Псалом 110 для чего читают в чем помогает

Псалом 110

Хвалебный псалом 110 входит в состав 16 кафизмы Псалтыря царя Давида. Песнь звучит на литургии Василия Великого, а во время вечерней службы Рождества Христова в составе дополнительного антифона во время чтения 9-го часа. Псалом называется алфавитным, потому что каждая следующая строка начинается последовательно с каждой следующей буквы еврейского алфавита.

Текст молитвы псалом 110

На церковнославянском языке с ударениями

1 Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м в сове́те пра́вых и сонме.

2 Ве́лия дела́ Госпо́дня, изы́скана во всех во́лях Его́.

3 Испове́дание и великоле́пие де́ло Его и пра́вда Его пребыва́ет в век ве́ка.

4 Па́мять сотвори́л есть чуде́с Свои́х, Ми́лостив и Щедр Госпо́дь.

5 Пи́щу даде́ боя́щымся Его, помяне́т в век заве́т Свой.

6 Кре́пость дел Свои́х возвести́ лю́дем Свои́м, да́ти им достоя́ние язы́к.

7 Дела́ рук Его и́стина и суд, ве́рны вся за́поведи Его,

8 утверже́ны в век ве́ка, сотворе́ны во и́стине и правоте́.

9 Избавле́ние посла́ лю́дем Свои́м: запове́да в век заве́т Свой. Свя́то и стра́шно и́мя Его.

10 Нача́ло прему́дрости страх Господе́нь, ра́зум же благ всем творя́щым и́. Хвала́ Его пребыва́ет в век ве́ка.

На русском языке

1 Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании.

2 Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.

3 Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек.

4 Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.

5 Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.

6 Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников.

7 Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны,

8 тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.

9 Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!

10 Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.

История написания

Псалом 110 для чего читают в чем помогает

Псалом 110 был написан после избавления народа Израиля из Вавилонского пленения. Хвалебная песнь содержит благодарность за спасение из рабства язычников. Описан образ благочестивого человека как образец для благочестивых евреев.

Для чего читают псалом 110?

Псалом 110 читают на праздничной Литургии в качестве хвалебной песни Господу. Келейно – в домашних условиях – рекомендуется читать псалом на русском языке для спасения и облегчения страданий больных с незаживающими, гноящимися ранами, в том числе внутренних органов.

Толкование псалма 110

В Православии 110 псалом трактуют как пророчество зарождения новой праведной синагоги.

Правила чтения

Псалом читают в составе кафизмы 16, либо отдельно. По правилам чтения Псалтири необходимо зачитать предварительные молитвы, текст которых размещён на первых страницах. В исключительных случаях можно зачитать 110-й псалом отдельно от других песен кафизмы.

Источник

Псалом 110

Славлю Господа за все великие дела, проявленные Им над народом еврейским. Он щедр, тверд в своих обетованиях, прав и истинен. Он избавил Свой народ и сделал Свое имя страшным (1–9). Пред ним должно благоговеть, и страх Господень есть начало мудрости, проявляющейся в исполнении Его заповедей (10).

«Совет. праведных» – вероятно, синагогальные собрания, которые упрочились у евреев по выходе из плена. В этих собраниях преимущественно принимали участие ревнители благочестия и книжники. «Собрани е» – народное собрание, собрание всех евреев. Писатель приглашает восхвалять Господа везде, где только будут люди.

«Дела Господни, вожделенны» – приятны, желательны, как материал, ознакомление и изучение которого даст возможность приобрести ясное познание о Боге.

Разумеется не только чудесное завоевание Палестины, но и то, что все чудесные события имели целью передать евреям «в наследие» всех язычников, сделать Свой народ главою последних, руководителем их, конечно, в деле познания истинного Бога.

Несмотря на постоянные отступления евреев от Своего Господа, Он был к ним милостив, и теперь послал избавление из вавилонского плена. Вся прошлая история евреев ясно свидетельствует, что имя Господне «страшно» для его оскорбителей и свято, почему требует от своих чтителей чистоты жизни и благоговейного к Себе отношения.

«Разум верный у всех, исполняющих заповеди Его.» Истинное познание Господа не у того, кто теоретически в Него верует, но кто живет согласно Его заповедей: теория и практика, вера и жизнь должны быть объединены.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалом 110

Этот и некоторые другие, следующие за ним, псалмы, похоже, были написаны Давидом для служения в Церкви во время торжественных праздников, а не по какому-то определенному случаю. Это псалом хвалы. Его заглавие (ст. 1 в рус. пер.) — «Ал-лилуия. Славлю Тебя, Господи» — означает, что мы должны направлять себя к этому псалму, когда наши сердца расположены прославить Бога. Он составлен в алфавитном порядке, каждая фраза начинается с новой буквы еврейского алфавита в определенном порядке. Каждый стих содержит две фразы, а последние два — три фразы. Псалмопевец увещевает нас прославить Бога и (I) приводит себя в пример (ст. 1).

(II) Темой для хвалы он выбирает дела Божьи. 1. Величие этих дел и их слава. 2. Их праведность. 3. Их благость. 4. Их сила. 5. Их подобие слову обетования. 6. Их постоянство. Эти наблюдения переплетаются (ст. 2−9).

(III) Как наиболее приемлемый способ прославления Бога он рекомендует страх Божий и сознательное послушание Его заповедям (ст. 10).

Стихи 1−5. Заглавие этого псалма начинается со слова «Аллилуйя». Псалмопевец, как и всякий другой обязательный автор, вкладывает в него особый смысл, добавляя к тексту.

I. Он принимает решение прославить Бога (ст. 1). Мы должны побуждать себя исполнять тот долг, к которому призываем других. Более того, что бы ни делали другие (то ли они будут славить Бога, то ли нет), мы обязаны принять решение совершать это — мы и наши сердца, — и именно такое решение принимает псалмопевец: «Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим. Мое сердце целиком посвящено возвеличению Господа; оно будет совершать этот труд. Я буду совершать это (публично или тайно) в совете праведных: и в совещательном кабинете, и в собрании израильтян». Отметьте, что мы должны славить Бога наедине и публично, в маленьких и больших собраниях, в наших семьях и во дворах дома Божьего. Но приятнее всего совершать это в собрании праведных, которые всем сердцем присоединяются к этому служению. Частные встречи для поклонения должны совершаться так же, как публичные и многолюдные собрания.

II. Псалмопевец предлагает нам обратить внимание на дела Господни как на должный объект для наших размышлений, когда мы славим Его, — на действия Его провидения в отношении этого мира, Церкви и отдельных людей.

1. Дела Божьи очень величественны, как и Он сам. В них нет ничего незначительного или ничтожного; они все — плоды безграничной мудрости и силы, и прежде чем начать задавать более подробные вопросы, мы должны говорить в первую очередь о том, что велики дела Господни (ст. 2). В них присутствует что-то поразительное, что вызывает в нас благоговение. О всех делах Господних говорят, как об одном (ст. 3). Это Его дела; в них проявляется такая красота и гармония провидения, которые вызывают восхищение всеми своими проявлениями, словно объединены одним планом, что пророк воскликнул колесам: «галгал» (Иез 10:13). Воспринимайте их все вместе, и вы увидите, что все они — слава и красота, такие же, как и Он.

2. Все интересующиеся ими принимают их во внимание и размышляют о них; они вожделенны для всех, любящих оные. Обратите внимание:

(1) все истинно любящие Бога наслаждаются Его делами и считают благоприятным все, что Он делает. Их мысли больше всего любят пребывать в размышлениях о делах Божьих, и чем больше они вглядываются в них, тем больше получают приятных удивлений.

(2) Тот, кто наслаждается делами Божьими, не будет поражаться их кратковременным поверхностным видом, а будет усердно исследовать их и наблюдать за ними. Изучая естественную и политическую историю, мы должны иметь это в виду, чтобы раскрыть величие и славу дел Божьих.

(3) Дела Божьи, исследуемые со смирением и усердием, — вожделенны; кто ищет, тот найдет (читают это место в некоторых переводах). Каждый, кто любит их, находит их — раскрывает во всех составных частях, планах, целях и отдельных сферах (как толкует это место д-р Хаммонд), ибо тайна Господня — боящимся Его (Пс 24:14).

3. Они все справедливы и святы, так как правда Его пребывает вовек. Что бы Он ни делал, Он никогда не причинял, не причиняет и не будет причинять зла ни одному из Своих творений, и, так как правда Его пребывает вовек, поэтому все, что делает Бог, пребывает вовек (Еккл 3:14).

4. Они восхитительные и запоминающиеся, заслуживают, чтобы их записывали и хранили. Многое из того, что мы делаем, настолько незначительно, что об этом не стоит говорить или повторять; самая большая милость — забыть их. А все Божьи дела заслуживают внимания, и их стоит записывать (ст. 4). Памятными соделал Он чудеса Свои. Он совершил дела, достойные запоминания, которые нельзя забыть; Он учредил средства и способы, чтобы некоторые из них сохранились в памяти, — такие как выход Израиля из Египта благодаря Пасхе. Он сделал себя памятным чудесами Своими (написано в некоторых переводах, см. Ис 63:10). Тем, что Бог сотворил, и величественною мышцею Своею Он сделал Себе вечное имя.

5. Они очень милостивы; через них Господь показывает, что Он милостив и щедр. О делах сотворения, как и о делах провидения, мы должны сказать: «Они все не только великие, но и очень добрые». Д-р Хаммонд считает, что имя, которое Бог сделал себе Своими чудесами, является тем же, которое Он провозгласил Моисею — Господь, Бог человеколюбивый и милосердый (Исх 34:6). Самое чудесное из всех Его дел — прощение греха, и об этом мы должны вспоминать, прославляя Его. Еще одним примером Его милости и благодати является то, что Он пищу дает боящимся Его (ст. 5). Он дает им хлеб насущный — пищу, подходящую для них; то же самое Он совершает для других общим провидением, но боящимся Его Он дает пищу по завету и в подтверждение обетования, ибо вечно помнит завет Свой, и поэтому они могут вкусить заветную любовь, проявляющуюся даже в общих милостях. Некоторые относят это к манне, которой Бог кормил Свой народ израильский в пустыне, другие — к добыче, полученной от Египтян, когда, согласно обетованию, они выходили с большим состоянием (Быт 15:14). Когда Бог сокрушил голову левиафана, то отдал его в пищу людям пустыни (Пс 73:14). Он дает добычу боящимся Его (написано на полях) — не только питает их, но обогащает и дает им в добычу их врагов.

6. Они являются залогом того, что Он сделает для них в будущем, согласно Его обетованию: «Он вечно помнит завет Свой, ибо всегда был таким; и как Он никогда не позволял, так никогда и не позволит, чтобы самая малая его часть не исполнилась». Хотя народ Божий имеет слабости и часто забывает Его заповеди, в то же время Бог вечно помнит завет Свой.

Стихи 6−10. Эти стихи учат нас воздавать славу Богу:

I. За те великие дела, которые Он совершил для Своего народа — для Своего народа Израиля в древние времена и нынешние. Силу дел Своих явил Он народу Своему (ст. 6) в том, что совершил для него. Много раз Он доказывал Свое всемогущество, демонстрируя Свою силу и показывая, что для Него нет ничего невозможного. В этих стихах упомянуты две вещи, свидетельствующие о силе дел Его.

1. Владения, которые Бог дал Израилю в земле Ханаанской, чтобы дать ему наследие язычников. Он сделал это во времена Иисуса Навина, когда семь народов были подчинены ему, и во времена Давида, когда многие из соседних народов подчинились Израилю и стали платить дань. В этих стихах Бог демонстрирует Свою верховную власть и Свое могущество, располагая царства так, как Ему угодно, и правильно распоряжаясь ими. И если Бог делает наследие язычников наследием Израиля, то кто сможет предъявить обвинение Его воле или остановить Его руку?

2. Многие избавления, которые Он совершил для Своего народа, когда своими беззакониями они отдали себя в руки своих врагов (ст. 9): «Избавление послал Он народу Своему». Он не только вывел его из Египта, но и часто помогал ему после. Эти искупления были типичными для великих искуплений, которые при полноте времени должен был совершить Господь Иисус, и того искупления в Иерусалиме, которого многие ожидали.

II. За стабильность Его слова и Его дел, которые убедили нас в тех великих делах, которые Он совершит для них.

1. То, что Он совершил, никогда не погибнет. Он сам не разрушит Свое дело, а люди и бесы не смогут (ст. 7): «Дела рук Его — истина и суд, то есть они основаны на истине и правоте» (ст. 8). То, что Он делает, согласуется с вечными принципами и аргументами справедливости, с советами Его мудрости и стремлением Его воли. Все они совершаются хорошо, и поэтому ничего не должно быть изменено или добавлено, Его дела тверды и неизменны. Мы можем надеяться, что начатое Им совершится; дело, сделанное правильно, устоит; оно не обветшает и не разрушится от нанесенного ему удара.

2. То, что Бог сказал, никогда не станет несказанным; все заповеди Его верны; все они прямо направлены и устойчивы. Его цели, Его предписания всегда будут достигнуты. Будет Он говорить и не исполнит? Конечно, исполнит. Даст ли Он повеление свету или тьме — все будет так, как Он повелит. Его заповеди — движущая сила наших поступков — всегда неоспоримо справедливы и благи, а следовательно, не подлежат изменению или отмене. Его обетования и угрозы верны, и они исполнятся, и поэтому человеческое неверие не повлияет ни на то, ни на другое. Они утверждены и поэтому тверды на веки и веки; Писание не может быть нарушено. Не нужно навязывать мудрому Богу новые замыслы или обязывать установить новые меры в Его законах или в Его провидениях. Все сказано и все сделано в истине и правоте и поэтому является непреложным. Безрассудство и лживость человека делают его не твердым во всех путях его, а безграничная мудрость и истина навсегда исключат отречение от Своих слов и их отмену: «Он заповедал на веки завет Свой». Завет Божий заповедан; его составил Бог, имея неоспоримую власть предписывать, что нам делать и чего ожидать, а также имея бесспорную возможность исполнить обещанные заветом благословения и угрозы Своих проклятий (Пс 104:8).

III. За учреждение и утверждение религии среди людей. Так как свято и страшно имя Его, а начало мудрости — страх Господень, поэтому хвала Ему пребудет вовек, то есть Его будут вечно славить.

1. Так как открытия в религии способствуют Его возвеличению. Пересмотрите, что Он явил о себе в Своем слове и в Своих делах, — и вы скажете, что Бог велик и Его надо бояться. Его имя свято, Его безграничная чистота и честность проявляются во всем, с помощью чего Он дал себя познать, и так как оно свято, поэтому перед ним нужно благоговеть, думать и упоминать его со святым трепетом. Отметьте: то, что свято, заслуживает почтения. Ангелы, увидев святость Бога, прикрыли свои лица перед Ним, и для человека нет большей чести, чем его освящение. Именно в святых местах Бог является самым страшным (Пс 67:36; Лев 10:3).

2. Так как веления религии в большой степени способствуют блаженству человека. У нас есть повод славить Бога за то, что все так хорошо продумано, и наше благоговение перед Ним, как и послушание, являются нашим благом и нашим долгом.

(1) Наше почитание Его выражается так: «Начало мудрости — страх Господень». Бояться Бога разумно не только на том основании, что Его имя страшно и Его природа святая, а так как это благоприятно для нас. Это мудро; это направляет нас говорить и действовать как должно: логично по отношению к себе и для собственной выгоды. Это венец мудрости, то есть (как мы читаем) — начало мудрости. Человек никогда не станет мудрым, пока не начнет бояться Бога. Вся истинная мудрость берет свое начало от истинной религии и основывается на ней. Или, как понимают некоторые, это главная мудрость, самая превосходная, первая по своему достоинству. Это основная мудрость, которая заключается в том, чтобы поклоняться Богу и воздавать Ему почести как Отцу и Господину. Тот поступает хорошо, кто всегда действует, испытывая святой страх перед Ним.

(2) Наше послушание Ему таково: «…разум верный у всех, исполняющих заповеди Его». Там, где страх Божий руководит сердцем человека, будет присутствовать постоянное сознательное беспокойство, чтобы исполнялись Его заповеди — чтобы о них не только говорили, но и исполняли. Такие люди имеют разум верный, то есть [1] их хорошо понимают; их послушание милостиво принимается, как четкое подтверждение того, что они боятся Бога (ср. Притч 3:4: «…обретешь милость и благоволение…»). Бог и люди будут воспринимать таких людей как разумных и одобрять тех, кто сознательно исполняет свой долг, хотя они и ошибаются. То, что честно замышляется, будет хорошо воспринято.

[2] Они правильно понимают. Во-первых, это признак того, что они действительно хорошо понимают. Самых послушных принимают, как самых образованных. И тот хорошо понимает самого себя и свою выгоду, кто делает закон Божий своим правилом и в каждом деле им руководствуется. Великое разумение имеют те, кто знает Божьи заповеди и может с пониманием говорить о них, а правильное понимание имеют те, кто исполняет их и живет по ним. Во-вторых, вот правильный путь, чтобы познать их лучше: «Они верно разумеются всеми, кто исполняет их». Страх Божий и законы о нем дают человеку правильное разумение и могут сделать их мудрыми ко спасению. Кто хочет творить волю Его, тот узнает более четко доктрину Христа (Ин 7:17). Добрый успех сопутствует тем, кто исполняет их (написано на полях) в соответствии с обетованием, данным Иисусу Навину на тот случай, если он будет поступать по закону (Нав 1:8): «…тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». У нас есть повод прославить Бога, славить Его вечно за то, что Он поставил человека на такой прекрасный путь к счастью. Некоторые считают, что последние слова, скорее, относятся к благочестивому человеку, который боится Господа, а не к милостивому Богу: «Хвала ему пребудет вовек». Возможно, ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим 2:29), и та хвала, которая от Бога, пребывает вовек, в то время как хвала от людей увядает и умирает.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 110

Источник

Псалтирь | псалом 110

(II) Темой для хвалы он выбирает дела Божьи. 1. Величие этих дел и их слава. 2. Их праведность. 3. Их благость. 4. Их сила. 5. Их подобие слову обетования. 6. Их постоянство. Эти наблюдения переплетаются (ст. 2-9).

(III) Как наиболее приемлемый способ прославления Бога он рекомендует страх Божий и сознательное послушание Его заповедям (ст. 10).

Стихи 1-5. Заглавие этого псалма начинается со слова «Аллилуйя». Псалмопевец, как и всякий другой обязательный автор, вкладывает в него особый смысл, добавляя к тексту.

II. Псалмопевец предлагает нам обратить внимание на дела Господни как на должный объект для наших размышлений, когда мы славим Его, – на действия Его провидения в отношении этого мира, Церкви и отдельных людей.

1. Дела Божьи очень величественны, как и Он сам. В них нет ничего незначительного или ничтожного; они все – плоды безграничной мудрости и силы, и прежде чем начать задавать более подробные вопросы, мы должны говорить в первую очередь о том, что велики дела Господни (ст. 2). В них присутствует что-то поразительное, что вызывает в нас благоговение. О всех делах Господних говорят, как об одном (ст. 3). Это Его дела; в них проявляется такая красота и гармония провидения, которые вызывают восхищение всеми своими проявлениями, словно объединены одним планом, что пророк воскликнул колесам: «галгал» (Иез 10:13). Воспринимайте их все вместе, и вы увидите, что все они – слава и красота, такие же, как и Он.

2. Все интересующиеся ими принимают их во внимание и размышляют о них; они вожделенны для всех, любящих оные. Обратите внимание:

(1) все истинно любящие Бога наслаждаются Его делами и считают благоприятным все, что Он делает. Их мысли больше всего любят пребывать в размышлениях о делах Божьих, и чем больше они вглядываются в них, тем больше получают приятных удивлений.

(2) Тот, кто наслаждается делами Божьими, не будет поражаться их кратковременным поверхностным видом, а будет усердно исследовать их и наблюдать за ними. Изучая естественную и политическую историю, мы должны иметь это в виду, чтобы раскрыть величие и славу дел Божьих.

3. Они все справедливы и святы, так как правда Его пребывает вовек. Что бы Он ни делал, Он никогда не причинял, не причиняет и не будет причинять зла ни одному из Своих творений, и, так как правда Его пребывает вовек, поэтому все, что делает Бог, пребывает вовек (Еккл 3:14).

4. Они восхитительные и запоминающиеся, заслуживают, чтобы их записывали и хранили. Многое из того, что мы делаем, настолько незначительно, что об этом не стоит говорить или повторять; самая большая милость – забыть их. А все Божьи дела заслуживают внимания, и их стоит записывать (ст. 4). Памятными соделал Он чудеса Свои. Он совершил дела, достойные запоминания, которые нельзя забыть; Он учредил средства и способы, чтобы некоторые из них сохранились в памяти, – такие как выход Израиля из Египта благодаря Пасхе. Он сделал себя памятным чудесами Своими (написано в некоторых переводах, см. Ис 63:10). Тем, что Бог сотворил, и величественною мышцею Своею Он сделал Себе вечное имя.

6. Они являются залогом того, что Он сделает для них в будущем, согласно Его обетованию: «Он вечно помнит завет Свой, ибо всегда был таким; и как Он никогда не позволял, так никогда и не позволит, чтобы самая малая его часть не исполнилась». Хотя народ Божий имеет слабости и часто забывает Его заповеди, в то же время Бог вечно помнит завет Свой.

Стихи 6-10. Эти стихи учат нас воздавать славу Богу:

1. Владения, которые Бог дал Израилю в земле Ханаанской, чтобы дать ему наследие язычников. Он сделал это во времена Иисуса Навина, когда семь народов были подчинены ему, и во времена Давида, когда многие из соседних народов подчинились Израилю и стали платить дань. В этих стихах Бог демонстрирует Свою верховную власть и Свое могущество, располагая царства так, как Ему угодно, и правильно распоряжаясь ими. И если Бог делает наследие язычников наследием Израиля, то кто сможет предъявить обвинение Его воле или остановить Его руку?

2. Многие избавления, которые Он совершил для Своего народа, когда своими беззакониями они отдали себя в руки своих врагов (ст. 9): «Избавление послал Он народу Своему». Он не только вывел его из Египта, но и часто помогал ему после. Эти искупления были типичными для великих искуплений, которые при полноте времени должен был совершить Господь Иисус, и того искупления в Иерусалиме, которого многие ожидали.

II. За стабильность Его слова и Его дел, которые убедили нас в тех великих делах, которые Он совершит для них.

1. То, что Он совершил, никогда не погибнет. Он сам не разрушит Свое дело, а люди и бесы не смогут (ст. 7): «Дела рук Его — истина и суд, то есть они основаны на истине и правоте» (ст. 8). То, что Он делает, согласуется с вечными принципами и аргументами справедливости, с советами Его мудрости и стремлением Его воли. Все они совершаются хорошо, и поэтому ничего не должно быть изменено или добавлено, Его дела тверды и неизменны. Мы можем надеяться, что начатое Им совершится; дело, сделанное правильно, устоит; оно не обветшает и не разрушится от нанесенного ему удара.

III. За учреждение и утверждение религии среди людей. Так как свято и страшно имя Его, а начало мудрости — страх Господень, поэтому хвала Ему пребудет вовек, то есть Его будут вечно славить.

1. Так как открытия в религии способствуют Его возвеличению. Пересмотрите, что Он явил о себе в Своем слове и в Своих делах, – и вы скажете, что Бог велик и Его надо бояться. Его имя свято, Его безграничная чистота и честность проявляются во всем, с помощью чего Он дал себя познать, и так как оно свято, поэтому перед ним нужно благоговеть, думать и упоминать его со святым трепетом. Отметьте: то, что свято, заслуживает почтения. Ангелы, увидев святость Бога, прикрыли свои лица перед Ним, и для человека нет большей чести, чем его освящение. Именно в святых местах Бог является самым страшным (Пс 67:36; Лев 10:3).

2. Так как веления религии в большой степени способствуют блаженству человека. У нас есть повод славить Бога за то, что все так хорошо продумано, и наше благоговение перед Ним, как и послушание, являются нашим благом и нашим долгом.

(1) Наше почитание Его выражается так: «Начало мудрости — страх Господень». Бояться Бога разумно не только на том основании, что Его имя страшно и Его природа святая, а так как это благоприятно для нас. Это мудро; это направляет нас говорить и действовать как должно: логично по отношению к себе и для собственной выгоды. Это венец мудрости, то есть (как мы читаем) – начало мудрости. Человек никогда не станет мудрым, пока не начнет бояться Бога. Вся истинная мудрость берет свое начало от истинной религии и основывается на ней. Или, как понимают некоторые, это главная мудрость, самая превосходная, первая по своему достоинству. Это основная мудрость, которая заключается в том, чтобы поклоняться Богу и воздавать Ему почести как Отцу и Господину. Тот поступает хорошо, кто всегда действует, испытывая святой страх перед Ним.

(2) Наше послушание Ему таково: «…разум верный у всех, исполняющих заповеди Его». Там, где страх Божий руководит сердцем человека, будет присутствовать постоянное сознательное беспокойство, чтобы исполнялись Его заповеди – чтобы о них не только говорили, но и исполняли. Такие люди имеют разум верный, то есть [1] их хорошо понимают; их послушание милостиво принимается, как четкое подтверждение того, что они боятся Бога (ср. Прит 3:4: «…обретешь милость и благоволение…»). Бог и люди будут воспринимать таких людей как разумных и одобрять тех, кто сознательно исполняет свой долг, хотя они и ошибаются. То, что честно замышляется, будет хорошо воспринято.

[2] Они правильно понимают. Во-первых, это признак того, что они действительно хорошо понимают. Самых послушных принимают, как самых образованных. И тот хорошо понимает самого себя и свою выгоду, кто делает закон Божий своим правилом и в каждом деле им руководствуется. Великое разумение имеют те, кто знает Божьи заповеди и может с пониманием говорить о них, а правильное понимание имеют те, кто исполняет их и живет по ним. Во-вторых, вот правильный путь, чтобы познать их лучше: «Они верно разумеются всеми, кто исполняет их». Страх Божий и законы о нем дают человеку правильное разумение и могут сделать их мудрыми ко спасению. Кто хочет творить волю Его, тот узнает более четко доктрину Христа (Иоан 7:17). Добрый успех сопутствует тем, кто исполняет их (написано на полях) в соответствии с обетованием, данным Иисусу Навину на тот случай, если он будет поступать по закону (ИНав 1:8): «…тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». У нас есть повод прославить Бога, славить Его вечно за то, что Он поставил человека на такой прекрасный путь к счастью. Некоторые считают, что последние слова, скорее, относятся к благочестивому человеку, который боится Господа, а не к милостивому Богу: «Хвала ему пребудет вовек». Возможно, ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим 2:29), и та хвала, которая от Бога, пребывает вовек, в то время как хвала от людей увядает и умирает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *