Проводить досуг что это
Досуг
Свободное время (досуг) — обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности, а не ради заработка.
Содержание
История
«Свободное время» происходит от латинского «licere» что означает «быть свободным», этот термин впервые появился в начале 14-го века. Во время индустриальной революции, когда рабочие на фабриках должны были работать по 18 часов в сутки, отдыхая только по воскресеньям. Хотя к 1870 более современные технологии и профсоюз привели к уменьшению рабочих часов и разрешению на два официальных выходных- субботу и воскресенье.
Доступный и надёжный транспорт позволил рабочим путешествовать во время их выходных. Первый отпуск к морю был взят в 1870, новинка быстро распространилась в Европе и Северной Америке. Рабочие стали копить свои зарплаты и собирать деньги к отпускам, что привело к увеличению организационных работ для проведения отпусков рабочего класса.
Виды свободного времени
Примеры свободного времени
Люди которые занимаются «сидячей работой» обычно проводят своё свободное время занимаясь активными видами спорта такими как игры в мяч, долгие прогулки или рыбалка. С другой стороны люди которые занимаются активной работой предпочитают проводить своё время пассивно, читая книги, журналы, или просмотром телепередач. Некоторые люди находят такие хобби как коллекционирование марок, открыток или брошек очень успокаивающим видом занятий.
Свободное время организуется во многих школах и университетах. Школы предлагают большой выбор развлекательных мероприятий. Дома престарелых так же предоставляют свободное время для проведения встреч и игр. Большое количество людей предпочитают проводить время с друзьями, совместные ужины или коктейли являются хорошим отдыхом после тяжёлого рабочего дня. Для многих молодых людей, регулярные походы с друзьями в бары и клубы является составляющей частью их свободного времени.
Некоторые люди проводят своё свободное время с целью в будущем заниматься этим делом как работой, многие люди учатся на вечерних курсах ради любви к учёбе-так и в надежде на карьерный рост.
Разновидности в традициях
Капиталистическое общество часто оценивало свободное время очень позитивно, так как «свободное время» включало в себя затраты со стороны населения, а это улучшало экономику страны. И в это время так же большее значение придавалось богатым людям, так как богатые люди могли позволить себе больше свободного времени и соответственно денег они тратили больше.
«Трудоголики» это те люди, которые жертвуют своим свободным временем ради работы. Они предпочитают работать нежели отдыхать. Многие рассчитывают достигнуть карьерных высот путём жертвования свободным временем.
Согласно философу Марксу Верха Еву, это Европейцы и Американцы кто в 1960—1970 годах стали сторонниками и того что в наше время можно назвать «социализмом свободного времени». Они верили что если каждому дать по маленькому кусочку пирога, то минимальные потребности каждого человека будут удовлетворенны. Тогда люди могут использовать своё свободное время на благо и развитие искусства, спорта, и многих других видов свободного времяпрепровождения. Писатель Белфорт Бах в 1884 году написал книгу «Социализм и вопрос о воскресенье», он хотел что бы каждый человек имел возможность на отдых. И фокусировал своё внимание на выделении одного универсального дня отдыха.
Значение слова «досуг»
1. Свободное от работы, от дела время. Она меж делом и досугом Открыла тайну, как супругом Самодержавно управлять. Пушкин, Евгений Онегин. Самым душевным другом людей была в часы досуга русская гармонь. Фадеев, Ленинград в дни блокады.
2. в знач. сказ., кому (обычно с неопр.). Прост. Есть, имеется свободное время у кого-л. — Ах, я чем виноват? — Молчи! устал я слушать. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! И. Крылов, Волк и Ягненок. Теперь пора рабочая, Досуг ли толковать? Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо. Спят бойцы, кому досуг. Твардовский, Василий Теркин.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДОСУ’Г, а, м. 1. только ед. Время, не занятое работой или другим делом. У него мало досуга. Задумчивость. теченье сельского досуга мечтами украшала ей (Татьяне). Пшкн. 2. Отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой. Он свой д. (или свои досуги) проводит дома. Я свой д. (или свои досуги) посвящаю чтению. 3. только мн. Развлечение, личные занятия в свободное от работы время (устар.). В их семье были в обычае музыкальные досуги. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
досу́г
1. время, не занятое работой, какими-либо делами ◆ Оставшись вдовою, г-жа Ельцова посвятила весь свой досуг на воспитание дочери и почти никого не принимала. Тургенев, «Фауст», 1856 г. ◆ Я ему говорю, что он не имеет никакого римского права сидеть у себя в больнице, он должен отдавать свой досуг обществу. Чехов, «Ионыч», 1898 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пождать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как провести свободное время с пользой – 22 способа
Если так случилось, что у вас образовалось свободное время, будь его много или несколько кратких перерывов — 5-10 минут, даже один 5 минутный, что делать? Как провести свободное время с пользой?
Когда работа уже закончена и есть несколько часов свободного времени, или целые выходные, их можно использовать как для отдыха, чтобы расслабиться, получить удовольствие, встряхнуться и вздохнуть спокойно, что этот напряженный рабочий день закончился, так провести время с любимым человеком. Также это время можно потратить на саморазвитие, активный отдых, хобби и многое другое.
Ниже попробуем дать список который поможет быстро выбрать то дело, которым можно занятся в свободный промежуток времени.
1. Цели
В свободное время можно подумать о своих целях, как долгосрочных, так и краткосрочных. Если у вас выдалось 10 минут, в течении рабочего дня, можно подумать о личных и профессиональных целях на текущий день. Подкорректировать свое движение в течении дня. Сформируйте свои цели на текущий день или на следующий.
Задавайте себе вопрос: то, что я делаю сейчас, приближает меня к выполнению моих «больших» целей?
2. Чтение
Чтение не только позволяет провести свободное время с пользой, узнавая что-то новое, но и развивает мыслительные способности, улучшает работу мозга. Можно почитать в свободное время, как художественную, так и профессиональную или философскую литературу.
Если у вас накопились кипы журнальных статей или вам нужно распечатать хорошие статьи и отчеты, чтобы ознакомиться с ними позже, во время краткого отдыха можно почитать или приготовиться к прочтению.
Для быстро-действия: можно создать специальную папку, где вы будете держать материалы, необходимые к прочтению. Или оставить закладки в браузерах, чтобы быстро найти необходимый материал.
Здесь срабатывает принцип, чем больше вы знаете, тем больше можете применить, а значит и заработать. Самообразование, залог вашего развития.
3. Отдых и сон
Если вы сильно устаете на работе, но отдых и сон просто необходимы для физического, умственного, морального и психического восстановления. Обязательно нужно иногда использовать свободное время именно для отдыха.
4. Физические упражнения
В зависимости от количества свободного времени, можно заняться спортом. Если есть несколько часов в день регулярно – можно пойти в тренажерный зал, на аэробику или другие спортивные секции, даже если свободное время – это всего 10-15 минут, то вы проведете его с пользой, если сделаете несколько наклонов, несколько приседаний и т. д.
Помните еще Горький говаривал: «Работаете сидя, отдыхайте стоя»
5. Прогулка
Можно пройтись по лестнице, можно выйти на улицу, подышать воздухом, погреться на солнышке, «убежать» от людей, если вы постоянно с ними работаете или «найти» людей, если вы с ними редко контактируете.
Если поблизости есть парк – можно немного «пообщаться с природой», и умиротвориться среди деревьев.
6. Медитация
Опять же, если много свободного времени, то есть возможность основательно помедитировать, или записаться на курсы, если свободное время ограничено, то для медитации не нужно таскать за собой коврик для йоги и раскладывать его в офисе. Просто сидя за столом, сосредоточьтесь на своем дыхании и старайтесь не о чем не думать. Остановите поток мыслей, это очень полезно. Научно доказано, что медитация очень полезна для тела и ума.
7. Поразмышляйте
В минуты или часы свободного времени можно просто подумать, иногда это важно и позволит провести свободное время с пользой. Подумать можно как о своих вопросах и целях, так и о рабочих моментах. Если не хочется думать о рутине, попробуйте размышлять на философские темы, о природе мироздания.
8. Очистите почтовый ящик
Есть 5-10 минут до встречи? Используйте эти 5 минут, чтобы почистить свой почтовый ящик от разного мусора. Это касается, как физического, так электронного ящика.
Естественно, если у вас в ящике накопилось много писем, вам придется работать быстро. Используйте различные критерии и пачками отправляйте почту в корзину. Информация уже устарела, не обошлось без спама, так что смело отправляйте «в топку». Оставляйте только важные и те, которые еще актуальны.
Продолжаем тему про почтовый электронный ящик. От писем избавились? Пришло время отписаться от разных и бесполезных рассылок, чтобы они не захламляли вам ящик.
Оставьте только те, которые нужны вам прямо сейчас. Если вы считаете, что и остальные скоро понадобятся, все равно удаляем. Когда понадобятся тогда и снова подпишитесь.
Кроме того, почему-то пустой ящик — вызывает очень приятное чувство, которые напоминает свободу.
10. Делаем телефонные звонки
Если у вас есть список телефонных звонков, которые нужно сделать — держите его под рукой. У вас может образоваться несколько свободных минут, когда вы куда-то идете, едите или просто сидите за столом, во время которых вы можете сделать несколько звонков из списка, тем самым провести свободное время с пользой.
11. Дополнительный заработок
Держите под рукой список небольших задач, которые возможно частично или полностью выполнить в свободное время. Сконцентрируетесь в этот отрезок на выполнении какой-либо задачи и продвинуться в ней сможете в несколько раз быстрее и дальше. Если есть несколько кратких перерывов, чтобы поработать по-настоящему результативно и заработать низкое количество дополнительных или основных денег — используйте их.
Определите, какая у вас есть работа, которую необходимо сделать и которая принесет деньги, разбейте на маленькие кусочки, чтобы можно было каждый этап закончить в течении 5 — 10 минут и просто делайте, делайте помаленьку.
12. Файлы
Звучит мрачно, а выполняется еще мрачнее. Тем не менее, вы проведете время с пользой, если наведете порядок на собственном рабочем столе: разложите материалы, чтобы их можно было их быстро найти. Конечно, со временем все вернется в режим «упорядоченного хаоса», но хотя бы на столе будет лежать первоочередные материалы, с которыми необходимо проработать в первую оередь. Кстати — это касается, как вашего рабочего стола, так и рабочего стола на вашем компьютере. Так что займитесь оптимизацией рабочего процесса
13. Налаживаем необходимые контакты
Если выдалось немного свободного времени на рабочем месте, обратите внимание на своих коллег. Да, всего за 5 минут воможно создать полезные связи. Иногда немного внимания к вашим коллегам, заданный вопрос, улыбка, распечатанный лист с отчетом или принесенный кофе могут творить чудеса!
14. Планирование бюджета
Многие не задумываются о планировании своего бюджета или оставляют все на последний день.
Вот, в перерывы, можно заполнить соответствующие ведомости, распланировать движение ваших денег, составить финансовый бюджет на следующий месяц.
15. Мозговые штурмы
Например, составляем список статей или новых проектов, которые хотелось бы запустить. Можно провести мозговой штурм, что подарить своему любимому человеку и т. д.
Темы для штурма могут быть разными, но весьма полезными, как для вашей личной жизни, так и для вашей работы, это отличный вариант, как провести свободное время с пользой.
16. Сделайте необходимые приготовления
Например, составьте список необходимых телефонных звонков или кому, нужно отправить письма, сделайте заметки, что нужно сделать, чтобы завершить ту или иную задачу. Как говориться, все в ваших руках.
17. Прийти на встречу пораньше
Если есть 5 свободных минут — придите на встречу раньше. Конечно, можно себя чувствовать болваном, который пришел и сидит один. Но люди уважают тех, кто приходит чуть раньше, их устраивают те, кто приходят во время и они терпеть не могут тех, кто опаздывает. Над причинами, подумаете сами.
18. Послушайте музыку
Прослушивание любимой музыки может снять стресс, стимулировать на новые свершения, поднять настроение, да и просто поможет отдохнуть!
19. Проведите время с друзьями
Провести свободное время с друзьями – отличное применение свободного времени! Общение с близкими людьми позволит поделиться радостями и проблемами, отдохнуть, снять стресс, в общем провести свободное время с пользой!
20. Займитесь собой!
Если выдалось подходящее время – займитесь собой! Примите горячую ванну, сделайте маску для лица и т.д. Это точно поднимет настроение и позволит потратить время с пользой.
21. Приготовьте вкусное блюдо
Если вы любите готовить, почему бы не приготовить что-нибудь вкусненькое? Можно поэкспериментировать, приготовить то, что никогда не готовили. В этом вам поможет раздел рецептов, они помогут вам провести свободное время с пользой для себя и домочадцев.
22. Займитесь уборкой
Убрать дома – это всегда полезное занятие. Как говорится чистота – залог здоровья. Если вы не так давно убирали, то все равно можно протереть пыль и полы, чтобы было чувство свежести.
Возможно, вы давно хотели сделать перестановку, и если у вас появилось несколько свободных часов, то самое время этим заняться.
В принципе, есть много всяких полезных дел, и перечень этих дел ВСЕ РАВНО будет зависеть от вас и ваших решений.
Многие просто, ради интереса, хотят знать что делать в свободное время. Надеемся, что вы воспользуетесь несколькими, да хотя бы одним занятием из списка или сможете посоветовать другому человеку, как провести свободное время с пользой.
Организация досуга — Понятие досуга и свободного времени
Свободное время, часть нерабочего времени, которая остается у человека после выполнения непроизводственных обязанностей (движение на работу и с работы, сон, еда и другие виды бытового самообслуживания). Деятельность, относящуюся к сфере досуга, можно разделить на несколько связанных между собой групп. Первый включает в себя обучение и самообразование в самом широком смысле, то есть различные формы индивидуального и коллективного присвоения культуры: посещение общественных и развлекательных мероприятий и музеев, чтение книг и журналов, прослушивание радио и просмотр телевидения. Другой наиболее интенсивно развивающейся группой в структуре досуга являются различные формы любительской и общественной деятельности: Самодеятельность и хобби (увлечения), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д. Важное место в досуге занимает общение с другими людьми: Занятия и игры с детьми, дружеские встречи (дома, в кафе, на развлекательных мероприятиях и т.д.). Часть свободного времени используется для пассивного отдыха. Социалистическое общество изо всех сил старается подавить различные явления «антикультуры» из сферы досуга (алкоголизм, асоциальное поведение и т.д.).
Плодотворное использование человеком свободного времени — важная задача общества, ведь когда он осуществляет процесс своего досуга общением с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми, важно, чтобы он делал это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое свободное время? Общепринятого определения этого термина пока не существует. Кроме того, в специальной литературе существует множество определений и интерпретаций досуга.
Свободное время часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.), с внеучебным временем (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина и др.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, потому что у всех есть свободное время и не у всех есть свободное время. Для слова «свободное время» существует множество толкований. Досуг — это деятельность, отношения, состояние души. Многие подходы затрудняют попытки понять, что такое досуг.
Досуг может сочетать в себе как отдых, так и работу. Большую часть свободного времени в современном обществе занимают различные виды отдыха, хотя в понятие «свободное время» также входят такие виды деятельности, как дополнительное образование, общественная работа на добровольной основе.
Определение досуга делится на четыре основные группы:
Макс Каплан считает, что досуг — это гораздо больше, чем свободное время или список видов досуга. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими вопросами работы, семьи, политики.
Досуг — это благодатная почва для того, чтобы молодые люди могли проверить основные человеческие потребности. В процессе досуга студенту гораздо легче сформировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть с помощью досуговой деятельности.
Свободное время помогает избавиться от стресса и мелких забот. Особая ценность свободного времени заключается в том, что оно может помочь студенту реализовать все лучшее, что в нем есть.
Можно провести различие между реальным (общественно полезным) и воображаемым (асоциальным, личностно значимым) досугом.
Понятие досуга и свободного времени
Настоящий досуг никогда не противоречит личности и обществу. Напротив, это состояние активности, создающее свободу от необходимых повседневных дел, время для отдыха, самореализации, развлечений.
Исходя из этого, можно вывести следующие основные характеристики досуга студентов:
Таким образом, можно сделать вывод, что сущность студенческого досуга — это творческое поведение (взаимодействие со средой) людей в пространственно-временной среде, свободных в выборе вида деятельности и степени активности, которые определяются внутренне (потребности, мотивы, установки, выбор форм и способов поведения) и внешне (факторы, порождающие поведение).
В настоящее время запросы и интересы молодежи постоянно меняются и растут, усложняется и структура досуга. Досуг неравномерно распределен между различными группами населения. Поэтому необходимо разработать дифференцированные формы организации свободного времени различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности. Люди неоднородны по возрасту, профессии и социальному статусу. У разных категорий людей разные потребности, разный уровень культурной и профессиональной подготовки, разный бюджет свободного времени и разное отношение к нему. Это должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должно обеспечивать людям максимально эффективный досуг, свободу выбора и возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.
Давайте кратко охарактеризуем эти сообщества с точки зрения социальной психологии. Для этого давайте начнем с характеристики самого человека.
Понимание процессов, взаимосвязей и взаимодействий, происходящих в так называемых малых группах, имеет большое значение для улучшения рекреационной деятельности. Они являются центральным звеном в цепи «человек-общество», поскольку от их посредничества в наибольшей степени зависит степень гармонии между общественными и личными интересами, а также интересами окружающей микросреды.
На протяжении всего цикла социальных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором собраны люди, связанные каким-то общим признаком, какой-то общей деятельностью. А для социально-психологического подхода характерна несколько иная точка зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп; он формируется как бы на пересечении этих групп, является точкой пересечения различных групповых влияний. Это имеет два важных последствия для личности: во-первых, определяет объективное место человека в системе социальной деятельности; во-вторых, влияет на формирование индивидуального сознания. Личность оказывается интегрированной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Таким образом, группу можно определить как «сообщество взаимодействующих людей во имя осознанной цели, сообщество, которое объективно выступает как субъект действия».
Функции, цели и характеристики досуговой деятельности
Творческая деятельность — это «всеобщая сущность человека», которую он использует «для преобразования мира» (К. Маркс). Досуг — это зона активного общения, которая удовлетворяет потребности студентов в контакте. Такие формы досуга, как любительский клуб по интересам, массовый отдых — благоприятная сфера для самопознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков по сравнению с другими людьми.
В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия большинства социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью влиять на их моральный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досуга происходит укрепление чувства товарищества, повышение степени сплочения, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе.
Жизнедеятельность студентов чрезвычайно интенсивна и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физической, психической и интеллектуальной энергии. На этом фоне досуг помогает снять напряжение. В рамках свободного времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть реализуется рекреационная функция.
Более того, присущее человеку стремление к удовольствию также реализуется в первую очередь в сфере досуга.
В основе любой деятельности лежат общие законы ее развития. Досуг развивается по своим собственным законам, в соответствии с теоретически обоснованными принципами, проверенными на практике.
Известно, что существуют следующие принципы рекреации:
Человеку относительно легко сформулировать цели и мотивы досуга, но трудно говорить о функции досуга, то есть о его целостном предназначении и месте в жизни.
Досуг создает для людей возможность реализовать потребности и аспекты своего внутреннего развития, что не в полной мере возможно в деловой сфере, в быту, на фоне повседневных забот. Таким образом, реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики свобода действий и выбора ограничена. Здесь человек далек от возможности использовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, испытать развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и так далее.
Следует подчеркнуть образовательную и просветительскую функцию досуга. На первый взгляд может показаться, что они особенно важны для детей и подростков. На самом деле, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает большое воспитательное значение. В то же время эти функции остаются важными даже в более зрелом возрасте человека. В это время он меньше, но все еще нуждается в расширении кругозора, поддержании социальных связей, отвечает на требования времени. У взрослых исследователи называют такие процессы не воспитанием, а вторичной социализацией, которая также существенно связана с развитием личности. Досуг предоставляет широкие возможности для осуществления этой вторичной социализации взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.
В повседневной жизни отдых выполняет множество различных функций рекреационных, расслабляющих и терапевтических. Без его выполнения у многих людей неизбежно развивается состояние стресса, повышенного невротизма, психического дисбаланса, переходящего в стойкие заболевания.
Кроме того, досуг позволяет человеку осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуг создает возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.д.) и тем самым порождает чувство единства, всеобщей связанности между людьми. С другой стороны, люди часто ищут уединения в свободное время, чтобы почувствовать успокаивающий эффект одиночества, подумать о тех аспектах своей жизни, которые не находятся в центре их внимания в повседневной жизни. В то же время на отдыхе люди легко заводят знакомства, спонтанно и дружелюбно взаимодействуют с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особое значение близких людей, осознать роль семьи и родственных отношений.
В целом досуговая деятельность способна выполнять функции укрепления психического здоровья, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг объединяет многие разрозненные аспекты жизни человека в единое целое и формирует представление о полноте собственного существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только неполноценной, она была бы лишена одного из своих фундаментальных стержней, она стала бы трудновыносимой.
Социальные объекты для проведения досуга
Существуют созданные институты и организации, функционирование которых направлено на «включение» человека в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.д., функционирующие в сфере досуга, с расширением которых усиливается социализирующее влияние на студентов.
Однако свободное время само по себе не является показателем ценностей. Самое главное заключается в способе использования, степени социальной насыщенности. Досуг может стать мощным стимулом для развития личности. В этом кроются его прогрессивные возможности. Но досуг может превратиться в силу, которая калечит личность, деформирует сознание и поведение, приводит к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности, как пьянство, наркомания, проституция, преступность.
Важным является институт досуга, который по своей природе многофункционален и мобилен, способен сочетать и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. В своих высших формах досуг служит образованию, просвещению и самообразованию молодого поколения.
Одной из особенностей молодежного досуга является специфика среды, в которой он проходит. Родительское окружение, как правило, не является основным центром молодежного досуга. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свой досуг вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, подростки охотно принимают советы и указания родителей, но в сфере конкретных досуговых интересов, то есть в выборе поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность подросткового возраста метко подметил и описал И.В. Бестужев-Лада: «… для молодежи «посиделки в компании» — это острая потребность, один из навыков школы жизни, одна из форм самоутверждения! При всей важности и силе социализации молодежи в учебных и производственных коллективах, при всей потребности в содержательном досуге, при всех масштабах роста «индустрии досуга» — туризма, спорта, библиотек, клубов — при всем этом молодежь упорно «втискивается» в компанию сверстников. Таким образом, общение в молодежной компании — это форма досуга, которая органически необходима молодым людям. Стремление к общению со сверстниками объясняется большой потребностью молодых людей в эмоциональном контакте.
Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи является ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, желание приобрести определенные навыки общения с людьми разной социально-психологической природы. Общение молодых людей в контексте досуговой деятельности в первую очередь удовлетворяет следующие потребности:
Потребность в эмпатии в основном удовлетворяется в малых, первичных группах (семья, круг друзей, неформальное молодежное объединение). Потребность в информации формирует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе обычно организуется вокруг «ученых», людей, которые обладают определенной информацией, которой нет у других, и которая представляет ценность для этих других. Общение в смысле совместных согласованных действий молодых людей происходит не только в сфере производства-экономики, но и в сфере досуга. Все многообразие форм общения молодежи в контексте досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к той или иной деятельности, у каждого свой принцип организации свободного времени — творческий или нетворческий. Конечно, у каждого свой стиль отдыха, исходя из собственных возможностей и условий. Однако существует ряд общих требований, которым должен соответствовать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из социальной роли, которую должен играть досуг.
В современной социокультурной ситуации досуг молодежи предстает как социально осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целом в социально-экологическом развитии и духовном обновлении всей нашей жизни. Сегодня свободное время становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.
Молодежный досуг предполагает свободный выбор досуга самим человеком. Это необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация личных интересов, связанных с отдыхом, саморазвитием, самореализацией, общением, расслаблением и так далее. В этом заключается социальная роль досуга.
Важность потребностей
Важность этих потребностей чрезвычайно высока, поскольку наличие только внешних, хотя и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Необходимо, чтобы человек сам хотел этого развития, понимал его необходимость. Таким образом, активный и содержательный досуг предполагает определенные потребности и способности людей. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, увлекательным и ненавязчивым. Такого досуга можно достичь, предоставив каждому возможность активно развивать свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.
В современных рекреационных и культурных учреждениях необходимо стремиться преодолеть потребительское отношение к досугу, присущее многим людям, которые считают, что содержательный досуг должен обеспечивать кто-то другой, но не они сами. Следовательно, эффективность молодежного досуга во многом зависит от самого человека, его личной культуры, интересов и т.д. Активность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досуговых учреждений и т.д.
Деятельность культурно-досугового учреждения и ее совершенствование зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере досуга основана на добровольности, инициативности, интересе к общению и творчеству. В этом контексте нас волнуют вопросы общения в группах и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержании деятельности, формах и методах работы можно только при условии учета психологии личности и психологии группы, психологии коллективов и масс. Реализация цели развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, характер деятельности людей, организаторы досуга и создают такие виды деятельности, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это коренное отличие деятельности в культурно-досуговом учреждении, регламентированных условиях (учебного процесса, работы), где развитие и обогащение личности происходит настолько добровольно.
Но в этих условиях нельзя не учитывать общие психологические характеристики человека, которые также проявляются в познавательной и творческой деятельности. Поэтому нельзя отвергать общие методы педагогического воздействия на человека. Объектом этих воздействий в учреждении культуры является как каждый отдельный человек, так и группа людей, коллектив, неустойчивая аудитория и различные социальные общности, посещающие культурно-досуговое учреждение. Не зря говорят, что культурно-досуговые учреждения являются посредником между людьми и обществом.
Все эти условия необходимо учитывать при организации молодежных лагерей и их совершенствовании.
Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своим психологическим и культурным смыслом, эмоциональной значимостью и степенью умственной активности.
Самым простым видом досуга является отдых. Он используется для восстановления энергии, затраченной на работу, и делится на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое устраняет усталость и восстанавливает силы. Неважно, чем вы занимаетесь — главное, уметь отвлечься, избавиться от стресса, эмоционально разрядиться. Привычное, простое занятие дома вызывает настроение спокойствия. Это может быть простая связь или перелет, листание газеты, настольная игра, непринужденный разговор, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга.
Тем не менее, этот отдых является неотъемлемым элементом человеческой жизни. Она служит предшественником более сложной и творческой деятельности.
Активный отдых, с другой стороны, воспроизводит силы человека за пределами базового уровня. Она задействует мышцы и психические функции, которые не нужны на работе. Человек получает удовольствие от физических упражнений, быстрой смены эмоциональных воздействий и общения с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассивного, требует определенного минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. Сюда входят физкультура, спорт, физические и умственные упражнения, туризм, игры, просмотр фильмов, выставок, посещение театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, общение с друзьями.
Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, развивающую и гармонизирующую. Первый обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, второй — развитие его душевных и физических сил, третий — гармонию души и тела. В целом, многие аспекты личности можно развивать и совершенствовать с помощью активного отдыха, если у инвалида хорошо развита способность к отдыху. Это своего рода искусство, которое заключается в умении знать возможности собственного тела и делать выбор наиболее подходящих занятий в данный момент времени.
Социологи, психологи и экономисты выявили прямую взаимосвязь между работой и отдыхом. Ряд исследований в этой области был проведен также в сфере культуры и рекреации. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А. Стрельцова, который считает, «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию отдыха, так и функцию развития знаний и умений человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, обладает свойством развивать человека или преимущественно восстанавливать его силы» Безусловно, отдых и развлечения тесно переплетены, но есть и их различия.
Молодежный отдых, как бы подхватывая эстафету подросткового отдыха, во многом укрепляет и закрепляет в молодом человеке те привычки и навыки, которые впоследствии будут полностью определять его отношение к свободному времени. На этом этапе жизни человек вырабатывает индивидуальный стиль досуга и отдыха, приобретает первый опыт организации свободного времени, формируется привязанность к определенным видам деятельности. В юном возрасте закладывается сам принцип организации и проведения свободного времени — творческого или нетворческого. Одного привлекают странствия, другого — рыбалка, третьего — изобретения, четвертого — легкие развлечения…..
Конечно, каждый отдыхает по-своему, исходя из своих возможностей и условий. Однако существует ряд общих требований для того, чтобы досуг был полноценным. Эти требования вытекают из социальной роли, которую должен играть досуг.
Исходя из этого, сформулируем требования к организации и осуществлению досуговой деятельности молодежи. Прежде всего, их необходимо рассматривать как средство воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне и гармонично развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.
Социальная ценность молодежного отдыха наиболее очевидна в связи с проблемой судьбы человека, смысла его существования.
Эти слова, формулирующие цель жизни любого человека, особенно молодого, выражают идеал нашего общества — всесторонне развитую, гармонично развитую личность.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института