Прямая склейка в монтаже что это
Теория монтажа. Часть 4
Предыдущие части конспекта по курсу “Основы монтажа” от Дмитрия Ларионова:
Линейный и нелинейный монтаж
Критерии, по которым можно отнести тот или иной вид монтажа к какой-либо категории:
При линейном монтаже все монтажные решения принимаются последовательно, и сборка материала идет в строгой очередности, от начала к концу.
Внести изменения в смонтированный сюжет достаточно проблематично (иногда — невозможно, пример: прямой эфир). Например, заменить один план на другой без затирания последующего материала можно только если новый и замещаемый планы одной длины.
При нелинейном монтаже материал может собираться в любой удобной последовательности; возможно начать с середины или даже с конца сюжета.
Более того, внести изменения можно в любое время в любое место смонтированного сюжета, не затрагивая соседние планы.
Почему кинопленка это частично нелинейный монтаж? Перемещение по сюжету линейное (перемоткой), в то же время внесение изменений возможно без затрагивания соседних планов.
Параллельный монтаж (cross-cutting)
Параллельный монтаж — это переключение между двумя и более сценами, которые происходят одновременно. («Джон делает что-то, а в это же время Питер…»)
Назначение параллельного монтажа:
На рассказ истории могло бы уходить в два раза больше времени, если бы сначала показывалась первая сюжетная линия целиком, а затем вторая целиком.
В английском варианте у этого термина много синонимов: cross-cutting, parallel edit, intercutting. Последний термин чаще применяется в сценарном деле, чем в монтаже.
Не всегда эти два типа параллельного монтажа могут быть четко разделены. Возможны варианты, когда будет использоваться длинный параллельный монтаж с элементами короткого.
Иногда вместо термина cross-cutting используют термин parallel edit. В этом случае, cross-cutting будет обозначать монтаж более крупными кусками (например сцены), а parallel edit — более мелкими (например в рамках одной сцены показ разных частей действия, происходящих одновременно в одном и том же месте: диалог в кафе, в то время как под столом тикает бомба).
Длинный параллельный монтаж
Действие в одной сцене развивается независимо от действия в другой. Действия могут не пересекаться долгое время.
Желательным условием длинного параллельного монтажа является то, что сюжетные линии должны пересечься, до или после этого приема. Или должно быть понятно, как эти сцены связаны между собой (например, по смыслу).
Прямая склейка в монтаже что это
Что в первую очередь полезно знать тем, кто только собирается начать монтировать.
Неважно, какой монтажной программой вы пользуетесь, — типы монтажных склеек везде одинаковы. По сути, это инструмент, позволяющий рассказать историю, которая, в свою очередь, может сильно измениться в зависимости от того, какие склейки вы решите использовать. Поняв принцип работы трех самых главных монтажных склеек, вы научитесь не просто располагать сцены друг за другом на монтаже. Давайте посмотрим.
1. Стандартная склейка
Ее все знают и любят. Пожалуй, на монтаже ее применяют чаще всего, в частности, в «восьмерках». Она представляет собой продолжение предыдущего кадра с другого ракурса, с помощью нее можно соединить разные кадры. Если вы когда-либо просто соединяли между собой два разных клипа — вы пользовались стандартной склейкой. Она хорошо подходит для ситуаций, когда не требуется сложных решений.
2. Скачок (Jump Cut)
Есть два вида скачков: первый выглядит хорошо, второй — не очень. Не очень выглядят те скачки, которые происходят во время диалога или как-то по другому вырывают нас из происходящего на экране. В последнее время Jump Cut превратился в простой способ сократить особо длинные кадры. Чаще всего скачок работает только в паре с чем-то еще, например, с саундтреком.
3. Косая склейка (J-Cut)
Отличный способ соединить два кадра, которые в противном случая друг с другом бы никак не сочетались. Достаточно просто взять аудиодорожку из начала второго клипа и наложить ее на конец первого. Растянув звуковую дорожку налево, вы увидите, что на таймлинии получилось что-то похожее на букву J (отсюда и английское название). Благодаря этому зритель погружается в происходящее еще до того, как следующий кадр появляется на экране.
4. L-Cut
Прямая противоположность предыдущему пункту. L-Cut предполагает наложение аудиодорожки из первого клипа на второй. Эту склейку полезно использовать в диалоговых сценах, потому что она разбавляет монотонность бесед, снятых на «восьмерки». Кроме того, она позволяет показывать реакцию одного персонажа сразу же, а не ждать, пока другой проговорит все, что было в сценарии.
5. Склейка на действии
Монтируя экшн-сцены, важно соединять кадры между собой как можно естественнее. Склейка на действии предполагает, что вы переходите к следующему кадру в момент, когда персонаж совершает какой-то действие. Так вы «обманываете» зрителя и говорите ему, чтобы он проигнорировал склейку. Это отличный способ смонтировать сцену драки или погони.
6. Параллельный монтаж
Смешение перспектив нескольких персонажей в одной сцене. Вы берете точки зрения разных персонажей (допустим, один из них гонится за другим) и переходите между ними. Зритель автоматически соединяет их в голове, поскольку наблюдает за происходящим в «реальном времени».
7. Заявочные кадры
Подобные кадры нужны, чтобы показать окружение, в котором разворачивается действие. С их помощью можно заявить локацию, рассказать зрителю о мире фильма. Но будьте внимательнее и не переусердствуйте — иначе аудитория потеряет интерес.
8. Монтаж
Хотите, чтобы за 45 секунд прошли месяцы или даже годы? Тогда монтаж — то, что вам нужно. При помощи него можно показать течение времени или моральный рост персонажа. Выберите набор кадров, которые показывают прогресс вашего героя, наложите вдохновляющую музыку — и монтаж, которому позавидует сам Рокки, готов.
9. Визуальное совпадение
Визуальное совпадение — прием, при помощи которого режиссер монтажа может продемонстрировать творческий подход к делу. Нужно взять кадр с каким-то действием, а затем тут же перейти на другую сцену, в которой есть нечто похожее. В качестве референса можете взять один из самых известных примеров: визуальное совпадение в «Лоуренсе Аравийском».
Рубрики: Видео, Уроки | Комментариев нет »
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Теория монтажа. Часть 2
Предыдущая часть конспекта по курсу “Основы монтажа” от Дмитрия Ларионова:
Типы склеек
1. прямая (cut)
2. наплыв (dissolve)
3. ЗТМ (fade)
4. шторка/вытеснение (wipe/push)
5. компьютерная графика (cg)
Каждая склейка состоит из двух монтажных точек — начало одного клипа и конец другого.
Наплыв и ЗТМ (затемнение) чаще всего используются чтобы показать, что между кадрами прошло какое-то время.
Типы склеек 2–5 предназначены чтобы не спрятать, а наоборот, акцентировать, подчеркнуть на смену плана. Прямая склейка многофункциональна; в некоторых приемах она может показывать, что прошло время (например, jump cut).
Правило 30° / Правило двух шагов
При съёмке одного человека с двух и более камер, рекомендуется не только менять крупность, но и смещаться в сторону, на угол примерно в 30° (примерно два шага в сторону от предыдущей точки съёмки).
Правило применимо при съемке одного человека.
Угол в 90 градусов
Если по техническим причинам не удается разместить вторую камеру с отступом в 30 градусов, или крупности кадра получаются соседними, можно пойти другим путем и нарочито увеличить угол до 90 градусов. Цель этого действия — достичь достаточного количества отличий между кадрами.
Правило непрерывности (continuity)
1. Действия (movement)
2. Реквизита (content)
3. Звука (sound)
4. Композиции (screen position)
Если какое-либо действие начинается в одном кадре, и этот кадр заканчивается, то окончание действия все же желательно показать, в следующем кадре.
Нарушение этого правила приводит к временному джамп-кату (который может быть ошибкой или приемом).
Восполняемый реквизит должен расходоваться равномерно (сигареты — скуриваться и не «отрастать» обратно, бокалы с шампанским — выпиваться и не наполняться самостоятельно). Также реквизит, декорации, положение и реплики актёров должны совпадать при смене планов. Если на общем плане актёр держит в левой руке отвертку, то и на крупном плане она должна оставаться там же, при условии что актёр не взял ее в другую руку в кадре или у него было достаточно времени, чтобы сделать это за кадром.
Нарушение этого правила — всегда ошибка.
В разных планах уровень звука (реплики актеров, фоновый шум, музыка) должны быть одинаковыми. В противном случае, это сильно отвлекает внимание зрителя.
Нарушение этого правила — всегда ошибка.
Композиция кадра не должна “прыгать” от кадра к кадру. Например, актер не должен хаотически перемещаться по экрану (из-за разницы в композиции кадра), если в действительности он стоит на одном месте.
Нарушение этого правила приводит к композиционному джамп-кату (который может быть ошибкой или приемом).
Монтаж с захлестом (Double cut)
Монтаж с захлестом — это повтор одинаковой фазы действия в соседних планах (на склейке).
В ситуациях, когда важное действие имеет недостаточную протяженность на экране, его можно повторить на разных крупностях, захлестывая фазы движения в разных кадрах.
Назначение — “растянуть” время, подчеркивая значимость или эффектность действия (взрывы, удары и прочее).
Технически, монтаж с захлестом — это частный случай монтажа по фазе движения, а точнее — нарушение этого правила, ставшее приемом.
Частота кадров
Порог мерцания — это минимальная частота смены кадров, при которой человек начинает видеть движение. Примерно 12fps.
Первые фильмы снимались на 12 кадров в секунду. Потом частота кадров была увеличена до 16 fps. Появление звука привело к тому, что частоту кадров вынуждены были поднять до 24fps.
Количество кадров в секунду различается в зависимости от типа (кино/видео) и вещательного стандарта (PAL/NTSC).
Частота кадров на ТВ привязана к частоте напряжения в электросети (50Hz и 60Hz).
IV. РЕМЕСЛО ЖУРНАЛИСТА
6. Монтаж видеоматериала
«Владимир Яковлевич Ворошилов научил меня тому, что в любой передаче каждая секунда должна работать на задачу. Нельзя тратить эфирное время на какие-то ненужные вопросы и ответы. Ни в джинглах, ни в промо, ни в одной склейке не должно быть пауз, каждая секунда должна нести эстетическую, эмоциональную или содержательную информацию. А если вы как создатель программы не можете ответить на вопрос, почему у вас в этом месте стоит именно это, то вы не умеете делать телевидение», — Иван Демидов
«Однажды я не спал больше ста часов. Монтаж «Взгляда» шел четверо-пятеро суток. Поэтому мы установили дежурство — например, если Влад Листьев с Димой Захаровым выходят в эфир, то я контролирую монтаж сюжетов, чтобы программа выглядела так, как мы хотим. Приходилось жить на телецентре и спать во время репетиций и склеек — ведь для того, чтобы сделать монтажную склейку между двумя рулонами магнитной ленты, нужно оба рулона отмотать, это занимает 10–15 секунд, и это время можно поспать. В передаче по тем временам было не очень много склеек, четыреста или пятьсот», — Александр Любимов
А. Любимов: «Андрей Шипилов над нами. Именно он выкопал нас на Иновещании»
ВОЗМОЖНОСТИ МОНТАЖА
«Следите за склейками. Цифровая реальность привнесла в нашу жизнь странное явление — монтажные программы могут сдвигать звуковую дорожку по отношению к видео, иногда всего на 1–3 кадра, то есть на какие-то доли секунды, но даже такая мелочь делает героев менее убедительными. Зритель не видит несинхронность, но подсознательно чувствует ее и транслирует как неубедительность. А еще монтажные программы не всегда адекватно обрабатывают склейки и могут вставлять между вашими планами случайный кадр — всего 1/25 секунды. Увидеть 1/25 секунды невозможно, но можно почувствовать. Это умел Андрей Разбаш и научил этому меня», — Александр Любимов
ВЗАИМОСВЯЗЬ И ЛОГИКА ВИДЕОРАССКАЗА
ПЕРЕБИВОЧНЫЕ КАДРЫ
СОКРАЩЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ
КОМФОРТНЫЙ МОНТАЖ
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ
СУБЪЕКТИВНАЯ КАМЕРА
КАПИТАЛ-ШОУ «ПОЛЕ ЧУДЕС»
«Если бы появился запрос на новую телеигру, я — поскольку у нас фактически нет публичной конкуренции в политике, в управлении государством — предложил бы политическую игру, игру в выборы президента, чтобы голосовал весь Интернет. У нас уже была игра «Имя Россия», когда мы выбирали исторического персонажа — не самого любимого, не самого популярного, а самого заметного», — Александр Любимов
«Угадай мелодию» — успешная телеигра, но слишком технологичная, почти без общения. Это же получасовка. Верх нашей технологии. Первый цикл записывали весной 1995 года в течение двух-трех месяцев. Записали около 300 выпусков сразу на год. Мы ее переэксплуатировали, она шла каждый день, стала слишком обыденной. Жаль, Влад ее не увидел», — Александр Любимов
«В начале 1990 года Влад Листьев рассказал мне о том, как он с ребятами придумал «Поле чудес» и что там будет происходить. Я тогда еще очень удивился: как это, после «Взгляда» какое-то колесо? А Влад говорил о том, что надо развивать развлекательное телевидение, что сплошная информация приелась. Надо сказать, он невероятно легко и точно ловил идеи», — Леонид Якубович
«Вся эта атмосфера — сам Якубович, угощения, которые привозят ему из деревень в подарок, — пироги, мед, огурцы, — атмосфера русской деревни, русского фольклора, русской культуры гостеприимства. На самом деле это клуб — и мы даже не покупаем на это шоу массовку, что сейчас на ТВ практически не бывает. Люди сами с радостью приходят, чтобы окунуться в эту атмосферу, пообщаться с Леонидом, увидеть таких же, как они», — Александр Любимов
«Влад, будучи ведущим «Поля чудес», по сути, прикрывал ребят из «Взгляда из подполья», — Андрей Разбаш
«Я помню, как Влад предложил мне вести программу. Он сказал: «Я тут подумал и решил отдать тебе «Поле чудес. Как ты на это смотришь?». Потом была длинная пауза. Он еще что-то говорил, но я уже ничего не слышал. Показалось, что Влад сошел с ума. Как это отдать? И для чего мне? На всеобщий позор? Это же профессия, этому надо учиться. Как это вообще будет происходить? Никаких телевизионных амбиций у меня не было. У меня была постоянная работа, я считался неплохим литератором. Зачем мне все это!? Влад довольно долго меня уговаривал. Даром убеждения он владел. Никаких особых аргументов не было. Просто: «Давай попробуем». Предлагал даже записать одну передачу, которая не пойдет в эфир. Обещал стоять во время записи рядом. Когда я все же согласился, Влад действительно еще много месяцев стоял за камерой. Правила игры я никак не мог выучить, меня постоянно замыкало, все от меня сатанели.
Где-то на третьей передаче я пришел к ребятам и сказал: «Все, дорогие, я вне игры». Но уйти мне не дали. Однажды прихожу в студию, на свою — как я считал — последнюю запись. А там уже собрались все: Влад Листьев, Саша Любимов, Ваня Демидов. Они начали представлять меня зрителям. После этого раздались такие аплодисменты, которых я в своей жизни больше никогда не слышал. Уйти после такой встречи было невозможно. Меня «купили» этим навсегда. Но скажу: настоящим профессионалом не чувствую себя до сих пор. Создается ощущение какого-то сна. Иногда хорошего, иногда не очень. Я никогда не видел полностью ни одной своей передачи. Не люблю смотреть на себя со стороны», — Леонид Якубович
«Если Якубович захочет на пенсию. я не знаю, что мы будем делать. Будем обсуждать эту ситуацию с каналом. У нас есть кандидаты, но захочет ли канал рисковать? Может быть, канал решит закрыть программу, а может быть, решит попробовать. Тогда мы запишем другого ведущего, и это сработает. Или нет», — Александр Любимов
Это второй урок из мини-курса по теории монтажа. В этом уроке вы узнаете про различные типы склеек (Прямая склейка / Cut, Наплыв / Dissolve, Затемнение / Fade In, Fade Out, Шторка / Wipe и Графика / CG).
Автор мини-курса: Александр Заботкин (Первый канал).
По заданным фильтрам ничего не найдено
Попробуйте изменить критерий поиска, или сбросить фильтры.
Комментарии 14
Потрясающе интересные уроки, смотрятся на одном дыхании! И, кстати голос действительно шикарный ))
Просто великолепно! Я начинаю разбираться в терминологии!
Благодарю. А по элементу 3d, чё нибудь выйдет?
В ближайшее время не планируется.
Очень познавательно. Спасибо.
Ранее я использовал наплыв только для того, что бы связать плохо склеиваемые планы. Оказывается, что это прием может использоваться в других целях. Очень эффективно работает.
Шторка с графикой, тоже потрясающий прием, который очень естественно сморится на экране и даже не заметен. Было бы хорошо если бы Video Smile сделали урок по этой теме, наверное это не очень сложно, по сравнению с другими их уроками. Я бы даже хотел об этом попросить ребят!
Приятный голос, это не то что не то за что нужно благодарить. Отлично подобранный материал. Профессиональный подход. Отличное изложение, доходчиво и наглядно. Видно что Александр любит свое дело и делится с удовольствием своими знаниями. Давая возможность расширить наш кругозор и сделать интересней ролики тех то увлекается монтажом.
Спасибо, от души, Александр! Ждем новых уроков!
Спасибо! приятный голос спикера.
Переход по внешней ссылке
VideoSmile не несёт ответственности за безопасность за пределами нашего сообщества.
Будьте осторожны и внимательны.
1″ > Вы можете выбрать до <
Создать опрос
Название опроса
Ответ <<(index + 1)>> Удалить ответ
Сортировка:
Опрос
По вашему запросу ничего не найдено
Попробуйте изменить критерий поиска, или сбросить фильтры.