Психическое состояние и психологическое в чем разница

Научная электронная библиотека

Психическое состояние и психологическое в чем разница

Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства

Место проведения: аудитория

Продолжительность: 2часа

Цели занятия:

Студент должен знать:

Студент должен уметь:

Темы проектов, рефератов:

Рекомендуемая литература:

Основная литература

Дополнительная литература:

Исходный уровень контроля знаний:

1. Что изучает наука психология?

2. Что является предметом и объектом психологии?

3. Основные формы психических явлений.

4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?

5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?

Основные вопросы темы:

1. Характеристика эмоций

2. Основные теории эмоций.

4. Основные компоненты эмоций

5. Классификация эмоций

6. Эмоциональные феномены

7. Снятие эмоционального напряжения

8. Патология эмоциональной сферы

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте основную характеристику эмоций.

2. Какие вы знаете основные теории эмоций.

3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?

4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?

5. Какие вы знаете функции эмоций?

6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?

7. Перечислите основные компоненты эмоций.

8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.

9. Авторы классификаций эмоций.

10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?

11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?

13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?

14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?

15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?

Содержательная часть

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

— стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге

Таламическая теория эмоций Кенона-Барда

Лимбическая теория эмоций

Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.

Информационная теория П.В. Симонова

П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.

Таблица 1

Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)

Дистанционное взаимодействие

Овладение, обладание

Источник

Психическое состояние и психологическое в чем разница

г.Мурманск, ул.Свердлова д2 к4, 183031
Регистратура т.(8152) 60-34-02
+7-900-943-03-64

Приемная т.(8152) 60-24-01
+7-900-943-03-74
ФАКС (8152) 41-06-84
email mopnd@rambler.ru

Психическое состояние и психологическое в чем разница

Режим работы диспансерного отделения по адресу Свердлова 2/4:

Воскресенье: выходной

Психическое состояние и психологическое в чем разница

Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.

В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагивают около 12% всего населения земного шара – примерно 450 миллионов или каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний. Психическое состояние и психологическое в чем разница

Показателями психического здоровья являются:

Факторы, которые разрушают психику человека:

Все эти факторы способны в той или иной форме оказывать влияние на людей, вызывая тяжелые болезни.

Чем характеризуется психическое здоровье?

1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные. В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть.

2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества.

3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека. Что она в себя включает:

4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность.

5. Понимание этических норм. Осознавать смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).

6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.

7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.

8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого.

9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше.

10. Адекватная самооценка. Реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.

Как сохранить свое психическое здоровье? Психическое состояние и психологическое в чем разница

Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а её мы в силах изменить.

Психическое состояние и психологическое в чем разница

Психически здоровые люди стремятся сбалансировать и развивать различные стороны своего «я» — физическую, психическую, эмоциональную и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.

Источник

Из чего состоит психическое здоровье? 16 признаков, что у вас все в порядке

9 апреля 2020 года

Психическое состояние и психологическое в чем разница

Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. В этом году он выпал на сложное время пандемии коронавируса. Но, как и любой кризис, такой период может научить нас многому, главное — сохранить душевное равновесие и веру в лучшее. Из чего состоит психическое здоровье человека, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Елена Литвинова.

«Здоровье — состояние полного физического, душевного, сексуального и социального благополучия, умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов», — отмечает Елена.

Известный психоаналитик Нэнси МакВильямс описала 16 признаков психического здоровья. Они охватывают все сферы жизни человека: отношения с самим собой, с другими людьми и миром в целом.

Любовь к другим мотивирует человека к тому, чтобы давать, а не брать. Когда мы любим, хочется доверять и открываться перед другим человеком, сострадать и помогать. Любовь к себе помогает чувствовать собственные потребности, заботиться и принимать себя таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. Любовь — эмоция, исцеляющая душу.

Причем это относится не только к профессии. Это вообще способность выполнять задачи, которые человек сам ставит перед собой или получает извне.

Казалось бы, игра — детское занятие. Между тем взрослые, сохранившие способность играть, отличаются высокой креативностью, обладают хорошим чувством юмора, гибкостью и фантазией, в любом возрасте остаются любознательными и готовыми учиться новому.

