Прозаический пересказ что это

ПРОЗАИЧЕСКИЙ

Полезное

Смотреть что такое «ПРОЗАИЧЕСКИЙ» в других словарях:

ПРОЗАИЧЕСКИЙ — ПРОЗАИЧЕСКИЙ, прозаическая, прозаическое; в качестве кратк. употр. прозаичен, чна, чно (книжн.). 1. только полн. Написанный прозою; ант. стихотворный (лит.). Прозаический перевод. 2. Употребляющийся преим. в прозе, отзывающий прозой, пригодный… … Толковый словарь Ушакова

прозаический — см. будничный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. прозаический прил. 1. • будничный … Словарь синонимов

прозаический — ая, ое. prosaïque adj. 1. Отн. к прозе 1, свойственный ей. БАС 1. Приводя в пример судьбу своего прозаического языка, г. Лемонте утверждает, что и наш язык не столько от своих поэтов, сколько от прозаиков должен ожидать европейской своей… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПРОЗАИЧЕСКИЙ — ПРОЗАИЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. см. проза. 2. То же, что прозаичный. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Прозаический — прил. 1. соотн. с сущ. проза, связанный с ним 2. Свойственный прозе [проза 1.], характерный для нее. отт. перен. Связанный с повседневной, бытовой, материальной стороной жизни; скучный, будничный, обыденный, лишенный поэтичности. 3. Написанный… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

прозаический — прозаический, прозаическая, прозаическое, прозаические, прозаического, прозаической, прозаического, прозаических, прозаическому, прозаической, прозаическому, прозаическим, прозаический, прозаическую, прозаическое, прозаические, прозаического,… … Формы слов

прозаический — проза ический … Русский орфографический словарь

прозаический — … Орфографический словарь русского языка

Источник

Прозаическое произведение

Прозаический пересказ что это Прозаический пересказ что это

Всего получено оценок: 200.

Всего получено оценок: 200.

Многие знаменитые произведения известных авторов написаны в прозе. В данной статье рассмотрим, что такое прозаическое произведение, каковы его особенности, какова жанровая специфика прозы.

Определение

Прозаическое произведение – это произведение, написанное без рифмы.

Прозаическое произведение не всегда является художественным произведением.

Особенности

Главное отличие прозаического произведения от поэтического заключается в отсутствии рифмы.

В большинстве случаев прозаическое произведение от поэтического можно отличить по форме: прозаическое произведение, как правило, имеет нестихотворную форму. Однако данная характеристика не единственная для определения того, прозаическое перед нами произведение или нет.

В прозаическом произведении, в отличие от поэтического, описываются конкретные явления, которые были в прошлом реально или вымышленно. Для поэзии важны чувства, для прозы – четкое описание изображаемого.

Прозаическое произведение эпично по своей природе.

В прозаическом произведении у автора насчитывается больше средств для выражения своей идеи и своего замысла.

Прозаические произведения усваиваются и понимаются читателями намного проще, чем поэтические произведения.

Прозаический пересказ что этоРис. 1. Особенности прозаических произведений.

Жанры

В литературе существуют следующие прозаические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и др.

Все эти жанры имеют свои особенности, но объединяет их отсутствие рифмы и конкретика описания.

В русской литературе есть примеры соединения прозы и поэзии: роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Данные примеры показывают, что границы между прозаическим и поэтическим текстом условны.

Прозаический пересказ что это

Что мы узнали?

Прозаическое произведение – это произведение, написанное без рифмы. Главное отличие от поэтического произведения заключается в отсутствии рифмы. Прозаическое произведение имеет нестихотворную форму, но это не всегда так. Для прозаического произведения характерно описание конкретных явлений, четкое описание изображаемого, так как прозаическое произведение эпично по своей природе. Существует такие прозаические жанры, как роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и др.

Источник

Что такое проза

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Что такое проза, на первый взгляд, понятно. Часто дети младшего школьного возраста говорят, что это сказка или рассказ, в котором нет рифмы (это как?).

Прозаический пересказ что это

В подобном наивном определении есть доля правды. Но мы сформулируем значение термина более чётко, а также вспомним, на какие жанры делится проза.

Проза — это.

Проза — это устный или письменный текст, в котором отсутствуют ритм и рифма как признаки поэтической речи.

Иными словами, предложения записаны последовательно, друг за другом, «сплошным текстом» и не делятся на короткие ритмические отрезки (строки и строфы).

С этой точки зрения, прозу можно рассматривать как противоположность поэзии. Однако существуют исключения, рождающиеся на стыке литературных жанров (что это?). О них мы поговорим позже.

Из истории прозы

Исторически поэзия древнее прозы. Она родилась как синтетическое искусство, близкое к музыке. Функции поэзии долгое время были сакральными.

В различные исторические эпохи в непохожих друг на друга социумах поэтическая речь использовалась как язык заклинаний, заговоров, мистериальных действ, а позже – молитв и народных песен. Проза возникла в период поздней античности, и её функции были совершенно иными.

Первым прозаическим жанром, получившим широкое распространение в Европе, а затем и во всём мире, стал роман. Своё название этот жанр получил по месту возникновения (древний Рим). Роман Петрония «Сатирикон» стал образцом прозаического сочинения. В «Сатириконе» развенчивались нравы современного Петронию общества.

Проза взяла на себя «чёрный» труд описания простой человеческой жизни. Она не витала в облаках, а клеймила позором конкретных людей.

Память о низменном, «плебейском» происхождении прозы позже закрепилась в романтической литературе, где оппозиция «поэзия-проза» стала восприниматься примерно как «небо-земля», «душа-тело».

В истории развития литературы периоды торжества прозаических жанров над поэтическими последовательно сменяют друг друга.

На рубеже столетий, когда общественные течения сдвигают привычные ценности, словно литосферные плиты, наступает потребность в поэтическом слове. Когда же наступают периоды стабильности, на первые позиции вновь выходят повести (что это такое?) и романы.

Также замечено, что в творчестве писателей по мере развития их дара закономерен переход от поэтической к прозаической речи. Мало кто знает, что в ранней юности стихи писали Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский.

«Лета к суровой прозе клонят…», — отмечал А.С.Пушкин. Однако есть авторы, которые органично творили в том и другом жанре (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов), писатели, до глубокой старости хранившие верность поэзии (А.А.Фет) или те, кто сразу начал свой творческий путь с прозы (И.А.Гончаров).

К ХХ веку проза стала доминирующим жанрово-родовым явлением в литературе. Она наиболее соответствует масштабу задач и глубине проблем, стоящих перед современными авторами.

Прозаические жанры

Традиционно проза делится на крупную, среднюю и малую.

К жанрам крупной прозы относят:

Средняя проза представлена:

Малая проза включает в себя:

Отдельно выделяют фольклорные прозаические жанры, к которым относят сказ, сказку, побасенку или прозаическую басню (фаблио), побасенку.

Поэзия и проза

Не всегда возможно противопоставить прозаические и поэтические жанры. Например, в ХХ веке появилось целое направление, получившее название «ритмическая проза». В России у его истоков стояли поэты-символисты В.Брюсов и А.Белый.

Роман «Петербург» и поэма в прозе «Котик Летаев» Белого — пример того, как преобразовывается прозаический текст, подчиняясь законам ритмики.

Другой образец синтеза прозы и поэзии – поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души», в которой эпический сюжет путешествия по Руси соединяется с лирическими отступлениями.

До Гоголя поэзию и прозу оригинально соединил в одном из своих главных произведений А.С.Пушкин. Его роман в стихах «Евгений Онегин» модернизировал жанр европейского романа, придав его конструкции почти ювелирную хрупкость.

И.С.Тургенев создал знаменитую серию «стихотворений в прозе», отличительными особенностями которых стали лаконичность, наличие лирического сюжета и чёткая ритмическая структура.

Из писателей ХХ века оригинальными лиро-эпическими сочинениями прославился К.Вагинов. В 60-70-е годы появилось такое направление, как «лирическая проза», представителями которого стали О.Берггольц, В.Солоухин, В.Лихоносов, Ю.Казаков.

Заключение

Писать и анализировать прозу можно без особой литературоведческой подготовки, но это не значит, что труд прозаика легче, чем вдохновенный взлёт поэта.

Чтобы написать добротную повесть или пухленький роман, нужно хорошо знать предмет, о котором собираешься рассказать, обладать особым взглядом на мир, жизненным опытом и, конечно, усидчивостью!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

В статье приведена абсолютно всем известная информация. Зачем все это так подробно расписывать? Не уверена, что кому-то статья будет полезной. Неужели есть такие, кто не может отличить прозу от поэзии?

В равной степени люблю как прозу, так и поэзию, не стоит преуменьшать одно за счет другого, я считаю. В мире много гениальных прозаиков, которые могут посоперничать с поэтами.

Источник

Как научиться пересказывать информацию

Пересказ — это передача текста своими словами. Иногда этот процесс называют изложением. Но у этих двух видов речевой деятельности есть существенные различия. Познакомимся сегодня с пересказом как видом речи.

Что такое пересказ

Все мы умеем и любим читать. Иногда нам приходится одолевать большие по объему печатные или электронные тексты.

Не всегда мы читаем то, что нам нравится. Периодически школьникам задают прочитать произведения, которые бы они по собственному желанию никогда бы не взялись читать.

Мало того, так после прочтения требуется пересказать эти повествования.

Конечно, было бы проще, если бы наш мозг мог усваивать информацию и надолго удерживать ее в памяти. Но это из разряда фантастики.

Чаще всего, прочитав книгу, мы пару дней еще можем из нее что-то вспомнить, а потом все содержимое напрочь улетучивается.

А как быть, если пересказать надо будет на уроке через недельку-другую?

И тут на помощь приходят навыки пересказа.

Для пересказа не нужно подробно излагать всю книгу. Требуется лишь рассказать о главных моментах произведения и, возможно, дополнить свой пересказ мнением или отношением к прочитанному.

Таким образом, пересказ представляет собой краткую передачу основных мыслей из книги. Целые сборники пересказов даже опубликованы на отдельном сайте.

Виды пересказа

Пересказы могут быть нескольких видов. Классифицироваться они могут на разные группы.

По объему: краткие (сжатые), стандартные, подробные пересказы.

Подробный пересказ нельзя качественно сделать без плана. Именно план поможет не упустить всех деталей, остановиться на каждом значимом событии, описываемом в оригинальном тексте, подчеркнуть и конкретизировать образы главных и второстепенных персонажей.

По источнику информации: по прослушанному тексту, по просмотренному, по прочитанному.

Пересказ может быть по аудиоинформации, например, это могут быть новости, какие-то сенсационные сообщения. Для этого вида пересказа подходит краткое, сжатое изложение. Тут важно акцентировать внимание на фактах.

Пересказ по просмотренному фильму, сериалу может быть как кратким, так и стандартным. В очень редких случаях фильмы пересказывают подробно, но это не требуется. Достаточно обычного стандартного пересказа, чтобы рассказать обо всех интересных моментах фильма. Если пересказ заинтересует, человек захочет лично посмотреть этот фильм со всеми недостающими подробностями.

Самым трудным пересказом считается пересказ по прочитанному. Читать — это вообще сложный процесс, так как человеку приходится сосредоточиться на тексте, подключить свое воображение, чтобы «увидеть», прочувствовать то, что написано.

Детям, особенно в начальных классах, очень сложно даются пересказы текстов из учебника, так как они видят буквы, складывают из них слова и предложения, а в смысл вникать при этом еще не могут.

Обидно, что школьников даже не обучают технике пересказа. Их просто просят рассказать о том, что написано. А это не одно и то же.

Пересказ — это целое искусство, если подходит к этому процессу серьезно. Пересказ — это переживание, а лишь затем изложение.

По наличию выразительных языковых средств: сухие пересказы, пересказы с использованием средств выразительности, творческие.

Если требуется просто рассказать о том, что написано в тексте, то достаточно сухо перечислить события, дать краткую характеристику героев.

Используя же средства выразительности, мы получаем живую историю, как бы пережитую вместе с рассказчиком. Здесь подключаются эпитеты, фразеологизмы. Такое пересказ не лишен передачи эмоций и чувств, которые были вызваны полученной информацией.

Творческие пересказы дополняются своими какими-то деталями, используются вводные слова и образные выражения.

Что необходимо для формирования навыка пересказа?

Прежде всего нужна внимательность во время чтения книги. Не следует упускать из виду важные детали, события.

Может быть придется запастись бумагой и карандашом, чтобы делать пометки основных мест, начеркать план, в каком порядке происходят главные события, обратить внимание на главных персонажей.

При пересказе совершенно не нужно заучивать какие-то места из книги. Тут важно использовать обычный разговорный стиль речи, бытовые выражения, которыми можно обозначить мысли из текста.

Пересказ будет интересным, если использовать выразительность речи. Понятное дело, что рассказывать о строении лягушки из какого-то научного журнала задорным голосом не получится. Но передать эмоции во время пересказа какого-то художественного произведения вполне получится, если при чтении проникнуться в текст мыслями и чувствами.

Пересказ: как научиться?

Перед тем, как приступать к пересказу, необходимо внимательно прочитать текст. Для этого лучше брать не короткие рассказы, а те, в которых хотя бы 10 предложений.

Почему короткие тексты не подходят для обучения пересказу? Потому что в них нет истории, которую можно представить мысленно. Именно воображение помогает мозгу сконцентрироваться на информации. Это позволяет запоминать суть информации.

Короткие же тексты провоцируют заучить готовые варианты предложений или их куски. Это ухудшает качество пересказа. Да и пересказом-то в общем-то не является. Обычная зубрёжка.

Итак, первый этап: прочитать.

Второй шаг заключается в анализе, обдумывании информации. Можно сделать пометки на черновике, где перечислить порядок изложенных событий, записать имена главных героев, дать им краткую характеристику: внешность, характер, что делал по сюжету.

Некоторые педагоги предлагают делать схематические зарисовки. К некоторым текстам это уместно, к другим — вредно, так как в процессе пересказа ученик «ломает голову», что же там нарисовано. Теряется цепочка мыслей, пересказ не получается.

Поэтому предпочтение лучше отдать наброскам плана и отдельных фраз.

Третий шаг — повторно перечитать сам текст, затем свои черновые записи.

Теперь можно пересказывать.

Как научить пересказывать маленьких детей

Пересказу нужно обучать детей уже до школы. Это поможет развивать их мыслительные способности, формирует память и внимание.

Тексты могут быть маленькими. Ребенок слушает историю, а затем его просят сказать одним предложением, о чем он услышал только что.

Есть еще один вариант подготовки к пересказу. Он подходит также для младших детей.

Пересказ с наводящими вопросами.

После зачитывания истории взрослый спрашивает, ребенок отвечает.

К каждому событию в истории должен быть один вопрос. Если ребенок затрудняется ответить, не надо ему подсказывать.

Лучше зачитать соответствующий отрывок из текста еще раз.

Можно проводить обучение в виде игры.

Сначала ребенку дается установка: Сейчас я прочитаю тебе историю, а ты внимательно слушай и потом скажешь мне, где…, когда…, кто… и т.п.

Другим интересным (тоже игровым) приемом является пересказ — «сплетня».

Ребенку рассказывается история. Затем второй взрослый подзывает малыша к себе и просит «рассказать ему по секрету», что он только что узнал.

Малыши любят «посплетничать» (поябедничать) и с удовольствием рассказывают папе (например), что им прочитала мама.

Если каждый день использовать такой прием, то ребенок очень быстро научиться «по секрету» рассказывать, что он узнал.

Источник

Что такое пересказ, и каким он должен быть

Что такое пересказ, и каким он должен быть

Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

Вид пересказа

Описание

Возможные проблемы

Как это исправить

Подробный,близко к тексту

Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу

Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа

Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части

Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)

Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)

Выборочный

Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу

Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию

Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов

Сжатый

Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа

Нарушается логика повествования или исключаются важные факты

Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)

Неумение передавать содержание диалогов

Поработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как учить пересказу

Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.

Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:

Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.

План работы над пересказом

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

На данном этапе важно выделить смысловые части.

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание

И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *