Псалом 140 для чего читают
Когда и для чего читается «покаянный» псалом 140?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Текст
На церковно-славянском языке
Псало́мъ Дави́ду.
Го́споди, воззва́хъ къ тебѣ́, услы́ши мя́: вонми́ гла́су моле́нiя моего́, внегда́ воззва́ти ми́ къ тебѣ́.
Да испра́вится моли́тва моя́ я́ко кади́ло предъ тобо́ю: воздѣя́нiе руку́ мое́ю, же́ртва вече́рняя.
Положи́, Го́споди, хране́нiе усто́мъ мои́мъ и две́рь огражде́нiя о устна́хъ мои́хъ.
Не уклони́ се́рдце мое́ въ словеса́ лука́вствiя, непщева́ти вины́ о грѣсѣ́хъ съ человѣ́ки дѣ́лающими беззако́нiе: и не сочту́ся со избра́нными и́хъ.
Нака́жетъ мя́ пра́ведникъ ми́лостiю и обличи́тъ мя́, еле́й же грѣ́шнаго да не нама́ститъ главы́ моея́: я́ко еще́ и моли́тва моя́ во благоволе́нiихъ и́хъ.
Поже́рты бы́ша при ка́мени судiи́ и́хъ: услы́шатся глаго́ли мои́, я́ко возмого́ша <услади́шася>.
Я́ко то́лща земли́ просѣ́деся на земли́, расточи́шася ко́сти и́хъ при а́дѣ.
Я́ко къ тебѣ́, Го́споди, Го́споди, о́чи мои́: на тя́ упова́хъ, не отими́ ду́шу мою́:
сохрани́ мя от сѣ́ти, ю́же соста́виша ми́, и от собла́знъ дѣ́лающихъ беззако́нiе.
Паду́тъ во мре́жу свою́ грѣ́шницы: еди́нъ е́смъ а́зъ, до́ндеже прейду́.
На русском языке
Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя.
Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их.
Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Его слышал всякий, кто хоть раз бывал на прекрасной Великопостной службе, литургии Преждеосвященных Даров. Певчие на средине храме, открытые царские врата, верующие, павшие на колени. И тихое, покаянное: «Да исправится молитва моя…»
Полезные материалы
История написания
Толкователи этого песнопения указывают, что его несомненным автором является царь Давид. На это указывает его надписание: «псалом Давида». Полагают, что он написал во время тяжелый для него испытаний. У толкователей нет единого мнения, о чем именно идет речь.
Толкование
Гонимый, автор песнопения не имеет возможности прийти в единственное место, где совершались богослужение – Иерусалимский храм. Но, тоскуя по нему, он взывает: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Так слова моления, обращенные к Господу, сравниваются с благовонным курением, а внутреннее состояние души видится не менее важным, чем обряды.
Псалмопевец осмысливает гонение как следствие его падения, греховности.
По словам А.В. Десницкого, псалмопевец «доходит до мысли, до которой многие из людей не доходят: зло – это не когда мне делают плохо, а когда делаю плохо я другим людям». Именно поэтому св. Давид говорит, что готов терпеть наказание от праведника, ведь оно излечивает его греховные немощи. И даже его убежденность, что грешники будут наказаны – она высказывается в заключительных стихах («падут во мрежу свою грешницы»), все же связана с просьбой – не оказаться среди таких наказанных по своим грехам.
Пророк Давид Псалмопевец, царь Израильский
Для чего читают?
140 псалом входит в состав 19-й, предпоследней, кафизмы Псалтири. Верующие читают его:
Использование при богослужении
Уже с IV в. псалом использовался во время вечерней службы, так как его автор именует свое моление «жертвой вечерней». По словам свт. Иоанна Златоуста, он пелся за богослужением каждый день. При этом известно, что до появление так называемого «предначинательного» псалма (103-го, посвященного восхвалению творения Божия) 140-й был песнопением, с которого начиналась Вечерня.
Сейчас песнопение исполняется:
140-й полагали на музыку многие русские композиторы, среди которых П.Г.Чесноков, М.И.Глинка, А.Т.Гречанинов и другие. Их произведения ныне можно нередко слушать в храмах.
Псалом – действительно жертва Господу, приносимая кающейся душой, осознающей свои немощи, не надеющейся на себя, просящей помощи свыше. Именно этот настрой издавна прочно связал песнопение с покаянным временем Великого Поста.
Да исправится Волею Господа молитва моя, полный текст и когда читают Псалом 140
Псалтырь – это возвышенные поучения, что достались нам, как наследство от Ветхого Завета. Один из псалмов сборника – 140-ой – звучит в Православной церкви ежедневно. Но не все до конца осознают его смысл и значение. Разберемся, как понимать выражение «да исправится», когда можно использовать этот стих, какие правила нужно соблюдать, чтобы каждый молящийся мог сказать: «Услышана Всевышним молитва моя».
Псалом 140 или «Да исправится молитва моя»
Говоря о своей невиновности, он попросил защиты у Всевышнего и избавления от озлобленности по отношению к обидчикам. В сокровенных словах заключена его кротость, готовность понести наказание за все ранее допущенные им грехи.
Псалом, используемый в церковных песнопениях, укладывается в четыре строки, каждая имеет сокровенный смысл, учит праведной жизни.
Поучительный текст молитвы призывает к тому, чтобы внешний и внутренний мир человека пришли к гармонии.
По традициям Православной церкви, во время песнопения псалма прихожане стоят коленопреклоненные перед Всевышним.
Когда нужно читать
Псалом 140 читают (поют) на ежевечерней церковной службе в блоке «Господи, воззвах», поочередно с псалмами 141, 129,116. В Великий пост его исполняют по ходу литургии Преждеосвященных Даров. Конкретные дни – среда, пятница, первые 3 дня Страстной седьмицы.
Полезно повторять псалом самостоятельно дома (по утрам или в вечерние часы) для укрепления веры в Господа и получения помощи от Высших сил.
Читают эту молитву при любых опасных ситуациях, когда нависла угроза для жизни, а также:
Полный текст на русском языке
Следующий текст псалма представлен в том виде, как он поется в церкви:
Стих: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.
Рефрен: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.
Стих: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.
Рефрен.
Стих: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.
Рефрен.
Стих: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.
Рефрен.
Эта молитва переведена в более удобную форму. В полном объеме ее можно читать так:
Да исправится молитва моя, как кадило пред Тобой, поднятие рук моих – как жертва вечерняя.
Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня! Услышь голос моления моего, когда взываю к Тебе.
Охраняй, Господи, уста мои и ограждай двери уст моих.
Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, оправдывающимся от грехов.
Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Правила чтения
Для того чтобы воспользоваться священным текстом псалма, нужно быть человеком крещеным, носить нательный крестик, выполнять простые правила:
Чтение молитв – это наша духовная пища, которая реально помогает жить в мире, полном тревог, спокойно, открыто и счастливо.
Псалом 140
Хвалебная песня не несет в себе ни одного гневного слова. Это молитва покаяния. Ведь во многих бедах виноваты мы сами. И важно вовремя искупить свои грехи и покаяться в плохих деяниях. Псалом 140 – особенная молитва для тех, кто хочет очистить душу.
Текст молитвы псалом 140
В храмах на богослужении используют текст псалма на церковнославянском языке. В домашних условиях можно читать псалом на русском языке.
На церковнославянском языке
1 Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: вонми́ гла́су моле́ния моего́, внегда́ воззва́ти ми к Тебе́.
2 Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя.
3 Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х.
4 Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х, с челове́ки де́лающими беззако́ние, и не сочту́ся со избра́нными их.
5 Нака́жет мя пра́ведник ми́лостию и обличи́т мя, еле́й же гре́шнаго да не нама́стит главы́ моея́, я́ко еще́ и моли́тва моя́ во благоволе́ниих их.
6 Поже́рты бы́ша при ка́мени судии́ их: услы́шатся глаго́ли мои́, я́ко возмого́ша.
7 Яко то́лща земли́ просе́деся на земли́, расточи́шася ко́сти их при а́де.
8 Яко к Тебе́, Го́споди, Го́споди, о́чи мои́: на Тя упова́х, не отыми́ ду́шу мою́.
9 Сохрани́ мя от се́ти, ю́же соста́виша ми, и от собла́зн де́лающих беззако́ние.
10 Паду́т во мре́жу свою́ гре́шницы: еди́н есмь аз, до́ндеже прейду́.
На русском языке
1 Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
6 Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
История написания
Для чего читают псалом 140?
Чаще всего псалом 140 на русском языке читают во время стенаний и опасностей. Рекомендуется использовать текст молитвы в следующих случаях:
Толкование
Правила чтения
Строгих правил чтения псалма нет. Лучше читать молитву в уединении и тишине. Многие читают текст со сборника Псалтырь или заучивают наизусть.
Псалом 140
Псалом Давиду. «И сей псалом, – говорит бл. Феод., – заключает в себе одну мысль с предыдущим. Гонимый (т.е. Давид) Саулом умоляет Бога». Св. Златоуст говорит, что отцы установили читать этот псалом каждый вечер, как спасительное врачевство, и средство для очищения грехов. «Между тем, нельзя сказать, чтобы псалом этот был ясен».
1. С Евр.: «Господи! к Тебе взываю; поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе».
3. Положи, Господи, хранение 682 устом моим, и дверь ограждения 683 о устнах моих. С Евр.: «Положи, Господи, охрану устам моим; и огради двери уст моих». поелику язык человека есть, по выражению св. Апостола Иакова, неудержимое зло, и языка никто из людей сам собою удержать не может ( Иак. 3:6 ); то св. певец молит Господа даровать стражу, т.е. просвещенный верою разум, который, как добрый дверник, мог бы с точностию и великою осмотрительностию открывать и закрывать уста, знать, что нужно говорить и чего не говорить, когда и как следует; просит даровать дверь ограждения, т.е., по Афан. – силу воздерживать язык; по Злат. – «мысль, которая грозно стоит и держит в руках огонь, готовый сжечь употребляющих уста безрассудно».
4. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати 684 вины 685 о гресех. Т.е. не попусти, Господи, уклониться сердцу моему ко злым помыслам, к тому, чтобы непщевати – извинять свои грехи и оправдывать свои пороки (Злат.). С Евр.: «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных». Симмах перевел: «Не отврати сердца моего в слова лукавые, помышлять мысли беззаконныя». С человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их. С Евр.: «Вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их». Т.е. да не буду оправдывать свои беззакония вместе с людьми нечестивыми, или как это делают беззаконники, и да не будет у меня общения даже с избранными из них, т.е. с более богатыми и сильными. «Избранными, – говорит бл. Феод., – пророк называет здесь людей лукавых и благоденствующих». «Таким людям, – говорит св. Злат., – особенно свойственно искать предлогов и бесстыдствовать. Здесь пророк выражает, что должно избегать удовольствий и пиршеств людей, где особенно возрастает грех, и где бывает много бесстыдства».
5. Накажет мя праведник милостию, и обличит мя, елей 686 же грешного да не намастит глави моея. С Евр.: «Пусть наказывает меня праведник, это милость; пусть обличает меня, это лучший елей, который не повредит голове моей». «Всякое вразумление охотно прииму от праведного, но от грешника не прииму благословения и ласкательства, которым, как елеем, умащают главу мою» (Св. Афан.). «В тех обществах, в которых приятно говорят ко вреду, я не хочу участвовать, но лучше желаю быть с теми, которые обуздывают, исправляют, обличают, обнажают грехи, наказывают. а от нечестивых не приму и приятных слов» (Злат.). Яко еще и молитва моя во благоволениих их. С Евр.: «Но мольбы мои против злодейств их». «Я, говорит пророк, не только буду избегать пагубной их (нечестивых) благосклонности, не только охотно приму обличение праведных, но и восстану противу похотей беззаконников; я так далек от желания их милости, что даже молюсь против их похотей. Это означают слова: во благоволениих их» (Злат.). «Столько далек от желания себе благоденствия их, что и им желаю перемениться, чтобы, с переменою благополучия, изменились и сами они, отложив злобу свою» (Бл. Феод.).
7. Яко толща 689 земли проседеся 690 на земли, расточишася кости их 691 при аде. С Евр.: «Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней». Толща земли – твердая земля, которую земледелец распахивает, разрыхляет. Потому Симмах перевел: «Как земледелец, когда разрывает землю, так рассыпаны кости их в устах адовых»; Акила: «Подобно рубящему и разрывающему землю, рассыпаны кости наши при аде». Т.е. «хотя мы терпели крайние бедствия, и подобно как земля рассекается и раскапывается, или разбрасывается плугом, так и мы все были рассеяны, погибали и приблизились к самым вратам смерти, но и в таком состоянии мы хотели бы лучше принять вразумление и обличение от праведников, нежели милость от грешников» (Злат.). «Толщею земли, – говорит бл. Феод., – пророк называет непрерывную связность земли, которая будучи разрезана плугом, делится на глыбы; подобно сим глыбам, говорит он, и те, которые стоят ныне твердо, сокрушены будут смертию, и кости их рассыплются в гробах. Ибо словами: при аде – назвал гробы». «Расторгли мы все, что было в нас земного, до того смиряясь ради Тебя, что вся наша сила уничтожена даже до ада» (Св. Афан.).
8. С Евр.: «Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей»!
9. Сохрани мя от сети, юже составшиа ми, и от соблазн делающих беззаконие. С Евр.: «Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников». «Пророк говорит здесь о кознях тайных, скрытых, которых трудно остеречься и заметить, и против которых особенно нужна высшая помощь» (Златоуст и бл. Феодорит).
10. Падут во мрежу свою грешницы – «впадут во мрежу Самого Бога, т.е. будут уловлены, побеждены» (Злат. и бл. Феод.). Един 692 есмь аз, Дóндеже прейду. С Евр.: «Падут нечестивые в сети свои, а я перейду». Т.е. я отделен от нечестивых, чужд их общества, и как бы провождая жизнь один. во всю жизнь» (Злат.). Я отдельно от них буду провождать жизнь, пока не достигну конца жизни» (Св. Афан.). «Нечестивые впадут в сети, уготованные ими другим, а я всегда далек от этого, пока не приму конца жизни» (Бл. Феод.).
Да исправится κατευθυνθητω – κατευθυω – направляю, даю хорошее направдение, устремляюcь.
Псалом 140
Можно относить написание этого псалма Давидом ко времени гонения от Авессалома. На это указывает изображение Давидом себя преследуемым от врагов, причем он нигде не говорит о своей полной невинности пред Богом, а только о том, что неприязненность действий врагов не вызвана поступками с его стороны, которые бы оправдывали силу этой неприязненности. Наоборот, его молитва к Богу о том, чтобы Он сохранил его от всего дурного и слова «пусть накажет мя праведник» ( Пс. 140:5 ) дают возможность предполагать, что Давид не всегда следовал Богу, и что он получил обличение от праведника. Такое понимание данных слов псалма указывает на известное преступление Давида с Вирсавией и обличение его пророком. Следствием же указанного преступления Давида, были, как мы говорили ранее, семейные нестроения и, в частности, восстание Авессалома.
В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду.
Поспеши, Господи, ко мне со Своею помощью; да направится к Тебе молитва моя, как фимиам вечерней жертвы (1–2). Сохрани меня от дурных слов и лукавых мыслей; пусть меня обличает праведник, но я всегда против злодейств (3–5). Враги жестоко преследуют нас, как бы плугом рассекают землю, я же невиновен пред ними и кроток (6–7). Я надеюсь на Тебя и верую, что Ты защитишь, а враги нечестивые падут (8–10).
Псалом представляет молитву к Богу о спасении от врагов. Да будет моя молитва так же угодна Тебе, Господи, как угодна вечерняя жертва и фимиам, приносимые пред Тобою по закону Моисея. Давид, очевидно, находился вне Иерусалима, когда не мог приносить Богу узаконенной жертвы и место последней занимают теперь его устная молитва и воздеяние рук к Господу.
«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст» – не дай мне преступить Твои заповеди словом, дай мне силы к достойному пользованию даром речи, направляя его к служению Тебе. Сохрани меня, сбереги от уклонения в сторону лукавых, соблазнительных и преступных по греховности речей, сохрани мой путь прямым, не допусти «уклониться. к словам лукавым для извинения дел греховных» – измышлять, прибегать к извинениям, изворачиваться в отыскивании искусственных оправданий, как то делают люди нечестивые; да не буду считаться в числе избранных их, их соучастником. Пусть всякий мой поступок будет обличаем праведником; это обличение благодетельно и полезно, как елей на голове. Фактическим подтверждением служит обличение Давида пророком Нафаном, вызвавшее в нем глубокое покаяние и послужившее к его нравственному возрождению и примирению с Богом. – «Мольбы мои – против злодейств их» – я не только не желаю быть соучастником злых, но молю Тебя прекратить, остановить злодеяния их.
«Вожди их рассыпались по утесам» – вожди нечестивых моих врагов всюду следят за мною, они рассеялись даже по всем холмам и скалам. – «Слышат слова мои, что они кротки» – мои увещевания к ним кротки и слышались ими. Злоба врагов не вызывалась моим отношением к ним: я был кроток, они же стремились так уничтожить нас, как раздробляют землю для посевов.
Давид здесь указывает, что преследующие его не могут найти в нем ничего злобного, дурного, за что бы его должно гнать так, как они. Такое злобное преследование Давида с их стороны найдет должную кару от Бога. Господь накажет их тяжелым, конечным исходом их жизни, отвержением от Себя. Вера в свою правоту и сознание греховности действий врагов вселяют в Давида уверенность, что они погибнут в тех кознях ( «силк и», »тенет а»), которые ставят для него; он же, Давид, останется невредим ( «я перейду» ). Эта вера Давида, как показывает исход Авессаломовых гонений, оправдалась.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»