Психея богиня чего в греческой мифологии
Психея (мифология)
Содержание
Миф об Амуре и Психее (по Апулею)
В мифе говорится, что у одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки.
Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник, и, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника упала горячая капля масла на плечо бога и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей, Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.
Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Так, Психея должна была разобрать по зернам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Персефоны (Прозерпины) ящик с чудесными притираниями. Благодаря чужой помощи, Психея сделала все, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с помощью его добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертиe и была приобщена к сонму богов. Завистливые сестры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утёс, прыгнув с него в расчёте, что Зефир унесет их в волшебный дворец Эрота. От брака Психеи с Эротом родилась Волупия, богиня олицетворяющая наслаждение.
Греческая мифология интересна тем, что в ней боги подобно людям любят, ненавидят, страдают от неразделенной любви. Психея ради своего возлюбленного была готова на все что угодно: пройти сквозь страдания, лишения, и в итоге, обретение такого долгожданного счастья – быть вместе с Амуром.
Кто такая Психея в мифологии?
Психея мифология
Психея это любимый греками персонаж из древнекультурного наследия. Легенда о Психее и Амуре стала источником вдохновения для многих писателей, на ее основе созданы многие сказки, в которых главная героиня проходит подобные трансформации: «Красавица и чудовище», «Аленький цветочек». Путь Психеи – это жертвенность, принятие и искупление. Миф любим греками еще и потому, что имеет счастливый конец, что является редким для эллинской мифологии.
Дети Психеи
Психея богиня, олицетворяющая дыхание жизни, Но в ранг божеств она была возведена только после прохождения всех испытаний, выпавших ей. Для нее, как для женской сущности, это стоило того. В счастливом браке с Амуром (Эросом) родилась прекрасная девочка Волупия – что значит «наслаждение» и «удовольствие». Святилище в Палатине – место, где влюбленные греки поклонялись дочери Психеи и Амура.
Психея и Афродита
Миф о Психее и Амуре – это и миф об очень непростых отношениях между Психеей и Афродитой, двух прекрасных женщин: возлюбленной и матери. Повествование начинается с того, что у одного царя было три дочки, младшая – Психея затмило своей красотой Афродиту. Все внимание люди сосредоточили на Психее, постепенно забывая о богине любви. Афродиту оскорбило такое отношение, и она решила сгубить соперницу.
Афродита задумала коварный план и обратилась за помощью к сыну Амуру, чтобы тот поразил Психею стрелой любви к самому недостойному из людей. Амур поспешил выполнить просьбу матери, но увидев, как прекрасна Психея сам возжелал ее. Афродита не ожидала такого поворота событий. Не всегда боги ведают последствия своих действий и своей попыткой сгубить Психею, богиня способствовала зарождению любви между Эросом и Психеей.
Психея и Эрос
В это время отец Психеи в отчаянии обращается к Милетскому оракулу с вопросом о женитьбе Психеи. Оракул предсказал, что его дочь не предназначена для человека, а для крылатого существа, велел отвести ее на край обрыва и оставить. Царь так и сделал. Тотчас Психею подхватил бог ветра Зефир и доставил в прекрасный дворец. Ночами к ней являлся Амур и до восхода солнца они предавались любовным утехам. Все попытки Психеи увидеть его, Амур пресекал и строго наказал даже не пытаться его увидеть, иначе она лишится супруга.
Со всеми испытаниями Психея справилась не без помощи природных сил. Амур, видя, с какой любовью и жертвенностью супруга проходит все испытания обращается к Зевсу с просьбой благословить их брак и даровать Психее бессмертие. Зевс дает добро, Психея выпивает напиток амброзию и причисляется к сонму богов Олимпа. Амур и Психея легенда о счастливой любви.
Психея
История персонажа
Особенность древнегреческой мифологии заключается в том, что в ее легендах боги склонны испытывать чувства, доступные простым смертным. История Эрота и Психеи – прямое доказательство этому. Страстная любовь и чрезвычайное любопытство Психеи, описанные в легенде, вдохновляли представителей мира искусства не одно столетие.
История происхождения
Культура Древней Греции и Древнего Рима описывает Психею как олицетворение души. На рисунках ей дарили облик девушки с крыльями или бабочки. Героиню часто изображали на надгробных аксессуарах, сопровождая символикой, связанной со смертью. Фрески с Психеей находили при раскопках Помпеи и в ходе археологических работ по исследованию артефактов 3-1 веков до н.э. Фольклор изобилует повествованиями о Психее и о ее трагической любви.
Психея
Первые упоминания о богине принадлежали перу Гомера и других древнегреческих историков. Подробно миф о ней описан Апулеем. Философ и писатель Древнего Рима изложил все, что было известно об этой героине. Родившийся в Мадаваре автор стал исследователем и располагал знаниями, позволившими заниматься научной и литературной деятельностью. Апулей, автор романа «Золотой осел», описывал мифы, популярные в его эпоху, и легенды, дошедшие до него от пращуров.
История об Эроте (Амуре) и Психее, как мы ее знаем, впервые появилась в литературном творении Апулея.
Мифы и легенды
Психея олицетворяла собой душу, то есть нечто возвышенное и прекрасное. Поэтому ее ассоциировали с трогательной и невесомой бабочкой. Значение имени девушки расшифровывается как «душа», «дыхание» – то, чем располагает живая природа. Философы расценивают жизнь Психеи как постоянное жертвоприношение и искупление своих проступков. В честь героини названа наука психология, так как испытания, которые ей пришлось преодолеть, имеют философское и сакральное значение.
Психея и Эрот (Амур)
Легенда об Эроте и Психее вдохновляла писателей и легла в основу известных сказок «Красавица и чудовище» и «Аленький цветочек». Этот древнегреческий миф – очень редкий, так как относится к числу повествований со счастливым концом.
Психея стала богиней, пройдя каверзные испытания, придуманные Афродитой, матерью Эрота (в древнеримской мифологии – Амура). Препятствия, которые она преодолела, символизируют стойкость женщины и ее силу воли в борьбе за чувства и избранника. В браке с Эротом у Психеи родилась дочь по имени Волупия. Это имя в переводе означает «удовольствие».
Афродита
По легенде, отношения между Психеей и Афродитой не ладились с самого начала, ведь богиня любви считала девушку конкуренткой. С юного возраста смертную сравнивали с Афродитой, признавая, что она способна затмить красотой кумира миллионов. Сформировался своеобразный культ Психеи, что задело самолюбие Афродиты. Богиня решила отомстить, прибегнув к помощи сына, чьи стрелы должны были соединить сердце Психеи с самым недостойным из мужчин. Но Эрот оказался сражен красотой девушки и влюбился в нее.
Бог перенес девушку, оставленную на краю скалы, во дворец. Там она жила с Эротом, ни разу не увидев избранника. Он приходил ночами, чтобы подарить девушке наслаждение, а с рассветом вновь покидал любимую. Людям запрещалось лицезреть богов, и Психея недоумевала над тем, кто ее возлюбленный. Но увидеть его значило навсегда отречься от любви.
Эрот
Сестры подговорили девушку тайком узнать секрет супруга. Когда он заснул, девушка осветила лицо ночником и замерла, пораженная красотой мужа. Горячий воск, капнувший на тело бога, разбудил его и раскрыл предательство Психеи. Он сбежал, оставив ее в одиночестве.
Мучительно долгим было ожидание, и девушка решила обратиться за помощью к свекрови. Та велела отделить множество семян от зерен, найти золотое руно, добыть воду из Стикса и ящик Пандоры. Все испытания оказались по силам Психее, и Эрот решил вернуться к ней, видя, насколько сильна любовь супруги. Зевс одобрил просьбу причислить ее к богам, и прекрасная легенда о крепкой любви закончилась счастливо.
Психея в культуре
Образ мифологического персонажа невероятно популярен в искусстве разных эпох. Бокаччо был одним из первых после Апулея, кто обратил внимание на легенду о Психее. Средневековый автор не был знаком с произведением философа и черпал материал из других источников, расширяя сюжет повествования. Писатель дополнил историю рассказом о рождении героини, ее родителях и судьбе.
Изображение богини Психеи
Визуальные изображения героини, датированные 15 веком, найдены на флорентийских аксессуарах, которыми снабжали невест перед обрядом бракосочетания. Барельеф Микелоцци стал скульптурным воспеванием Психеи.
В 16 веке к мифологическим лейтмотивам вернулся Рафаэль. Ему принадлежат первые изображения Психеи, дошедшие до наших дней. Художник изображал богиню на панно и фресках. После его смерти ученики переняли манеру автора и создавали гравюры и гобелены по известным сюжетам. Гравюры Дадди и барельеф дела Порта описываются искусствоведами как яркие примеры восхваления Психеи в искусстве. Поэма «Сказка о Психее и Купидоне» и комедия «Свадьба Психеи и Купидона» итальянских авторов посвящены романтической истории героев и навеяны творением Апулея.
Психея и Эрот в живописи
Работы мастеров живописи 17 века изображают Психею на пиру, посвященном ее свадьбе, или в дуэте с Эротом. Художники писали картины, где влюбленные представлялись спящими. Йорданс и Ван Дейк стали новаторами в вопросе изображения Эрота (Амура).
Первым, кто упомянул о любопытной девушке в музыкальном произведении, стал А. Леардини, поставивший одноименную оперу в Мантуе. П. Кальдерон, продолжая упоминания о Психее в драматургических творениях, написал пьесу «Психея и Купидон». Лафонтен был вдохновлен конфликтом между Амуром и Психеей и разбирался в хитросплетениях их отношений в собственной поэме.
Психея – арт
В 1671 году появился балет, поставленный по античному сюжету. Дж.Б. Люлли использовал либретто Мольера, Корнеля и Кино. В российских произведениях искусства прообразы Психеи считываются в сказке Островского «Снегурочка», а прямой отсыл к мифу встречается в стихотворении О. Мандельштама. О героине вспоминали Жуковский, Маттисон, Гёте, Гердер, Пушкин, Гоголь, Андерсон, Куприн и другие всемирно известные лирики.
Популярность героини в 20 веке не утихала, и в ее честь назвали небесное тело, характеризуемое как астероид.
Психея. Этапы взросления личности.
Эта лекция посвящена одному из сюжетов античной мифологии. Какому – я скажу позже, но думаю, что вы и сами догадаетесь. Вдохновителями лекции были Михаил Ефимович (который сказал, что все есть в Древней Греции), Таня Лихачева, Вика Чердакова, Ира Кранк со своим «античным клубом».
Для начала давайте вспомним, что означает слово психология? Оно составное из двух слов: псюхе – душа (греч.), и логия – учение (наука).
А кто знает, какая богиня из греческой мифологии олицетворяет душу? Психея! Она не принадлежит к олимпийским богам или к богам старшего поколения – титанам. Более того, эта богиня родилась вообще не богиней, а смертной женщиной. О том, как она стала бессмертной, и будет эта лекция. Развитие от смертного человека к бессмертному можно назвать личностным ростом?
У одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая— Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Не было на земле девушки нежнее, изящнее и прелестнее, чем Психея. Ведь само имя ее означало «душа» и «бабочка». У греков душа часто изображалась в виде бабочки. Говорили, что если для рассказа о красоте любой женщины можно подобрать слова, то прелесть Психеи не поддавалась описанию простого смертного.
И жители страны, где отец девушки был царем, и чужестранцы, привлеченные слухами о ее дивной красоте, толпами собирались, чтобы только взглянуть на нее. Увидев, они преклоняли перед нею колени, воздавали такие почести, как будто перед ними была богиня красоты. Наконец, люди так в этом уверились, что перестали посещать храмы Афродиты, не приносили больше жертв богине. Зато Психею осыпали цветами.
Люди стали говорить: «Это новая Афродита, богиня, которая в храме Афродиты займет ее место, ибо скоро превзойдет ее во всех отношениях!»
Теперь угадайте, как к этому отнеслась Афродита? Как любой начальник, когда у него заводится конкурент! Афродита пришла в ярость, конечно.
Кстати, имея способность вселять непреодолимую любовь, он мог воспользоваться этой способностью в личных целях? Мог.
Но он не стал этого делать. Видимо, не хотел «играть краплеными картами», а хотел добиться чтобы она сама полюбила его. Ведь было за что!
Между тем, сама Психея чувствовала себя очень несчастной. Все любуются ею, но свататься никто не дерзает. Невротические страдания от неудовлетворенного желания выйти замуж усугубляются еще и тем, что сестры уже замужем.
Какое-то время Психея блаженствовала в роскоши, окруженная невидимыми слугами. По ночам к ней являлся Эрот, который уходил от нее до восхода солнца. Он много раз предупреждал ее, что если она попытается его увидеть, то навсегда лишится супружеских объятий. Но душа-то наша еще в сценарии, неразвитая. Скажите, может ли сценарный человек долго находиться в уравновешенном состоянии? Нет, конечно. Ей же надо реализовывать свой сценарий. Вместо того, чтобы заняться каким-то делом, она начинает скучать по сестрам. У здорового человека сестры в иерархии ценностей на каком месте? Ни на каком. Хлам. Но Психея со слезами вымаливает у мужа разрешение на встречу с сестрами, хоть он ее и предупреждает, что это добром не кончится.
Сестры являются к обрыву, и дуновение ветра Зефира переносит их во дворец к Психее. Из противоречивых рассказов Психеи о муже они делают вывод, что это бог. Однако из зависти говорят, что это, наверное, дракон, который рано или поздно съест беременную Психею вместе с ребенком.
Поверила невротичная Психея сестрам, как думаете? Да, хотя муж ее вполне устраивал, но базовая враждебность и тревожность взяли верх. По наущению сестер она готовит бритву и светильник, чтобы отсечь своему мужу голову, когда он будет спать. И вот, выбрав одну из ночей, она дожидается когда муж уснет, зажигает светильник и рассматривает своего супруга. В то время как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога падает горячая капля масла и он от боли просыпается. Увидев склонившуюся над ним жену с бритвой, Эрот взлетает – он же крылатый бог. Упрекая жену в предательстве и неблагодарности он летит к матери Афродите залечивать свой ожог.
А Афродита уже давно искала Психею, чтобы с ней разделаться, поэтому-то Эрот и прятал ее так усердно. Афродита узнает, что эта ненавистная ей Психея, является ко всему прочему ее невесткой и принимает меры к ее розыску.
Психея, видимо впервые в жизни осознав свою глупость, сначала попыталась утопиться, но река не приняла ее – вынесла на берег. Тогда она отправляется на поиски мужа, чтобы вымолить у него прощение. С этого первого осознания и начинается ее долгий путь к личностному росту.
Тем временем Афродита, чтобы найти невестку, нанимает Гермеса. Гермес – бог и покровитель торговцев, путешественников, воров. Он объявляет всюду, что тот, кто «вернет из бегов или сможет указать место, где скрывается беглянка, царская дочь, по имени Психея», получит в награду от Афродиты «семь поцелуев сладостных и еще один самый медвяный с ласковым языка прикосновением». Помимо Гермеса, Афродита обращается за помощью еще к Деметре и Гере. Как думаете, если богини помогут Афродите, ее сын может на них разгневаться? Может. Они боятся Афродиты, но и Эрота тоже. С Эротом, после той шутки, что он проделал с Аполлоном, все боги боятся связываться.
Поэтому Деметра и Гера не выдают Психею, но и не дают ей убежища. Хотя Психея наводит порядок в храме Деметры и как беременная вправе рассчитывать на помощь Геры – покровительницы законного брака. Мудро они поступают, отказавшись заниматься избавительством.
Но Психея, услышав объявление Гермеса о том, что ее разыскивает свекровь, готова сама идти к ней на поклон, чтобы смягчить ее гнев и найти супруга. Как думаете, боялась она? Да, конечно, но она уже готова идти навстречу страху и брать на себя ответственность за свои действия. Появляются признаки зрелости.
Итак, Психея является к Афродите сама.
В психологической литературе этому заданию приписывают такой психологический смысл: Прежде чем принимать существенные решения, часто вначале нужно привести в порядок свои мысли и чувства. Ситуация часто усложнена, когда к этому прикладывает руку Афродита. «Сортировка семян», в этом случае, это внутренняя задача, требующая, чтобы человек честно посмотрел внутрь себя, тщательно просеял свои эмоции, ценности и мотивы, и отделил то, что и вправду важно, от несущественного.
Вернулась Афродита с пира, видит — задание ее выполнено. Она, конечно, не обрадовалась. Но что делать – дает другое задание: принеси мне шерсти золоторунных баранов!»
А эти бараны были огромные, впавшие в бешенство, рогатые чудовища, бодающиеся друг с другом на поле. Если бы Психея пошла между ними и попыталась бы собрать их шерсть, ее наверняка бы смяли или растоптали. Вновь задача казалась непосильной, но на помощь пришел прибрежный тростник. Он посоветовал Психее подождать до заката. Вечером бараны расходятся и отдыхают. Тогда она сможет в безопасности собрать клочки золотого руна с колючих кустов, которые задевали золоторунные бараны.
Как это задание толкуется психологами.
Символически золотое руно представляет собой силу, которую нужно получить человеку и при этом не быть разрушенным.
Для третьего задания Афродита положила маленькую хрустальную фляжку в ладонь Психеи и сказала, что та должна наполнить ее водой из самого Стикса. А Стикс — это река, стекавшая с высокой горы, исчезавшая в недрах земли, и вновь поднимавшаяся к горным вершинам. Это был бесконечный круговорот, в котором водяной поток, вернувшийся к своему источнику, тут же скатывался вниз, достигая преисподней, чтобы оттуда вновь вознестись на вершину высокого утеса. Стикс охраняли огромные страшные чудовища, а поблизости от него не было ни краешка земли, на который можно было бы поставить ногу, чтобы наполнить фляжку водой.
Символически этот поток представляет циркулирующий поток жизни, в который надо погрузиться, чтобы наполнить свою флягу.
Вдруг, словно по волшебству, появился посланный Зевсом орел. Он подлетел к девушке, взял у нее пустой хрустальный сосуд и зачерпнул воды из самой середины стремительного потока. Орел символизирует способность видеть общую картину с большой перспективы и падать вниз, чтобы схватить только то, что надобно.
Важно увидеть полный узор и выбрать важные детали. Мне это напоминает афоризм М.Е. о системности мышления «если бы червяк знал как устроено дерево, то жил бы долго и счастливо».
По мере выполнения заданий Психея (душа) становится все сильнее и мудрее. Как говорил Франкл, в горниле страданий выковывается личность.
И наконец, Афродита дает ей последнее, четвертое задание. Она велит Психее спуститься в подземный мир и попросить у богини Персефоны склянку с волшебной амброзией, которая делает женщин прекрасными.
Персефона – жена Аида, бога подземного царства мертвых.
А для смертного путь в царство мертвых заказан. Кто из смертных туда попадает – обратно не возвращается. Понимая тщетность всех попыток выполнить это задание, Психея поднялась на высокую башню с намерением броситься вниз и свести счеты со своей ужасной судьбой.
Но башня, которую выбрала Психея, поведала ей все, что следует сделать. Психея должна найти единственное, скрытое от посторонних глаз место на земле, где живой человек мог проникнуть в подземное царство Аида. Не следует отправляться туда с пустыми руками, ибо за вход в подземный мир существует определенная плата. Психее необходимо взять в каждую руку по куску ячменного пирога, положить под язык две монеты и собрать в себе достаточно силы духа, чтобы пройти через ждущие ее суровые испытания.
Психея нашла место, где начинался бесконечный путь и спустилась к Стиксу. Там она встретила лодочника Харона, который переправлял на лодке тени умерших в царство Аида. За переправу он спросил у нее одну монету. Переправляясь через реку, Психея увидела тонущего человека, умолявшего его спасти, но проплыла мимо. Находясь на пути к богине подземного царства, человек должен сохранить весь свой ресурс, не растрачивая его на достижение менее значимых целей.
Очутившись в царстве мертвых, Психея по дороге во дворец встретила трех старых женщин, прявших нити судьбы. Они попросили Психею помочь им, но та должна была пройти мимо, не обращая никакого внимания на их просьбу. Трудно, конечно, пройти мимо трех судеб, не удовлетворив свое любопытство. Но Психея была предупреждена о том, что остановившись хоть на мгновение, она потеряет кусок ячменного пирога, без которого ей не пройти дальше.
Вскоре Психея увидела стража царства мертвых Цербера— чудовищного пса с тремя головами. Она бросила мерзкому чудовищу один из кусков ячменного пирога, и пока три головы грызлись между собой из-за него, проскочила мимо.
Наконец, она вошла в чертоги Персефоны. Следуя мудрым предостережениям, Психея должна была отказаться от щедрого гостеприимства, которое окажет ей Персефона. Ей следовало принять лишь самую простую еду и есть, сидя прямо на земле. Старые обычаи связывают вас с домом, где было оказано гостеприимство. Поэтому воспользовавшись благосклонностью хозяйки дома, Психея может навсегда связать себя с царством мертвых.
Психея, будучи уже зрелой душой, сделала все, что требовалось, и попросила у Персефоны сосуд с чудесной амброзией. Персефона дала ей волшебную склянку, и Психея отправилась в обратный путь. У нее оставался второй кусок пирога, чтобы пройти мимо ужасного Цербера, и вторая монета, которую следовало отдать лодочнику за переправу.
Итак, в чем психологический смысл испытания? Чтобы совершить это путешествие, необходимы целеустремленность и способность рассчитывать свои силы. По пути не следует ни останавливаться, ни отклоняться в сторону, руководствуясь великодушием и добротой. Иначе можно стать беспомощным и беззащитным.
Это задание уже нечто большее, чем традиционная проверка героя на храбрость и решительность. Афродита сделала его особенно сложным. Психее было сказано, что ей встретятся вызывающие жалость люди, которые попросят у нее помощи, и три раза ей надо будет «заставить окаменеть свое сердце к сочувствию», игнорировать их мольбы и продолжать свой путь. Если она не сделает так, то останется навсегда в подземном мире.
Психея выполняет задание, когда говорит «нет» три раза, для того чтобы совершить выбор. Многие люди позволяют себе быть использованными и отклоняются от делания чего-нибудь для себя. Пока мы не можем сказать «нет» искушению – неважно, человек ли это, или комфорт, или безопасность, мы не можем предопределять курс своей жизни.
Последний из советов, который башня дала Психее, был очень важным, но она ему не последовала. Ей ни в коем случае нельзя было открывать сосуд и интересоваться его содержимым. Но в самом конце путешествия, уже увидев проблески света человеческого мира, Психея подумала про себя: «В этой склянке, которую я держу в руках, находится то, что дает Афродите волшебное очарование. Неужели я окажусь абсолютной дурой и, упустив такой случай, не загляну в сосуд и не возьму себе капельку волшебной амброзии, чтобы стать неотразимой в глазах моего любимого Эроса?» Как видите, тяга сценария сильна. Надо было открывать волшебную склянку? Нет. Но Психея открыла. И тут же была наказана. Ей показалось, что в склянке ничего нет! Не произошло никакого чуда, а Психея упала на землю и уснула. В склянке был мертвый сон. Психея лежала на земле, напоминая бесчувственный труп.
Но к счастью уже залечивший свои раны Эрос узнал, что произошло с его Психеей. Он понял, что она уже не та глупая, незрелая душа, от которой он когда-то улетел. Поэтому он нашел ее и подлетев к любимой, смахнул с ее лица мертвый сон и собрал его обратно в сосуд. Затем он разбудил Психею и рассказал девушке, как ее едва не погубило любопытство.
Психея отправилась выполнять свое задание; взяла волшебную склянку и принесла ее Афродите.
А Эрос полетел прямо к Зевсу и признался ему в своей любви к Психее. Громовержец собрал на совет всех богов и повелел Гермесу доставить Психею в свой чертог. Он объявил всем жителям Олимпа, что Эрос уже давно находится во власти любовных чар, и наступило время этого юного повесу и непоседу связать узами брака. Так как брак между смертной женщиной и бессмертным богом был невозможен, Зевс дал прекрасной Психее чашу с нектаром бессмертия и велел выпить из нее все до капли. Так Психея обрела бессмертие.
Благодаря испытаниям, потребовавшим от нее развития своих сил и способностей, Психее удалось развиться. При этом все, что она делала, было сделано ради любви.