Провокационная психология что это

Провокационная психология что это

Провокационная психология что это

Провокационная психология что это

Так получается, что о различных психологических методах и школах наши потенциальные клиенты узнают сначала из фильмов, потом начинают интересоваться, искать информацию в интернете, задавать вопросы специалистам. Например, в 90-е годы популярный фильм «Основной инстинкт» о психоаналитическом подходе вызвал огромный ресонанс, о методе К.Юнга многие знают только по фильму «Опасный метод». Интерес к различным психологическим практикам дело хорошее, но, к сожалению, у многих формируется представление о специфике деятельности психолога, психотерапевта только на основе фильмов и популярных статей в СМИ.

О работе практического психолога, психотерапевта существует многожество мифов, ложных представлений и ожиданий. За свою 30-летнюю практику я часто сталкивалась со следующими:

Еще один представитель гештальт-подхода и провокативных приемов в психотерапии Пол Гудман пишет: «Пока люди хотят помощи в привычной для них форме, пока я нужен им для того, чтобы дать им что-то, они настолько узко сфорусированы на этом, что не могут ничего сделать для себя сами. Только когда я фрустрирую их потребность получить что-то от меня, они становятся способными сделать что-то для себя».

Провокация в качестве средства психологического воздействия обладает огромным стимулирующим потенциалом. Почему человек «застревает» в своих проблемах? Ведь есть замечательный и простой инструмент, доступный каждому — юмор. Привнося юмор в свою жизнь, человек становится более оптимистичным, обретает особую чувствительность к парадоксальным и непонятным ему ситуациям, он способен посмеяться над собой, способен увидеть смешное в своей серьёзности и принять серьезные решения, как ни парадоксально это звучит. Улыбаясь, человек автоматически чувствует себя лучше. Дыхание и пульс на короткий срок учащаются и кровь обогащается кислородом, в головном мозге происходит снижение чувствительности к боли, вырабатываются эндорфины — вещества, уничтожающие боль и приносящие удовольствие. Смех снижает остроту ситуации, снижает ее значимость.

В нашей культуре само слово «провокация» чаще несет негативную коннотацию. Но мы видим, что провокативные приемы, если они грамотно проводятся, могут быть эффективными в определенных ситуациях. Сама идея применения провокаций в психотерааевтическом процессе в чем-то напоминает известный метод парадоксальной интенции Фиктора Франкла.

Провокативная (или провокационная) психотерапия — это система психологической практики, направленная прежде всего на изменение отношения к себе, к своим возможностям. Провокативная терапия демонстрирует, что каждый человек может опираться на себя и прекращать жаловаться на судьбу, цепляться за свои комплексы.

Провокативная терапия мобилизует личность, дает возможность по-новому взглянуть на свою жизнь и разрешить внутренние противоречия.

Создателем уникального направления в психотерапии является Френк Фарелли (Frank Farrelly) — американский психотерапевт, автор книг и публикаций, получивший международное признание, собирающий залы до тысячи человек. Яркий и харизматичный Фарелли, разговаривая с человеком, словно считывает его. Несмотря на его провокативные приемы, о нём говорят как о заботливом отце, на сеансах которого комфортно и безопасно.

Один из вариантов провокативных техник провокация с шуткой. Провокация в качестве средства психологического воздействия выполняет функцию катализатора реакции развития человека в направлении исцеления.

Вот как описывает возникновение провокативной терапии сам Фарелли: «…во время 91-го сеанса с каким-то «шизофреником», когда я уже был готов все бросить… я занимался «накачиванием» самооценки. Что обычно говорит клиент? Он говорит, что он ничего не стоит, что вся его жизнь полное дерьмо. Психотерапевт, как правило, пытается убедить его в обратном, и этот процесс сродни надуванию воздушных шариков. На том сеансе я сказал своему пациенту: ладно, я сдаюсь, ты действительно ужасный, безнадежный и никчемный. Давай не будем тратить время, отныне я буду во всем соглашаться с тобой. Я говорил с ним очень живо — примерно так я общаюсь с друзьями. И вот уже через минуту он начал протестовать. Я продолжал дразнить его, а он краснел и посмеивался. Он оживал у меня на глазах, и это было как воскрешение из мертвых».

Ирония в том, что отношение, кажущееся жестоким, впоследствии оборачивается добром.

Такие выходки по отношению к пациенту называют провокативными интервенциями, которые ставят своей целью перевести проблему в другое измерение, заставить говорить клиента о тех вещах, о которых он боялся и подумать, вовлечь его в эмоциональное переживание этого опыта. На первых сеансах провокативной терапии человек переживает резкое столкновение ожидаемого им, — терапевт предстает совершенно иным. И возникает желание воскликнуть: «Что же ты за терапевт? В жизни не слышал, чтобы кто-нибудь так со мной говорил». Но, наряду с передразниванием и высмеиванием пациента, должна быть теплота в отношении терапевта к пациенту.

Что же даёт человеку провокативная терапия?

В каких случаях провокативная терапия может быть опасной?

Ниже представлены основные положения провокативной психотерапии Ф.Фарелли, некоторые пункты могут показаться спорными, парадоксальными. Что ж, на то она и провокативная терапия, чтобы шокировать и выходить за рамки привычного восприятия.

1 Входи в физический контакт.
2 Используй шутливый тон; меняй на гипнотический, если клиент задумался; будь в замешательстве, если не знаешь, что делать.
3 Невербально отзеркаливай клиента.
4 Используй анекдоты.
5 Фокусируйся только на клиенте.
6 Никогда не помогай клиенту!
7 Не следуй логике в последовательном ходе сессии.
8 Будь выпадающим из темы и даже глухим.
9 Помни, что цель – провоцировать поведение, соответствующее ситуации.
10 Иди вперёд за эмоциями.
11 Будь слеп к останавливающим тебя сигналам клиента.
12 Описывай клиенту, что значат его жесты.
13 Всегда уточняй, что клиент имеет в виду.
14 Используй транс клиента для внушений.
15 Будь серьёзным к травматическом опыту клиента, всё выспроси, потом – действуй.
16 Веди себя неестественно, точно так же, как ведёт себя клиент.
17 Перебивай его, «не давай и слова сказать».
18 Передразнивай клиента.
19 Показывай клиенту, как реагирует на него аудитория.
20 Неправильно интерпретируй (позитивно) коммуникативные трудности клиента.
21 Спокойно констатируй, что ничего не меняется к лучшему.
22 Тупо подрывай ожидаемую клиентом обратную связь.
23 Заставляй повторять клиента найденные им «истины».
24 Широко и интенсивно используй свою фантазию.
25 Всё всегда сильнее и отчётливее, чем кажется на самом деле.
26 Используй абсурд, как это делал Дали.
27 Давай абсурдные толкования проблем.
28 Выделяй и усиливай установки клиента вплоть до разрешения проблемы.
29 Клиент всегда дерьмо.
30 Выставляй напоказ телесные недостатки клиента.
31 Разрушай культурные, половые и сословные стереотипы.
32 Сам войди в состояние хихикающего подростка.
33 В то же время будь тёплым и понимающим.
34 Следуй своей интуиции.
35 Включи «внутренний телевизор» и наблюдай за всеми участниками процесса.
36 Обращай вину с субъекта на окружение и наоборот.
37 Принимай разные стороны конфликта.
38 Требуй, чтобы клиент выступал интересно.
39 Будь всегда безумнее клиента.

Не могу сказать, что все пункты мне симпатичны, но с некоторыми из них трудно не согласиться. В психотерапии не существует универсальных подходов и методов. Для потенциальных клиентов и всех, кто интересуется направлениями современной психотерапии, знание о различных подходах в психотерапии расширяет представление о многогранности деятельности практических психологов, а для специалистов дает возможность гибко применять различные приемы в работе в зависимости от запроса и особенностей личности клиента.

Источник

Путь провокатора. 39 принципов провокативной психотерапии

Провокативные методы в психотерапии могут с успехом применяться в управленческой деятельности, особенно в критических ситуациях утраты цели, смысла и денег

Каждый достоин 15 минут позора. Так не говорил Энди Уорхолл

Пристальное внимание к таланту Фарелли помогли выделить аж 39 принципов, которые можно использовать практически для формирования провокативных отношений. Действуя в духе здорового садизма, он добивался стремительных изменений в поведении и чувствах своих изолированных клиентов, а потом, как водится, вынес этот метод на рассмотрение более широкой публики. Научно доказано, что эти принципы поведения работают не только в психологии. Иллюстрации Александра Макарова позволят представить Вам метод Фарелли.

Провокационная психология что этоЯ, правда, не уверен в том, что это когда-нибудь тебе пригодится. Ты ведь одинок, у тебя нет семьи. Кроме того, ты – безработный и никогда не находился в одном помещении с людьми. А если ты всё-таки имеешь счастье где-то работать, то у тебя дела идут как по маслу, и люди, которые зависят от тебя, всегда реагируют с пониманием и делают всё возможное, чтобы тебе было легче жить. Все твои сотрудники бодры, веселы и никогда не отлынивают от работы, проявляют чудеса мотивации, не тормозят. Если я ошибаюсь, тогда – представь, что ты терапевт (директор, менеджер, советник, человек, который хочет чего-то добиться от деморализованного и демотивированного «клиента») и

1 Входи в физический контакт.

2 Используй шутливый тон; меняй на гипнотический, если клиент задумался; будь в замешательстве, если не знаешь, что делать.

3 Невербально отзеркаливай клиента.

4 Используй анекдоты.

5 Фокусируйся только на клиенте.

6 Никогда не помогай клиенту!

7 Не следуй логике в последовательном ходе сессии.

8 Будь выпадающим из темы и даже глухим.

9 Помни, что цель – провоцировать поведение, соответствующее ситуации.

10 Иди вперёд за эмоциями.

11 Будь слеп к останавливающим тебя сигналам клиента.

12 Описывай клиенту, что значат его жесты.

13 Всегда уточняй, что клиент имеет в виду.

14 Используй транс клиента для внушений.

15 Будь серьёзным к травматическом опыту клиента, всё выспроси, потом – действуй.

16 Веди себя неестественно, точно так же, как ведёт себя клиент.

17 Перебивай его, «не давай и слова сказать».

Провокационная психология что это

18 Передразнивай клиента.

19 Показывай клиенту, как реагирует на него аудитория.

20 Неправильно интерпретируй (позитивно) коммуникативные трудности клиента.

21 Спокойно констатируй, что ничего не меняется к лучшему.

22 Тупо подрывай ожидаемую клиентом обратную связь.

23 Заставляй повторять клиента найденные им «истины».

24 Широко и интенсивно используй свою фантазию.

25 Всё всегда сильнее и отчётливее, чем кажется на самом деле.

26 Используй абсурд, как это делал Дали.

27 Давай абсурдные толкования проблем.

28 Выделяй и усиливай установки клиента вплоть до разрешения проблемы.

29 Клиент всегда дерьмо.

30 Выставляй напоказ телесные недостатки клиента.

Провокационная психология что это

31 Разрушай культурные, половые и сословные стереотипы.

32 Сам войди в состояние хихикающего подростка.

33 В то же время будь тёплым и понимающим.

34 Следуй своей интуиции.

35 Включи «внутренний телевизор» и наблюдай за всеми участниками процесса.

36 Обращай вину с субъекта на окружение и наоборот.

37 Принимай разные стороны конфликта.

38 Требуй, чтобы клиент выступал интересно.

39 Будь всегда безумнее клиента.

Инструкция по применению от мастера провокативной терапии

Провокационная психология что этоНалаживай контакт взглядом, прикосновениями, похлопыванием, дружеским поталкиванием. Особенно если ты видишь, что клиент избегает контакта или переживает сильные эмоции. Шутливо-дразнящий голос терапевта сменяется гипнотическим, если клиент замешкался и тормозит. Если клиент зациклено повторяет что-то, терапевт говорит в замешательстве: «Ох, ты – очень сложный случай для меня, старика». Фарелли отзеркаливает, тщательно подстраиваясь к позе, жестам, темпу и выражению клиента, и концентрируется на нём: реакция зала и других людей совершенно не замечается терапевтом. Анекдоты, метафоры, шутки – всё идет в багаж терапевта.

Никогда не «помогай» клиенту: никаких серьёзных советов.

То, что происходило в разговоре секунды назад вполне может быть забыто, как будто этого и не было! Все зацикленности подавляются, навязчиво высказываемые идеи обесцениваются например, невнимательным переспрашиванием: «Я забыл… так, о чём вы говорили…», или повторением «скучным голосом» или уводятся в сторону «посторонними» уточнениями сути дела. Терапевт не щеголяет интеллектом, не анализирует, если это не вызывает эмоций.

Провокация в латыни означает выявление, извлечение факта. Помни об этом.

Как обнаружить, что ты достигаешь цели? Клиент обороняется, начинает себя утверждать, раскрывает свои способы защиты, но в результате выражает чувства, связанные с теплом, заботой, любовью и дружбой. Тогда ты достиг цели.

Правила поведения в провокативной психотерапии

Первое – вперёд за эмоциями! Любые средства хороши, любые рожи и прерывание клиента «на самом интересном месте». Всё, что связано с сексом – идёт в оборот. Если клиент протестует, требует прекратить что-либо, продолжай, с удвоенной энергией! Ты должен добиться, чтобы тебе сказали – «Нет! Хватит!»

Если терапевт замечает значимые жесты и позы, он тут же ставит их клиенту на вид, и спрашивает, что произошло, например:

– Почему ты схватился за свою промежность? Что-то случилось?

Терапевт уточняет и побуждает, если клиент начинает смазывать и путаться:

– Ты говорила, что у тебя веские причины не разводиться. Назови хотя бы три!

Если клиент подаёт признаки транса: заморгал, задышал, остолбенел, посмотрел как бы вглубь себя, терапевт не пренебрегает внушением гипнотическим голосом, например: «Каждый человек в глубине себя точно знает….», и, далее, что именно знает каждый человек.

Если клиент сообщает о травмирующем опыте, терапевт серьёзно и по-роджерсовски вчувственно расспрашивает о деталях. Конгруэнтность. Пауза. Серьёзно так и с выражением. «Это ведь действительно, на всю жизнь! Ты до последних дней своих будешь чувствовать эту вину».

Если клиент сник, потух, но говорит о чём-то, чего хочет достичь, скажи ему: «Да, я не видел более увлечённого человека! Ты так возбуждён этим!»

Перебивай речь клиента. Не будь вежливым. Сделай так, чтобы клиент и аудитория перестали понимать, о чём речь. Фарелли давал сказать клиенту не более двух предложений. И тут же театрально копировал мимику клиента, добиваясь реакции аудитории и показывая, чем именно вызвал эту реакцию.

Если клиент замешкался, следует неправильно интерпретировать это: «Он собирается вам ответить! Сейчас он обдумывает, как». Если клиент говорит, что он понял, что ему уже стало лучше – спокойно и с юмором скажи, что всё не так хорошо: «Не обманывайся. Ты вряд ли вообще сможешь стать здоровым». Или: «Тебе кажется. Это временное улучшение. Проблемы вернутся с новой силой». «Если ты мне не веришь, спроси моего брата», – это, кстати, гарантирует взрывную реакцию аудитории.

Если клиент получает поддержку аудитории, разрушайте, искажайте её. «Да, они по-настоящему сочувствуют тебе. Может быть. Они просто рады, что это произошло не с ними».

Клиент «созрел» и что-то важное понял – образовал новую ценность, нашёл единственно верное решение и высказал чётко и громко. Переспроси. Если возможно – пойми его неправильно.

Усиливайте свою фантазию, особенно в абсурдных решениях клиентской ситуации. Абсурд должен быть театрально сыгран до конца и подробен в мелочах, талантливее, чем смог бы сам Сальвадор Дали. Все ситуации значат гораздо больше, всё слишком замечательно, всё так ужасно! Но на самом деле всё не так, как клиент думает и значит совсем другое…

– Купи себе инвалидную электроколяску. Поставь динамики помощнее. Будешь кричать: «Эй, уступите дорогу. Едет победитель конкурса «Инвалид года»!

Как-то раз Фарелли позвонил пьяный человек, вышел только что из тюрьмы, и попросил приютить его холодной зимой. Фарелли посоветовал ему стать посреди проезжей дороги, спустить штаны, взять в руку член, и, наяривая, кричать в небеса: «Иисус грядёт, и я иду!» Помощь придёт в минуты! Ты быстро найдёшь приют.

Серьёзным голосом дай клиенту абсурдное объяснение его проблемы.

– Я не в контакте со своими чувствами.

– Я из Семипалатинска.

– В этом-то всё и дело. Ядерные испытания привели к тому, что 84% населения там благодаря мутациям не проявляют никаких эмоций. Твой случай – чистая генетика. Мы ничем не можем помочь!

Проблема клиента – в его достоинствах. Усиливать достоинства следует так же до предела. Например, вот очень красивая девушка, жалуется на то, что её не любят мужчины.

– Ты так сексапильна! Да что там, все видят! Разве ты нуждаешься, чтобы тебя кто-то любил? Зачем тебе эти проблемы?

Что делать с я-концептами клиента

Клиент – по-любому дерьмо. Клиент всегда не прав. Вот, женщина жалуется на плохой сон, Фарелли внимательно смотрит на её лицо:

– Ты говоришь, что бессонница? Да действительно… Твои глаза… Как две дырки от мочи на снегу…

Усиливайте и высмеивайте телесные недостатки. Если клиент полный и страдает от веса, сравните его с рекламным образом дутого толстяка с рекламы Мишлен. Или так:

– У меня проблемы. Асимметричная грудь. Я боюсь встречаться с мужчинами.

Если над клиентом довлеют культурные или иные стереотипы, довление нужно разрушить:

– Я тренер менеджеров.

– Кто? Ты?! Ты тренируешь менеджеров? Это наверное, бэби-менеджеры, воспитатели из детсада?

Что происходит в душе провокатора

Терапевт входит в состояние подобно подростку, подсмеивающемуся и подшучивающему над всеми, как обычно бывает в кампаниях. Так называемое бугага-состояние. При этом он остаётся тёплым, как будто он родственник или старый друг клиента. И, конечно, прислушивается к своей интуиции.

Терапевт, коуч представляет ситуацию жизни клиента как на большом телеэкране, выделяет самые яркие проявления, постоянно наблюдает за клиентом краем глаза. Когда приходит время, он врывается в ситуацию и точно описывает, что он чувствует, слышит и даже чем пахнет в этой ситуации. Все персонажи действа реальны и стоят рядом с ним.

Стратегические принципы Фарелли

Превращай вину. Если клиент обвиняет общество, то винить нужно клиента, и наоборот!

Вот, бизнес-коуч на семинаре жалуется на себя, что плохо чувствует потребности клиента:

– Да всё не так! Эти менеджеры на самом деле оборзели! Нафиг они нужны, вообще, если бы их не было, бизнес шёл бы как по маслу!

Перемени позицию. Если клиент «застрял», встань напротив и действуй со стороны, которую обличает клиент. Говори, что он не прав и ему предстоит мириться с несправедливостью. Когда клиент начнёт протестовать, скажи, что он не сможет измениться и никогда не сможет стать по другую сторону.

Побуждай клиента выступить ярко и привлекательно.

И последний, ключевой принцип Фарелли. Терапевт должен играть сумасшедшего в гораздо большей мере, чем клиент.

Послесловие от редактора

Тренируя своё мастерство актёра и шута, ты достигнешь небывалых высот. Твои выступления пройдут во многих городах. Твой час индивидуального коучинга будет продаваться по триста баксов и выше. Ты будешь получать небывалое удовольствие от работы, издеваясь над успешными людьми. Если ты далёк от психологии и слово «коуч» тебе чуждо, ты заткнёшь за пояс забронзовевших и потрёпанных современных телеюмористов. Знай, что технология работает только в замкнутых сообществах и что провокация – это мастерство хозяина положения, а не раба. Самые лучшие результаты получаются в том случае, если все привычные средства исчерпаны. Учитывай, что равные тебе иногда будут бить прямо в твой глаз. Пойми, что все приёмы Фарелли не подлежат тупому копированию: ничего в точности повторить не получится. Но если ты постигнешь суть метода (ещё говорят – метапсихологию), и освоишь его, то легко выйдешь из любого тупика общения и даже управления людьми.

Если говорить об истории метода, то он бы точно не состоялся, не придумай Карл Роджерс клиент-центрированную гуманистическую терапию, она дала вчувствование и понимание, ну а природный садизм в достатке обнаруживается не только у Фрэнка. Если говорить о применении – Фарелли универсален. Ну, скажем, чем отличается климат психбольнички в обильных Штатах от климата многодетной семьи или крупной транснациональной корпорации? Вот-вот. Им уже не хватает коучей-шутов, которые обязательно придут на смену скандинавским серьёзным революционно-кричащим придуркам. Если, конечно, последние не бросятся изучать принципы Фарелли, в холодном поту от страха потерять свои больнично-корпоративные контракты. Да-да, это я посвящённым. В нетократию, дудки, капитал и таланты.

Принцип №40. Если ты всё прочитал и ничего не понял, позвони в редакцию.

Источник

Консультант сериала «Триггер» Сергей Насибян: Психотерапевт должен быть аморален


Ɔ. Перед интервью я посмотрела первую серию, ту, что показывали в Каннах. В какой-то момент мне стало не по себе. Вы рассчитывали вызвать у зрителей такую реакцию?

Да, конечно. Поэтому сериал и называется «Триггер». Триггер — это спусковой механизм. Идея сериала — показать людям, что они многого о себе не знают и что они способны на гораздо большее, если начнут себя познавать. Мы все живем в чужих сценариях, и у всех нас есть триггеры, которые определяют нас как личностей.

Вы не знаете, когда эти триггеры срабатывают. Предположим, вы просыпаетесь в хорошем настроении, едете на работу, а приезжаете туда уже с плохим настроением. Что сработало триггером, вы не знаете. Но если вы займетесь самоанализом, то научитесь видеть триггеры и понимать самого себя.


Ɔ. Почему у кого-то триггеров много, а у кого-то мало?

Это зависит от сенситивности (способность человека ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители. — Прим. ред.). Она меняется в зависимости от гормонального фона, возрастных изменений, общего психологического состояния, у женщин — в связи с менструальным циклом. Триггер — это внешний раздражитель, ваша реакция на него — защитный механизм внутри психики. Моя задача — научить людей не защищаться, а переживать ситуации, вызывающие эмоции.


Ɔ. В чем заключалась ваша работа над фильмом?

Я был соавтором идеи вместе с Александрой Ремизовой. С этой идеей мы пришли к Александру Цекало. На тот момент я не верил, что из этого может выйти кино.

Потом я описывал кейсы, которые легли в основу сценария, расписывал сюжетные арки героев вместе с драматургами, работал в качестве консультанта на съемочной площадке.


Ɔ. Как строилась работа с актерами? Вы применяли на них свой метод?

Я работал как консультант, а не как психотерапевт. Максим Матвеев (исполнитель роли Артема Стрелецкого. — Прим. ред.) сделал реверанс в сторону моего метода, когда в Каннах со сцены сказал, что две встречи со мной перевернули его жизнь. Наверное, это излишние лавры. Я, в первую очередь, объяснял Максиму разницу между разными школами, психотерапевтическими подходами, учил его правильно задавать вопросы. Но и о нем мы тоже поговорили.

Самый трогательный для меня момент — встреча с Игорем Костолевским. В сериале он играет отца главного героя, тоже психотерапевта, как и Артем. В детстве я думал, что Костолевский — неприкасаемый идеал мужчины. И даже предположить не мог, что буду сидеть с ним рядом и он будет слушать, что я говорю.


Ɔ. Вы проводите параллели между собой и главным героем? Или вас объединяет только метод?

История Артема — история моей жизни с некоторыми измененными элементами.


Ɔ. Теоретически человек может покончить с собой из-за того, что психотерапевт применил неправильный метод?


Ɔ. Главный герой давит людям на больное, обнажая их триггеры. Разве это не аморально?

Психотерапевт должен быть аморален для того, чтобы ему открывались другие люди. Мораль — это общественные правила. Провокативный метод идет с ними вразрез.

Провокационная психология что это


Ɔ. А как же профессиональная этика?

Этот метод не этичен, не экологичен с точки зрения этических норм психиатрии. Но, во-первых, главный герой искренне верит в то, что может помочь людям, сделать их свободнее. Это и оправдывает провокацию. А во-вторых, все-таки то, что показано на экране, несколько приукрашено. Я никогда не запирал людей в горящих сараях.


Ɔ. А что происходило в реальной жизни?

В реальной жизни я могу помочь вам пережить ситуацию с запертым сараем в этом кабинете, применяя определенные инструменты психотерапевтической беседы и отмечая триггеры. Конечно, это не так быстро и эффектно, как на экране. Вообще, метод провокативной психотерапии предполагает групповую работу. Группа становится свидетелем того, что происходит с человеком. Если не будет группы, провокация не сработает.

Провокация заключается в том, что терапевт предлагает человеку выйти за пределы морали. Например, как-то в одной из моих групп была девушка, которая родила больного ребенка. На мой вопрос, почему она не отказалась от ребенка, девушка ответила, что она не может так поступить. Я сказал, что это неправда. В этот момент все 60 участников группы посмотрели на меня с осуждением. Ведь мораль говорит: «Мать не может бросить своего ребенка». Моя же задача была довести девушку до такого состояния, когда она признается, что на самом деле она может бросить своего ребенка. В этот момент рождается личность, которая говорит, что она может бросить ребенка, но не хочет его бросать. Это две разные личности, которые руководствуются разными мотивами. Первая объясняет свои поступки немощью, вторая — делает сознательный выбор. Группа, которая сперва стоит на стороне человека, становится нейтральной, когда человек избавляется от стопоров, основанных на страхе, чувстве вины и стыда.


Ɔ. Как выбрать психолога?

Лучше всего — по рекомендации. Хорошо, если у психолога есть какие-то регалии, но еще важнее — ваше доверие.


Ɔ. Почему некоторые люди годами ходят к психологам, но все равно не могут решить своих проблем?

Возможно, человеку не подходит конкретный метод или школа. Нужно искать другого специалиста, пробовать дальше.

Психолог сможет помочь человеку только тогда, когда у самого психолога эта проблема решена. Каждый психолог — ограничение для пациента: вы не пройдете дальше, чем прошел сам психолог. Поэтому у каждого специалиста есть свой психолог и супервизор.

Еще один важный элемент — эмпатия. Большая проблема современных специалистов в том, что сегодня на психфак люди часто идут не учиться, а лечиться. Поэтому на рынке много специалистов, лишенных эмпатии.


Ɔ. Работа с психологом или психотерапевтом может изменить человека как личность?

Люди не меняются в принципе. Каждый человек прекрасен изначально. Не существует плохих людей и плохих поступков. Существует отсутствие смелости быть самим собой.

Задача Артема — показать эту прекрасную сторону каждого. Но для того, чтобы пройти к светлой стороне, нужно иметь смелость пройти через долину теней, как писал Соломон.


Ɔ. Почему Артем не может помочь самому себе?

Потому что и у него есть теневая сторона личности. Он познакомится с ней позже. Главный герой проходит в этом сериале все те же этапы становления личности, что и его клиенты. Каждый пациент — отражение определенного невроза Артема. Честность — единственное, к чему призывает Артем всех вокруг. Насколько он честен с собой и честен ли, вы узнаете в конце.


Ɔ. Секрет психологического равновесия в том, чтобы никогда не врать?

Не лгать и быть честным — это не одно и то же. Не врать может позволить себе любая личность, даже не понимающая, почему не надо врать. Быть честным может позволить себе только целостная личность.

Провокационная психология что этоФото: Личный архив Сергея Насибяна


Ɔ. Отчего возникают неврозы?

Неврозы появляются у ребенка с того момента, когда в отношениях с родителями он оказывается им что-то должен. Хорошо учиться, убираться, слушаться, быть хорошим. Отношения с ребенком строятся по такому принципу: мама будет хорошей, если хорошим будешь ты.


Ɔ. Как тогда воспитывать детей?

Детей стоит любить. Вы никогда не станете воспитывать того, кого вы любите. Воспитывать — значит изменять. Вы никогда не станете менять того, кого вы любите.


Ɔ. По вашей логике выходит, что все родители своих детей не любят.

Любят. Но боятся потерять, боятся, что, если не внушить им, что хорошо, а что плохо, дети вырастут наркоманами и маньяками. Страх потери ребенка заставляет любого родителя воспитывать ребенка. К сожалению, многие люди постоянно живут в страхе что-то или кого-то потерять. Это делает людей глубоко зависимыми и несчастными. А счастливыми люди могут быть только в состоянии, свободном от неврозов.


Ɔ. Как избавиться от невроза?

Осознать его, признать и пережить. Например, если человек боится потерять работу, ему надо ответить себе на вопрос: «Что я буду делать, когда я потеряю эту работу?» Именно в такой формулировке, а не: «Что я буду делать, если я потеряю работу?» Нужно принять тот факт, что рано или поздно вы ее потеряете.

В этом мире нет ничего постоянного, кроме того, что он изменяется. Большая часть из нас защищается от изменений. Так устроена человеческая натура. Мы требуем постоянства, мы стремимся к вечности, забывая о том, что изменения происходят вне зависимости от того, боимся мы их или нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *