Прозябанье что это дольней лозы

«Пророк» Александра Пушкина в сравнении с Библией

Прозябанье что это дольней лозы

Классические тексты, прочитанные когда-то в детстве и благополучно забытые потом, любопытно порой перечитывать спустя много лет. Казалось бы, привычно-знакомое содержание может вдруг неожиданно открыться с совершенно неожиданной стороны. Для меня очередным примером такого неожиданного повторного прочтения стал пушкинский «Пророк»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Давно известно, что поэт, сочиняя стихотворение, оттолкнулся от фрагмента 6-й главы книги пророка Исайи. Приведу его, поскольку в сравнении двух текстов и открывается то, что теперь меня «зацепило» у Пушкина:

Исаия 6:1-8 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.

И там и тут есть понимание автора о том, что его язык грязен. Ангел у Пушкина поступает радикально – вырывает проблему с корнем и вкладывает жало змеи. Впрочем, понятно, что проблема даже не в языке, важно изменить сердце – и тогда тот же язык, что говорил празднословно и лукаво, начнет говорить совсем другое.

Пушкин и здесь поступает радикально – не надеясь изменить испорченное сердце, ангел просто вырывает его, как и язык. Нет сердца – нет проблемы: он вкладывает вместо него пылающий уголь (очевидно, тот самый, с жертвенника) — чтобы жег и заставлял шевелиться жало во рту.

Пушкин использовал всю силу своего поэтического таланта, чтобы заворожить читателя силой созданных им образов – вырвал язык! Вырвал сердце! Вложил змеиное жало! Вложил уголь! Человек лежит мертвый – но чудесным образом оживляется, и зомби с углем вместо сердца идет говорить – во рту шевелится жало…

Поэт с одинаковой яркостью показал как свой литературный гений, так и собственное восприятие Бога из Библии. Не стоит обманываться внешней «библейской» картинкой – по своему восприятию Библии поэт на момент написания пророка недалеко ушел от подростковой «Гаврилиады». Тогда целью было сознательное кощунство, сейчас – поэтическое упражнение по мотивам ветхозаветных пророческих историй. Но искусство не врет – и поэт для духовного читателя своим текстом сам же поставил себе «диагноз», показал свое личное видение Бога.

Бог Пушкина – страшен. Человек для него – сырье для эксперимента, инструмент для выполнения определенной задачи. Чувств у него к человеку, судя по его жестам и методам работы, нет никаких. Хотя поэт и отталкивается от библейской истории, его Бог — это не Бог израильского народа. Это бог скорее одного из народов, окружавших израильтян – Хамос, Баал-Зебул (Вельзевул), Дагон. Это слишком хорошо узнаваемая бесчувственная жестокость типичного языческого бога.

Сравним поведение ангела у Исайи. Да, проблема с языком действительно стоит:

Иакова 3:5-6, 8 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

Бог в Библии также понимает, что основная проблема все же не в языке.

От Матфея 15:10-11, 19-20 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека;

Вырвав язык, сердце не изменишь. Радикальность ангела у Пушкина слишком узнаваема – «нет человека — нет проблемы!» Вырвать с корнем и язык и сердце (то, что нельзя исправить) уничтожить вместе с проблемой самого человека – слишком узнаваемо, слишком предсказуемо, слишком по-человечески!

Господь в Библии потому и непостижим, что, радикально обходясь с грехом, не губит вместе с ним человека – носителя греха! Он работает с нечистым языком и испорченным сердцем, чудесным образом излечивая и преображая то и другое.

У Исайи ангел не вырывает языка, а касается губ углем с жертвенника. В худшем случае это вызовет лишь небольшой ожог. У Исайи ангел КАСАЕТСЯ углем губ, а не ПРИЖИМАЕТ его к ним – т.е. не ставит целью сжечь губы! В одном жесте видно проявление заботы и любви.

Господь во сне показывает Исайе свою славу – показывает Себя Самого! Понятно, что это картинка, образ, но даже она столь выразительна, что Исайя был потрясен! Даже ангелы вокруг Господа использовали большую часть крыльев, чтобы закрывать лица и ноги (жест, показывающий, что они не могли видеть его славы и не могли вынести осознания своего несовершенства в его присутствии). Но Его присутствие не подавляет! У Пушкина оживший зомби получает приказ-инструкцию – «иди и делай». У Исайи Господь спрашивает: «кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» — дает свободу выбора человеку, видящему Его славу.

И не случайно Исайя реагирует на все виденное словами: «вот я, пошли меня!» Свободный выбор человека, с теми же самыми языком и сердцем – но получившего откровение, способное изменить его кардинально, и при этом оставить живым человеком…

От Луки 10:21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Цель статьи – не в то, чтобы «лягнуть» великого поэта. Мой мотив лучше всего выражают эти слова Иисуса – кто я такой, чтобы мне в Библии был открыт такой характер Бога, которого там не сумел увидеть гениальный поэт и писатель? Слава и хвала Ему за Его милость!

Ситуации, подобные истории с пушкинским пророком – лишняя причина понять, как безмерно много было дано мне и прочим «младенцам», «не сильным», «не благородным», «не мудрым по плоти «…

Автор: Михаил Калинин

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Значение слова «прозябание»

Прозябанье что это дольней лозы

1. Книжн. устар. Действие по глаг. прозябать (в 1 знач.); произрастание. И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Пушкин, Пророк. [Берег] представлял болото, заросшее хвощами и папоротниками, над которыми кое-где возвышались группы странных деревьев, приспособленных к прозябанию в воде. Обручев, Плутония.

2. Малосодержательная, унылая, безрадостная жизнь, бесцельное, пустое существование. Начнется вместо жизни прозябание, и в душе человека образуется стоячая вода, до которой не коснется никакое волнение внешнего мира. Писарев, Обломов. Роман И. А. Гончарова. В Бургосе прошло десять лет моей жизни, если можно назвать жизнью прозябание в тюрьме. Трифонов, Испанская Одиссея.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПРОЗЯБА’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. прозябать в 1 знач. (книжн. устар). Дольней лозы прозябанье. Пушкин. 2. перен. Мало содержательный, мало осмысленный, бесцельный образ жизни (разг. пренебр.). Жизнь Обломова не жизнь, а какое-то п.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

прозяба́ние

1. устар. действие по значению гл. прозябать; произрастание ◆ Стоит только смирно гулять по дорожке, и если обладаешь какой-нибудь гнусной привычкой, как, например, кряхтишь во всю мочь или откашливаешься (это пугает рыб), или ногами дрыгаешь (это наносит вред прозябанию трав), то можно и совсем в сад не ходить. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Сатиры в прозе», 1859–1862 г. (цитата из НКРЯ)

2. разг. малосодержательное, бесцельное существование ◆ Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за её живую душу. Н. А. Добролюбов, «Луч света в тёмном царстве», 1860 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Прозябанье что это дольней лозыПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: посмелеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

прозябанье

Смотреть что такое «прозябанье» в других словарях:

прозяба́ние — я, ср. 1. книжн. устар. Действие по глаг. прозябать (в 1 знач.); произрастание. И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Пушкин, Пророк. [Берег] представлял болото, заросшее хвощами … Малый академический словарь

ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ — роман русского писателя эмигранта Саши Соколова (1974), один из самых сложных текстов русского модернизмаи в то же время одно из самых теплых, проникновенных произведений ХХ в. В этом смысле Ш. д. напоминает фильм Андрея Тарковского Зеркало (см.… … Энциклопедия культурологии

ДОЛЬНИЙ — ДОЛЬНИЙ, дольняя, дольнее, и дольный, дольная, дольное (поэт. устар.). 1. прил. к дол, долинный. «Дольней лозы прозябанье.» Пушкин. 2. Земной, человеческий; ант. возвышенный, неземной. «Из мира дольнего куда младые сны его уводят?» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

ПРОЗЯБАНИЕ — ПРОЗЯБАНИЕ, прозябания, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. прозябать в 1 знач. (книжн. устар.). «Дольней лозы прозябанье.» Пушкин. 2. перен. мало содержательный, мало осмысленный, бесцельный образ жизни (разг. пренебр.). Жизнь Обломова не жизнь, а… … Толковый словарь Ушакова

Лирика — ЛИРИКА. Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом (см.) разумеется поэзия, объективно повествующая о… … Литературная энциклопедия

Поэзия и проза — соотносительные понятия, употребляемые в смысле стихов и прозы, т. е. стихотворных и нестихотворных произведений художественной литературы, или в смысле противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной,… … Литературная энциклопедия

Византия в художественной литературе — не является распространённой темой. Тем не менее, можно перечислить ряд произв … Википедия

внимание — Внимать, внять, внимание. [. ] картина преображения слуха [в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» Л. А.] включает в себя рассказ о просветлении и расширении восприятия, о тех новых областях познания на небе, на земле, на море, под водою, которые … История слов

Источник

Словари

прил., кол-во синонимов: 19

сущ., кол-во синонимов: 2

прил., кол-во синонимов: 1

Малосодержательное, бесцельное существование.

ПРОЗЯБА́НИЕ, прозябания, мн. нет, ср.

1. Действие по гл. прозябать в 1 знач. (книжн. устар.). «Дольней лозы прозябанье.» Пушкин.

2. перен. мало содержательный, мало осмысленный, бесцельный образ жизни (разг. пренебр.). Жизнь Обломова не жизнь, а какое-то прозябание.

Действие по глаг. прозябать (в 1 знач.); произрастание.

И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Пушкин, Пророк.

[Берег] представлял болото, заросшее хвощами и папоротниками, над которыми кое-где возвышались группы странных деревьев, приспособленных к прозябанию в воде. Обручев, Плутония.

2. Малосодержательная, унылая, безрадостная жизнь, бесцельное, пустое существование.

Начнется вместо жизни прозябание, и в душе человека образуется стоячая вода, до которой не коснется никакое волнение внешнего мира. Писарев, Обломов. Роман И. А. Гончарова.

В Бургосе прошло десять лет моей жизни, если можно назвать жизнью прозябание в тюрьме. Трифонов, Испанская Одиссея.

прозяба́ние, прозяба́ния, прозяба́ний, прозяба́нию, прозяба́ниям, прозяба́нием, прозяба́ниями, прозяба́нии, прозяба́ниях

сущ., кол-во синонимов: 4

жалкое существование, растительная жизнь

растительная жизнь, жалкое существование, коптение

И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. // Пушкин. Стихотворения //

Блюди особенно ты за растеньем сим, Пусть хорошенько прозябает. // Козьма Прутков. Сочинения //.

нареч. качеств. разг.-сниж.

нареч, кол-во синонимов: 2

прил., кол-во синонимов: 4

несов. неперех. разг.

Жить малосодержательной, бесцельной жизнью.

ПРОЗЯБА́ТЬ, прозябаю, прозябаешь, несовер.

1. Расти, прорастать (книжн. устар.).

2. перен. Вести мало осмысленный, бесцельный образ жизни (разг. пренебр.). «Чорт знает для чего живешь и прозябаешь.» Писемский. «Лишь бы жить полной жизнью, лишь бы чувствовать свое существование, а не прозябать!» Гончаров.

3. несовер. прозябнуть в 1 знач. (прост.).

ПРОЗЯБАТЬ, прозябнуть, озябнуть сильно, иззябнуть насквозь. Кучера прозябли, дожидаясь разъезда. Кони прозябли, не стоят. Коли руки прозябли, так похлопай, отогрей. Сырую шкуру, для сыромяти, морозят, чтоб хорошо прозябла, промерзла, чтоб мороз прохватил. Прозяблый мальчишка, прозябший.

| Прозябать, прозябнуть, церк. произращать, растить, или

| произрастать, расти, вырастать. Яко вертоград семена своя прозябает, тако возрастит Господь правду, Псалтирь. Яко лист, расплащаяся на древе часть, ов убо спадает, другий же прозябает, Сирах.

| Ныне б.ч. ·в·знач. прорасти, пустить расток, мочку; семя прозябает, ожило, проросло, принялось, пустило корешек и стебелек. Прозябание, прозябение, ·сост. по гл., рост, развитие растительности, пророст семени;

| прозябение, растение, злак, былие, трава, овощ, дерево; раст, что растет на корне, прозябаемое ср. или царство прозябаемых, прозябаемое, растительное, все, что растет на чем-либо, укореняясь, от плесени до дуба и кедра. Прозябаемость жен. растительность или растение.

Все растущее и прозябающее на его земле, сеянное и несеянное, обращается в деньги. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы.

2. Вести малосодержательную, унылую, безрадостную жизнь, бесцельное, пустое существование.

Чувствую, что я живу, а не прозябаю, что я человек, а не животное. Белинский, Письмо М. А. Бакунину, 1 ноября 1837.

Ср. Меня всегда бесит, убивает, когда умирает молоденькое, хорошенькое существо, тогда как сам тут, черт знает для чего, живешь и прозябаешь!

Писемский. Масоны. 2, 4.

Ср. Он. просиживал. без мысли, без движения, живя, как говорил он себе теперь, «сладкою и тупою жизнью растения».

Маркевич. Бездна. Пролог. 14.

Ср. На родине моей, в этом саду прекрасных произрастений, я не научился, однако ж (сказал Дон-Алонзо), прозябать душою, как большая часть людей холодного здешнего климата.

Марлинский. Испытание. 8.

Ср. Жизнь в Карлсбаде беззаботно

Льется тихим ручейком;

По-карлсбадски здесь живем.

Кн. П.А. Вяземский. Очерки Карлсбада. 2.

прозяба́ть, прозяба́ю, прозяба́ем, прозяба́ешь, прозяба́ете, прозяба́ет, прозяба́ют, прозяба́я, прозяба́л, прозяба́ла, прозяба́ло, прозяба́ли, прозяба́й, прозяба́йте, прозяба́ющий, прозяба́ющая, прозяба́ющее, прозяба́ющие, прозяба́ющего, прозяба́ющей, прозяба́ющих, прозяба́ющему, прозяба́ющим, прозяба́ющую, прозяба́ющею, прозяба́ющими, прозяба́ющем, прозяба́вший, прозяба́вшая, прозяба́вшее, прозяба́вшие, прозяба́вшего, прозяба́вшей, прозяба́вших, прозяба́вшему, прозяба́вшим, прозяба́вшую, прозяба́вшею, прозяба́вшими, прозяба́вшем

влачить (жалкое) существование, коптить небо; коптеть (разг.)

разг: коптеть. небо коптить.

влачить жалкое существование.

Еще прозябнув бьются кони,

Наскуча упряжью своей.

В «Метели»: «Лошади, прозябнув, не стояли на месте».

У Грибоедова в «Горе от ума» (Фамусов Скалозубу):

Сергей Сергеич, к нам сюда-с,

Прошу покорно, здесь теплее;

Прозябли вы, согреем вас.

Это слово коренное восточнославянское, по-видимому, не подвергалось заметным семантическим изменениям в истории русского литературного языка. Оно находится в ближайшем родстве с словами того же корня, свойственными всем славянским языкам как южной, так и западной группы; напр. сербск. зéбети `зябнуть, бояться’; чешск. zábsti, zábnóuti `зябнуть’; польск. ziąbnąć, ziębnąć `зябнуть’, ziąbić, ziębić `знобить’ (Преображенский, 1, с. 260). Этимология этого слова не ясна. Но, по-видимому, оно если не искони, то, во всяком случае, давно уже не имело прямой семантической связи освоим омонимом прозябать в значении `произрастать’, в современном употреблении: `влачить жалкое существование’. Форма совершенного вида от этого последнего глагола утратилась в русском литературном языке XIX в. В этом нельзя не видеть явной тенденции к разграничению омонимов.

И дольной лозы прозябанье

Козьма Прутков в своей басне «Помещик и садовник» каламбурно демонстрировал последствия смешения этих омонимов:

Помещику однажды, в воскресенье,

Поднес презент его сосед.

То было некое растенье,

Какого, кажется, в Европе даже нет.

Помещик посадил его в оранжерею,

Но, как он сам не занимался ею

(Он делом занят был другим:

Вязал набрюшники родным),

То раз садовника к себе он призывает

И говорит ему: «Ефим!

Блюди особенно ты за растеньем сим;

Зима настала между тем.

Помещик о своем растеньи вспоминает

И так Ефима вопрошает:

«Что, хорошо ль растенье прозябает?»

Пусть всяк садовника такого нанимает, который понимает,

Чтó значит слово: «прозябает».

Жизнь в Карлсбаде беззаботно

Льется тихим ручейком;

По-Карлсбадски здесь живем.

Ироническая экспрессия резко меняет и смысловые очертания слова. В слове прозябать все более стушевывается старое прямое значение `произрастать, расти’, а выступает переносное `вести растительную жизнь, лишенную глубокого внутреннего духовного содержания, осмысленной цели’. Этот новый оттенок ярко выступает уже в литературных стилях 20-30-х годов XIX в.

В русском литературном языке XVIII в. это значение выразилось глаголом веществовать. В «Словаре Академии Российской» 1789 г. замечено: «Веществую употребляется к означению людей, лишенных почти разума и чувствия, и значит: существую, только что бытие имею: Он не живет, но токмо веществует» (сл. АР 1789-1794, 1, с. 674).

Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись на девяти листках разного формата с рядом вставок, сделанных в разные годы. Кроме того, в архиве есть карточка, написанная рукой автора и озаглавленная: «Прозябать. Первоначальное представление». Предложенное определение включено в публикуемый текст.

Источник

Словари

ПРОЗЯБА́НИЕ, прозябания, мн. нет, ср.

1. Действие по гл. прозябать в 1 знач. (книжн. устар.). «Дольней лозы прозябанье.» Пушкин.

2. перен. мало содержательный, мало осмысленный, бесцельный образ жизни (разг. пренебр.). Жизнь Обломова не жизнь, а какое-то прозябание.

Действие по глаг. прозябать (в 1 знач.); произрастание.

И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Пушкин, Пророк.

[Берег] представлял болото, заросшее хвощами и папоротниками, над которыми кое-где возвышались группы странных деревьев, приспособленных к прозябанию в воде. Обручев, Плутония.

2. Малосодержательная, унылая, безрадостная жизнь, бесцельное, пустое существование.

Начнется вместо жизни прозябание, и в душе человека образуется стоячая вода, до которой не коснется никакое волнение внешнего мира. Писарев, Обломов. Роман И. А. Гончарова.

В Бургосе прошло десять лет моей жизни, если можно назвать жизнью прозябание в тюрьме. Трифонов, Испанская Одиссея.

(лишенный слуха, не слышащий)

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной,

Примеры с правильным ударением:

Звучание пословицы также «подсказывает» правильное ударение: Сытое брюхо к ученью глу́хо.

(приглушенный, неясный; заросший, дикий и др.)

Если сны паутинны и тонки,

Так и знай, что уж близко старухи,

Из-под Ревеля близко эстонки.

И. Ф. А́нненский, Старые эстонки.

ДО́ЛЬНИЙ, дольняя, дольнее, и дольный, дольная, дольное (поэт. устар.).

1. прил. к дол, долинный. «Дольней лозы прозябанье.» Пушкин.

2. Земной, человеческий; ант. возвышенный, неземной. «Из мира дольнего куда младые сны его уводят?» Пушкин.

Относящийся к долине; земной.

И неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. // Пушкин. Стихотворения //; А пальма та жива ль поныне. Или в разлуке безотрадной Она увяла, как и ты, И дольний прах ложится жадно на пожелтевшие листы? // Лермонтов. Стихотворения // /

Из мира дольнего куда Младые сны его уводят? // Пушкин. Стихотворения //; Средь мира дольнего Для сердца вольного Есть два пути. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //

Внимать, внять, внимание.

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Исполнись волею моей.

И их наполнил шум и звон.

(Виноградов. Язык Пушкина, с. 133-134).

Тайное общество «Братьев чистоты» («Ихвн а-аф'»), своеобразных энциклопедистов арабо-исламского Средневековья, включало исмаилитов или было близко к ним. Повышенное внимание к вопросам политической власти и исторической справедливости, характерное для исмаилизма как течения, возникшего в шиитской среде, сказалось и в философии, повлияв на создание собственной историософии и разработку теории исмаилитского социума как одной из центральных структур универсума. Положение о такой связанности внешнего, или явного (хир) и внутреннего, или скрытого (бин), при которой одно соответствует другому и может быть транслировано в другое, причем истина (аа) и является такой взаимной трансляцией между явным и скрытым, составляет одну из фундаментальных интуиций арабо-исламской теоретической мысли, которая получает развитие в философии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *