Прямое непрямое развитие отличается чем

Постэмбриональное развитие

Период от выхода организма из яйцевых оболочек или рождения до смерти называется постэмбриональным. Мы с вами находимся в этом периоде. Для него характерен дальнейший рост и развитие организма.

У животных рост ограничен, у растений и грибов возможен неограниченный рост (он ограничен лишь условиями среды, субстратом).

Особенно активный рост и развитие организма, половое созревание.

Функционирование взрослого, сформированного организма. Размножение.

Постепенное угасание процессов жизнедеятельности, старение.

Прямое непрямое развитие отличается чем

Прямое и непрямое развитие

В этом случае взрослая особь отличается от молодой только бо́льшими размерами. Молодая особь ведет тот же образ жизни, что и взрослая. Такой тип развития свойственен наземным позвоночным.

Прямое непрямое развитие отличается чем

Непрямое развитие отличается от прямого тем, что из яйца появляется личинка, которая сильно отличается от взрослой особи. Непрямой тип развития характерен, например, для всех насекомых.

Прямое непрямое развитие отличается чем

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Прямое непрямое развитие отличается чем

Прямое непрямое развитие отличается чем

Прямое непрямое развитие отличается чем

Биология | ЕГЭ 2022 | Вебиум запись закреплена

ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ Прямое непрямое развитие отличается чем

Многие студенты обходят стороной эту тему, она кажется им сложной. Но не бойся! Сегодня мы расскажем всё максимально просто и разложим информацию по полочкам Прямое непрямое развитие отличается чем

Прямое непрямое развитие отличается чемПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ
• Рождение особей, которые похожи по строению на взрослый организм.

• Потомство отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов.
• Характерно для пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и некоторых беспозвоночных.

Прямое непрямое развитие отличается чемНЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ
• Рождение особей, которые по строению и образу жизни отличаются от взрослых организмов. Дальнейшее развитие с МЕТАМОРФОЗОМ.

• Из яйца выходит личинка, которая устроена проще взрослого организма.
• Личинки и взрослые особи занимают разные экологические ниши — это снижает внутривидовую. конкуренцию
• Характерно для некоторых насекомых и земноводных.

Непрямое развитие насекомых делится на 2 варианта:

1) С НЕПОЛНЫМ превращением (метаморфозом)

Делится на 3 стадии:
• яйцо Прямое непрямое развитие отличается чем
• личинка Прямое непрямое развитие отличается чем
• имаго (взрослая особь) Прямое непрямое развитие отличается чем

Отряды насекомых:
• стрекозы
• таракановые
• прямокрылые (кузнечики)
• полужесткокрылые (клопы)

2) С ПОЛНЫМ превращением (метаморфозом)

Делится на 4 стадии:
• яйцо Прямое непрямое развитие отличается чем
• личинка Прямое непрямое развитие отличается чем
• куколка Прямое непрямое развитие отличается чем
• имаго (взрослая особь) Прямое непрямое развитие отличается чем

Отряды насекомых:
• перепончатокрылые (пчелы)
• жесткокрылые (жуки)
• чешуекрылые (бабочки)
• двукрылые (мухи)
• блохи

Если у тебя есть классная запоминалка отрядов насекомых, то можешь поделиться ей в комментариях Прямое непрямое развитие отличается чем

Источник

Виды постэмбрионального развития: прямое, непрямое, отличительные черты

Что такое постэмбриональное развитие

Вслед за эмбриональным развитием организмов наступает постэмбриональный период.

Постэмбриональным (постнатальным) развитием называется процесс онтогенеза живого организма, который начинается с рождения или выхода из яйцевых оболочек и продолжается до самой смерти.

С точки зрения биологии, вся жизнь человека с самого рождения — это постэмбриональный период развития индивида.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Постэмбриональное развитие всегда характеризуется ростом организмов. В зависимости от вида живые организмы могут расти в течение определенного срока или всю жизнь.

По типу роста животные делятся на две группы:

В биологии выделяют два вида постэмбрионального развития:

Прямое развитие

Прямое непрямое развитие отличается чем

Прямое развитие происходит тогда, когда появляется живой организм, во всем похожий на взрослую особь, но меньшего размера. Дальнейший онтогенез таких организмов состоит из:

Присуще животным с внутриутробным и яйцекладным типом онтогенеза: птиц, пресмыкающихся, млекопитающих, некоторых видов беспозвоночных (пауков, малощетинковых червей и др.).

Непрямое развитие (с метаморфозами)

Прямое непрямое развитие отличается чем

Непрямое развитие характеризуется появлением организма (личинки), который по своему строению, внешнему виду и образу жизни разительно отличается от взрослых организмов своего вида. Чтобы личинка стала выглядеть как взрослая особь, в ее организме должен произойти ряд метаморфоз.

Метаморфозами называют быстрые изменения, происходящие при переходе от стадии личинки к формированию взрослой особи.

Непрямое развитие у насекомых бывает двух видов:

Процесс непрямого постэмбрионального онтогенеза характерен для большинства беспозвоночных (насекомых, плоских червей, двустворчатых моллюсков и др.), а также для земноводных и рыб.

Основные периоды развития человека

В постэмбриональном развитии человека четко прослеживаются 3 основных периода:

Ювенильный

Длится с рождения и до 21 года у девушек и до 22 лет у юношей. В нем можно выделить несколько стадий:

Новорожденный

Периодом новорожденности называют первый месяц внеутробной жизни ребенка. В это время все системы организма приспосабливаются к новой среде. Малышу помогают в этом врожденные рефлексы. Он еще пытается сохранять позу эмбриона. Большую часть времени ребенок на первом месяце жизни проводит во сне.

Грудной

Возраст ребенка с 1 до 12 месяцев.

На этой стадии развития происходят активные изменения в двигательном аппарате малыша. В 1 месяц ребенок пытается распрямить ножки; в 1,5 — учится держать головку, в 6–9 месяцев — приобретает навыки сидения, к 12 — большинство детей осваивает первые шаги. Повышенная двигательная активность ускоряет обмен веществ и регулирует нервную систему ребенка.

В этот период у ребенка стремительно развивается психика. На 2 месяце жизни малыш пытается улыбнуться, в 4 — может хватать предметы и сосать их, узнавать людей, с 6 месяцев ребенок начинает понимать отдельные слова и фразы. С 6 до 12 месяцев совершенствуются его органы чувств и моторика.

Развитие ребенка в грудной период — это индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. У одних детей навыки развиваются чуть раньше указанных сроков, у других — позже.

Раннее детство

Период с года до трех лет.

Важнейший этап в психофизиологическом развитии ребенка, который характеризуется активным ростом, привыканием ко взрослой пище, формированием основных свойств личности. Это время бурного психоэмоционального и речевого развития. Ребенок способен испытывать весь спектр человеческих эмоций, а процесс познания мира и приобретения навыков строится на подражании взрослым людям.

Дошкольный

Возрастной период с трех до семи лет.

Время интенсивного развития мозга. Малыш любознателен, активно познает мир, стремится к общению с другими детьми. Важным элементом приобретения навыков и познания окружающего мира является игра.

Школьный

Период развития ребенка от семи до семнадцати лет делится на 3 этапа:

Юношеский

Завершающая стадия ювенильного периода, характеризующая развитие подростков в период с 17 до 21-22 лет.

Человек достигает физиологической, социальной и психологической зрелости.

Зрелый

Зрелый период подразделяется на две стадии:

До 35 лет

Период с 21-22 до 35 лет характеризуется остановкой интенсивного роста организма, наступлением физиологической зрелости. Эта стадия развития связана с деторождением и репродуктивной функцией человека, люди создают семьи, обзаводятся детьми.

От 35 до 60 лет

В организме человека начинают происходить физиологические изменения, замедляется обмен веществ. После 45 лет происходят значительные изменения в функционировании эндокринной системы. А после 50 лет в организме запускаются процессы, которые являются началом старения.

Период старения

Старение живых организмов — это закономерность биологического процесса, которая заключается в деградации и разрушении систем организма. От старости у человека страдают как физиология, так и психика.

Период старения — это стадия в развитии человека, которая начинается с 55 лет у женщин и с 60 — у мужчин и длится до самой смерти.

Выделяют 3 возрастные группы людей, находящихся в этом возрасте:

Чем старше становится человек, тем слабее становятся все функции в его организме.

Признаки старения делятся на:

К внешним признакам старости относятся:

Внутренние признаки старения:

Биологическое значение постэмбрионального развития

Основное значение постэмбрионального онтогенеза заключается в репродуктивной функции организмов. В связи с этим иногда периоды постнатального развития называют:

Главная задача любого живого организма — созреть, дать потомство, вырастить его и умереть, освободив место на планете для других организмов.

Источник

Что такое прямое развитие в биологии определение. Прямое и непрямое развитие животных

Онтогенез – полный цикл индивидуального развития организма. В временном интервале онтогенез начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается смертью организма. А с биологической точки зрения онтогенез – процесс полной и поэтапной реализации наследственной информации на всех стадиях существования организма, при этом значительное влияние на развитие организма оказывает окружающая среда.

Познание механизмов онтогенеза – одна из основных проблем современной биологии, поэтому в изучении закономерностей индивидуального развития участвуют различные биологические дисциплины: цитология, гистология, молекулярная генетика, биохимия и др. При этом есть две самостоятельные дисциплины, изучающие непосредственно этапы онтогенеза: эмбриология и геронтология. Учитывая такой подход, современное синтетическое учение об онтогенезе часто называют биологией развития.

При всем многообразии животного мира можно выделить следующие основные типы онтогенеза:

(личиночное, с метаморфозами)

Тип онтогенеза, его особенности и возможные нарушения определяются взаимодействием двух основных факторов: наследственной информацией данного организма и особенностью условий среды обитания. И это взаимодействие имеет место на любом этапе индивидуального развития.

Периодизация онтогенеза. Общепринятым является разделение онтогенеза на два периода: эмбриональный (для человека – пренатальный, дородовый) и постэмбриональный (постнатальный). Каждый из них в свою очередь подразделяется на более короткие отрезки (стадии), которые характеризуются определенными морфологическими и функциональными особенностями.

Любой организм может возникнуть только при наличии двух полноценных половых клеток, поэтому полнее оправдано выделение еще одного периода онтогенеза – прогенеза (проэмбриональный период), который предшествует собственно онтогенезу. Проэмбриональный период совпадает по времени с гаметогенезом, а также включает осеменение и оплодотворение.

Образование гаплоидных клеток (обеспечивает постоянство числа хромосом)

Возникновение новых комбинаций наследственного материала

Генеративные мутации (причина возникновений наследственных болезней)

Значимые события осеменения и оплодотворения:

1. Количество сперматозоидов. В эякуляте содержится около 3х10 8 сперматозоидов (в 1 мл – 60-120 млн) и они сохраняют способность к оплодотворению в течение 2-х суток.

2. Капацитация – активация сперматозоидов во время их продвижения по женским половым путям.

3. Преодоление сперматозоидом оболочек яйцеклетки и связывание со специфическим рецептором (рецепторы видоспецифичны!).

4. Акросомная реакция – ферменты акросомы (гиалуронидаза, протеазы и др.) разрушают прозрачную оболочку

5. Мембраны яйцеклетки и сперматозоида соприкасаются, головка сперматозоида погружается в цитоплазму яйцеклетки. Далее следуют стадии внутреннего оплодотворения.

6. Кортикальная реакция – изменения прозрачной оболочки делают ее непроницаемой для других сперматозоидов. Прозрачная оболочка защищает концептус (зародыш в стадии морулы) при прохождении по маточной трубе.

II. Пренатальный период. В пренатальном развитии человека выделяют следующие периоды:

начальный: первые 2 недели (стадия развития – концептус)

зародышевый: 3-8 недели (стадия развития – эмбрион)

плодный (фетальный): до конца беременности (стадия развития – плод)

Начальный период. После образования зиготы начинается стадия дробления – митотические деления клеток без увеличения их суммарного объема. Яйцеклетка человека имеет изолецитальный тип строения (питательных веществ мало и они равномерно распределены по клетке), поэтому тип дробления голобластический – зигота полностью разделяется на два бластомера. Последующие дробления – асинхронные и несколько неравномерные. После третьего деления образуется стадия морулы – группа клеток, заключенных внутри прозрачной оболочки. Центральные клетки образуют щелевые контакты, а периферические клетки формируют плотные контакты между собой и образуют защитный слой для внутренних клеток. При последующих делениях формируется стадия бластоциста. В ней четко выделяется внутренняя клеточная масса – эмбриобласт (из этих клеток формируется непосредственно эмбрион, частичное или полное разделение клеток приводит к развитию близнецов) и наружный слой – трофобласт (участвует во внедрении бластоцисты в слизистую матки и образовании хориона). Внутри бластоцисты возникает заполненная жидкостью полость – бластоцель. Наружная прозрачная оболочка истончается и исчезает. Описанные события происходит в маточных трубах. На 6-7 сутки бластоциста оказывается в полости матки и происходит имплантация – внедрение в слизистую матки.

Внедрение бластоцисты в брюшной полости приводит к возникновению внематочной беременности, в маточных трубах – к трубной беременности.

Следующий этап развития состоит в координированных, строго закономерных взаимоперемещениях обширных клеточных масс. Эти процессы называются морфогенетическими (образующими форму) движениями, или морфогенезом. В результате морфогенеза зародыш приобретает двух- или трехслойное строение (стадия гаструляции), формируется нервная пластинка, а затем нервная трубка (стадия нейруляции). Позднее начинается специализация клеток зародыша (гистогенез) и формирование отдельных органов (органогенез). Подробно эти стадии разбираются на кафедре гистологии.

Особенности постэмбрионального периода

Периоды постэмбрионального развития сопровождаются изменением морфологических особенностей, повадок и места обитания. Для прямого развития характерной особенностью является то, что после рождения эмбрион является уменьшенной копией взрослого организма, он отличается лишь размерами и отсутствием некоторых характеристик, которые приобретаются лишь со временем. Примером может быть развитие человека, животных и некоторых пресмыкающихся. Непрямое развитие характерно для беспозвоночных, моллюсков и земноводных. В этом случае зародыш имеет существенные различия по сравнению со взрослым животным. В качестве примера подойдет обыкновенная бабочка. Только после того, как будет пройдено несколько стадий развития, маленькая личинка преобразится до неузнаваемости.

Периоды развития

Периоды включают ювенильный этап, зрелость и старение.

Прямое непрямое развитие отличается чем

Непрямое развитие: примеры и этапы

Прямое непрямое развитие отличается чем

Характеристика непрямого развития

Непрямое развитие характерно для многоклеточных организмов. Из отложенного яйца выходит личинка, которая внешне и внутренне не похожа на взрослую особь. По строению это более простое существо, как правило, имеющее меньший размер. Своим внешним видом оно может быть отдаленно похоже на своих дальних предков. Примером может быть личинка такого земноводного, как лягушка.

Прямое непрямое развитие отличается чем

Внешне головастик очень напоминает маленькую рыбку. Благодаря наличию специальных личиночных органов он может вести совершенно другую жизнь, чем половозрелые особи. Даже зачаточных половых различий у них нет, поэтому пол личинки определить не представляется возможным. У определенного количества видов животных эта стадия развития занимает большую часть их жизни.

Радикальные метаморфозы

При непрямом развитии новорожденное животное сильно отличается от половозрелой формы по целому ряду анатомических признаков. Эмбрион вылупляется из яйца в виде личинки, которая претерпевает радикальные метаморфозы до того, как достигнет своей взрослой стадии. Непрямое развитие характерно для животных, которые откладывают многочисленные яйца. Это некоторые иглокожие, земноводные и насекомые (бабочки, стрекозы, лягушки и так далее). Личинки этих существ часто занимают совсем иное экологическое пространство, нежели взрослое животное. Они питаются, растут и в определенный момент трансформируются во взрослое животное. Эти глобальные метаморфозы сопровождаются многочисленными физиологическими изменениями.

Плюсы и минусы прямого развития

Плюсом прямого развития является то, что для роста нужно гораздо меньше энергии и жизненно важных ингредиентов, так как никаких глобальных перестроек в организме не происходит. Недостатком является то, что для развития эмбриона нужны большие запасы питательных веществ в яйцеклетках или вынашивание в утробе матери.

Прямое непрямое развитие отличается чем

Негативным моментом является также то, что между молодыми и взрослыми животными может возникнуть конкуренция внутри вида, так как место их обитания и источники пищи совпадают.

Плюсы и минусы непрямого развития

Благодаря тому что организмы с непрямым типом развития проживают в разных конкурентные отношения между личинками и взрослыми, как правило, не возникают. Преимуществом является также то, что личинки малоподвижных существ помогают виду расширить ареал его обитания. Среди минусов стоит указать то, что непрямое развитие животных во взрослую особь часто длится долгий период времени. Для качественных преобразований нужно большое количество питательных веществ и энергии.

Типы непрямого развития

Выделяют следующие виды непрямого развития: с полным и частичным метаморфозом. С полным превращением непрямое развитие характерно для насекомых (бабочек, жуков, некоторых перепончатокрылых). Появившиеся на свет личинки начинают есть, расти, после чего становятся неподвижными коконами. В этом состоянии все органы организма распадаются, а образовавшийся клеточный материал и накопленные питательные вещества становятся основой для образования совершенно иных органов, характерных для взрослого организма.

Прямое непрямое развитие отличается чем

С частичным метаморфозом непрямое постэмбриональное развитие свойственно для всех видов рыб и земноводных, определенных моллюсков и насекомых. Главным отличием от является отсутствие стадии кокона.

Биологическая роль личиночной стадии

1. Постэмбриональное развитие может быть прямым или непрямым.

2. При прямом развитии вновь появившийся организм по строению похож на родительский и отличается от него только размерами и неполным развитием органов. Прямое развитие свойственно человеку и другим млекопитающим, птицам, пресмыкающимся, некоторым насекомым. В развитие человека выделяют следующие периоды: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость. Каждый период характеризуется рядом изменений в организме. Постэмбриональный период разделяется на следующие этапы:

постэмбриональный (до полового созревания);

период половой зрелости (осуществление репродуктивных функций);

У человека начальная стадия постэмбрионального периода характеризуется интенсивным ростом органов и частей тела в соответствии с установленными пропорциями. В целом постэмбриональный период человека подразделяется на следующие периоды:

– грудничковый (от рождения до 4 недель);грудной (от 4 недель до года); дошкольный (ясельный, средний, старший);школьный (ранний, подростковый);репродуктивный (молодой до 45 лет, зрелый до 65 лет); пострепродуктивный (пожилой до 75 лет и старческий – после 75 лет).

Вопросы для самоконтроля

Стадии эмбрионального развития, их характеристика.

1). Зигота. Образуется в результате слияния мужской и женской гамет. Одноклеточный зародыш. В зиготе происходят сложные перемещения цитоплазмы и синтез белка.

2). Дробление. Начальный этап развития оплодотворённого яйца. Происходит многократное митотическое деление зиготы. В результате формируются группы клеток, тесно прилегающих друг к другу. Бластомеры с каждым дроблением становятся меньше.

4). Гаструляция – образуется гаструла. Это 2 или 3 слойный зародыш. Стадия делится:

Образование наружных и внутренних зародышевых листков. Эктодерма и энтодерма.

Образование мезодермы (трёхслойный зародыш). Закладка листков может происходить 4 способами:

Гистогенез – развитие тканей в живом организме. Процессы, обеспечивающие возникновение, существование, восстановление тканей с их специфическими для каждого органа функциями.

Органогенез – стадия, в которой образуется хордомезодерма.

Постэмбриональное развитие начинается после выхода организма из яйца или тела матери и заканчивается смертью организма.

Условно выделяют три периода:

Рост и дифференцировка(ювенильный или детство) – с момента рождения до периода зрелости. Происходят процессы роста и дифференцировки.

Период зрелости(пубертатный) – максимальная дифференцировка и сбалансированная работа систем органов. Организмы способны к размножению. У человека характеризуется наибольшей трудоспособностью.

Старость – характерно инволюционное развитие. Процессы катаболизма превышают процессы анаболизма. Различают: физиологическую и биологическую старость.

Прямое развитие идет без превраще­ний, когда родившийся организм и похож на взрослую особь (у птиц и млекопитающих).

35. Рост и развитие. Понятие определений. Влияние внешних и внутренних факторов на эти процес­сы.

Рост – количественное увеличение размеров и массы тела за счёт увеличения размера клеток, числа клеток путём деления или увеличения кол-ва неклеточного вещ-ва.

Все организмы в зависимости от характера роста делятся на:

Развитие – закономерный переход из одного состояния в другое, более совершенное, от простого к сложному, от низшего к высшему организму.

Внутренние – генотип, состояние нервной и гуморальной систем.

Старость как этап онтогенеза.

Старость характеризуется внешними и внутренними признаками. Изменяется осанка, появляются седина и облысение, кожа истонча­ется, теряет эластичность и покрывается морщинами, выпадают зубы. Движения стариков теряют плавность, становятся медленными и неуве­ренными, снижается работоспособность, слабеет память. Однако у многих людей до глубокой старости со­храняется высокий уровень ин­теллектуальной деятельности. Если в молодом организме органы растут, то в старости они подвергаются обратному разви­тию. Снижается невос­приимчивость к инфекционным болезням. На клеточном уровне уменьшается содержа­ние воды в протоплазме, процессы обмена веществ. Снижаются митотическая активность кле­ток.

Реанимация – процесс восстановления жизненных функций организма. В настоящее время метод реанимации нашел широкое распространение. Ведущие реаниматоры: Петров, Саркисян, Бакулев.

Животный организм определенное время развивается в теле матери или яйце. Поэтому мы можем наблюдать за развитием животных только с момента их рождения. Теля-та или жеребята рождаются зрячими, покрытыми шерсткой, че-рез несколько часов после рождения могут самостоятельно ходить. Они очень симпатичные и похожи на своих родителей (рис. 45). Некоторое время животные питаются молоком матери, после чего начинают самостоятельно потреблять корм. С возрастом их тело становится больше, но взрослыми (зрелыми) они будут только через несколько лет.

Цыпленок, только что вылупившийся из яйца, покрыт пухом и уже через несколько часов начинает бегать и самостоятельно питаться. Взрослым он станет через год.

Развитие, при котором новорожденный организм похож на взрослое животное, называют прямым .

Иначе развиваются бабочки, жуки или лягушки. Из яйца вы-лупляется живое существо, совсем не похожее на своих родите-лей. С момента рождения и до появления признаков взрослого животного с ним происходят сложные превращения. Рассмотрим это на примере достаточно распространенной в Украине бабочки белянки капустной (рис. 46).

Сначала взрослая самка откладывает на растения яйца. Из каждого яйца вылупливается личинка, называющаяся гусени-цей . Она активно поедает листья растений, особенно любит листья капусты и может полностью их съесть, оставив одни только жилки. Гусеница быстро растет, увеличиваясь в размерах, поэтому ей приходится несколько раз линять — сбрасывать слишком тесный покров. Проходит время и гусеница-обжора прекращает питаться и превращается в неподвижную куколку . На первый взгляд куколка кажется неживой. На самом деле внутри нее происходят изменения, которые завершаются форми-рованием взрослой бабочки. После того как куколка раскроется, бабочка расправляет крылышки, которые быстро обсыхают, и взлетает в небо. Питается взрослая бабочка нектаром цветков, способствуя при этом перекрестному опылению растений.

И гусеница, и куколка совсем не похожи на бабочку. Такое развитие животных называют непрямым . Материал с сайта

У лягушек непрямое развитие начинается с появления из ик-ринки головастика (рис. 17). Он также не похож на взрослое жи-вотное. Головастик дышит жабрами, живет только в воде. Сна-чала у него совсем нет конечностей, однако есть хвост, с по-мощью которого он двигается. Со временем появляются задние конечности, потом отрастают передние. Хвост укорачивается и к моменту выхода животного на сушу совсем исчезает. Вместо жабр формируются легкие, которыми животное дышит на суше.

Рост и развитие свойственны только живым существам. Это отличает их от неживой природы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *