Псалом 111 для чего

Псалом 111

Псалом 111 относится к хвалебным и благодарственным песням. Имеет богослужебное предназначение, так как начинается со слова «Аллилуйя». В тексте говорится о том, что любая человеческая мудрость без страха Божия суетна. Псалмопевец обещает разнообразные милости Божьи тому человеку, кто выполняет все заповеди.

Текст молитвы псалом 111

На церковнославянском языке

Аллилуиа, Аггеево и Захариино

1 Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

2 Сильно на земли будет семя eго, род правых благословится:

3 Слава и богатство в дому eго, и правда eго пребывает в век века.

4 Возсия во тме свет правым, милостив и щедр, и праведен.

5 Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится.

6 В память вечную будет праведник.

7 От слуха зла не убоится,

8 готово сердце eго уповати на Господа. Утвердися сердце eго, не убоится, дондеже воззрит на враги своя.

9 Расточи, даде убогим, правда eго пребывает во век века, рог eго вознесется в славе.

10 Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает, желание грешника погибнет.

На русском языке

1 Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко.

2 Сильным на земле будет семя его, род правых благословится:

3 Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает во век века.

4 Взошёл во тьме свет правым: он милостив, и щедр, и праведен.

5 Благ муж, милующий и дающий взаймы, подберёт он слова свои на суде, ибо вовек не поколеблется.

6 Вечно в памяти будет праведник,

7 От злой молвы не убоится:

8 Готово сердце его уповать на Господа. Утверждено сердце его, он не убоится, доколе не посмотрит на врагов своих.

9 Расточил он, дал бедным, – правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе.

10 Грешник увидит и разгневается, зубами своими заскрежещет и истает; желание грешника погибнет.

Когда и для чего читают псалом 111

Псалом 111 для чего

Псалом 111 входит в состав XVI кафизмы и его читают на субботнем богослужении. Песнь исполняется на старославянском языке. Во время Великого поста псалтырь прочитывается в течение недели дважды. Поэтому к псалму 111 обращаются во вторник и субботу. На Светлой седмице кафизм не положено.

Во время церковного богослужения песнь исполняется на церковнославянском языке. При домашней молитве разрешается читать псалом 111 на русском языке. Православная церковь благословляет читать и слушать его как просьбу о защите здоровья и жизни отправляющихся на войну воинов.

Толкование

В тексте псалма 111 описываются черты праведного человека и награды, которые его ожидают. Также говорится и о грешнике, недоумевающем и злящемся глядя на изливаемые на благочестивого человека милости Божьи. Для подробного толкования псалма 111 необходимо разобрать его стихи по отдельности:

Источник

Псалом 111 «Блажен муж, бояйся Господа»

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Псалом 111 читать:

Аллилу́иа, Агге́ево и Заха́риино

1 Блаже́н муж, боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́. 2 Си́льно на земли́ бу́дет се́мя eго́, род пра́вых благослови́тся: 3 сла́ва и бога́тство в дому́ eго́, и пра́вда eго́ пребыва́ет в век ве́ка. 4 Возсия́ во тме свет пра́вым, ми́лостив и щедр, и пра́веден. 5 Благ муж, ще́дря и дая́: устро́ит словеса́ своя́ на суде́, я́ко в век не подви́жится. 6 В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник. 7 От слу́ха зла не убои́тся, 8 гото́во се́рдце eго́ упова́ти на Го́спода. Утверди́ся се́рдце eго́, не убои́тся, до́ндеже воззри́т на враги́ своя́. 9 Расточи́, даде́ убо́гим, пра́вда eго́ пребыва́ет во век ве́ка, рог eго́ вознесе́тся в сла́ве. 10 Гре́шник у́зрит и прогне́вается, зубы́ свои́ми поскреже́щет и раста́ет, жела́ние гре́шника поги́бнет.

Псалом 111 для чегоРукописная Псалтирь следованная с пометками. Псалом 1
Собрание рукописных книг архим. Амфилохия. XVI в.
https://lib-fond.ru

Псалом 111 на русском:

1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.

2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.

3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.

4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.

5 Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.

6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.

7 Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.

8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.

9 Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.

10 Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.

Псалом 111 слушать:

В предыдущем псалме, Давид сказал, что страх Господень делает мудрым того, в ком Он находится: начало премудрости страх Господень; а в сем говорит, что страх Господа делает боящегося Его блаженным: блажен муж боящийся Господа. Впрочем, блажен не тот, который просто боится Бога, потому что так боятся и бесы, но тот, который боится Бога и хранит заповеди Его. Просто страх Божий есть страх слабый и мертвый, а тот страх, который заставляет хранить заповеди Божии, есть деятельный и живой. Евфимий Зигавинос (Зигабен). Толковая псалтирь

Источник

Псалом 111

Блаженством будет пользоваться тот, кто боится Господа и крепко любит Его заповеди. Как его самого, так и потомков его, наградит Господь, даст обилие внешних благ, поможет в несчастьях (1–4). Истинный чтитель Господа – милостив к другим, честен в слове, не боится молвы, тверд в вере, и Господь наградит его вечной памятью. Нечестивый, при виде его блаженства, заскрежещет зубами и истает от зависти (5–10).

«Сильно будет на земле семя его» – потомство его будет пользоваться прочным благом, так как Господь изливает свои милости обильно и на потомство любящих Его.

«Правда его пребывает во век» – или в том смысле, что за праведность предка обильно награждаются и его потомки, т. е. милость Господа обильна и продолжительна, или в том, что праведность награждается вечным блаженством и за гробом.

«Тьм а» – бедствия. Во время бедствий Господь поможет ему.

«Даст твердость словам своим на суде» – давать правдивые свидетельства, которые являются основанием для приговора судей.

Истинный праведник никогда не отступает от начал своей жизни, он «непоколеб им» во весь век, во всю продолжительность своей жизни. Он будет «в вечной памяти» – память о нем сохранится в потомстве и истории. Можно здесь видеть, как и в 3 ст., указание на вечную близость с Богом, т. е. на вечную жизнь и загробную награду.

Он не боится худой молвы, в своей деятельности не прислушивается к суждениям других лиц и к их порицанию. Руководством его жизни служит не отзыв людей, а вечный и неизменный закон Господа, который и неизменяем-то за свою непогрешимость и непреложную высоту, тогда как вкусы и потребности людей, а отсюда и их отзывы, не отличаются постоянством и устойчивостью.

Вера в Господа и сознание правоты своей делает его храбрым и не боящимся происков врагов. Он верит, что Господь его защитит.

«Он расточил» – обильно помогал всем нуждающимся. – «Рог его вознесется» – его духовное величие, его нравственная сила будет вознесена, непременно будет награждена.

«Желание нечестивых погибнет» – стремление нечестивых своими происками повредить праведнику не удастся.

Описанный здесь праведник очень подходит к Неемии с его широкой просветительной деятельностью среди возвратившихся из плена евреев, с его благотворительностью, прямотою и теми интригами, которые велись против него при персидском дворе.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалом 111

Псалом сей – из числа тех, которые надписываются словом Аллилуиа («хвалите Бога»). Он имеет некоторое сходство с предыдущим псалмом, и по внешности, и по содержанию. Знатоки еврейского языка утверждают, что сей, 111-й, псалом содержит 22 буквы еврейского алфавита; и начала стихов сего псалма в еврейской Псалтири имеют те же начала еврейского алфавита, как и в предыдущем псалме, который содержит то же число букв сего алфавита; почему и псалмы сии названы ими алфавитными: в каждом из восьми первых стихов полагается по две алфавитных буквы, а в двух последних находится по три буквы, и таким образом в десяти стихах помещены 22 буквы еврейского алфавита. По содержанию в сих обоих псалмах сходство заключается в том, что в настоящем, 111-ом, псалме описывается блаженство мужа праведного и богобоязненного, с тою целию, чтобы примером его убедить и подвигнуть других людей к благочестию и добродетели, а в предыдущем, 110-ом, псалме содержатся хвала и прославление Бога от людей благочестивых.

Пс.111:1 Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

Псалом сей начинается теми же мыслями и чувствами, какими оканчивается ему предшествующий псалом. Страх Божий, или, что то же, – страх Господень, есть начало премудрости, – сказано в конце того псалма, то есть приводит человека к деятельному богопознанию и благочестию то духовное состояние его, когда он старается воспитать в себе дух разума, дух благочестия, дух страха Божия. А здесь, начиная с 1-го стиха и до конца псалма, выражаются похвала и одобрение тому человеку, который имеет страх Божий, и прежде всего ему усвояется блаженство: «Блажен муж бояйся Господа». Но так как не всякий боящийся Господа удостаивается блаженства и благословения от Бога, потому что и о бесах известно, что они «веруют и трепещут» ( Иак.2:19 ), то и прибавлено: в заповедех Его восхощет зело, т.е. тот человек блажен, который боится Господа и с сыновним страхом пребывает в исполнении Его заповедей, который любит заповеди Божии и в ревностном исполнении их находит для себя великое удовольствие.

Пс.111:2–3 Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века.

От блаженства души, которое принадлежит людям богобоязненным и любящим закон Божий, псалмопевец переносится мыслию к земным благам, которых удостаиваются пребывающие в страхе Божием. Первое благополучие, которого удостаивается человек, боящийся Бога и исполняющий закон Божий, состоит в многочадии: Сильно (т.е. многочисленно) на земли будет семя его, род правых благословится, то есть по благословению Божию, род праведных людей умножается и благоденствует. И мы видим немало примеров такого благословения Божия не только в священной истории, но и в жизни вообще всех людей. Угодил Авраам Богу, и не только ближайшие, а и самые отдаленные потомки его благоденствовали под осенением почившего на предке их благословения Божия. Стяжал благоволение Божие праведный Давид, – и потомки его восседали преемственно на престоле его, как было обещано ему Богом. Лишился благословения Божия нечестивый Саул, и царственные потомки его скитались нищими, и самый род его пресекся в непродолжительное время. Так велико и важно, так благонадежно и прочно для самого земного благополучия благословение Божие, почивающее на людях благочестивых и праведных. Род правых благословится. Кто без порока живет в правде, тот живет трудолюбиво, умеренно и воздержно. Слава и богатство в дому его; а если он и не имеет большого богатства, зато имеет довольство во всем и честное имя, и, вместе с тем, он не имеет ни излишних, изысканных нужд, ни разнообразных, изобретенных праздностию, потребностей, ни безграничных, ничем неудовлетворяемых желаний, а довольствуется тем, что посылает и чем благословляет его Господь Бог. Значит, он доволен своим состоянием, а если доволен, то и счастлив, блажен. Ибо истинное счастие человека не вне его, а внутри, в его сердце: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ), говорит Христос, Спаситель наш. Он же поэтому научает нас «искать», как самого главного в жизни, «Царствия Божия и правды его», и помнит, что все остальное, потребное в жизни временной, «приложится нам» ( Мф.6:33 ). Род правых, о котором говорит здесь псалмопевец, знает и помнит все это, ищет Царствия Божия и правды Его, и правда Его пребывает в век века.

Пс.111:4–5 Возсия во тме свет правым: милостив и щедр и праведен. Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится.

Ублажая человека, боящегося Бога и любящего заповеди Его, псалмопевец с разных сторон рассматривает его счастие и благополучие его временной жизни. Кроме благословения Божия, изливаемого на его потомство, и правды его, Господь Бог возсиявает, или проливает, на него свет Свой, озаряющий пути жизни его во тьме искушений и скорбей, среди различных недоумений, встречающихся на этом скорбном пути. И Свет этот есть не кто иной, как Он же, Господь Бог, «просвещающий всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), и всякий, «поступающий по правде, идет к Свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:21 ). И этот воссиявший во тьме Свет, Господь Бог наш, по сказанию псалмопевца, есть милостив и щедр и праведен. По своей благости Он милостив и щедр, а по суду Своему Он праведен, или правосуден. По словам св. Василия Великого, «Он соединяет судом милости, дабы строгость суда смягчить преизбытком милости. Ибо если, говорит, на беззаконие будешь взирать, то кто устоит? Благ Бог, но и праведен, а правда есть воздаяние по достоинству, как написано: благо твори, Господи, благим. А уклоняющихся в развращение отведет Господь с делающими беззаконие. Он милостив, но и Судия, ибо любит, говорит, милостыню и суд. Посему и говорит в другом месте: «милость и суд воспою Тебе, Господи» ( Пс.100:1 ). Итак: милостив и праведен Господь, посему мы не должны разуметь Его вполовину и не брать в повод к нерадению Его человеколюбие». Таков Господь, то есть милостив, и щедр, и праведен в отношении к праведнику, а сам он праведник; по переводу с еврейского, «добрый человек милует и взаймы дает, он даст твердость словам своим на суде», т.е. расположит слова свои, говоря рассудительно и обдуманно, а не так, что пришло на мысль; или же: он расположит ответы свои на суде так, что приготовит посредством милостыни помощь и защиту себе на суде, по примеру упоминаемого в Евангелии верного и благоразумного управителя дома ( Лк.16:1–9 ). Поступая так, милостиво и благоразумно, он в век не подвижится, то есть ничто в жизни поколебать его не может. Правда, много скорбей у праведных ( Пс.33:20 ), но это-то и удивительно, что они, подвергаясь бесчисленным бедствиям, соблюдают непреклонным и непоколебимым до конца свой здравый смысл и свою волю. Не очевидно ли, что их укрепляет помощь и благодать Божия?

Пс.111:6–8 В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится: готово сердце его уповати на Господа: утвердися сердце его, не убоится, Дóндеже воззрит на враги своя.

Пс.111:9–10 Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет.

В этих последних стихах псалмопевец указывает еще на некоторые свойства праведного мужа, именно, на его щедрость и милосердие к нищим и убогим. Последним он не просто благотворит, или раздает милостыню, а расточает, то есть, щедро осыпает их милостынями. Расточити значит: (греч., лат. dispergere) «раскидывать, рассеивать, рассыпать». По заповеди Христовой (хотя во время написания псалма неизвестной), он не скрывал себе сокровищ на земле ( Мф.6:19 ), а, заботясь о нищих и убогих, старался о том, чтобы они не терпели никакой скудости и недостатка, и тогда правда его, или праведность, превосшедшая праведность фарисейскую и пребывающая во век века, поставила его «великим в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ) и вознесла рог его в чести и славе: не только великая награда уготована ему в будущей жизни, но и в этой жизни умножатся сила и слава его. Рог в Св. Писании употребляется в значении силы, спасительной крепости ( Лк.1:69 ; Пс.131:17 ). Таким образом, люди, обильно подающие милостыню, не только не беднеют, а еще увеличивают свое богатство, а вместе с тем и силу, и славу, примеров чего весьма много имеется в Св. Писании (см. книги Иова, Товита) и в жизнеописаниях святых. А грешник, взирая на добрые дела праведного и на преуспевающее благополучие его, мучится завистию и злобою, исполняется гневом (прогневается), и от сего гнева и зависти поскрежещет зубами своими, обнаруживая тем досаду и печаль в сердце своем, и растает, т.е. вся его злоба обращается в ничто: желание грешника, то есть его благожелательство, погибнет.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Псалом 111

1. Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. С Евр.: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его». «Кто боится Бога, как должно, тот принимает заповеди Его с великим усердием. Любовь к законодателю делает закон приятным» (Св. Злат.).

2. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. «Семенем, – говорит св. Злат., – Писание часто называет не детей по рождению, но детей по обещанию в добродетели. Здесь говорится о Церкви, которая по обещанию в вере стала семенем Авраама ( Рим. 9:27 ; Гал. 3:8 ). Таковы люди добродетельные и дети людей, боящихся Бога. А что человек добродетельный действительно имеет сильное семя и сам сильнее всех, это засвидетельствовали Апостолы, доказали пророки ( Мф. 7:24–25 ). Сказано: на земли, дабы показать, что семя сильно еще прежде отшествия отсюда и прежде вкушения тамошних благ». «Семенем, – говорит св. Афан., – называет добрые дела, которые будут иметь духовную силу на оной земле кротких к восприятию ими воздаяний за соделанное».

3. Слава и богатство в дому Его. С Евр.: «Обилие и богатство в доме его». «Писание часто называет богатством добрые дела ( 1Тим. 6:18 ). Это и есть истинное богатство. Впрочем, если кто будет разуметь, – говорит св. Злат., – и вещественное богатство, не отступит от смысла речи». И правда его пребывает в век века. «Здесь пророк говорит или о добродетели вообще, или о добродетели, противоположной несправедливости и, как другой переводчик 600 разумеет, человеколюбие, милосердие. Подлинно такова сила милосердия: оно бессмертно, не тленно и никогда не может погибнуть».

4, 5. Воссия во тме свет правым, т.е. «в скорби, затруднении, искушении и опасностях, это и называет пророк тьмою, Господь скоро пошлет им великую радость» (Св. Злат.). Воссия свет – т.е. «Апостольский лик, который евангельскою проповедию изгнал невежество язычников» (Св. Афан.) Ст. 5: Устроит словеса своя на суде. С Евр.: «Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде». Т.е. «найдет защиту, получит оправдание, не подвергнется тогда осуждению; потому что милостыня послужит ему прекрасною защитою. Другой переводчик говорит: устрояя дела свои с судом. На каком суде? Или на имеющем быть в последний день, или вообще все дела свои будет устроять хорошо, не будет встречать никакого замешательства, все у него будет в порядке, все будет идти последовательно и своим путем, без всякого смятения и беспорядка, так как милосердие делает все для него удобным. Это и выражает яснее другой переводчик 601 словами: устрояя дела свои судом» (Св. Злат.). Или: такой человек в век не подвижится, при помощи Божией, имея твердую волю и чистую совесть.

6. В память вечную будет праведник. Т.е. «таковой человек будет славен, всеми восхваляем, и оставит по себе приснопамятную славу» (Бл. Феод.).

7, 8. От слуха зла не убоится: готово сердце его уповати на Господа. С Евр.: «Не убоится худой молвы; сердце его твердо, уповая на Господа». «Смысл этих слов следующий: ничто не устрашает и не колеблет его и не привязывает к настоящему, но он весь всецело устремлен к Богу, пребывает в надежде, постоянно утвержден на уповании, и ничем настоящим не расслабляется и не развлекается» (Св. Злат.).

8. Утвердися сердце его, не убоится, Дóндеже 602 воззрит на враги своя. С Евр.: «Утверждено сердце его; он не убоится, когда посмотрит на врагов своих». Т.е. поелику сердце праведника утверждено в уповании на Бога; то он не только не боится неприязненных (по Злат. – злых духов), но, по надежде на Бога, ожидает их низложения (Бл. Феод.).

9. Расточи, даде убогим. «Не сказал: подал или разделил: но: расточи, выражая тем и щедрость подающего, и уподобляя дело его сеянию» (Св. Злат.). Св. Афанасий «под убогими разумеет нуждающихся в Божественном слове, т.е. язычников. Апостолы же подобно земледельцам посеяли мысленное слово». Правда его пребывает во век века. Т.е. плоды его добродетели или, по Златоусту, милосердия пребудут с праведником вечно. Рог его вознесется в славе. Т.е. «стяжавший богатство добродетели будет и силен и славен» (бл. Феод.); – получит известность, знаменитость человек милосердый (Св. Злат.).

10. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет. С Евр.: «Нечестивый увидит это, и будет досадовать, заскрежещет зубами своими, и истает. Желание нечестивых погибнет». «Вознамерившиеся жить порочно, видя прославление праведных, будут истаевать от зависти и составлять убийственные замыслы, но не достигнут замышляемого и не удовлетворят пожелания, потому что оно несправедливо и крайне богоненавистно» (Бл. Феод.). Желание грешника погибнет, т.е. «никогда не бывает постоянным» (Злат.). «Грешником, – говорит св. Афан., – называет диавола, который негодует, видя спасаемых язычников, как жаждавший погибели всех».

Такое надписание находится, в некоторых изданиях LХХ, и у предыдущего псалма; кем сделано, неизвестно, и содержанием не оправдывается ни там, ни здесь.

Неизвестный переводчик: ελεεμοσυνη – милосердие; другой: φιλαντρωπια – человеколюбие. См. у Калм.

Т. е. Симмах, который, по словам бл. Феодорита, перевел это место так: «добр, благотворителен, готов служить, устрояет дела свои с рассуждением».

Дондеже. Это слово, как и в псалме 109, 2, предела времени здесь не означает, есть гебраизм. А потому и другие толковники, не стесняясь этим словом, в том же смысле объясняют, т. е. что праведник, имея утвержденное надеждою на Бога сердце, смело смотрит на врагов, ожидая их низложения и наказания. См. у Калм. «С высоты увидит своих врагов наказанными и побежденными». Тирин.

Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *