Прямые выборы губернаторов что это

Процедура выборов губернаторов в России

Прямые выборы губернаторов что это

Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Днем голосования по избранию высшего должностного лица субъекта РФ является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица, а если срок его полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, — день голосования на указанных выборах.

В случае досрочного прекращения полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ выборы проводятся с учетом сроков назначения выборов в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ очередного созыва — в день голосования на указанных выборах.

Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность.

Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта РФ.

Гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и отрешенный от этой должности президентом РФ, в течение двух лет не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской Федерации.

Гражданин России, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия президента России может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица, если они назначены в связи с досрочным прекращением полномочий на основании отставки по собственному желанию.

Президент России по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ.

Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения.

Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв подписи не допускается.

Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

Предвыборная агитация проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Правом голосовать на выборах обладают граждане России, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законом может быть предусмотрено, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Также подача заявлений о включении в список избирателей на другом участке возможна в рамках механизма «мобильный избиратель».

Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень. Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке.

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

На выборах высшего должностного лица субъекта РФ избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта РФ, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей.

Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место передается следующему по числу полученных голосов кандидату. Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, автономного округа, входящего в состав области, может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта, автономного округа, входящего в состав области, избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо соответственно депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, входящего в состав области. Порядок избрания устанавливается местным законодательством.

При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта РФ приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ.

Источник

Как менялись законодательные основы выборов глав субъектов России

Прямые выборы губернаторов что это

Законодательные основы

Выборы высших должностных лиц субъектов РФ проводятся в соответствии с федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года, «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года, «О политических партиях» от 11 июля 2001 года, а также уставами (конституциями) регионов и местными законами о выборах.

История введения института выборов глав субъектов

24 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О выборах главы администрации» и назначил проведение выборов руководителей ряда российских регионов на 8 декабря того же года. Однако 1 ноября 1991 года Съезд народных депутатов ввел мораторий на эти выборы до декабря 1992 года и закрепил за президентом право на назначение руководителей регионов. Целью моратория была заявлена стабилизация политической ситуации в стране на период проведения экономических реформ. В 1992 году запрет планировалось продлить, но советы ряда областей и краев заявили о своем несогласии с этим решением. В итоге в апреле 1993 году были проведены прямые выборы глав регионов в Амурской, Брянской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Смоленской, Челябинской областях и Красноярском крае.

17 сентября 1995 года президент Борис Ельцин подписал указ «О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления», которым назначил проведение прямых выборов глав администраций субъектов РФ на декабрь 1996 года. Исключение было сделано для Московской, Новгородской и Орловской областей, где выборы решено было провести в декабре 1995 года. Однако после выхода указа к главе государства поступили обращения от ряда руководителей российских регионов с просьбой разрешить проведение прямых выборов ранее 1996 года. Разрешение было получено, и с 1995 года почти все губернаторы стали избираться населением путем прямого голосования. Последним регионом, где глава администрации был назначен указом президента, стала Кемеровская область: в связи с обострением там социально-политической обстановки 1 июля 1997 года. Борис Ельцин снял с поста руководителя администрации Михаила Кислюка и назначил на его место Амана Тулеева (в октябре 1997 года в области прошли прямые выборы).

6 октября 1999 года был принят федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», который отменил право президента назначать руководителей регионов и установил единые правила проведения всенародных выборов. С этого времени главы субъектов РФ избирались на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Исключением оставался Дагестан, главу которого (председателя Государственного совета региона) избирало Конституционное собрание республики.

Закон о принципах организации власти субъектов РФ лишал глав регионов права избираться более двух сроков подряд. Однако в 2001 году в него была внесена поправка, которая предлагала вести отсчет губернаторского срока с момента принятия закона. 9 июля 2002 года Конституционный суд России подтвердил право ряда глав субъектов РФ избираться на третий срок подряд. Отсчет пребывания в должности губернаторов стал вестись с октября 1999 года. Законодатели республик, краев и областей, где до принятия закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» пребывание на посту главы региона ограничивалось двумя сроками, получили право самостоятельно решать, как следует исчислять срок губернаторства.

Отмена прямых выборов в России

В 2004 году кандидатуры на должность губернатора президенту предлагал его полномочный представитель в соответствующем федеральном округе. В 2005 году это право получили политические партии, представленные в региональных законодательных органах. С 1 июля 2009 года вносить на рассмотрение главы государства кандидатуры на пост руководителя региона (не менее трех) могли только партии, имеющие большинство мест в парламенте субъекта РФ.

Возврат прямых выборов

Первые после семилетнего перерыва прямые выборы глав регионов состоялись в единый день голосования 14 октября 2012 года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях. С 2013 года губернаторские выборы проходят ежегодно в сентябре, в единый день голосования.

В настоящее время прямой порядок выборов руководителей субъектов РФ применяется в 75 регионах.

Непрямые выборы

В десяти субъектах Федерации проходят т.н. непрямые выборы: их глав избирают местные парламенты. Такой порядок применяется в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, а также в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.

Поправки в федеральное законодательство, разрешающие субъектам РФ заменять прямые выборы процедурой избрания региональным парламентом, были приняты 2 апреля 2013 года и 3 февраля 2015 года. Глав семи республик и трех округов избирают местные законодательные органы из числа трех кандидатур, внесенных в региональный парламент президентом РФ.

Предложения по кандидатам на пост главы республики президенту направляют партии, представленные в местном парламенте и Госдуме (не более трех от каждой).

Непрямые выборы глав регионов также проходят в сентябре, в единый день голосования. Если же они совпадают с выборами местного парламента, то избрание руководителя субъекта проводится новым созывом законодательного органа в течение 45 дней со дня его формирования.

Правила проведения выборов

В настоящее время в соответствии с избирательным законодательством глава региона избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта, или депутатами местного парламента на срок не более пяти лет и не может занимать должность более двух сроков подряд. Срок полномочий руководителя субъекта РФ исчисляется со дня его вступления в должность (инаугурации) и определяется уставом региона.

Кандидатом в губернаторы может стать гражданин России, достигший 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом и не имеющий гражданства другого государства. Баллотироваться на пост главы региона могут претенденты, выдвинутые политическими партиями, а также самовыдвиженцы (если это предусмотрено законодательством региона).

Для регистрации кандидатам необходимо собрать от 5% до 10% подписей муниципальных депутатов и глав муниципальных образований (так называемый муниципальный фильтр, установленный региональным законодательством). При этом каждый депутат может поставить подпись только за одного кандидата. Самовыдвиженцам необходимо также собрать в свою поддержку от 0,5% до 2% подписей избирателей.

Избранным на должность руководителя субъекта РФ считается кандидат, получивший в свою поддержку более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из претендентов не наберет необходимого числа голосов, назначается повторное голосование (второй тур выборов). В нем участвуют два кандидата, получившие наибольшее количество голосов в первом туре. Победителя определяют простым большинством голосов. Порог явки российским избирательным законодательством не предусмотрен.

В случае, когда главу региона избирают депутаты местного законодательного органа власти, избранным считается кандидат, за которого отдали голоса большинство членов регионального парламента. Если ни один из претендентов не получит необходимого числа голосов, проводится второй тур выборов. В нем участвуют два кандидата, за которых было отдано наибольшее число голосов в первом туре. Избранным считается тот, кого поддержит большинство депутатов.

Источник

Процедура выборов губернаторов в России

Прямые выборы губернаторов что это

Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Днем голосования по избранию высшего должностного лица субъекта РФ является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица, а если срок его полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, — день голосования на указанных выборах.

В случае досрочного прекращения полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ выборы проводятся с учетом сроков назначения выборов в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ очередного созыва — в день голосования на указанных выборах.

Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность.

Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта РФ.

Гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и отрешенный от этой должности президентом РФ, в течение двух лет не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской Федерации.

Гражданин России, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия президента России может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица, если они назначены в связи с досрочным прекращением полномочий на основании отставки по собственному желанию.

Президент России по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ.

Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения.

Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв подписи не допускается.

Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

Предвыборная агитация проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Правом голосовать на выборах обладают граждане России, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законом может быть предусмотрено, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Также подача заявлений о включении в список избирателей на другом участке возможна в рамках механизма «мобильный избиратель».

Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень. Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке.

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

На выборах высшего должностного лица субъекта РФ избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта РФ, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей.

Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место передается следующему по числу полученных голосов кандидату. Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, автономного округа, входящего в состав области, может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта, автономного округа, входящего в состав области, избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо соответственно депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, входящего в состав области. Порядок избрания устанавливается местным законодательством.

При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта РФ приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *