Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто

§ 30. Размножение покрытосеменных растений (окончание)

Призпаки ветроопыляемых растений. У растений, опыляемых ветром, не бывает ярких, крупных и душистых цветков (рис. 68). Невзрачные, обычно мелкие цветки, часто собранные в соцветия, перистые рыльца, пыльники на длинных свисающих нитях, очень мелкая, лёгкая, сухая пыльца — всё это приспособления к опылению ветром.

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто

Ветроопыляемые растения обычно растут большими скоплениями, образуя заросли (орешник) или рощи (берёза). Большинство деревьев, цветки которых опыляет ветер, цветёт весной, до распускания листьев, поэтому пыльца легко попадает на рыльца. Ветром опыляются тополь, ольха, дуб, берёза, орешник, рожь, кукуруза и др.

Учитесь работать самостоятельно

При изучении биологии вы часто сравниваете различные биологические объекты и явления. Проводя сравнение, необходимо помнить, что это не просто описание объектов или явлений, а сопоставление их существенных признаков, на основе которых выясняется, что общего и какие различия имеются у сравниваемых объектов.

При проведении сравнения соблюдайте предложенную последовательность.

1. Выясните, какие объекты (явления) сравниваются.
2. Мысленно расчлените объект (явление) на составные части (проведите анализ).
3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (явлений).
4. Сопоставьте сравниваемые объекты (явления) по одним и тем же признакам:

а) признаки сходства;
б) признаки различия.

Опыление. Пыльцевое зерно. Зародышевый мешок. Пыльцевая трубка. Двойное оплодотворение

Ответьте на вопросы

1. Какое строение имеет пыльца? 2. Почему у цветковых растений оплодотворений называют двойным? 3. Как образуется зародыш растения? 4. Как образуется эндосперм? 5. Из чего образуется семенная кожура? 6. Что такое опыление? 7. Какие способы опыления вы знаете?

Изучите параграф и дополнительный текст. Пользуясь памяткой (см. § 30), проведите сравнение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Результаты сравнения обсудите с учащимися класса.

Как по особенностям строения цветка можно определить способ его опыления?

Источник

40 самоутверждающих цитат, которые помогут вам поверить в себя

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто

В этом посте собраны лучшие цитаты, которые помогут вам поверить в себя.

Потому что вопрос «Как я могу стать более уверенным в своей жизни?» один из самых распространенных вопросов, который задают себе люди.

Вот 40 цитат об этом. Это проверенные временем и вызывающие размышления советы о самоуверенности за последние несколько тысяч лет.

Наверняка вы найдете их столь же мотивирующими и полезными практически.

40 цитат, которые помогут вам жить своей лучшей жизнью

«Бездействие порождает сомнение и страх. Действие порождает уверенность и мужество. Если вы хотите победить страх, не сидите дома и не думайте о нем. Идите и займитесь делом.»
Дейл Карнеги

«Вы приобретаете силу, мужество и уверенность с каждым опытом, в котором вы действительно перестаете смотреть страху в лицо. Вы можете сказать себе: «Я пережил этот ужас. Я готов к следующему шагу.» Вы должны сделать то, что, как вам кажется, вы не можете сделать.»
Элеонора Рузвельт

«Никогда не наклоняй голову. Всегда держи её высоко. Смотрите миру прямо в лицо.»
Хелен Адамс Келлер

«Просто верьте в себя. Даже если вы этого не делаете, притворитесь, что делаете, и в какой-то момент вы это действительно сделаете.»
Винус Уильямс

«Уверенность — это не оптимизм или пессимизм, и это не атрибут характера. Это ожидание положительного результата.»
Розабет Мосс Кантер

«Уверенность в себе является самым важным фактором в этой игре, и независимо от того, насколько велик ваш природный талант, есть только один способ поддерживать его — это работа.»
Джек Николсон

«Вы критиковали себя в течение многих лет, и это не сработало. Попробуйте одобрять себя и посмотрите, что произойдет.»
Луиза Хей

«Уверенность приходит не оттого, что ты всегда прав, а оттого, что ты не боишься ошибиться.»
Питер Макинтайр

«Ты думаешь, что можешь или не можешь, ты прав в любом случае.»
Генри Форд

«Приведи доводы в пользу своих ограничений, и, конечно же, они твои.»
Ричард Бах

«Попробуй сделать то, чего ты не делал три раза. Один раз, чтобы преодолеть страх сделать это. Второй, чтобы узнать, как это сделать. И в третий раз выяснить, нравится вам это или нет.»
Вирджил Томсон

«Если ты услышишь внутри себя голос, говорящий: «ты не можешь рисовать», — тогда рисуй, и этот голос умолкнет.»
Винсент Ван Гог

«Спокойствие ума приносит внутреннюю силу и уверенность в себе, так что это очень важно для хорошего здоровья.»
Далай Лама

«Я не боюсь штормов, потому что учусь управлять своим кораблем.»
Луиза Мэй Олкотт

«Все, что мы ожидаем с уверенностью, становится нашим собственным самореализующимся пророчеством.»
Брайан Трейси

«Уверенность в себе — это память об успехе.»
Дэвид Стори

«Уверенность — это то чувство, с помощью которого ум вступает на великие и почетные пути с твердой надеждой и доверием к самому себе.»
Марк Туллий Цицерон

«Если ты не уверен в себе, то знаешь что? Да и весь остальной мир тоже. Не стоит переоценивать конкуренцию и недооценивать себя. Ты лучше, чем думаешь.»
Т. Харв Экер

«Если вы действительно ставите себе небольшую цену, будьте уверены, что мир не повысит вашу цену.»

«Не ждите, пока все будет в порядке. Жизнь никогда не будет совершенной. Там всегда будут проблемы, препятствия и менее чем идеальные условия. И что. Начинайте прямо сейчас. С каждым шагом, который вы делаете, вы будете становиться все сильнее и сильнее, все более и более квалифицированным, все более и более уверенным в себе и все более и более успешным.»
Марк Виктор Хансен

«Никто не может заставить тебя чувствовать себя неполноценным без твоего согласия.»
Элеонора Рузвельт

«С осознанием собственного потенциала и уверенностью в своих силах можно построить лучший мир.»
Далай Лама

«Человек должен верить в себя, а не пытаться убедить других. Поскольку человек доволен собой, он не нуждается в одобрении других. Из-за того, что человек принимает себя, весь мир принимает его тоже.»
Лао-Цзы

«Жизнь нелегка для любого из нас. Но что с того? Мы должны обладать настойчивостью и прежде всего уверенностью в себе. Мы должны верить, что мы одарены для чего-то и что эта вещь, любой ценой, должна быть достигнута.»
Мария Кюри

«Настоящая трудность заключается в том, чтобы преодолеть то, что вы думаете о себе.»
Майя Энджелоу

«Уверенность — это когда вы верите в себя и свои способности, высокомерие — когда вы думаете, что вы лучше других и действуете соответственно.»
Стюарт Стеффорд

«Уверенность — это непринужденное мужество.»
Дэниел Махер

«Слишком многие люди переоценивают то, чем они не являются, и недооценивают то, чем они являются.»
Малколм Форбс

«Для меня это всегда было подготовкой, и чем более подготовленным я могу быть каждую неделю, тем меньше давления я чувствую и тем более уверен в себе. Когда ваша уверенность растет, вполне естественно, что давление, которое вы чувствуете, уменьшается.»
Аарон Роджерс

«Доверяйте себе. Вы знаете больше, чем думаете.»
Бенджамин Спок

«Мы должны научиться быть своими лучшими друзьями, потому что слишком легко попадаем в ловушку, становясь своими худшими врагами.»
Родерик Торп

«Какой бы курс вы ни выбрали, всегда найдется кто-то, кто скажет вам, что вы ошибаетесь. Всегда возникают трудности, которые побуждают вас верить, что ваши критики правы. Чтобы наметить курс действий и следовать ему до конца, требуется мужество.»
Ральф Уолдо Эмерсон

«Люди, которые больше всего хотят одобрения, получают меньше всего, а те, кто меньше всего нуждается в одобрении, получают больше всего.»
Уэйн Дайер

«У вас есть власть над своим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это, и вы обретете силу.»
Марк Аврелий

«Я перестал бояться, когда мое первое предприятие провалилось и небо не рухнуло.»
Аль Нойхарт

«Сначала люби себя, и все остальное встанет на свои места. Вы действительно должны любить себя, чтобы сделать что-нибудь в этом мире.»
Люсиль Болл

«Человек не может чувствовать себя комфортно без собственного одобрения.»
Марк Твен

«Самый лучший день в твоей жизни — это тот, когда ты решаешь, что твоя жизнь принадлежит только тебе. Никаких извинений или оправданий. Не на кого опереться, положиться или обвинить. Этот дар — ваш, это удивительное путешествие, и только вы несете ответственность за его качество. Это день, когда твоя жизнь действительно начинается.»
Боб Моавад

«Никогда не поздно стать тем, кем ты мог бы стать.»
Джордж Элиот

«Однажды ты решишь, что все кончено. Это и будет начало.»
Луис Ламур

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями.

Источник

25 вещей, о которых нужно помнить, когда жизнь наносит очередной удар

«Вы столкнётесь со многими поражениями в своей жизни, но никогда не позволяйте себе быть побежденным. Потому что иногда нужно столкнуться с поражениями, чтобы понять, кто вы, откуда берут начало ваши корни, и как вы еще можете выйти из этого поражения победителем».

Иногда дела должны пойти не так как хотелось бы, чтобы в итоге всё было так, как нужно. На самом деле, лёгкий путь не всегда верный. Некоторые из вас, я уверен, убедились в этом на своём личном опыте. Тем не менее, сложно всегда это помнить, тем более, когда наступает действительно тяжёлый период в жизни.

Итак, мы публикуем данный пост, чтобы он напоминал вам о том, что самые мрачные моменты жизни, каждая ваша ошибка это лишь необходимый шаг на пути к успеху. Каждое сложное испытание, пройденное вами сегодня, исчерпывает вероятность ошибок в будущем. Каждая ваша неудача – это всего лишь временная преграда на пути к счастью и успеху.

Вот то, о чём вам следует помнить, когда наступает тяжёлый период в жизни:

1. Ваше несогласие с общественным «то, что нужно» приводит к страданиям

Помните, счастье – это тогда, когда вы спокойно себя чувствуете с этим «то, что нужно», и не беспокоитесь о «том, что не нужно». В данном контексте «то, что нужно», рассматривается как то, что должно быть или не быть. Всё остальное – это просто ваши споры с жизнью. Задумайтесь над этим хоть на минутку. Ваши страдания будут до тех пор, пока вы не прекратите сопротивляться происходящим обстоятельствам. Вы не можете контролировать всё, что с вами происходит. Решите для себя, как реагировать на ту или иную ситуацию. В вашей реакции и есть ваша сила.

2. То, где вы сейчас находитесь – это неотъемлемый шаг на вашем пути

Иногда на каком-то этапе жизнь приводит нас туда, где мы бы предпочли не оказываться. А всё это потому, что у каждого из нас есть некие идеальные представления о том, где мы должны быть или, где хотели бы быть. Но правда заключается в том, что именно там, где вы находитесь сегодня, вы и должны быть, чтобы завтра оказаться там, где хотите.

3. Иногда ваше счастье заключается в том, что вы не получили того, к чему так стремились

Да, иногда, если вы не получаете то, чего хотели, это счастливая случайность, способствующая переоценке некоторых вещей, открытию двери новым возможностям и информации, которую бы вы в другом случае просто забыли.

4. Всё изменится куда быстрее, чем вы думаете

Вы не сможете избежать перемен, ведь это естественный процесс. На самом деле, всё меняется с каждой минутой жизни. Какой бы ни была ситуация, плохой либо хорошей, она в любом случае изменится. Невозможно предсказать, что принесет вам очередной ветер перемен.

5. Вы должны чётко понимать, куда вы намерены двигаться дальше

Ваша жизнь начнёт улучшаться, как только вы чётко определите для себя, что значит это «лучше». Вы сможете избавиться от страданий и разочарований только тогда, когда у вас появится что-то настоящее и положительное взамен. Будьте особенными. Счастье – это не цель, а результат правильно прожитой жизни. Вопрос в том, как вы хотите жить в дальнейшем?

6. Вы не сможете изменить ситуацию, если не возьмете всю ответственность за неё на себя

Зигмунд Фрейд говорил: «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому, что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей пугает». Не позволяйте себе быть в числе этих людей. Когда вы вините других в том, через что вы проходите, это говорит о том, что вы не признаете свою ответственность и отказываетесь влиять на эту сторону вашей жизни.

7. Ваше личное отношение к ситуации может либо улучшить, либо ухудшить её

Неважно, насколько сложны вещи, вы можете усугубить их ещё больше. Не забывайте об этом. Негативное отношение никогда не приведёт вас к хорошей жизни. Когда негатив контролирует ваши мысли, это ограничивает ваши поведение, действия, возможности. Если бы вы однажды осознали, что такое сила мысли, впредь запретили бы себе мыслить негативно.

8. Не стоит обращать внимания на негатив, исходящий от других людей

Честно говоря, мнения других людей, то, что они говорят и делают, целиком и полностью основываются на их самоанализе. Не принимайте всё на свой счёт.

9. Гнев – это яд

Прощайте людей, даже если они у вас не просят прощения, и продолжайте двигаться вперёд. Делайте это не для них, а ради себя. Для вашего исцеления необходима огромная доза любви и смеха, а также умение отпускать ситуацию. Мы бы никогда не позволили яду оказаться в нашей пище, так давайте же не позволим и гневу овладеть нашим сердцем.

10. Вы достаточно сильны, чтобы быть выше этого

Не позволяйте вашим временным ранам постоянно превращать вас в того, кем вы не являетесь на самом деле. Сильный человек – не тот, кто не плачет, а тот, кто может в какой-то момент заплакать, но потом подняться и продолжить борьбу за свои убеждения.

11. Борьба – не преграда на вашем пути, это и есть ваш путь

Вы – это не то, что вы сделали, а то, что побороли. Ваша борьба – единственно верный путь к счастью.

12. Иногда приходиться рисковать

Жизнь по своей сути – риск. Но, чего вы должны избежать любой ценой, так это риска бездействия. Заканчивайте с этим и начинайте что-то делать, даже если это будет всего лишь малый шаг, но в правильном направлении. Стремитесь к прогрессу, а не к совершенству.

13. Ваши неудачи – это шаги к успеху

Когда Томас Эдисон работал над изобретением лампы накаливания, он сказал: «Я не потерпел неудачу. Я только нашел 10000 способов, которые не будут работать». Другими словами, он не считал, что совершал ошибки, просто именно эти 10000 нерабочих способов привели его к правильному решению. Научитесь из так называемых «неудач» делать определенные выводы. Поймите, каким образом в следующий раз это можно сделать лучше. Это очень важно.

14. Извлекать из всего урок чрезвычайно важно

Позитивное мышление действительно зависит от вашей точки зрения. Если вы в чём-то видите проблему, значит, ваши мысли и эмоции несут негатив. Но, если вы осознаете, что из этого чего-то можете что-то почерпнуть для себя, проблема сразу же исчезает. Вас ничто не сдерживает и ничто не мешает. Вся проблема в личных взглядах, убеждениях и в том, в чём для вас заключается смысл жизни.

15. У каждого свои собственные проблемы. У каждого свой собственный путь

Бессмысленно сравнивать одно с другим. У каждого из нас должно быть своё время, чтобы пройти свой собственный путь. Это совершенно нормально быть разными. Сегодня вы должны быть лучше, чем вчера.

16. Вы на самом деле очаровательны

17. Будьте добры к себе. Это лучшее лекарство

Ваша самооценка не имеет ничего общего с вашей профессией, призванием или успехом. Самое огромное значение имеет то, как вы относитесь к самому себе. Будьте добры к себе.

18. Обязательно будьте добры к окружающим вас людям

Добрые слова проговаривать достаточно легко, а вот отголоски их бесконечны. Проявляйте доброту каждый раз, как только это возможно. Поверьте, такие возможности у вас будут всегда. Всё возвращается на круги своя. Вы знаете об этом.

19. Позволяйте окружающим помогать вам, когда вы в этом нуждаетесь

Нет, они не смогут всегда вас вытаскивать из сложных ситуаций, но точно подскажут из них выход.

20. Благодарность способна улучшить любую ситуацию

Даже в самой спокойной обстановке неблагодарное сердце обязательно найдет проблемы. И даже в самой тяжёлой ситуации, благодарная душа обретёт мир. Помните об этом. Всегда есть то, за что стоит поблагодарить. Жизнь становится ярче, когда вы улыбаетесь. Вовсе не глупо с вашей стороны оставаться позитивно настроенным в сложной ситуации. Наоборот, это признак превосходства и силы. Поступайте правильно. Вместо того, чтобы рыдать и жаловаться, продолжайте улыбаться и высоко ценить жизнь.

21. Тяжёлые времена учат вас ценить хорошие моменты

Если у вас в жизни всё ровно и гладко, то вы к этому крайне быстро привыкаете, не так ли? Время от времени нужно, чтобы в вашей жизни присутствовал хаос и беспорядок. В противном случае, вы никогда по-настоящему не сможете наслаждаться хорошими моментами.

22. Даже маленькие победы стоят того, чтобы быть отпразднованными.

Иногда мы забываем сделать паузу и оценить наши маленькие победы. Помните: из маленьких побед и начинается путь к успеху.

23. Иногда, если ситуация не улучшается, лучшее, что вы можете сделать – сдаться

А потом продолжайте двигаться вперед безо всяких сомнений и чувства вины. Одно дело сдаться, когда вы понимаете, что ничего не можете больше сделать, а другое – понимать, что всё было в ваших руках. Иногда нам нужно просто продолжать двигаться вперед.

24. Вы не в ловушке. Вам просто нужно заново выучить несколько вещей

Всех нас иногда преследуют сомнения, из-за которых мы чувствуем себя в замешательстве. Если вы сомневаетесь в своих способностях принимать жизненно важные решения, чтобы приступить к новой главе своей жизни, представьте следующую ситуацию: если птица очень долго просидит в клетке, она начнет сомневаться в своей способности летать. У вас также есть крылья, просто они слабы пока. Тренируйте их понемногу. Предоставьте себе пространство. И вскоре вы снова сможете летать.

25. Великие дела требуют времени

Любыми средствами найдите способ увеличить рабочую эффективность. Но можете не сомневаться, что для того, чтобы добиться желаемого вам потребуется приложить массу усилий, и неважно хорошие или тяжёлые времена за вашим окном. Есть, конечно, и истории успеха людей, которые достаточно быстро добились высот, но чаще всего вы встретите тех, кто на протяжении многих лет упорно трудился, прежде чем добиться успеха. Другими словами, их сегодняшние достижения – это безупречная и порой сложная работа многих лет. Так что будьте готовы каждое утро идти дальше, чем вчера и бороться сильнее, чем когда-либо. Это не просто, но оно того стоит.

Послесловие

Сложности в жизни – это на самом деле подарок судьбы. Потому что только когда мы боремся с жизненными трудностями, обретаем бесценную силу. Именно она приводит нас к наиболее глубоким и значимым целям. Жизнь определённо сложная штука, но только мы можем сделать её лучше. Мы преодолеваем трудности именно потому, что жизнь сложна. В наших силах изменить ситуацию и стать значимым.

Итак, никогда не забывайте:

Когда наступают трудные времена, вы должны становится жёстче, чтобы бороться. Не молите Бога о лёгкой жизни, молите Его дать вам достаточно сил, чтобы пережить тяжёлые времена и встретить прекрасные.

Теперь Ваш черёд…

О чём вы стараетесь помнить, когда в жизни наступают трудные времена? Какие мысли, убеждения, цитаты и т.д. придают вам сил двигаться вперёд? Ждём ваших комментариев.

Новое видео:

Источник

Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

Вариант 4 ЕГЭ – 2021 И.П.Васильевых, Р.А.Дощинский

(1 )Как и многие другие виды спорта, катание на коньках требует большего мас­терства, чем кажется на первый взгляд. (2)Если человек впервые встал на коньки, то ему, скорее всего, предстоит снова и снова падать и вновь подниматься на ноги, и надо будет потренироваться, прежде чем он научится плавно скользить вперёд и бла­гополучно останавливаться. (3) физические законы этих движений на удивление просты как для обычных коньков, так и для роликовых: по ровной поверхности на коньках человек катится равномерно прямолинейно — по инерции.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содер­жащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Человеку, впервые вставшему на коньки, необходимо будет потренироваться, прежде чем он научится плавно скользить вперёд и благополучно останавливаться, потому что законы физики, регулирующие равномерное прямолинейное движение, просты.
2) Мастерство катания на коньках приобретается долгими тренировками, хотя физиче­ские законы движения на коньках просты: по ровной поверхности на коньках чело­век движется равномерно прямолинейно — по инерции.
3) Законы физики, регулирующие равномерное прямолинейное движение, достаточно просты, их нужно использовать человеку, впервые вставшему на коньки, ведь ему предстоят длительные тренировки, прежде чем он овладеет умением кататься.
4) Физические законы движения на коньках просты: по ровной поверхности на коньках человек движется равномерно прямолинейно — по инерции, однако овладение мас­терством катания на коньках требует длительных тренировок.
5) Человек не научится кататься на коньках, несмотря на длительные тренировки, если он не будет использовать знание законов физики: по ровной поверхности на коньках человек движется равномерно прямолинейно — по инерции.

2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДВИЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) пред­ложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
снятА ногтЯ
пломбировАть бухгАлтеров
окружИт

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите по­добранное слово.

Можно раздвинуть все три створки в одну линию и полностью ПЕРЕГОРОДИТЬ помеще­ние, отодвинуть одну панель, сдвинуть их вместе.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ идеал является выражением потребности в прекрасном.
К нормируемым расходам для целей налогообложения относят и ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ расходы.
Иногда малышу было сложно РАЗГРАНИЧИТЬ события, происходящие в действитель­ности, и те, которые полностью принадлежат миру его воображения.
В натуральных ОРГАНИЧНЫХ удобрениях содержатся все необходимые растениям эле­менты питания.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Различные обряды принадлежат к наиболее сложным и архаичным образцам народного фольклора.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.
НАКЛЕЙ на тетрадь ДЕВЯТИСТАМИ кнопками
УМОЛК ненадолго громко КУДАХЧЕТ
КРЕМЫ мягкой текстуры

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в кото­рых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую по­зицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборо­том

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

B) нарушение в построении пред­ложения с однородными членами

Г) нарушение в построении пред­ложения с косвенной речью

Д) нарушение в образовании пред­ложно- падежной формы место­имения

1) Когда княгиня Ольга предлагала сыну принять христианство, юный князь отвечал, что «как же мне одному принять другую веру».

2) Для выявления особенностей климата как ти­пичных, так и редко наблюдаемых, необходимы многолетние метеорологические наблюдения.

3) Дружинники поддерживали и являлись совет­никами князя.

4) Отправив сообщение, старшина тяжело рухнул на стоявший возле шкафов маленький диван и мо­ментально уснул: всю прошлую ночь поступала новая оперативная информация, в результате чего за прошедшие сутки он спал не больше двух часов.

5) Необходимо напомнить правило, согласно кото­рого при принятии специальной нормы, регули­рующей определённый круг отношений, она име­ет приоритет в сравнении с нормой общей.

6) Покинув палубу теплохода, на берегу тоже по­чему-то никого не оказалось.

7) Ф.А. Абрамов утверждал, что «в слове сокрыта самая великая энергия, известная на земле, — энергия человеческого духа».

8) Заложенная в памятнике Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому идея гражданского долга и подвига во имя Родины как нельзя более отве­чала делам и чувствам победившего русского на­рода в Отечественной войне 1812 года.

9) Макроклиматический район должен иметь более или менее однородные климатические условия, отличающие его от других районов.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..дгорье, пер..расчёт, пр..дписание
2) ра..чётный, бе..вольный, во..клицать
3) пр..менить, пр..рождённый, пр..свистывать
4) без..мянный, по..мка, из..сканный
5) раз..гревать, пр..возглашать, от..гнуть

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нерасчётл..вый, разворач..вать
2) перевыполн..л, станц..вать
3) расплывч..тый, коч..вать
4) расклан..ться, удосто..лся
5) диков..нка, вздраг..вать

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Рас­кройте скобки и выпишите это слово.

Появление часов в четырёхсотлетней гробнице китайского вельможи признано одной из (НЕ)РАЗГАДАННЫХ тайн истории.
Кто-то начинает восхищаться уверенным и одарённым человеком, а кто-то отнюдь (НЕ)ОДОБРИТЕЛЬНО отзывается о нём как о человеке с явно завышенной самооценкой. Богатое воображение (НЕ)БЫЛО сильной стороной брата даже в детстве, когда все дети в семье что-то сочиняли.
Катя громко окликнула вечно ничего (НЕ)ЗАМЕЧАЮЩЕГО вокруг во время прослуши­вания музыки одноклассника.
От страха Михаська даже (НЕ)ПОНИМАЛ, где бежит, он понемногу начал приходить в себя, только когда очутился на улице с оживлённым движением.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Влияние КАКИХ(ЛИБО) питательных веществ на сосуды и состояние здоровья зависит (ОТ)ТОГО, в каком количестве они поступают в составе пищи.
Эта предосторожность, КОНЕЧНО(ЖЕ), была необходима для сохранности вновь обре­тённого произведения искусства, ПОТОМУ (ЧТО) оно было сделано из необычного мате­риала — кожи животного.
Дежурная СРАЗУ (ЖЕ) предложила Варюше своё спальное место на продавленном диван­чике, пояснив, что сама (ВСЁ)РАВНО не ложится, боясь уснуть.
(С)НАЧАЛА необходимо представиться, а (ЗА)ТЕМ предоставить выбор: «Оставьте ваше сообщение» или «Позвоните по добавочному телефону».
Каждый раз, когда Томашевский обращался к садовнику с простым вопросом, тот отве­чал невнятно и невпопад, (КАК)БУДТО ЧЕГО(ТО) опасался.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Третьяковская галерея расположе(1)а в здании, образова(2)ом из реконструирова(3)ого дома Павла Михайловича Третьякова и ряда разновреме(4)ых пристроек.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дружина делилась на старшую (1) включавшую послов и княжеских управителей (2) имевших свою землю (3) и младшую (4) жившую при князе (5) и (6) обслуживавшую его двор и хозяйство.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Начинай серенаду (1) скворец!
Сквозь литавры и бубны истории Ты — наш первый весенний (2) певец (3)
Из берёзовой консерватории.
Открывай (4) представленье (5) свистун!
Запрокинься головкою розовой,
Разрывая (6) сияние струн (7)
В самом горле у рощи берёзовой.
(Н.А. Заболоцкий)

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предло­жении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вторая половина XVIII века ознаменована (1) появлением классицизма (2) одной из ос­новных (3) черт (4) которого (5) было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Утром пригрело солнце (1) а (2) когда (3) ночной туман превратился в лёгкую дымку (4) и растаял у подножия гор (5) то вдали проявились их величественные силуэты.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же прави­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Белые ночи — феномен природы, визитная карточка Санкт-Петербурга. (2)Многие считают, что белые ночи — главная достопримечательность города. (З)Действительно в это время из туристов мало кто спит, много гуляющих. (4)Особенно интересно посмот­реть в это удивительное время на разводные мосты: в Петербурге вообще мостов много, из них разводных — 20. (5)Момент разведения мостов — это необычное зрелище для тури­ста, а для местного жителя целая проблема. (б)Некоторым горожанам приходится ждать 4-5 часов, когда мосты снова сведут, чтобы попасть домой или в другое место, находя­щееся на противоположной стороне. (7)Отметим, что с 2017 года два моста — Дворцовый и Троицкий — разводятся на 15 минут раньше, чем в предыдущих годах: это сделано по просьбе компаний, которые проводят экскурсии по рекам и каналам города.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)0днажды на урок алгебры вместо нашей математички пришёл новый учитель — муж­чина. (2)От самого его появления, внешности и первых произнесённых слов на нас повеяло чем- то необычным.
(З)Представьте себе невзрачного, бледного — без единой кровинки в лице — человека, с сияющими глазами, в отутюженных брючках, кургузом пиджачке и при галстуке. (4)Галстук нас, дураков, просто сразил. (5)Ничего подобного мы до сих пор не видели. (6)Но галстук что! (7)Мы были совершенно ошарашены его вступительной речью. (8)Ничего подобного мы ещё не слыхивали.
(9)Новый учитель, Николай Иванович Иголкин, сразу обратился к нам:
— Мы будем с вами изучать математику! (10)Вы знаете, что это за наука? (11)Нет, вы не знаете, какая это наука! (12)Математика — это наука о строении Вселенной!
(13)Он стоял перед нами ну прямо как какой-нибудь Наполеон: одна рука — на столе, словно опирается на карту сражения, другая — за бортом пиджака. (14)Он так и вошёл — с од­ной рукой на груди, что придавало всей его не очень казистой фигуре горделивую и, как вы до­гадываетесь, немного смешную осанку.
— (15)Да, дорогие мои, всей Вселенной. (16)Волшебные сочетания сил и элементов, поря­док и стройность в движении электронов и небесных светил, чудесные соотношения атомов, ко­торые составляют материю, — всё это математика. (17)Это не сухая, не скучная наука. (18)Она позволяет решать самые сложные задачи, которые ставит перед нами физика и всё, с чем мы сталкиваемся в жизни. (19)Она даёт возможность сделать сложное простым и понятным. (20)Я буду учить вас находить красивые и ясные решения, прозрачные, как небо!
(21)Мой сосед по парте толкнул меня в бок. (22)На его лице было сложное выражение. (23)Это и ироническая ухмылка, как в ту минуту наверняка и у меня, и у остальных сорока гавриков нашего класса. (24)Это и удовольствие — ещё бы! (25)Не каждый день удаётся послу­шать подобные речи. (26)Наконец, физиономия его отражала затаённую надежду: может быть, этот невесть откуда свалившийся нам на голову поэт от математики не станет преследовать нас с такой въедливостью, как это делала математичка. (27)Вместо ежедневного решения задач и примеров будем вдохновенно рассуждать о красоте и ясности, о гармонии и разуме Вселенной!
(28)Скажу сразу, жестоко ошибся мой друг. (29)Новый учитель даже подкрутил гайки. (ЗО)Если математичка ограничивалась простым заучиванием, то Иголкин добивался понима­ния того, что мы заучиваем, почему так, а не иначе решаем задачу.
(31)Не успели мы как следует прочувствовать его речь, как он изумил снова. (32)Нет, не словами. (ЗЗ)Своей правой рукой, которую вынул из-за борта пиджака. (34)Вместо ладони с пальцами у него оказалась двупалая клешня. (35)Улыбки с наших лиц сдуло. (36)Мы, замерев, смотрели на эту клешню, на мел, который она держала и который выписывал на доске акку­ратный и ровный ряд чисел.
(37)Урок начался. (38)Он прошёл при стойком оцепенении всего класса. (39)Мы, дети во­енных лет, хорошо понимали, что может стоять за этой страшной рукой.
(40) Ни о своём ранении, ни о пребывании на фронте Иголкин никогда не рассказывал.
(41) Мы не знали, где он воевал, в каком звании, сколько, был ли ещё ранен, имел ли награды.
(42) Учитель демонстративно игнорировал свою изувеченность. (43)Он работал, учил нас алгеб­ре, геометрии и не давал спуску нерадивым и лентяям. (44)Он бы, несомненно, завоевал цели­ком и полностью наш класс, если бы не его манера высокопарно изъясняться. (45)Теперь-то я понимаю, что это происходило от его влюблённости в математику, от горячего желания при­вить эту влюблённость нам.
(46)Что и говорить, наш возраст, то, что нас, мальчишек, была такая орава, а учитель ни­чем не выдавал своих трудностей, даже упорно писал именно правой рукой, хоть это давалось ему очень нелегко, — всё это мешало проявлению добрых чувств. (47)Привыкнув к его руке, мы проявляли бездушие. (48)Я признаюсь в этом с горьким упрёком, и прежде всего самому себе. (49)Какие-то душещипательные эпизоды из прочитанных книг трогали чувствительные струны моего сердца, а живой человек, который находился рядом, понимания, сочувствия не вызывал.
(50)Мы проявляли жестокость. (51)Вывести Иголкина из себя нам ничего не стоило.
(52) И нам было неведомо, отчего изуродованная рука нашего учителя вдруг багровеет.
(53) Откуда нам тогда было знать, что это происходит от прилива душевной боли? (54)Но один самый обыкновенный подслушанный разговор перевернул наши души.
(55)Весной мы с одноклассниками, Фимой и Аликом, пошли в Струковский сад. (56)Этот городской сад, с густыми зарослями кустов, крутыми склонами, многочисленными тропинка­ми, занимал большое пространство на высоком берегу Волги. (57)Сбежали мы друг за другом по одной такой тропке на склоне, налетев в самом низу, к общему восторгу, друг на друга, как вдруг Алик, отлетевший в кусты, поворачивается к нам и с вытаращенными глазами шепчет:
— Тихо. (58)Там Иголкин.
(59)Мы с Ефимом осторожно раздвигаем кусты и видим, что на дорожке, как раз под на­ми, идёт Иголкин с каким-то мальчишкой. (60)Мы замерли. (61)0ни же, как нарочно, остано­вились.
— (62)Поедем мы с тобой на рыбалку, непременно поедем, — почему-то не очень весело говорил Иголкин, — вот погоди, спадёт вода, да и у меня в школе работы поубавится.
— (6З)Ничего не поубавится! — сердито возразил мальчишка. — (64)И мама говорит, что ты с утра до вечера в школе пропадаешь, а у тебя здоровье. (65)Ты вон каждый вечер лекарства пьёшь. (66)И чего ты за них переживаешь? (67)Они же тебя терзают, просто изводят!
(68)«Терзают». (69)«Изводят». (70)Эти с горечью и гневом произнесённые маленьким мальчишкой слова как-то остро резанули. (71)Я воспринял их как слова, направленные непо­средственно в нас. (72)И мне стало не по себе.
—(73)Они ещё несмышлёныши, — возразил наш учитель. — (74)Вроде тебя. (75)Ты пой­ми, ведь некоторые из них, совсем безнадёжные, стали понимать, соображать, у них появился интерес к математике. (76)Да, да, я вижу. (77)А ты лучше посмотри, как красиво!
(78)Он стоял в своей обычной горделивой позе, с правой рукой за бортом пиджака, и смот­рел на реку, на заволжские дали. (79)Он словно возвращал нас к этой стихии, к этому врачую­щему душу простору, перед которым хотелось избавиться от всякой скверны. (80)Пусть её и не слишком много накопилось к тому времени в наших ребячьих душах, но избавиться хотелось решительно, полностью, раз и навсегда.
(81)Когда мальчишка взял Иголкина за руку и повёл прочь, мы услышали ещё несколько фраз.
— (82)А ты бы смог подбить три танка?
— (83)Хватит мне и одного.
— (84)А он сколько раз по тебе выстрелил?
— (85)Раза три, точно не помню…
(86)Голоса их поглотил весенний разноголосый шум сада. (87)Мы вылезли из кустов, спустились вниз на дорожку. (88)Играть расхотелось. (89)Не сговариваясь, присмиревшие, мы молча пошли к Волге.
(По И.Ф. Смольникову*)

*Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.) — писатель, автор более двадцати книг, а также разнообразных очерков и статей, посвящённых преимущественно литературе и изобра­зительному искусству.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

24. Из предложений 50—54 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 21-33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного и личного местоимений и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Повествуя об учителе математики — фронтовике Николае Ивановиче Иголкине, рас­сказчик открывает читателю то, что до определённого момента было скрыто и от самих школьников, используя такую форму речи, как (А) ____ (предложения 62—67 и 73—77, 82—85). Свои чувства, возникшие в момент, когда многое становится известно о человеческом подвиге учителя, рассказчик выражает, используя лексическое средст­во — (Б) ___ («не по себе» в предложении 72, «раз и навсегда» в предложе­нии 80). Яркость, образность речи влюблённого в свой предмет учителя создают приём — (В) ___ (предложения 10—11), троп — (Г) ____ («волшебные сочетания сил и элементов», «чудесные соотношения атомов» в предложении 16, «кра­сивые и ясные решения» в предложении 20) и другие выразительные языковые средст­ва».

1. эпитет
2. метафора
3. сравнение
4. фразеологизм
5. парцелляция
6. восклицательные предложения
7. вопросно-ответная форма
8. диалог
9. цитирование

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понима­ния проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами- иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *