Псалом 145 для чего читают
Псалом 145
Псалом 145 — один из заключительных в Псалтыре. Именно с этой молитвы начинаются надписания «Аллилуйя!» Это благодарственные хвалебные песни, которые преподносят милость Господа.
Текст молитвы псалом 145
В храмах используют текст на церковнославянском. В домашних условиях читается текст псалма 145 на русском языке.
На церковнославянском языке
1 Хвали, душе моя, Господа.
2 Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
3 Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
4 Изыдет дух eго и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления eго.
5 Блажен, eмуже Бог Иаковль Помощник его, упование eго на Господа Бога своего,
6 сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век,
7 творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущым. Господь решит окованныя.
8 Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя. Господь любит праведники.
9 Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит.
10 Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
На русском языке
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.»
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
История написания
Автором текста псалом 145 является царь Давид. Молитва рассказывает нам о том, как возвращались евреи из плена в разгромленный Иерусалим. В то время войны были обычным явлением, ведь так были ценны земли. А если это земли священного Иерусалима, то ценность их повышается вдвое. В одной из войн были пленены евреи, любимый город был полностью разгромлен, а религия уничтожена. Но царь Давид просил помощи и защиты своего народа под крылом Господним. И молитва описывает времена освобождения еврейского народа.
Для чего читают псалом 145?
Текст молитвы читают для восхваления Господа, для поддержания своей веры и в благодарность за милость.
Толкование
Толкование псалма 145 говорит о временах возвращения еврейского народа из вавилонского плена. Данная хвалебная песнь очень популярна среди верующих.
Стихи 1-2: Восхваление Господа. Во втором стихе описан обет хвалы.
Стихи 3-6: Люди на самом деле бессильны и помощи от них ожидать не нужно. Защиту может оказать лишь Господь. Ведь он верит и помогает тем, кто истинно мыслями с ним.
Стихи 7-10: Всевышний справедлив. Он берет под крыло нуждающихся. Бог избавляет еврейский народ от пленения. Милость Божья не для всех, нечестивых не ждет помощь и защита.
Правила чтения
Молитва зачитывается в храмах вторым антифоном на Литургии. Верующие читают псалом 145 на русском языке, иногда зачитывают наизусть или вшивают в пояс. Определенных правил чтения псалма 145 нет.
Псалом 145
Данный и все последующие псалмы до конца книги начинаются и завершаются словом «Аллилуйя», которое заключает в себе великую хвалу Господу, ибо, произнося его, мы славим Бога по имени Иегова — в сокращенном виде имя входит в состав слова. В этом великолепном псалме хвалы (I) псалмопевец обязуется славословить Господа сам (ст. 1, 2).
(II) Давид призывает других довериться Всевышнему, что является одним из необходимых и приемлемых способов хвалы.
(1) Автор объясняет, почему не следует полагаться на людей (ст. 3, 4).
(2) На Господа следует уповать (ст. 5) благодаря Его могуществу в царстве природы (ст. 6), владычеству в царстве провидения (ст. 7) и благодати в Царстве Мессии (ст. 8,9), которое вечно (ст. 10) и с которым иудейские богословы связывают данный псалом, поэтому, воспевая его, нам следует думать о вечном Царстве Мессии.
Стихи 1−4. Предположительно, данный псалом был записан Давидом, а он сам был правителем, причем могущественным; на этом основании, возможно, возникает мысль, (1) что Давид мог бы и освободить себя от служения прославления. Разве недостаточно того, что этим занимаются его священники и народ, неужели нужно еще и лично самому славить? Мелхола считала неприличным для него танцевать пред ковчегом, но сам Давид был настолько далек от таких мыслей, что в служении хвалы Господу был первым и самым прилежным (ст. 1,2). Свое достоинство псалмопевец видел не в исключении себя из прославления, а напротив — в своей обязанности быть ведущим в славословии, и был совершенно далек от мысли, что это унижает его, так что на самом деле своим активным участием в хвале был возвеличен. Поэтому Давид побуждал себя к славословию и относился к нему со всей серьезностью: хвали, душа моя, Господа! Он решил сделать прославление делом своей жизни: «Буду хвалить Его всем сердцем моим, буду восхвалять устами. Буду смотреть на Него как на Господа безмерно благословенного и славного самого по себе и как на Бога моего, состоящего в завете со мною». Хвала наиболее приятна, когда, славя Господа, мы смотрим на Него как на своего Бога, в котором имеем интерес и к которому имеем отношение. «Буду заниматься этим постоянно, пока живу, каждый день моей жизни и до конца моих дней, более того — доколе есмь, ибо, когда прекращу свое земное существование, надеюсь быть на небе, где жизнь лучше и где я буду еще лучше прославлять». Мы должны стремиться к великой цели нашего бытия, быть постоянно занятыми ее осуществлением и радоваться, доколе живем: «Тебе, Господи, должны мы посвятить все наше время и силы».
(2) Что, возможно, Давид сам по себе, будучи таким большим благословением для страны, достоин поклонения, если следовать примеру языческих народов, которые обожествляли своих героев, и якобы все должны идти и покоиться под его тенью, сделать его своим прибежищем и крепостью. «Нет, — говорит Давид, — не надейтесь на князей (ст. 3), не надейтесь на меня и ни на кого другого; не полагайтесь на людей, не лелейте в отношении их никаких ожиданий. Не будьте так уверены в их искренности: некоторые из них считали, что чем лучше притворяешься, тем лучше царствуешь. Не полагайтесь на их постоянство и верность, они могут и поменять свое мнение и нарушить слово». И хотя мы считаем правителей очень мудрыми и такими же добрыми, как сам Давид, нам не следует быть уверенными в их способностях и постоянстве, ибо они — сыны Адамовы — немощны и смертны. На самом же деле есть один Сын человеческий, в котором находим помощь и спасение и который никогда не подведет доверившихся Ему. Однако все остальные сыны человеческие подобны человеку, потомками которого они являются и который, несмотря на свое почетное положение, не долго продержался.
[1] Мы не можем быть уверенными в способностях правителей. Даже власть царей может быть настолько ограниченной, урезанной и ослабленной, что они не властны сделать для нас то, что мы от них ожидаем. Давид сам признавался: «Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство» (2Цар 3:39). Так что в сыне человеческом зачастую нет ни помощи, ни спасения. Псалмопевец сам в затруднении и в недоумении, как человек изумленный, как сильный, не имеющий силы спасти (Иер 14:9).
[2] Мы не можем быть уверенными в постоянстве правителей. Предположим, во власти царя помогать нам, пока он жив, однако он может внезапно погибнуть именно в тот момент, когда мы ждем от него самого большего (ст. 4): выходит дух его — речь идет не просто о дыхании, когда дух выходит каждое мгновение, а потом опять возвращается; здесь же подразумевается, что дух выходит навсегда, и тогда правитель возвращается в землю свою. В свою — значит туда, откуда он был взят изначально как человек, то есть из земли, в которую поэтому должен вернуться, согласно приговору, вынесенному Всевышним (Быт 3:19). Земля — его, если правитель был мирским человеком в смысле совершенного им выбора; земля — его, если он выбрал ее своим уделом, а также помышлял о земном. Он отправляется в свое собственное место. Или же, скорее, земля названа его землею, благодаря его собственности, на ней расположенной; и, несмотря на то что владения его на земле были весьма обширны, ему останется только могила. Землю Бог дал сынам человеческим, и вокруг нее развернулась настоящая борьба. В знак своей власти люди называли земли своими именами. Однако по истечении некоторого времени ничто на земле не будет их собственностью, кроме того участка, на котором покоится мертвое тело и который будет принадлежать ему впредь во все дни земли. Но когда человек возвращается в землю свою, в тот день исчезают помышления его, испаряются и пропадают все планы и благие намерения в отношении нас и он не способен продвинуться в них ни на шаг, все его думы разбиты и похоронены вместе с ним (Иов 17:11). А что же с нашими ожиданиями от князя? Правители, как и другие люди, смертны, поэтому мы не можем ждать от них помощи с такой же уверенностью, с какой мы ее ждем от бессмертного Владыки. Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его и который не пребудет долго.
Стихи 5−10. Псалмопевец предостерег нас, дабы мы не уповали на князей (ибо в таком случае нас ждет жестокое разочарование), а теперь он воодушевляет нас довериться Богу, потому что именно в таком случае мы надежно защищены: блажен, кому помощник Бог Иаковлев, кто заинтересован в Его атрибутах и обетованиях и извлекает из них пользу, а также у кого надежда на Господа Бога его.
I. Сначала рассмотрим приведенное здесь описание человека, которого поддерживает Господь. Господь будет помогать тому, (1) кто почитает Его своим Богом и, соответственно, служит и поклоняется Ему.
(2) Кто надеется на Господа, кто полагает жизнь свою в зависимость от Всевышнего, помышляет о Нем благое и воодушевляется в Господе, когда помощи ждать неоткуда. Каждый верующий может смотреть на Господа как на Бога Иакова, Бога всей Церкви, и поэтому вправе ждать от Него помощи во времена бедствий, постигших общество в целом, а также может считать Его, в частности, своим Богом, и поэтому вправе полагаться на Него во всех своих нуждах и невзгодах. Мы должны надеяться [1] на Божье провидение: Господь обеспечит нас всяким благом, в котором мы нуждаемся в этой жизни.
[2] На благодать Христа: Он даст нам всякое благо для жизни грядущей. Ученый богослов доктор Хаммонд ссылается на данный и последующие стихи, учитывая то, о чем говорится в последней части псалма, как на самое очевидное и замечательное предсказание о вечном Сыне Божием в Его воплощении. Он цитирует одного из раввинов, который говорит, что стих 10 имеет отношение ко времени Мессии. По его мнению, это становится очевидным, если принять во внимание стихи 7 и 8, в которых звучат слова, сказанные Христом о служении Мессии: слепые прозревают и хромые ходят, а в заключение слова — и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф 11:5,6); богослов проводит параллель между данными словами и стихом 5: блажен тот, у кого надежда на Господа Бога его и кто не соблазнится о Нем.
II. Теперь рассмотрим, на что ссылается псалмопевец, воодушевляя нас надеяться на Господа нашего Бога.
1. Господь — Творец мира, поэтому заключает в Себе всю силу и повелевает силами всего сущего, произведенного Им, а значит, и зависимым от Него — Бога, сотворившего небо и землю, море и все, что в них (ст. 6), а посему рука Его не укоротилась, чтобы утратить способность спасать. Данные слова вполне применимы ко Христу, которым Бог сотворил мир и без которого ничто не начало быть, что начало быть. Большой поддержкой вере служит тот факт, что Искупитель мира — тот же, что и его Творец, а посему относится к миру благосклонно, обладает совершенным знанием о том, что случилось с его творением, и в силах ему помочь.
2. Господь — Бог непоколебимой верности. Мы можем смело полагаться на слово Всевышнего, вечно хранящего верность, а посему ни одно из Его слов не останется неисполнившимся. Слово Его верно от начала и, следовательно, до конца. Наш Господь Иисус — Аминь, свидетель верный, а также начало, автор и принцип создания Божия (Откр 3:14). Ему навеки поручено хранение Божьей истины, ибо все обетования в Нем — да и Аминь.
3. Господь — заступник невинно пострадавших, творящий суд обиженным, то есть защищающий их дело в суде. В Своем провидении Бог часто это делает, вознаграждая невинно пострадавшего и восстанавливая его непорочность. Сделает Он это и на суде в день Господень. Мессия пришел, чтобы спасти сынов человеческих от рук сатаны — великого угнетателя, вершить суд над всеми и обличить всех между ними угнетателей (Иуд 1:15).
4. Господь — щедрый благотворитель нуждающимся, дающий хлеб алчущим; так Господь делает что-либо обычное в ответ на естественные потребности: подчас Он совершал нечто сверхъестественное, например, когда вороны кормили Илию, так же неоднократно поступал Христос, когда дивным образом насыщал тысячи людей количеством еды, которой хватило бы лишь Его семье для одного, от силы — двух приемов пищи. Данный пример вдохновляет нас надеяться, что Господь насытит наши души хлебом жизни.
5. Бог — освободитель заключенных: Господь разрешает узников. Он вывел Израиль из дома рабства в Египте, а потом — в Вавилоне. Христос творил чудеса, заставляя немых говорить, а глухих — слышать при помощи одного лишь слова «еффафа», то есть «от-верзнись»; Он очищал прокаженных, освобождая их от ограничений в местопребывании, поднимал мертвых из гроба — все это относится к разрешению узников и может воодушевить нас уповать на то, что Господь даст нам духовную свободу, о которой Он пришел возвестить (Ис 61:1,2).
6. Господь дарует зрение тому, кто долго был его лишен: Господь отверзает очи слепым и часто помогает скорбящим увидеть благо, о котором они раньше не подозревали, например см. Быт 21:19 или случай со слугой пророка (4Цар 6:17). Но это имеет особое отношение к Христу, ибо от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному, пока этого не сделал Христос (Ин 9:32), и побудил нас таким образом уповать на Него в духовном просвещении.
7. Господь выравнивает искривленное, облегчает боль страждущих и готовых предаться отчаянию: Господь восставляет согбенных, утешая и поддерживая несущих бремена, и в должное время освободит их от бремени. Христос совершил это в буквальном смысле, когда исцелил немощную женщину, которая была скорчена и не могла выпрямиться (Лк 13:12), и до сих пор совершает сие Своей благодатью, давая отдых изможденным и обремененным, подбадривая утешением униженных и угнетенных обличениями.
8. Господь неизменно добр по отношению ко всем благочестивым: Господь любит праведных, и они могут с большей уверенностью полагаться на Его силу, когда знают о благосклонности Всевышнего. Наш Господь Иисус показал Свою любовь к праведным, исполнив всякую правду.
9. Господь нежно заботится о том, кто особо в Нем нуждается: Господь хранит пришельцев. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что имя Иегова повторяется здесь в пяти строках пять раз, дабы подчеркнуть, что в облегчении участи угнетенных задействовано всемогущество Иеговы, а слава Всевышнего, явленная в помощи, оказанной страждущим в трудную минуту, так же велика, как слава Шествующего на небесах; имя Ему: Господь (Пс 67:5).
(1) Пришельцы уязвимы и обычно лишены друзей, но Господь хранит их от унижений и гибели. Многие из бедных странников испытали на себе благо Божьей защиты, благодаря которой остались живы.
(2) Вдовы и сироты, потерявшие кормильцев, заботившихся о делах семьи, часто попадают в руки вымогателей, которые желают сделать их жертвами, поступая с ними несправедливо, но Господь поддерживает сироту и вдову и посылает им друзей (см. Исх 22:22,23). Наш Господь Иисус пришел в мир, чтобы помочь беспомощным, принять язычников — пришельцев в Свое Царство и чтобы грешники — сироты нашли в Нем милосердие (Ос 14:4).
10. Господь явится для уничтожения всех противоставших Его Царству и угнетавших Его верных подданных: а путь нечестивых извращает, а посему будем надеяться на Него и не будем страшиться ярости притеснителя, даже если он готов истребить. Слава Мессии в том, что Он разрушит все советы ада и земли, направленные против Его Церкви; Господь на нашей стороне, и поэтому нам незачем бояться происков врага.
11. Царство Божие выстоит во всех водоворотах истории во веки веков (ст. 10). Пусть побуждением для нас надеяться на Господа во все времена станет тот факт, что Господь будет царствовать во веки, несмотря на всю злобу сил тьмы, Бог твой, Сион, в род и род. Христос взошел на престол святой горы Сион, и Его царство будет процветать в бесконечной славе. Оно не подвластно разрушениям захватчиков, не подлежит передаче по наследству — ни наследному принцу, ни другой правящей династии, но будет стоять вовек. Какое невыразимое словами утешение мы находим в том, что Господь царствует как Бог Сиона, как царь Сиона и что Мессия — глава над всем для Церкви; и так будет, пока стоит мир!
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 145
Аллилуиа, Аггея и Захарии (псалом) 145
Последние шесть псалмов, начиная с сего, 145-го, принадлежат к группе так называемых «хвалимых псалмов», почему и начинаются почти все они словами: Хвали, душе моя, Господа… Хвалите Господа… Похвали, Иерусалиме, Господа – и каждый из них надписывается словом Аллилуиа, что значит: «Хвалите Бога». Некоторые из них, как и сей, 145-й псалом, к надписанию Аллилуиа имеют прибавление слов: Аггея и Захарии. Этого прибавления, по замечанию блж. Феодорита, нет в списках ни еврейской древней Псалтири, ни у LXX толковников, а внесено оно, как это замечено нами и выше, в предисловии к объяснению псалма 137, позднейшими толковниками, с тою целию, чтобы показать, что псалом сей был любимою и очень употребительною песнию во времена служения пророков Аггея и Захарии. Все эти шесть псалмов – происхождения послепленного периода жизни израильского народа и удобно объясняются из обстоятельств времени священника Ездры и правителя Неемии.
Пс.145:1–2 Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь.
Пс.145:3–4 Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
Пс.145:5–7 Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущым. Господь решит окованныя.
Выяснив, что бесполезно человеку возлагать надежду на подобного себе, смертного человека, псалмопевец всесторонне доказывает, какое великое благо или счастие человека заключается в том, если он надеется только на одного Бога, Того Бога, Которому покланялся патриарх Иаков и Который был всегда верным Помощником и надежным покровителем сему патриарху и тем потомкам его, которые не забывали Бога Израилева. Назвав блаженным того, который возлагает упование на Господа Бога своего, псалмопевец различными доводами и примерами различных благодеяний Божиих доказывает, что человеку не на кого больше надеяться, как только на Бога, что един Бог вечно царствует и Ему одному принадлежит вечная хвала. Блажен тот человек, который имеет помощником себе Бога, сотворившаго небо и землю, море и все то, что находится на них, т.е. на небе и на земле, и в море; Того Бога, Который хранит истину в век, т.е. верен всем Своим обещаниям; Который производит суд, защищая обиженных и наказывая обидчиков; Который настолько милосерд и сострадателен к нуждам алчущих, что удовлетворяет все эти нужды, как вещественные, так и духовные, подавая пищу алчущым; Который разрешает людей не только от оков вещественных (решит окованныя), каковы цепи и узы темницы, но и от оков духовных, каковы все зловредные страсти, которые человек, при помощи благодати Святого Духа, постепенно умерщвляет. А пророк Иеремия, единомысленно с псалмопевцем, не только награждает благословением Господним уповающих на Господа, говоря: «Благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его», – но и угрожает проклятием тем людям, которые надеются на человека, в таких словах: «Проклят человек, иже надеется на человека и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его» ( Иер.17:7,5 ). Здесь не излишне будет и это замечание блж. Феодорита: «Сими словами (ст. 6) вкратце объемлет всю видимую тварь; ибо не только упомянул о небе, земле и море, но и о том, что в них и в небе, ангелы и все естество невидимых, также солнце, месяц и множество звезд; на земле и в море люди и различных родов бессловесные. Столь велика, говорит, сила Творца всех. Из сего можешь заключить, сколь велико различие между тленными начальниками и Творцем всех» [7, с. 1134].
Пс.145:8–10 Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники. Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
И в сих последних стихах, различными примерами милостей и благодеяний Божиих, псалмопевец продолжает выяснять народу Своему ту истину, что всякий должен надеяться не на подобного себе смертного человека, но на Бога, Который умудряет слепцы, т.е. «Господь отверзает очи слепым» (пер. с евр.). Это сказано не в том смысле, что Господь подает зрение слепым телесными очами, хотя и это нередко бывает, по особой милости и благодати Божией, но это значит, что Господь подает свет находящимся во тьме духовной, свет веры и благочестия находящимся во тьме неверия и нечестия. «В сих словах, по толкованию блж. Феодорита, пророк псалмопевец предсказывает о произведенных Спасителем, чрез вочеловечение Его, благодеяниях, о которых предвозвестил Бог всех чрез Исайю. Ибо, сказав: «Я дам Тебя во свет народов», – прибавил: «отверзать очи слепым, извести из уз окованных ими и из темницы сидящих во тьме»; и в другом месте: «тогда услышат глухие слова книги, и покрытые тьмою и мглою очи слепых прозрят» ( Ис.42:6–7 ) [7, с. 1134–1135]. Чрез грех и разные греховные вожделения человек не только впадает в духовное омрачение и слепоту, но получает и разные болезни и немощи, так что становится подобным тому евангельскому путнику, который шел из Иерусалима в Иерихон и, быв ограблен и избит разбойниками, оставался еле жив ( Лк.10:30 ). О подобных ему несчастных пророк здесь и упоминает в словах: Господь возводит низверженныя. Никого не упуская из вида Своим отеческим попечением, Господь особенно благоволит к благочестивым и праведным, о каковых и пророк говорит: Господь любит праведники. Под пришельцами разумеются странные люди, пришедшие из дальней страны и в среде общества людей не имеющие близкого родства и покровителей; а под именем сира и вдовы обыкновенно разумеются беспризорные сироты и бедные вдовицы, которые, по своей бедности и беззащитности, во всем зависимы от других. Самое, так сказать, социальное положение тех и других ставит их в полную зависимость от людей сильных и богатых и понуждает надеяться на этих людей, иногда небезупречных в нравственном отношении. И вот им-то, этим пришельцам, пророк внушает, чтобы они никогда не забывали, что Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет: и путь грешных погубит. В последних словах сказано не о самих грешниках, а о пути их, т.е. о всех намерениях и деяниях их, о всех начинаниях и предприятиях грешных, которые Господь не благословит успехом, и они погибнут, – сказано то же, что и в последних словах первого псалма: «И путь нечестивых погибнет». В словах последнего стиха выражено пророчество о Христе, Сыне Божием, и о Церкви Его, которая называется здесь Сионом. Господь Иисус Христос, по исполнении времен, явится на земле, устроит Свое вечное Царство благодати и будет царствовать: воцарится во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Хвалебная песнь Господу – псалом 145
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Это песнопение хорошо известно верующим, регулярно посещающим церковные службы: ведь его можно услышать в самом начале литургии. Радостные, торжественные слова возвещают о милости Божией всем верующим.
Текст песнопения
На церковно-славянском языке
Хвали, душе моя, Господа. / Восхвалю Господа в животе моем, / пою Богу моему, дондеже есмь.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, / в нихже несть спасения.
Изыдет дух его, / и возвратится в землю свою: / в той день погибнут вся помышления его.
Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, / упование его на Господа Бога своего.
Сотворшаго небо и землю, / море и вся, яже в них.
Хранящаго истину в век, / творящаго суд обидимым, / дающаго пищу алчущим.
Господь решит окованныя, / Господь умудряет слепцы.
Господь возводит низверженныя, / Господь любит праведники.
Господь хранит пришельцы, / сира и вдову приимет, / и путь грешных погубит.
Воцарится Господь во век, / Бог твой, Сионе, в род и род.
Синодальный перевод
Хвали, душа моя, Господа. / Хвалить буду Господа всю жизнь мою, / петь Богу моему, пока существую.
Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, / в которых нет спасения.
Выйдет дух его, / и он возвратится в землю свою, / в тот день погибнут все помышления его.
Блажен тот, кому Бог Иакова – помощник его, / надежда его – на Господа Бога своего.
Сотворившего небо и землю, / море и все, что в них.
Хранящего истину вовек, / совершающего суд обиженным, / дающего пищу алчущим.
Господь освобождает узников, / Господь умудряет слепых.
Господь поднимает поверженных, / Господь любит праведных.
Господь хранит пришельцев, / сироту и вдову Он примет, / а путь грешных обратит в ничто.
Будет царствовать Господь вовек, / Бог Твой, Сион, – в род и род.
История написания
Это второе из 7 заключительных песнопений Псалтири, которые обычно объединяются именованием «хвалитные», то есть посвященные особому славословию Бога за Его милости, великую премудрость. Эти псалмы, с 144 по 150, у евреев предназначались для пения на каждый день недели.
Существуют разные мнение о том, кем были написаны эти гимны, включая 145-й псалом.
Полезные материалы
Оба пророка жили во времена Вавилонского плена (а Захария даже родился в Вавилоне), сохраняли веру Творцу, передавали волю Божию соплеменникам.
Толкование
Содержание песнопения существенно шире простого благодарения, хотя и начинается восклицанием «Хвали, душе моя, Господа».
Вечная хвала
Псалмопевец говорит о хвалении Бога «в животе моем», «дондеже есмь», то есть в течение всей жизни. А византийский богослов Евфимий Зигабен, толкуя это место песнопения, говорит, что «дондеже есмь» означает не только при этой жизни, но и в будущей:
«Как душа бессмертна, то она и живет и существует всегда и по освобождении от тела. Итак, по силе, говорит, никогда не перестану хвалить Господа, но во всю бессмертную мою жизнь, бесконечные веки, буду хвалить Его».
Единственная надежда
Еще одна тема псалма – упование на Господа, как Единственного, имеющего жизнь и мир. Песнопение призывает не надеяться на «князи», то есть начальствующих в этом мире, ибо они – лишь «сыны человеческие», умирающие в свой срок, когда дух «возвратится в землю свою», а с ним погибают гордость, амбиции, все другие суетные помышления.
Возможно, эти слова имели особенное значение для иудеев, восстанавливавших свой храм по возвращении из Вавилона, причем с различными препонами именно от начальствующих. Но, говорит песнописец, мирские, кажущиеся важными, дела, желания временны, тогда как Господь – вечен, неизменен, и устрояет все ко благу человека.
«Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его»
Псалом говорит о блаженстве, то есть счастье того, кто среди мирских бурь привык полагаться на Господа – истинную опору, Творца земли и неба, Единственного, «хранящего истину в век». Евфимий Зигабен говорит, что это означает: Бог, в отличие от непостоянного человека, верен, истинен «и в обещаниях благодеянии своих и в угрозах наказаниями от Него».
Создатель – справедлив, Он «творит суд обидимым», питает голодных, помогает одиноким, оставленным.
Избавитель от греха
Давид псалмопевец, царь и пророк
автор — Владимир Боровиковский, 1785 г.
Холст, масло.
63.5 × 49.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Особенное внимание уделяет псалмопевец Господу как «хранителю пришельцев», то есть «прозелитов», перешедших к истинной вере от язычества – это бывшие идолопоклонники, находящиеся под особым Божиим покровительством.
Пророчество
Последние слова песнопения – пророчества о Воцарении Бога «во век», о пришествии Мессии и Царстве Божием, которое будет продолжаться «в род и род».
Для чего читают, в каких случаях?
145-й читают обычно вместе с другими песнопениями 20-й, завершающей кафизмы Псалтири. Но иногда его произносят отдельно от других псалмов, на церковно-славянском или на русском языке (в синодальном переводе). Обычно верующие прибегают к нему:
Использование в богослужении
Псалом 145 – второй из так называемых «антифонов» в начале Божественной Литургии. Такие песнопения ранее исполнялись попеременно двумя хорами.
Ныне это торжественное песнопение обращает пришедших в храм от житейских забот и свидетельствует о вечном Царстве Христа.
Краткий, но глубокий по содержанию, этот псалом – гимн хваления Богу, надежды, доверия Создателю. Он – донесенное через века свидетельство о прощении грешников и вечном Царстве Христа.
Полезное видео
Слушать аудиоверсию псалма 145: