Проводившая организация что это значит
Как составить резюме: наши советы соискателям
В этой статье мы собрали главные советы по составлению идеального резюме. Для простоты мы расположили материал по разделам, которые ждут вас при заполнении формы резюме на hh.ru.
Фото и контакты — деловые
Фотография в резюме всегда будет плюсом, даже если должность не предполагает общения с людьми. Фото сделает резюме персонализированным: ее легче заметить, а отклик с фото сложнее пропустить или удалить. Но выбирать портрет для резюме нужно критически: неудачное фото может все испортить. Лучше всего подойдет профессиональное портретное фото, деловое и нейтральное.
В разделе контакты обратите внимание на почтовый ящик — он должен соответствовать профессиональному статусу. Адрес kisulya1987@mail.ru подчеркнет неделовой подход к работе. А вот angelina.vavilonova@gmail.com — уже лучше. Вообще есть целый ряд мелочей, которые способны испортить впечатление о резюме. Подробнее о них — здесь.
Некоторые соискатели указывают в резюме свой домашний адрес вплоть до конкретной квартиры. Достаточно указать город или ближайшее метро, например, «Мытищи» или «село Мансурово в Курской области».
Сверяйте зарплату с рынком
Указывать желаемую зарплату в резюме необязательно, но, если вы это сделаете, работодатели не придут к вам с неуместными предложениями. Универсальный совет: написать сумму на 15–20% большую, чем та, которую вы зарабатываете сейчас. Это даст возможность торговаться без ущерба для собственных интересов. Подробнее о том, как определить желаемый доход, мы рассказывали в одной из статей.
Сверяйте свои ожидания со средней зарплатой по рынку: посмотрите на вакансии, на статистику по региону и профессиональной области. Завышенный на 40% и более оклад однозначно отпугнет рекрутера. Посмотрите, сколько предлагают в вакансиях вашего региона по вашей специальности и с вашим набором навыков.
Исключение — резюме топ-менеджеров. Зарплаты руководителей рассчитываются в разных компаниях по-разному, поэтому конкретные ожидания могут отпугнуть работодателей.
Опыт работы
Если вы не начинающий специалист, то опыт — главная часть резюме. Подойдите к этому разделу с особой тщательностью.
Избегайте общих фраз вроде «был самым трудолюбивым работником отдела» — это мнение, которое невозможно проверить, поэтому оно не интересно работодателю. А вот «стал лучшим сотрудником отдела по итогам года» — полезная строчка.
Иногда соискатели описывают работу в той или иной компании, будто пишут главу из собственной биографии: «Здесь я начинал карьеру с низших должностей, усердно добиваясь повышения» или «При беглом знакомстве можно подумать, что работа давалась мне легко, но на самом деле было ровно наоборот». Эти примеры — эталон того, как не надо описывать опыт. Резюме сработало, если работодатель за несколько секунд разобрался в опыте и понял, что этот кандидат стоит более внимательного изучения. А продемонстрировать энтузиазм можно в сопроводительном письме.
Образование
Все указанные в резюме образовательные курсы должны относиться к профессиональной деятельности. Лучше упустить что-то, чем добавлять сомнительные сертификаты — например, о курсах по массажу, — если в работе эти знания не нужны.
О тернистом пути наверх всегда лучше рассказать на собеседовании. Поэтому можно опустить учебу в техникуме или ПТУ, если есть диплом о высшем образовании в той же сфере.
Ключевые навыки
Многие соискатели полностью игнорируют этот раздел, а зря: часто именно сюда смотрит рекрутер после знакомства с опытом и образованием кандидата. Ключевые навыки — это специфические знания и умения, относящиеся непосредственно к рабочим процессам. Для юристов это могут быть «Арбитражные суды» и «Корпоративное право», для менеджера по логистике «Работа с таможенными органами» и «Инкотермс», для финансиста — «Статистический анализ» и «Бюджетирование», и так далее.
Избегайте очевидных вещей: не нужно писать, что вы знаете Windows, Internet Explorer и пользуетесь электронной почтой.
Обо мне
Часто соискатели путают навыки с личностными качествами. Так в навыках оказываются «Ответственность» или «Пунктуальность». Советуем написать об этих качествах в разделе «Обо мне» и избегать банальностей. Вместо «Ответственности» и «Пунктуальности» напишите «Добросовестно отношусь к выполнению задач» и «Всегда укладываюсь в обещанные сроки». Суть от этого не поменяется, но формулировка запомнится.
А вот хобби в большинстве случаев лучше совсем не указывать. Рекрутеру оно не интересно, а экзотические занятия (вроде эзотерики и даже йоги) и вовсе могут отпугнуть.
Как писать
Итоговый текст резюме должен представлять собой выжимку, из которой убрано все, что в принципе можно убрать без потери смысла: вводные слова, эпитеты, причастные и деепричастные обороты, лишние отглагольные прилагательные и существительные.
Чем короче и проще предложения, тем лучше.
Ключевые слова
Вставляйте в свое резюме слова-маркеры, по которым рекрутер сможет его отыскать через поиск. Например, если вы аудитор и работаете с оффшорными компаниями, то в вашем резюме обязательно должно встречаться слово «оффшоры».
Подумайте над тем, какие ключевые слова относятся к вашей профессии, представив, какие термины рекрутер будет использовать при поиске резюме. Используйте информацию из интересных вам вакансий.
Сопроводительное письмо
В системе hh.ru знакомство рекрутера с вами всегда начинается с сопроводительного письма. Обычно оно начинается с приветственной фразы: «Здравствуйте! Меня зовут Кондратий Степанов и меня заинтересовала ваша вакансия городского посадника».
В новом абзаце кратко опишите свои достижения и основные навыки («руководил отделом», «участвовал в проектах» и так далее). Этот абзац не должен быть длиннее трех-четырех предложений.
Третий абзац — ключ к сердцу рекрутера. Напишите в нем, почему вы хотите работать в компании и почему вы считаете свою кандидатуру подходящей. Старайтесь избегать банальных фраз вроде «работу в вашей компании считаю возможностью для дальнейшего развития» — такие фразы заставят рекрутера подозревать, что вы копируете одно и то же сопроводительное письмо для разных вакансий.
Заканчивать резюме принято фразой, подтверждающей вашу готовность подъехать на собеседование: «Благодарю за внимание и буду рад встретиться, чтобы ответить на ваши вопросы!».
Проверка резюме
Когда работа закончена, советуем два-три раза внимательно пройтись по тексту, исправляя ошибки и редактируя не слишком удачные фразы. Опечатки в заголовках, названиях компаний и должностей особенно насторожат работодателя.
Если хотите показать резюме кому-нибудь еще, выбирайте человека с опытом работы рекрутером — в ином случае гарантированно получите ворох ненужных советов. Если рассматриваете несколько разных должностей — например, «менеджер по продажам» и «руководитель отдела продаж», — составьте два разных резюме.
Что делать с сотрудниками в случае реорганизации компании
Реорганизация предполагает, что юрлицо прекращает существование, но его права и обязанности переходят к другим лицам. Как в этот период поступить с сотрудниками? Можно ли их уволить с последующим оформлением у нового работодателя? Или лучше отправить в отпуск?
Реорганизации юрлица предусмотрена ст. 57 ГК РФ. Она может быть реализована в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и/или преобразования. Процедура осуществляется по решению учредителей (участников) или органа юрлица, уполномоченного на то учредительным документом.
По сути речь идет об преобразованиях в составе работодателя, которые могут привести к изменению количественного состава сотрудников. В Трудовом кодексе есть ст. 75, однако она не предусматривает оснований для расторжения трудовых договоров с сотрудниками организации или учреждения (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). Не упоминается и обязанность их увольнять, переводить или принимать на работу в новую организацию.
Права и обязанности прежнего и нового работодателей
Разграничим права и обязанности прежнего и нового работодателей в ситуации реорганизации.
Действия прежнего работодателя
Он обязан сообщить работникам об изменениях и издать приказ о реорганизации. Работники должны быть ознакомлены с приказом.
Прежнему работодателю необходимо заблаговременно предупредить работников, чтобы они могли воспользоваться своим правом на отказ от работы по ч. 6 ст. 75 ТК РФ. Справедливости ради стоит отметить, что сроки уведомления в таких случаях законом не предусмотрены. Можно установить разумный срок, чтобы успеть подготовить приказы об увольнении и дать работникам время для решения этого вопроса — продолжать работать в новых условиях или нет.
Вероятно, что реорганизация может иметь отношение только к названию организации и условия труда не изменятся, в таком случае согласие работников не требуется и увольнение после проведенной реорганизации будет осуществляться на общих основаниях: соглашение сторон или инициатива работника. Если работник письменно выразит желание на увольнение при отказе от новых условий труда в период реорганизации, то будет уволен по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
В соответствии с Письмом Минфина от 19.07.2011 № 03-04-06/8-173 на прежнего работодателя возлагается обязанность предоставить сведения о доходах сотрудников по форме 2-НДФЛ с начала года до момента прекращения деятельности. Новому работодателю такие обязанности закон не поручает.
Действия нового работодателя
Прежде всего необходимо подготовить и утвердить новое штатное расписание. Если в этом есть необходимость, издать приказ о признании работников прежней организации работниками новой организации и заключить с ними дополнительные соглашения к трудовым договорам об изменении сведений о работодателе и/или условий трудового договора.
Потребуется внесение записи в трудовые книжки и/или сведения о трудовой деятельности (по аналогии с записью о переименовании организации). Варианты записей «перевод работников», «увольнение в порядке перевода к другому работодателю» лучше не использовать.
Работодателю необходимо отчитаться по форме СЗВ-ТД (мероприятие «Переименование») и при необходимости произвести соответствующие записи в личной карточке, а также внести изменения в другие кадровые документы.
Новый работодатель будет обязан оформить кадровые документы, в том числе об отказе работника от продолжения работы и, как следствие, его увольнении.
Если в процессе реорганизации изменятся сведения о работодателе и/или условия трудового договора, то потребуется заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, как это предусмотрено ч. 1 ст. 57 и ст. 72 ТК РФ.
Реорганизация может привести к изменению условий трудового договора, например, сокращению численности или штата. В таком случае требуется выполнить процедуру, установленную ст. 74 ТК РФ, а именно уведомить работников не позднее, чем за два месяца.
Следует помнить о правиле, предусмотренном ст. 75 ТК РФ: при смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.
Существенно материальное положение увольняемых работников не улучшится, так как при увольнении по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ законом не предусматривается выплата выходного пособия. Иной порядок выплаты может быть предусмотрен в коллективном договоре – на что указывает ч. 8 ст. 178 ТК РФ. В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные выплаты при увольнении.
Отпуск и реорганизация
Отправлять ли работников в отпуск на период реорганизации? Если это отпуск оплачиваемый и он соответствует графику отпусков, то да.
В неоплачиваемые («административные») отпуска можно направить работников только по их письменным заявлениям и с соблюдением ст. 128 ТК РФ. Положения этой статьи не связаны с реорганизацией.
Юлия Холодионова, юрист, ведущий специалист по разрешению трудовых споров и конфликтов
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что писать в сопроводительном письме к резюме?
При написании сопроводительного письма старайтесь придерживаться несложной структуры:
Старайтесь уложиться в 10 – 15 предложений.
Другие интересные вопросы и ответы
Люди, которых отчислили, или те, кто сам ушёл из универа, как сложилась ваша жизнь, и вернулись ли вы потом к учёбе?
Меня отчислили на 4 курсе из-за конфликта с преподавателем. Была сдана сессия и написан диплом. Оставалось только защитить его. Планировала поступать в магистратуру. Пережила дичайший стресс. Родители, близкие и неблизкие родственники постоянно твердят о том, что я не оправдала надежд, да и вообще намекают, что я тупая. Хотя я с первого курса работала по профессии и сессию закрывала на 4 и 5. Буду восстанавливаться во втором семестре, чтобы защитить диплом и получить его уже наконец. Потому что я всё еще хочу в магистратуру. Но проблема в том, что все на меня давят и постоянно тычут мордой в эту ситуацию. Хотя мне и так несладко. Пишу это, чтобы кто-нибудь с похожей ситуацией написал мне. Пожалуйста, напиши
Серафима Елисеева 250
Что значит проводившая организация? Заполняю резюме, не понимаю что туда необходимо вписать? Подскажите, пожалуйста.
“Подскажите пожалуйста” – как выделяется запятыми?
Когда слово «пожалуйста» в предложении выступает в роли вводного слова, оно обязательно выделяется запятыми.
Подскажите, пожалуйста, как проехать к вокзалу.
Пожалуйста, дайте мне вот эту книгу.
Извини меня, пожалуйста.
Что значит проводившая организация? Заполняю резюме, не понимаю что туда необходимо вписать? Подскажите, пожалуйста.
Может быть, та организация. из которой вас проводили? Типа: “Встретили меня по одежке, проводили тоже плохо”…
Личный опыт: как оформить инвалидность
И не умереть в очередях
Пока я оформлял инвалидность своей маме, она умерла. Позже я узнал, что это типичная ситуация.
Людям с инвалидностью предоставляют льготы, делают выплаты и бесплатно дают средства реабилитации, например медицинскую кровать, кресло-каталку или подгузники. Т—Ж уже рассказывал об этом. В итоге жизнь больного должна стать легче.
Но получить или повысить группу трудно: нужно собрать много документов, пройти нескольких врачей, а потом медико-социальную экспертизу. Часто пациенту приходится сидеть в очередях, носить бумаги из кабинета в кабинет или ездить в другую больницу. Мы тоже с этим столкнулись и сначала решили ничего не оформлять. В поликлинике от оформления инвалидности тоже отговаривали.
Потом оказалось, что больной или его родственники не обязаны много ходить, ждать в очередях и искать нужных врачей. Сначала я оформлял инвалидность для своей мамы, а потом для бабушки, поэтому изучил весь процесс. Маме присвоить группу не успели, но с бабушкой это получилось. В статье расскажу, как себя вести, чтобы затратить минимум времени на получение инвалидности.
Кому дают инвалидность
У человека с инвалидностью есть стойкое расстройство здоровья, которое ограничивает его в повседневной жизни. Например, это человек, который не может сам себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать свое поведение или работать. Причина может быть любой: травма, болезни, врожденные пороки развития.
В зависимости от тяжести заболевания могут присвоить первую, вторую или третью группу инвалидности: первая — самая тяжелая. Группу могут повысить или понизить, если состояние больного ухудшилось или улучшилось.
Минтруд прописал критерии, как определять группу инвалидности, но разбираться в них необязательно. Они понадобятся, если инвалидность не дадут или вас не устроит полученная группа.
В нашем случае была онкология. У бабушки и мамы уже была инвалидность, но когда они перестали ходить, я делал им первую группу.
Как и кто дает инвалидность
Чтобы получить инвалидность, нужно пройти два этапа: получить направление на медико-социальную экспертизу — МСЭ — и пройти эту экспертизу. Направление по форме 088/у-06 дает медицинская организация, которая обслуживает больного. Обычно это поликлиника, к которой он прикреплен по полису ОМС.
На МСЭ может также направить пенсионный фонд или соцзащита, но для этого им необходимы документы, подтверждающие заболевания. Поэтому к врачам идти все равно придется.
Поликлиника, ПФР или орган соцзащиты могут отказать в направлении, но тогда они обязаны выдать справку.
Направление на МСЭ поступает в бюро МСЭ — это государственная организация, которая проводит экспертизу и присваивает группу инвалидности. Бюро работают по территориальному принципу: в регионе их несколько, и экспертизу проводит бюро по месту жительства.
Со справкой об отказе в направлении можно обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро МСЭ осмотрят пациента, сами направят на дополнительные обследования, после чего примут решение. Когда я консультировался в нашем бюро, мне сказали, что справка об отказе — это редкость. Если человек действительно серьезно болен, медики не станут официально отказывать.
Бюро по месту жительства входят в состав регионального бюро МСЭ, которое подчиняется Министерству труда и социальной защиты РФ. Например, в составе главного бюро медико-социальной экспертизы по Омской области 25 бюро МСЭ. В бюро человек получает справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации — ИПРА. В программе перечисляют технические средства реабилитации — ТСР, которые после получения инвалидности дают бесплатно.
ТСР — это приборы, приспособления и инструменты, которые облегчают человеку с инвалидностью жизнь. Например, инвалидное кресло, сиденье для ванной или прикроватный туалет. Лекарства не относятся к ТСР.
Как получить направление на МСЭ
Теоретически получить направление на МСЭ несложно. Для этого нужно только пройти обследования, а все остальное поликлиника сделает сама. Услуга бесплатная.
Вот как должен выглядеть процесс. Пациент наблюдается в поликлинике, и участковый терапевт видит, что его состояние соответствует определенной группе инвалидности. Тогда терапевт выписывает направления на анализы, осмотр узкими специалистами и другие обследования. Если больной не в состоянии прийти на обследования, все делают на дому.
Результаты приходят в кабинет клинико-экспертной комиссии. В нашей поликлинике этим кабинетом руководит заместитель главного врача по клинико-экспертной работе — КЭР. Этот чиновник отвечает за работу с людьми с инвалидностью: организует врачебную комиссию, оформляет направление и передает его в бюро МСЭ по месту жительства. Дальше начинает работать бюро.
В этой схеме могут отличаться какие-то детали в зависимости от ситуации. Например, мы уже рассказывали, как получить направление на МСЭ при производственной травме. Но общий принцип такой: пациент только проходит обследования, а всем остальным заниматься не обязан.
Какие могут быть препятствия
На практике, как только человек решил получить направление на МСЭ, он попадает в ад. Я опишу возможные препятствия и способы их решения. Надеюсь, вам повезет и вы с ними не столкнетесь.
Сами врачи вряд ли предложат начать оформлять инвалидность. В «Правилах признания лица инвалидом» сказано, что направить должна медицинская организация, но не сказано, что инициатива должна исходить именно от нее и, тем более, от участкового терапевта.
Даже если попросить участкового врача заняться инвалидностью, он может отказать. Например, предложит прийти в кабинет к заместителю по КЭР в рабочее время. Первую лишнюю очередь придется отстоять именно там.
В моем случае так и произошло. У мамы уже была вторая группа инвалидности, но, когда она перестала ходить, никто не предложил оформить первую группу, хотя поликлиника была в курсе. Когда я сам попросил об этом, участковый терапевт направила меня к заму по КЭР.
Инвалидностью бабушки сначала занималась моя тетя, но ситуация была похожая. Сначала тетя потеряла много времени в очередях, а потом заместитель по КЭР вообще отговорила ее: мол, в деньгах особо не выиграете, а хлопот с этим предстоит еще много, да и бабушке недолго осталось.
Садизм состоял в том, что приемные часы по вопросу инвалидности в нашей поликлинике — только вторник с 8 до 12, предварительной записи нет. Людей набирается много: чтобы попасть на прием, приходить нужно к восьми утра или раньше. Тем, кто сумеет прорваться, заместитель по КЭР выдаст направления на обследования, кто не попадет — приходит в следующий вторник.
Когда я занялся инвалидностью мамы, меня это не устроило. Я три дня пытался дозвониться в кабинет клинико-экспертной комиссии, а потом написал главврачу. Подождал неделю — никто не отреагировал. Тогда я отправил жалобы в Минздрав и прокуратуру Омской области через формы на сайтах и зашел к заму по КЭР в обеденное время, когда очереди не было. Она сначала наорала, но потом сказала, что уже занимается моим вопросом. И действительно, дальше все пошло без моего вмешательства: в течение двух недель все осмотры и анализы маме сделали на дому.
Вскоре я получил письменный ответ, что форма 088/у-06 готова. Передавать в бюро ее не стали, потому что за день до этого мама умерла.
Тогда я вернулся к бабушкиной инвалидности и сразу пошел к заму по КЭР в неприемное время, чтобы избежать очереди. Теперь она не стала отговаривать и организовала обследования на дому. Это заняло две недели.
Что я советую. Не стойте в лишних очередях. В «Правилах признания лица инвалидом» не сказано, что для формирования направления на МСЭ пациент должен посещать кабинет клинико-экспертной работы или пройти беседу со специалистом по КЭР.
Если участковый врач откажется начать оформлять инвалидность и к специалисту по КЭР без очереди не попасть, сразу обращайтесь к главврачу с письменным заявлением о желании получить направление на МСЭ. Попросите сделать такое направление либо выдать справку об отказе. Форма заявления свободная.
К заявлению приложите выписки из других лечебных учреждений, копию паспорта и СНИЛС. Если делаете направление родственнику, приложите доверенность на ваше имя в свободной форме и копию своего паспорта. Заверять доверенность у нотариуса не нужно. Заявление в двух экземплярах отнесите в приемную главврача и зарегистрируйте — себе заберите один экземпляр со штампом секретаря.
Если реакции не будет либо будут настаивать на посещении кабинета клинико-экспертной работы или других лишних действиях, обращайтесь в региональный Минздрав. Можете усилить жалобой региональному уполномоченному по правам человека.
Если и Минздрав не отреагирует, пишите в прокуратуру жалобу на непринятие мер Минздравом. Также в прокуратуру имеет смысл жаловаться на поликлинику, если обоснуете, где они нарушают закон. Например, я доказывал, что у меня вымогают взятку в обмен на направление. Поскольку в клевете меня так никто и не обвинил, видимо, я оказался близок к истине.
Цель жалоб не наказать поликлинику, а добиться, чтобы они сделали все без лишних хождений с вашей стороны. Все обращения можно подавать электронно. На сайтах ведомств ищите разделы вроде «Интернет-приемная», «Обращения граждан» или «Подать обращение». Если видите телефон горячей линии, можете звонить. Я заметил, что на телефонные обращения реагируют оперативнее, но после письменных заявлений вопросы решаются проще.
В итоге так будет быстрее, чем сидеть в больничных очередях. Впереди еще много препятствий, поэтому чем раньше привлечете к себе внимание, тем проще будет потом.
Убедите чиновников, что помочь вам — это проще и быстрее, чем готовить отписки на ваши жалобы.
Когда я принес заявление главврачу вместе с простой доверенностью, секретарь сказала мне, что без нотариальной доверенности поликлиника не будет оформлять направление для моей мамы.
На самом деле это незаконно. В гражданском кодексе прописано, когда доверенность должна быть нотариально удостоверена, и оформления направления на МСЭ в перечне нет. Без нотариально удостоверенной доверенности не обойтись, только если вы пойдете в бюро МСЭ вместо родственника, но ходить туда необязательно.
В поликлинике же подойдет доверенность, просто подписанная вашим родственником. Можете использовать мой шаблон или составить свой текст.
Что я советую. Если будете вызывать родственнику нотариуса по другим вопросам, сделайте заодно нотариальную доверенность на представление интересов в поликлинике, бюро МСЭ, МФЦ, пенсионном фонде и соцзащите. Где-нибудь она может пригодиться. Но приглашать нотариуса только ради подачи документов для получения инвалидности не стоит. В этом деле сможете обойтись без него.
В поликлинике объясните, что требовать нотариальное удостоверение незаконно с их стороны, и попросите оформить направление на МСЭ на основании простой доверенности. Раз родственник не может ходить, поликлиника должна наблюдать его на дому. Если не верят, пусть у больного и уточнят, давал ли он вам доверенность.
Порядок действий, если дело не сдвигается, — как в случае с лишними очередями: заявление главврачу, жалобы в региональные Минздрав и прокуратуру. Прокуратура уместна, поскольку поликлиника выдвигает незаконное требование. Еще можно пожаловаться уполномоченному по правам человека.
Так человек, которому оформляется инвалидность, или его родственник превращается в курьера. Врачи назначают время, когда нужно прийти, собрать бумаги по разным кабинетам, найти анализы, амбулаторную карту и отнести, куда скажут. Если заключения будут готовы в разные дни, приходить придется несколько раз. По ходу этого нужно ждать в очередях под разными дверями.
На самом деле таких обязанностей у человека, которому оформляется инвалидность, нет. Поликлиника в состоянии разобраться с этим без участия больного. Отнести документы с третьего этажа на пятый может сам врач, заместитель по КЭР, медсестра или другой сотрудник. Направление на МСЭ поликлиника обязана отправить в бюро сама в течение трех рабочих дней с момента, когда оно будет готово.
Моих родственников осматривали на дому, но после визита врачи каждый раз говорили, что теперь я должен прийти к ним за заключением такого-то числа. На вопрос «Почему я?» отвечали, что такой порядок. Я говорил, что заместитель по КЭР сама все заберет, — врачи делали круглые глаза.
Я никуда по этому вопросу не ходил, а направления моим родственникам сделали. Значит, кто-то из медиков все-таки взял курьерские функции на себя.
Что я советую. Не соглашайтесь на роль курьера. Если перед этим вы уже письменно попросили сделать вам направление на МСЭ, этого достаточно. Ваша задача — ухаживать за больным, если вы родственник, или лечиться, а не бегать по кабинетам. Попросите врачей или зама по КЭР разобраться в этом без вашего участия. Не соглашайтесь отвезти готовую форму 088/у-06 в бюро — пусть передают сами.
Как и куда жаловаться, если дело не движется, я описал выше.
Это уже объективная трудность. Если дело в том, что нет талонов — хорошо. Как быть в таком случае, я уже писал. Чаще всего, обследования вам должны сделать в течение 14 дней независимо от наличия талонов.
Хуже, если в поликлинике действительно нет нужного специалиста или оборудования. Если человек может передвигаться — вопрос решаем. Его обязаны направить туда, где такие специалисты или оборудование есть. Он сам съездит в больницу.
Но если это лежачий больной, однозначного решения нет. Врачи из другой больницы не обязательно поедут на дом, и я не знаю, как их заставить. В нормативных документах не сказано, кто должен в такой ситуации организовать транспортировку. Сумма, которую вы потратите на перевозку, часто оказывается больше, чем человек получит в виде льгот и выплат в связи с инвалидностью.
В случае с моей бабушкой понадобились консультации онколога из онкодиспансера и стоматерапевта — редкого специалиста, который есть в нашем онкодиспансере. Стома — это трубка, например, из кишечника или мочевого пузыря, а стоматерапевт — врач по таким трубкам.
Везти бабушку в онкодиспансер своими силами стоило бы около 7 тысяч рублей — я отказался и потребовал от сотрудников поликлиники как-то решить вопрос. Они сделали форму 088/у-06 без этих специалистов и направили ее в бюро в таком виде. Пройти онколога и стоматерапевта от нас потом требовали еще раз уже на этапе экспертизы МСЭ, но первую группу в конце концов дали без этих обследований.
Часто для направления на МСЭ требуется заключение психиатра. Психиатров в поликлиниках по месту жительства нет, они работают в психиатрических больницах. Здесь проблемы нет: психиатров можно вызвать на дом, для этого даже не нужны талон и направление из поликлиники. Порядок выезда психиатров зависит от конкретного учреждения, узнать его можно в регистратуре или контактном центре по телефону.
Бесплатно психиатр должен прийти в течение двух недель, за деньги — в ближайшие пять рабочих дней. В бесплатном варианте врач сам звонит и предупреждает, когда именно приедет.
Моим родственникам для оформления инвалидности психиатр не потребовался.
Что я советую. Если просто нет талонов, ссылайтесь на программу госгарантий: требуйте, чтобы обследования сделали в указанный срок независимо от наличия талонов. Обращайтесь за помощью в страховую компанию, к главврачу, в территориальный фонд ОМС и Минздрав.
Если направили в другое учреждение и больной способен ездить по больницам, придется съездить. Узнайте, как быть с результатом: его отдадут на руки сразу, попросят приехать за ним позже или передадут в поликлинику без вас. Если скажут ехать второй раз, придется это сделать. В идеале участковый терапевт или зам по КЭР выдаст форму 088/у-06 на руки, и вы поедете с ней. Тогда врач сможет вписать свое заключение в этот бланк, который вы потом вернете в поликлинику.
Узнайте у зама по КЭР, требуется ли в вашем случае заключение психиатра. Если требуется, заранее позвоните в психбольницу и запишитесь на прием или вызовите врача на дом. Также уточните, как получить заключение. В идеале на этот момент иметь форму направления на руках.
Если больной лежачий, а нужны обследования или врачи из другой больницы, почитайте, как перевозить лежачих больных. Там я описал несколько вариантов: возможно, что-то вам подойдет.
Если ничего не подходит, просите, чтобы нашли индивидуальное решение. Нормативные документы не обязывают чиновников искать выход из такой ситуации, но нигде не сказано, что человек, которому оформляется инвалидность, должен решать вопрос своими силами.
Если помочь никто не захочет, требуйте справку об отказе в направлении на МСЭ. С ней обратитесь в бюро.
Как пройти МСЭ
Чтобы пройти медико-социальную экспертизу, нужно дослать в бюро документы, пройти комиссию и получить решение.
Дослать недостающие документы. После того как поликлиника сформирует и передаст направление на МСЭ в бюро по месту жительства, туда нужно предоставить дополнительные документы:
Если обращаетесь за инвалидностью вследствие производственной травмы, дополнительно потребуются:
Обычно в поликлинике дают адрес бюро и советуют туда подъехать. Можно и так, но тогда снова придется куда-то идти и стоять в очереди. Если пойдете за лежачего родственника, вас не примут без нотариальной доверенности.
Существует другой вариант — направить документы заказным письмом. Тогда ходить не надо и доверенность от родственника не нужна. В этом случае заявления заполняете от лица человека, которому оформляете инвалидность, подпись он ставит сам. С остальных документов снимаете копии, оригиналы не посылаете.
Номер, адрес и телефон бюро должны знать в поликлинике. Если там не подскажут, спросите в пенсионном фонде или соцстрахе. Можете найти в справочнике или через поисковик главное бюро МСЭ по вашему региону и уточнить там, как заполнить заявление, какие документы посылать и куда.
Поскольку бюро МСЭ находится по месту жительства, отправка письма обойдется недорого — около ста рублей, если с уведомлением. Сохраните чек с трек-номером: через сайт Почты России убедитесь, что письмо доставлено, и звоните в бюро.
У меня все документы для экспертизы потребовали в поликлинике. Бабушка подписала заявление, и я занес его и копии остальных ее документов заместителю по КЭР. Она отправила их в бюро вместе с направлением на МСЭ. Потом мне позвонили из бюро, удивились, что заявление им прислала поликлиника, и назначили дату проведения экспертизы.
Позже все-таки пришлось отправлять письмо в бюро, но уже по другому поводу, после визита комиссии. Бюро направило бабушку на дополнительные обследования, и мы писали отказ от них.
Пройти комиссию. Специалисты бюро МСЭ назначат дату экспертизы. Если человек может ходить, придется ее пройти. Если прийти не может, из бюро приедут сами или сделают экспертизу заочно. Услуга бесплатная.
Тот факт, что человек не в состоянии прийти, могут попросить доказать. У меня специалисты бюро МСЭ попросили заключение травматолога о том, что бабушка не может ходить.
Для комиссии нужно приготовить оригиналы документов, копии которых отослали. После назначения даты проведения экспертизы уточните по телефону, все ли документы есть в бюро. К приходу специалистов кроме оригинала заключения травматолога нам понадобилась амбулаторная карта из поликлиники и выписка из больницы, куда мы возили бабушку на скорой.
На комиссии специалисты бюро МСЭ попросят заполнить согласие на проведение медико-социальной экспертизы и осмотрят больного.
После осмотра озвучьте участникам экспертизы, какие средства реабилитации нужны. Если во время экспертизы промолчите и в программе реабилитации не окажется чего-то важного, в бюро МСЭ могут ответить, что это средство не так уж необходимо.
Я консультировался с социальным работником из некоммерческой организации, которая работает с тяжелобольными. Она рассказала, что бюро почему-то вносит в программу либо только впитывающие пеленки, либо только подгузники, по три в день. Хотя очевидно, что лежачему больному нужны оба средства, и лучше бы давали два подгузника и пеленку. Если во время экспертизы сказать об этом, шансы получить и то и другое повышаются. Я просил пеленки и подгузники, но не сделал акцент, что обязательны оба средства.
Мои пожелания комиссия выслушала удивленно и неохотно. Во время экспертизы работал диктофон.
В ходе экспертизы возможна неприятность: попросят пройти дополнительные обследования. Это значит, что в поликлинику придется идти по второму кругу.
На этом этапе человек, которому оформляется инвалидность, может отказаться от дополнительных обследований. Тогда специалисты бюро МСЭ примут решение без них. Поэтому решайте по ситуации. Если считаете, что без этих данных инвалидность не дадут, или дадут группу ниже, или не получите что-то важное и дорогое по программе реабилитации, пройдите новые обследования. В остальных случаях не стоит тратить время — пишите отказ. Форму отказа можете попросить сразу же на комиссии или написать его в свободной форме.
Я уже рассказал, что моей бабушке требовалось пройти осмотр двух специалистов: онколога, чтобы он обязательно был из онкодиспансера, и стоматерапевта. Поликлиника направила на МСЭ без этого. Специалисты бюро пришли к нам на дом, осмотрели бабушку и дали ей что-то подписать. Я не проверил, а это оказалась программа дополнительного обследования: бабушка обязалась пройти вышеуказанных специалистов.
Я был уверен, что первую группу должны дать без них. Из технических средств реабилитации нам важны были только подгузники: их необходимость тоже была очевидна без консультаций узких специалистов. Остальные ТСР у нас либо были с запасом, либо мы нормально обходились без них. Из разговора с членами комиссии я понял, что без онколога и стоматерапевта они не могут подобрать характеристики калоприемника, но калоприемников много не нужно: мы могли покупать их сами, ради этого терять время и деньги не стоило.
Когда комиссия уже ушла и я понял, что программу дополнительного обследования подписали зря, бабушка написала отказ от нее. Текст я составил сам от лица бабушки, принес в бюро, но там принять его отказались. Пришлось посылать заказным письмом — потратил сто рублей.
Заявление от имени бабушки об отказе от допобследованийDOCX, 14,7 КБ
Получить решение. По результатам экспертизы специалисты бюро МСЭ принимают решение. Больного могут признать или не признать человеком с инвалидностью. Если признают, то устанавливают группу и разрабатывают индивидуальную программу реабилитации.
Справку об инвалидности и ИПРА выдают в бюро, но, если больной не ходит, просите прислать почтой. Без нотариальной доверенности родственнику их все равно не выдадут.
стоит доставка письма из почтового отделения на дом
По результатам экспертизы бабушке присвоили первую группу инвалидности бессрочно. В программу реабилитации внесли все нужные нам средства реабилитации, кроме впитывающих пеленок. Зато подгузников дали по три в сутки. Калоприемники, кстати, тоже внесли.
Если решение не устроило
По результатам экспертизы могут вообще отказать в инвалидности, могут дать группу слабее или не прописать какие-то ТСР в программе реабилитации. В этом случае решение оспаривают в главном бюро по региону. Решение главного бюро обжалуют в федеральном бюро МСЭ.
Моей бабушке первую группу дали — это решение нас устроило, обжаловать его не пришлось.
Что делать после получения инвалидности
Когда получили справку об инвалидности и программу реабилитации, можно оформлять льготы. Основные льготы для людей с инвалидностью — это пенсия по инвалидности, ежемесячная денежная выплата, компенсация коммунальных платежей и бесплатные технические средства реабилитации.
Пенсия и ежемесячная денежная выплата, ЕДВ. Денежными выплатами занимается пенсионный фонд. Бюро МСЭ обязано передать сведения в ПФР в течение трех дней с момента установления инвалидности. При первом получении инвалидности нужно подать заявление в пенсионный фонд, а при продлении и изменении группы ПФР все сделает без вас.
Моя бабушка поменяла группу, поэтому мы ничего не подавали в ПФР. ЕДВ она получила одновременно со следующей пенсией.
Льгота по коммунальным платежам — это скидка 50%. Платить придется в полном размере, но вместе с пенсией половину возвращают. Заявление на льготу оформляется в МФЦ. К лежачим больным специалист ближайшего МФЦ приезжает на дом, для людей с инвалидностью первой группы это бесплатно.
Я позвонил в МФЦ, и меня попросили подойти к ним со справкой об инвалидности и паспортом бабушки. В окне платных услуг я заполнил заявку, и через пару дней к нам домой приехала сотрудница центра. Она заранее заполнила заявление на льготу и взяла с собой копир — откопировала документы и дала бабушке расписаться.
Технические средства реабилитации заказывают в отделении фонда социального страхования — ФСС — и комплексном центре социального обслуживания населения — КЦСОНе. В эти учреждения придется сходить. Нам прислали их адрес, телефон и режим работы из бюро МСЭ вместе с другими документами.
Полное название КЦСОНа по муниципальному образованию будет прописано в программе реабилитации. Предварительно советую им позвонить: например, наш КЦСОН «Вдохновение» находится сразу по двум адресам, расположенным далеко друг от друга — можно прийти не туда. Нужно отделение социальной реабилитации людей с инвалидностью.
Когда подадите заявление в эти организации, ТСР привезут на дом бесплатно, предварительно позвонят.
Пока средства не привезли, покупать их придется самостоятельно, но деньги можно вернуть. Заявление на возврат оформляется в региональном отделении ФСС. Выплатят не потраченные деньги, а сумму, которую потратил бы на аналогичные ТСР соцстрах.
Например, вы купили 200 дорогих подгузников, а ФСС предоставляет подгузники другой марки, дешевле. По программе реабилитации вам обязаны давать по 3 подгузника в день. Вы закупились вперед, а с момента получения инвалидности до подачи заявления на возврат прошло 30 дней. Значит, получите стоимость 90 дешевых. Если бы купили 50 подгузников, ФСС вернул бы стоимость 50 дешевых.
Для возврата понадобится:
Я пока не возвращал затраты, потому что мы не делали нотариальную доверенность.
Мои выводы по процессу получения инвалидности
Специалист по социальной работе, с которой я консультировался, рассказала, что не всегда оформить инвалидность так сложно, как было с моими родственниками. Количество препятствий зависит от поликлиники. Наша на плохом счету — об этом я знал и раньше, когда работал в страховой медицинской компании.
В подобных ситуациях получение инвалидности больше напоминает сложный квест. Больные часто решают вообще не начинать, а те, кто начал, часто не доживают до решения МСЭ или получения ТСР. Мой случай в целом это подтверждает.
Поэтому вопросом инвалидности лучше заняться, как только он возник, особенно в тяжелых случаях. Например, если больной перестал ходить или от него отказались врачи и направили на симптоматическое лечение, когда за жизнь уже не борются, — вызывайте участкового терапевта на дом и просите сделать направление на МСЭ.
Чтобы этот процесс не занял все ваше время, предлагаю такие правила: