Психокибернетика что это такое

Психокибернетика

Написанная в стиле практического руководства, книга показывает, как «вечно» несчастливые люди могут научиться радоваться жизни. По мнению автора, прозванного на Западе «Доктор Пигмалион», природа вложила в человека Механизм Успеха, который работает независимо от сознания, и мы сами зачастую мешаем ему, «вставляя палки в колеса».

Вы узнаете о тайнах собственного Я, как улучшить свою внутреннюю жизнь, используя правду о себе. О своем душевном комфорте. Как создать программу полноценной жизни, об инстинкте успеха и использовании неограниченного запаса интеллекта. О чудесах воображения и силе позитивного мышления. Как избавиться от комплекса неполноценности, что такое творческий потенциал и секреты раскрепощения. Как стать преуспевающей личностью. Психологическая борьба с неудачами. О самообладании, вашей подлинной сути, кризисах и выходе из «заколдованного круга». Как вернуть удачу.

ПСИХОКИБЕРНЕТИКА
Инструкция по сборке механизма успеха

Мы постараемся показать,

Как вечно несчастливые люди

Могут научиться радоваться жизни

Hикогда не поздно изменить

Образ собственного Я

И, следовательно, начать

Я никогда не поверю, будто Богу

Угодно было, чтобы его дети

Бродили по Земле с виноватым

Выражением лица, чувствуя себя

Жалкими и несчастными, о нет!

Предисловие

Бытует представление, что рост и самосовершенствование личности достигаются лишь на пути внутренних борений и кризисов. В детстве и юности эти кризисы имеют определенные возрастные границы и объясняются разрывом между духовным и физическим взрослением человека. Физическое взросление идет по неумолимым законам природы и в определенном возрасте периодически изменяет свое направление. Духовный же возраст может и не совпадать с возрастом физическим. Тогда мы говорим об инфантильности молодого человека или о раннем развитии ребенка. Возрастные кризисы несут в себе немало опасностей, так как их разрешение может значительно затянуться либо вообще принять нездоровый оборот. Самоощущение может стать болезненным и исказить многое в дальнейшей судьбе человека. Но без таких кризисов роста тем не менее не обойтись. А можно ли обойтись без опасных и непредсказуемых личностных кризисов тогда, когда человек уже вырос? Ведь причины кризисов могут принимать любую окраску, очень часто социальную. М. Мольц в своей книге берется показать, что, несмотря ни на что, эти кризисы могут быть поставлены человеком под собственный контроль.

Вспомним так называемых ипохондриков. Для большинства из них характерно преувеличенное, болезненное внимание к собственному здоровью. Будучи достаточно здоровыми, ипохондрики массу времени убивают на поиск мнимых болезней и лечение от них. Данные объективной диагностики их нисколько не убеждают. Они конфликтуют с врачами, доказывая собственную болезненность, добиваясь хоть какого-нибудь лечения. Такие люди не прибавляют счастья ни себе, ни окружающим. Нечто подобное происходит и с людьми, убежденными в своей безобразности. Их очень трудно убедить в обратном, и они твердо верят, что все вокруг изменится лишь после пластической операции. Все упорство этих несчастных мобилизуется на достижение этой цели.

Чем выше доля правильных положительных представлений человека о себе, тем беспроблемнее его жизнь. Справедливо и обратное. Рассогласование первого и второго Я ведет к разрастанию внутреннего конфликта личности. Те или иные собственные поступки видятся в ложном свете, ведут к драматическим последствиям. И при этом даже не важна объективная направленность поступков. Все они будут интерпретироваться в ложном свете.

Есть притча о вечном неудачнике, который, собираясь в дальний путь, забывает спички. Обнаружив их отсутствие, он с болезненной улыбкой вздыхает: «Все верно. Ведь я же неудачник!» В очередной раз подтверждено его представление о самом себе. Более того, неудачник почти удовлетворен этим. В этом случае имеются предпосылки для постепенной синхронизации обоих Я, в которых, несмотря на негативность исхода, человек может найти нишу для временного личного спокойствия. И это тоже выход.

Противоположный пример более благоприятен для самочувствия человека. Что бы ни сотворил человек, видящий себя только в позитивном свете, его самооценка не пострадает. Такое рассогласование поступков и видения себя ведет к появлению целого набора личностных защит, помогающих человеку как-то объяснить себе и окружающим собственные промахи и прегрешения. Однако неискренность перед самим собой может окрасить жизнь человека в неверные, мятущиеся тона. Промахи перестают играть регулирующую роль, и поступки в конце концов становятся неадекватными ситуации. Например, защитную реакцию выполняет описанный З. Фрейдом механизм вытеснения-забывания. Каждый на собственном опыте знает, что вытесняются прежде всего постыдные поступки, нередко они даже перешифровываются чуть ли не в благородные.

Источник

Психокибернетика, или Как повысить ценность своего времени

Психокибернетика что это такое

Термин «психокибернетика» вам, вероятно, знаком. Книга под таким названием разошлась по всему миру 30-миллионным тиражом и в нескольких аудиоверсиях, продававшихся через знаменитый каталог Nightingale-Conant, каталог и телепрограмму Sybervision и через сеть магазинов Audio Renaissance. Придуманная доктором Максвеллом Мальцем (Maxwell Maltz) психокибернетика — это техники умственной тренировки, которые опробовали и использовали многие знаменитые профессиональные спортсмены и тренеры, крупные управленцы, виртуозы продаж, звезды шоу-бизнеса и я. А Сальвадор Дали в благодарность за психокибернетику, что так помогла его карьере, подарил доктору Мальцу свою картину. Записывать свои идеи Мальц начал в 1960-х, и в тот момент он был настолько впереди своего времени, что люди, знакомящиеся с его техникой сегодня, удивляются ей и крупно выигрывают от нее.

Какое отношение это все имеет к вашей личной эффективности? Есть определенное состояние ума, лучше всего помогающее достичь наивысшей личной эффективности. Освоение определенных техник психокибернетики лучше всего поможет вам сознательно включать это состояние когда нужно и как нужно. Вот, например, «обнуление калькулятора», о котором пишет доктор Мальц. Если у вас под рукой есть обычный калькулятор, возьмите его и пощелкайте кнопками. Вы обнаружите, что там есть кнопка сброса, которую надо нажать перед тем, как решать новую задачу, чтобы записать в память либо полностью стереть прошлое решение. Изучая поведение людей, доктор Мальц заметил, что мы часто пытаемся использовать свой разум для решения сразу нескольких проблем, даже не думая нажимать кнопку сброса. Чтобы достичь максимальной личной эффективности, человек должен развить особую способность останавливаться и записывать или стирать, чтобы 100% своих умственных мощностей направлять на один предмет, на задачу, которая решается сейчас.

Один мой клиент, директор корпорации, делающей 20 миллионов в год, страдает обсессивно-компульсивным неврозом. Он заведомо позволяет доброму десятку забот и тревог одновременно терзать его ум, пока он чем-то занят, и постоянно жалуется, что его отвлекают собственные мысли. Он восхищается моими способностями и в разговорах удивляется, «как это Кеннеди удается изолировать проблему и отложить ее на дальнюю полку, чтобы полностью сосредоточиться на другой задаче, а к той проблеме вернуться, когда он сам этого захочет». А это удается мне потому, что я тренировал, и тренировал, и тренировал технику «обнуления калькулятора», пока она не стала моей второй натурой. Одно из главных объяснений моей писательской плодовитости — в том, что мне не приходится ждать вдохновения или настроения для работы. Многие авторы проходят через миллион терзаний, моральных и физических, еще на самых дальних подступах к письменному столу. А я — нет. Я сажусь, кладу пальцы на клавиши, за минуту или меньше обнуляю свой калькулятор, и — писать.

Это только одна из многих простых, но действенных техник психокибернетики, и она иллюстрирует важную мысль: если не можешь контролировать свои мысли и управлять своим разумом, не сможешь управлять и своим временем.

Источник

Психокибернетика

Психокибернетика что это такое

Психокибернетика – термин, придуманный знаменитым американским ученым и пластическим хирургом Максуэллом Мольцом. Так он называет подход к перепрограммированию своей жизни с помощью работы с образом Я. То есть представлением человека о самом себе – своих способностях, характере, здоровье и внешности. Мольцу не раз попадались пациенты, которые даже после удачной операции продолжали считать себя уродливыми. Это ощущение сидело глубоко внутри и не давало им вести полноценную жизнь. Мольц заметил: негативное видение себя свойственно не только клиентам клиник пластической хирургии. Миллионы людей влачат жалкое существование, неосознанно бегут от любви, терпят неудачу за неудачей только потому, что это подразумевает их образ Я. Эта книга – полное руководство по коррекции представлений о себе. За минувшие годы она претерпела не менее сотни переизданий и была продана общим тиражом 30 000 000 экземпляров. До сих пор идеи Максуэлла Мольца находят твое отражение в выступлениях Тони Роббинса, Брайона Трейси, Маршалла Голдсмита, Джен Синсеро, Джо Диспензы, Аллана Пиза и других гуру саморазвития.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психокибернетика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Образ Я — ваш ключ к лучшей жизни

В последнее десятилетие в сферах психологии, психиатрии и медицины происходила незаметная революция.

Новые теории и концепции, касающиеся человеческого Я, рождались из работ и открытий клинических психологов, практикующих психиатров и пластических хирургов.

Новые практики, выросшие из теории, приводили к довольно существенным переменам в личности, здоровье и, по всей видимости, даже в основных способностях и талантах. Хронические неудачники превращались в людей преуспевающих. Двоечники — в круглых отличников за считаные дни и без всякого репетиторства. Стеснительные, замкнутые, подавленные становились счастливыми и общительными.

В январском номере журнала Cosmopolitan за 1959 год Т. Ф. Джеймс [4] такими словами подытожила результаты, полученные разными психологами и врачами:

«Понимание психологии Я может оказаться решающим фактором в разнице между успехом и неудачей, любовью и ненавистью, недовольством и счастьем. Открытие истинного Я может спасти рассыпающийся брак, выправить споткнувшуюся карьеру, преобразить жертв «неудач в личной жизни». В другом плане обнаружение истинного Я означает разницу между свободой и компульсивной конформностью».

Ваш ключ к лучшей жизни

Самое важное психологическое открытие столетия — это открытие образа Я.

Сознаем мы или нет, но каждый из нас носит с собой мысленную схему, или картину, самого себя. Она может быть смутной и недостаточно определенной для сознательного взора. В сущности, она может быть вообще нераспознаваемой на сознательном уровне. Но она есть — подробная и завершенная вплоть до последней детали.

Этот образ Я — наше собственное представление о том, «какого рода я человек». Оно было выстроено из наших собственных убеждений относительно самих себя.

Но бо́льшая часть этих убеждений бессознательно формировалась нашим опытом, успехами и неудачами, унижениями, триумфами и тем, как реагировали на нас другие люди, особенно в раннем детстве. Из всего перечисленного мы психологически конструируем Я (или картину этого Я).

Как только представление или убеждение относительно нашего эго попадает в эту картину, оно становится истинным — по нашему личному мнению. Мы не сомневаемся в его обоснованности и начинаем действовать в соответствии с ним, как если бы оно было истинным на самом деле.

Этот образ Я становится золотым ключиком от двери в лучшую жизнь благодаря двум важным открытиям:

1. Все ваши поступки, чувства, поведение — даже ваши способности — всегда последовательно сочетаются с этим образом Я.

Короче говоря, вы будете действовать как человек того рода, к которому себя причисляете. Мало того, вы буквально не можете действовать иначе, вопреки сознательным усилиям или силе воли.

Считающий себя неудачником обязательно найдет способ потерпеть неудачу, несмотря на благие намерения и силу воли, даже если возможность буквально свалится ему на голову. Тот, кто считает себя жертвой несправедливости, страдальцем, неизменно будет находить обстоятельства, подтверждающие его мнение.

Образ Я — это предпосылка, база или фундамент, на котором строится все — ваша личность, поведение и обстоятельства жизни. Следовательно, наши переживания подтверждают и укрепляют существующий образ Я, и создается либо порочный, либо благотворный круг — в зависимости от конкретного случая.

Например, школьник, который видит себя двоечником или бездарем в математике, неизменно обнаруживает, что его табель подтверждает это мнение — появляется якобы доказательство.

Молодая девушка, у которой образ Я — это образ человека, который никому не нравится, действительно увидит, как ее избегают на школьном балу. Она буквально (и неосознанно) напрашивается на отвержение: унылое выражение лица, манеры парии, излишнее стремление угодить или, возможно, враждебность по отношению к тем, кто, по ее мнению, непременно от нее отвернется, — все это отпугивает тех, кого она хотела бы привлечь.

Продавец или бизнесмен точно так же убеждается на опыте реальной жизни: созданный им образ Я верен.

Из-за объективных «доказательств» человеку очень редко приходит в голову, что корень бед кроется в представлении о себе или внутренней оценке себя.

Скажите школьнику, что он лишь думает, будто не может овладеть алгеброй, — и он усомнится в здравости вашего рассудка. Школьник пытался подтянуть математику, и не раз, но табель все равно его выдает. Скажите продавцу, что его неспособность заработать больше определенной суммы — всего лишь убежденность, — и он докажет, что вы ошибаетесь, предъявив книгу заказов. Продавец прекрасно знает, как упорно прикладывал усилия — и терпел неудачи. Однако, как мы увидим из дальнейшего, почти чудесные перемены происходили как в оценках учеников, так и в способности продавцов зарабатывать, когда их удавалось убедить сделать этот шаг — изменить собственное представление о себе.

2. Представление о себе можно изменить. Многочисленные случаи из практики показывают: нельзя быть ни чересчур юным, ни слишком старым для того, чтобы изменить свое представление о себе и таким образом начать новую жизнь.

Одна из причин, по которой человеку так трудно изменить свои привычки, личность или образ жизни: вплоть до последнего времени почти все попытки измениться направлялись на периферию Я, так сказать, а не в его центр.

Многочисленные пациенты говорили мне: «Если вы толкуете о позитивном мышлении, то я уже пробовал, и мне это просто не подходит». Однако стоит задать пару дополнительных вопросов — и выясняется, что они применяли позитивное мышление — или пытались его применять — либо к конкретным внешним обстоятельствам, либо к конкретной привычке или дефекту характера («Я получу эту работу», «Я в будущем буду более спокойной и расслабленной», «Это деловое предприятие сложится для меня именно так, как надо», и т. д.). Но они никогда и не думали изменить свои мысли о том Я, которое должно было всего этого достичь.

Иисус предупреждал нас, что глупо ставить заплату из новой ткани на ветхие одежды или вливать молодое вино в старые мехи. Позитивное мышление неэффективно использовать как заплату или костыль для существующего представления о себе. Более того, невозможно действительно позитивно думать о конкретной ситуации, если у вас негативная Я-концепция. И многочисленные эксперименты показывают, что, когда меняется образ Я, цели, последовательно согласующиеся с новым самоощущением, достигаются легко и без напряжения.

Леки представлял личность как «систему идей», каждая из которых должна казаться последовательно согласующейся с остальными. Идеи, идущие вразрез с системой, отвергаются, в них не верят, а потому и не действуют согласно им. Идеи, которые кажутся согласующимися с системой, принимаются. В самом центре этой системы идей находится основа, на которой строится все остальное, — «эго-идеал» человека, его образ Я или представление о себе.

Леки был школьным учителем и мог проверить теорию на тысячах учеников.

Леки предположил: трудности с определенным предметом школьной программы связаны с тем, что знание этого предмета не согласовалось бы (с точки зрения ученика) с его представлением о своей личности. Однако, считал Леки, если бы удалось трансформировать лежащее в корне проблемы представление ученика о себе, подход к проблемному предмету изменился бы соответственно.

Если ученика убедить перестроить самоопределение, то его способность к обучению тоже должна была измениться.

Леки был прав. Один ученик, делавший орфографические ошибки в 55 словах из сотни и заваливший такое количество контрольных, что был оставлен на второй год, в следующем году в среднем правильно писал 91 слово из 100 и стал одним из самых грамотных в школе. Парень, исключенный из колледжа за плохие оценки, поступил в Колумбийский университет и был там круглым отличником. Девушка, четырежды не сдавшая экзамен по латыни, после трех бесед со школьным консультантом получила на 84 балла из 100. Студент, которому экзаменационная комиссия заявила, что у него нет никаких способностей к английскому языку, на следующий год удостоился почетного звания за полученную литературную премию.

Проблема этих учащихся была не в тупости или нехватке основных способностей. Она крылась в неадекватном образе Я («у меня не математические мозги», «я просто от природы склонен писать с ошибками»).

Учащиеся отождествляли себя с ошибками и неудачами. Вместо того чтобы сказать: «Я провалил этот экзамен» (фактически и описательно), они приходили к выводу: «Я — неудачник». Вместо того чтобы сказать: «Я не выучил этот предмет», — они говорили: «Я бездарь».

Если вам интересно подробнее узнать о работе Леки, рекомендую найти его книгу «Самосогласованность — теория личности» (Self Consistency, a Theory of Personality, The Island Press, New York.)

Леки применял тот же метод для избавления учеников от обгрызания ногтей и заикания.

Мои собственные документы содержат столь же убедительные реальные примеры.

Мужчина, который настолько боялся незнакомых людей, что редко отваживался выходить из дома, теперь зарабатывает на жизнь публичными выступлениями.

Агент по продажам, собиравшийся подать заявление об уходе, поскольку был просто «не создан для продаж», спустя шесть месяцев стал лучшим в отделе из 100 человек.

Священнослужитель, который подумывал об уходе на покой, потому что нервы из-за одной еженедельной проповеди его утомляли, теперь выступает с тремя (в среднем) «беседами» в неделю вдобавок к обязательным воскресным проповедям и даже не задумывается о том, есть у него «нервы» или нет.

Как пластический хирург заинтересовался психологией образа Я

На поверхностный взгляд может показаться, что хирургия и психология мало связаны между собой. Однако именно работа пластического хирурга впервые намекнула на существование образа Я и подняла вопросы, ведущие к важному психологическому знанию.

Когда я много лет назад начинал хирургическую практику, меня изумляли разительные и внезапные перемены в характере и личности, появляющиеся после устранения внешнего дефекта. Реставрация физического образа во многих случаях, казалось, создавала совершенно новую личность.

Раз за разом скальпель в моей руке становился волшебной палочкой, не только преображавшей внешность пациента, но и трансформировавшей всю его жизнь. Робкие и замкнутые становились смелыми и отважными. «Туповатый», «глупый» мальчик превращался в живого, сообразительного паренька, который впоследствии становился высокопоставленным менеджером в известной фирме. Агент по продажам, утративший деловую хватку и веру в себя, стал примером самоуверенности. И, пожалуй, наиболее ошеломительным примером из всех был «закоренелый» преступник-рецидивист, который буквально в один день изменился, превратившись из неисправимого и не демонстрировавшего никаких признаков раскаяния негодяя в образцового заключенного, заслужившего условно-досрочное освобождение за хорошее поведение и впоследствии игравшего ответственную роль в обществе.

Около двадцати лет назад я изложил множество подобных историй в книге «Новые лица — новое будущее». После ее публикации и выхода похожих статей в ведущих журналах меня стали осаждать криминалисты, социологи и психиатры.

Они задавали вопросы, на которые я не мог ответить, но которые побудили меня к поискам. Как ни странно, я узнал благодаря своим неудачам столько же, сколько и благодаря успехам — если не больше.

Объяснить успехи было легко. Вот, например, мальчик со слишком большими ушами. Ему говорили, будто он похож на такси с открытыми с обеих сторон дверцами. Над ним смеялись всю жизнь — нередко жестоко. Общение со сверстниками означало унижение и боль… Так почему бы ему не избегать социальных контактов? С какой стати не испытывать страха перед людьми и не уходить в себя? Мальчик ужасно боялся выражать себя любым способом, неудивительно, что его считали умственно неполноценным. Когда форма ушей была исправлена, причина стыда и унижения оказалась ликвидирована, и мальчик, по логике вещей, должен был начать играть нормальную роль в жизни — что он и сделал.

Или подумайте об агенте по продажам с изуродованным в результате аварии лицом. Каждое утро, бреясь перед зеркалом, он видел ужасный уродливый шрам на щеке и гротескно искривленный рот. Впервые в жизни он познал болезненную стеснительность. Он стыдился себя, и ему казалось, будто его внешность отталкивает окружающих. Шрам стал его «пунктиком». Мой пациент начал гадать, что думают о нем другие. И вскоре его эго оказалось изуродовано еще сильнее, чем лицо.

Он утратил уверенность в себе, стал озлобленным и враждебным. Вскоре почти все его внимание было направлено на самого себя — и главной целью стала защита эго и избегание ситуаций, которые могли привести к унижению.

Легко понять, почему коррекция лицевого дефекта и восстановление «нормального» лица мгновенно изменили мировоззрение этого человека, его самооценку — и в результате привели к большим успехам в работе.

Но как быть с теми пациентами, которые не меняются?

С герцогиней, болезненно застенчивой из-за внушительной горбинки на носу? Хотя операция подарила ей классический нос и по-настоящему красивое лицо, герцогиня продолжала играть роль гадкого утенка, нежеланной сестры, не могла заставить себя посмотреть в глаза другому собеседнику. Если скальпель сам по себе — волшебная палочка, то почему с герцогиней его магия не сработала?

И как быть со всеми остальными людьми, которые приобрели новые лица, но продолжали носить прежнюю личность?

Или как объяснить реакцию пациентов, утверждающих, что операция не оказала совершенно никакого воздействия на их внешность?

Каждый пластический хирург сталкивался с подобным и, возможно, был так же озадачен, как и я. Насколько бы разительной ни была перемена во внешности, есть пациенты, которые упорствуют: «Я выгляжу точно так же, как и прежде, вы ничего не сделали!» Друзья, даже родственники едва узнают человека, с энтузиазмом твердят о новообретенной «красоте», однако сама пациентка видит лишь небольшие улучшения или даже отрицает изменения. Сравнение фотографий «до» и «после» здесь мало помогает и может спровоцировать враждебность. В силу некой странной психологической алхимии пациентка думает: «Разумеется, я вижу, что этой горбинки на носу больше нет — но мой нос все равно выглядит точно так же». Или: «Пусть шрама больше не видно, но я-то знаю, что он все равно есть».

Шрамы, которыми вы гордитесь

Еще одна улика в поисках ускользающего образа Я: не все шрамы или уродства унизительны и постыдны, с точки зрения их обладателя.

В бытность мою молодым студентом-медиком в Германии мне доводилось видеть, как другие учащиеся с гордостью носили свои «дуэльные шрамы» — американец мог бы с той же гордостью носить почетную медаль. Дуэлянты — элита университетского сообщества, а шрам на лице — почетный знак, доказывающий высокое положение.

Для этих молодых людей приобретение чудовищного шрама на щеке имело тот же психологический эффект, что и удаление шрама со щеки моего пациента, агента по продажам.

Тайна воображаемого уродства

Для человека, страдающего настоящим врожденным дефектом или с действительно изуродованным в результате несчастного случая лицом, пластическая хирургия может воистину сотворить чудо. Благодаря таким случаям легко сделать теоретический вывод, что панацея от всех неврозов, недовольства, неудач, страха, тревожности и отсутствия уверенности в себе — это тотальная пластическая операция, удаляющая все телесные дефекты.

Однако тогда напрашивается вывод: люди с нормальным лицом необыкновенно свободны от всех психологических трудностей. Они должны быть жизнерадостными, счастливыми, уверенными в себе, избавленными от тревожности и беспокойства. Мы знаем — даже слишком хорошо, — что это не так.

Не может такая теория объяснить поведение людей, требующих у хирурга сделать «подтяжку лица», чтобы исцелить чисто воображаемое уродство. Так, иногда 35–45-летние женщины считают себя старухами, хотя их внешность совершенно нормальна, а во многих случаях и необыкновенно привлекательна.

Есть молодые девушки, убежденные в своем уродстве просто потому, что размеры их рта, носа или бюста не вполне соответствуют параметрам ныне царствующей королевы экрана.

Есть и мужчины, верящие, что их уши слишком велики, а нос чересчур длинен.

Пластический хирург, следующий врачебной этике, и не подумает оперировать этих людей, но, увы, шарлатанам, или так называемым «докторам красоты», которых не приняла бы в свои ряды ни одна медицинская ассоциация, подобные сомнения неведомы.

«Воображаемое уродство» — не редкость. Недавний опрос показал, что 90 процентов студентов колледжа, независимо от пола, в той или иной мере не удовлетворены своей внешностью.

Если слова «нормальный» или «средний» имеют значение, очевидно: 90 процентов студенчества никак не может быть «ненормальным» или «дефективным» в плане внешности. Однако аналогичные опросы показывают, что примерно такой же процент населения в целом находит ту или иную причину стыдиться своего телесного образа.

Эти люди реагируют точь-в-точь так, как если бы страдали действительным уродством. Ощущают такой же стыд. Мучаются теми же страхами и тревожностью. Их способность жить полной жизнью блокируется и душится психологическими препятствиями. Их «шрамы», пусть психологические и эмоциональные, а не физические, не менее разрушительны.

На самом деле секрет заключается в образе Я

Открытие образа Я объясняет все очевидные несоответствия, которые мы обсуждаем. Это общий знаменатель — решающий фактор — во всех конкретных случаях, как неудачных, так и успешных.

Вот в чем секрет: чтобы по-настоящему жить, то есть находить жизнь разумно удовлетворительной, необходимо иметь адекватный и реалистичный образ Я.

Необходимо находить свое Я приемлемым для себя. Необходима здоровая самооценка. Необходимо иметь Я, которому можно доверять, в которое можно верить. Необходимо иметь нестыдное Я, выражать его творчески, а не прятать или маскировать. Необходимо иметь Я, соответствующее реальности, чтобы функционировать эффективно в реальном мире.

Необходимо знать себя — и свои сильные стороны, и слабости, — и быть честным с самим собой в отношении тех и других. Ваш образ Я должен быть разумной приблизительной оценкой вас, не преуменьшая, но и не преувеличивая.

Когда образ Я не поврежден и защищен, вы хорошо относитесь к себе. Он под угрозой — и вы чувствуете себя тревожным и уязвимым. Если он адекватен, вы можете разумно им гордиться, вы ощущаете уверенность в себе. Вы вольны «быть собой» и выражать себя. Вы оптимально функционируете. Когда же он является объектом стыда, вы стараетесь скрывать его, творческое выражение блокируется. Вы становитесь враждебны ко всему миру, и с вами трудно ладить.

Если шрам на лице подкрепляет образ Я (как немцев-дуэлянтов), самооценка и уверенность в себе растут. Если шрам на лице умаляет образ Я (как у того агента по продажам), результатом становится потеря самооценки и уверенности в себе.

Когда лицевой дефект исправляется пластической хирургией, разительные психологические изменения следуют только в том случае, если происходит соответствующая коррекция изуродованного образа Я.

Иногда изуродованный образ Я продолжает существовать после успешной хирургической операции, так же как фантомная конечность может болеть даже годы спустя после ампутации руки или ноги.

Я начинаю новую карьеру

Эти наблюдения привели меня на новый профессиональный путь. Около 15 лет назад я уверился в том, что люди, которые консультируются с пластическим хирургом, нуждаются в большем, чем просто операция, и некоторым из них вмешательство вообще не нужно.

Если я хочу видеть в пациенте целого человека, а не просто нос, ухо, рот, руку или ногу, мне необходимо быть в состоянии дать ему нечто большее.

Я должен уметь показать, как получить «духовную» подтяжку лица, удалить эмоциональные шрамы, как изменить образ мысли, а не только внешность.

Мое обучение принесло полезнейшие плоды. Сегодня я как никогда убежден, что на самом деле в глубине души каждый хочет «больше жизни».

Счастье, успех, душевный покой или любое иное представление о высшем благе, по сути, ощущаются как «больше жизни».

Ваша программа лучшей жизни

Психология за последние 30 лет стала слишком пессимистична в отношении человека и его потенциальных способностей к переменам и величию. Поскольку психологи и психиатры имеют дело с нездоровыми людьми, их профессиональная литература почти исключительно посвящена склонности к саморазрушению и разнообразным отклонениям от нормы.

Боюсь, читатели большого количества подобной литературы начинают рассматривать ненависть, «инстинкт разрушения», чувство вины, самообвинение и все прочие негативные проявления как нормальное человеческое поведение.

Средний человек чувствует слабость и бессилие, задумываясь о том, что придется противопоставлять свою немощную волю этим негативным силам человеческой природы, отвоевывая здоровье и счастье.

Если бы такова была истинная картина человеческой природы и состояния человека, то «самосовершенствование» было бы воистину бесплодной затеей.

Однако я верю — и опыт пациентов подтверждает мою правоту, — что эту работу не обязательно делать в одиночку.

В каждом из нас есть инстинкт, нацеленный на обретение здоровья, счастья и всего того, что дает индивидуальной личности больше жизни. «Инстинкт жизни» работает на вас с помощью «творческого механизма», как я его называю, — или, если употреблять слова верно, «механизма успеха», встроенного в каждое разумное существо.

Новые научные открытия в области «подсознательного мышления»

Согласно новейшему и наиболее полезному представлению о человеческой психике, у человека нет двух сознаний, а есть одно сознание, или мышление, которое приводит в действие автоматическую машину, стремящуюся к цели.

Эта автоматическая целеустремленная машина функционирует очень похоже на электронные сервомеханизмы в части основных принципов; но она еще удивительнее и намного сложнее любого электронного мозга или управляемой боеголовки, кода-либо изобретенных человеком.

Творческий механизм внутри вас безличен. Он работает автоматически и беспристрастно над достижением успеха и счастья — или несчастья и неудачи — в зависимости от тех целей, которые вы сами перед ним поставите.

Ставьте перед ним цели успеха — и он будет функционировать как механизм успеха. Ставьте перед ним негативные цели — и он будет так же безлично и верно действовать в качестве механизма неудачи.

Как и любой другой сервомеханизм, он должен иметь четко определенную цель или задачу, чтобы над ней работать.

Цели нашего творческого механизма — это ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ или мысленные картинки, созданные нами посредством ВООБРАЖЕНИЯ.

Ключевым целевым образом является наш образ Я.

Наш образ Я ограничивает достижение конкретных целей. Он диктует область возможного.

Как и любой сервомеханизм, наш творческий механизм работает на основе информации и данных, загруженных в него (мыслей, убеждений, интерпретаций). Трактуя ситуацию, мы описываем проблему и даем старт ее решению.

Если мы загружаем в творческий механизм информацию и данные, подразумевающие, что мы сами — недостойные, низкие, бездарные, неспособные (негативный образ Я), то они обрабатываются и на их основе создается соответствующая программа действий (так же как на основе любых других данных), выдающая нам «ответ» в форме объективного переживания.

Как и любой другой сервомеханизм, наш творческий механизм использует сохраненную информацию, память, в решении текущих задач и реагировании на текущие ситуации.

Ваша программа получения «большей жизни» основывается на узнавании внутренней автоматической системы управления, чтобы использовать ее как механизм успеха, а не механизм неудачи.

Этот метод сам по себе состоит в усвоении, практике и переживании новых привычек мышления, воображения, запоминания и действия с целью: 1) развить адекватный и реалистичный образ Я; и 2) использовать свой творческий механизм для привлечения успеха и счастья в результате достижения конкретных целей.

Как вы увидите из дальнейшего, метод, предложенный мною, состоит в творческом создании мысленных картин, творческом переживании с помощью воображения и формировании новых автоматических шаблонов реакции путем «притворства» и «действия, как будто».

Я часто говорю пациентам: «Если вы способны запоминать информацию, испытывать беспокойство или самостоятельно завязывать шнурки — значит, у вас не будет никаких проблем с применением этого метода».

Я буду просить вас делать простые вещи, но вы должны тренироваться и переживать их. Визуализировать, создавать мысленные картинки не труднее, чем вспоминать прошлое или беспокоиться о будущем. Разыгрывать новые шаблоны действия не сложнее, чем решить, а потом каждое утро завязывать шнурки неким новым способом, вместо того чтобы продолжать завязывать их привычным способом без участия мысли или решимости.

Главные идеи для запоминания (заполните список сами)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *