Прозаическая форма что это

Прозаическое произведение

Прозаическая форма что это Прозаическая форма что это

Всего получено оценок: 200.

Всего получено оценок: 200.

Многие знаменитые произведения известных авторов написаны в прозе. В данной статье рассмотрим, что такое прозаическое произведение, каковы его особенности, какова жанровая специфика прозы.

Определение

Прозаическое произведение – это произведение, написанное без рифмы.

Прозаическое произведение не всегда является художественным произведением.

Особенности

Главное отличие прозаического произведения от поэтического заключается в отсутствии рифмы.

В большинстве случаев прозаическое произведение от поэтического можно отличить по форме: прозаическое произведение, как правило, имеет нестихотворную форму. Однако данная характеристика не единственная для определения того, прозаическое перед нами произведение или нет.

В прозаическом произведении, в отличие от поэтического, описываются конкретные явления, которые были в прошлом реально или вымышленно. Для поэзии важны чувства, для прозы – четкое описание изображаемого.

Прозаическое произведение эпично по своей природе.

В прозаическом произведении у автора насчитывается больше средств для выражения своей идеи и своего замысла.

Прозаические произведения усваиваются и понимаются читателями намного проще, чем поэтические произведения.

Прозаическая форма что этоРис. 1. Особенности прозаических произведений.

Жанры

В литературе существуют следующие прозаические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и др.

Все эти жанры имеют свои особенности, но объединяет их отсутствие рифмы и конкретика описания.

В русской литературе есть примеры соединения прозы и поэзии: роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Данные примеры показывают, что границы между прозаическим и поэтическим текстом условны.

Прозаическая форма что это

Что мы узнали?

Прозаическое произведение – это произведение, написанное без рифмы. Главное отличие от поэтического произведения заключается в отсутствии рифмы. Прозаическое произведение имеет нестихотворную форму, но это не всегда так. Для прозаического произведения характерно описание конкретных явлений, четкое описание изображаемого, так как прозаическое произведение эпично по своей природе. Существует такие прозаические жанры, как роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и др.

Источник

ПРОЗАИЧЕСКИЙ

Смотреть что такое «ПРОЗАИЧЕСКИЙ» в других словарях:

ПРОЗАИЧЕСКИЙ — (от слова прозаик). Непоэтический. В фигуральном значении: вседневный, будничный, однообразный. Прозаический взгляд. Практический, утилитарный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОЗАИЧЕСКИЙ 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

прозаический — см. будничный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. прозаический прил. 1. • будничный … Словарь синонимов

прозаический — ая, ое. prosaïque adj. 1. Отн. к прозе 1, свойственный ей. БАС 1. Приводя в пример судьбу своего прозаического языка, г. Лемонте утверждает, что и наш язык не столько от своих поэтов, сколько от прозаиков должен ожидать европейской своей… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПРОЗАИЧЕСКИЙ — ПРОЗАИЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. см. проза. 2. То же, что прозаичный. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Прозаический — прил. 1. соотн. с сущ. проза, связанный с ним 2. Свойственный прозе [проза 1.], характерный для нее. отт. перен. Связанный с повседневной, бытовой, материальной стороной жизни; скучный, будничный, обыденный, лишенный поэтичности. 3. Написанный… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

прозаический — прозаический, прозаическая, прозаическое, прозаические, прозаического, прозаической, прозаического, прозаических, прозаическому, прозаической, прозаическому, прозаическим, прозаический, прозаическую, прозаическое, прозаические, прозаического,… … Формы слов

прозаический — проза ический … Русский орфографический словарь

прозаический — … Орфографический словарь русского языка

Источник

Словари

1. соотн. с сущ. проза, связанный с ним

2. Свойственный прозе [проза 1.], характерный для нее.

отт. перен. Связанный с повседневной, бытовой, материальной стороной жизни; скучный, будничный, обыденный, лишенный поэтичности.

3. Написанный прозою [проза 1.].

4. Принадлежащий прозе [проза 2.].

ПРОЗАИ́ЧЕСКИЙ, прозаическая, прозаическое; в качестве кратк. употр. прозаичен, чна, чно (книжн.).

1. только полн. Написанный прозою; ант. стихотворный (лит.). Прозаический перевод.

2. Употребляющийся преим. в прозе, отзывающий прозой, пригодный для прозы, а не для поэзии (лит.). Прозаическое выражение. Это выражение прозаично. «Порой дождливою намедни я завернул на скотный двор… тьфу! прозаические бредни!» Пушкин.

3. Непоэтичный, лишенный увлекательности, занимательности. «Скрепя сердце, обращаюсь я к событиям этого рассказа, столько же правдивого, сколько и прозаического.» Григорович.

|| Скучный, будничный, самый обыденный. Прозаический разговор. Прозаические отношения. «Жизнь человека необеспеченного имеет свои прозаические интересы.» Чернышевский.

4. Деловой, практический, корыстный (ирон.). Преследовать прозаические цели.

2. То же, что прозаичный.

1. к Про́за (1 зн.). П. перевод » Слова о полку Игореве». П-ое произведение. П-ие жанры (например, комедийный, жанр записок и дневников и т.п.).

3. Деловой, практический. Преследовать п-ие цели.

Прозаи́чески, нареч. (2-3 зн.). П. мыслить.

1. Написанный прозой, представляющий собой прозу.

В журнале Пушкина приняли участие Гоголь, Жуковский, князь Вяземский. Сам издатель чрезвычайно много работал для журнала, помещая в нем особенно много прозаических статей. Добролюбов, А. С. Пушкин.

2. Непоэтичный, лишенный возвышенности.

Порой дождливою намедни Я, завернув на скотный двор… Тьфу! прозаические бредни, Фламандской школы пестрый сор! Пушкин, Евгений Онегин (Отрывки из путешествия Онегина).

Неинтересный, будничный; обыденный.

— Он такой прозаический, Лиза, в него нельзя влюбиться. Чернышевский, История одной девушки.

Мария раздумывала теперь о самых прозаических вещах. Валенки ее оказались великоваты, и в них следовало бы положить соломенные стельки. Поповкин, Семья Рубанюк.

3. Деловой, практический.

прозаи́ческий, прозаи́ческая, прозаи́ческое, прозаи́ческие, прозаи́ческого, прозаи́ческой, прозаи́ческих, прозаи́ческому, прозаи́ческим, прозаи́ческую, прозаи́ческою, прозаи́ческими, прозаи́ческом, прозаи́ческ, прозаи́ческа, прозаи́ческо, прозаи́чески

прил., кол-во синонимов: 17

ничем не примечательный, неинтересный (о делах, занятиях))

имеющий отношение к обычным жизненным проблемам)

— 1) написанный прозой; не стихотворный; не поэтический; 2) * будничный; серый, скучный

ПРОЗАИЧЕСКИЙ ая, ое. prosaïque adj.

1. Отн. к прозе 1, свойственный ей. БАС-1. Приводя в пример судьбу своего прозаического языка, г. Лемонте утверждает, что и наш язык не столько от своих поэтов, сколько от прозаиков должен ожидать европейской своей общежительности. Пушк. О предисл. г-на Лемонте. || Написанный прозою (противопол.: стихотворный). В сих прозаических мечтаниях я думал вчера о пословице: живи не так, как хочется, а так, как бог велит. 1820. Н. Тургенев Дн. 230. Тьфу! прозаические бредни, Фламандской школы пестрый сор. Пушк. Е. Онегин. Прозаические пьесы, дававшиеся на театре, были чужды всяких литературных качеств. Черн. Очерки гог. периода.

Прозаический чепец (бьен ганте

ПРОЗАИЧЕСКИЙ (лит.). Относящийся к прозе, свойственный ей, написанный прозой. Антоним: поэтический.

• Прозаические произведения были насыщены не только характерным для Скитальца бунтарским романтизмом, но нередко и революционными настроениями. Н.Телешов. Записки писателя.

ПРОЗАИЧНЫЙ. Будничный, ограниченный мелкими житейскими интересами. Синоним: обыденный. Антонимы: поэтичный, возвышенный.

ые занятия, заботы, интересы;

ая обстановка, жизнь, сторона чего-либо;

• Что же, другие умирают, а теперь моя очередь, — и только. Вещь по своему существу не только обыкновенная, но даже прозаичная. Д.Мамин-Сибиряк. Черты из жизни Пепко.

Примечание. В значениях «далёкий от поэзии», «лишённый поэтичности» слова прозаический и прозаичный продолжают оставаться синонимами: прозаический (прозаичный) вкус, прозаическая (прозаичная) натура человека.

Источник

Проза

Про́за (лат. prōsa ) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству. [1]

Содержание

Происхождение

В древнегреческой литературе любая художественная словесность называлась поэзией. Однако само понятие художественности в греческой культуре было неразрывно связано с ритмичностью, и, следовательно, бо́льшая часть литературных произведений имела стихотворную форму. Позже ритмически организованную речь стали называть стихом, в противопоставление речи, не связанной с ритмом. Древние римляне, продолжатели греческой культуры, стали называть её прозой. У Квинтилиана встречается выражение ōrātiō prōsa, у Сенеки — просто prōsa для обозначения речи свободной, не связанной ритмическими повторениями.

Несмотря на кажущуюся очевидность, чёткого разграничения понятий проза и поэзия не существует. [3] Существуют произведения, не имеющие ритма, однако разбитые на строчки и относящиеся к стихам, и наоборот, написанные в рифму и с ритмом, однако относящиеся к прозе (см. Ритмическая проза).

История

В Древней Греции наряду с поэзией существовала и художественная проза: мифы, предания, сказки, комедии. Эти жанры не рассматривались, как поэтические, поскольку миф для древних греков был явлением не художественным, а религиозным, предание — историческим, сказка — бытовым, комедия считалась слишком приземлённой. К прозе нехудожественной относились произведения ораторские, политические, позже научные. Таким образом в античном мире, Древнем Риме и затем в средневековой Европе проза находилась на втором плане, представляя собой литературу бытовую или публицистическую, в противопоставление высокохудожественной поэзии.

Ко второй половине средних веков положение стало постепенно изменяться. Вместе с разложением сначала античного, а затем и феодального общества разлагаются постепенно поэма, трагедия, ода. В связи с развитием торговой буржуазии, её культурным и идейным ростом, на основе культуры больших городов все больше растут и развиваются прозаические жанры. Возникают повесть, новелла, вслед за ними складывается роман. Старые поэтические жанры, игравшие основную роль в литературе феодализма и рабовладельческого общества, постепенно теряют своё основное, ведущее значение, хотя отнюдь не исчезают из литературы. Однако новые жанры, играющие основную роль сначала в буржуазных стилях, а затем и во всей литературе капиталистического общества, явно тяготеют к прозе. Художественная проза начинает оспаривать у поэзии руководящее место, становится рядом с ней, а ещё позднее, к эпохе расцвета капитализма, даже оттесняет её. К XIX веку писатели-прозаики, новеллисты и романисты, становятся наиболее заметными фигурами в художественной литературе, давая обществу те большие типические обобщения, которые в эпоху торжества поэзии дали создатели поэм и трагедий.

Литературные жанры в прозе

Несмотря на то, что понятие жанра определяет содержание произведения, а не его форму, большинство жанров тяготеет либо к поэтическому написанию (поэмы, пьесы), либо к прозе (романы, повести). Такое деление, тем не менее, нельзя воспринимать буквально, так как существует множество примеров, когда произведения различных жанров писались в необычных для них форме. Примерами этого могут служить романы и новеллы русских поэтов, написанные в стихотворной форме: «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Евгений Онегин» Пушкина, «Казначейша», «Сашка» Лермонтова. Кроме того, существуют жанры, которые одинаково часто пишутся как в прозе, так и в стихах (сказка).

В число литературных жанров, традиционно относимых к прозе, входят:

Источник

Формы, роды и жанры литературы

Видеоверсия лекции А. Назайкина » Формы, роды и жанры литературы «

(готовится к публикации)

Текстовая версия лекции А. Назайкина » Формы, роды и жанры литературы «

Для того чтобы создавать цельные и понятные читателю литературные произведения, копирайтер должен понимать, каких форм, родов и жанров они бывают.

Поэтические и прозаические формы

Прежде всего литературу делят по форме художественной речи: на стихотворную (поэзию) и нестихотворную (прозу).

Поэзия (от греч. ποίησις – творчество, сотворение) – это ритмически упорядоченная речь, отличаемая высокой эмоциональной насыщенностью, выразительным языком, относительно легкой запоминаемостью и выражаемая преимущественно в стихотворном виде. Хотя в мире немало прославленных поэтов, но в подавляющем большинстве случаев поэзия – это начальный этап творческого пути. Литератор, оттачивая в стихах мастерство владения словом, размером и ритмом, переходит от малых поэтических форм к крупным, от поэзии – к прозе.

Проза (лат. prōsa) – это речь без деления на соизмеримые отрезки, ритм которой опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций. Она же – нестихотворная литература.

Копирайтеру необходимо уметь создавать как прозаические, так и поэтические произведения. Знание поэзии обогащает язык прозаика. Как отмечал К. Паустовский:

«Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную девственную свежесть».

Роды и жанры литературы

Все словесно-художественные произведения можно объединить в три большие группы, именуемые литературными родами и включающими в себя как поэтические, так и прозаические тексты:

Также как отдельный род выделяют лироэпику и отличают некоторые межродовые и внеродовые формы.

Хотя имеется разделение на роды, в литературных произведения может быть «родовое пересечение». Так, может быть эпическая поэма, лирическая повесть, драматический рассказ и т.д.

В каждый из литературных родов входят произведения определенного жанра.

Литературные жанры – это группы произведений, собранные по формальному и содержательному признаку. Также можно сказать, что жанр – это исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения, имеющий определенный комплекс устойчивых свойств (размер, речевые конструкции, принципы построения и т.д.). Жанры обеспечивают преемственность и стабильность в литературном развитии.

Со временем одни жанры отмирают, им на смену приходят другие. Также «оставшиеся в живых» жанры могут становиться как более, так и менее популярными – как у авторов, так и у читателей. На формирование или изменение литературных жанров влияет историческая действительность. Так, например, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков мощно развивались детективный, полицейский роман, научно-фантастический и дамский («розовый») роман.

Классификаци я ж анров – задача непростая, т.к. разные жанры могут обладать одинаковым свойствами.

Исторически жанры разбивали на две группы: «высокие» и «низкие». Так, в ранние литературные времена жития святых относились к «высоким», а развлекательные произведения – к «низким». В период классицизма была установлена строгая иерархия жанров: высокие – это ода, трагедия, эпопея, низкие – комедия, сатира, басня. Позже к «высоким» стали относить сказку, роман.

Сегодня говорят о высокой литературе (строгой, подлинно художественной, «литературном верхе»), и о массовой («тривиальной», «популярной», «потребительской», «паралитературе», «коньюктурной литературе», «литературном низе»). Первая предназначена для людей рефлексирующих, образованных, разбирающихся в искусстве. Вторая – для невзыскательного большинства читателей, для человека «не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, не обладающего развитым вкусом, не желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения». Массовую литературу отличает схематизм, использование стереотипов, клиширование, «безавторство». Но свои недостатки популярная литература компенсирует динамично развивающимся действием, обилием невероятных происшествий.

Также выделяют классическую литературу и беллетристику. Классическая литература – это те произведения, которые являются вершинами творчества и на которые нужно равняться современным авторам.

Как говорят, классика – это то, что пишется с расчетом на вкусы будущих поколений.

Беллетристикой (от фр. belles lettres – изящная словесность) обычно называют неклассическую повествовательную прозу, относящуюся к массовой литературе, но не находящуюся в самом «низу». Другими словами, беллетристика – срединная массовая литература, находящаяся между классикой и бульварным чтивом.

Копирайтер должен хорошо представлять себе специфику родов и жанров литературных произведений. Например, смешение или подмена жанров может легко «убить» текст для читателя, ожидающего одно, а получившего другое (вместо «комедии» – «драму», вместо «боевика» – «мелодраму» и т.д.). Однако же продуманное смешение жанров может также и эффективно работать на определенный текст. Конечный результат будет зависеть от грамотности и мастерства копирайтера. Он обязан знать «законы жанра».

Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *