Прямые методы региональной политики подразумевают что

Прямые методы региональной политики подразумевают что

3.2. Методы и формы реализации региональной экономической

Решение задач территориального развития требует совершенствования механизма реализации региональной экономической политики. Дальнейшее развитие должны получить такие методы и формы государственного воздействия, как прогнозирование и программирование.

При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место должно быть отведено региональному аспекту. Это даст регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы.

В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе возможные изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и другие).

Важнейшими исходными пунктами должны стать прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.

Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

Перечни таких федеральных целевых программ, подлежащих проработке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов.

Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики.

В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как:

участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;

содействие активизации международных экономических связей регионов Российской Федерации;

создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

содействие малому и среднему бизнесу.

Ведущим в области совершенствования финансовых и налоговых отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления должен стать курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных обеспечить развитие собственными силами.

Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:

бездефицитность бюджетов большинства субъектов Российской Федерации путем изменения налоговой системы;

законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации;

сбалансированность бюджетов всех уровней, а также согласованные между Российской Федерацией и ее субъектами соответствующие расчетные принципы и методы;

контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Региональная политика

Необходимость и содержание региональной политики

Регион – часть территории страны, на которой функционирует сформированный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры, и характеризуется специфическими природно-географическими, демографическими, административными особенностями.

Предпосылки к регулированию региональной экономики:

Региональная политика — часть социально-экономической политики государства, направленной на рациональное использование ресурсов страны, размещение производительных сил, развитие экономического потенциала и потенциала ее граждан.

Государственная региональная экономическая политика – это совокупность организационно-правовых и экономических методов, которые осуществляются государством в сфере регионального развития страны в соответствии с текущими и стратегическими целями.

При разработке региональной политики необходимо учитывать разнообразие регионов, систематизировать различия социально-экономической ситуации и выделять их типы.

Направления региональной политики

Основные направления региональной политики:

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах, проводящих активную региональную политику, практически одинаково.

Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

Виды региональной политики

Виды государственной региональной политики:

Принципы региональной политики

Основные принципы региональной политики:

Цели региональной экономической политики. Методы и инструменты воздействия на экономическое развитие регионов

Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения на рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.

Цели региональной политики:

Экономические цели государственной региональной политики:

Цели государственной региональной политики вытекают из социально-экономической практики прошлого, настоящего и формирующегося будущего страны. Цели региональной политики в основном находят отражение в программах, схемах, концепциях, прогнозах и других документах, разрабатываемых и утвержденных государственными органами на краткосрочную, средне- и долгосрочную перспективы.

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики.
При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).

При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными — это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Методы косвенного регулирования регионального развития включают:

Элементы механизма государственного регулирования развития регионов:

Одним из способов регионального регулирования является реализация государственных региональных программ, которые дают возможность наиболее полно согласовать территориальные и отраслевые интересы. Цели разработки государственных региональных программ:

Финансирование программ осуществляется за счет бюджетов соответствующего
региона, его внебюджетных фондов, привлеченных кредитов и внутренних инвестиций. Региональные программы находят также государственную поддержку и могут финансироваться отчасти за счет государственных источников.

Формы воздействия на региональное развитие:

Инструменты регулирования регионального развития:

Прогнозирование и планирование комплексного развития регионов

Важной формой проведения региональной политики является прогнозирование и
планирование. Основная цель регионального прогнозирования и планирования – обоснование направлений и перспектив развития региона для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений.

Прогнозирование регионального развития – это предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу с учетом существующих показателей, динамики их изменения и возможных «возмущающих»» воздействий.

Планирование регионального развития предполагает не просто пассивное предвидение развития ситуации в регионе, но и активное воздействие на нее посредством принятия и реализации соответствующих управленческих решений с целью достижения желаемого (планируемого) состояния. Таким образом, планирование развития регионов – это моделирование будущего социально-экономического состояния регионов с учетом как независящих от субъектов управления внешних факторов, так и принимаемых ими управленческих решений.

Методы прогнозирования и планирования развития регионов:

Прогнозирование и планирование развития регионов является важной формой
государственного регулирования экономического развития региона. К инструментам такого регулирования относятся методы ориентирующего характера и активного воздействия.

Система инструментов государственного регулирования социально-экономического развития региона включает в свой состав:

Система инструментов активного воздействия государства на экономическое развитие региона включает в себя:

Регулирующие функции региональных бюджетов бюджетных систем сводятся
к следующему:

Прогнозирование и планирование социально-экономического развития страны и регионов является важнейшей функцией государства. Основным прогнозным документом, формирующим стратегию экономического развития страны, является Комплексный прогноз экономического и социального развития страны и регионов, в котором определяются главные стратегические цели, на основе которых затем разрабатываются плановые документы, формируется механизм государственного регулирования экономики.

Прогноз состоит из двух частей:

Благодаря разработке долгосрочных, среднесрочных и текущих прогнозов и планов регионального развития решаются проблемы стабилизации экономики, экономического роста, снижения безработицы в регионах, а также выравнивания уровней их социально-экономического развития.

Источник

Методы проведения региональной политики

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики.

При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).

При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными — это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Методы косвенного регулирования регионального развития включают:

§ создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;

§ привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики;

§ компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;

§ предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;

§ установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;

§ применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Электронная библиотека

Задачи современной региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Одни из них перенесены из прошлого, другие трансформируются с учетом новых условий, меняют свои приоритеты, требуют новых подходов к их решению. Качественно новые задачи региональной политики обусловлены следующими обстоятельствами:

· Россия стала самостоятельным государством, это принципиально изменило геополитическое положение многих российских регионов, условия и задачи их экономического и социального развития, связи с другими регионами;

· изменилось соотношение центрального и региональных уровней управления;

· концепция регионального развития изменила принципы взаимоотношений между Федерацией и её субъектами, расширила хозяйственную компетенцию субъектов Федерации. Вместе с тем актуальной задачей стало сохранение целостности России как объекта государственной, в том числе региональной, политики;

· произошел переход от административной системы управления к системе преимущественного рыночного регулирования.

Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:

· реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городов путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;

· преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока;

· возрождение малых городов и российских сёл, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных и иных земельных угодий;

· стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией;

· создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, горные районы);

· продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;

· стимулирования развития экспортных и импортозамещающих производств, в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия;

· формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки и ускорения экономического и социального прогресса;

· переспециализация новых приграничных регионов;

· развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные, структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;

· преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

Таким образом, в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления.

В течение прошедшего десятилетия после принятия основных решений, формирующих региональную политику, определились и методы её проведения. Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. В первом случае государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.) Во втором – государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в них или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и для управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными. В числе этих методов – осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Развитие рыночной экономики предполагает применение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем. К таким методам относятся методы:

· проведения политики субвенции (централизованные средства из федерального бюджета выделяются региону лишь на достижение таких целей, которые невозможно решить за счет других источников финансирования, например, на преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций);

· решения критических социальных проблем, а также реализации государственных региональных программ для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;

· привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики;

· компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйственные субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;

· предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;

· установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих особое значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики;

· введения регионально дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;

· применения повышенных цен на экологически чистую продукцию;

· введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в неблагоприятных регионах.

На современном этапе экономического развития рыночные структуры в регионах в основном сформированы и функционируют. К этим структурам относятся налоговая, банковская, складская и торгово-сбыточная, службы занятости и др. однако они пока еще не в полной мере отвечают рыночным требованиям, поэтому в настоящее время стоит задача дальнейшего их совершенствования. В условиях углубления экономиче

ской реформы важнейшими проблемами являются проблемы формирования и развития рынка труда и регулирования процессов занятости

Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае своего набора экономических рычагов и правовых методов.

В «Основных положениях региональной политики…» в числе методов и форм государственного воздействия выделяются, в пер­вую очередь, прогнозирование и программирование. Выделение регионального аспекта при разработке общероссийских прогнозов и программ дает субъектам Федерации необходимые ориентиры, которые позволят им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, место во внутрироссийском разделении труда, произвести корректировку в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков. Причем в проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов должны быть отражены вопросы не только совершенствования региональной экономической политики, но и региональной социальной политики, региональной политики в сфере занятости, обеспечения экологической безопасности, в области международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, повышения уровня жизни населения.

К числу методов государственного регулирования регионального развития и регионального воздействия «регионалисты» относят:

· фискальную политику (налоговое регулирование);

· монетаристскую политику (субсидируемые кредиты, инвестиционные субвенции, дотации),

· прямую селективную поддержку жизнеспособности предприятий, фирм, предпринимателей,

· регулирование свертывания экономически бесперспективных производств, стимулирование развития сектора услуг и др.

В «Основных положениях региональной политики…» выделяется региональную политику нескольких видов:

— выравнивание уровней развития регионов;

— расширение спектра социальных ролей в регионах;

— рационализацию использования местных ресурсов;

— рационализацию межрайонного сотрудничества и др.;

— автоматическую (распределение по формуле);

— проблемную (по специальным программам);

— целевую (по конкретным регионам);

— финансовую (помощь, льготы, штрафы и т.п.);

— административную (разделения и запреты);

— инфраструктурную (строительство дорог и т.д.);

— борьбу с чрезмерной специализацией хозяйства;

— суживание конкуренции регионов;

— снижение остроты противоречия «регион – страна», сглаживание контрастов «бедные» – «богатые» регионы;

Таким образом, региональная политика трансформируется с учетом новых условий.

Прямые методы региональной политики подразумевают что

Меняются приоритеты задач, требуются новые подходы к их решению.

Важную роль в повышении эффективности региональной политики, несомненно, играет принятое 7 декабря 1996 г. постановление Правительства РФ «О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации». Образованная этим постановлением Правительственная комиссия совместно с региональными органами государственной власти призвана решать следующие задачи,:

· подготовки для представления в Правительство РФ предложений по определению приоритетных направлений регионального развития на перспективу с учетом совершенствования межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации, общегосударственных и межрегиональных интересов;

· разработки плана их реализации как базы регионального раздела годовых прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;

· рассмотрения федеральных целевых программ и проектов развития регионов Российской Федерации;

· представления в Правительство РФ заключений по этим проектам;

· подготовки на этапе составления проектов годовых прогнозов социально-экономического развития РФ и федерального бюджета перечня федеральных целевых программ развития регионов, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

· организации работ по совершенствованию системы мониторинга социально-экономического развития регионов РФ;

· координации деятельности органов государственной власти по улучшению использования выделяемых бюджетных средств, мобилизации собственных ресурсов организаций всех форм собственности, средств отечественных и иностранных инвесторов, а также населения;

· организации и контроля за работой федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по выполнению решений Президента Российской Федерации и Правительства России по государственной поддержке регионов и повышения ответственности этих органов за достижение высоких конечных результатов.

Этим же постановлением было предусмотрено образование органов исполнительной власти субъектов РФ, Центра федеральных программ по развитию регионов при Правительстве России.

Таким образом, в 1996 г. была разработана региональная стратегия России, на базе которой правительство создало и приняло официальную государственную региональную политику. В этом же году были разработаны и утверждены программа помощи депрессивным районам и основные положения региональной политики, которые стали политическим ориентиром для государства.

Основными целями современной государственной региональной политики в постановлении Правительства были провозглашены благосостояние граждан, целостность государства, территориальная справедливость.

Современная региональная политика РФ построена на новых принципах. Она нацелена на повышение благосостояния граждан и осуществляется не приказами, а мерами по стимулированию или поддержанию различных общественных процессов в зависимости от того, какие из них сочтены полезными для общества, а какие – нежелательными.

Для дальнейшей разработки региональной стратегии необходимы официальные документы, конкретные меры воздействия на определенные территории, программы

региональной деятельности государства. Эта деятельность многообразна. В ней выделяются три главных направления:

1) помощь «проблемным» территориям (в том числе депрессивным районам);

2) развитие средств коммуникации;

3) разработка федеральных программ регионального развития России.

«Проблемные» территории, прежде всего депрессивные и слаборазвитые, получают помощь государства. Но помощь эта должна использоваться на структурную перестройку хозяйства, переобучение рабочей силы, модернизацию инфраструктуры, помощь желающим переехать в другие регионы, и т.д. При этом к числу «проблемных» территорий могут быть причислены не только субъекты Федерации, но и отдельные их части.

Все более актуальной становится разработка и реализация федеральных программ развития российских регионов. В них отражается точка зрения федеральной власти на то, какое направление в развитии данного района отвечает интересам страны в целом. Именно это направление государство будет поддерживать своими субсидиями, льготами и другими мерами. Такие программы становятся лоцманами государственной региональной политики.

Новые программы должны быть нацелены на среднесрочную перспективу и рассчитаны на то, что государственные инвестиции привлекут в 4 – 5 раз больше частных отечественных или иностранных капиталовложений, чтобы на государственный бюджет ложилось не более четверти будущих расходов по осуществлению программ.

При составлении региональных программ региональным и федеральным органам власти необходимо придерживаться целого ряда принципов. К их числу следует отнести принципы:

· переориентации деятельности всех структур на развитие человека и создание условий достойной жизни, повышение уровня и качества жизни, изменение ее к лучшему;

· постановки целей и задач, которые должны быть решены, чтобы обеспечить достижение цели;

· выбора критериев и показателей развития человека, создания условий достойной жизни, повышения ее уровня и качества;

· выделения ресурсов для решения поставленных задач и достижения цели;

· выбора основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели;

· проведения многовариантных расчетов и выбора приоритетов в зависимости от размеров затрат, достигаемых результатов, времени на достижение цели, возможностей использования факторов повышения эффективности;

· разработки стратегических планов, программ развития, заключения договоров и контрактов на ближайшую и более отдаленную перспективу со всеми предполагаемыми участниками их реализации;

· применения эффективных методов управления (маркетинга, стратегического планирования, программно-целевого метода, сетевого графика, синхронизации, мониторинга, управления по результатам);

· закрепления законодательными актами и нормативами зарекомендовавших себя методов управления.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *