Псалом 109 для чего
Псалом 109
Толкование Псалма 109
Это пророчески-мессианский псалом, часто цитируемый в Новом Завете, — как Самим Христом, так и новозаветными авторами.
Слова Псалма 109 обращены к Господу псалмопевца. Они как бы звучат из уст пророка, получившего откровение свыше. Царь, подразумеваемый в псалме, одновременно является священником, и, следовательно, не об Аароновом священстве здесь речь, так как Аарон не относился к царскому роду. Стих 1 этого псалма цитировался Иисусом Христом в Мк 12:36 (сравните Мф 22:44; Лк 20:42); Господь обратился к этим именно словам, чтобы показать, что Он, Мессия, и должен был прийти как Господь Давида как Потомок его (Мк 12:35,37). Самый факт цитирования Христом этого места убеждает в том, что Давид писал Псалом 109 под действием Святого Духа, и что он — о Нем, Мессии. Пс 109:1 приводится также авторами книг Деяний апостолов и к Евреям (Деян 2:34−35 и Евр 1:13).
Были попытки приурочить написание Псалма 109 к периоду Маккавеев, когда некоторые священники временно осуществляли и царскую власть, однако, из вышесказанного ясно, что попытки эти безосновательны. Кстати, еврейские вожди периода Маккавеев были священниками в первую очередь, и лишь во вторую — теми, кто одновременно осуществляли и гражданскую власть, тогда как в Пс 109 подразумевается Царь, являющийся и Священником.
Осуществление Мессией «объединенных функций» и Царя и Священника; предсказывалось и в других местах Ветхого Завета, к примеру, в Зах 6:12−13.
Не исключено, что написание Давидом Псалма 109 было связано с каким-то инцидентом в его жизни, однако, с каким именно, установить не представляется возможным. Может быть, он был создан тогда, когда Давид осознал, что Помазаннику предстоит править царством праведных (2Цар 23:2−4). К концу своих дней он уже понимал, что не он — тот Помазанник, а некто гораздо больший, чем он, Который придет, чтобы вечно владычествовать в силе и славе. Итак, в Пс 109 Давид излагает полученное им пророчество о возвеличении его Господа.
А. Пророчество о возвеличении (109:1−2)
Пс 109:1−2. Давид как бы «слышит разговор», происходящий в небесах, — между Господом (Яхве) и своим Господом (Адонаем), т. е. между Богом Отцом и Мессией. Интересно, что русскому сказал соответствует еврейское неум — слово, часто употреблявшееся в отношении пророчества или откровения. В этом пророчестве Яхве открывает, что Господу Давида, Мессии, дано занимать место по правую руку от Него, т. е. самое почетное место, подразумевающее и равную с Ним власть — и так будет до конца времен (сравните Пс 2:8−9).
Словом доколе в русском тексте Библии нередко передается понятие времени неопределенной продолжительности. Неопределенность времени в данном случае следует из контекста: если Яхве дает Мессии сидеть одесную Себя все то время, пока сопротивление врагов Божиих не будет полностью сломлено, то после этого власть Мессии тем более будет продолжаться всегда, вечно.
Положить в подножие ног — образ, символизирующий полное подчинение.
Жезл силы, или власти, которая со временем распространится на всех врагов Мессии, Яхве передает Ему с Сиона (где Бог Отец невидимо присутствует среди избранного Им народа).
Б. О господстве Мессии (109:3−4)
Пс 109:3. Под «днем силы» может пониматься день, когда сила и власть Мессии откроются всему миру. Представление о нем может быть продолжено как о «дне» справедливого осуждения нечестивых и награждения праведников. Непременным атрибутом, или украшением, такого дня должна стать святость (в значении высокой нравственной чистоты и искреннего искания Господа) Его народа (народ Твой готов во благолепии святыни.
Как древние израильтяне — прежде чем отправиться в битву, посвящали себя Богу, так и к концу времен истинно верующие в Господа должны быть «готовы» в святости своей.
Вторая часть стиха 3 в русском тексте звучит иначе, чем в английском. Фраза в синодальной Библии объясняется так: Яхве говорит Мессии, что Он рожден был из существа Его (из чрева) прежде чем появился свет («денница» значит «заря»), т. е. прежде создания мира. Сравнение с росой можно объяснить тем, что она выпадает до восхода солнца.
Иное понимание этого текста, представленное в английском переводе Библии, подразумевает рождение народа Божиего «из чрева зари», подобно росе. При таком прочтении толкователи видят в росе символ свежести, красоты, новизны. Более соответствующим всему контексту Псалма 109 представляется, однако, звучание стиха 3 (особенно во второй его части по-русски).
Пс 109:4. «Клялся Господь (Яхве) и не раскается» означает, что клятва, данная Богом Отцом, не подлежит отмене: Мессия станет Священником навеки по чину Мельхиседека. Другими словами, народ Мессии получит в Его лице вечного Первосвященника. Напомним, что Мелхиседек был царем Салима (Иерусалима) и священником Бога Всевышнего (Быт 14:18; Евр 7:1). Исполнивший же волю этого истинного Бога, пославшего Его, Мессия является Царем Иерусалима Небесного, куда придут все, кто веруют в Него, как подданные Его… Автор Псалма 109 правил в Иерусалиме земном долгие века спустя после Мелхиседека.
Итак, слияние функций священника и царя в одном лице, имевшее место в глубокой древности, возродится в Мессии, но этого не могло бы произойти, если бы не прервалось Аароново священство, на что особое внимание обращает автор послания к Евреям; четыре раза говорит он о Мелхиседеке, как о прообразе Иисуса Христа (Евр 5:6; 6:20; 7:17,21), подчеркивая одновременно превосходство служения Христа перед служением Мелхиседека.
Как Священник, Иисус принес Себя в жертву на кресте (Евр 7:27−28; 10:10). Не принадлежа к линии Аарона (Евр 7:11−18), Он является вечным Первосвященником (Евр 7:21−26,28), «Ходатаем нового завета» (Евр 8:13; 9:15), будучи в то же время обещанным Богом Царем из дома Давидова, Он один осуществляет обе вышеупомянутые функции.
В. Победа Мессии (109:5−7)
Пс 109:5−7. Давид предвидит великую победу Мессии и наступление дня гнева Божиего, т. с. суда над народами (сравните Иоиль 3:2,11−14) и их царями. Это Мессия — Священник, придя, нанесет им поражение (Откр 16:16; 19:13−15); слово «голова» в англ. переводе стиха 6 стоит во множественном числе. В первой фразе стиха 7 видят образ обновления Мессией Своей силы в процессе Его деятельности (пути): во второй его фразе подразумевается вознесение (возвышение) Мессии над миром по золе Бога Отца.
Согласно Новому Завету Иисус Христос возвратится, в сопровождении Своих святых, на землю, чтобы судить мир, и затем установит на земле Свое царство.
толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 109
Значение молитвы псалом 109 для верующего
Текст 109 псалма, несмотря на его короткое содержание, имеет важное пророчески-мессианское значение. Предполагается, что он написан царем Давидом, поскольку в нем явственно присутствует мысль о рождении от него великого Потомка.
Толкование 109 псалма поясняет это следующим образом: род, из которого произошел царь Давид, был не знатным, но Господь указал именно на него, как на самого достойного претендента на израильский престол, поскольку пророк Давид отличался благочестием. Предыдущий царский род был смещен по причине оскудения в нем духовной ревности, роду же Давидову через пророка было обещано, что из его колена родится Спаситель мира.
Христианский псалом 109 это молитва о молодых людях
В тексте православного 109 псалма грядущий Мессия сравнивается с первосвященником Мелхиседеком, так как Сын Божий исполнял волю Своего Отца подобно тому, как Мелхиседек всю жизнь стремился исполнять Закон Божий. Кроме того, в псалме присутствуют и апокалиптические нотки: Давид пишет о Страшном Суде: «Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей» (Пс. 109, 5). Этими и последующими словами псалмопевец пророчествует о том, что в день Суда Сын Божий сядет по правую руку Отца, чтобы судить живых и мертвых. Текст 109 псалма рекомендуется читать о молодых людях, чтобы Господь даровал им уважение к старшим.
Слушать на видео молитву псалом 109
Читать текст православной молитвы псалом 109 на русском языке
Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной. Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.
Псалтырь, текст псалма 109 на церковнославянском языке
Рече Господь Господеви моему; седи одесную менe, дондеже положу враги твоя подножiе ног твоих. Жезл силы послет ти Господь от Сiона, и Господствуй посреде врагов твоих. С тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих; из чрева прежде денницы родих тя. Клятся Господь и не раскается; ты iерей во век по чину мелхiседекову. Господь одесную тебe сокрушил eсть в день гнева своего цари; судит во языцех, исполнит падeнiя, сокрушит главы на земли многих. От потока на пути пiет; сего ради вознесет главу.
Псалом 109
Псалом 109 — пророчески-мессианский. Пророк Давид всегда отличался благочестием, хотя по происхождению, род его не был знатным. Господь указал на него, как на самого достойного человека, который имеет возможность взойти на израильский престол. Предыдущий же народ был смещен по причине своего духовного оскудения. Через пророка же Давида было обещано, что из его колена родится будущий Спаситель мира.
Текст молитвы псалом 109
На церковнославянском языке с ударениями
1 Рече Госпо́дь Го́сподеви моему́: седи́ одесну́ю Мене́, до́ндеже положу́ враги́ Твоя́ подно́жие ног Твои́х.
2 Жезл си́лы по́слет ти Госпо́дь от Сио́на, и госпо́дствуй посреде́ враго́в Твои́х.
3 С Тобо́ю нача́ло в день си́лы Твоея́, во све́тлостех святы́х Твои́х, из чре́ва пре́жде денни́цы роди́х Тя.
4 Кля́тся Госпо́дь и не раска́ется: Ты иере́й во век, по чи́ну Мелхиседе́кову.
5 Госпо́дь одесну́ю Тебе́ сокруши́л есть в день гне́ва Своего́ цари́.
6 Су́дит во язы́цех, испо́лнит паде́ния, сокруши́т главы́ на земли́ мно́гих.
7 От пото́ка на пути́ пие́т, сего́ ра́ди вознесе́т главу́.
На русском языке
1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
2 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.
3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.
4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
5 Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;
6 совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.
7 Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.
История написания
Изначально псалом 109 создавался как песнь, которую возносили на церемонии восхождения нового царя на престол. Псалом 109 был написан, когда царь Давид взял Иерусалим. Эта песнь как раз и была написана для прославления Давида, после чего он стал наследником царского священства Мелхиседека. Псалом возвещает о пришествии Господа Нашего Иисуса Христа на землю.
Для чего читают псалом 109?
Псалом 109 читают об устроении взаимоотношений между людьми. Считается, что псалом нужно читать, когда хотят, чтобы молодые люди имели уважение к старшим.
В храме можно услышать текст псалма 109 на старославянском языке. Дома можно читать и на русском языке. Это будет даже лучше, именно так вы сможете понять его духовный смысл. Перед прочтением необходимо зажечь лампадку перед иконами, а также отвлечься от различных мыслей. При прочтении молитвы необходимо сосредоточиться на словах, которые читаете. Псалтырь, в котором вы найдете псалом 109 на русском языке можно приобрести в любом православном храме.
Толкование псалма 109
Для того чтобы понять смысл псалма 109, нужно разобрать его стихи.
Псалом делится на две части. Стихи с 1 по 3 — первая часть, стихи с 4 по 7 — вторая часть:
Псалтирь | псалом 109
Этот псалом – чистое Евангелие. Он полностью посвящен Христу – Мессии, который был обещан отцам и ожидаем ими. Несомненно, что евреи древних времен, даже худшие из них, именно так понимали его, как бы нынешние евреи ни старались извратить его и украсть у нас, ибо, когда Господь Иисус задал фарисеям вопрос, состоящий из первых слов этого псалма, где считается доказанным, что Давид в духе называет Христа своим Господом, хотя Он был его Сыном, то они предпочитают, к собственному огорчению, промолчать, чем высказать сомнение в том, действительно ли здесь Давид говорит о Мессии, ибо они свободно покоряются этой истине, хотя и предвидят, что это приведет их к бесчестью (Мат 22:41 и далее). И поэтому, несомненно, здесь пророк говорит именно о Нем, а не о другом человеке. Христос, наш Искупитель, совершает служение пророка, священника и царя; Он был уничижен и превознесен, и каждое из этих Его служений здесь описывается:
(I) Его служение как пророка (ст. 2);
Его служение как священника (ст. 4);
Его служение как царя (ст. 1,3,5,6);
Его положение уничиженного и превознесенного (ст. 7). Воспевая этот псалом, мы должны проявлять веру в Христа, полностью подчиняться Ему, Его благодати и господству и ликовать в Нем, как в нашем пророке, священнике и царе, который, как мы надеемся, будет нами повелевать, нас учить и спасать навеки; ликовать в Нем как в пророке, священнике и царе всей Церкви, который будет царствовать, пока не свергнет все противостоящее царство, начальство и власти и передаст царство Богу Отцу.
Стихи 1-4. Некоторые называют этот псалом символом веры Давида, так как в нем можно найти почти все статьи христианского вероучения. В заглавии он назван «псалом Давида», так как, имея в вере предвидение Мессии, он славит Бога и утешает себя. Тем более, воспевая его, так же можем поступать и мы, для которых это пророчество исполнилось и поэтому отчетливее явлено то, что было предсказано. Изложенные в нем прославленные истины в адрес Христа обязывают нас задуматься о том, как Он велик.
I. Он – Господь Давида. Мы должны обратить на этот факт особое внимание, ибо так поступил Он сам (Мат 22:43). Давид, по вдохновению, называет Его Господом. И как апостол доказывает высокое положение, занимаемое Мелхиседеком, а в нем – и Христом, тем, что Авраам платил ему десятину (Евр 7:4), так и мы можем доказать высокое положение, занимаемое Господом Иисусом, тем, что такой великий муж, как Давид, называет его своим Господом. Цари признали, что Им царствуют и к Нему приходят, как слуги к своему Господину. Некоторые считают, что псалмопевец называет Его своим Господом, так как Он был Господом, происшедшим от него, – его Сыном и в то же время Его Господом. Таким же образом Его непосредственная мать называет Его своим Спасителем (Лук 1:47). Даже Его родители были Его подданными; Он спас их.
IV. Все Его враги в должное время станут подножием Его ног, но не ранее; и тогда Он будет царствовать во славе Посредника, хотя к тому времени посреднический труд будет в своей сущности завершен. Обратите внимание, (1) даже Христос в этом мире имеет врагов, которые сражаются против Его царства, и подданных – Его честь и значимость в этом мире. Есть люди, которые не хотят, чтобы Он царствовал над ними, и для этого они объединяются с сатаной, который не желает, чтобы Он вообще царствовал.
(2) Эти враги станут подножием Его ног. Он победит их и подчинит себе и сделает это с такой легкостью, как мы переставляем подставку для ног на отведенное для нее место, где она вполне уместна. Совершив это, Он почувствует облегчение, как сидящий человек, перед чьими ногами поставлена подставка. Он подчинит их так, чтобы наилучшим образом возвеличить себя, а им воздать вечное бесчестье. Он будет попирать нечестивых (Мал 4:3).
(3) Бог Отец взял на себя обязательство совершить этот труд, так как Он может сделать это: «Я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».
(4) Это будет сделано не сразу. Все Его враги сейчас в узах, но еще не стали Его подножием. Об этом говорит апостол (Евр 2:8): «Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено». Сам Христос должен дожидаться свершения Своих побед и триумфа. Он будет ждать, пока это исполнится, а могущество и злобность Его врагов ни в малейшей степени не побеспокоят Его господство. То, что Христос восседает одесную Бога, является залогом того, что в конце концов Он поставит Свою ногу на шею всех Своих врагов.
V. Он будет иметь царство, утвержденное в этом мире, которое будет начинаться с Иерусалима (ст. 2): «Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона; эта сила утвердит и сохранит Твое царство, ею оно будет управляться». Когда Мессия воссядет одесную Всемогущего на небесах, тогда на земле у нас появится Церковь, на которую мы будем взирать, ибо Он является Царем над Сионом, святою горою (Пс 2:6), в противовес горе Синай – наводящей страх горе, на которой был дан закон (Евр 12:18,24; Гал 4:24,25). Царство Христа началось с Сиона – города Давида, ибо Он был Сыном Давида и должен был занять престол Своего отца Давида. Под словами «жезл силы Его» или «Его сильный жезл» подразумевается вечное Евангелие и сопутствующий ему Святой Дух; сила Слова и мышца Господа сопровождают его (Ис 53:1; Рим 1:16), так как Евангелие пришло в слове и силе и во Святом Духе (1Фес 1:5). Вначале, с помощью слова и Духа Божьего, души были обращены и приведены к послушанию Богу, а затем они направлялись и управлялись в соответствии с волей Бога. Бог послал этот сильный жезл, Он излил Дух и дал сострадание и способности тем, кто проповедовал слово; Он служил и подавал им Дух (Гал 3:5). Он был послан с Сиона, ибо там был дан Дух и оттуда, с Иерусалима, должно было начаться проповедование Евангелия (см. Лук 24:47,49). От Сиона должен был выйти закон (Ис 2:3). Отметьте: посланное Богом Евангелие Христа сильно Богом и может совершать чудеса (2Кор 10:4). Оно – жезл силы Христа. Некоторые считают, что это ссылка не только на царственный скипетр, подразумевающий сияющую в Евангелии славу Христа, но и на крюк пастуха – его жезл и посох, означающий нежную заботу Христа о Своей Церкви, ибо Он – великий и добрый пастырь.
VI. Его учрежденное царство должно поддерживаться и храниться в этом мире, несмотря на противостояние сил тьмы.
1. Христос будет царствовать, издавать законы и с их помощью управлять Своими подчиненными. Он усовершенствует их, сделает беспечными и счастливыми, Он будет исполнять Свою волю, Свои замыслы, отстаивать Свои интересы среди людей. Его царство от Бога, и оно будет стоять; Его венец крепко сидит на Его голове, и там он будет процветать.
2. Он будет господствовать среди Своих врагов. Он восседает на небесах среди Своих друзей, и там Его престол окружают лишь Его верные поклонники (Отк 5:11), но Он царствует и на земле среди Своих врагов, и здесь престол Его господства окружен теми, кто ненавидит и сражается против Него. Церковь Христа – лилия среди терний, а Его ученики посланы, как овцы среди волков; Он знает, что они живут там, где престол сатаны (Отк 2:13);
Его возвеличению содействует не только то, что Он хранит эту землю, но и достигает Своей цели, несмотря на всякие злобные замыслы и силы ада и земли, которые не могут пошатнуть скалу, на которой построена Церковь. Велика истина, и она победит.
VII. Он будет иметь большое количество подданных, которые будут принадлежать Ему и славить Его имя (ст. 3).
1. Это будет Его собственный народ – те, у кого есть неоспоримое право называться таковым. Иисус получил их от Отца, давшего им жизнь и существование, которому они по праву принадлежали. Они были Твои, и Ты дал их Мне (Иоан 17:6). Они были искуплены Им; Он приобрел их, чтобы сделать Себе народ особенный (Тит 2:14). Они принадлежат Ему по праву, предшествующему их согласию. Христос говорит, что у Него много людей в Коринфе было еще до того, как они обратились (Деян 18:10).
2. Они должны быть народом готовым. Здесь псалмопевец ссылается на слуг, которые выбрали свое служение, и их не нужно побуждать к нему (они любят своих господ и не хотят добровольно уходить от них), на солдат, добровольно выбравших эту службу, которых не нужно принуждать к этому («вот я, пошли меня»), на жертву, которая является добровольным приношением, а не приносится по необходимости (мы представляем себя в жертву живую). Отметьте, народ Христа – народ готовый. Обращение души заключается в ее готовности принадлежать Христу, надеть на себя Его ярмо и служить Его интересам с полным одобрением и удовлетворением.
4. Они должны быть таковыми во благолепии святыни, то есть (1) быть очарованными и привлеченными к Нему красотой святости. Они будут очарованы и подчинятся Христу благодаря открывшейся для них красоте святого Иисуса и красоте Церкви – святого народа.
(2) Христос допустит их, как духовных священников, ко благолепию святыни, чтобы они служили в Его святилище, так как они имеют дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа.
(3) Они посетят Его, одетые в красивое облачение или одеяние благодати и освящения. Отметьте: святость – отличительный знак семьи Иисуса Христа, и именно она принадлежит Его дому на долгие дни. Все воины Христа так одеты; это те цвета, которые они носят. Армии небесные следовали за Ним, облеченные в виссон белый и чистый (Отк 19:14).
5. Он будет иметь огромное число людей, преданных Ему. Большое количество народа – честь для правителя, и этот народ будет славой этого государя. Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое, то есть количество молодых обращенных будет подобно росе в летнее утро. В начале евангельской эры, на заре Нового Завета, молодежь Церкви, огромное количество людей прилепилось ко Христу. Тогда многие народы уверовали, и остаток Иакова был как роса от Господа (Мих 5:7; Ис 64:4,8). Или эти слова нужно понимать так: «из чрева прежде денницы (т.е. с самого детства) Ты имеешь росу молодежи Твоего народа, то есть их сердца и любовь с молодого возраста, так как они посвящены Тебе». Рождение росы многочисленно; когда молодежь приходит ко Христу, то это восхитительное и ободряющее зрелище, а ее количество для мира будет таким же, как роса для земли, делающая ее плодоносной. Рождающееся, как утренняя роса, даже в наши дни должно посвящаться нашему Господу Иисусу.
6. Он будет не только Царем, но и первосвященником (ст. 4). Тот же Господь, сказавший: «Седи одесную меня…», который клялся и не раскается, добавил: «Ты священник», что значит «будь священником», так как словом Его клятвы Он был посвящен на служение. Отметьте:
(1) наш Господь Иисус Христос – священник. Он назначен на это служение и верно исполняет его. Он был для человеков поставлен на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи (Евр 5:1), чтобы приносить искупление за наши грехи и предлагать Богу принять наши служения. Для нас Он – Божий служитель, Он наш защитник перед Богом и Посредник между нами и Им.
(2) Он – священник вовек. Вечным Божьим советом Он был предопределен священником. Он был священником для ветхозаветных святых и будет священником для всех верующих до конца времен (Евр 13:8). Писание говорит, что Он будет священником вовек не только на том основании, что нам не следует ожидать никаких других диспенсаций благодати, кроме священничества Христа; оно будет вечным благодаря благословенным плодам и последствиям.
(3) Он с клятвою поставлен священником, и этим фактом апостол доказывает преимущество Его священства перед Аароновым (Евр 7:20,21). Клялся Господь, чтобы показать, что, давая это поручение, Он не собирался аннулировать его или сохранить часть силы, ибо Он не раскается, как это было в случае со священством Илия (1Цар 2:30). Это было сделано для возвеличения Христа и утешения христиан. Священство Христа подтверждено наивысшими возможными утверждениями, которые могут быть незыблемым основанием для нашей веры, на котором можно строить надежду.
(4) Он священник, но не от Аарона, а от Мелхиседека, который, благодаря первенству, считается главнейшим, по сравнению с Аароном, и более выразительно представляет священство Христа. Мелхиседек был священником на престоле – Христос тоже (Зах 6:13) – Царь правды и Царь мира. Мелхиседек не имел последователя – Христос тоже; Его священство неизменно. Апостол обширно комментирует эти слова (Евр.7) и строит на них рассуждения о священническом служении Христа, которые не представляли новое мнение, а позволяли с большей уверенностью строить слово пророчества. Ибо, как Новый Завет поясняет Ветхий, так и Ветхий Завет подтверждает Новый, а Иисус Христос является Альфой и Омегой обоих.
Стихи 5-7. В этих стихах нам представлен наш великий Искупитель:
I. Побеждающий Своих врагов (ст. 5,6), чтобы сделать из них подножие для ног Своих (ст. 1). Наш Господь Иисус Христос безусловно сведет на нет всю оппозицию Своего царства. Он погубит всех, кто организовал ее и упорствовал в ней. Он будет слишком сильным противником для всех врагов (кем бы они ни были), сражающихся против Него, Его подчиненных и интересов Его царства среди людей с помощью преследований или извращенных споров. Здесь обратите внимание:
1. На победителя. Это Господь – Адонай, Господь Иисус, которому вверен весь суд. Он правильно исполнит Свой долг в отношении Своих врагов. «Господь одесную тебя, о Церковь!» – читаем в некоторых переводах, то есть Господь, который близок к Своему народу и является сиюминутной помощью для него, находится одесную, чтобы укрепить и помочь ему; и Он вступится за Свой народ против его и Своих врагов (Пс 15:8), ибо Он стоит одесную бедного (Пс 108:31). Некоторые считают, что слова о том, что Христос стоит одесную Церкви, чтобы сделать Свое дело, означают, что если мы хотим, чтобы Христос вступился за нас, то должны встряхнуть себя хорошенько (двинуться, 2Цар 5:24). Или, скорее, с ссылкой на ст.1: «Господь одесную Тебя, О Боже, облаченный в достоинства и владычество, в которых Он достиг успехов». Отметьте: тот факт, что Христос восседает одесную Бога, вызывает ужас у Его врагов и дарует блаженство Его народу.
2. На время, установленное для этой победы: «…в день гнева Своего», то есть для нее назначено определенное время, когда наполнится чаша их беззакония и они созреют для гибели. Когда истечет срок дня Его терпения, настанет день Его гнева. Отметьте:
(1) Христос имеет не только благодать, но и гнев. Мы должны почтить Сына, чтобы Он не прогневался (Пс 2:12);
мы также читаем о гневе Агнца (Отк 6:16).
(2) Определен день мщения, год возмездия за Сион, год искупленных. Определено время гибели для отдельных врагов, и когда придет время, это свершится, как бы непривлекательно это ни выглядело, но великий день Его гнева настанет в конце времен (Отк 6:17).
3. На сферу распространения этой победы.
(2) Она будет обширной. Трофеи побед Христа будут водружены среди язычников во многих странах, где находились Его враги, и не только Его глаз, но и рука его найдет всех врагов (Пс 20:9). Его гнев будет следовать за ними. Он произведет суд над всеми народами (Иоил 3:2).
5. На результаты этой победы. Это будет полная и окончательная гибель всех Его врагов. Он поразит их наверняка, так как всегда достигает цели и наносит неизлечимые раны. Он сокрушит голову, что, похоже, ссылается на первое обетование о Мессии (Быт 3:15), которое гласит, что Он поразит змея в голову. Бог сокрушит голову врагов Своих (Пс 67:22). Некоторые читают этот стих так: «Он поразит того, кто является главой многих государств» – то ли сатану, то ли Антихриста, которого Господь поглотит дыханием Своих уст. Он истребит такое количество Своих врагов, что наполнит землю трупами. Он убьет многих (см. Ис 34:3 и далее; Иез 39:12,14; Отк 14:20; 19:17,18). Наполнение долин (в некоторых переводах) трупами, возможно, подразумевает наполнение ада (который иногда сравнивают с долиной Енномовой, см. Ис 30:33; Иер 7:32), проклятыми душами, ибо таковой будет участь тех, кто упорствует в своей враждебности ко Христу.
II. Здесь также говорится о том, что Искупитель спасает Своих друзей и утешает их (ст. 7) для их пользы.
1. Он будет смирен и из потока на пути будет пить, то есть выпьет ту горькую чашу, которую Отец вложил в Его руки. Некоторые понимают эти слова так: Он будет настолько унижен и доведен до обнищания, к тому же так поглощен Своим делом, что будет пить грязную воду из придорожных луж. Гнев Божий, текущий по каналу проклятий закона, был потоком на пути – потоком на пути Его долга, который Он должен был пройти или который протекал на пути нашего спасения и препятствовал дороге между небом и землей. Христос испил из этого потока, когда стал проклятием для нас, и поэтому, приступив к Своим страданиям, Он перешел поток Кедрон (Иоан 18:1). Он до отказа напился из этого черного потока (что означает слово «Кедрон»), Он испил так много из потока на пути, чтобы освободить путь для нашего искупления и спасения.
2. Он будет превознесен: «…потому вознесет главу». Когда Христос умер, то преклонил главу (Иоан 19:30), но вскоре Он вознес Свою голову Своей силой при воскресении. Он вознес голову как победитель. Это означает не только Его возвеличение, но и ликование; не только Его вознесение, но и триумф (Кол 2:15). Отняв силы у начальств и властей, Он властно подверг их позору. Давид говорит о себе, как о прообразе Христа: «Тогда вознеслась бы голова моя над врагами». Его превознесение было наградой за Его смирение; так как Он смирил Себя, посему и Бог превознес Его (Фил 2:9). Так как Он пил из потока на пути, потому вознесет главу Свою, а также головы всех Своих верных последователей, которые если терпели, то с Ним и царствовать будут.