Псалом 90 что дает
Псалом 90 «Живый в помощи вышняго»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Псалом 90 читать:
Псалом 90 на русском:
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Почему в Псалтири столько проклятий и жестокости?
90 псалом — один из самых известных в «Псалтыре». Его также часто называют по первым словам «Живый в помощи». Главная мысль псалма: если человек надеется на Бога и находится в постоянном с Ним общении, ему нечего бояться. В народном сознании за ним закрепилось представление как о молитве, к которой прибегают опасной ситуации. Так, например, в романе «Доктор Живаго» Бориса Пастернака главный герой находит на шее убитого партизана ладанку с бумажкой. На бумажке были цитаты из девяностого псалма, записанные искаженно, «на слух»:
«Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Его в виде талисмана надевали на себя воины еще в прошлую империалистическую войну. Прошли десятилетия и гораздо позднее его стали зашивать в платье арестованные и твердили про себя заключенные, когда их вызывали к следователям на ночные допросы»
Затем Доктор Живаго уже на шее раненого белогвардейца находит золотой футлярчик на цепочке. В нем также была сложенная бумажка с девяностым псалмом, «но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».
Можно ли читать псалом 90 не подряд 40 дней?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день! Скажите, пожалуйста, можно ли читать псалом 90 40 раз в день 40 дней не подряд каждый день? Мною были пропущены три дня из-за отъезда. После них я еще 23 дня читала по 40 раз псалом 90. Можно ли так поступать?
С уважением, Елена
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Елена, а зачем 40 раз в день 40 дней подряд напоминать себе о том, что мы находимся под покровом Всевышнего и не следует бояться никаких проблем? Неужели недостаточно один раз в день прочитать 90-й псалом и успокоиться?
К сожалению, мы очень плохо знаем тот язык, на котором молимся Богу. Если прочитать 90 псалом на русском языке, то станет понятно, что его смысл не в том, чтобы отогнать от себя всякое зло, а в том, что это зло никак не может коснуться того, кто живёт упованием на Бога.
Кроме того, часто молитвенные практики, связанные с тем, чтобы сколько-то раз прочитать определенную молитву, возникают неизвестно откуда и больше напоминают какие-то магические ритуалы с заклинаниями, чем живой разговор с Богом. К слову, я впервые слышу о том, чтобы нужно было 40 раз в день читать псалом 90. Нет такого молитвенного последования в нашей Церкви, а к разного рода придумкам на основе православной традиции нужно относиться с осторожностью и не спешить применять эти сомнительные практики в своей жизни, не посоветовавшись со священником.
Что же касается оставления любого молитвенного правила в принципе, то здесь лучше стараться никогда его не пропускать. Если же по какой-то причине получилось так, что правило было пропущено, то ничего страшного нет в том, чтобы просто продолжить его исполнение спустя перерыв.
Почему девяностый псалом читается во всякой опасности?
Говоря о девяностом псалме, нельзя не коснуться темы о благодатном, благотворном и спасительном чтении Псалтири в жизни каждого православного христианина.
Так, к примеру, представитель древнего египетского монашества, которое огромнейшее значение в своей аскезе и духовном подвиге придавало Псалтири, пресвитер скитский Маркелл из Лавры Келлий говорил так: «Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь…»
Святой праведный же Иоанн Кронштадтский спустя много сотен лет написал о псалмах: «Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза для душ благочестивых неисчислима…» А святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь «святилищем слова Божия».
Из личного опыта скажу следующее… Несколько лет назад у нас в близкой родне случилась тяжелая трагедия – умер младенец. Было очень тяжело. Особенно когда привезли тело домой. Если бы оно оставалось в доме целую ночь, не знаю, как бы мы все выдержали. Будто тяжелая бетонная плита, горе навалилось на грудь, и с каждой минутой давление усиливалось. Как священник, я настоял, чтобы тело перевезли в храм. Целую ночь мы читали над ним Псалтирь практически беспрерывно. И вот благодаря чтению псалмов ощущение горя истончилось и рассеялось бесследно, как дым. Его не стало. Вместо этого пришла какая-то светлая легкость. И действительно было ощущение, описанное святым пророком и царем Давидом в 90-м псалме «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися», что переводится на русский язык как «перьями Своими осенят тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». Толкователи этого места сходятся в том, что боговдохновенный автор Давид сравнивал Бога с птицей, которая заботливо укутывает своих птенцов крыльями, защищая их от всякой опасности.
Когда мы читали Псалтирь над гробом малютки, было ощущение, что Господь очень-очень близко, Он укутывает нас Своей любовью и заботой и будто бы сквозь стихи псалмов проступает фраза Его: «Все будет хорошо». И сейчас, оглядываясь на трагическое событие более спокойно, спустя несколько лет, можно сказать, что наша семья с Божьей помощью пережила горе именно благодаря Псалтири.
Потому, конечно же, чтение этой великой книги очень-очень важно. Она, наряду с остальными книгами Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, бесспорно должна стать настольной книгой любого православного христианина. Потому что в ней заключены крылья духовные, возводящие душу на небо.
Одними из самых используемых псалмов являются 50-й и 90-й. Они довольно часто звучат в богослужениях и келейных (домашних) молитвах. Девяностый псалом издревле считался молитвой воинов и вообще молитвой о сохранении жизни на поле брани или в любой другой опасной ситуации. Тому подтверждение и то, что этот псалом употребляется в шестом часе, посвященном Распятию Христовому. Словно сам Господь наш Иисус Христос читает Его во время Своего распятия, уповая и веря, что Его человеческая природа будет спасена. Конечно же, и мы должны уподобляться Спасителю.
В Псалтири 90-й псалом надписан как «Хвала песни Давидовы», или хвалебная песнь. Фактически это благодарственное песнопение, которое боговдохновенно рисует перед человеком картину того, что Господь верных своих оберегает и защищает от всякого зла.
Проанализируем псалом с Божьей помощью. Он начинается фактически с непреложного закона «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: “прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!ˮ» То есть мы видим, что главный закон – это вера в Бога и исполнение Его святых заповедей. Верующий православный человек и есть «живущим под кровом Всевышнего». Вера – обязательное условие для спасения. Человек, который поверит в Бога и попытается руководствоваться жизнью, учрежденной Им на земле Церкви, вступает под кров Всевышнего, Который, как птица своего птенца, будет с любовью оберегать его от всяких зол. Многие из них перечислены в псалме. Остановимся, на наш взгляд, на самых непонятных. Стрела, летящая в ночи – образ имеет и буквальный смысл, и символический, то есть блуд, прелюбодейство, демон страсти, которая часто совершается ночью. Срящ – с церковнославянского языка встреча, нечаянный грех, совершенный невольно; неожиданная плохая встреча или бедствие. Демон полуденный – это символ полуденного расслабляющего сна, лености, многоспания, чревоугодия, расслабления. Аспиды и василиски – виды змей, лев и змий – диавол. Все это вместе – нечистая сила. Но и в буквальном смысле тоже имеется в виду и змей, и львы, и прочие опасные животные. Венчается же, завершается псалом тем, что Господь явит верным Своим спасение. В этих словах, конечно же, есть пророческое упоминание о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе.
С древних времен на Руси практиковалась традиция носить пояски или вшивать в одежду воинам бумажечки с текстом девяностого псалма. Об этом, кстати говоря, пишется в замечательном романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго», где главный герой после битв находит на теле убитых и красноармейца, и белогвардейца текст с девяностым псалмом.
Конечно же, нужно, дорогие братья и сестры, иметь нашим воинам при себе текст девяностого псалма, можно носить пояс с его стихами. Это обязательно поможет. Но очень важно, чтобы человек сам молился.
У меня есть друг, который тоже был в горячих точках. До войны он никогда не исповедовался и не причащался. Перед тем как уйти в горячую точку, он пообещал Богу, что когда вернется, то поисповедуется и причастится Святых Христовых Таин. На войне Господь его хранил. Он вернулся и действительно поисповедовался и причастился. И с тех пор старается вести жизнь православного христианина. Мне кажется, это очень хороший путь. Ведь мы часто просим у Бога не знамо чего. Здоровья ради здоровья или жизни ради ее хронологического биологического продолжения. Но нам следует просить ее ради того, чтобы не грешить больше. Помните, как сказал Спаситель исцеленному расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5:14). То есть Господь будто бы говорит выздоровевшему: «Вот Я восстановил в тебе твой утраченный потенциал. Пользуйся им разумно. В первую очередь – не греши. То есть исполняй заповеди и старайся построить свою жизнь так, чтобы она вела ко Мне». Точно то же и с воинами. Каждый из нас, живущих на земле людей, должен качественно менять себя и свою жизнь, чтобы приблизиться к Богу и отыскать путь в Царствие Небесное. У болящих и воинов – эта проблема встает с особенной остротой. И если человек будет иметь решимость поменять свою жизнь, искреннюю веру, то он обязательно станет тем «живущим под покровом Всевышнего» и Господь исполнит его и долготою дней, и явит Ему спасение Свое.
Псалом 90
Псалом сей имеет следующее надписание: Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей. А в Псалтири, изданной Российским Библейским Обществом, по переводу с еврейского языка, он имеет такую надпись: «Хвалебная песнь Давидова», каковой надписи соответствует и надпись Вульгаты, т.е. Библии на латинском языке, без приписки слов: не надписан у еврей, а просто: «laus cantici David XC», т.е. «хвалебная песнь Давидова». Все это свидетельствует о том, что в древнем еврейском собрании псалмов над 90-м псалмом не было поставлено никакого надписания, и что имеющаяся ныне краткая надпись: «Хвалебная песнь Давидова» – внесена в книгу псалмов впоследствии, например, при создании греческого перевода LXX толковников, и внесена, конечно, не самопроизвольно, а на основании дошедших до богомудрых издателей древних преданий ветхозаветной Церкви, приписывавших составление сего псалма Давиду.
По содержанию своему псалом этот хвалебный («Хвалебная песнь Давида») и вместе – учительный: здесь пророк учит о том, что надежда человека на Бога имеет непреодолимую силу, и что поэтому всякий, кто верою и надеждою связывает себя с помогающим ему Богом, – делается другом и сожителем Его и находится в совершенной безопасности.
Особенность сего псалма составляет быстрая перемена лиц, выражающих свои мысли и чувства. Здесь или пророк выражает свои мысли о праведнике, живущем полною надеждою на Бога (ст. 1–2), или, обращаясь к праведнику, успокаивает его теми благами, какие изливаются на уповающего на Бога (ст. 3–8, 10–13), или говорит от лица этого праведника, вполне преданного воле Божией (ст. 2,9), или же от лица Самого Бога, выражающего Свое благоволение праведнику (ст. 14–16).
Одни из толковников видят в сем псалме общий, отвлеченный поэтический образ праведника, в котором все случаи избавлений взяты псалмопевцем совершенно произвольно, без всякого исторического отношения, и который столько же идет к Давиду, сколько и к Езекии, и ко всякому другому праведнику. Другие же указывают в нем такие черты, которые почти все замечательным образом идут к лику благочестивого царя Иудейского Езекии и к обстоятельствам его времени. Кто знаком с историей сего Езекии, тому совершенно ясно, что в указанном изображении праведника мы имеем поэтическое изображение сей истории. Ввиду ясного сходства представленного образа праведника с историей Езекии, уже блж. Феодорит, приписывавший вообще все псалмы Давиду, признавал псалом 90 пророчеством Давида о Езекии.
Пс.90:1–2 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Не совсем ясный смысл изречений 1-го стиха, по церковно-славянскому переводу, выясняется при чтении других переводов. Так, в переводе с еврейского он читается: «Живущий под покровом Всевышнего (в крове Бога Небесного) в тени Всемогущего почивает»; а в переводе с латинского читается так: «Кто жительствует с помощию Всевышнего (Allissimr), тот будет пребывать в покровительстве Бога Небесного. Он скажет Господу: Ты заступник мой и прибежище мое: Бог мой, я буду надеяться на Него». Здесь выражается, с одной стороны – полная преданность воле Божией человека ни на кого более не надеющегося, как только на Бога, а с другой – полная безопасность того, кто находится в ближайшем общении с Богом Небесным, под Его крепкою защитою. Он и в молитве обращается к одному Богу и дерзновенно говорит Ему: Ты заступник мой и Ты один прибежище мое; и не только на молитве, но и пред другими исповедует: Он Бог мой и на Него я уповаю.
Здесь пророк, обращая речь к самому покровительствуемому Богом, говорит, что Господь Бог избавит тебя от сети ловца (птицелова или зверолова, от сети ловчи) и от всякого враждебного слова, могущего привести тебя в смятение (от словесе мятежна), вообще от всякой клеветы и заговора против тебя. Он прикроет тебя, будет осенять или охранять как бы плечами своими (плещма Своима осенит тя), и ты будешь иметь надежду, что под покровительством Его пребудешь в безопасности (и под криле его надеешися). В первом выражении образ речи заимствован от тех воинов, которые во время сражения стоят в передних рядах и плечами своими закрывают находящихся позади их, а во втором выражении подобие взято от птиц, которые крыльями своими прикрывают своих птенцов. Таким образом, мысль псалмопевца можно выразить так: всемогущая сила Божия защитит тебя, и, находясь под охраною Божественного попечения, ты будешь вполне безопасен. Сама истина Божия окружит тебя со всех сторон оружием. Под истиною Божией нужно разуметь здесь верность Божию обетованиям: Он обещает Свою помощь всем уповающим на Него, и действительно подает ее. По переводу с еврейского, последняя речь выражена так: «истина Его есть щит и ограждение».
Пс.90:5–6 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
Многие из людей подвержены бывают страху в ночное время, при угрожающей опасности, а иногда и совсем без всяких опасностей, при одном только представлении опасности, по причине окружающей тьмы. Некоторые, кроме того, воспитанные в разных суевериях, испытывают какой-то безотчетный страх при так называемых «встречах». Хотя подобные суеверия о «встречах» не повсеместны и не всеми приемлемы, тем не менее они всегда существовали, можно сказать, с глубокой древности, и потому их нельзя оставлять без внимания. Псалмопевец, как бы представляя все подобные случаи страха, успокаивает человека, находящегося под покровительством Божиим, говоря ему: охраняемый силою Божией, ты не будешь бояться никаких опасностей, ни явных ни тайных, ни днем, ни ночью, не будет у тебя страха нощнаго, не будешь бояться и стрелы, летящей днем. Ты избавишься от всякой (неприязненной) вещи, бывающей ночью (во тме преходящия), от опасной «встречи» и от всякой случайности, неожиданной при «встречах» (от сряща, т.е. от всего того, что с нами случается нечаянно), и от злого духа, нападающего в полдень. Под именем беса полуденного разумеется злой дух, в ясный день или в полдень причиняющий человеку различного рода вред болезни, например, моровую язву и заразу. Другие под именем беса полуденного разумеют солнечный зной, сильно жгущий в Палестине и бывающий смертоносным для путников. А блж. Иероним, согласно с сим, разумел известное на Востоке моровое поветрие, или смертоносный ветер, называемый Самум.
Пс.90:7–8 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
Опасности угрожают человеку со всех сторон. С одной стороны тысяча, или как в переводе с еврейского: «Близ тебя падет тысяча и тьма по правую руку твою» (и тма одесную тебе), т.е. и тысячи, и десятки тысяч, и бесчисленное множество врагов нападет на тебя, но тебя не коснется (к тебе же не приближится). Или же так: если с одной стороны нападет на тебя тысяча врагов, а с другой – десять тысяч или бесчисленное множество, то и тогда никто из них не приближится к тебе, не погубит тебя. И ты не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и сам увидишь воздаяние им от Господа (обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши). Так и было с благочестивым царем Иудейским Езекиею. Когда, с многочисленным войском, напал на него и осадил Иерусалим Сеннахирим, царь ассирийский, тогда Езекия молитвенно возопил ко Господу Богу, возложив все упование на Него. И Господь вскоре избавил Езекию от страшной опасности, угрожавшей ему, поразив в одну ночь все многочисленное (185 тысяч) воинство ассириян ( 2Пар.32 ).
Пс.90:9 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.
Надеющийся на Бога и всегда живущий в помощи Всевышняго сам в себе от удовольствия говорит: Ты, Господи, вся моя надежда и опора (яко ты, Господи, упование мое), и сказав так, одного Всевышнего избрал ты (положил еси) прибежищем твоим, говорит псалмопевец.
Пс.90:10–13 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.
Пс.90:14–16 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое.
После того, как успокоил праведника утешительными словами об ангелах, посылаемых Богом для охранения его от разных бед и напастей, пророк вводит Самого Бога говорящим о праведнике в таких выражениях: так как он надеялся на Меня (яко на Мя упова), то Я избавлю его и скрою от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня (яко позна имя Мое), т.е. Мне одному служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда буду помогать ему и внимать молитве его (услышу его). Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду с ним и в скорби (с ним есмь в скорби), избавлю его (изму его) от всяких скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и прославлю его, т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. Долготою дний исполню его, т.е. получит он долголетнюю жизнь на земле и сподобится вечно блаженной жизни будущего века.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Православная Жизнь
Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.
По мнению святых отцов, 90-й псалом – это прежде всего молитва, причем молитва как выражение человеческой надежды на Бога, надежды того, кто оказался в стесненных обстоятельствах, того, кто разуверился в любой человеческой помощи, того, кто оказался в трудной ситуации и не видит другого выхода, как упасть на колени пред Богом и молить Его о помощи и заступлении. Именно поэтому первые слова 90-го псалма гласят: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится». Блаженный Феодорит Кирский пишет: «Кто полагается на Божию о нем попечительность, тот воспользуется охранением от Бога Небеснаго и будет иметь сие твердое ограждение, сию необоримую защиту».
Кроме того, данный псалом читается верующими еще и тогда, когда они чувствуют бесовские нападения. Вообще, вся книга Псалтирь, по словам святителя Афанасия Великого, и есть самая лучшая защита от демонов. Подобное говорит и авва Маркелл: «Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь».
Таким образом, по мысли святых отцов, 90-й псалом – это выражение нашей веры и надежды на помощь Божию во время всевозможных трудных обстоятельств и, прежде всего, при нападении на нас бесовских сил.