Псалом 100 для чего читают
Псалом 100 «Милость и суд воспою тебе, Господи»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Псалом 100 читать:
Милость и суд воспою тебе, Господи; пою и разумею в пути непорочне; когда прiидеши ко мне? прехождах в незлобiи сердца моего посреде дому моего. Не предлагах пред oчима моима вещь законопреступную; творящыя преступленiе возненавидех. не прильпе мне сердце строптиво; уклоняющагося от менe лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях; гордым oком и несытым сердцем, с сим не ядях. Oчи мои на верныя земли, посаждати я со мною; ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Не живяше посреде дому моего творяй гордыню; глаголяй неправeдная не исправляше пред oчима моима. Воутрiя избивах вся грешныя земли, eже потребити от града Господня вся делающыя беззаконiе.
Псалом 100 на русском:
Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Псалом 100 слушать:
В псалме Давид рисует образ своего будущего правления, идеал своего царствования, тоскуя по Богу: «когда Ты, Господи, придешь ко мне?» Содержание псалма согласуется с обстоятельствами перенесения Давидом Кивота Завета в Иерусалим. Известно, что гибель Озы, прикоснувшегося без должного благоговения к Ковчегу, опечалила Давида, не решавшегося далее везти его. Ковчег был поставлен в доме Аведдара. В гибели Озы Давид видел указание, что он не достоин милости Бога, что Господь не может сейчас придти в Иерусалим. Поэтому Давид в псалме дает обет пред Богом позаботиться об очищении Иерусалима, чтобы сделать его местом, достойным для пребывания в нем Бога.
Псалом 100
Давид обещается воспевать Божественные милости, Его суд, т. е. ту правду, которая дана в Его законе. Так как все содержание псалма представляет раскрытие общих оснований будущей преобразовательной деятельности Давида, то выражение «милость и суд» будет значить: я, Господи, позабочусь об очищении и возвышении внутренней, нравственной стороны ( «милость» ) жизни Иерусалима, равно также и о просвещении народа в заповедях закона и о согласовании жизни их с указаниями Твоей воли. В менее логической, но не противоречащей связи со всем содержании псалма, будет и такое понимание: я буду знакомить и поучать народ в привязанности к Тебе раскрытием пред ним тех многочисленных благодеяний ( «милости» ), которые Ты изливал на него за всю его жизнь, чтобы тем самым расположить его следовать Твоим заповедям ( «суд буду петь» ).
«Буду размышлять о пути непорочном» – буду заботиться сделать свои поступки чистыми, чтобы узнать, когда я буду достоин принять Ковчег Завета ( «когда ты придешь ко мне?» ). Буду заботиться (прошедшие времена вместо будущих) о пути непорочном не только в смысле зоркости по отношению к своим мыслям и чувствам, но и по отношению к своим поступкам как частного человека, так и правителя народа.
Все преступное буду ненавидеть ( «не положу пред очами» – не буду любоваться, подражать), равно как и людей преступных.
«Сердце развращенное будет удалено от меня» – гордого сердца не будет во мне; не будет действий, подсказанных личным, своенравным желанием, напротив, буду смиренно руководиться указаниями Твоей воли; буду очищать город от клеветников и не входить в близкие сношения с людьми, презирающими других и ненасытными честолюбцами, т. е. Давид обещает возвышать и приближать к себе только достойных.
Все благоволение Давида будет к тем, кто верует в Бога, благочестив ( «верны е земли» ), чист в поступках ( «кто ходит путем непорочности» ). – «Говорящий ложь не останется пред глазами моими» – не будет прав, не будет поощряем и награждаем мною. – «С раннего утра» – с возможной и полной быстротой ( «утро» ) и неуклонностью буду заботиться об очищении города от всех беззаконников.
Этой молитвой Давида заканчиваются псалмы 1-го часа. Здесь в дополнение к псалмам 5 и 8 Церковь предлагает человеку общие указания для руководства в своей деятельности при наступающем дне.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 100 для чего читают
В этом псалме Давид описывает нам достигшего совершенства, жительствующего по Богу, научая нас, какое житие должны препровождать возжелавшие улучить небесное царство.
Поскольку непрестанно имею в устах оказанные нам благодеяния, какие только знаю, то да будет дан суд, т. е. явлено правосудие; потому что Господь оправдал прю нашу с врагами нашими.
Пою песнь, говорить Давид. Яснее же сказать: не перестану песнословить, путь мой соблюдая непорочным и ожидая Твоего явления, Владыко; потому что надлежит нам приуготовить себя к Господнему пришествию. А дивный сей муж приобрел такую чистоту, что с дерзновением взывал Богу:
когда приидеши ко мне?
Как бы так говорит он: уготовал я для Тебя благолепный царственный пир, вожделеваю Твоего пришествия, Владыко, сгораю желанием видеть явление Твое, даруй мне желаемое.
Ибо должно не только воздерживаться от лукавых дел, но и отвращаться от делающих лукавое.
Внушения диавола, как не имеющие в себе прямизны, кривы и развращенны, и я никогда не допускал их в сердце.
До того, говорит, не обращал я никакого внимания на лукавых, что не знал ни о присутствии, ни об отсутствии их; а потому, неизвестно мне было, когда уходили от меня; а если и при мне были, не знал, тут ли они. Доказательством же, что мысль прилеплена к Богу, служить – нимало не заботиться о земном по внимательности к горнему.
Не допускал я до себя обвинений, делаемых тайно, даже изгонял от себя покушающихся делать это.
Высокомерные и склонные к преобладанию не бывали моими сотрапезниками.
В заседаниях и совещаниях моих участвовали мужи, украшенные верою и высоко чтившие божественное. А людей не так расположенных, держащихся противного образа мыслей, т. е. горделивых, обидчиков и уничижителей, старался я иметь вдали от себя, чтобы даже и не видеть их.
«Грешными» называет лукавые помыслы, которые подавлял он в себе утренними молитвами и непрерывным устремлением ума к Богу.
Еже потребити от града Господня вся делающия беззаконие.
«Градом Господним» именует святую душу, по сказанному: «преславная глаголашася о тебе, граде Божий» ( Пс. 86, 3 ).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 100
Царь Иoсия во время царствования совершил много добродетелей, о которых, по предведению Давид написал сей псалом, излагая от лица его добродетельную жизнь его и, как говорит Феодорит, в пример совершенства. (1)
(1) Божественного Кирилла; Псалом Давида, т. е. песнь и славословие произшедшему от семени Давида по плоти Христу. Здесь же псалмопевец изображает совершенного и живущего богоугодно человека, для наставления нашего, какую жизнь должно проходить желающим достигнуть царства небесного.
Сделаю, говорит, милость и суд Твой, Господи, предметом песни и таким образом принесу ее Тебе самому, т. е. поя о милости и суде Твоем, потому что Ты милуешь в настоящей жизни и судишь в будущей. Или говорит о том, что и милость Твоя не без суда, и суд Твой не без милости, по словам Василия. А восхваляя сии свойства Божии, я буду и подражать им, милуя и вместе производя суд, по словам Евсевия, право. (1)
(1) Слова Григория Богослова: Заметим что совершенный муж говорит к праведному судии Христу, которому хотя и воспеваем милость, но вместе с нею должны воспевать и суд. Василия: Соединяет с судом милость, дабы строгость суда смягчить преизбытком милости. Ибо если, говорит, на беззаконие будешь взирать, то кто устоит? Благ Бог, но и праведен; а правда есть воздаяние по достоинству, как написано: благо твори, Господи, благим. А уклоняющихся в развращения отведет Господь с делающими беззаконие. Он милостив, но и Cyдия: ибо любит, говорит, милостыню и суд. Посему и теперь говорит псалмопевец: милость и суд воспою Тебе Господи. Итак, милостив и праведен Господь; посему мы не должны разуметь Его в половину и не брать в повод к нерадению человеколюбие. Евсевия; Твою милость и Твой суд воспою, излагая способ, по которому Тебе несвойственно прежде судить, а потом миловать, но сперва миловать, а потом судить, и производить приговор с человеколюбием и милостью. Кирилла: Знаю, говорит, что Ты милостивый и праведный судья, и то самое я воспою Тебе: ибо Бог и Отец помиловал нас во Христе, оправдав нас верою в Него и даровав нам прощение прежних преступлений и произнесши о нас праведный суд. Исихия: Желая сим псалмом исправить всю нашу жизнь, Он упоминает о суде по необходимости. Ибо, взирая на оный, око не допустит преткновения, но ограждает от них страхом к тамошним грозным мукам. Но поелику прежде суда поставляет милость, то милостив наш Судия, впрочем не тогда когда судит, а и ныне, доколе еще не производит суда; так что милость принадлежит нынешнему, а суд будущему времени. Воспевая сие, мы когда согрешаем, не можем ни отчаиваться, ни вознерадеть.
Совершая, говорит, путь жизни беспорочно и неукоризненно, таким образом я стану петь и разуметь, что пою: потому что кто поет, тот должен и разуметь что поет. Итак совершать путь, т. е. жить беспорочно составляет деятельную добродетель, а петь песни с разумением содержания их – созерцательную. Или пением выражает деятельную добродетель, а разумением созерцательную; и то и другое должно совершать с тою целью, чтобы приобресть путь, или образ жизни беспорочный и неукоризненный. (1)
(1) Кирилла: Стану, говорит, петь Тебе, Владыко, и прославлять непрестанно; буду иметь и разумение на пути непорочном, т. е. буду проходить с разумением и мудростью правый, неуклонный и непорочный путь; ибо, желая благоугодить Богу и иметь сердце наполненное мудрости, притом не земной и не мирской, но даруемой Христом, в Котором все сокровища премудрости и разума сокрыты, и который умудряет слепцов и подает всякое знание, мы должны быть весьма разумны.
Когда приидеши ко мне?
Когда, говорит, придешь Господи, ко мне, живущему беспорочно? Я и пою и понимаю, что пою, с тою целью чтобы удостоиться Твоего умственного пришествия, или когда Ты, Господи, придешь ко мне, пламенно желающему Твоего явления? Ибо Господь сказал: «кто любить Меня, тот слово мое соблюдет; и Отец Мой возлюбить его, и Мы приидем к нему, и обитель у него сотворим» ( Иоан. 14:23 ). (1)
(1) Боже Максима: Кто соблюл неповрежденным путь добродетелей, без уклонения в ту или другую сторону, с благочестивым и правым разумением, тот уразумеет бывающее при бесстрастии явление ему Бога. Ибо стану, говорит, пить и разуметь на пути непорочном: когда придешь ко мне? Ибо сей псалом изъясняет добродетельное действие, а разумение означает соединенное с познанием искусство в добродетели, по которому бдительно ожидающий Господа своего чувствует богоявление. Исихия: Блаженное дело ожидать пришествия Бога и таким образом непрестанно приготовляться ко входу Его к нам; и Он придет к нам тогда, когда мы соблюдем заповеди Его. Феодорита: Когда придешь ко мне? вместо того, чтоб сказать я устроил для Тебя благолепный царский дом (душевный); желаю Владыко Твоего пришествия, хощу Твоего явления; дай мне желаемое..
Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего
Я, говорит, обращался, в доме моем с чистотою сердца моего и ни пред глазами моими чувственными, ни пред умственными не полагал дела законопреступного, т. е. я не терпел воображения и воспоминания какого-либо беззакония. И не только это, но я ненавидел и тех, которые преступают правду, в отношении к Богу или людям. (1)
(1) Кирилла: Многие употребляя в собраниях притворство, представляются честными и искренними; а в домах своих, не скрывая своего нрава, оказываются худыми. А я, говорит, не имел в доме своем при себе никакого неправедного помысла, но с чистотою ума я обращался и вне и дома. Говоря сие, псалмопевец, или просто совершенный муж, сим не уловляет похвалы от людей, ибо ум святых не честолюбив и не любит тщеславия; но цель у них доставить пользу нам принимающим от них наставления. Здесь заметь, что не сказал: Я никогда не падал в беззаконные дела, ибо это была бы ложь. Но что? Я не предлагал, т. е. не имел цели, или намерения сделать беззаконие. Если же что человеческое и случилось, то без намерения моего. Дидима: Явно возбранил себе всякое беззаконие не в деле только, но и в помышлении. Ибо, сказав о глазах, он сим выразил зрение души; не предлагал пред глаза мои вещи законопреступной. Посему кто предлагает зло, хотя бы и не допущен был к произведению его, не избежит наказания за зло, по самому намеренно. Я возненавидел, говорит, творящих преступления, не потому что они люди, а потому что они таковы. Ибо, по словам Афанасия: Не только должно удерживаться от зол, но и отвращаться от творящих оные. Дидима; Творящими преступления называет согрешающих; ибо всякий грех есть преслушание божественного закона. А братия, по своему обыкновению, называют преступниками отрекшихся от Христа, которых особенно должно ненавидеть, как пожелавших быть врагами Спасителя.
Не соединялось, говорит, со мною развращенное и искривленное сердце, т. е. другими словами, не прямой человек, потому что кривое к прямому, по словам Исихия, не приходится. И когда злой человек отходил от меня, я не хотел и знать его; ибо не должно иметь содружества с злым. Но если злой придет к нам, мы должны стараться исправить его; а если отойдет, должны презирать и ставить ни во что отлучение его, по словам Евсевия и Феодорита. (1) Сии же слова относятся и к диаволу так: не давая ему места или входа, чтобы мог посеять во мне злые помыслы свои, я посему не знал и того, когда он отходил от меня, иначе сказать, я не чувствовал ни того, когда он приходил, ни того, когда отходил.
(1) Слова Василия: Кто постоянно соблюдает правоту, тот может сказать: He прилеплялось ко мне сердце лукавое, изображая сим то, что мышление, потерявшее правоту, нам не свойственно, но приходит. отвне, когда мы, присвоив его себе, отвергнем правоту. Афанасия: Так называет советы диавола, как не имеющие ничего правого. Дидима: У Екклесиаста написано: Бог сотворил человека правым ( Еккл.7:29 ). Итак если он прав был по усвоению ему добродетели сначала, то всякое зло и нравственная кривизна далеки от него. Иcиxий: Как кривой жезл не может прилепиться к прямому, так с живущими в незлобии не совокупляются имеющие кривое сердце. Кирилла: Глагол: не познавал, изъясняет так: Я и не притворялся знающим, ибо считал их нестоящими того, чтобы быть другом их; по гордости? Вовсе, говорит, не так, но потому что знал как обращение с злыми повреждает добрые нравы. Ибо плод украшенного святостью разума есть отречение от злых, а осуждение брата есть доказательство крайнего злонравия.
Я, говорит, отгонял от себя того человека, который тайно оговаривал брата своего, как злонравного и низкого, и на подобие пса угрызающего тайно, где прибавил: тайно; потому что тот, кто оговаривает в лице, менее гpешит и подает оговариваемому в лице случай оправдаться в том, в чем он оговаривает его. (1)
(1) Слова Евсевия: Не тот клеветник, кто говорит о ком-либо худо в oтcyтствиe его, скорбя о его злонравии, но тот, кто с охотою и удовольствием говорит о нем худо. Святого Дорофея: Между осуждением, уничижением и оговариванием есть различие. Оговаривать значит говорить против кого-либо, например, что он солгал, разгневался или пал в любодейство, и тому подобное: ибо он в страсти оговорил брата в таком гpеxе. Осудить значит сказать, что такой-то лжец, прелюбодей, гневлив, ибо вот он осудил самую расположенность души его и произнес о всей жизни его, сказывая, что он таков. Ибо иное дело сказать: разгневался, и другое: он гневлив. А уничижить, значит гнушаться ближним и отвращаться от него, как от некоторой мерзости, что пагубнее самого осуждения. Златоустого: Не станем же ни говорить худо, ни приклонять слуха к говорящим. Ибо суетного, говорит, слуха не принимай. Не сказал: не верь, но и не принимай. Потому то и пророк говорит: я изгонял клевещущего. Не сказал: я не верил, или не принимал того, что было говорено, но и, как врага, отражал. Скажи клевещущему: хочешь хвалить кого? я открою слух, чтобы принять миро. А если хочешь говорить худо, то я загражду вход для слов; ибо не могу принимать навоз и грязь. Божественного Максима: Загради уста клевещущему в слух твой, дабы вместе с ним не сделать тебе двойного греха, когда будешь и себя приучать к пагубной страсти и не пресекать болтливость его против ближнего. Не дай слуха твоего языку клеветника, ни языка слуху любящего охуждения, охотно говоря, или слушая речи на ближнего, дабы не отпасть от любви и не сделаться чуждым жизни вечной. Великого Василия: И оговаривающий брата, и терпящий оговаривающего – оба заслуживают отлучения. Кирилла: Кто оговаривает пред нами другого, тот не удержится от оговаривания и нас пред другими. Посему такого человека, как общего врага, должно по всей справедливости отгонять, как подражателя райского дракона, который, оговорив Бога, обманул Еву.
Гордым оком называет гордого человека – частью целого; а равно и ненасытимым сердцем именует ненасытимого человека и любостяжателя. С сим то, говорит, гордым и любостяжателем я даже не ел. (1)
(1) Слова Кирилла: Премного у нас страстей душевных; но одна из них самая нелепая и несносная для всех, которой и Бог противится, есть гордость, которая в сотовариществе своем имеет и сестру – любостяжание, т. е. ненасытимое желание иметь более. Обе они суть пропасть для душ и двери к погибели и достойны непрестанного пламени. Кто не убегает гордого? Кто не удаляется от того, кто ненасытимою рукою собирает денежные доходы и обижает многих? Исихия: Я не вступал, говорит, с ними в договор содружества; так как трапеза большею частью принимается за залог любви. К чему прилично присоединил ненасытимого по сердцу, т. е. любостяжателя и гордого; потому что никто не может иметь их друзьями; ибо гордый и любостяжатель любит (есть друг) только самого себя.
Глаза, говорит, мои всегда были обращены к верным на земле, т. е. к тем людям, которые были достойны доверия по правоте своей жизни. Или верными называет добрых людей, по словам божественного Кирилла. Так и Соломон говорит: мужа верного трудно найти ( Прит. 20:6 ), так как доброе редко. На сих-то, говорит, добрых людей я обращал внимание и с ними садился. (1)
(1) Кирилла: К верным, т. е. святым, так что они и сидят вместе со мною, т. е. пребывают при мне, дают советы и содействуют в полезном. Ибо отличное добро для человека добрый советник, и содействие во всем, что только полезно и наставление в нужном ко спасению делает его почтенным и достоподражаемым. Исихия: Не только, говорит, он отвращался от злых, но и столько удовольствия находил в добрых, что устремлял к ним глаза, как обыкновенно делают любители в отношении к любимым.
Ходяй по пути непорочну, cей ми служаше
Тот, говорит, кто ведет себя и живет неукоризненно, был мне слугою. Ибо надобно иметь не только друзей хороших, но и служителей также; почему и Соломон сказал: приятен царю служитель разумный ( Прит. 14:35 ), и Сирах о мудром и богобоязненном: среди вельмож будет служить он ( Сир. 39:4 ).
Выше Давид сказал о гордом служителе, что таковой не жил в доме его. А гордые служители суть те, о которых говорит Исаия: не скажут слуги твои молча ( Ис. 32:5 ). 2)
(1) По словам Афанасия, творить гордыню, значит: действовать с надменностью. Быть может и то, что гордый помысл не обитал в сердце моем.
Тот, говорит, который говорил неправду, не совершал того, о чем старался и чего желал, и не успевал пред глазами моими.
Утром, говорит, а не во время опьянения от вина, и не во время гнева, когда помраченный разум погрешает, но в то время, когда я был трезв и внимателен, я умерщвлял греншиков, не на всей земле, но на той только, которая была в моей власти, и всех не вдруг, но иногда того, а иногда другого, по словам божественного Исидора.(1)
(1) Почему тот же Исидор Пелусиотский прибавляет: Итак, чистою, говорит, рукою и мыслью я вооружался против согрешающих пред Богом, когда опьянение от вина, или от ярости не делало разума погрешительным.
Еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие
Я умерщвлял, говорит, грешных для того, чтоб истребить беззаконных, т. е. чтобы беззаконные, видя строгое наказаниe грешников, смирились, по словам божественного Максима, и уничижились. В высшем значении, под землею разумеется тело и все относящееся к телу, как равно земное тело. Грешники и на таковой земле суть злые помыслы. Итак Давид говорит, что по восхождении: солнца, или света Святаго Духа в душе моей, ибо это значит мысленное утро, я убивал, все страстные помыслы, происходящее от земного тела и земных вещей. А под градом разумей собственно душу; так как она, по словам святого Афанасия, есть дом Святаго Духа. (1)
(1) Слова великого Василия: Всякому известно, что это сказано прикровенно и загадочно. Ибо не то значат сии слова, что при начале каждого дня я осквернял руки человеческою кровью: ибо это, кроме того что греховно, и невероятно. Итак, что ж это значит? Послушаем, как можно внимательно, чтобы не обвинить пророческих слов во лжи. Град. Господень есть состав человеческой природы. Грешные на земле суть те злые помыслы, о которых говорит Спаситель, что они исходят из сердца. Сих то грешников, происходящих из земной плоти, истребляет в своем существе тот, кто очищает себя. Итак, утро или раннее время, в котором должны быть истребляемы все делающие беззаконные помыслы: ибо если первые душевные движения ко греху не будут отсечены, то помышления должны со временем придти в действие. Итак, Давид говорит то, что греховные и страстные помыслы, которые рождаются из земного тела, я обуздывал утренними молитвами, постоянным пребыванием в присутствии Бога; и светом познания и открытием оных чрез исповедание очищал их и истреблял страсти телесные и беззаконные помыслы из сердца моего, которое есть град Господень, как дом Святаго Духа. Богоносного Максима: Мы должны быть не только убийцами телесных страстей, но и губителями страстных помыслов в душе. Ибо грешники земные суть телесные страсти, а делающие беззаконие и истребляемые из града Господня – души, суть губительные помыслы, как сказано: я убивал, говорит, грешных, дабы истребить беззаконных; а утро, по словам Аполлинария, означает ревность и деятельность, согласно с сими словами: и послал Господь Бог Отец их рукою пророков своих, бодрствуя с утра и посылая ангелов своих ( 2Цар. 26:15 ). И сие истребление злых законно: истребите, говорит, злого из среды вас самих. Исихия: Град Божий, в котором находятся и обитают все святые, для которых полезно, чтобы грешных не было пред глазами их, или чтобы были истреблены и погублены, чтобы нисколько чрез сообщение с ними не повредились. Нисского: В 12-й беседе на Песнь песней: Все помыслы делающее беззаконие.153–485
Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.
Псалом 100
Сей псалом имеет надписание: Псалом Давиду. Блж. Феодорит, не отрицая принадлежности сего псалма Давиду, на основании мыслей и чувств, выраженных в 8-м стихе сего псалма, говорит, что Давид, по предведению, изобразил здесь благочестивого царя иудейского Иосию, который во время царствования своего совершил много добродетелей, истребил идолопоклонство и жрецов идольских (см. 4Цар.22–23 ) и таким образом представил образец совершенного и богоугодно живущего человека для наставления нашего в том, какую жизнь должно проводить желающим достигнуть Царства Небесного [6, с. 475]. Другие же из толковников думают, что Давид изображает здесь самого себя и открывает Богу чувства своей души, когда рассказывает о том что решил сделать и даже делал после того, как воспользовался мирным завладением двенадцати колен израильских. Псалом составлен Давидом вскоре после того, как он принял начальство над двенадцатиколенным царством. Весь псалом представляет идеальный образ того, каков должен быть добрый государь в своем царстве как по отношению лично к себе, так и в отношении к своим подданным.
Пс.100:1–2 Милость и суд воспою тебе, Господи: пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего.
Пс.100:3–5 Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех: не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от Мене лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях.
Здесь пророк говорит уже прямо о себе лично и, конечно, не для того, чтобы восхвалить себя или вызвать похвальные отзывы о себе со стороны других, так как был кроток и не честолюбив, как и вообще все благочестивые и богоугодные люди, но с тою целию, чтобы примером своим научить преемников, в особенности же сына своего Соломона, а с тем вместе доставить пользу и всем нам, читающим и послушающим его псаломские наставления. Он говорит, что никакого противозаконного дела (вещь законопреступную) он не допускал в своем присутствии (пред очима моима), т.е. не только не имел цели или намерения допустить что-либо законопреступное, но чувствовал ненависть к творящим преступление: как к людям, явно согрешающим и беззаконцующим. «Не прилеплялось», т.е. не могло быть сочувственным мне, сердце лукавое, непокорное, развращенное (не прильпе мне сердце строптиво); всякий, кто имел такое сердце, уклонялся от меня, и я не признавал его за человека, достойного служить при царском дворе (см. Есф. 7:4 ). Далее, в следующих изречениях пророка, прямо открывается царственная добродетель его, выразительно проявляющая милость и суд его как царя. Так как многие из окружающих царя не столько по ревности о правде сколько из ненависти к ближним, которых считают своими врагами составляют лживые доносы на них для того, чтобы погубить их, и своими тайными клеветами отягощают судьбу их, как это видно из истории, описанной в книге Есфирь ( Эсф.7 ), то Давид, как мудрый и правосудный царь, таких клеветников лишал своего царского доверия (сего изгонях), – людей гордых и корыстолюбивых, или жадных, таких, которые не удовлетворялись никакими почестями и никаким обогащением, он не допускал до участия в своем царском столе (гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях). Последним выражением указывается вообще на то, что Давид, как царь, не только не оказывал внимания и не имел содружества с людьми, преданными гордости и любостяжательности, но и никакого не имел с ними общения, как с людьми недостойными.
Пс.100:6 Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.
Удалив от себя злых клеветников и всех гордых и ненасытных честолюбцев, говорит пророк, я все внимание обращал на людей честных, добросовестных, искренно преданных своей вере и пользе своего отечества (на верныя земли) и таковым предоставлял почетные места и высшие должности в государстве, для того чтобы приблизить их к себе и оказать им полное доверие (посаждати я со мною), чтобы они всегда могли быть в моем доме и семейным образом обращаться со мною. При выборе нужных для государства и полезных для царского двора людей я, говорит далее Давид, обращал внимание на тех, которые пребывали в незлобии и чистоте сердца и проводили беспорочную жизнь, и таковых только призывал к себе на службу: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.
Пс.100:7 Не живяше посреде дому моего творяй гордыню: глаголяй неправедная не исправляше пред очима моима.
Продолжая в том же духе и направлении свою речь, пророк говорит: я не допускал для служения при царском дворе и таких, которые имели горделивое и лукавое обращение с людьми, равно и всякий лжец, стремившийся к достижению каких-либо своекорыстных целей, не имел успеха, на который рассчитывал при моем содействии (пред очима моима), а блж. Феодорит, в объяснение сей речи Давида, добавляет: «А если кто советовал мне несправедливое, или просил несправедливого, то отходил от меня ни с чем» [6, с. 476].
Пс.100:8 Воутрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающия беззаконие.
Изречения сего стиха нельзя понимать в буквальном смысле и едва ли можно относить их к благочестивому царю иудейскому Иосии, как это делает блж. Феодорит, о чем замечено нами в начале объяснения сего псалма. Иосия царь, когда стало ему известно, что злосчастная судьба угрожает ему и всему народу иудейскому, за отвержение веры в истинного Бога Иегову и за распространение во всем народе идолопоклонства, велел умертвить всех жрецов идольских, истребить идолов и восстановить истинное Богопочтение в Иерусалиме и во всей Иудейской земле. Избиение на сей раз идольских жрецов было единичным актом одного или нескольких дней, а не означало того, чтобы царь в утреннее время (лат. in matutino) занимался ежедневно избиением грешников. Кроме того, несообразно ни с званием благочестивого царя Иосии и кроткого царя Давида, ни с характером их такое представление о них как о людях кровожадиых, занимающихся в утреннее время умерщвлением грешников своей земли. Напротив, о Давиде известно, что он составил покаянную молитву, в которой он, между прочим, молится так: «Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего» ( Пс.50:16 ). Это значит: избавь меня, Господи, не только от кровавых убийств, но и от кровавых жертвоприношений. Православные толковники Писания и св. отцы Церкви изъясняют этот стих в иносказательном (духовном) смысле. Так, св. Василий Великий говорит: «Всякому известно, что это сказано прикровенно и загадочно. Ибо не то значат сии слова, что при начале каждого дня я осквернял руки человеческою кровию: ибо это, кроме того, что греховно, и невероятно. Итак, что же это значит? Послушаем, как можно внимательнее, чтобы не обвинить пророческих слов во лжи. Град Господень есть состав человеческой природы. Грешные на земле суть те злые помыслы, о которых говорит Спаситель, что они «исходят из сердца». Сих-то грешников, происходящих из земной плоти, истребляет в своем существе тот, кто очищает себя. Итак, утро, или раннее время, в котором должны быть истребляемы все, делающие беззаконные помыслы: ибо если первые душевные движения ко греху не будут отсечены, то помышления должны со временем придти в действие. Итак, Давид говорит, что греховные и страстные помыслы, которые рождаются из земного тела, я обуздывал утренними молитвами, постоянным пребыванием в присутствии Бога; и светом познания и открытием оных чрез исповедание очищал и истреблял страсти телесные и беззаконные помыслы из сердца моего, которое есть град Господень, как дом Святого Духа» [7, с. 784]. В том же смысле объясняет этот стих и св. Афанасий Александрийский. «Грешными, – говорит он, – пророк называет лукавые помыслы, которые подавлял он в себе утренними молитвами и непрерывным устремлением ума к Богу, градом Господним именует святую душу» [3, с. 323].
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8