Псалом 115 для чего читают
Православная Жизнь
Митрополит Антоний (Паканич) рассказал, какой псалом нужно читать, чтобы навести в своей жизни порядок.
Слова 115-го псалма прекрасны и удивительны. Их простота и точность настраивают душу и ум на самый высокий духовный лад.
«Душа человека стяжавает качества, соответственные своей деятельности», – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов).
Поэтому так важно постоянно выводить свою душу из тьмы к свету, из безверия к вере.
Все «впечатления, составляющие достояние души в час смерти ее, остаются достоянием ее навеки, служат залогом или ее вечного блаженства, или ее вечного бедствия», согласно Игнатию (Брянчанинову).
«О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову».
Господи, Ты освободил меня от пустых и ненужных действий и слов, от непрекращающейся погони за чуждыми для моей души вещами, отвел от меня Своею рукою все губительное и пагубное.
Ты заполнил Собой все пустоты сердца моего и показал мне свет Истины, даровав подлинную радость и утешение.
Ты помог мне выбросить из жизни все то, что тянуло вниз, отягощало мой дух, все наносное и бесполезное. И занял их место. Ты взвалил на Себя мои немощи и призвал мою волю из небытия и безумия.
Ты наполнил смыслом мою жизнь, став главным ее Смыслом.
«Я веровал и потому говорил: я сильно сокрушен».
Говорю так, ибо верую. И Ты единственная забота моей души. Мое попечение.
Сокрушаюсь о времени, когда не отвечал на зов Твой, когда не был полон Тобой.
«Всякий человек ложь».
Ощущая все сильнее Твое присутствие и Твою благодатную помощь, осознаю, что в сравнении с величием, благостью, правдой Твоей любой человек, даже самый лучший, лжив и ничтожен. Поэтому упование мое только на Тебя, Господи.
Отношения между Творцом и творением никогда не сравнятся с отношениями одного творения с другим.
«Бог одновременно дальше от нас и ближе к нам, чем любое другое существо. Он дальше от нас, потому что сама разница между тем, кто имеет первооснову Своего бытия в Самом Себе и тем, кому эту первооснову нужно придать, такова, что в сравнении с ней разница между архангелом и червем незначительна. Он создатель, а мы – создание. Он оригинал, а мы – производное. Но в то же время и по той же причине близость между Богом и злейшей из тварей теснее, чем любая близость между двумя тварями», – подметил Клайв Льюис.
Любовь к Богу заложена в человеке при его создании. Это корень жизни, без которого нет самой жизни. Каждое мгновение – подарок от Создателя, наше существо теплится только благодаря Его энергиям и Его воле, наши мысли руководимы Его силой, сообщающейся нам.
Творец – совершенен. Его творения созданы гениально и мастерски и совершенны в Нем, Его любви. Если мы сетуем на свою судьбу, свое предназначение, то в таком случае стремимся не к большей любви, а к меньшей.
Только вера в Господа и Его волю и сознательное стремление к подчинению ей возвращают каждого к изначально задуманному Божьему плану относительно нас.
Это начало начал. Начало нашего единения с Богом, открывающее душе дверь к вечному блаженству.
Записала Наталья Горошкова
Псалом 115
В русском синодальном переводе псалом 115 называется «псалмом мученика». Эта песнь была написана неизвестным автором после пережитого им чувства глубокого разочарования в близком человеке.
Текст молитвы псалом 115
На церковнославянском языке с ударениями
1 Ве́ровах, те́мже возглаго́лах, аз же смири́хся зело́.
2 Аз же рех во изступле́нии мое́м: всяк челове́к ложь.
3 Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?
4 Ча́шу спасе́ния прииму́ и и́мя Госпо́дне призову́,
5 моли́твы моя́ Го́сподеви возда́м пред все́ми людьми́ Его.
7 О, Го́споди, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабы́ни Твоея́; растерза́л еси́ у́зы моя́.
8 Тебе́ пожру́ же́ртву хвалы́, и во и́мя Госпо́дне призову́.
9 Моли́твы моя́ Го́сподеви возда́м пред все́ми людьми́ Его,
10 во дво́рех до́му Госпо́дня, посреде́ тебе́, Иерусали́ме
На русском языке
1 Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен.
2 Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.
3 Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?
4 Чашу спасения прииму и имя Господне призову.
5 Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его.
7 О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои.
8 Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.
9 Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его,
10 во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим! Аллилуия.
Когда и для чего читают псалом 115?
Псалом 115 входит в состав XVI кафизмы. В соответствии с древними монашескими традициями его читают на субботнем богослужении. Во время Великого поста книга Псалмов прочитывается за неделю дважды. Поэтому текст псалма 115 в это время звучит в храме по вторникам и субботам.
Во время церковной молитвы песни псалтыри читаются на церковнославянском языке. При келейной молитве разрешается читать псалом 115 на русском языке. Это позволяет человеку лучше понять и осознать глубокий смысл молитвы.
Православная церковь рекомендует обращаться к псалму 115 для защиты от обмана и лжи окружающих людей. Также эту молитву следует регулярно читать и тем, кто склонен сам обманывать близких.
Толкование
Псалмопевец в этой песне рассказывает о пережитых несчастьях и бедах, справиться с которыми ему не захотели или не смогли помочь близкие. Это разочарование в людях научило автора возлагать свои надежды исключительно на Господа и только от него ожидать спасения. Более подробное толкование псалма 115 возможно при анализе всех его стихов по отдельности:
Исходя из толкования псалма 115, можно сделать вывод о том, что вера в человека возможно только на основе глубокой веры в Бога. Только она позволяет родиться надежде на изуродованного злом и греховного человека, который несмотря ни на что продолжает оставаться венцом творения Создателя и может при покаянии встать на путь истины.
Псалом 115
Аллилуиа. «Еврейский текст, – говорит бл. Феод., – Сирский и другие переводчики псалом сей соединяют с предшествующим; потому что продолжает он ту же мысль; имеет то же содержение», а потому относит ко времени гонения Антиоха Епифана. Св. Златоуст относит ко времени Вавилонского плена, когда Иудеи недоумевали, как они, обезоруженные и обращенные в рабов, могут возвратить свое отечество и не верили пророкам, которые им говорили об этом. По другим, это благодарственная песнь Давида по избавлении от бедствий в гонение Авессалома.
1. Веровах, темже возглаголах. «Хотя Давид не сказал ничего, – говорит св. Злат., – но выражает то, что было сказано в мыслях его. Что же было сказано? Размыслив, говорит, о несчастии и плачевном состоянии Иудеев, о совершенном опустошении и конечной погибели, я не усумнился в перемене к лучшему, но надеялся, возвещал о ней и возглаголах: и в предыдущих псалмах я много говорил о ней, но говорил и возвещал по внушению веры». Св. Апостол Павел приводит слова Давида 1 стиха в том смысле, что вера имеет свой, ей свойственный, дух непоколебимого убеждения и смелого, открытого исповедания ( 2Кор. 4:13 ). «Сперва человек верует, потом уразумевает, и после сего глаголет ( Ис. 7:9 )». (Св. Афан.). Аз же смирихся зело. «Но когда, говорит псалмопевец, уверовал, возглаголал я великое, тогда увидел, что сам я – ничто, смирихся зело» (Св. Афан.). «Я был огорчен (т.е. бедствиями плена), но не отчаялся, не падал духом, укрепляемый и воодушевляемый верою» (Св. Злат.). С Евр.: «Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен».
3. С Евр.: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне»?
5. Молитвы моя Господеви воздам. С Евр.: «Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его». «Молитвами пророк называет здесь обещания, обеты – жертвы благодарности» (Св. Злат.). «Какой же обет дал он, кроме сего – чашу Господню прияв, призвать имя Господне» (Св. Афан.).
9. С Евр.: «Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его».
10. Во дворех дому Господня, посреде тебе Иерусалиме. Т.е. «избавившись от бедствий, принесу благодарственную песнь в храме Твоем, в Иерусалиме, пред всеми единоплеменниками, чтобы и они получили от того пользу» (Бл. Феод.).
Ложь ψευστης – лжец, обманщик. Акила перевел: лживость; Симмах: лжет или обманывает; Феодотион: «недостаточен».
Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 115
Сей псалом так же, как и предыдущие, надписывается словом Аллилуиа («хвалите Бога»), и его, по тесной связи с предшествующим, 114-м, псалмом, можно также признать как благодарственную песнь Господу Богу со стороны иудеев за избавление их из тех затруднительных обстоятельств, в которых находились они при построении второго храма Иерусалимского.
Пс.115:1–2 Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же Рех во изступлении моем: всяк человек лож.
Прежде всего пророк-псалмопевец говорит о твердости своей веры, которая заставляет его смело высказывать свои мысли. Веровах, темже возглаголах. Так как псалом сей имеет тесную связь с предыдущим псалмом, то и в кратких речениях первого стиха сего псалма можно усматривать некоторую связь с последними словами того (предыдущего) псалма и представить здесь такую речь: я верил тому, что буду благоугождать Господу в стране живых. Ибо я не телесными глазами видел ту страну, но, по замечанию блж. Феодорита, «вера указала мне оную» 6, с. 559). Согласно сему, и в другом псалме он говорит: «верую», что увижу «благая Господня на земли живых» (26:13). Получив от Бога такое предведение, что буду благоугождать Ему, я весьма смирился, говорит пророк, почитая себя недостойным сего великого дара и боясь, чтобы не возгордиться и не потерять столь великий дар. Аз же смирихся зело. Далее чистосердечно признается, что он, как человек, немало колебался мыслями и даже, быв в некотором умоисступлении, усомнился в Божием Промысле, но это было только мгновенное искушение. Потому что скоро пришел в себя, поверил Божиим обещаниям и, в сильном движении духа, сам в себе сказал, что всяк человек лож, а только один Бог истинен и верен. «Здесь слово исступление означает, – говорит св. Иоанн Златоуст, – некоторое изумление, состояние вне себя. Такое состояние бывает или по действию Божию, или вследствие чрезвычайных страданий. Таким образом, пророк здесь говорит об изступлении от великих бедствий, постигших его; томимый скорбию, взирая на природу человека, достойную сожаления, обнаруживающую во всем свою тленность и ничтожество, он сказал: всяк человек лож, т.е. человек ничто» [5, с. 349].
Пс.115:7–10 0, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея: растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.
Признание себя рабом Божиим, как видно из этих слов пророка (ст. 7), доставляло ему немалое удовольствие. Он не только признает себя рабом Божиим, но и два раза называет себя этим именем, поставляя в этом особую для себя заслугу, счастие и блаженство. Нравственная чистота, пламенная вера и любовь поставили его в столь близкое общение с Богом, что и молитва его представляется одухотворенным актом такого близкого общения. Он, так сказать, реально ощущает присутствие Божие, видит Его своими духовными очами, и потому столь велика и действенна сила такой молитвы! О, Господи, я раб Твой, я раб Твой и сын рабыни Твоей; Ты разрешил узы мои. В последних словах под узами пророк разумеет узы греха, или узы скорби и печали. Так объясняет это и св. Иоанн Златоуст: «Какие это узы, как не грехи? Ибо каждый связывается узами своих грехов. Или, в историческом значении, разумеются здесь узы печали. Итак, есть и узы хорошие, связываться которыми есть дело хорошее. Так говорит о союзе любви, что она есть союз совершенства, и еще: узник Иисуса Христа» [7, с. 918]. С последним словом об узах имеют тесную связь и следующие слова о жертвах и молитвах. Сказав: «Ты, Господи, разорвал узы грехов моих мечем покаяния и освободил меня от многих разных бедствий», – продолжает: поэтому я и «принесу Тебе (пожру) жертву хвалы и имя Господне призову» (пер. с евр.). А св. Афанасий Александрийский говорит о сем так: «Какие же это узы, кроме уз греховных? Тебе пожру жертвы хвалы. Как преуспевший отметает жертвы кровавые и дает обещание приносить жертву хвалы» [3, с. 362]. Здесь пророк как бы так говорит: Тебе, а не идолам и не тем мерзким богам, которым служат сыны века сего, т.е. мамоне и чреву, почестям и богатству, я буду приносить жертву хвалы и имя Господа моего, Который един есть истинный Бог, ныне и всегда призову. И тут же, повторяя сказанные прежде (ст. 5) слова, прибавляет: обеты мои (молитвы моя) воздам Господу пред всем народом Его, во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалиме. Не лишне привести здесь следующее замечание св. Василия Великого: «Приношу, говорит, Тебе хвалу пред всеми людьми, приношу не тайно где-либо, как стыдящийся, и не в скрытном месте, убегая от укоризн со стороны нечестивых; но совершу оную всенародно, приняв в участие в сем богослужении и весь народ. Принесу во дворах дома Господня. Заметьте сие вы, которые оставляете собрание церковное, а собираетесь в общих домах, вы, несчастные, отторгнутые от честного тела. И по древнему служению не позволялось каждому устроять жертвенник; но один указан желавшим приносить жертву» [7, с. 920].
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Всяк человек — ложь
Многие библейские слова и выражения давно уже стали, если не «притчей во языцех», то фразеологизмами и пословицами точно. Несмотря на то, что многие думают о популяризации Писания таким образом, зачастую это приводит к плохим последствиям — Божие слова искажаются и забывается их истинный смысл. Так произошло с выражением «Всяк человек — ложь», что оно значит на самом деле?
Источник цитаты
Выражение «Всяк человек — ложь» встречается впервые в Псалтири, в 115 псалме во втором стихе. Полная цитата будет звучать так:
«Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь».
Этот псалом входит в 6 кафизму и по монашеской традиции читается на церковнославянском языке каждое утреннее храмовое богослужение в субботу и во вторник. Читают псалом и перед принятием Причастия, так что каждый воцерковленный христианин слышал этот текст.
Данный псалом был написан неизвестным автором, который, очевидно, пережил разочарование или предательство близкого человека. Смысл текста и манера написания заставила богословов-толкователей назвать его «псалмом мученика».
Несмотря на горечь в тексте и смысле, песнь имеет надписание «Благодарственный», что означает превозношение и славу Господа. И правда, последующие 3-10 стихи песни полностью посвящены прославлению Небесного Творца, в которых автор воздает Ему славу.
Помимо утвержденных богослужений, данная песнь читается в моменты тяжелого разочарования в людях или в ситуациях, когда человеку требуется защита от злых людей и их обмана. Многие христиане читают псалом понимая и осознавая, что сами часто обманывают и разочаровывают людей, прося Бога дать им крепости и силы.
Толкования
Для правильного толкования приведенной цитаты следует разобраться в смысле псалма в целом и разобрать первые стихи. Из текста понятно, что автор пережил тяжелое предательство и отныне он полагает свои надежды и мечты только на Господа.
Важно! И только надеясь и веря в Отца Небесного человек способен не только поверить другому человеку, но и вновь доверится ему после предательства. Таким образом, вера и любовь к Богу помогает человеку самому верить людям и любить их. Бог является неистощимым источником любви ко всему окружающему миру.
Иоанн Златоуст записал свое собственное толкование фразы, которая, казалось бы, определяет человека как лживое создание. Богослов говорил, что псалмы часто затрагивают характер человека, указывая на несовершенство. Иоанн Златоуст характеризует весь псалмом, говоря:
Златоуст в своем толковании приходит к выводу, что певец всего лишь показал, что отчаянное разочарование в человека естественно — он греховен, его натура всегда будет неполноценной и надеется на нее не стоит. Вместо этого следует обратиться к Господу и уповать только на Него — ведь Он совершенен и никогда не подведет.
Богослов Лопухин во многом соглашается с Иоанном Златоустом и также указывает, что смысл псалма — указать на несовершенство человеческой натуры и направить надежды к Богу. Богослов говорит:
Таким образом, фраза «Всяк человек — ложь» — это не просто очернение людей, это откровенная картина неполноты натуры и характера. Автор пытается показать, что какой-бы человек не был, он всегда будет подвержен влиянию греха (будет разочаровывать). Поэтому уповать и надеяться (очаровываться) надо только Отцом Небесным.
Мнение Церкви
Многие христиане стремятся толковать выражение дословно, утверждая, что в нем идет речь о грехе лжи. Человек лжет и в этом согрешает, подтверждая свою слабую греховную натуру. Однако Церковь в целом не согласна с таким толкованием, многие священники выступают против такого перевода.
Митрополит Филарет (Вознесенский) говорил, что данное выражение не означает, что человек лжёт постоянно. Оно указывает лишь на то, что наша натура не укоренена в Истине настолько, чтобы всегда говорить правду.
И что ошибиться (солгать) может даже самый правильный и благочестивый человек. Митрополит был склонен толковать данную фразу лишь как показатель того, что никто из людей не застрахован от ошибок и заблуждений.
Святитель Тихон (Задонский) писал, что каждый человек в своей жизни по меньшей мере солгал один раз из-за своей корысти или из-за своих прегрешений. Человеческая натура такова, что мы склонны говорить и обещать того, что мы не делаем или не сделаем, подвергаясь таким образом греху лжи.
Таким образом, дословно толковать выражение «Всяк человек — ложь» не стоит, оно вырвано из контекста и не может в целом передать весь смысл, что заложил в него автор. Псалом же в целом показывает, что человек имеет греховную натуру и поэтому возлагать на него особые надежды или полагаться не стоит — это можно делать только в отношении Господа Бога, который не постыжает и не подводит.