Псалом 138 для чего
О чем просят верующие при чтении молитвы псалом 138
Надписание к тексту 138 псалма, присутствующее в греческой, латинской и еврейской Библиях, однозначно свидетельствует о принадлежности этой песни перу царя и псалмопевца Давида. Несмотря на то, что в тексте его нет никаких указаний на причину написания, возвышенно-благодарственный тон дает основания предполагать, что таковой послужило перенесение самой главной святыни иудеев – Кивота Завета – в иерусалимскую скинию, долгое время заменявшую евреям полноценный храм. Толкование 138 псалма поясняет, что имя последнего пророка Захарии, присоединенное у имени Давида в переводе Семидесяти, свидетельствует, что именно в этот период псалом был особенно распространен среди народа.
Текст православного псалма 138 это сильная защита от греховных страстей
В тексте 138 псалма царь больше всего размышляет над величием Бога: Его всемогуществом, всеведением, милосердием. Особенно поражает Давида вечность Бога: на фоне кратковременности человеческого бытия она кажется ему непостижимой и страшной в своей таинственности. В конце псалма автор просит Бога проверить его сердце – соответствует ли оно тому, каким должно быть сердце настоящего праведника? Слушать онлайн, читать и смотреть видео с текстом 138 псалма рекомендуется для защиты от всяких страстей греха.
Слушать на видео молитву псалом 138 на русском языке
Читать текст христианской молитвы псалом 138 на русском языке
Начальнику хора. Псалом Давида.
Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою. О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные! Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои. Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне. Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
Православный Псалтырь, текст пслама 138 на церковно славянском языке
Господи, искусил мя eси и познал мя eси; ты познал eси седанiе мое и востанiе мое. Ты разумел eси помышлeнiя моя издалеча; стезю мою и уже мое ты eси изследовал и вся пути моя провидел eси. Яко несть льсти в языце моем; се, Господи, ты познал eси вся последняя и дрeвняя; ты создал eси мя и положил eси на мне руку твою. Удивися разум твой от менe, утвердися, не возмогу к нему. Камо пойду от дха твоего? и от лица твоего камо бежу? Аще взыду на нбо, ты тамо eси; аще сниду во ад, тамо eси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука твоя наставит мя, и удержит мя десница твоя. И рех; eда тма поперет мя? и нощь просвещенiе в сладости моей. Яко тма не помрачится от тебe, и нощь яко день просветится; яко тма eя, тако и свет eя. Яко ты создал eси утробы моя, воспрiял мя eси из чрева матере моея. Исповемся тебе, яко страшно удивился eси; чудна дела твоя, и душа моя знает зело. Не утаися кость моя от тебe, юже сотворил eси в тайне, и состав мой в преисподних земли. Несоделанное мое видесте oчи твои, и в книзе твоей вси напишутся; во днех созиждутся, и никтоже в них. Мне же зело честни быша друзи твои, Боже, зело утвердишася владычeствiя их; изочту их, и паче песка умножатся; востах, и eще eсмь с тобою. Аще избiеши грешники, Боже; мужiе кровей, уклонитеся от менe. Яко ревниви eсте в помышленiих, прiимут в суету грады твоя. Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях? Совершенною ненавистiю возненавидех я; во враги быша ми. Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое; истяжи мя и разумей стeзи моя; и виждь, аще путь беззаконiя во мне, и настави мя на путь вечен.
Псалом 138
По надписаниям еврейской, греческой и латинской Библий псалом принадлежит Давиду. Точных указаний на время и повод его написания в содержании псалма нет. Потому, что содержание псалма проникнуто чувством благоговения пред всеведением Господа и выражает горячую веру и преданность Давида Господу, можно допустить, что он написан около времени перенесения Кивота Завета в Иерусалим, когда это религиозное торжество наполнило его высоким благоговейным чувством и укрепляло в преданности Господу. Добавление у LXX-ти к имени Давида имени Захарии указывает на время последнего пророка как такое, когда этот псалом находил особенно сильное употребление среди еврейского народа.
Господи, Ты знаешь все мои помышления, слова и поступки, и Твое возведение вызывает во мне благоговение (1–6). Куда бы я ни направился – в шеол ли, на небо, на конец Вселенной, укрывался ли бы тьмою, Ты все видишь и знаешь (7–12). Ты соткал меня во чреве матери, дивно устроил меня и все время моей жизни записано в книге Твоей (13–16). Как все чудно Тобой устроено и как дивны все проявления Твоей творческой мысли, которых не пересчитать (17–18)! Твое величие вызывает во мне ненависть ко всем нечестивым, осмеливающимся порицать Твое имя (19–22). Испытай меня, Боже, и не дай мне уклониться от Тебя (23–24).
Твое ведение настолько всеобъемлюще и глубоко, что невольно вызывает благоговейное чувство пред Тобою и сознание невозможности для человека его постигнуть.
Ты, Господи, всеведущ и вездесущ. Ничто, нигде и никогда не может укрыться от Тебя.
«Помышления» Господа – все многообразие тварного по своему составу, силам, назначению поражает человека и непосильно для полного изучения ему; Богу же все известно в совершенстве, так как каждое его творение обязано ему своим происхождением и является носителем и осуществителем той мысли Божией, с которой оно создано; можно сказать, что каждое творение имеет свой идеал, к осуществлению которого оно награждено соответственными силами. Понять эти мысли, идеалы и узнать их человеку за их возвышенностью и бесконечным разнообразием невозможно. Они многочисленнее песка и каждое утро, каждый день писателя, когда он отдается изучению творения Божия, обнаруживает все разнообразие последнего и творческую силу Бога, так что он всегда с Ним. Смысл тот, что писатель псалма всегда и всюду находит новые проявления великих мыслей Господа в его творениях, всегда видит Его (16 ст.).
Эти стихи – вывод из всего содержания псалма. Если Господь все содержит в Своей власти, то истинное поведение человека должно выражаться в преданности Ему и Его водительству, почему писатель молит Господа испытать его и направить его на надлежащий путь, если он в чем-либо уклонился от последнего.
Псалом представляет яркое и художественное изображение Божественного всеведения и вездеприсутствия.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 138
Истинная вера и преданность Всевышнему творит чудеса. Псалом 138 выражает все чувства праведника к Господу. Каждая строчка молитвы наполнена благоговением и восхищением.
Текст молитвы псалом 138
Священнослужители в храмах используют текст псалма138 на церковнославянском. Многие верующие не до конца понимают такой текст. Поэтому дома можно читать псалом 138 на русском языке.
На церковнославянском языке с ударениями
В коне́ц Дави́ду, псало́м Заха́риин в разсе́янии.
1 Го́споди, искуси́л мя еси́ и позна́л мя еси́. Ты позна́л еси́ седа́ние мое́ и воста́ние мое́.
2 Ты разуме́л еси́ помышле́ния моя́ издале́ча:
3 стезю́ мою́ и у́же мое́ Ты еси́ изсле́довал, и вся пути́ моя́ прови́дел еси́.
4 Яко несть льсти в язы́це мое́м: се, Го́споди, Ты позна́л еси́.
5 Вся после́дняя и дре́вняя: Ты созда́л еси́ мя, и положи́л еси́ на мне ру́ку Твою́.
6 Удиви́ся ра́зум Твой от мене́, утверди́ся, не возмогу́ к нему́.
7 Ка́мо пойду́ от Ду́ха Твоего́? И от лица́ Твоего́ ка́мо бежу́?
8 Аще взы́ду на не́бо – Ты та́мо еси́, а́ще сни́ду во ад – та́мо еси́.
9 Аще возму́ криле́ мои́ ра́но и вселю́ся в после́дних мо́ря –
10 и та́мо бо рука́ Твоя́ наста́вит мя и удержи́т мя десни́ца Твоя́.
11 И рех: еда́ тма попере́т мя, и нощь просвеще́ние в сла́дости мое́й?
12 Яко тма не помрачи́тся от Тебе́, и нощь, я́ко день, просвети́тся, я́ко тма ея́, тако и свет ея́.
13 Яко Ты созда́л еси́ утро́бы моя́, восприя́л мя еси́ из чре́ва ма́тере моея́.
14 Испове́мся Тебе́, я́ко стра́шно удиви́лся еси́: чу́дна дела́ Твоя́, и душа́ моя́ зна́ет зело́.
15 Не утаи́ся кость моя́ от Тебе́, ю́же сотвори́л еси́ в та́йне, и соста́в мой в преиспо́дних земли́.
16 Несоде́ланное мое́ ви́десте о́чи Твои́, и в кни́зе Твое́й вси напи́шутся, во днех сози́ждутся и никто́же в них.
17 Мне же зело́ че́стни бы́ша дру́зи Твои́, Бо́же, зело́ утверди́шася влады́чествия их.
18 Изочту́ их, и па́че песка́ умно́жатся; воста́х, и еще есмь с Тобо́ю.
19 Аще избие́ши гре́шники, Бо́же, му́жие крове́й, уклони́теся от мене́.
20 Яко ревни́ви есте́ в помышле́ниих, прии́мут в суету́ гра́ды Твоя́.
21 Не ненави́дящыя ли Тя, Го́споди, возненави́дех, и о вразе́х Твои́х иста́ях?
22 Соверше́нною не́навистию возненави́дех я́, во враги́ бы́ша ми.
23 Искуси́ мя, Бо́же, и уве́ждь се́рдце мое́, истяжи́ мя и разуме́й стези́ моя́,
24 и виждь, а́ще путь беззако́ния во мне, и наста́ви мя на путь ве́чен
На русском языке
К исполнению, Давида. Псалом Заха́рии, в разсеянии.
1 Господи, Ты испытал меня и познал меня: Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
2 Ты разумеешь помышления мои издали.
3 Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
4 Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
6 Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!
7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —
10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
11 Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»;
12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.
13 Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.
14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.
19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!
20 Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.
21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.
23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
История написания
Автором хвалебной песни является царь Давид, по надписанию. Иерусалим стал духовной столицей в момент перемещения Киота Завета в город. Это было настоящее чудесное событие для иудейского народа. Все жители религиозной столицы были воодушевлены действом. Это и послужило главной причиной написания пророческого текста.
Для чего читают псалом 138?
Верующие читают псалом 138 в следующих случаях:
Толкование псалма 138
Предлагаем вашему вниманию толкование хвалебной песни:
Стихи 1-3: Господь узнал Давида, испытал его всеми трудностями. Давид остался верен себе и Господу. Всевышний знает о псалмопевце все: его нрав, действия, мысли. Он понимает царя даже издалека.
Стихи 4-6: Давид может только подумать, а Бог уже понимает все его намерения. Описываются знания Господа.
Стихи 7-12: Вездесущность Господа выражена риторическими вопросами и фразами. Давид понимает, что Господь везде: в каждом его вздохе и шаге. Вся Вселенная ему подвластна. Рука Господа – это сила направляющая. Для Бога и ночь, и день светлы. Он видит все, что происходит на земле.
Стихи 13-16: Давид рассказывает о том, что Бог соткал его из ткани, ниточки которой продуманы до совершенства. У каждой есть своя функция. Деяния Господни чудесны.
Стихи 17-18: Описываются мысли и действия Господни. Его думы и планы. Давид указывает на то, что даже во время сна и отдыха он защищен крылом Божьим.
Стихи 19-22: Неприятие гневных слов нечестивых о Господе. Давид же относится к Богу с неким благоговением. Нечестивые для псалмопевца враги и предатели.
Стихи 23-24: Молитва Давида Богу. Даже если царь ступит на неправильный путь, Всевышний направит его на истинный путь веры.
Правила чтения
Строгих правил для чтения псалма 138 нет. Многие верующие учат строчки наизусть, зачитывают со сборника Псалтырь. Молитву читают среди недели.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Текст
На церковно-славянском
Господи, искусил мя eси и познал мя eси; ты познал eси седание мое и востание мое. Ты разумел eси помышлeния моя издалеча; стезю мою и уже мое ты eси изследовал и вся пути моя провидел eси. Яко несть льсти в языце моем; се, Господи, ты познал eси вся последняя и дрeвняя; ты создал eси мя и положил eси на мне руку твою. Удивися разум твой от менe, утвердися, не возмогу к нему. Камо пойду от духа твоего? и от лица твоего камо бежу? Аще взыду на небо, ты тамо eси; аще сниду во ад, тамо eси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука твоя наставит мя, и удержит мя десница твоя. И рех; eда тьма поперет мя? и нощь просвещение в сладости моей. Яко тьма не помрачится от тебe, и нощь яко день просветится; яко тьма eя, тако и свет eя. Яко ты создал eси утробы моя, восприял мя eси из чрева матере моея. Исповемся тебе, яко страшно удивился eси; чудна дела твоя, и душа моя знает зело. Не утаися кость моя от тебe, юже сотворил eси в тайне, и состав мой в преисподних земли. Несоделанное мое видесте oчи твои, и в книзе твоей вси напишутся; во днех созиждутся, и никтоже в них. Мне же зело честни быша друзи твои, Боже, зело утвердишася владычeствия их; изочту их, и паче песка умножатся; востах, и eще eсмь с тобою. Аще избиеши грешники, Боже; мужие кровей, уклонитеся от менe. Яко ревниви eсте в помышлениих, приимут в суету грады твоя. Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я; во враги быша ми. Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое; истяжи мя и разумей стeзи моя; и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен.
На русском языке
Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою. О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные! Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои. Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне. Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
Этот псалом – один из самых красивых текстов Псалтири. Восхищение Господом, благая надежда на Его милость, всеведение, абсолютное доверие Творцу – все это делает песнопение любимым для многих верующих.
История написания
Все редакции Псалтири приписывают авторство этого песнопения царю Давиду. А перевод текста на греческий, сделанный 70 еврейскими толкователями около за 200-300 лет до Рождества Христова, кроме надписания «псалом Давида», имеет краткий заголовок: «Захарии в рассеянии». По-видимому, речь идет о пророке, жившем во времена Вавилонского плена иудеев, когда они были выселены из Иерусалима, рассеявшись по землям чужой им страны. Возможно, что тогда иудеи, включая Захарию, бережно сохраняли писания царя Давида как память о потерянной родине, надежду на возвращение, восстановление храма Истинного Бога.
Полезные материалы
Толкование
Толкователи выделяют в 138-м несколько тем.
Сила Божия в жизни человека
Первая часть песнопения – своего рода исповедь любящей Господа души. Здесь, однако, нет покаяния в грехах, но лишь понимание того, что Господь даже без нашего покаянного рассказа все знает о каждом из людей. Еще до рождения Ему известны наклонности, жизненный путь («стезя») человека, его «уже», которое блаж. Феодорит Кирский понимает как направление жизненного пути. Слово, означающее вервь (по-старославянски – «ужъ»), взято из лексикона строителей домов, по веревке выравнивающих фундамент и стены. Бог знает о человеке «вся последняя и древняя» (Пс. 138:5), то есть начало и «последняя» (конец) земного пути.
Как возможно это? Как понять Бога? «Удивися разум Твой от мене» — говорит псалмопевец, выражая удивление разумением Божиим, исповедуя свою немощь, неспособную понять Промысл.
«Камо пойду от Духа Твоего?»
Вездеприсутствие Божие – не только таинственно, но иногда страшно, особенно согрешающему. Так хочется хоть на минуту подумать, что ты один, не видит Создатель падения. Но, восклицает песнопевец, «камо пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего камо бежу?». На небо ли? Но там – сияние славы Божией. Во ад? Но его тоже глубины проницает Божия сила, премудрость.
Но даже имей человек крылья, устремись он «на край моря», где кончается земля, начинается водная стихия – даже там рука Божия поддержит человека, наставит на исполнение воли Создателя. Блаж. Феодорит Кирский пишет, что могущество Бога испытал на себе пророк Иона, посланный проповедовать городу Ниневии, но замысливший убежать от исполнения воли Творца.
Уплывая на корабле, он пережил страшную бурю, следствие собственного своеволия. Познав свой грех, пророк сам просил команду корабля, на котором пытался избежать возложенной Богом миссии, бросить его в волны. Таким образом, святой, по слову св. Феодорита «был взят, связан волнами, как бы в заключение какое отдан киту, и приведен в город, в который был послан».
Но, может быть, от Всевидящего способна скрыть темная ночь? Нет, говорит св. Давид, ведь она темна только для человека, а для Господа «нощь яко день просветится, яко тьма ея, тако и свет ея».
«Несоделанное мое…»
Итак, нет места на небе, на земле, даже во аде, где творение может скрыться от Создателя, от начала знающего от человеке все. Псалмопевец говорит: «Не соделанное мое видесте очи Твои и в книзе Твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них» (Пс. 138:16). Эти слова св. отцы толкуют различным образом:
Таким образом, речь может идти не только о Божием попечении о человеке, но также о том, что Создатель зрит все его помыслы, наклонности, знает еще несодеянные человеком дела.
Друзья Господа
Последняя часть псалма посвящена участи верного Богу человека в этом мире. Соприкосновение с людьми, не знающими истины, тяжело для того, кто желает пребывать помышлениями с Господом. Напротив, счастье – быть среди людей благочестивых, «друзей Божиих», общение с которыми не удалит от Творца.
А протоиерей Олег Стеняев в беседе на псалом на портале «Экзегет» 30 января 2020 г. замечает, что слова св. Давида о числе любящих Бога «как песок морский», перекликаются со словами Апокалипсиса: «И видел я великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9-10). Поэтому можно сказать, что они пророчествуют о временах конца мира.
Участь грешных
Давид псалмопевец, царь и пророк
автор — Владимир Боровиковский, 1785 г.
Холст, масло.
63.5 × 49.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
То, что такое толкование – не натяжка, показывают последние слова песнопения. Псалмопевец молит Бога руководить им, чтобы сам он не оказался нечестивцем «виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен» (Пс. 138:24).Таким образом, он не только не считает себя праведным, но даже вообще не доверяет своим силам, своему пониманию святости, прося Господа наставить его на истину.
В каких случая прибегают к чтению псалма?
138-й находится в составе предпоследней, 19 кафизмы Псалтири. Его, сообразно духовному значению песнопения, читают:
Использование текста при богослужении
Во время церковных служб псалом отдельно не читается, его произносят вместе с другими псалмами 19 кафизмы Псалтири. Обычно псалом можно слушать:
Внимательное чтение слов царя Давида – драгоценное для нас приобщение к духовному опыту святых, тонко чувствующих Божие присутствие в своей жизни. Псалом учит доверяться Богу, надеяться на Того, Кто от начала знает нас, наши немощи, скорби, но желает нашего спасения и готов помочь, если на это будет человеческая воля.
Псалом 138 «Господи, искусил мя eси и познал мя eси»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Псалом 138 читать:
Господи, искусил мя eси и познал мя eси; ты познал eси седанiе мое и востанiе мое. Ты разумел eси помышлeнiя моя издалеча; стезю мою и уже мое ты eси изследовал и вся пути моя провидел eси. Яко несть льсти в языце моем; се, Господи, ты познал eси вся последняя и дрeвняя; ты создал eси мя и положил eси на мне руку твою. Удивися разум твой от менe, утвердися, не возмогу к нему. Камо пойду от дха твоего? и от лица твоего камо бежу? Аще взыду на нбо, ты тамо eси; аще сниду во ад, тамо eси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука твоя наставит мя, и удержит мя десница твоя. И рех; eда тма поперет мя? и нощь просвещенiе в сладости моей. Яко тма не помрачится от тебe, и нощь яко день просветится; яко тма eя, тако и свет eя. Яко ты создал eси утробы моя, воспрiял мя eси из чрева матере моея. Исповемся тебе, яко страшно удивился eси; чудна дела твоя, и душа моя знает зело. Не утаися кость моя от тебe, юже сотворил eси в тайне, и состав мой в преисподних земли. Несоделанное мое видесте oчи твои, и в книзе твоей вси напишутся; во днех созиждутся, и никтоже в них. Мне же зело честни быша друзи твои, Боже, зело утвердишася владычeствiя их; изочту их, и паче песка умножатся; востах, и eще eсмь с тобою. Аще избiеши грешники, Боже; мужiе кровей, уклонитеся от менe. Яко ревниви eсте в помышленiих, прiимут в суету грады твоя. Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях? Совершенною ненавистiю возненавидех я; во враги быша ми. Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое; истяжи мя и разумей стeзи моя; и виждь, аще путь беззаконiя во мне, и настави мя на путь вечен.
Псалом 138 на русском:
Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою. О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные! Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои. Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне. Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
Псалом 138 слушать:
Смысл псалма 138 сводится к тому, что если Господь все содержит в Своей власти, то истинное поведение человека должно выражаться в преданности Ему и Его водительству. Писатель молит Господа испытать его и направить его на надлежащий путь, если он в чем-либо уклонился от последнего.