Психфак что это такое

Что «психфак» делает с людьми / Колонка социального психолога

Какие люди идут учиться на психолога, и как они меняются после нескольких лет обучения на факультете психологии? К сожалению, именно таким вопросом исследователи еще не задавались (to the best of my knowledge). Однако в разных областях социальной психологии возникают исследования, в которых задается вопрос об изменении тех или иных характеристик личности во времени. Некоторые из этих исследований проводились на студентах факультетов психологии разных стран мира. Здесь мы собрали несколько исследований, в которых главными действующими оказались студенты «психфака».

Как меняется стиль обучения/мышления?

Существует множество лонгитюдных исследований в области педагогической психологии (educational psychology), которые показывают, как меняются стили обучения или мышления студентов в годы пребывания в университете. Однако большинство этих исследований объединяют студентов разных специальностей в одну большую группу, и узнать, чем же отличаются (если отличаются) студенты-психологи от других студентов, невозможно. В целом можно сказать, что с годами студенты начинают больше ориентироваться на смысл изучаемого материала (Vermetten et al., 1999). Однако все же нашлось лонгитюдное исследование, в котором выявлена одна особенность студентов-психологов (Nielsen, 2005, приведено по Nielsen, 2013): у студентов факультета психологии уже через год учебы значимо снижается Глобальный стиль мышления по Р. Стернбергу, тогда как у студентов-социологов этого изменения не происходит. Это означает, что студенты начинают обращать больше внимания на детали, и меньше внимания на глобальный контекст.

Долгое время считалось, что ориентация на социальное доминирование (SDO); это устойчивая личностная черта, мало подверженная изменениям. Однако исследования последних лет показывают, что все-таки это скорее социальная установка, подверженная изменениям. И эти изменения позволили обнаружить именно студенты-психологии. Сначала в исследовании 1994 года (Pratto et al., 1994) исследователи обнаружили, что к концу первого года обучения студенты факультета психологии имеют значимо более низкий показатель по уровню социального доминирования, чем студенты факультета права. А более позднее исследование 2003 года (Guimond et al., 2003) показало, что студенты, поступающие на разные факультеты (права и психологии) с одинаковым уровнем ориентации на социальное доминирование, заканчивают свое обучение, имея значимо различный уровень SDO: ориентация на доминирование у студентов-психологов за время обучения значимо снижается, тогда как у студентов факультета права незначимо повышается. Учитывая, что ориентация на социальное доминирование тесно связана с предубеждениями (Pratto et. al, 1994), то можем также сказать, что «психфак» делает студентов более толерантными.;

Психфак что это такое

Рисунок заимствован из Brown, 2010

Как меняются ценности?

Есть ряд исследований, которые показывают, что ценности людей соответствуют выбранным ими профессиям. Так, в исследовании Knafo & Sagiv (2004) были разработаны ценностные профили людей разных профессий. Оказалось, что люди, занимающиеся социальными профессиями (в эту группу вошли такие профессии как психолог, социальный работник, медсестра, учитель), значительно большую важность придают ценностям благожелательности и универсализма, и меньшую важность ценностям власти и достижений (по Ш. Шварцу). Однако в рамках этого блока профессий, ценность самостоятельности оказалась для психологов и социальных работников гораздо важнее ценностей традиции и безопасности, тогда как для других социальных профессий наоборот.

При всей очевидности соответствия ценностных профилей выбранным профессиям возникает вопрос: как же формируется это соответствие? Вариантов ответа на этот вопрос всего три: самоотбор (т.е. люди с определенными ценностными предпочтениями выбирают подходящую им профессию), социализация (т.е. профессия формирует ценностные предпочтения людей, выбравших её), или же сочетание самоотбора и социализации (люди выбирают профессию, подходящую им по ценностным предпочтениям, и с годами еще больше утверждаются в этих самых предпочтениях).

До недавнего времени фактически не было проведено ни одного лонгитюдного исследованияй, которое бы позволило разделить эти эффекты. Но в 2014 году в авторитетном журнале Journal of Personality and Social Psychology было опубликовано исследование Bardi et al. (2014), которое позволило дать ответ на этот вопрос. В этом лонгитюдном исследовании изучались студенты факультетов психологии и бизнес-менеджмента одного из университетов Великобритании. Замеры делались в 1-й, 2-й и 3-й (выпускной) годы обучения в университете. Оказалось, что данные подтверждают скорее гипотезу самоотбора, чем гипотезу социализации. Студенты-психологи по сравнению со студентами факультета бизнес-менеджмента уже на первом году обучения имели более высокие показатели по ценностям благожелательности, универсализма и самостоятельности, и более низкие по ценностям власти, гедонизма и стимуляции. После 3-х лет обучения на факультете психологии студенты стали придавать большую значимость ценностям стимуляции и гедонизма, и меньшую важность ценности конформности. Однако эти ценности трудно назвать соответствующими требованиям профессии психолога (кроме конформности, но этот эффект наблюдался также у студентов факультета бизнес-менеджмента, так что это скорее эффект получения образования вообще, а не конкретной специализации).

Так что пока нет других лонгитюдных исследований, можем сказать, что не «психфак» делает из студентов благожелательных и самостоятельных людей, а благожелательные и самостоятельные люди выбирают «психфак». А «психфак» их делает еще и более внимательными к деталям и толерантными!

Bardi, A., Buchanan, K.E., Goodwin, R., Slabu, L., Robinson, M. (2014). Value Stability and Change During Self-Chosen Life Transitions: Self-Selection Versus Socialization Effects. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 106, No. 1, 131–147

Brown, R. (2010) Prejudice: Its Social Psychology. John Wiley & Sons.

Guimond, S., Dambrun, M., Michinov, N., & Duarte, S. (2003). Does social dominance generate prejudice? Integrating individual and contextual determinants of intergroup cognitions. Journal of Personality and Social Psychology, 84, 697-721.

Knafo, A.&Sagiv, L. (2004).Values and work environment: Mapping 32 occupations. European Journal of Psychology of Education, 19, 255–273.

Nielsen, T. (2005). Learning styles of Danish university students – Do they differ according to subject of study at the start of the first academic year? – Is there a subject specific socialization effect of one year of higher education? Development of and Research by means of The Danish Learning Styles Inventory (D-LSI) based on Sternberg’s theory of mental self-government. Ph.D. thesis. The Department of Educational Psychology, The Danish University of Education.

Nielsen, T. (2013). Changes in BSc Business Administration and Psychology students’ learning styles over one, two and three years of study. Studies in Educational Evaluation 39: 41–48

Pratto, F., Sidanius, J., Stallworth, L. M., Malle, B. F. (1994). Social dominance orientation: A personality variable predicting social and political attitudes. Journal of Personality and Social Psychology 67 (4): 741–63.

Vermetten, Y. J., Vermunt, J. D., & Lodewijks, H. G. (1999). A longitudinal perspective on learning strategies in higher education: Different viewpoints towards development. British Journal of Educational Psychology, 69, 221–242.

Источник

В СПЧ назвали «опасным экспериментом» обучение 9-летней студентки в МГУ

Психфак что это такое

Девятилетней студентке психологического факультета МГУ Алисе Тепляковой рекомендовано приостановить обучение в вузе. Об этом говорится в письме члена Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России Александра Асмолова, передает «РИА Новости».

Асмолов — доктор психологических наук, вице-президент Российского психологического общества, академик Российской академии образования, заведует кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ.

«Прошу вас, коллеги, выйти с предложением в государственные органы, наделенные полномочиями, для приостановки опасного социально-психологического эксперимента по обучению в высшей школе Алисы Тепляковой», — говорится в документе.

Психфак что это такое

Он подчеркнул, что это необходимо сделать для того, чтобы обеспечить психологическое здоровье ребенка, предотвратить психотравматические последствия ее обучения в вузе и избежать риск буллинга в СМИ всех участников образовательного процесса.

Александр Асмолов сообщил РБК, что письмо было направлено в адрес главы СПЧ Валерия Фадеева, а также уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой.

Асмолов также отметил, что письмо было направлено «в целях сохранения психологического состояния девочки и снятия постоянной стресогенной ситуации для родителей». Главная цель — защита интересов девочки, добавил он. По его словам, ребенок оказался «потенциальной жертвой травли в разных источниках информации».

Психфак что это такое

В этом году восьмилетняя Алиса Теплякова успешно окончила школу, сдала ЕГЭ по русскому языку, профильной математике, биологии и информатике и решила поступать в МГУ. Девочка не прошла на бюджетное отделение психологического факультета, однако ее родители заключили с вузом договор о коммерческом обучении.

Во время первой сессии, 21 декабря, она сдавала экзамен по предмету «Введение в психологию». Ее отцу в университете сообщили, что он не может находиться с ней в аудитории, и тот остался ждать на посту охраны. После того, как Теплякова не сдала экзамен, он напал на заведующего кафедрой и начал угрожать сотрудникам, в связи с чем вуз вызвал полицию.

В университете объяснили, что мужчина устроил скандал на фоне того, что девочка не сдала экзамен, расстроилась и выбежала из аудитории.

Сам Тепляков объяснял свои действия тем, что его дочь незаконно удерживали в аудитории — студентка не вышла с экзамена через 20 минут. Мужчина попытался выяснить, что с ней происходит, однако сотрудники вуза не отвечали ему. Он уточнил, что в общей сложности Алиса была в аудитории почти полтора часа. После инцидента он обратился в полицию, а также заявил, что планирует написать заявление в прокуратуру, СК и Рособрнадзор.

Психфак что это такое

Мать девочки Наталия Теплякова рассказала РБК, что Алисе угрожали психологическим тестированием индивидуальных особенностей. По словам женщины, ей не сообщили о формате проведения экзамена и критериях оценивания.

«Заранее была информация, что Алису будут «валить». Экзамен был индивидуальным. Ей сорвали зачетную сессию, хотя она готовилась, читала», — отметила Теплякова.

После инцидента детский омбудсмен Мария Львова-Белова предложила перевести Алису Теплякову на индивидуальное обучение, которое, по ее словам, создаст ей «наиболее комфортные условия освоения образовательной программы».

Источник

Как поступить на психолога?

Профориентация,помогалочки,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ

Выбор профессии — одно из самых сложных решений, которое приходится принимать школьнику в 11 классе. Помочь в данной ситуации может живой пример — деятельность взрослых, которые находятся рядом. Например, в той же школе есть как преподаватели по разным предметам, так и бухгалтер, заместитель, директор, социальный педагог, логопед, психолог. Как же поступить на психолога и кому подойдет эта профессия?

Чем занимается психолог?

Мы часто слышим о работе психолога — в фильмах, в учебных заведениях или от знакомых. Уже по самому названию профессии можно предположить, что он занимается психикой человека, то есть помогает решить психологические проблемы.

Под психологами большинство людей по ошибке подразумевают иных специалистов, не всегда понимая, чем они отличаются:

А кто же такой психолог? Это специалист, не обязательно с медицинским образованием, занимающийся консультированием психически здоровых людей, испытывающих эмоциональные затруднения, кризисные состояния или желающих изменить свою жизнь.

Где работает психолог?

Ошибочно полагать, что психологи чаще всего занимаются частной практикой. Конечно, сейчас такая деятельность стала гораздо популярнее, но на самом деле психолога можно встретить в любой сфере, подразумевающей взаимодействие людей. Если вы боитесь, что не сможете после окончания вуза найти себе место работы — знайте, что это не так.

Как называются направления обучения для психолога?

Если вы прочитали о деятельности и месте работы психолога, и у вас не возникло чувства скуки, страха или сомнения, значит, психология может оказаться тем самым правильным выбором. Для начала, следует определиться с областью обучения. Согласно приказу Министерства образования РФ, направлениями подготовки психологического образования являются:

Как поступить на психолога?​

Куда поступать психологу?

Насколько психолог не редкая профессия, настолько не редки и университеты, где обучают психологии. А между тем, от выбора зависит многое. Для кого-то это вопрос престижа диплома, для кого-то — специализация и интересные практики, для третьих важно расположение рядом с домом (хоть мы такое и не одобряем!).

Делимся с вами списком лучших вузов Москвы, где можно получить диплом психолога.

Какие экзамены сдавать?

Как мы уже говорили, список предметов ЕГЭ, как и минимальные баллы, в разных вузах не совпадают. Самые распространенных комбинаций среди экзаменационных предметов для психологии всего три:

Важно: чтобы не снизить свои шансы на поступление, следует заранее ознакомиться с информацией по каждой образовательной программе на сайте университета.

Перечень вступительных испытаний на программы по психологии в МГУ

Но сдачей ЕГЭ по разных предметам всё может не ограничиться. Так что не стоит забывать про ДВИ (как правило, по биологии). Для подготовки к сдаче ДВИ советуем не пренебрегать дополнительными занятиями в школе, которые часто устраивают преподаватели для сдающих их предмет — это практично и не затратно. Можно нанять репетитора из вуза, в который вы собираетесь поступать, так как он знает, что может пригодиться на ДВИ. Для занятий по ДВИ также можно записаться на курсы при самом вузе, но надо учитывать, что тогда это будут групповые, а не персональные занятия.

О чем еще не стоит забывать, так это о дополнительных возможностях помимо ЕГЭ. Даже если вы сдадите экзамен на отлично, конкуренция все равно может оказаться слишком сильной. Тогда вам пригодится дополнительные баллы, которые школьники собирают заранее: за наличие аттестата с отличием, сдача ГТО, участие в профильных конкуренциях, спортивные заслуги. Не говорим уже про то, что победа в некоторых олимпиадах может сделать вас студентом в обход высоких баллов ЕГЭ.

Поступить на психолога не так уж и сложно. Как и в любом деле, здесь важнее всего планирование, тщательная подготовка и уверенность в том, что вы на правильном пути.

Источник

Вузы России с психологическими специальностями

    Опубликовано: 07 декабря, 2020 Комментарии: 0 Просмотры: 15710 Людмила Руденко Время прочтения:

Психфак что это такое

В каком направлении сейчас развивается психологическое образование в вузах нашей страны. В каких специалистах нуждается рынок и что могут предложить университеты. Как вписывается обучение психологов в дистанционный формат.

Положение психологов в нашем обществе

Специальность «Психология» представлена практически в каждом университете страны, а это 445 учебных заведений. В вузах учат разбирать эмоции и характеры, оценивать возможности и способности, грамотно поддерживать в тяжелые минуты. В штатных психологах нуждаются маленькие и большие компании из разных сфер деятельности, в их числе учреждения, которые входят в систему силовых структур. Распространенной практикой стало принимать на работу сотрудника после «благословения» HR-психолога.

Тем не менее: невысокая зарплата при большом объеме работы и ответственности – не способствует популярности направления среди абитуриентов. Более того! Институт общественного мнения «Анкетолог» предоставил любопытные данные: на октябрь 2019-го за помощью к специалистам предпочитали обращаться только 4% (!) россиян, 56% – предпочитают «плакать в жилетку» родным, близким, друзьям, а это тоже говорит о степени доверия к психологическим службам. Правда, Covid-19 неслабо всколыхнул эту сферу. Пандемия, экономический спад, одиночество, самоизоляция вызвали всеобщую напряженность – и население буквально хлынуло за помощью к профессиональным психологам.

Куда поступать: лучшие психологические вузы России

Психфак что это такоеАкадемическое психологическое образование в России

Топ социально-психологических вузов

НазваниеПрофилиОсобенностиСтоимость в год, RUB
Психфак что это такоеМГУ им. М.В. Ломоносова16 программ. Проходной балл от 308. Медиапсихология. Психология переговоров и разрешения конфликтов. Психология управления персоналом. Психология спорта. Нейропсихология и нейрореабилитация.Психологические программы в вузе преподаются с момента его основания. Но отдельный факультет был открыт в середине 60-х ХХ века. Сегодня психфак является лидером на рынке психологического образования России. Развиваются новые направления: психологическая безопасность и компьютерная психология.391 000
Психфак что это такоеНИУ «Высшая школа экономики»1 профиль «Психология». Проходной бал – минимум 60 по каждому предмету.Специалистов готовят в междисциплинарном ключе – на стыке психологии с психофизиологией, экономикой, математикой, нейробиологией. На углубленном уровне преподается иностранный язык.470 000
Психфак что это такоеРоссийский государственный гуманитарный университет4 направления (по 2 бакалавриата и специалитета):психология, психолого-педагогическое образование, клиническая психология, психология служебной деятельности. Проходной бал от 205.РГГУ работает по системе двойной специализации. Студент может вместе с общим психологическим образованием получить доп.знания в консультировании, педагогике, управлении.223 000
Психфак что это такоеПервый Московский государственный медицинский университет им. И.М.СеченоваСпециальность «Клиническая психология»Университет обладает богатой научно-исследовательской базой. Клиническая психология совмещает классическую психологию и психиатрию. Выпускники работают на позициях нейропсихолога, патопсихолога, психолога-консультанта.240 000
Психфак что это такоеМосковский городской психолого-педагогический университет7 психологических факультетов. 22 направления подготовки: специальное (дефектологическое) образование;психолого-педагогическое образование; клиническая психология и многое другое.В МГППУ приоритетным направлением является детская психология. Студентам предлагают редкие прикладные курсы, например, психология вундеркиндов.75000 до 236000
Психфак что это такоеСанкт-Петербургский государственный университет13 кафедр, 6 направлений: психология, клиническая психология, психология служебной деятельности, конфликтология.Задача факультета – базовая подготовка практических психологов, а также специалистов для педагогической и научно-исследовательской работы.213 300 – 232 400
Психфак что это такоеДальневосточный федеральный университет2 профиля: психологическое консультирование, психодиагностика, конфликтология в межкультурных коммуникациях. Проходной балл 208/211.Кафедра ведущего регионального вуза предлагает работать на собственном современном психофизиологическом оборудовании. Учебный процесс строится на практикумах, тренингах, деловых и ролевых играх, информационной технологии BlackBoard.210 000
Психфак что это такоеНовосибирский национальный исследовательский государственный университет3 кафедры: психология личности, клиническая психология и сравнительная психология. По каждому из трех предметов: русский, биология, обществознание – минимум 50 баллов.При поступлении в НГУ на психологию не нужно сдавать математику. В учебном процессе используется современные образовательные технологии. Студенты могут практиковаться в Центре психологического консультирования, Учебно-научном центре психологии, Центре прикладного анализа поведения.165 000
Психфак что это такоеКазанский федеральный университет2 факультета: Институт психологии и образования и Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций (конфликтология)Один из ведущих образовательных центров России. Сейчас вуз готовит психологов, способных принять активное участие в разработке международных проектов. Делается акцент на разработках новых направлений: биоэтика, взаимодействие с искусственным интеллектом, нейрокогнитивные технологии.142 000
Психфак что это такоеНациональный исследовательский «Томский государственный университет»На факультете 7 кафедр, 6 современных лабораторий, Центр социально-психологического образования. Направления: психология личности, клиническая психология, педагогическая психология, психология социальных коммуникаций, организационная психология.НИ ТГУ считается классическим вузом исследовательского типа. Признанный центр науки, образования, инноваций.142 800

Проблемы психологических вузов Москвы и России. Чтобы быть востребованным, построить карьеру и получать достойную оплату, психологической базы мало. Сегодня уже нужно уметь делать себе имя: психолог-тренер, конфликтолог, медиатор, психодиагност – для этого нужны знания в бизнесе, маркетинге, продвижении через рекламу. После классического академического образования приходится искать курсы и обучаться дополнительным навыкам.

Как поступить в вуз на психологический факультет?

В психологический университет можно подать документы после 11 класса школы, СПО, вуза. Список предметов ЕГЭ и минимальные баллы в разных вузах не совпадают – изучайте требования конкретных заведений по каждой образовательной программе заранее. Самые распространенные расклады вступительной кампании:

Будьте готовы, что в некоторых психологических институтах, потребуется написать эссе на психологическую тему или пройти собеседование.

Кроме 3-х сертификатов по ЕГЭ в приемную комиссию нужно подать:

Вступительная кампания, как правило, начинается в 20-х числах июня и заканчивается в конце августа. Каждый абитуриент может подать пакет документов по 3-м разным направлениям в 5 разных вузов.

Психфак что это такоеОбучение социально-психологическим специальностям

Психологическое образование в рамках дистанционного формата

Как учиться? Удаленное обучение организовывается на учебной платформе, где все условия для качественного освоения профессиональных знаний. Для каждого студента создается личный кабинет, в котором есть расписание дисциплин в семестре, даты сдачи письменных работ и экзаменов, тренажеры для отработки навыков, электронная библиотека, блок с профилями преподавателей, новостная лента с важными событиями.

Вся учеба поделена на семестры и курсы, студенты пишут промежуточные и контрольные тесты, курсовые работы, дипломный проект, проходят ежегодные практики.

Как поступить? VUZ24 максимально упростил процесс поступления в удаленный вуз. Все, что нужно абитуриенту, это написать нам письмо на почту abiturient@vuz24.ru, указать университет и специальность, прикрепить копии паспорта (два последних разворота и страница с пропиской), диплома с выпиской оценок, фото для документов. Если поступаете по ЕГЭ, то ждем от вас еще результаты по трем предметам. Если сдаете внутренний экзамен вуза при поступлении, то мы присылаем бланки с тестами. Вы – решаете, мы проверяем. Зачисляем, присылаем на подпись договор с институтом и реквизиты на оплату обучения. Вам создают личный кабинет в учебной платформе – вы начинаете учиться.

Психфак что это такоеДистанционное психологическое образование

Где учиться? VUZ24 является официальным представителем 10 государственных и коммерческих вузов России и Белоруссии, в 5-ти университетах есть социально-психологические факультеты.

Название учреждения образованияПрофили бакалавриатаСтоимость учебы в год, RUB
Психфак что это такоеМосковский международный университетВуз предлагает одну программу «Психологическое консультирование»39 600
Психфак что это такоеМосковская международная академияУниверситет готовит специалистов по коррекции, консультировании, диагностике по программе «Практическая психология»36 000
Психфак что это такоеМосковский институт психоанализаПрофильный институт предлагает три специальности «Психология», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование»72 000 – 88 000
Психфак что это такоеТольяттинский государственный университет/РосдистантПсихология и педагогика начального образования39 500
Психфак что это такоеБелорусский государственный университет информатики и радиоэлектроникиПрофиль предлагает получить ИТ-специальность в области человеческого фактора – «Психологическое обеспечении ИТ»83 301

В наших вузах возможно получить второе высшее или поступить в магистратуру по психологическому профилю – 6 программ.

Заключение

Высшее дистанционное психологическое образование – это шанс получить знания и специальность для тех, кому очное обучение не доступно: кто далеко живет от института, ограничены физические или финансовые возможности. Изучайте дисциплины в своем темпе и в любом удобном месте, консультируйтесь с преподавателями, самостоятельно организовывайте график учебы, отдыха, работы. Но помните, чтобы получить профессию и стать востребованным специалистом, необходима самодисциплина, сознательность и привычка не откладывать учебу на завтра.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *