Психолог в следственном комитете чем занимается

Участие психолога в качестве консультанта и специалиста в процессе предварительного следствия

Психолог в следственном комитете чем занимается

Использование психологических знаний помогает правильно решить тот или иной вопрос в раскрытии, а также расследовании преступлений, перевоспитании лиц, которые совершили преступление. Судебно-психологические навыки в работе органов по поддержанию правопорядка реализуются различным образом, а также непосредственно работниками правосудия, создавая верную диагностику личности, индивидуальный подход к людям, выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов, в результате чего помогают решить практическую задачу борьбы с преступностью на подлинно научной основе.

Тем не менее не всегда сами органы, лица, которые представляют правосудие, могут применять все данные, методы сегодняшней психологической науки.

Психолог в процессе предварительного следствия

Участие психолога в процессе предварительного следствия осуществляется в настоящий момент в виде работы:

Сам по себе профессионализм, психологическая культура работников правоохранительной системы не исключают, а наоборот, создают предпосылки для применения психологов при расследовании, рассмотрении в суде уголовных дел.

На практике следователи при раскрытии сложных уголовных дел прибегают к помощи психолога в качестве специалиста-консультанта либо эксперта. Во многих случаях для раскрытия серийных убийств, совершенных преступлений на сексуальной почве, организованной преступности данная помощь является очень важной, определяет успех раскрытия этого дела.

Важно выделить то, что чем выше профессиональная компетентность следователя, тем лучше он сотрудничает с психологом. Данный вид сотрудничества может быть установлен для получения следователем информации справочного характера, которой владеет специалист-психолог. Сюда можно отнести данные, которые касаются особенностей восприятия, мышления, памяти детей определенного возраста либо граждан преклонных лет, о характере влияния на психологические процессы, поведение людей различных состояний наркотического или алкогольного опьянения, стресса, дефицита времени, сильного страха.

Консультации могут быть даны и по конкретным уголовным делам: психолог может изучить личность обвиняемого в зависимости от вида совершенного им преступления, подсказать источник информации о гражданине, давать рекомендации по установлению с ним психологического контакта и пр.

Когда следователь сотрудничает с психологом, то типы их взаимодействия в процессе не ограничиваются. Особенность деятельности следователя предъявляет повышенные требования к его стрессоустойчивости, работоспособности, саморегуляции психического состояния.

Образованный психолог помогает следователю выработать оптимальный ритм работы, преодолевая негативное эмоциональное состояние, предупреждая формирование профессиональной деформации.

В настоящий период времени в Институте повышения квалификации прокурорско-следственных работников разработан и внедрен в практику комплексный метод психологического консультирования в виде компьютерной психодиагностики, оказания различной психологической помощи. Слушателям института предоставляется возможность на добровольной основе пройти глубокое всестороннее психологическое обследование, индивидуальное собеседование с психологом и т. п.

Психолог как специалист описан в ст. 133 УПК РФ. В данном случае психолога привлекают к участию в производстве следственных действий (допрос, обыск, осмотр места происшествия). Итоги работы специалиста фиксируются в протоколе следственного действия, а следователь должен придать им доказательственное значение.

Участие в допросе малолетних детей

Согласно законодательству, необходимо участие педагога в допросе малолетних детей, несовершеннолетних. Обычно данную функцию предоставляют детскому психологу, как специалисту, который имеет определенные навыки в области психологии детей, подростков, владеет профессиональными практическими знаниями общения с ними.

Сам психолог может скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком, давая сведения, которые следователь будет использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля. Также психолог может посодействовать в части тактики проведения допроса, оказать помощь в создании неофициальной атмосферы, предупреждая возможное состояние скованности, настороженности, недоверия ребенка, негативную позицию подростка, стеснительность.

Психолога призывают в производстве следственных действий в отношении лиц с признаками умственной отсталости. Психолог устанавливает контакт, способен дифференцировать вопросы, тематику допроса с учетом особенностей познавательной сферы данного допрашиваемого.

Источник

СК РФ активно пользуется услугами активаторов памяти

Проводить расследование следователям помогают психологи, применяющие специальные приемы, позволяющие свидетелю вспомнить все подробности интересующего события.

Психолог в следственном комитете чем занимается

За прошлый год, к примеру, психологи Главного управления криминалистики Следственного комитета России помогли провести 180 допросов, а количество психологов в штате СК удвоилось.

Специалисты применяют методику когнитивного интервью, она используется не только в России, но и за рубежом, пишут «Известия» со ссылкой на старшего инспектора главного управления криминалистики СК России Сергея Зерина. Ранее подобной методикой пользовались в СССР, аналогичная методика была разработана советскими криминалистами.

Метод позволяет стимулировать воспоминания человека, таким образом опрашиваемый вспоминает на 30-80% информации больше, чем в ходе обычного допроса или беседы.

К психологам следствие обращается, когда становится ясно, что свидетель не в состоянии вспомнить подробности виденного преступления. При чем, использовать психологические приемы можно даже к детям, начиная с четырех лет.

Напомним, что правоохранительные органы нередко обращаются за помощью даже к экстрасенсам, к примеру, недавно Правда.Ру сообщала о том, что глава МВД Якутии попросил помощи в поиске пропавших месяц назад в республике девочек у гадалки, которая и прежде помогала находить людей.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Психологическое сопровождение расследования преступлений с участием несовершеннолетних в Следственном комитете Российской Федерации 1640

Михайлова Ю.А.
кандидат психологических наук, Старший инспектор третьего отдела криминалистического сопровождения следствия технико-криминалистического управления, Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации, Москва, Россия
e-mail: juliami1976@yandex.ru

В деятельности Следственного комитета Российской Федерации особое внимание уделяется качеству расследования уголовных дел о преступлениях, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Одним из важнейших условий защиты прав несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства является развитие психологического сопровождения следственных действий с несовершеннолетними. С 1 января 2015 года вступили в силу изменения уголовно-процессуального законодательства, закрепляющие участие психолога наравне с педагогом в производстве следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших 16 лет, а также обязательное участие психолога по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности.

В данной статье будут рассмотрены цели, задачи и формы участия специалиста-психолога в следственных действиях, базовые техники допроса несовершеннолетних жертв сексуального насилия, а также другие возможности психологического сопровождения расследования преступлений с участием несовершеннолетних.

Психологическое сопровождение следственных действий с несовершеннолетними имеет две равнозначные цели: защиту прав, интересов и психического здоровья ребенка и получение от него как можно более полной и точной информации, имеющей значение для уголовного дела. Эти цели не противоречат друг другу, а, напротив, во многом совпадают. Чем меньший стресс и внутреннее напряжение будет испытывать ребенок во время следственного действия, тем выше вероятность того, что он даст содержательные, подробные и достоверные показания. Получение максимально полной и точной информации от несовершеннолетнего о преступлении может быть достигнуто за счет правильного построения процедуры и содержательной стороны допроса. Хороший психологический контакт, адекватно поставленные вопросы, не содержащие элемента давления или внушения, использование специальных техник допроса позволяют в большинстве случаев выяснить необходимую для расследования дела информацию.

Психологическое сопровождение расследования преступлений с участием несовершеннолетних может реализовываться в следующих видах деятельности специалиста-психолога:

1. Участие в следственных действиях в соответствии со ст. 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Принимая участие в следственном действии, с разрешения следователя психолог может задавать несовершеннолетнему вопросы, модифицировать формулировку вопроса следователя с учетом возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетнего. При необходимости в наиболее сложных случаях по предварительной договоренности со следователем специалист-психолог берет на себя ведущую роль в ведении допроса. В ходе следственного действия психолог отслеживает эмоциональное состояние несовершеннолетнего, вносит предложения о перерывах или прекращении следственного действия.

2. Консультирование следователя. Психолог может оказать следователю консультативную помощь в вопросах детской психологии, при анализе индивидуальных и возрастных особенностей несовершеннолетнего, а также при определении тактики и стратегии следственных действий.

3. Предварительная беседа с целью подготовки несовершеннолетнего к следственным действиям. Подготовительная стадия следственного действия не предполагает обращения к обстоятельствам преступления. Если несовершеннолетний сам начинает говорить об этом, рекомендуется его выслушать, не задавая вопросов и сказать, что эта тема будет обсуждаться позже. В рамках предварительной беседы с несовершеннолетним психолог решает следующие задачи:

4. Психологическое обследование несовершеннолетнего. При необходимости психолог может провести психологическое обследование с применением различных психодиагностических методик с целью получения более точной оценки уровня развития несовершеннолетнего, выраженности тех или иных нарушений и отдельных психологических характеристик (например, склонность к фантазированию или манипуляции, внушаемость, уровень психосексуального развития и т.д.). Это может быть необходимо как для построения эффективной тактики дальнейшего взаимодействия с несовершеннолетним, так и для оценки его показаний.

5. Получение информации от несовершеннолетних с использованием методов прикладной психологии. С использованием специальных методик, техник и приемов (методов активизации памяти, когнитивного интервью, использования кукол, рисования и т.д.) в рамках дополнительного непроцессуального опроса психолог может получить дополнительную криминалистически значимую информацию об обстоятельствах преступления, которая впоследствии должна быть процессуально закреплена. С несовершеннолетними не используются гипнотические и трансовые техники активизации памяти, но существует целый ряд техник, применимых для работы с несовершеннолетними, способствующих активизации зрительных образов памяти. Одним из таких методов является метод когнитивного интервью, разработанный в США в середине 80-х годов прошлого века Р. Фишером и Э. Гейзельманом и широко используемый во многих зарубежных странах.

Также познания в области аномального развития позволяют психологу подобрать адекватные приемы получения информации от несовершеннолетних с нарушениями психического развития, а также правильно ее интерпретировать.

6. Составление субъективного портрета предполагаемого преступника со слов несовершеннолетних. Работая в паре со специалистом-художником, психолог может оказать существенную помощь в составлении субъективного портрета, разъясняя задачу, организуя и направляя процесс описания внешности с учетом возрастных особенностей несовершеннолетнего.

7. Консультирование законных представителей несовершеннолетнего. Проводимая психологом работа с эмоциональными реакциями и установками законных представителей несовершеннолетнего позволяет снизить риск дополнительного психотравматического воздействия на несовершеннолетнего потерпевшего, избежать препятствования расследованию и других негативных реакций с их стороны, а также получить ценную информацию о личности и поведении несовершеннолетнего. Систематическая работа психолога с семьей потерпевшего совершенно необходима в случаях выявления сексуального насилия в семье. Грамотная организация такой работы может снизить риск оказания давления на несовершеннолетнего, изменения показаний и других нежелательных для следствия реакций семьи.

8. Психологический анализ показаний несовершеннолетних. На основании изучения материалов уголовного дела, дополнительно полученной информации, анализа целостной картины поведения несовершеннолетнего в ходе следственных действий психолог может осуществить предварительную оценку достоверности показаний несовершеннолетнего, оценить вероятность искажения информации и привнесения отдельных элементов, выявить признаки установочного поведения. Такая оценка совершенно необходима в тех случаях, когда показания несовершеннолетнего потерпевшего являются основным или единственным доказательством по уголовному делу, если есть основания подозревать оговор со стороны потерпевшего, в случаях изменения или запутанности показаний, а также при наличии противоречащих друг другу показаний нескольких несовершеннолетних. Также правильная интерпретация и оценка надежности показаний очень важна в случае, если у несовершеннолетнего имеются те или иные нарушения психического развития.

9. Составление психологического портрета несовершеннолетнего, пропавшего без вести. На основании материалов уголовного дела и дополнительно собранной информации (от родственников, друзей и других свидетелей) психолог может представить следствию описание личности и типичного реагирования пропавшего несовершеннолетнего. Данные сведения будут полезны для реконструкции событий, предшествовавших безвестному исчезновению.

10. Психологический анализ материалов уголовного дела по факту суицида несовершеннолетних. В случае суицида несовершеннолетних психолог может дать предварительную оценку случившегося, оказать консультативную и практическую помощь следствию при сборе необходимых материалов для посмертной судебно-психологической экспертизы, а также провести профилактическую работу с родителями суицидента, направленную на предотвращение неадекватных реакций и обвинений с их стороны.

11. Оценка особенностей криминального поведения лица, совершившего преступление сексуального характера в отношении несовершеннолетнего. На основании материалов уголовного дела и при необходимости дополнительного опроса потерпевших психолог может провести анализ особенностей криминального поведения неизвестного преступника, сделать предположения об особенностях его личности, социального статуса, пред- и посткриминального поведения.

12. Кризисная интервенция. Если несовершеннолетний потерпевший находится в остром кризисном состоянии, возникает необходимость краткосрочного психокоррекционного вмешательства (кризисная интервенция). В данном случае речь не идет о полноценной длительной психологической реабилитации, которую должны осуществлять учреждения соответствующего профиля. Кризисная интервенция – это первая помощь, основная цель которой – помочь ребенку и его близким осмыслить травматическое событие, справиться с первыми эмоциональными реакциями и сформировать поведенческие модели, позволяющие преодолеть кризис.

Для решения наиболее сложных задач психологического сопровождения требуется участие квалифицированного специалиста-психолога, желательно штатного сотрудника Следственного комитета Российской Федерации. В случае привлечения психологов из сторонних организаций должен быть заключен договор, подкрепленный межведомственными организационно-распорядительными документами, регламентирующими содержательные аспекты сотрудничества, необходимо проводить рабочие встречи и обучающие семинары для сотрудников психологических центров, в рамках которых специалистам-психологам будут разъясняться специфические цели, задачи и методы их участия в работе с детьми в рамках уголовного процесса. Нежелательно привлекать психолога из учебного учреждения, где обучается несовершеннолетний, поскольку школьные психологи в большинстве случаев не обладают необходимой квалификацией, а также в определенной мере являются заинтересованными лицами и могут нарушить конфиденциальность, что будет грубейшим нарушением прав ребенка. В целом, во всех случаях, когда несовершеннолетний потерпевший, свидетель, подозреваемый (обвиняемый) испытывает трудности при даче показаний, вынужден говорить о неприятных или вызывающих стыд событиях и своих действиях, целесообразно пригласить квалифицированного психолога, не связанного с несовершеннолетним какими-либо взаимоотношениями.

В законодательстве обязательное участие психолога закреплено только в отношении свидетелей и потерпевших по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в остальных случаях право выбора специалиста (педагог или психолог) принадлежит следователю. Представляется целесообразным также приглашать психолога в следующих случаях, когда: несовершеннолетний имеет нарушения психического развития; несовершеннолетний стал свидетелем насильственного преступления против личности; несовершеннолетний совершил насильственное преступление против личности; показания несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего имеют ключевое значение для расследования, противоречивы, вызывают сомнения; в любом случае, когда возникли трудности с получением от несовершеннолетнего информации значимой для расследования.

Приглашая специалиста-психолога для сопровождения расследования преступления с участием несовершеннолетнего, следователь должен учитывать следующее: психолог должен быть мотивирован на работу и иметь опыт работы по сопровождению следствия; один психолог должен сопровождать расследование, начиная с доследственной проверки до судебного заседания; перед психологом должны быть поставлены четкие задачи, разъяснены цели расследования и конкретного следственного действия; психолог должен участвовать в планировании следственного действия, а также иметь возможность заранее ознакомиться с материалами уголовного дела и время для проведения подготовительной работы с несовершеннолетним и его законными представителями; при разъяснении психологу его задач особое внимание должно быть уделено вопросу конфиденциальности.

Огромное значение имеет видеофиксация следственных действий с несовершеннолетними. Применение видеозаписи позволяет сократить количество повторных допросов несовершеннолетнего, а также избавить его от участия в травматичном для детской психики судебном заседании. Кроме того, в тех случаях, когда законные представители отказываются от проведения повторных следственных действий с их ребенком, имеющаяся видеозапись становится важнейшим источником информации и доказательством по уголовному делу. Наличие видеозаписи позволяет ретроспективно оценить показания несовершеннолетнего, провести оценку их достоверности. Это особенно важно, если несовершеннолетний впоследствии по каким-либо причинам меняет свои показания, либо отказывается от них. Процедуру подготовки несовершеннолетнего к следственным действиям и другим не процессуальным действиям, проводимым специалистом-психологом, также желательно фиксировать в режиме видеозаписи. Это необходимо для последующего анализа эмоционального состояния несовершеннолетнего и его реакций, а также для подтверждения отсутствия суггестивного влияния со стороны психолога.

Во многих странах количество следственных действий с несовершеннолетними потерпевшими законодательно ограничено одной или двумя встречами, что связано с необходимостью защитить несовершеннолетнего от повторной травматизации, а также с тем, что при повторных опросах значительно снижается степень надежности получаемой информации (при повторном опросе ребенок рассказывает о том, что он говорил в первый раз). При этом к качеству опроса несовершеннолетнего предъявляются серьезные требования, направленные на исключение факторов, способствующих проявлению внушаемости и фантазирования свойственных несовершеннолетнему. В связи с этим за рубежом специалистами по детской и юридической психологии проведено большое количество исследований, посвященных проблематике опроса несовершеннолетних потерпевших. В результате этих исследований были сформулированы базовые принципы и разработаны стандартные процедуры и методы опроса несовершеннолетних потерпевших. Обзор и анализ зарубежных работ по данной тематике наиболее полно представлен в работе Дозорцевой Е.Г. [3].

В 1989 г. в США был разработан алгоритм опроса несовершеннолетнего, отражающий так называемый «принцип воронки»: начало опроса всегда должно быть открытым с постепенным переходом к вопросам более закрытого характера. Опрос начинается с введения и построения контакта с несовершеннолетним, далее идет свободный рассказ без какого-либо вмешательства опрашивающего, и только после этого начинается фаза вопросов. Сначала ставятся максимально открытые вопросы, далее – специфические (уточняющие) вопросы и уже после этого уточнение деталей и устранения противоречий, если они возникали в процессе опроса. Важнейшее значение имеет языковая форма вопросов, которые ставятся перед несовершеннолетним. Прежде всего, она должна соответствовать уровню психического и речевого развития ребенка. При опросе несовершеннолетнего рекомендуется избегать длинных сложных предложений, пассивного залога, не следует употреблять отрицательных предложений, а также двойного отрицания и условных предложений.

В настоящее время за рубежом наиболее распространенным и признанным является алгоритм опроса, разработанный в США в 2000 г. группой под руководством M. Lamb в Национальном институте здоровья ребенка и развития человека (National Institute of Child Health & Human Development, NICHD) и получивший название «протокол NICHD». Опрос включает в себя 6 основных стадий и 5 дополнительных, ориентирован на максимальное использование открытых вопросов и свободное воспоминание при работе с несовершеннолетними всех возрастных групп, включая дошкольников. Протокол NICHD включает ряд специальных процедур, повышающих надежность показаний несовершеннолетнего: объяснение целей и основных правил, получение обещания говорить правду; тренинг эпизодической памяти; алгоритм использования открытых не суггестивных вербальных побуждений, техники для получения детализации рассказа и т.д. Подчеркивается важность исследования каждого преступного эпизода по отдельности и необходимость получения информации о ситуации раскрытия факта сексуального злоупотребления.

Использование вспомогательных средств (куклы, рисование) должно быть сведено к минимуму. Не рекомендуется использовать анатомические куклы и рисунки с изображением половых органов. Обычные куклы можно использовать для прояснения отдельных неясных деталей в рассказе несовершеннолетнего. Для получения наиболее полной и точной информации от детей дошкольного возраста лучше использовать проверку показаний на месте и показ на собственном теле. Использование вспомогательных средств и проведение проверки показаний на месте может быть полезным, если есть сомнения в достоверности показаний несовершеннолетнего.

Таким образом, качественное психологическое сопровождение расследования преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, осуществляемое квалифицированным специалистом-психологом, позволяет решить целый ряд проблем, традиционно возникающих при расследовании преступлений данной категории.

Источник

Психолог в следственном комитете чем занимается

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Профилактика суицидального поведения подростков. Что можно сделать в образовательной организации?

ВЕБИНАР: Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка: работа с тревожностью и агрессивностью

ВЕБИНАР: Образовательная кинезиология. Решение проблем в детско-родительских отношениях

Скоро

I Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

8-й Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Психотерапия как метафизика любви»

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Работа психолога на следственных действиях с несовершеннолетними

Авторы

Психолог в следственном комитете чем занимается

Повышенная доверчивость несовершеннолетних, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, нередко приводит к тому, что они часто становятся жертвами различных преступлений, а отсутствие жизненного опыта, в свою очередь, делает детей более уязвимыми перед рядом иных факторов внешней угрозы. При работе с детьми, ставшими невольными заложниками подобных стрессовых ситуаций, основополагающей является помощь педагога-психолога, который, находясь в тесном контакте с детьми, имеет возможность раньше остальных заметить неладное как в физическом, так и в психологическом самочувствии детей, и предпринять все необходимые меры для устранения проблемы. Поэтому очень важно специалисту в работе с детьми установить доверительные отношения, искренне сопереживать, но не жалеть, а также приложить немало сил и проявить терпение.

Ведь работа педагога-психолога заключается в том, чтобы слушать, слышать, понимать…

Право на детство – одно из самых охраняемых прав не только в России, но и во всем остальном мире, соблюдение которого призваны оберегать как органы правопорядка, так и представители социальных структур. В данном случае речь идет о детском педагоге-психологе, без работы которого сегодня немыслимо ни одно из расследований преступлений «против детства», бытовых трагедий и катастроф, жертвами которых становятся дети.

В этой статье мы расскажем о значимости, целях и смысле работы педагога-психолога на следственных действиях с несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями, а также опишем в деталях процесс взаимодействия специалиста с ребенком, родителем и следователем.

На всех этапах следственных действий важно уделять внимание обеспечению интересов ребенка. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

Чтобы наилучшим образом обеспечить защиту прав несовершеннолетнего с 1 января 2015 года в статью 191 УПК РФ (Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля) были внесены изменения и дополнения в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-Ф3.

«1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» [6].

Таким образом, участие педагога-психолога в следственных действиях (на допросах, опросах, опознаниях, очных ставках, опросах на месте, в судах) обусловлено законом Российской Федерации.

«Педагог-психолог участвует в следственных действиях как Специалист.

Специалист осуществляет меры, облегчающие дачу детьми свидетельских показаний или представление иных доказательств, путем налаживания процесса общения и разъяснения ребенку процесса и процедур расследования.

Вызов специалиста и порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются статьями 168 и 270 настоящего УПК.

Федеральным законом РФ от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ в часть четвертую внесены дополнения:

Специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования специалист несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации» [6].

Педагог-психолог должен обратить внимание следователя на те психологические особенности допрашиваемого, которые могут обусловить трудности в получении показаний, а также предоставить следователю информацию о типичных особенностях восприятия, памяти, мышления несовершеннолетних потерпевших или свидетелей определенного возраста, которая будет способствовать дальнейшему правильному выбору следователем тактических приемов допроса.

Профессиональная деятельность специалиста-психолога на следственных действиях направлена, с одной стороны, на обеспечение психологической защищенности потерпевшего или свидетеля как лица, оказавшегося в чрезвычайно сложной жизненной ситуации, а с другой – на помощь следователю в устранении эмоциональных и когнитивных барьеров в ходе его взаимодействия с несовершеннолетним и законным представителем несовершеннолетнего.

Работая на следственных действиях с потерпевшими и свидетелями педагог-психолог, должен стараться выполнять следующие функции:
Организация времени и безопасного пространства.

В основном эта функция принадлежит следователю, так как обычно следователь предоставляет помещение. Педагогу-психологу в данном случае следует сообщить следователю, что желательно исключить присутствие посторонних лиц в помещении во время допроса, так как это будет усиливать эмоциональное напряжение несовершеннолетнего. Если допрос проходит в незнакомом несовершеннолетнему месте, то необходимо дать ребенку время освоиться в новом пространстве, осмотреться, выбрать удобное для себя место. Такая возможность позволит ребенку почувствовать себя комфортно и расслаблено. Вдобавок важно определиться со временем, когда будет проходить следственное действие. Допрос несовершеннолетнего должен быть произведен как можно раньше после восприятия обстоятельств, связанных с событием преступления. Также при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей и их распорядок дня, рекомендуется назначать следственные действия в такое время, которое бы соответствовало периоду активного бодрствования ребенка.

Если педагог-психолог присутствует на опознании, важно сообщить следователю о важности проведения данного следственного действия в помещении, где имеется зеркало А. Гезелла. Это позволит уменьшить травмирующее воздействие данного мероприятия на психологическое состояние несовершеннолетнего.

Обеспечение связи между участниками допроса.

Данная функция предполагает, переформулирование вопросов следователя в более понятную для несовершеннолетнего форму, в случае, если он не понял вопроса. При формулировании вопросов необходимо избегать сложных конструкций, специальных терминов и пр. Вместо местоимений (он, они, там и тут и пр.) рекомендуется использовать имена собственные и конкретные названия мест (в ванной, в парадной, на … этаже и пр.). Вопросы желательно задавать не более одного за раз, а также между вопросами делать паузы, чтобы несовершеннолетний мог подумать, сформулировать свою мысль и ответить. Если задавать по несколько вопросов сразу, то ребенок может запутаться, на какой вопрос отвечать. При допросе по поводу сексуального насилия нужно определить вместе с ребенком, как он называет различные части тела, включая половые органы, и в дальнейшем в вопросах надо использовать его обозначения.

Эмоциональная поддержка несовершеннолетнего, его родителей и, в случае, если это необходимо, следователя в процессе следственных действий.

В процессе следственных действий важно поддерживать несовершеннолетнего и его родителей, проявлять терпение и понимание. Уважительно относиться к тому темпу, в котором ребенок рассказывает о случившемся с ним, не торопить его, быть эмоционально включенным, проявлять эмпатию. Важно оказывать помощь родителям в отреагировании чувств, которые они проявляют в процессе допроса их детей. А также в случае необходимости при взаимодействии со следователем оказывать ему поддержку в преодолении неуверенности и смущения, возникающих в процессе следственного действия с несовершеннолетним.

Наблюдение за психоэмоциональным состоянием несовершеннолетнего в процессе допроса.

Наблюдая за психоэмоциональным состоянием ребенка, важно своевременно сообщать следователю о том, что состояние несовершеннолетнего ухудшилось. Поэтому желательно сделать перерыв или в ситуации, когда эмоциональное состояние ребенка не позволяет продолжать допрос, необходимо сообщить следователю о том, что желательно остановить и перенести следственное мероприятие на другой день.

Выполняя свои функции на следственных действиях, педагог-психолог работает по нескольким направлениям:

Психологическая работа со следователем.

Следователь является лицом, которое руководит процессом следственного действия. Контакт со следователем очень важен для того, чтобы следственные действия прошли эффективно и с наименьшей «нагрузкой» на ребенка. Поэтому, перед началом допроса, психологу необходимо, установить контакт со следователем, прояснить цель и план его работы с несовершеннолетним, уточнить, имеются ли у следователя как-либо трудности в общении с ребенком. При необходимости, специалист может переформулировать вопросы следователя, задаваемые ребенку, в более понятную для несовершеннолетнего форму, в случае, если он не понял вопрос. Или помочь следователю и ребенку в назывании интимных подробностей, это касается допросов, где несовершеннолетние пострадали от сексуального насилия или иных действий сексуального характера.
Психологическая работа с родителями (законными представителями), присутствующими на следственных действиях.

Перед началом следственных действий педагогу-психологу необходимо установить контакт с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, участвующего в допросе. Следует рассказать родителям о том, как важно поддерживать своего ребенка, быть для него опорой во время следственных действий, в стрессовой для него ситуации. Нельзя допустить, чтобы родитель давил на своего ребенка, торопил его или отчитывал за произошедшее с ним, иначе, это только усилит эмоциональное напряжение несовершеннолетнего. Для того, чтобы родитель смог стать дополнительным ресурсом для своего ребенка и смог принять его сторону, ему самому необходимо быть собранным и эмоционально устойчивым. Поэтому важно отражать те чувства, которые испытывает родитель. Это могут быть такие чувства как, страх, гнев, тревога, сильное волнение.

Психологическая работа в процессе следственных действий с несовершеннолетними.

Самое важное в работе педагога-психолога на следственных действиях – поддержка и оказание психологической помощи несовершеннолетнему потерпевшему или свидетелю. Поэтому необходимо установить контакт с несовершеннолетним и подготовить ребенка к следственным действиям. Важно оказывать ему психологическую поддержку на протяжении всего времени, пока длится допрос, отслеживать его эмоциональное состояние и создать, насколько это будет возможным, наиболее комфортные условия. Например, ребенку дошкольного и младшего школьного возраста предложить лист бумаги, карандаши или игрушку, таким образом, несовершеннолетний сможет снять напряжение, возникшее с необходимостью погружаться в травмирующие для него воспоминания во время допроса. Для несовершеннолетнего более старшего возраста, предметом, помогающим снять эмоциональное напряжение, может стать мячик, который можно вертеть или сжимать в руках.

Рассмотрим работу педагога-психолога с несовершеннолетним потерпевшим и свидетелем поэтапно:

Установление контакта – это самая важная часть работы педагога-психолога, поскольку является основой для успешного взаимодействия и эффективной помощи несовершеннолетнему. Еще перед началом следственного действия важно сразу обратить на ребенка свое внимание, поздороваться, представиться самому и спросить имя ребёнка. Необходимо объяснить несовершеннолетнему, что психолог нужен для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, помочь, если вдруг ему будет тяжело о чем-то говорить или если он почувствует себя плохо.

Заинтересованная беседа. После установления контакта, желательно продолжить беседу с ребёнком на отвлеченные темы. Например, можно спросить несовершеннолетнего о его друзьях, увлечениях, интересах, об успехах в школе. Но если известно, что ребенок плохо учиться или конфликтует с учителями, то тему школы лучше не затрагивать.

Подготовительный этап. Знание о том, что будет происходить на допросе, может несколько снизить тревогу несовершеннолетнего. Поэтому подготовку к следственному действию можно начать с вопроса: «Ты знаешь, почему ты здесь находишься?». Если ребенок не знает или не понимает, для чего его пригласили, то нужно объяснить, что будет происходить на допросе, и о чем его будут спрашивать. Если ребенок знает, что ему предстоит рассказать о неприятных событиях, то необходимо поддержать его, постараться снизить его тревогу и объяснить, что его показания, возможно, помогут наказать преступника.

В том случае, если тревога ребенка велика, то необходимо отразить его состояние, например: «Ты стесняешься…», «Ты переживаешь…», затем поддержать, сказав ему: «Я вижу, что ты волнуешься, тебе тяжело, но вместе мы постараемся справиться». Если специалисту удалось установить доверительный контакт, и подготовить несовершеннолетнего к следственным действиям, то, чаще всего, дети сами начинают рассказывать о случившемся, а также говорить педагогу-психологу о своем самочувствии и трудностях, которые могли у них возникнуть при рассказе. Случается, что ребенок не может подобрать подходящие слова для ответа на вопрос, тогда психолог может ему помочь.

После доверительной беседы и подготовки несовершеннолетнего к следственным действиям можно спросить, готов ли он отвечать на вопросы и после этого приступать к самому допросу.

Пример мотивационной беседы, состоявшейся между психологом и потерпевшим.

Беседа проходила перед допросом несовершеннолетнего в кабинете следователя. Имена участников беседы изменены.

В допросе участвовал мальчик «Сережа», 7 лет, в качестве законного представителя выступал его отец «Борис Иванович», а также педагог-психолог «Светлана Павловна».

Сережа неоднократно подвергался развратным действием со стороны соседа по коммунальной квартире. Мама мальчика, застав их соседа в своей комнате, и выяснив у мальчика подробности произошедшего, обратилась в полицию.

На момент вызова педагога-психолога в следственный отдел, Сережа и его папа уже давно ожидали начала следственного действия. Следователь ввел психолога в курс дела, пояснив, что мальчик готов дать показания, но очень переживает, что не может рассказать на камеру интимные подробности случившегося, т.к. ему очень стыдно и страшно. Папа мальчика сам предложил психологу поговорить с Сережей наедине, предположив, что тот стесняется отца. Допрос несовершеннолетнего под видео никак не начинался по техническим причинам. Поэтому у психолога было достаточно времени для общения с ребенком:

Психолог: Здравствуй. Меня зовут Светлана Павловна и я психолог. Я буду участвовать с тобой в допросе. И буду тебе помогать, и поддерживать тебя, если это тебе потребуется. А как тебя зовут?

Психолог: Ты давно уже здесь?

Сережа: С самого утра.

Психолог: Ты, наверное, устал?

Сережа: Очень устал.

Психолог: Как ты себя чувствуешь?

Психолог: Если ты захочешь порисовать, то здесь есть цветные карандаши и бумага.

Сережа: Угу. Я потом.

Психолог: Сережа, ты знаешь, зачем ты здесь?

Психолог: Хорошо. Сейчас следователь будет задавать тебе вопросы, возможно, что некоторые из них тебе будут неприятны, но нам очень важно, чтобы ты ответил на них очень подробно. Если ты не поймешь вопроса, то можешь сказать об этом нам, и мы сформулируем его по-другому. Если во время допроса ты почувствуешь себя плохо, то также скажи об этом, и мы сможем сделать перерыв.

Психолог: Сережа, я вижу, что ты играешь с бумагой, а что ты делаешь?

Сережа: Просто держу в руках.

Психолог: Тебе так спокойнее?

Психолог: А что тебя беспокоит прямо сейчас?

Психолог: Боишься? Чего ты боишься?

Сережа: Я боюсь говорить…на камеру боюсь говорить…

Психолог: Ты боишься все рассказать на камеру?

Сережа: Нет, рассказывать на камеру не боюсь. не могу… не знаю, как сказать… что делал дядя Коля…

Психолог: Ты боишься назвать действия, которые делал дядя Коля?

Сережа: Да (опустил голову).

Психолог: Тебе неприятно вспоминать об этом?

Психолог: Тебе сейчас стыдно?

Психолог: Сережа, я хочу, чтобы ты знал, что в том, что с тобой произошло, нет твоей вины, и мы, все кто сейчас находится рядом с тобой, полностью на твоей стороне. Я понимаю, что тебе сейчас стыдно и страшно, но я постараюсь помочь тебе. Давай вместе попробуем придумать способ, как можно рассказать следователю о случившемся с тобой?

Психолог: Смотри, у нас есть карандаши и бумага. Может, тебе было бы удобнее нарисовать то, что делал дядя Коля?

Сережа взял бумагу и карандаши, начал что-то рисовать.

Психолог: А еще ты можешь своими словами описывать то, что с тобой произошло. И называть все части тела так, как ты знаешь или как тебе удобно. Ты можешь даже использовать слова, которые тебе кажутся неприличными.

Сережа молча, что-то рисует.

Допрос все не начинается и психолог, сидя неподалеку от рисующего мальчика, не отвлекает его разговорами. Через какое-то время, мальчик поднимает голову и откладывает в сторону лист бумаги.

Сережа: Я знаю, как сказать мне трудные слова.

Сережа: Я закрою глаза и заткну уши. Вот так (затыкает уши указательными пальцами). И все скажу. Быстро.

Психолог: Сережа, какой ты молодец. Ты смог найти выход из трудной для тебя ситуации. Тебе было нелегко. Но ты справился. Преодолел страх и стыд и придумал такое хорошее решение.

Таким образом, затянувшееся ожидание перед допросом, дало психологу возможность для установления контакта и неторопливой беседы с ребенком, позволила мальчику и остальным участникам следственного действия успешно завершить допрос.

Поддержка в ходе следственного действия. В процессе всего следственного действия важно поддерживать несовершеннолетнего, проявлять терпение и понимание. В ходе допроса необходимо продолжать отражать чувства несовершеннолетнего, отслеживать его эмоциональное состояние, поддерживать и хвалить его: «Ты молодец», «Тебе было тяжело, но ты справился», «У тебя все получается» и т.п. Необходимо поощрять рассказ ребенка, т.к. он может замолчать и закрыться. В случае если ребенок пострадал от жестокого обращения или сексуального насилия важно сказать несовершеннолетнему: «В том, что произошло, нет твоей вины…», «На тот момент ты сделал все, что от тебя зависело…».

Таким образом, педагог-психолог на следственных действиях может являться опорой и поддержкой для несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, но главное для специалиста это предотвращение у несовершеннолетнего вторичной травматизации, которая может возникнуть в ходе следственных действий.

Автор

Ромашко (Копосова) Екатерина Викторовна

заведующая отделом межведомственного взаимодействия по вопросу реабилитации и сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, в том числе пострадавших от жестокого обращения с ними, психолог, СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
Санкт-Петербург

Шеремета Ольга Леонидовна

педагог-психолог Служба межведомственного взаимодействия по вопросам реабилитации и сопровождения несовершеннолетних, СПб ГБУ социальный приют для детей «Транзит»
Санкт-Петербург

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *