи между непосредственно конфронтацией и личностью противоборствующей стороны. Особенности семейных противоречий заключаются в опасности трансформации нормального душевного состояния партнеров в стрессовое, то есть в искажающее психику индивида состояние, следствием которого часто становится состояние опустошенности и полного безразличия.
Семейная психология конфликты понимает в качестве направленного отрицательного состояния психики одного либо обоих партнеров, характеризующегося агрессивностью, негативизмом во взаимоотношениях. Такое состояние спровоцировано несовместимостью взглядов супругов, их интересов, убеждений или потребностей.
Семейные противостояния разнятся от стадий развития ячейки общества. Наиболее весомую роль конфликтный процесс играет в период образования семьи, когда муж и жена только начинают находить общий язык, приспосабливаясь друг к другу.
Конфликт в социальной психологии
Коммуникативное взаимодействие в качестве процесса общения берет начало с совместно принятого индивидами положительного решения относительно обмена информацией. Участие в коммуникативном процессе может принимать неограниченное количество субъектов. Каждый из взаимодействующих субъектов обязан внести собственный вклад в создание полноценного и результативного общения. Если в обмене информацией участвует большое число индивидов, то следствием этого процесса должно стать планирование дальнейшей совместной деятельности. Лишь в этом случае коммуникацию следует считать состоявшейся.
Взаимодействие, состоящее из двух участников, считается простой коммуникацией. Если в общении задействовано более двух индивидов, то такая коммуникация называется сложной. Участие в коммуникативном процессе нескольких общностей может базироваться на взаимопонимании или на их конфронтации, которая выражается в форме борьбы, основанной на конкуренции. Конфликтный процесс является самым ярким выражением конкуренции.
Социологи выделяют следующие составляющие противостояния: зарождение конфликтной ситуации, присутствие участников, причина конфликтного процесса (то есть объект конфронтации), пусковой механизм, созревание и разрешение конфронтации.
Психология развития конфликта
Все индивиды попадают в ситуации противостояния. Нередко люди могут не осознавать, что втянуты в противостояние. Часто это происходит на этапе зарождения противоречия, вследствие того, что у индивидов отсутствуют базовые знания об этапах формирования и эскалации конфликтов, которые изучает психология развития конфликта.
Процесс зарождения ситуации конфронтации называется динамикой и состоит из нескольких последовательных стадий развития противоборства, а именно возникновение противостояния между субъектами, выявление стремления субъектов развивать ситуацию конфронтации, осознание сторонами сути и первопричины противоборства, обнаружение конфликтных отношений, установление участников, угасание противостояния.
Существуют множество вариаций определения конфликта в социальной психологии, но более верной считается следующая формулировка: конфликтный процесс зарождается на фоне противоречия, которое возникает между индивидами либо общностями в связи с необходимостью принятия решений различных вопросов личной жизни и социального бытия. Однако не всякое противоречие будет перерастать в конфликт. Противостояние зародится, если противоречия затронут социальный статус коллектива или отдельной личности, материальные ценности или духовные ориентиры людей, моральное достоинство личности.
Психология поведения в конфликте зависит от процесса научения. Затяжное противостояние помогает оппонентам хорошо изучить друг друга, что позволяет им предпринимать различные действия, опираясь на особенности темперамента соперника, специфические черты его характера, присущие эмоциональные реакции. Другими словами конкуренты могут практически со стопроцентной достоверностью предугадать поступки противоположной стороны, что позволяет им значительно увеличить арсенал применяемых средств и расширить сферу используемых стратегий поведения, скорректировав их под особенности противоборствующей стороны. Таким образом, проблема конфликта в психологии заключается во взаимообусловленности действий оппонентов, что ведет к обоюдно направленному влиянию сторон.
Конфликты считаются очень важной, но недостаточно изученной социально-психологической проблемой. Большинство ученых рассматривают конфликты в качестве естественного и неизбежного явления. Поэтому психология поведения в конфликте считается одной из ведущих тематик социальной психологии и конфликтологии. Поскольку приобретение навыков сглаживания и разрешения всевозможных конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности или семейной жизни, поможет индивиду стать успешнее и счастливее.
Причины конфликтов психология
В истории изучения конфликта как психологического феномена условно выделяют два этапа. Первый берет свое начало с двадцатого столетия и продолжается до пятидесятых годов прошлого века, а второй – с конца пятидесятых годов прошлого столетия и длится по сей день. Второй этап – это психология современных конфликтов, основанная на утверждении, что любые деяния индивидов социальные, поскольку характеризуются тесной взаимосвязью с социальной средой.
Конфликты, факторы их провоцирующие, формы проявления и средства их урегулирования доступны пониманию исключительно на основе глубокого осмысления естества социума и отдельной личности, закономерностей общественного взаимодействия и взаимоотношений индивидов.
В начале прошлого века в отдельный предмет исследования конфликт не выделялся. Столкновение рассматривалось тогда в качестве составной части более глобальных концепций (психоаналитическая теория или социометрия). В те времена психологов интересовали исключительно последствия конфликтов или ряд причин, провоцирующих их возникновение. Непосредственно конфликт как ключевое звено исследования их не интересовал.
В конце пятидесятых годов появляются первые изыскания, в которых главным предметом исследования становится проблема конфликта в психологии.
В начале двадцатого столетия среди ключевых направлений психологических исследований конфликтного процесса можно выделить следующие:
— психоаналитическую теорию (З.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни);
— этологическое (Н.Тинберген, К.Лоренц);
— концепцию групповой динамики (К.Левин);
— социометрическое (Д. Морено).
Психоаналитическое направление, прежде всего, связано с Фрейдом, создавшим концептуальную теорию человеческой конфликтности. Фрейд обратил внимание на необходимость поиска факторов, вызывающих межличностные конфликты, в области бессознательного.
К. Хорни попыталась внести в природу конфликтов социальный контекст. Основной причиной конфронтаций, наблюдающихся между субъектом и окружением, она считала дефицит доброжелательного отношения со стороны родни, и в первый черед, родителей. Фромм полагал, что конфликты зарождаются вследствие невозможности воплотить в социуме личностные потребности и устремления.
К. Лоренц считается родоначальником этологического подхода к объяснению причин возникновения противостояний. Он считал главной причиной противоборства агрессивность толпы и отдельного индивида. По его мнению, механизмы зарождения агрессии у животных и у человеческих особей однотипны, ведь агрессия является неизменным состоянием живого организма.
К. Левин в ходе исследования проблем групповой динамики, разработал теорию динамической поведенческой системы, в которой возрастает напряжение при нарушении баланса между средой и индивидом. Такое напряжение выражается в виде конфронтации. Так, например, источником противостояния может являться неблагоприятный стиль управления начальника.
Последователи поведенческого подхода искали причины столкновений не только исключительно во врожденных человеческих качествах, но и в социальном окружении индивидов, которое трансформирует эти качества.
Основатель теории социометрии Дж. Морено полагал, что межличностные конфликты обусловлены состоянием эмоциональных взаимоотношений между субъектами, их симпатиями и неприязнями в отношении друг друга.
Психология современных конфликтов основывается на исследованиях, проведенных во второй половине прошлого столетия, по следующим направлениям:
— теоретико-игровом (М. Дойч);
— концепции организационных систем (Р. Блейк);
— теории и практики процесса введения переговоров (Р. Фишер).
М. Дойч считал базисом конфликта несовместимость устремлений участников межличностных взаимоотношений.
В шестидесятых-семидесятых годах прошлого века начинает формироваться отдельное направление по исследованию переговорного процесса в качестве составной части конфликтного взаимодействия.
Б. Хасан в своем труде «Конструктивная психология конфликта» по новому рассмотрел переговоры как способ выхода из конфронтации. Он считал, что любой эффективный переговорный процесс является продуктом совместной исследовательской работы всех его участников. В своем пособии «Конструктивная психология конфликта» он представил основные понятия конструктивного подхода к конфликтам, предложил способы анализа ситуаций конфронтаций. Кроме того, он изложил различные подходы к процессу переговоров, к пониманию способов организации и ведения переговоров в качестве основного пути взаимодействия оппонентов для результативного разрешения конфронтаций.
Управление конфликтами психология
Участники конфликтного процесса могут находиться в нем длительное время и привыкнуть к нему. Однако со временем произойдет некий инцидент, который спровоцирует открытое столкновение сторон, демонстрацию взаимоисключающих воззрений.
Случается, что разрешение конфликтных ситуаций протекает весьма корректно и грамотно, но чаще выход из противостояния происходит непрофессионально, что ведет к негативным последствиям для участников столкновения.
Поэтому грамотное управление конфликтом психология считает возможным при условии наличия нижеприведенных условий:
— объективное осознание противоречия как реально существующей действительности;
— допустимость возможности активного влияния на конфронтацию и трансформацию его в саморегуляционный фактор системы;
— наличие социальных и материально-духовных ресурсов, правового базиса управления, способности индивидов к координированию своих взглядов и интересов, позиций и ориентации.
Урегулирование конфликтами должно включать:
— диагностику и прогнозирование противоречий;
— профилактику и предотвращение;
— управление и быстрое разрешение конфронтаций.
Наиболее эффективные личностно-ориентированные способы разрешения конфронтаций изложены в работе Е.Богданова и В. Зазыкина «Психология личности в конфликте». В ней рассмотрены основные психологические причины возникновения различных межгрупповых, межличностных и иных противостояний, содержание психологических условий конфликтных индивидов.
Также в книге «Психология личности в конфликте» приведено определение межнациональных противостояний, их объекта и субъектов, временных рамок и пространственных характеристик. Также в ней перечислены причины их порождающие и возможные пути разрешения.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»