проявление оттепели в культурной жизни ссср это
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕРИОДА ХРУЩЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»
Культура СССР 1953-1964 годов.
После смерти Сталина в культуре вместе с внешними изменениями стали происходить и значительные содержательные перемены. На перемены в жизни общества, прежде всего, откликнулась литература.
Литература эпохи «оттепели»
Символом этого времени стал журнал «Новый мир», в котором была опубликована статья «Об искренности в литературе» В.М. Померанцева, где подвергался критике принцип партийности в литературе. Там же вышли рассказы В.В. Овечкина «Районные будни», в которых автор отошел от приукрашивания действительности. В 1954 г. был опубликован новый роман И. Эренбурга «Оттепель», по названию которого послесталинский период получил свое название. Среди писателей произошел настоящий раскол между «ретроградами» и «новаторами». В 1954 г. А.Т. Твардовский был снят с должности главного редактора журнала «Новый мир», но в 1958 г. вновь занял эту должность. При нем ежемесячный журнал стал настоящим символом эпохи, на страницах которого «шестидесятники» могли делиться своими идеями. По личному разрешению Н. С. Хрущёва в нем была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962), посвященная ГУЛАГу. Вследствие крупных успехов советских ученых в освоении космоса, советские читатели обратились к научной фантастике. Появились романы и повести И.А.Ефремова, братьев А.Н. и Б.Н.Стругацких.
Кино, поэзия. Н.С.Хрущев и интеллигенция
Это время характеризуется бурным развитием киноискусства, на экранах появляются фильмы и актеры, сделавшие имя советскому кинематографу. Так, в 1958 г. фильм М. Калатозова «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
С 1957 г. стали регулярно проводиться встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства, на которых Н.С.Хрущев в своих выступлениях предостерегал писателей и художников от «опасных тем и трудных материалов». В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление, в котором признавались несправедливыми прежние оценки советских композиторов Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна и др., подвергнутых критике при Сталине. В тоже время Б.Л. Пастернак был исключен из Союза писателей за публикацию за границей романа «Доктора Живаго», принесшего ему Нобелевскую премию. Из-за давления советских властей, угрожавших ему высылкой из страны, писатель был вынужден отказаться от нее. В 1962 г. Н.С.Хрущев лично раскритиковал произведения художников-авангардистов, выставленных в Манеже.
С конца 50-х гг. начались новые гонения на Русскую Православную Церковь: резко сокращалось количество приходов, массово закрывались монастыри, тысячи священников лишились всех средств к существованию, у церкви отбиралось имущество и земля. Прошли аресты церковных иерархов. Эти меры предпринимались и в отношении других конфессий.
Противоречивая политика властей привела к появлению «самиздатовской» литературы, в которой публиковались произведения молодых или запрещенных писателей.
Спорт и образование
В то же время период «оттепели» был ознаменован настоящим триумфом советских спортсменов на международной арене. С 1952 г. советская делегация стала постоянным участником Олимпийского движения. Футбольная команда СССР в 1956 г. стала чемпионом Олимпийских игр в Мельбруне, а в 1960 г. чемпионом Европы. Ворота защищал прославленный вратарь Л.И. Яшин, ставший единственным голкипером в истории мирового футбола, который получил «Золотой мяч».
По мере развития советской экономики происходило развитие образования. В 1956-1957 гг. была отменена плата за обучение, взимавшаяся со старшеклассников и студентов вузов. Новые предприятия требовали ежегодного прироста количества квалифицированных рабочих. Для решения этой задачи была задумана и реализована реформа образования 1958 г., по которой вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа, десятилетняя школа преобразовалась в среднюю 11-летнюю с производственным обучением. С 1959 г. в старших классах в учебную программу был включен труд на производстве. Реформа образования имела неоднозначный результат, поскольку привела к падению образовательного уровня учащихся.
Хрущевская Оттепель
Иногда думаешь: все кончено, точка, а на самом деле — это начало. Только другой главы.
Хрущевская оттепель характеризовалась следующими изменениями в СССР:
Многие говорят, что Хрущев дал стране свежий глоток воздуха после жесткого сталинского правления. Однако, проблема заключается в том, что оттепель в СССР была крайне противоречивой и непоследовательной. Фактически за внешними элементами демократизации были запущены процессы, перевернувшие управление страной, закрепившие власть Хрущева, и заложившие фундамент для будущего развала.
Противоречивость оттепели
Противоречия хрущевской Оттепели это очень важная тема, которую нужно хорошо понимать. Когда говорят, что Хрущев спас СССР от сталинской тирании, это не соответствует фактам. Ведь нормы устройства социалистического общества, принципы развития экономики и многие другие вопросы кардинально не изменились. Вопрос Оттепели нужно рассматривать с точки зрения борьбы за власть после смерти Сталина. Эту борьбу выиграл Хрущёв, но чтобы удержать власть ему были нужны свои люди, а для этого нужно было убрать старые кадры. Устраивать массовые перестановки без ненужных вопросов и обвинений можно было только при твердом логическом их обосновании. Для этого и была придумана десталинизация. В действительности же формировалась личная власть Хрущева и формировалась система, при которой элита получила гарантии сохранение своих должностей, чего не было ранее. В результате элита встала на сторону Хрущева. Поэтому Оттепель в СССР это не просто вопрос культурного и духовного изменения, это вопрос изменения системы власти, которая в том числе и привела к распаду Советского Союза.
Изменения в культуре
Изменения в просвещении
Наука была одной из приоритетных областей СССР в послевоенные годы. Достаточно сказать, что расходы на науку за 20 лет увеличились в 12 раз. Результаты были отличные:
Источники и дополнительный материалпо теме:
Свобода слова и мышления
Многие историки, давая характеристику деятельности Хрущева, считают эти годы лучшими в истории России. С1953-го по 1964-й годы изменились многие стороны жизни советских людей. Это было удивительное время относительной свободы в стране. Начался плодотворный период, и происходил подъем не только благосостояния населения, но и улучшение в духовной сфере. К этому времени Советский Союз уже победил разруху, которую принесла Вторая мировая война. Преобразования в стране вышли на новый уровень.
В творчестве, культуре, искусстве, науке, образовании и общественной жизни появились новые возможности, правда, все ещё действовала определенная цензура. Существовала некоторая граница дозволенности, переходить которую не разрешалось: существовал риск, что гнев партийного руководства мог обрушиться при нарушении некоторых стандартов. Это основное противоречие той эпохи. О подробностях и новых веяниях «оттепели» в духовной жизни и политике можно рассказать немного подробнее.
Во время правления Никиты Сергеевича Хрущева начались перемены, которые затронули духовную и культурную жизнь в СССР. В журнале «Новый мир» вышла повесть, написанная И. Г. Эренбургом «Оттепель». Отсюда пошло название хрущевского периода.
Политическая жизнь страны при Сталине сравнивается с зимой, а при Хрущеве наступила «оттепель».
Политическая сторона вопроса
После смерти Сталина в советской стране началась борьба за власть. В течение непродолжительного времени страной руководил Георгий Маленков (1953−1955 годы). Какое-то время Сталин еще считался великим лидером. Но в 1955 году на пост первого секретаря ЦК КПСС был назначен Никита Сергеевич Хрущёв. Был введён термин десталинизация. Это нужно было для формирования личной власти Н. Хрущева. Итогом стало формирование системы взглядов, дававших гарантию элите на сохранение своих должностей. Многие политические деятели встали на сторону Хрущева.
Доклад Никиты Сергеевича носил секретный характер, но вскоре он распространился по странам Восточного блока, затем текст был опубликован в США и почти сразу же официальная версия была обнародована в российских средствах массовой информации. С этой «секретной речи» началось проявление свободы, затронувшее многие стороны жизни народа.
Некоторые особенности и недостатки преобразований в политической жизни страны кратко описаны в таблице:
Изменения в искусстве и культуре
Оттепель проявилась в искусстве и культуре: стала заметна демократизация, одно из проявлений которой заключалось в разрешении различных стилей. Теперь музыканты, художники, поэты и другие люди искусства могли создавать произведения разного стиля, например, была разрешена новая музыкальная форма джаз. Некоторые авторы писали стихи и прозу о политике. Популярный сатирический киножурнал «Фитиль» критиковал недостатки политической системы советского государства.
Были сняты художественные фильмы, в которых показывалась неэффективность местного чиновничества и отдельных руководителей. В качестве примера можно привести фильмы «Карнавальная ночь» и «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён». Но всё же оставался определенный порог, который нельзя было переступать. Нарушившие это вето авторы и создатели попадали в опалу.
Во времена «оттепели» начали расширяться контакты с западными странами. У советских людей появилась возможность съездить за границу. Поначалу это касалось деятелей культуры, искусства, спортсменов. Советские атлеты успешно выступали на различных соревнованиях. Неплохо выступила сборная на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне. В другие страны начали ездить обычные люди.
В 1957 году в Москве состоялся 6 Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Международные конкурсы, фестивали и другие крупные события стали доступны для проведения в СССР.
В музыкальном конкурсе имени Чайковского (1958 год) победил американский пианист Ван Клиберн. Ведущие режиссеры мечтали, чтобы их пригласили на Московский международный кинофестиваль, который состоялся в 1959 году.
Оттепель в литературном поприще
В этот период в СССР началась публикация стихов Есенина, Ахматовой, возродились произведения Зощенко. В изданиях журнала «Новый мир» появились публикации, которые ранее были под запретом. Казалось, что наступила свобода слова. Но она была избирательной. Это наглядно видно на примере Бориса Пастернака. Роман «Доктор Живаго» в 1957 году был издан на западе. Основная тема — жизнь интеллигенции в Гражданскую войну. Автор получил Нобелевскую премию 1958 года в области литературы за это произведение.
Однако были и позитивные факты для советской литературы. Появилось много новых имен:
Реформы в просвещении и науке
Основным изменения в образовании стала отмена трудовых резервов, которые были созданы во время Великой Отечественной войны. Такая мера была направлена на то, чтобы дети могли начинать свою трудовую деятельность сразу же после окончания школы и приносить пользу для страны. По указанию Хрущева открылись профессионально-технические училища. В них подрастающее поколение овладевало азами профессии.
Кроме этого, в школе вводились новые дисциплины. Со второго класса дети изучали предмет «Труд». Начиная с седьмого класса для школьников велись уроки в мастерских, оборудованных простейшими станками, например, деревообрабатывающим или токарным. В девятом классе мальчики проходили практику по вождению машин, тракторов, обучались электротехнике и другим профессиям. Девочки могли изучать швейное дело, кулинарные азы и получать другие практические умения и знания.
Одной из приоритетных областей была наука. Начиная с послевоенного времени за 20 лет расходы на развитие научной деятельности увеличилось в 12 раз, что дало потрясающие результаты:
Можно сделать основной вывод о периоде хрущевского правления: духовная жизнь общества имела противоречивый характер. Была проведена критика «сталинского самодержавия» и открытие «железного занавеса», что вызвало оживление в общественной жизни людей, развитие культуры, искусства, науки.
Но в то же время партийные и государственные органы стремились главенствовать во всех сферах деятельности. Официальная идеология была направлена на поддержание главенствующих позиций коммунистической партии, действия руководящих органов ставили культуру на службу партийных интересов, поэтому цензура держала в определенных рамках некоторые явные проявления «антисоветчины».
Понятие «хрущевская оттепель» – своеобразное альтернативное название периода в истории СССР с середины 1950-х до середины 1960-х гг. Определение носит название в честь Никиты Хрущева, который пришел к власти после смерти Иосифа Сталина в 1953 г.
Хрущевская оттепель внесла изменения во все сферы жизни общества: социальную, культурную, политическую. В этот период велась борьба с культом личности Сталина, открыто осуждались репрессии, закрыли ГУлаг, выпустили всех политических заключенных на свободу.
Хрущевская оттепель ослабила тоталитарный режим Сталинской эпохи. Наконец-то появилась свобода слова.
События в период «хрущевской оттепели» в СССР
Данный период хоть и характеризуется заметной демократизацией общества, был непростым для жителей страны. В эти годы общество претерпело много изменений в политической и культурной сфере. После сталинских репрессий и тотального тоталитаризма страна училась заново жить.
Кратко о самых главных событиях хрущевской эпохи:
Республикам Советского Союза предоставили больше прав.
Падение культа личности Иосифа Сталина.
Реабилитация политических заключенных и их родственников.
Выдача паспортов деревенским жителям.
Набирает скорость градостроительство.
Первый полет человека в космос был совершен советским человеком Юрием Гагариным.
Повысился уровень доходов населения и общий уровень социальной жизни.
Сокращение штата высших органов взамен на создание новых общественных организаций.
Быстрое развитие промышленности.
Принятие закона о пятидневной рабочей неделе.
Возвращение чеченцев и балкарцев на историческую родину. Во время сталинской эпохи они были изгнаны как «предатели».
За короткий 10-летний период государство осуществило множество реформ и преобразований в политике, культуре и экономике. Самым важным событием хрущевской оттепели до сих пор считается разоблачение преступной внутренней политики Сталина против своего народа, падение тоталитаризма.
Культура в период «оттепели»
По большей степени сейчас данный этап развития страны характеризуется изменениями в искусстве и литературе СССР.
Сразу после смерти Сталина, после тридцати лет затишья, стали публиковать стихи Сергея Есенина. До этого он был под запретом, и после смерти поэта в 1925 г. ни одно произведение так и не вышло в советской печати.
Наравне с Есениным публикуются произведения остальных запретных в сталинскую эпоху поэтов: Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и др. Первыми стихи «нежелательных» поэтов печатал в своих изданиях журнал «Новый мир».
Появившаяся свобода слова в печати поспособствовала появлению новых общественных и культурных организаций. В это время появляются новые поэты, в последующем имевшие заметное значение в культуре России: Булат Окуджава, Всеволод Рождественский, Владимир Высоцкий и др.
Несмотря на ограничение цензуры, допускались в печать произведения избирательно. Самый известный пример – произведение Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
В 1957 г. роман издали за рубежом, в 1958 году автор получил за него Нобелевскую премию по литературе. Однако на родине его затравили, исключили из союза писателей, запретили упоминания о нем во всех печатях. Травля продолжалась до 1960 г., до самой смерти Пастернака.
Внешняя политика СССР в период «оттепели»
В 1962 г. Советский Союз разместил на Кубе несколько своих ракет, в ответ на действия внешней политики НАТО на Балканском полуострове.
На 2-ом съезде КПСС было провозглашено о необходимости мира в мире, остальные державы поддержали данный вопрос. В 1963 г. Советский Союз, Великобритания и США подписали мирное соглашение.
«Оттепель» и реформы Н. С. Хрущева
После правления Сталина и его смерти к власти пришел Никита Хрущев.
Сразу же потребовалось принятие новых реформ:
Демократизация внутренней политики государства. От своих прежних постов были отстранены и осуждены приспешники Иосифа Сталина.
Падение сталинского культа личности, разоблачение его преступлений против советского народа.
Уничтожение ГУЛАГа, выход политзаключенных на свободу. Снятие с них всех обвинений.
Реформа в судебной и политической системах. Больше прав и свобод было предоставлено гражданам и республикам в отдельности.
Экономическая реформа, в результате которой повысился уровень социальной обеспеченности, зарплат. Поддерживалась аграрная реформа, уменьшались налоги.
Реформы в науке и технике помогли развитию промышленности.
Градостроительная реформа, в ходе которой были построены новые многоэтажные дома, создавались новые города с развитой инфраструктурой. Увеличилось число рабочих мест и зарплаты.
Реформы в образовании. В 1958 г. был принят закон об обязательном восьмилетнем образовании. Открылось более 50 новых вузов по всей стране, которые после своего первого выпуска подготовили больше 2 млн. квалифицированных специалистов.
Реформы хрущевской эпохи дали каждому гражданину возможность внести свой вклад в развитие общества. Это время было первой попыткой реформации общества СССР. Не все задачи удалось осуществить в политической и социальной сфере. Однако старт был дан.
Итоги
Несмотря на открытую политику против сталинизма, Хрущев не решался искоренить тоталитаризм полностью. В стране, как и раньше, господствовала единственная коммунистическая партия. Несмотря на заметные улучшения в экономической сфере, политика хрущевского периода носила поверхностный характер.
Власть не готова была полностью отказаться от пережитков прошлой политической системы. Это сыграло отрицательную роль и отразилось на самом Хрущеве, против которого в 1964 г. назрел заговор, и в результате ему пришлось подать в отставку.
Хрущевская оттепель — демонтаж сталинской системы
Как проводилась десталинизация и при чем тут Солженицын, Твардовский, Хуциев, иностранные студенты и бассейн «Москва»
24 декабря 1953 года известный советский сатирик Александр Борисович Раскин написал эпиграмму. По цензурным соображениям она не могла быть опубликована, но очень быстро разошлась по московским литературным кругам:
Не день сегодня, а феерия!
Ликует публика московская.
Открылся ГУМ, закрылся Берия,
И напечатана Чуковская.
Описанные здесь события одного дня нуждаются в расшифровке. Накануне, 23 декабря, был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян бывший всесильный глава НКВД — МГБ — МВД СССР Лаврентий Павлович Берия — информацию об этом советские газеты размещали 24 декабря даже не на первой, а на второй или третьей полосе, да и то внизу, в подвале.
Непосредственно в этот день после реконструкции открылся Главный универсальный магазин, или ГУМ. Построенный еще в 1893 году и воплощавший лучшие достижения российской раннемодернистской архитектуры, в ГУМ стал одним из символов нэпа, а в 1930-м был надолго закрыт как торговая точка: в течение более чем 20 лет там располагались помещения различных советских министерств и ведомств. День 24 декабря 1953 года обозначил новый рубеж в истории ГУМа: он снова стал общедоступным и широко посещаемым магазином.
И в этот же день на первой полосе «Литературной газеты», органа Союза писателей СССР, появилась статья критика, редактора и литературоведа Лидии Корнеевны Чуковской «О чувстве жизненной правды». Это была первая публикация Чуковской в этой газете с 1934 года. С конца войны советская печать и издательства вообще не баловали ее вниманием: дочь опального поэта Корнея Чуковского, в 1949-м она и сама попала под каток кампании по борьбе с космополитизмом. Ее обвинили в «незаслуженной и огульной критике» произведений советской детской литературы. Однако важно было не только то, что Чуковскую напечатали, но и то, что статья ее вновь резко полемизировала с господствующими течениями и центральными авторами советской детской литературы 1950-х.
Следующим шагом в установлении контроля партии над деятельностью КГБ стало распоряжение о пересмотре дел руководителей и рядовых членов партии. Сперва этот пересмотр коснулся процессов конца 1940-х, а затем и репрессий 1937–1938 годов, которые уже много позже получили в западной историографии название «Большой террор». Так готовилась доказательная и идеологическая база для разоблачения культа личности Сталина, которое Никита Хрущев произведет под занавес ХХ съезда партии в феврале 1956 года. Уже начиная с лета 1954-го из лагерей начнут возвращаться первые реабилитированные. Массовая реабилитация жертв репрессий наберет силу по окончании ХХ съезда.
Освобождение сотен тысяч заключенных дало новые надежды самым разным людям. Даже Анна Ахматова тогда говорила: «Я — хрущевка». Однако политический режим, несмотря на заметное смягчение, оставался репрессивным. После смерти Сталина и еще до начала массового освобождения из лагерей по ГУЛАГу прокатилась волна восстаний: люди устали ждать. Эти восстания были утоплены в крови: в Кенгирском лагере, например, против заключенных были выдвинуты танки.
Через восемь месяцев после XX съезда партии, 4 ноября 1956 года, советские войска вторглись в Венгрию, где ранее началось восстание против советского контроля над страной и было сформировано новое, революционное правительство Имре Надя. В ходе военной операции погибло 669 советских солдат и более двух с половиной тысяч граждан Венгрии, больше половины из них — рабочие, участники добровольческих отрядов сопротивления.
С 1954 года в СССР прекратились массовые аресты, но отдельных людей сажали по политическим обвинениям, особенно много — в 1957 году, после венгерских событий. В 1962 году силами внутренних войск были подавлены массовые — но мирные — протесты рабочих в Новочеркасске.
Открытие ГУМа было знаменательно как минимум в двух отношениях: советская экономика и культура повернулись лицом к простому человеку, в гораздо большей степени ориентируясь на его нужды и запросы. Кроме того, новые функции и значения приобрели публичные городские пространства: так, в 1955 году для посещения и экскурсий был открыт Московский Кремль, а на месте снесенного храма Христа Спасителя и так и не достроенного Дворца Советов в 1958 году стали строить не памятник или государственное учреждение, но общедоступный открытый бассейн «Москва». Уже в 1954 году в крупных городах начинают открываться новые кафе и рестораны; в Москве, неподалеку от здания НКВД — МГБ — КГБ на Лубянке, появляется первое кафе-автомат, где любой посетитель, опустив монету, мог, минуя продавца, получить напиток или закуску. Сходным образом преобразовали и так называемые промтоварные магазины, обеспечив прямой контакт покупателя с товаром. В 1955 году Центральный универсальный магазин в Москве открыл для покупателей доступ в торговые залы, где товары были развешаны и размещены в непосредственной досягаемости: их можно было снять с полки или с вешалки, рассмотреть, пощупать.
Одним из новых «пространств публичности» стал Политехнический музей — сотни людей, особенно молодых, собирались там на вечера и специально организованные дискуссии. Открывались новые кафе (их называли «молодежными»), там проходили поэтические чтения и небольшие художественные выставки. Именно в это время в Советском Союзе появились джаз-клубы. В 1958 году в Москве был открыт памятник Владимиру Маяковскому, и возле него по вечерам начались открытые поэтические чтения, а вокруг чтений моментально завязывались дискуссии по политическим и культурным проблемам, которые никогда не обсуждались раньше в СМИ.
Последняя строка эпиграмы Раскина — «И напечатана Чуковская» — нуждается в дополнительном комментарии. Разумеется, Лидия Чуковская была не единственным автором, получившим в 1953–1956 годах возможность печататься в СССР после длительного перерыва. В 1956-м — начале 1957 года в свет вышли два тома альманаха «Литературная Москва», подготовленного московскими писателями; инициатором и мотором издания был прозаик и поэт Эммануил Казакевич. В этом альманахе увидели свет первые после более чем десятилетнего перерыва стихи Анны Ахматовой. Здесь же обрела голос и право на существование в советской культуре Марина Цветаева. Ее подборка появилась в альманахе с предисловием Ильи Эренбурга. В том же 1956 году выходит первая после расправ 1946 и 1954 годов книга Михаила Зощенко. В 1958 году после длительных дискуссий в ЦК на экраны выпустили запрещенную к показу в 1946-м вторую серию фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
Начинается возвращение в культуру не только тех авторов, которым был запрещен доступ в печать, на сцену, в выставочные залы, но и тех, кто умер в ГУЛАГе или был расстрелян. После юридической реабилитации в 1955 году разрешенной к упоминанию, а затем и все более авторитетной становится фигура Всеволода Мейерхольда. В 1957 году впервые после более чем 20-летнего перерыва в советской печати появляются прозаические произведения Артема Веселого и Исаака Бабеля. Но, пожалуй, самое важное изменение связано не столько с возвращением запрещенных прежде имен, сколько с возможностью обсуждать темы, которые раньше были нежелательны или вовсе табуированы.
Термин «оттепель» появился почти одновременно с тем, как началась сама эпоха, которую стали обозначать этим словом. Он широко использовался современниками и функционирует до сих пор. Этот термин был метафорой наступления весны после долгих политических заморозков, а значит, обещал и скорый приход жаркого лета, то есть свободы. Но сама идея смены времен года указывала на то, что для тех, кто использовал этот термин, новый период — лишь короткая фаза в циклическом движении российской и советской истории и на смену «оттепели» рано или поздно придут «заморозки».
Ограниченность и неудобство термина «оттепель» связаны с тем, что он заведомо провоцирует на поиски других, аналогичных «оттепельных» эпох. Соответственно, он заставляет искать и многочисленные аналогии между различными периодами либерализации — и, наоборот, не дает возможности увидеть сходства между периодами, которые традиционно кажутся полярно противоположными: например, между оттепелью и застоем. Не менее важно и то, что термин «оттепель» не дает возможности говорить о разноплановости, неоднозначности самой этой эпохи, как и последующих «заморозков».
Много позже в западной историографии и политологии был предложен термин «десталинизация» (по-видимому, по аналогии с термином «денацификация», использовавшимся для обозначения политики союзных держав в западных секторах послевоенной Германии, а затем и в ФРГ). С его помощью, как представляется, можно описать некоторые процессы в культуре 1953–1964 годов (от смерти Сталина до отставки Хрущева). Эти процессы плохо или неточно фиксируются с помощью понятий, которые стоят за метафорой «оттепель».
Самое первое и узкое понимание процесса десталинизации описывается с помощью бытовавшего в годы выражения «борьба с культом личности». Само по себе словосочетание «культ личности» пришло из 1930-х: с его помощью руководители партии и лично Сталин критиковали декадентские и ницшеанские увлечения начала века и апофатически (то есть с помощью отрицаний) описывали демократический, недиктаторский характер советской верховной власти. Однако уже на следующий день после похорон Сталина председатель Совета министров СССР Георгий Маленков говорил о необходимости «прекратить политику культа личности» — он имел в виду отнюдь не капиталистические страны, а сам СССР. К февралю 1956 года, когда на ХХ съезде КПСС Хрущев произнес свой знаменитый доклад «О культе личности и его последствиях», термин получил совершенно отчетливое смысловое наполнение: под «культом личности» стали понимать политику единовластного, жестокого руководства Сталиным партией и страной с середины 1930-х годов и до самой его смерти.
После февраля 1956 года в соответствии с лозунгом «борьба с культом личности» имя Сталина стало вычеркиваться из стихотворений и песен, а его изображения — замазываться на фотографиях и картинах. Так, в знаменитой песне на стихи Павла Шубина «Волховская застольная» строчку «Выпьем за родину, выпьем за Сталина» заменили на «Выпьем за родину нашу привольную», а в песне на слова Виктора Гусева «Марш артиллеристов» еще в 1954 году вместо «Артиллеристы, Сталин дал приказ!» стали петь «Артиллеристы, срочный дан приказ!». В 1955 году один из главных столпов соцреализма в живописи Владимир Серов пишет новый вариант картины «В. И. Ленин провозглашает советскую власть». В новой версии хрестоматийного полотна позади Ленина виднелся не Сталин, а «представители трудового народа».
В конце 1950-х — начале 1960-х были переименованы города и поселки, названные в честь Сталина, его имя было изъято из названий заводов и кораблей, а вместо Сталинской премии, ликвидированной в 1954 году, в 1956-м была учреждена Ленинская премия. Осенью 1961 года набальзамированный труп Сталина был вынесен из Мавзолея на Красной площади и захоронен у кремлевской стены. Все эти меры принимались в той же логике, в какой в годы уничтожались изображения и упоминания расстрелянных «врагов народа».
По мнению Хрущева, культ личности Сталина проявлялся в том, что он не мог и не умел действовать на своих оппонентов с помощью убеждения, и поэтому ему постоянно требовалось прибегать к репрессиям и насилию. Культ личности, по мнению Хрущева, выражался и в том, что Сталин был неспособен выслушивать и воспринимать любую, даже самую конструктивную критику, поэтому ни члены Политбюро, ни тем более рядовые члены партии не могли оказывать существенного влияния на принимавшиеся политические решения. Наконец, как полагал Хрущев, последнее и самое заметное для постороннего глаза проявление культа личности состояло в том, что Сталин любил и поощрял преувеличенные и неуместные восхваления в свой адрес. Они находили выражение в публичных речах, газетных статьях, песнях, романах и кинофильмах и, наконец, в бытовом поведении людей, для которых любое застолье должно было сопровождаться обязательным тостом в честь вождя. Хрущев обвинил Сталина в уничтожении старых кадров партии и попрании идеалов революции 1917 года, а также в серьезных стратегических ошибках во время планирования операций в период Великой Отечественной войны. За всеми этими обвинениями Хрущева стояла идея предельного антигуманизма Сталина и, соответственно, отождествления попранных им революционных идеалов с идеалами гуманистическими.
Хотя закрытый доклад на XX съезде не был публично обнародован в СССР до конца 1980-х годов, все эти линии критики подспудно размечали проблемные поля, которые могли начать разрабатываться в культуре под эгидой борьбы с культом личности Сталина.
Одной из ключевых тем советского искусства второй половины 1950-х стала критика бюрократических методов руководства, бездушия чиновников по отношению к гражданам, чиновничьего хамства, круговой поруки и формализма при решении проблем обычных людей. Бичевать эти пороки было принято и прежде, но они неизменно должны были описываться как «отдельные недостатки». Теперь искоренение бюрократизма должно было представать как часть демонтажа сталинской системы управления, прямо на глазах читателя или зрителя уходящей в прошлое. Два самых известных произведения 1956 года, сфокусированных именно на таком типе критики, — роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» (об изобретателе, который в одиночку противостоит сговору директора завода и министерских чиновников) и фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (где новаторски настроенная молодежь развенчивает и осмеивает самоуверенного директора местного Дома культуры).
Возрожденный культ революции вызвал к жизни целую серию произведений о первых годах существования Советского государства: фильм Юлия Райзмана «Коммунист» (1957), художественный триптих Гелия Коржева «Коммунисты» (1957–1960) и другие опусы. Однако многие поняли призывы Хрущева буквально и говорили о революции и Гражданской войне как о событиях, происходящих здесь и сейчас, в которых сами они, люди второй половины 1950-х — начала 1960-х, непосредственно принимают участие. Самый характерный пример такого рода буквальной интерпретации — знаменитая песня Булата Окуджавы «Сентиментальный марш» (1957), где лирический герой, современный молодой человек, видит для себя единственный вариант завершения жизненного пути — гибель «на той единственной Гражданской», в окружении «комиссаров в пыльных шлемах». Речь, конечно, шла не о повторении Гражданской войны в современном ему СССР, но о том, что герой 1960-х может параллельно жить в двух эпохах, причем более давняя была для него и более подлинной и ценной.
Аналогичным образом устроен фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича» (1961–1964). Он считается едва ли не главной кинокартиной оттепели. Ее полная режиссерская версия, восстановленная после цензурных вмешательств в конце 1980-х, открывается и закрывается символическими сценами: в начале трое солдат военного патруля, одетых в форму конца 1910-х — начала 1920-х годов, проходят по улицам ночной предрассветной Москвы под музыку «Интернационала», а в финале точно так же по Москве идут солдаты Великой Отечественной, и их проход сменяется демонстрацией караула (тоже состоящего из трех человек) у Мавзолея Ленина. Никаких сюжетных пересечений с основным действием фильма у этих эпизодов нет. Однако они сразу задают очень важное измерение этого киноповествования: события, происходящие в СССР 1960-х годов с тремя молодыми людьми, едва достигшими двадцати лет, прямо и непосредственно связаны с событиями революции и Гражданской войны, поскольку революция и Гражданская война для этих героев — важный ценностный ориентир. Характерно, что караульных в кадре столько же, сколько и центральных персонажей, — трое.
Само название фильма говорит о той же ориентации на эпоху революции и Гражданской войны, на фигуру Ленина как основоположника Советского государства. В этом пункте и произошло расхождение между режиссером фильма Марленом Хуциевым и Никитой Хрущевым, который запретил выпускать на экраны «Заставу Ильича» в ее первоначальном виде: для Хрущева молодой сомневающийся герой, который пытается найти смысл жизни и ответить на главные для себя вопросы, недостоин того, чтобы считаться наследником революционных идеалов и охранять «Заставу Ильича». Поэтому в перемонтированной версии картину пришлось назвать «Мне двадцать лет». Для Хуциева же, напротив, то, что революция и «Интернационал» остаются для героя высокими идеалами, служит оправданием его душевных метаний, а также смены девушек, профессий и дружеских компаний. Не случайно в одном из ключевых эпизодов фильма Хуциева аудитория поэтического вечера в Политехническом музее в полном составе подпевает Окуджаве, исполняющему финал того самого «Сентиментального марша».
Как еще советское искусство реагировало на призывы к борьбе с культом личности? Начиная с 1956 года стало возможным прямо говорить о репрессиях и о трагедии людей, невинно брошенных в лагеря. Во второй половине 1950-х еще не разрешалось упоминать о людях физически уничтоженных (да и в более поздние времена в советской печати обычно использовали эвфемизмы вроде «был репрессирован и погиб», а не «был расстрелян»). Нельзя было и обсуждать масштабы государственного террора 1930-х — начала 1950-х годов, а на сообщения о бессудных арестах более раннего — «ленинского» — времени вообще было наложено цензурное табу. Поэтому до начала 1960-х почти единственный возможный путь изображения репрессий в художественном произведении — это появление героя, возвращающегося или вернувшегося из лагерей. Кажется, едва ли не первый такой персонаж в подцензурной литературе — герой стихотворения Александра Твардовского «Друг детства»: текст был написан в 1954–1955 годах, опубликован в первом выпуске «Литературной Москвы» и включен впоследствии в поэму «За далью — даль».
Табу на изображение собственно лагерей было снято, когда в 11-м номере журнала «Новый мир» за 1962 год по прямой санкции Никиты Хрущева был опубликован рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — о типичном дне одного заключенного в ГУЛАГе. В течение следующего года этот текст перепечатывался еще дважды. Однако уже в 1971–1972 годах все издания этого рассказа изымались из библиотек и уничтожались, его даже вырывали из номеров журнала «Новый мир», а имя автора в оглавлении замазывали чернилами.
Другая возможная и действительно существовавшая в ту пору интерпретация «борьбы с культом личности» не фокусировалась уже персонально на Сталине, но предполагала осуждение любого рода вождизма, единоначалия, утверждения главенства одного исторического деятеля над другими. Выражению «культ личности» был противопоставлен во второй половине 1950-х — начале 1960-х термин «коллективное руководство». Он задавал и ту идеальную модель политической системы, которая была якобы создана и завещана Лениным, а затем грубо разрушена Сталиным, и тот тип управления, который, как предполагалось, был воссоздан сперва в триумвирате Берии, Маленкова и Хрущева, а затем в сотрудничестве Хрущева и Президиума ЦК партии (и ЦК в целом). Коллективность и коллегиальность требовалось демонстрировать в ту пору на всех уровнях. Не случайно одним из центральных идеологических манифестов середины и конца 1950-х становится «Педагогическая поэма» Макаренко, экранизированная в 1955 году Алексеем Маслюковым и Мечиславой Маевской: и роман Макаренко, и фильм представляли утопию самоуправляющегося и самодисциплинирующегося коллектива.
Однако у термина «десталинизация» может быть и более широкая трактовка, которая позволяет связать воедино самые разные аспекты социальной, политической и культурной действительности первого десятилетия после смерти Сталина. Никита Хрущев, политическая воля и решения которого во многом определяли жизнь страны в 1955–1964 годах, видел десталинизацию не только как критику Сталина и прекращение массовых политических репрессий, он пытался переформулировать советский проект и советскую идеологию в целом. В его понимании на место борьбы с внутренними и внешними врагами, на место принуждения и страха должны были прийти искренний энтузиазм советских граждан, их добровольные самоотдача и самопожертвование в построении коммунистического общества. Вражда с внешним миром и постоянная готовность к военным конфликтам должны были смениться заинтересованностью в обыденной жизни и в достижениях других стран и даже иногда — увлекательным соревнованием с «капиталистами». Утопия «мирного сосуществования» то и дело нарушалась в это десятилетие разного рода внешнеполитическими конфликтами, где Советский Союз зачастую прибегал к крайним, порой насильственным мерам. Установки Хрущева самым откровенным образом нарушались по его же инициативе, однако на уровне культурной политики в этом отношении было гораздо больше последовательности.
Уже в 1953–1955 годах интенсифицируются международные культурные контакты. Например, в конце 1953 года (тогда же, когда «открылся ГУМ, закрылся Берия») в Москве проходят выставки современных художников Индии и Финляндии и вновь открывается постоянная экспозиция Музея изобразительных искусств имени Пушкина (с 1949 года музей был оккупирован выставкой подарков «товарищу Сталину к его 70-летию»). В 1955 году в том же музее проходит выставка шедевров европейской живописи из Дрезденской галереи — перед возвращением этих произведений в ГДР. В 1956 году в Пушкинском (а позже — в Эрмитаже) была организована экспозиция работ Пабло Пикассо, вызвавшая шок у посетителей: в основном они даже не знали о существовании подобного рода искусства. Наконец, в 1957 году Москва принимала гостей Всемирного фестиваля молодежи и студентов — фестиваль также сопровождался многочисленными экспозициями зарубежного искусства.
Установка на массовый энтузиазм предполагала и поворот государства к массам. В 1955 году на одном из партийных заседаний Хрущев обращался к функционерам:
«Народ говорит нам: „Мясо будет или нет? Молоко будет или нет? Штаны хорошие будут?“ Это, конечно, не идеология. Но нельзя же, чтобы все имели правильную идеологию, а без штанов ходили!»
31 июля 1956 года в новом московском районе Черемушки было начато строительство первой серии пятиэтажных домов без лифтов. Их основой были железобетонные конструкции, изготовленные по новой, удешевленной технологии. Построенные из этих конструкций дома, позже прозванные «хрущевками», появились во многих городах СССР взамен деревянных бараков, в которых до этого жили рабочие. Были увеличены тиражи периодики, хотя журналов и газет не хватало — из-за дефицита бумаги и из-за того, что подписка на литературные издания, где обсуждались острые темы, лимитировалась искусственно по указаниям из ЦК.
Идеологи требовали уделять в искусстве больше внимания «простому человеку» — в противовес помпезным фильмам позднесталинской эпохи. Показательным примером воплощения новой эстетической идеологии является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Шолохов — автор очень чуткий к меняющейся конъюнктуре. Его герой, шофер Андрей Соколов, сам рассказывает, как чудом выжил в нацистском плену, а вся его семья погибла. Он случайно подбирает маленького мальчика-сироту и растит его, говоря ему, что он и есть его отец.
По уверениям самого Шолохова, с прототипом Соколова он познакомился еще в 1946 году. Однако выбор персонажа — заурядного вроде бы шофера с отчаянно-мрачной жизненной историей — был показателен именно для оттепельной эпохи. В это время радикально меняется изображение войны. Поскольку за Сталиным были признаны серьезные ошибки в руководстве Советской армией, особенно на начальном этапе войны, после 1956 года стало возможным изображать войну как трагедию и говорить не только о победах, но и о поражениях, о том, как страдали от этих ошибок «простые люди», о том, что потери от войны не могут быть ни вполне исцелены, ни компенсированы победой. В этом ракурсе изображала войну, например, пьеса Виктора Розова «Вечно живые», написанная еще в 1943 году и поставленная (в новой редакции) в московском театре «Современник» весной 1956 года, — собственно, премьера этого спектакля и стала первым представлением нового театра. Вскоре по этой пьесе был снят еще один ключевой фильм оттепели — «Летят журавли» Михаила Калатозова.
Функционеры ЦК и руководители творческих союзов поощряли художников обращаться к образам «простого человека», чтобы развить в обществе чувство коллективной солидарности и стремление к бескорыстному жертвенному труду. Эта довольно четкая задача и обозначила пределы десталинизации в изображении человеческой психологии, отношений человека и общества. Если те или иные сюжеты вызывали не подъем энтузиазма, а рефлексию, скепсис или сомнения, такие произведения запрещались или подвергались критическому разгрому. Недостаточно «простая» и «демократическая» стилистика тоже легко попадала под запрет как «формалистическая» и «чуждая советскому зрителю» — и возбуждающая ненужные дискуссии. Еще менее допустимыми для властей и для художественных элит были сомнения в справедливости и правильности советского проекта, в оправданности жертв коллективизации и индустриализации, в адекватности марксистских догм. Поэтому вышедший в Италии в 1957 году роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», где все эти идеологические постулаты были поставлены под сомнение, вызвал возмущение не только у Хрущева, но и у целого ряда советских номенклатурных писателей — например, у Константина Федина.
«— Тебе сколько лет?
— Двадцать шесть, Александр Васильевич.
Пауза.
— Ты комсомолец?
— Да, я комсорг Московского союза композиторов.
— У тебя родители живы?
— Слава богу, Александр Васильевич, живы.
Без паузы.
— У тебя, говорят, жена красивая?
— Это правда, очень.
Пауза.
— Ты здоров?
— Бог миловал, вроде здоров.
Пауза.
Высоким и напряженным голосом:
— Ты сыт, обут, одет?
— Да все вроде бы в порядке…
Почти кричит:
— Так какого же черта ты хоронишь?!— А право на трагедию?
— Нет у тебя такого права!»
Расшифровать последнюю реплику Гаука можно только одним-единственным образом: Каретников не был фронтовиком, никто из его семьи не погиб во время войны, а значит, в своей музыке молодой композитор обязан был демонстрировать воодушевление и жизнерадостность. «Право на трагедию» в советской культуре было столь же строго дозировано и нормировано, как дефицитные продукты и промтовары.