Прямогонный бензин что это
Свойства и применение прямогонного бензина
Прямогонные бензины представляют собой фракцию нефти с пределами выкипания 180 градусов Цельсия. Состоят преимущественно из нормальных парафинов С5-С9. Получают его прямой перегонкой нефти с добавлением некоторого количества вторичных фракций.
Применяется в качестве сырья пиролиза углеводородного сырья, которое используется для получения этилена на предприятиях нефтяной и химической промышленности. Выпускаются прямогонные бензины под следующими названиями: бензин газовый стабильный (БГС), П-1 3. Прямогонный бензин обладает низким октановым числом 40-60 ед и является экспортным товаром.
Виды и сферы применения
Узкие легкокипящие продукты каталитическогориформинга (БР-2) или прямой перегонки малосернистых нефтей (БР-1). Данные сорта нашли применение в следующих сферах: растворителя для приготовления резиновых клеев при производстве печатных красок, мастик, для обезжиривания электрооборудования, тканей, кожи, поверхностей металлов перед нанесением металлических покрытий, для промывки подшипников, арматуры перед консервацией, в производстве искусственных мехов; для изготовления быстросохнущих масляных красок и электроизоляционных лаков; для извлечения канифоли из древесины, приготовления спиртобензиновой смеси для промывки печатных плат в электротехническом производстве.
Экстракционные бензины (температура кипения 70-95°С) прямой перегонки малосернистых нефтей. Применяются для экстракции растительных масел, извлечения жира из костей, никотина из махорочного листа, как растворитель в резиновой и лакокрасочной промышленности.
Малосернистый деароматизированный экстракционный бензин (температура кипения 70-85°С). Применяется для выработки масел в районах с жарким климатом (высокой испаряемостью).
Растворитель БЛХ. Применяется для извлечения канифоли из древесной щепы, а также при приготовлении резиновых клеев и лаковых рецептур типографских красок.
Узкая фракция прямой перегонки (температура кипения 110—185°С) (озокеритовый растворитель). Применяется для экстракции озокерита из руд.
Нефрас С 50/170 (ГОСТ 8505-80). Применяется в качестве растворителя при производстве искусственных кож, химической чистки тканей, промывке деталей перед ремонтом, смывания с деталей противокоррозийных покрытий и много другого.
Нефрас САР применяется при производстве монолитных конденсаторов.
Прямогонный бензин
Бензин прямогонный (БП) – это вид бензина, получаемого путем перегонки (ректификации) сырой нефти. Другие названия – нафта, нефрас.
Фракционный (химический) состав и виды
Прямогонный бензин – фракция нефти, которая выкипает из сырья при температуре не выше 180 °C. Основные составляющие – нормальные парафины C5-C9. Углеводородный состав включает разные углеводороды:
В России БП известен под разными марками: БГС, ДГКл, БР-1, БР-2 и пр.
Способы получения
Для производства берется нефть, которую перегоняют при температуре 35-180 °C. В небольшом количестве могут добавляться вторичные фракции. Еще при производстве применяются природный газ, уголь и горючие сланцы.
В современном производстве из нефти убирают фракцию НК-180 °C. Затем ее еще разделяют на фракции: НК-62 °C или НК-85 °C. Именно последние фракции получили распространение в дальнейшем использовании для изготовления товарного бензина.
Технические характеристики
Низкое октановое число – главная особенность всех видов БП. Это указывает на отсутствие антидетонационных свойств, которые важна для работы ДВС.
Основные свойства прямогонного бензина:
Способы (область) применения разных марок
Прямогонный бензин используют в нефтехимической отрасли. Он необходим для пиролиза с целью получения этилена – самого широко производимого органического вещества в мире. Дополнительно БП используют для изготовления олефинов в паровом крекинг-оборудовании.
Экстракция
Широкую сферу применения составляет также экстракция и растворение соединений органического характера. Здесь используется экстракционный бензин, который кипит при температуре 70-95 °C. С его помощью извлекают растительные масла, никотин из махорочного листа, жир из костей. Дополнительно продукт используется в качестве растворителя для лакокрасочных и резиновых составов.
Разновидность – деароматизированный бензин с температурой кипения 70-85 °C. Его используют при экстракции масла в регионах с жарким климатом, где наблюдается высокая испаряемость.
Растворители
Большим направлением в нефтехимии выступает производство из БП нефтяных растворителей. Это тот самый нефрас, который представлен разными марками. Обозначение легко расшифровывается: буква «С» указывает на смешанный состав, цифры – на температуру начала и конца перегонки.
Кроме Нефраса С 50/170 и 150/200 существует Нефрас С 40/220, который считается одним из самых распространенных. Его применяют в нефтехимии и для бытовых нужд, широко используют в строительных и отделочных работах. По структуре нефрас представляет бесцветную маслянистую жидкость. Она токсичная и легко воспламеняемая.
Возможности использования других марок:
Другие возможности применения
Возможности применения разных видов БП:
БП может быть частью различных бензиновых смесей, а также входить в состав осветительных керосинов и даже реактивных топлив. Другой сферой применения выступает производство товарных бензинов, для чего используют дистилляты НК-62 °C или НК-85 °C. Их также могут отправлять на облагораживание (изомеризацию).
БП выступает готовым продуктом для экспортных поставок. Самое большое количество экспорта занимает полуфабрикатный бензин.
Особенности транспортировки и хранения
Прямогонный бензин транспортируют в соответствии с правилами перевозки опасных грузов. Могут использоваться железнодорожный, авиационный, морской и автомобильный транспорт. Более распространена транспортировка ж/д и автотранспортом. Последний представлен различными бензовозами, которые обеспечивают наиболее быструю и удобную доставку некрупных партий нефтепродуктов.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Основным документом для прямогонного бензина выступает ГОСТ 1510-84, определяющий требования к маркировке, упаковке, транспортировке и хранению.
Прямогонный бензин
Прямогонным бензином называют лёгкие бензиновые фракции, которые были получены в результате переработки сырой нефти, газового конденсата, природного газа, попутного нефтегаза, горючих сланцев, угля и другого сырья. Данный термин характеризует вид топлива по способу получения. Если говорить о нефти, как об источнике получения прямогонного бензина, то это фракции её прямой перегонки с интервалом кипения 35-180 градусов по Цельсию.
Прямогонный бензин применяется как сырьё пиролиза для получения на нефтехимических объектах и предприятиях этилена, для блендинга и как продукт на экспорт.
В России распространены следующие названия для нафты:
Полученный путём перегонки нефти, прямогонный бензин не обладает детонационной стойкостью, так необходимой для работы двигателя, поэтому и места его использования – это не карбюраторные и инжекторные двигатели внутреннего сгорания, а химическая и нефтехимическая промышленность, где нафта используется для производства олефинов в паровом крекинг-оборудовании.Обычно прямогонный бензин состоит из углеводородов короткой цепи и имеет прозрачный цвет. Однако различные его виды отличаются друг от друга:
Помимо использования прямогонного бензина в качестве сырья для производства этилена, пропилена, бутадиена, изобутилена и аммония, он нередко является компонентом товарных «неполуфабрикатных» бензинов, реактивных топлив, и осветительных керосинов.
Бензин
Бензин – горючая многокомпонентная жидкость, состоящая из смеси углеводородов. Один из востребованных нефтепродуктов наряду с дизельным топливом. Обладает высокой температурой кипения, используется в качестве топлива и растворителя в нефтехимической промышленности.
Фракционный (химический) состав бензина
Основной особенностью бензина выступает состав, который может включать до десятка разных веществ. Это не моновещество с четкой структурой. Существует много видов бензина с разным названием, молекулярным строением и составом.
Состав фракций определяет, насколько просто будет запустить мотор, каким будет время прогревания, степень приёмистости. У автомобильного бензина есть 3 фракции:
Способы получения бензина
Длительное время бензин получали путем перегонки (ректификации) и отбора фракций нефти, которые выкипают при определенной температуре:
Ректификация предполагает разделение жидких смесей на практически чистые компоненты. По этой технологии получают прямогонные бензины с низким октановым числом. Сегодня прибегают к отгонке из нефти фракции НК-180 °C, которую вторично делят на НК-62 °C или НК-85 °C. Любой из этих дистиллятов в дальнейшем используют для изомеризации, которая позволяет получить высокооктановый бензин. Пример – Н-пентан имеет октановое число 61,8, а его изомер – уже 93.
В производстве чаще применяется изомеризация с рециклом на специальных катализаторах при температуре до 400 °C и давлении 2-3 Мпа. С ее помощью из легких алканов получают их изомеры, которые используют для изготовления АИ-95 и АИ-92.
Самым современным методом получения сегодня считают алкилирование. В результате процесса из непредельных углеводородных газов получают качественный высокооктановый алкил-бензин. При алкилировании в молекулу органического соединения вводят алкильный заместитель – алкил, т. е. остаток насыщенного углеводорода, например, метил (CH3, метилирование) или этил (C2H5, этилирование).
Качество бензина повышают несколькими способами:
В производстве используют каталитический крекинг, который, в отличие от изомеризации, не улучшает качество, а увеличивает объем выпускаемого продукта. Но нужно учитывать, что процедура повышает содержание непредельных углеводородов (до 30%0 и серы (0,1-0,5%), из-за чего ухудшается стабильность топлива. Такой бензин не используют без смешения с другими бензиновыми фракциями.
После каталитического крекинга сырье подвергают компаундированию – смешиванию, для которого используютМТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) – единственное проверенное и разрешенное на сегодня вещество для поднятия октанового числа.
Технические характеристики
Основной характеристикой бензина выступает октановое число, которое показывает стойкость топлива к детонации. Кроме нее важны:
К другим важным характеристикам бензина относят температурные показатели:
Способы (область) применения и виды
Бензин используют как топливо для двигателей внутреннего сгорания, карбюраторных и инжекторных, растворитель, горючий материал и сырье для нефтехимии. В зависимости от назначения выделяют несколько видов бензинов:
Особенности транспортировки и хранения
Бензин допускается перевозить любым транспортом. Чаще топливо транспортируют в железнодорожных и автомобильных цистернах, которые должны быть безопасными и герметичными. Водитель должен иметь соответствующее разрешение на перевозку опасных грузов – свидетельство ДОПОГ. Кроме него обязательно должен присутствовать маршрутный лист, где указано, по какому пути и куда следует транспортное средство. На нем должен быть предупреждающий знак опасности.
В бытовых условиях бензин рекомендуют хранить в металлических канистрах. Большие объемы топлива хранятся в цистернах. Емкость должна быть герметичной, поскольку поступающий кислород приводит к окислению топлива. Оптимальная температура хранения составляет от +15 до +20 °C.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Неэтилированный бензин производится в соответствии с требованиями ГОСТ 3213-2013, авиационный – по ГОСТ 1012-2013.
Термин «бензин прямогонный»
Бензин прямогонный – прямогонным бензином или нафтой называют лёгкие бензиновые фракции, которые были получены в результате переработки сырой нефти, газового конденсата, природного газа, попутного нефтегаза, горючих сланцев, угля и другого сырья. Данный термин характеризует вид топлива по способу получения. Если говорить о нефти, как об источнике получения прямогонного бензина, то это фракции её прямой перегонки с интервалом кипения 35-180 градусов по Цельсию.
Прямогонный бензин применяется как сырьё пиролиза для получения на нефтехимических объектах и предприятиях этилена, для блендинга и как продукт на экспорт. В России распространены следующие названия для нафты: бензин газовый стабильный (БГС), дистиллят газового конденсата лёгкий (ДГКл), бензин для химической промышленности и бензин прямогонный (БП).
Полученный путём перегонки нефти, прямогонный бензин не обладает детонационной стойкостью, так необходимой для работы двигателя, поэтому и места его использования – это не карбюраторные и инжекторные двигатели внутреннего сгорания, а химическая и нефтехимическая промышленность, где нафта используется для производства олефинов в паровом крекинг-оборудовании.
Обычно прямогонный бензин состоит из углеводородов короткой цепи и имеет прозрачный цвет. Однако различные его виды отличаются друг от друга:
— удельным весом (плотностью);
— содержанием парафинов, изопарафинов, олефинов, нафтенов и ароматических веществ в своём составе по результатам анализа ПИОНА (анализ назван по первым буквам составляющих);
— давлением насыщенных паров;
— содержанием серы в своём составе;
— количеством ртути и кислородосодержащих добавок, которые могут оказать влияние и воздействие на химические установки.
Помимо использования прямогонного бензина в качестве сырья для производства этилена, пропилена, бутадиена, изобутилена и аммония, он нередко является компонентом товарных «неполуфабрикатных» бензинов, реактивных топлив, и осветительных керосинов.
Компании, в новостях которых есть бензин прямогонный: Ачинский НПЗ