Псалом 88 толкование для чего читают
Толкование христианской молитвы псалом 88
Церковный текст 88 псалма, как и предыдущего, в славянской, латинской и еврейской Библиях приписывается левиту Ефаму Езрахитянину – современнику пророка Давида, его верному стороннику и человеку, разделявшему все бедствия царя. Но в данном псалме описывается период правления одного из последователей царя Давида, израильского царя – Ровоама, до времени которого, как свидетельствует толкование 88 псалма, вполне мог дожить его автор. В своем псалме Ефам иллюстрирует печальное событие, очевидцем которого он стал: нападение на Иерусалим и Иудею (к тому времени израильское царство распалось на две части) египетского фараона Сусакима.
Церковный псалом 88 для помощи немощным людям
Православный псалом 88 условно разделен на три части: в первой монолог ведется от лица автора, во второй Бог обращается к еврейскому народу, и третья часть – молитва к Господу и призыв вспомнить Его прежние милости, не отворачивая Свое лицо от иудеев.
Текст 88 псалма в Библии назван учением, а это означает, что он содержит в себе размышления автора над различными религиозными вопросами. И действительно, во второй части псалма он от лица Бога пытается пояснить евреям причины, вызвавшие гнев Создателя: пренебрежение заповедями и многочисленные грехи. Читать, слушать онлайн и смотреть видео с текстом 88 псалма следует людям, которым трудно работать по причине различных болезней.
Слушать на видео православную молитву псалом 88 на русском языке
Читать православный текст молитвы псалом 88 на русском языке
Учение Ефама Езрахита.
Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими. Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой». И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу? Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его. Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя. Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их. Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих. Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал. Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются. Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя! Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи, о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся, ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш. От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш. Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его. Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его. И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его. И положу на море руку его, и на реки — десницу его. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба. Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их; милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах». Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его; разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его. Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих. Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его; Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани; отнял у него блеск и престол его поверг на землю; сократил дни юности его и покрыл его стыдом. Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь? Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею. Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов; как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего. Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
Псалом 88 «Милости Твоя, Господи, во век воспою»
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Псалом 88 читать:
1 Ра́зума Ефа́ма Изра́ильтянина, псало́м
2 Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́, в род и род возвещу́ и́стину Твою́ усты́ мои́ми. 3 Зане́ рекл еси́: в век ми́лость сози́ждется, на Небесе́х угото́вится и́стина Твоя́. 4 Завеща́х заве́т избра́нным мои́м, кля́хся Дави́ду рабу́ Моему́: 5 до ве́ка угото́ваю се́мя твое́, и сози́жду в род и род престо́л твой. 6 Испове́дят Небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́споди, и́бо и́стину Твою́ в це́ркви святы́х. 7 Я́ко кто во о́блацех уравни́тся Го́сподеви? Уподо́бится Го́сподеви в сыне́х Бо́жиих? 8 Бог прославля́емь в сове́те святы́х, Ве́лий и Стра́шен есть над все́ми окре́стными Его́. 9 Го́споди Бо́же сил, кто подо́бен Тебе́? Си́лен еси́, Го́споди, и и́стина Твоя́ о́крест Тебе́. 10 Ты влады́чествуеши держа́вою морско́ю: возмуще́ние же волн eго́ Ты укроча́еши. 11 Ты смири́л еси́ я́ко я́звена го́рдаго, мы́шцею си́лы Твоея́ расточи́л еси́ враги́ Твоя́. 12 Твоя́ суть небеса́, и Твоя́ есть земля́, вселе́нную и исполне́ние ея́ Ты основа́л еси́. 13 Се́вер и мо́ре Ты созда́л еси́, Фаво́р и Ермо́н о и́мени Твое́м возра́дуетася. 14 Твоя́ мы́шца с си́лою: да укрепи́тся рука́ Твоя́, и вознесе́тся десни́ца Твоя́. 15 Пра́вда и судьба́ угото́вание Престо́ла Твоего́: ми́лость и и́стина предъи́дете пред лице́м Твои́м. 16 Блаже́ни лю́дие ве́дущии воскликнове́ние: Го́споди, во све́те лица́ Твоего́ по́йдут, 17 и о и́мени Твое́м возра́дуются весь день, и пра́вдою Твое́ю вознесу́тся. 18 Я́ко похвала́ си́лы их Ты еси́, и во благоволе́нии Твое́м вознесе́тся рог наш. 19 Я́ко Госпо́дне есть заступле́ние, и Свята́го Изра́илева Царя́ на́шего. 20 Тогда́ глаго́лал еси́ в виде́нии сыново́м Твои́м, и рекл еси́: положи́х по́мошь на си́льнаго, вознесо́х избра́ннаго от люде́й Мои́х, 21 обрето́х Дави́да раба́ Moeгó, еле́ем святы́м Мои́м пома́зах eго́. 22 И́бо рука́ Моя́ засту́пит eго́, и мы́шца Моя́ укрепи́т eго́, 23 ничто́же успе́ет враг на него́, и сын беззако́ния не приложи́т озло́бити eго́: 24 и ссеку́ от лица́ eго́ враги́ eго́, и ненави́дящыя eго́ побежду́. 25 И и́стина Моя́ и ми́лость Моя́ с ним, и о и́мени Мое́м вознесе́тся рог eго́, 26 и положу́ на мо́ри ру́ку eго́, и на река́х десни́цу eго́. 27 Той призове́т Мя: Оте́ц мой еси́ Ты, Бог мой и Засту́пник спасе́ния моего́. 28 И Аз пе́рвенца положу́ eго́, высока́ па́че царе́й земны́х: 29 в век сохраню́ eму́ ми́лость Мою́, и заве́т Мой ве́рен eму́, 30 и положу́ в век ве́ка се́мя eго́, и престо́л eго́ я́ко дни́е не́ба. 31 А́ще оста́вят сы́нове eго́ зако́н Мой, и в судьба́х Мои́х не по́йдут, 32 а́ще оправда́ния Моя́ оскверня́т, и з́аповедей Мои́х не сохраня́т, 33 посещу́ жезло́м беззако́ния их, и ра́нами непра́вды их, 34 ми́лость же Мою́ не разорю́ от них, ни преврежду́ во и́стине Мое́й, 35 ниже́ оскверню́ заве́та Моего́, и исходя́щих от уст Мои́х не отве́ргуся. 36 Еди́ною кля́хся о святе́м Мое́м, а́ще Дави́ду солжу́? 37 Се́мя eго́ во век пребу́дет, и престо́л eго́, я́ко со́лнце предо́ Мно́ю, 38 и я́ко луна́ соверше́на в век, и Свиде́тель на Небеси́ ве́рен. 39 Ты же отри́нул еси́ и уничижи́л, негодова́л еси́ пома́заннаго Твоего́, 40 разори́л еси́ заве́т раба́ Твоего́, оскверни́л еси́ на земли́ святы́ню eго́: 41 разори́л еси́ вся опло́ты eго́, положи́л еси́ тве́рдая eго́ страх. 42 Расхища́ху eго́ вси мимоходя́щии путе́м, бысть поноше́ние сосе́дом свои́м. 43 Возвы́сил еси́ десни́цу стужа́ющих eму́, возвесели́л еси́ вся враги́ eго́: 44 отврати́л еси́ по́мощь меча́ eго́, и не заступи́л еси́ eго́ во бра́ни. 45 Разори́л еси́ от очище́ния eго́, престо́л eго́ на зе́млю пове́ргл еси́, 46 ума́лил еси́ дни вре́мене eго́, облия́л еси́ eго́ студо́м. 47 Доко́ле, Го́споди, отвраща́ешися в коне́ц? Разжже́тся я́ко огнь гнев Твой? 48 Помяни́, кий мой соста́в, еда́ бо всу́е созда́л еси́ вся сы́ны челове́ческия? 49 Кто есть челове́к, и́же поживе́т и не у́зрит сме́рти, изба́вит ду́шу свою́ из руки́ а́довы? 50 Где суть ми́лости Твоя́ дре́вния, Го́споди, и́миже кля́лся еси́ Давиду́ во и́стине Твое́й? 51 Помяни́, Го́споди, поноше́ние раб Твои́х, е́же удержа́х в не́дре мое́м мно́гих язы́к, 52 и́мже поноси́ша врази́ Твои, Го́споди, и́мже поноси́ша измене́нию христа́ Твоего́. 53 Благослове́н Госпо́дь во век, бу́ди, бу́ди.
Буквы О и Г. Разворот рукописной Псалтири из собрания Д. В. Пискарева. РГБ. XVI в.
https://lib-fond.ru
Псалом 88 на русском:
1 Учение Ефама Езрахита.
2 Милости [Твои], Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой».
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
11 Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал.
13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
17 о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.
21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
25 И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах».
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани;
45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;
52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
Псалом 88 слушать:
Какие это милости Господни, которые Он оказал нам, и которые мы должны воспевать, как не разрушение начальств и властей и самой державы диавола и освобождения нас от греха и смерти? Евфимий Зигавинос (Зигабен). Толковая Псалтирь
Псалом 88
Толкование Псалма 88
Этот царский псалом является молитвой о том, чтобы Бог продолжал соблюдать завет, который Он заключил с царем Давидом (2Цар 7:5−16). Авторство приписывается Ефаму (мудрецу из числа левитов; он был начальником одного из хоров еще при Давиде — 1Пар 15:17−18 и 1Цар 4:31). Несколько военных поражений могли послужить написанию этого псалма, в частности, нападение на Иудею и Иерусалим египетского фараона Сусакима (3Цар 14:25), которое имело место в начале царствования Ровоама. внука Давидова (Ефам Езрахит мог дожить до этого события и отразить его в написанном им псалме).
Охваченный смятением при мысли о поражении помазанника из дома Давидова и несчастьях, которые обрушились на Божий народ, псалмопевец молит Господа вспомнить о некогда данной Им клятве и положить конец бедствию. Перечисляя обетования, изложенные в Давидовом завете и те свойства Божества, на которых они зиждутся, псалмопевец, очевидно, желал «ускорить» ответную реакцию Господа. Псалом 88 является таким образом размышлением (слово Учение в вводной надписи) о кажущемся «противоречии» между обещаниями, данными любящим, верным Богом много лет назад, и катастрофой, разразившейся теперь.
«Семя», неоднократно упоминаемое в ссылках на Давидов завет (стихи 4−5,28−30,36−38), есть Мессия: это Ему предстоит воссесть на троне Давида, чтобы править Израилем. Принятое буквально, это положение свидетельствует в пользу того, что Иисус Христос не в настоящее время, в небесах, сидит на троне Давида, но займет его на земле (2Цар 7:5−16 и комментарии на эти стихи).
В русском тексте стиху 1 соответствует вводная надпись.
А. О верности Божией (88:2−5)
Пс 88:2−5. Слово «истина» здесь и далее — в английских переводах Библии — передано как «верность»; «милость» в этом контексте — синоним «любви». В глазах псалмопевца они, как свойства истинного Бога, — вечны, и поэтому он всем сердцем верит, что Бог не может нарушить обещания, данные Им некогда Давиду (2Цар 7:5−16). (Фраза на небесах утвердил Ты истину Твою как раз и есть образ нерушимости Давидова завета.) Как же увязать их с происходящим в настоящее время?
Б. Восхваление Бога (88:6−19)
Пс 88:6−15. «Небеса» и «собрание святых» в стихе 6, как и «сыны Божии» в стихе 7 и «сонм святых» в стихе 8, — синонимические выражения, подразумевающие ангелов, которые славят чудные дела и верность (истину) Всевышнего.
Прибегая к аллегориям и образам, псалмопевец воспевает могущество Бога в стихах 8−12; Раав (стих 11) — это Египет (сравните Пс 86:4). Когда в стихе 13 говорится о «радости гор» (Фавор и Ермон символизируют собой всю Палестину, изобилующую возвышенностями), то подразумевается «радость о Господе» людей, населявших их. «Правоту» в стихе 15 надо понимать как «справедливость». Далее в этом стихе та мысль, что милость (любовь) и верность Господа как бы идут пред лицем Его («впереди Него»).
Пс 88:16−19. Звуками трубы евреев сзывали на молитву. Подчиняясь «трубному зову» (стих 16), они тем свидетельствовали о своем благоговейном отношении к Создателю. Будучи «предметом» Его особого попечения, они могли называться блаженным, или счастливым, народом. Правдою (в стихе 17 — в значении «праведного хождения перед Господом») евреи славятся (возносятся) среди других народов. Рог и щит (стих 18и 19) — символ могущества и защищенности иудеев — зависят не от их военного «потенциала», а от благоволения Господня. От Него, Святого Израилева и помазание на престоле царя их.
В. Об обетованиях по завету (88:20−38)
Им посвящен весь этот раздел.
Пс 88:20−21. «Святой» в стихе 20 — это пророк Нафан, от которого Давид услышал адресованные ему обещания Господни. Вкратце о них читаем в 2Цар 7:5−16; тут они изложены более подробно. В стихе 21 — напоминание о помазании Давида на царство.
Пс 88:22−26. Псалмопевец «напоминает» Богу об обещании укрепить Давида и, сокрушив врагов его, распространить власть и влияние этого еврейского царя от Средиземного моря на западе до рек Тигра и Евфрата — на востоке (стих 26). Некоторые видят здесь символическое обозначение власти Давида, точнее, «семени» Его, Мессии, над всей землей.
Пс 88:27−30. Здесь Ефам говорит об особых отношениях царя из дома Давидова с Богом: это отношение Отца и сына (сравните 2Цар 7:14). Первенец (стих 28), появившийся на свет в древнееврейской семье, обретал вместе с особой любовью отца и привилегию первородства (с вытекавшими из нее особыми правами). Для Господа Давид — «первенец» по отношению к другим царям земли. В стихах 29−30 — о даровании Давиду завета и обещании ему династии («семени»), которые будут «действовать» и в вечности.
Пс 88:31−38. Бог предупреждал Давида, что в случае неповиновения Ему потомков Его избранника, те будут наказаны (стих 33), однако, завета, обещанного Давиду, Он и в этом случае не нарушит («не изменю истины Моей» в стихе 34 надо понимать как «не изменю верности Моей»). Солнце и луна в стихах 37−38 — символы неизменности, вечности.
Вовек будет тверд, как луна в стихе 38 (о престоле: стих 37) следует читать в том смысле, что престол будет навеки утвержден. Верный свидетель на небесах — это Сам Господь Бог.
Г. Молитвенное обращение к Господу с напоминанием о Его клятве (88:39−53)
Пс 88:39−46. Сетование, изложенное на языке аллегорий, на то, что Господь отринул… помазанника Своего из дома Давида. Если речь идет об успешном «рейде» против Иудеи фараона Сусакима, то псалмопевец оплакивает здесь сокрушительное военное поражение, со всеми вытекавшими из него последствиями, которое потерпел царь Ровоам, сын Соломона: он потерял царский венец (стих 40), все ограды его (образ огороженного виноградника — символ защищенности) и крепости разрушены (стих 41); соседи издеваются над ним, и враги его радуются (стихи 42−43). Дни юности (стих 46) — символ беспечной счастливой жизни.
Пс 88:47−53. Псалмопевец молит об «угашении» Богом ярости Его: Доколе… будет пылать она, как огонь? Он напоминает Всевышнему (как бы от имени поверженного царя), что век его — краток, между тем, Господь не зря ведь (не для суеты; стих 48) сотворил… сынов человеческих!
Тон этих стихов, видимо, определяется тем, что о посмертном существовании древние евреи не имели ясного представления, и потому отягощение кратковременного земного существования разного рода бедствиями воспринимали с особой горечью: они «носили их» (здесь поругание, выпавшее на их долю; стих 51) в недре своем, т. е. глубоко переживали поражение, которое потерпели от сильных соседей. Отсюда страстность мольбы псалмопевца, его «напоминаний»: где прежние милости Твои, Господи? Ты ведь клялся Давиду истиною Твоею, т е. быть ему верным Вспомни, Господи…
Славословием в стихе 53 заканчивается этот псалом и вся 3-я книга Псалтири (Пс 72−88).
толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 88
Псалом 88 толкование для чего читают
В настоящем псалме предрекает Пророк рождение Христа от семени Давидова, царство Его и спасительное страдание, какое претерпел за нас. Псалом же надписывается «разума» по особенной потребности духовного разума к уразумению глубины тайн его. А об Ефаме, что и он был Пророк, ясно сказано в предыдущем псалме.
Какие же это оказанные нам милости Господни, которые должны мы воспевать? Не те ли, что низложены начала и власти и самая держава диавола, а мы освобождены от греха и смерти?
Отчая Истина есть Сын, Которого от рода до рода носят в устах своих святые. Речь же эти произносится как бы Апостольским ликом.
Ты, Владыко, благоволил дать обетование, что великая и чудная милость непрестанно во век будет созидаться. Это значит: будет устроена или воздвигнута. Ибо созидаемое как бы воздвигается и восставляется. Таковы спасение и благодать, даруемые Христом. Как милость Божия созидает людей, так истина уготовляет святые силы.
Как спасение чрез Христа именуется милостью и благодатью, так опять именуется (на небе и на земле) и истина, которая даже до неба воздвигнута кровью.
т. е. Аврааму и Иакову; ибо им дал обетования о Христе, по сказанному: «и благословятся о семени твоем. вся колена земная» ( Быт. 22:18, 28:14 ).
Говорит это, потому что родился Христос, и Ангелы благовествуют пастырям, говоря: «яко родися нам днесь. Христос Господь, во граде Давидове» ( Лк. 2, 11 ), и явилось множество других
Хотя Единородный соделался человеком, снизошел до вольного истощания и приял на Себя зрак раба; однако и в этом состоянии несравнимо Он выше всех, даже и небесных Сил, потому что те в служебном чине, а Он – Владыка всех и Господь. Даже и «в сынех Божиих» никто не уподобится Ему. Об этом свидетельствуют они сами, говоря: «от исполнения Его мы вси прияхом» ( Ин. 1, 16 ). Поэтому, Он дает как Бог, а те обогащаются принятым от Него.
Как неразумные соблазняются, видя Его в образе раба и слыша, что говорить Он: «Аз есмь Истина» ( Ин. 14, 6 ), и: «прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь» ( Ин. 8, 58 ): так наоборот святые прославляют Его, и именуют великим и страшным. И это явствует из того, что Петр как бы устами всех взывает: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» (Мат. 16, 16); а также и все, когда запретил морю и ветрам, восклицают: «воистину Божий Сын еси» ( Мф. 14, 33 ).
Слово это показывает, что Тот, Кто в рабием зраке, вначале привел в бытие влажную сущность, что Он положил пределом морю песок, и рек ему: «до этого дойдеши, и не прейдеши» ( Иов. 38, 11 ). А что это истинно, доказал, запретив морю и ветрам, когда плыл с учениками.
Ибо Он связал крепкого и гордого, и ученикам Своим дал «власть наступати на змию́, и на скорпи́ю, и на всю силу вражию» ( Лк. 10, 19 ).
Он как Владыка моря, так и Создатель небес и всей земли.
Этим означает четыре страны вселенной: севером – страну полунощную, морем – западную (потому что Писание морем именует запад), горою Ермон – страну полуденную, а горою Фавор – восток.
Мышца Твоя, Владыко, всем явлена с силою. Хотя и соделался Он человеком и был подобен нам, однако же превосходство величия Его было явственно. А это и значить сказанное:
Проповедав воплощение Единородного, справедливо ублажает научившихся тайне Его. Это же значить воспевать Ему победную песнь. Ибо воскликновение есть песнь над падшими врагами. Ополчился же Он за нас, и победил сопротивные силы.
Ублажает святых Его Апостолов, потому что Его именем и Его силою творили они все, что ни сотворено ими дивного.
«Рогом» именует славу. Поэтому, как бы обращаясь к Отцу, говорит: поскольку благоволил Ты послать Единородного, то восставлена этим слава наша, потому что стали прославлены мы, «воскресну в со Христом» ( Кол. 3, 1 ) и с Ним воцарившись.
Разумей Христа от семени Давидова, Который именуется Избранным: потому что «и Бог Его превознесе́» ( Флп. 2, 9 ). Псалмопевец именует Его также Давидом, поскольку Он от семени Давидова, именует и рабом, потому что явился в зраке раба.
Когда Тот, о Ком сказано: «Бог бе Слово» ( Ин.1:1 ), родился по плоти от жены, и произошел человек, пребывая, как был, Богом; тогда, ради тебя приняв суд, наименован Христом. Ибо Слово, Которое есть Бог и предвечный Царь, усвоило Себе наше, чтобы мы обогатились тем, что Его.
Спаситель сказал: «дела́, яже даде мне Отец, да совершу я, та дела́ свидетельствуют о Мне, яко Той Мя посла́» ( Ин. 5, 36 ). И еще: «о Себе не глаголю ничесоже: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела́» ( Ин. 14, 10 ). Это-то и говорит теперь о Нем Отец:
потому что преданы они римскому воинству, и погибли в конец.
И о имени Моем вознесется рог Его.
Ибо именами, всего более приличествующими Отцу, прославляется и сам Сын. Например: Отец есть истинный Бог, а равно и Сын; потому что Он есть Истина и Жизнь. Отец и есть, и именуется так, по естеству: то же и Сын. Ибо Сам говорит: «Аз есмь воскрешение и живот» ( Ин. 11, 25 ). Это сказал Он Отцу Своему: «Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя» ( Ин. 17, 10 ).
«Морем», как сказали мы выше, означает западную страну, а под «реками» разумеет страну между рек или восток. Поэтому говорит, что дело Его прострется на целую вселенную.
На море полагается рука Христова, а на реках десница Его. Впрочем, если захочет, море сделается рекою, а также и река, если соблюдет реку текущую из чрева ее, сделается морем живой воды.
«Ему» – т. е. людям, чрез Него уверовавшим. «Милостию» же называет отпущение грехов по вере; а «завет», разумеет новый, который именует верным, т. е. надежным, твердым и пребывающим; потому что завет первый прекратился по немощи своей и бесполезности, так как Закон ничего не привел в совершенство.
Ибо не прекратятся и имя христиан, и сила евангельского служения, а паче будут продолжаться непрерывно и нескончаемо.
Это подобно сказанному в другом месте: «клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея» ( Пс. 131, 11 ).
Под «престолом» Христовым разумей Церковь, потому что в ней упокоевается Христос. Поэтому, Церковь Христова будет озарять и просвещать поднебесную, всегда пребывая, подобно солнцу и луне. Ибо в псалме сказано так:
На землю, говорить, поверг Ты славу Его. Поскольку вышел Он на страдание, то беззаконные иудеи почли Его простым человеком. Но не остался мертвым Сей, по слову Пророка, «в мертвых свободь» ( Пс. 87, 6 ); и не причинило Ему какого-либо бесславия страдание Его, а напротив того, прославился Он паче; потому что низложил имущего державу смерти, т. е. диавола, и освободил род человеческий. Впрочем, Пророки говорят о том, что совершается пред их очами.
«Оплотами» и ограждениями Его именует святых Апостолов, которые все оставили Его и убоявшись бежали. Почему и сказано:
Ибо радовались и покивали на Него главами, видя Его пригвожденным на древе.
Сказано «разорил» вместо «разрешил». Поэтому, разрешил от очищения, или заставил увериться, что Он чист, тогда как признаваем был злодеем, осужден как грешник, «и со беззаконными вменися» ( Ис. 53, 12 ).
то есть, долго ли будут иметь силу дерзкие покушения иудеев, замышляющих распять Единородного и Спасителя нашего? Симмах переводить: «доколе, Господи, скрываешься в конец? возгорится, как огнь, ярость Твоя». То есть, долго ли Ты, Владыко, не благоволишь воззреть на болезни наши, не явишься и не положишь конца бедствиям? Но, как огнь, возжигаешь гнев памятованием грехов наших.
«В неистление» сотворил Ты человека, по образу Твоему создал его (Прем. Сол. 2, 23); но вследствие обольщения подпал он тлению. Поэтому, даруй ему неистление, чтобы спаслось Твое создание, для чего и сотворено.
Никто, говорит, не преодолеет смерти, и не
если Ты, Владыко, не даруешь ему воскресения.
Древними милостями Божиими называет оное прежде сложения мира предопределенное восстановление в неистление.
как бы уже воскрес Он и восшел на небеса, и благословен или исповедуем во веки с Отцом Своим.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»