Способность выстраивать и поддерживать стабильные отношения

Иначе говоря — способность к безопасной привязанности.

Признаки привязанности безопасного типа у взрослых:

Это качество опирается на ощущение собственной силы и независимости. Оно позволяет человеку делать то, что полезно для него в той или иной ситуации. В мозге за это качество отвечают поисковая система и гормон допамин. С автономией, так же как и со способностью играть, напрямую связаны любознательность и способность к обучению.

Концепция интегрированности (постоянство себя и объекта)

Звучит довольно сложно, но на самом деле это способность быть в контакте с различными сторонами собственной личности (приятными и не очень), умение воспринимать себя целостным во времени и принимать происходящие изменения, выдерживать конфликты и не разрушаться.

Способность восстанавливаться после стресса и адаптироваться к различным ситуациям.

Реалистичная и надежная самооценка

Многие люди оценивают себя слишком строго, а другие, наоборот, имеют завышенную самооценку. Человек с нормальной самооценкой способен видеть свои недостатки, но в целом относится к себе хорошо. Он без особой тревоги и обиды воспринимает критику в свой адрес, способен учиться на своих ошибках, не предъявляя к себе чрезмерных требований. Надежность самооценки проявляется не в полном отсутствии зависимости от чужого мнения, а в быстром восстановлении самооценки до прежнего уровня после ее уязвления.

Система ценностных ориентаций

Ценности — нравственный центр личности и одновременно ее внутренняя опора. Система ценностей дает ответы на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, и определяет выбор человека. Формирование системы ценностей происходит в течение всей жизни, но основные ценности остаются в большей степени неизменными.

Толерантность к переживанию интенсивных эмоций

Выносить накал эмоций — значит чувствовать свои эмоции, быть с ними в контакте и при этом не действовать под их влиянием, а руководствоваться рациональными мотивами в своем поведении.

Взгляд на себя словно со стороны. Люди с развитой рефлексией обычно хорошо видят, что именно является их проблемой, а следовательно, могут максимально быстро и эффективно найти ее решение.

Понимание того, что другие люди — отдельные личности, что они могут очень сильно отличаться от нас, иметь свои особенности и потребности. Не каждое их действие имеет отношение непосредственно к нам, а может быть вызвано личными (нам неизвестными) мотивами.

Обладание множеством вариантов эффективных психологических защит и гибкость в использовании стратегий совладания

Об этом гениально сказал Альберт Эйнштейн: «Безумие: делать одно и то же снова и снова, ожидая другого результата».

Баланс между собственными интересами и интересами своего окружения

Это равновесие между тем, что мы делаем для своего окружения, и тем, что хотим и делаем для самих себя. Другими словами — баланс между «отдавать» и «получать».

Ощущение себя живым. «Омертвение» может возникнуть как защита от невыносимой боли, и тогда человек может нормально функционировать, но внутренне быть как будто неживым. По-настоящему «живой» (витальный) человек — тот, кто чувствует свое тело, свои эмоции, кто способен воспринимать объективную реальность при помощи своих органов чувств и отвечать на получаемые извне обращения — стимулы.

Принятие того, что мы не можем изменить, и способность искренне грустить о том, что невозможно получить. Это признание своего несовершенства, своей ограниченности, а порой и бессилия.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Психолог, психиатр и психотерапевт. В чем разница?

Психическое состояние и психологическое в чем разница

Психолог

Профиль. Специалист не медицинского профиля, имеет психологическое образование.

На каких болезнях специализируется? Помогает при сложных психологических состояниях. Также занимается оценкой душевного состояния, выявлением «слабых мест» в психике человека. Психолог помогает при чувстве одиночества, низкой самооценке, постоянных страхах, тревоге, беспокойстве и других состояниях психики, которые ухудшают качество жизни, но не являются проявлением болезни. Участвует в лечении психических расстройств вместе с психиатром и психотерапевтом, помогает больным восстановить психологическое равновесие во время терапии и после нее.

Какие методы использует? Использует беседу, тренинги, психотерапию — воздействие через расслабление, внушение, объяснение, переключение внимания. Применяет такие методы исследования психики как патопсихологическое обследование, тестирование, нейропсихологическая диагностика. Может назначать общие рекомендации по образу жизни, режиму дня, планированию. Если консультации не помогают, отправляет к психотерапевту или психиатру, который подбирает медикаментозное лечение.

Психологи клиники РОСА: Саркисян Сергей Александрович, Лебедева Дарья Андреевна, Родионов Георгий Ильич, Макаров Вячеслав Анатольевич, Масленникова Александра Валерьевна.

Психотерапевт

Профиль. Врач с медицинским образованием, который имеет опыт работы психиатром.

На каких болезнях специализируется? Практически при всех заболеваниях нервной системы психотерапевт может помочь. Кроме тяжелых, таких как психоз, эпилепсия, выраженная умственная отсталость, суицидальное поведение. Лечит людей с психическими расстройствами, оказывает помощь в сложном психологическом состоянии. Лечит легкие и средние формы неврозов, психозов, паранойи, панических атак, фобий, панических состояний, синдрома хронической усталости и других патологий.

Какие методы использует? Как врач может использовать любые методы лечения: лекарственную помощь, физиотерапию, Л.Ф.К. и др. Но основной метод работы психотерапевта это психотерапия. Устраняет проблему пациентов при помощи психотерапии, в том числе психоанализа, экзистенциальной психотерапии, гештальт-терапии, семейной терапии, гипноза и пр.. Может назначать антидепрессанты, успокоительные, седативные средства, которые дополняют эффект психотерапии.

Психотерапевты клиники РОСА: Филашихин Вячеслав Вячеславович, Макаренков Евгений Владимирович, Артемов Александр Павлович.

Психиатр

Профиль. Врач с профильным медицинским образованием.

На каких болезнях специализируется? Лечит болезни, на которых специализируется психотерапевт, плюс психические расстройства в тяжелых формах. Помогает при эпилепсии, анорексии и булимии, шизофренических состояниях, суицидальных наклонностях, расстройствах, которые проявились после физических и психологических травм.

Какие методы использует? Назначает препараты, которые восстанавливают функции организма, измененные из-за заболевания. Подбирает курс терапии антидепрессантами, нейролептиками, ноотропами, транквилизаторами и другими средствами. Дополняет медикаментозное лечение психотерапией и корректирующей терапией, благодаря которым психологическое состояние больного улучшается. Применяет физиотерапию, диетотерапию, Л.Ф.К..

Психиатры клиники РОСА: Филашихин Вячеслав Вячеславович, Кудряшов Петр Николаевич, Самохин Дмитрий Владимирович, Митченко Андрей Анатольевич.

Источник

Психиатр и психотерапевт в чем разница

Психическое состояние и психологическое в чем разница

Психолог, психиатр и психотерапевт – в чем разница и что общего у этих специалистов? Каков базовый вид их образования и к какому из них следует обращаться в каждом конкретном случае? Почему многие не только пациенты, но и медики не понимают, чем отличается психолог от психиатра, а оба вместе от психотерапевта. Чтобы разобраться в этих вопросе, мы обратились за разъяснениями к Главному врачу медицинского центра «Гармония здоровья», психиатру, психиатру-наркологу и психотерапевту Владиславу Сиповичу.

Почему возникла путаница между понятиями психологии и психиатрии, психоанализа и психотерапии?

Искать корни проблемы надо в историческом прошлом развития этих сфер знания. Рождение психиатрии связано с изучением медициной XIX века способов лечения различных психических заболеваний. Психология же, возникшая как раздел философии приблизительно в это же время, занималась изучением и объяснением таких психических явлений как мышление, память и т.п. при нормально функционирующей психике.

Именно поэтому до сих пор считается, что удел психиатрии – лечение любых психических расстройств, а психологии – дача советов, объяснение и моделирование поведенческих реакций как варианта нормы.
Исторически эти две области знания двигались параллельно, но с разными целями. Объединяющим их фактором стал объект изучения – психика человека, а разъединяющим – целевые установки. Для психологии это были теоретические изыскания в области объяснения психических процессов, а для психиатрии – практическая цель излечения психических болезней.

В дальнейшем благодаря исследованиям Фрейда произошло сближение психологии и психиатрии, положившее начало развитию психоанализа как техники лечения и одновременно раздела науки по изучению психической деятельности человека.

Такой синтез стал возможен за счет того, что Фрейд, как психиатр, разрешил «говорить» своим пациентам как с психическими заболеваниями, так и без них. При этом его интересовали не только симптоматика, но и субъективные ощущения и представления пациентов, а также проявления нормальной человеческой психики в виде случайных оговорок, неожиданных забываний намерений (например, зачем я пришел в эту комнату), сновидений и т.п. Все это позволило ученому сделать вывод о том, что законы психической деятельности едины как для здоровой, так и для больной психики.

Что касается психотерапии, то ее возникновение также относится к первой половине XIX ст. и связано с исследованием явления гипноза, как метода научной психотерапии. На современном этапе психотерапия представляет собой процесс лечения с помощью определенных психотерапевтических методик с соблюдением определенных правил. Как правило, реализуется через взаимодействие психотерапевта и пациента, направленное на выявление и избавление последнего от болезненных и разрушающих психику переживаний.

Подытоживая, могу сказать, что основными направлениями изучения и коррекции психического состояния человека являются:
• Психология – научное направление по изучению закономерностей психической деятельности отдельного человека и различных социальных групп. Использует гуманитарный и естественно-научный подход. Психолог, фактически, это не профессия, а образование.
• Психиатрия – область медицины, изучающая методы диагностики, профилактики и лечения психических расстройств.
• Психотерапия – лечебное влияние на психику и через психику на человека. Не исключает использование и медикаментозной терапии в качестве вспомогательного средства. Включает три основных направления – психоанализ, когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) и гештальт-терапию.
• Психоанализ – одно из направлений психотерапии, которое развилось благодаря работам Фрейда и фактически дало толчок формированию других психотерапевтических методологий. Психоанализ предполагает озвучивание пациентом своих фантазий, ассоциаций, сновидений для выявления скрытых, глубинных и неосознанных конфликтов, ставших причиной психических проблем пациента.

Фактически – это самое настоящее «копание» в душе пациента для выявления и разрешения причинно-следственных связей, негативно влияющих на характер и поведение личности.

Сравнительная характеристика специалистов каждого профиля, опирающаяся на информацию об образовании, практическом опыте, области решаемых задач, сфер деятельности и вопросов, с которыми люди могут к ним обращаться, позволит более детально осветить поле деятельности данных научных дисциплин.

Чем конкретно занимается психолог и где можно получить соответствующее образование?

Психология, как и любая научная дисциплина имеет свой объект и предмет изучения. Объектом психологии является человек, что является бесспорным. А вот насчет предмета существуют различные мнения, меняющиеся исторически и в зависимости от направлений психологических изысканий.

Вначале это была душа, затем сознание, приспособляемость, психическая деятельность, поведение, бессознательное в психике, личный и практический опыт, поступление и анализ информации, а также другие аспекты. Все это привело к появлению огромного количества направлений и ответвлений в психологической науке. Среди главных можно выделить такие, как фундаментальная общая психология и множество прикладных, имеющих практическое значение отраслей:
• клиническая (медицинская);
• гендерная;
• детская;
• военная;
• криминальная;
• судебная;
• юридическая;
• инженерная;
• экономическая;
• онкопсихология.

Сюда можно отнести психологию спорта, труда, родительства и многие другие направления. Короче, их легион. Но главное, что важно для психолога – это практическое применение полученных знаний, умение помочь человеку при решении возникших проблем в семье, на работе, в творчестве, науке, учебе или бизнесе. Задача психолога не столько дать дельные советы, сколько помочь человеку самому разобраться в сложившейся конкретной ситуации и сделать выбор правильной модели поведения и отношения к ней. Такой подход позволит пациенту в дальнейшем более осознано и объективнее оценивать негативные ситуации и пытаться разрешить любую проблему без вхождения в стрессовое состояние и приобретения недругов. Психолог должен научить человека сопротивляться вызовам современной до предела урбанизированной окружающей действительности, сделать его психику устойчивой и одновременной гибкой, не ломающейся под действием постоянного стрессового напряжения, а способной найти выход из любой сложной ситуации с минимальными потерями.

Фактически опытный психолог может стать лучшим помощником в решении проблем поиска своего места в жизни, взаимодействия с социумом и душевного комфорта.

Психолог может выступать в разных ролях, специализируясь на психодиагностике или как консультант, тренер, коуч, психотерапевт. Но главным является получение фундаментального психологического образования на базе государственных ВУЗов – МГУ, Российского гуманитарного университета, НИИ «Высшая школа экономики», по клинической медицинской психологии можно получить образование в медицинских университетах имени Сеченова и Пирогова. В Санкт-Петербурге психологов готовят СПбГУ, Государственный педагогический университет им. Герцена. Знания по клинической психологии можно получить по программному обучению в СПб государственном педиатрическом медицинском университете, СПб государственном медицинском университете им. Павлова.

Кроме того, образование психолога можно получить в региональных гуманитарных ВУЗах. Кстати, образование – это один из ключевых моментов, чем отличается психолог от психиатра. Психиатрия – это отрасль медицины, которая требует получения обязательного медицинского образования, что позволяет врачу-психиатру назначать лечение и выписывать рецепты на медикаментозные препараты.

Психолог же этого права лишен и решает проблемы взаимодействия пациента с окружающим миром сугубо психологическими методами.

С какими проблемами следует обращаться к психиатру и какие критерии свидетельствуют о необходимости психиатрической помощи?

Существует такой термин – психические расстройства. Именно они составляют сферу компетенции врача-психиатра, имеющего высшее медицинское образование. Его главная задача – диагностика, лечение (в первую очередь медикаментозное) психических заболеваний. Кстати, психические заболевания и психические расстройства термины не совсем тождественные. В Международной классификации болезней используется термин психические расстройства, но мы будем использовать оба названия одного и того же состояния больной (нездоровой) психики.

Разработаны различные классификации психических расстройств, в основе которых лежат разные подходы (нозологический, синдромологический, прагматический, этиологический и др.). В РФ с 1997 года действует V Международная классификация 10-го пересмотра, выделяющая 11 основных категорий психических расстройств.

Фактически любое состояние психики, отличное от нормального (здорового) может считаться психическим расстройством. Как отличить нормальную психику от больной? Довольно просто. Психически здоровые люди способны адаптироваться к условиям жизни и решать возникающие проблемы. Если же личность не может справиться с грузом повседневных проблем в любой сфере, не умеет ставить и достигать личных целей, то это может свидетельствовать о той или иной степени психического расстройства, которая может варьировать от легкой до представляющей угрозу жизни. При этом наблюдаются изменения мышления, поведения, эмоциональной сферы и нередко сопутствующие соматические нарушения.

Психиатр, психолог и психотерапевт – в чем разница? Как стать психотерапевтом, нужны для этого определенные личные качества?

Психолог, как мы уже говорили, занимается проблемами человека, связанными с его социальными, семейными и личными отношениями, помогает найти свое место в этом мире и сделать его психику стойкой и готовой к любым испытаниям. Психиатр диагностирует и лечит расстройства психики, следуя испытанным методам клинической медицины – лекарственные препараты, инструментальные методики воздействия и т.п. Психотерапевт же совмещает в себе глубокое знание психологии, обширные познания в психиатрии, современные методики вербального и невербального воздействия на психику человека и особые личностные качества в виде эмпатии, способности сопереживать, развитой интуиции, умения слушать и слышать пациента, отслеживать и понимать его невербальные сигналы в виде мимики и жестов. Фактически хороший психотерапевт является своего рода менталистом с хорошей памятью, способностью быстро анализировать, владеющим гипнозом и искусством внушения. Психотерапевт по сути является проводником лечебного воздействия на психику пациента посредством своих личных психических сил.

Естественно, это требует огромного теоретического и практического ресурса, который формируется не только и не столько курсами специализации, сколько внушительным опытом психологической работы и/или врачебной практики.

Кто же может стать психотерапевтом? Психолог и психотерапевт, это один из самых перспективных дуэтов в образовании и практическом опыте одного человека для появления в его лице отличного психотерапевта. Фундаментальное знание психологии и ее методов позволяет максимально реализовать словесное воздействие, гипноз и невербальные сигнальные методики для коррекции психики человека.
Психиатр и психотерапевт – еще один не менее плодотворный путь вхождения в психотерапию. Кстати, в Советском Союзе психотерапевтом мог стать только дипломированный врач-психиатр со стажем работы в психиатрии не менее 3 лет и прошедший 4-хмесячные курсы специализации.

На современном этапе психотерапия согласно декларации ЕАП (Европейской Ассоциации Психотерапии) считается чисто гуманитарной наукой. Для того чтобы психиатр стал психотерапевтом, ему необходимо сойти с медикаментозных рельсов лечения и перейти на вербальные и невербальные методики. Лично я считаю, что плюсом сочетания специальности психиатра и психотерапевта является дифференциальная диагностика экстренных состояний и при угрожающих ситуациях своевременно оказанная психиатрическая помощь.

Итак, психотерапией может заниматься врач-психиатр или психолог с гуманитарным образованием, прошедшие последипломное обучение по курсу психотерапии. Единственный, но важный нюанс заключается в том, что в России сертификат психотерапевта может получить только врач-психиатр, а соответственно страховые компании оплачивают лишь лечение у сертифицированного психотерапевта с медицинским образованием. Если для пациента это не важно, то он может обратиться за помощью и к психологу, прошедшему курс по психотерапии и имеющему хорошие отзывы клиентов, но как говорится платить придется из своего кармана.

Психотерапевт и психоаналитик – в чем разница? Насколько оправдано для психокоррекции использование психоанализа?

Психоанализ как часть психотерапии основывается на так называемой психоаналитической интервенции в мир человеческого подсознания с целью поиска глубинных, скрытых защитными механизмами мозга воспоминаний, которые могут быть причиной невротических черт характера, психозов, страхов, депрессий и т.п. Психоанализ основывается на признании иррационального и бессознательного влечения, как одного из основных мотиваторов поведения человека. При этом считается, что определяющее влияние на развитие личности оказывают события, произошедшие в далеком детстве и надежно спрятанные в памяти от «свободного доступа» различными защитными механизмами.

Вытаскивая конфликтные воспоминая из глубин человеческой памяти методом ассоциаций, анализа сновидений, вербальных фантазий, психоаналитик интерпретирует их пациенту с целью осознания им причин своих проблем. Но достаточно ли этого для восстановления психического здоровья? К сожалению, лечебная эффективность психоанализа многими специалистами и учеными подвергается сомнению. Не всегда объяснение и понимание причин психического расстройства могут привести к его излечению. Кроме того, интерпретация психоаналитика имеет субъективный характер и не всегда соответствует действительности, да и сам процесс психоанализа в поисках иррационального и заблокированного в памяти может усилить эмоциональное напряжение и привести к психоэмоциональному срыву. К тому же, психоанализ процесс дорогостоящий и длительный, который может длиться годами с обязательными 2-3-хразовыми сеансами в неделю. Во время сеанса, который длится 45-60 минут, иногда наступает пауза: психоаналитик может ждать реакции от анализанта довольно долго, что требует от врача небывалого терпения, нервных и временных затрат и естественно приводит к удорожанию процедуры.

Альтернативой психоанализу являются более щадящие, гуманные, активные и безопасные для психического и физического здоровья такие направления психотерапии как:
• Когнитивно-поведенческая, основанная на признании ошибок мышления и навыков как главного этиологического фактора психических расстройств.
• Гештальт-терапия, предлагающая пациенту своеобразные воображаемые эксперименты и анализирующая феномен реакции на них.

В заключение хочу сказать, что в нашем медицинском центре «Гармония здоровья» работают представители всех трех профилей – психологи, психиатры и психотерапевты, способные на высоком профессиональном уровне оказать психологическую поддержку и психотерапевтическую помощь. Обращайтесь, всегда будем готовы помочь в любых, даже самых сложных ситуациях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *