Проверка росстандарта по метрологии что проверяют
Глава Росстандарта: то, что мы видим на проверке, не всегда соответствует тому, что есть на самом деле
Антон Шалаев рассказал о планах агентства до 2026 года разработать более 200 стандартов для искусственного интеллекта
— Необходимость сопровождения каждой партии выпускаемого и находящегося в обращении топлива паспортом качества, а также наличия соответствующих паспортов качества на АЗС была введена еще в 2013 году положениями технического регламента таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». Поэтому, по-хорошему, обязательства наличия паспорта качества к каждой партии топлива было и раньше. С 1 января 2021 года постановлением правительства РФ были утверждены правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи. В этот документ также вошла история с продажей в розницу автомобильного топлива. Там четко прописана необходимость соответствия топлива, которое продается, требованиям, прописанным в паспорте качества. Поэтому об обязательности использования такого паспорта окончательно стало «можно» говорить только с этого года.
Но это еще определенная новелла в законодательстве, поэтому говорить о результатах оценки эффективности введения данной нормы пока преждевременно. Проверки идут, но необходимо, чтобы определенная статистическая база была накоплена именно в этой части, после чего уже можно было бы говорить и о результатах.
— Не так давно анонсировалось, что органы госнадзора Росстандарта будут закупать топливо на заправках в виде «тайных покупателей», передавать на испытания и определять, был ли недолив. Удалось реализовать планы? И что новые полномочия ведомства дадут рынку?
— Контроль с применением методики «тайных покупателей» очень эффективно используется по всему миру, причем в разных направлениях. Росстандарт проводит проверки на недолив в рамках федерального государственного метрологического надзора, однако до настоящего времени они проводились как правило на плановой основе, с предварительным уведомлением проверяемого о такой проверке. К сожалению, у нас есть нерадивые поставщики продукции и услуг, которые к проверке готовятся. Поэтому то, что мы видим на проверке, не всегда соответствует тому, что есть на самом деле.
С 1 июля 2021 года вступил в силу новый федеральный закон N248, «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
Он предполагает целый ряд новых видов госконтроля и надзора – мониторинговая закупка, выборочный контроль и, по сути, приводит нас к возможности проведения закупок, когда ведомство выступает в качестве тайного покупателя. Такие мероприятия могут проводиться как в плановом, так и внеплановом порядке после согласования с органами прокуратуры. Проверки на недолив с учетом новых требований и инструментов будут проводиться начиная с июля 2021 года. Будет очень интересно сравнить как данные нарушений, выявленные с применением методики тайного покупателя, будут отличаться от данных по результатам плановых проверок на АЗС.
Еще одна интересное новшество. В 2020 году специалисты нашего подведомственного институту ФГУП «ВНИИФТРИ» разработали экспресс-метод для определения превышения нормы содержания серы в дизельном топливе. Он позволяет проводить анализ топлива «на месте» без привлечения дорогостоящего лабораторного оборудования. С 2021 года в пилотном режиме ведется использование таких экспресс-анализаторов и планируется, что уже с июля он может значительно помочь нашим «тайным покупателям». Хотя, безусловно, это не единственный метод проверки, который они будут использовать
— Какова по данным Росстандарта доля контрафакта на сегодняшний день?
— Стартовала ли практика наложения административных штрафов за недолив топлива? Везде анонсировалось ее введение с 1 января текущего года, но информации, что она начала действовать, нет.
— В настоящее время ведется работа над проектом нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В нем содержится статья, определяющая административную ответственность за недолив, в рамках которой за недолив предусмотрено наложение штрафа в размере 1% с оборота при первом нарушении, но не менее 500 тыс. рублей и 3% за повторное нарушение, но не менее 2 млн рублей. Эта мера предложена по аналогии с подходом, который используется начиная с февраля 2018 года за совершение правонарушений в сфере качества топлива, выпускаемого и обращающегося на рынке. Нарушения будут отслеживаться при контрольно-надзорной деятельности Росстандарта.
— В октябре прошлого года вступил в силу новый ГОСТ на топливные колонки. Для чего он вводился? Насколько заинтересовал участников рынка?
— Ключевое нововведение нового стандарта – требования защиты от постороннего вмешательства в систему отпуска топлива, чтобы нерадивый оператор не мог в программе настраивать процент недолива. При этом положения стандарта распространяются исключительно на вновь вводимые колонки. Отмечу, что новый стандарт был отработан в достаточно оперативные сроки, но со всеми заинтересованными сторонами. К его разработке привлекались и потребители топлива, и его производители. Поэтому считаем, что это ни в коем случае не дополнительная нагрузка, это лишь введение унифицированных правил и требований. Участники рынка это знают и прекрасно его поддерживают.
— К 2021 году планировалось завершить обновление базы ГОСТов, которую Росстандарт начал в 2019 году. Предполагалось изучить около 10 тыс. стандартов. Что удалось сделать в данном направлении?
— Актуализацией стандартов мы занимаемся постоянно. Когда мы начали проект «обновления», из всей базы ГОСТов, а всего у нас в стране действует 36 тысяч стандартов, около трети были приняты до 1992 года, то есть в СССР. Отменить их в одночасье было бы некорректно, потому что в первую очередь необходимо было понимать, используются ли эти ГОСТы предприятиями по факту. Если да, возможно они требуют обновления или совершенствования, а может они могут послужить основой для разработки новых стандартов. Поэтому мы не стали принимать решение самостоятельно, мы начали активный диалог с бизнесом. В этом нам очень помог Российский союз промышленников и предпринимателей, который провел анкетирование среди предприятий по поводу фактического применения ГОСТов, принятых до 1992 года. Мы увидели, что предприятия заинтересованы в том, чтоб эти ГОСТы сохранились, но в актуализированном и усовершенствованном виде.
Если говорить о полной отмене из тех порядка 12 тысяч ГОСТов, принятых до 1992 года, отменены полностью сейчас чуть более 3,5 тысяч. Оставшуюся часть мы не будем отменять, на их основе будут принимаются более актуальные ГОСТы. По сути эти стандарты выходят в новой редакции, с новыми требованиями, но при этом сам объект стандартизации остается. В течение ближайших двух лет данная работа будет завершена. Мы очень рады, что этот проект был начат, потому что он позволил нам начать очень глубокий диалог с бизнесом, с теми, кто применяет стандарты.
— Сейчас ГОСТы, за редким исключением, предназначены для добровольного применения. В то же время для многих потребителей ГОСТ является синонимом качества. Есть ли какая-то статистика, как часто используются межгосударственные и национальные стандарты? Или производители предпочитают руководствоваться собственными нормативными документами?
При этом не могу сказать, что из тех ссылок на ГОСТы, которые есть сейчас, существует хоть одна, которая ущемляет права бизнеса. Если предприниматели видят, что это может каким-то образом ущемить их права и дополнительно ввести требования, которые ничем не обоснованы, у них есть возможность всегда высказаться. И мы тоже со своей стороны стараемся подобную обратную связь от предпринимателей собирать. Сейчас ГОСТы – очень гибкий механизм и полезный инструмент который помогает и государству, и бизнесу, и обществу. И наша задача обеспечить равный интерес и удовлетворенность от тех ГОСТов, которые утверждает Росстандарт, от того фонда стандартов, который мы имеем, и со стороны предприятий, и со стороны государства, и со стороны общества.
Не думаю, что ГОСТы должны стать обязательными. Та гибкость их применения, которая есть на сегодняшний день – это, пожалуй, оптимальная модель, во многом соответствующая большинству наших государств-партнеров. Безусловно, есть страны, в которых государственные стандарты являются обязательными к применению, но, повторюсь, что та модель, которая сложилась в России сейчас, позволяет очень оперативно принимать новые стандарты и эффективно применять их на практике.
— С 1 июля 2021 года вступил в силу ГОСТ, согласно которому собственники объектов электроэнергетики должны передавать в диспетчерские центры данные о регистрации аварийных событий. Это обязательный стандарт или нет? Требуются ли какие-то дополнительные вложения в инфраструктуру, чтобы обеспечить передачу данных? И не скажется ли это на потребителях в виде увеличения тарифов на электроэнергию?
— Речь идет о безопасности. Чтобы минимизировать риск возникновения аварийных событий в дальнейшем, нужно проанализировать причины их возникновения, ну и важен сам факт получения информации, что они произошли. ГОСТ на сегодняшний день абсолютно добровольный. По нашему мнению, введение его сейчас в качестве обязательного преждевременно, потому что нужно посмотреть, как будет работать эта система.
Применение указанного стандарта не потребует значительных вложений в инфраструктуру, речь может идти лишь о необходимости установки специализированного программного обеспечения и затратах на наладку информационного канала. Соответственно, применение этого ГОСТа не даст дополнительной нагрузки на бизнес или увеличения стоимости тарифов для потребителей.
— В настоящее время поверка квартирных электросчетчиков возложена на ресурсоснабжающие организации, а не на владельцев жилья. При этом бытовые приборы учета воды до сих пор обязаны поверять собственники квартир. Ранее Росстандарт анонсировал изменения в законодательстве, согласно которым за поверку водосчетчиков будут отвечать управляющие компании. На какой стадии эти изменения? Планируется ли сделать что-то подобное для счетчиков тепла и газа?
— Сейчас идет активное внедрение технологий искусственного интеллекта. Скажите, какие нормативы готовятся в связи с этим? Когда планируется завершить разработку основного пакета стандартов для нового направления?
— Работа по стандартизации искусственного интеллекта началась приблизительно в прошлом году. В декабре 2020 года совместно с Минэкономразвития была официально утверждена комплексная программа стандартизации в области искусственного интеллекта. И эта программа в течение пяти лет предусматривает разработку более 200 стандартов, которые позволят обеспечить безопасность и совместимость существующих решений в области искусственного интеллекта.
Единственным способом объективно удостовериться в том, что система в реальных условиях эксплуатации поведет себя именно так, как планировали ее разработчики и не будет представлять угрозы, становится тестирования систем искусственного интеллекта, проводимая по унифицированным требованиям. Эти унифицированные требования и есть стандарты.
На данный момент у нас уже приняты первые восемь основополагающих стандартов в области технологии искусственного интеллекта. В основном они не привязаны к какой-то отрасли. Но среди них есть достаточно интересные, например, по автоматическим интеллектуальным системам прогнозирования намерений людей с помощью технологий искусственного интеллекта. Это очень полезно для обеспечения безопасности в аэропортах, станциях метро, на вокзалах. Когда за счет соответствующих биометрических решений узнается не просто лицо, а лицо с выраженным намереньем, в том числе, агрессивного поведения.
— Какие сложности возникают в процессе разработки таких стандартов?
— Как идет работа по разработке стандартов в области применения искусственного интеллекта для медицины?
— Для нас искусственный интеллект в сфере здравоохранения, безусловно, одно из приоритетных направлений. Пока утвержденных российских стандартов для применения искусственного интеллекта в здравоохранении пока нет, но разработка ведется. В рамках профильного технического комитета по стандартизации «Искусственный интеллект» действует отдельный подкомитет, который занимается исключительно вопросами стандартизации искусственного интеллекта для здравоохранения. Разрабатывается целая серия стандартов «Системы искусственного интеллекта в клинической медицине». Отдельные части этой серии будут посвящены клиническим испытаниям, программам и методикам технических клинических испытаний, оценка контроля эксплуатационным параметров, общим требованиям к эксплуатации. Первые несколько стандартов мы планируем утвердить уже в этом году.
— Когда планируете полностью завершить работу?
Проверка росстандарта по метрологии что проверяют
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 июля 2020 года N 2510
порядок проведения поверки средств измерений согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
требования к знаку поверки согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
требования к содержанию свидетельства о поверке согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.С.Беспрозванных.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
в Министерстве юстиции
20 ноября 2020 года,
регистрационный N 61033
Приложение N 1
к приказу Минпромторга России
от 31 июля 2020 года N 2510
Порядок проведения поверки средств измерений
I. Общие положения
3. Поверке подлежат средства измерений утвержденного типа, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.
Поверка средств измерений, применяемых в области обороны и безопасности государства, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 9 Положения об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 780 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст.4766; 2017, N 24, ст.3532).
4. Результатами поверки средств измерений в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ являются сведения о результатах поверки средств измерений, включенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
II. Организация поверки средств измерений и представление средств измерений на поверку
6. Средства измерений представляются на периодическую поверку по окончании межповерочного интервала.
отсутствия подтверждения результатов поверки средств измерений в соответствии с действующим на дату ее проведения нормативным правовым актом, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
повреждения или отсутствия пломб, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к узлам настройки (регулировки) средств измерений, с вскрытием пломб, предотвращающих доступ к узлам настройки (регулировки) и (или) элементам конструкции средств измерений.
В добровольном порядке средства измерений на внеочередную поверку могут представляться без ограничений количества представлений и сроков представления в течение межповерочного интервала.
7. Средства измерений должны представляться на поверку:
очищенными от загрязнений и консервационных смазок;
с эксплуатационными документами, установленными при утверждении типа средств измерений в соответствии с порядком утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, внесения изменений в сведения о них, предусмотренным частью 7 статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ, и входящими в комплект средства измерений;
с методикой поверки (при наличии методики поверки в комплекте средства измерений);
со свидетельством о последней поверке (для средств измерений, применяемых в качестве эталонов единиц величин и прошедших поверку до вступления в силу настоящего приказа);
с дополнительными устройствами, входящими в комплект средств измерений и необходимыми для проведения поверки в соответствии с методиками поверки.
8. Средства измерений, представляемые на поверку, должны иметь заводские (серийные) номера или буквенно-цифровые обозначения, нанесенные на средства измерений или, при невозможности нанесения на средство измерений, на эксплуатационный документ или упаковку средства измерений, которые должны идентифицировать каждый экземпляр средств измерений.
9. Средства измерений, эксплуатируемые в агрессивных (специальных) средах, должны представляться на поверку обеззараженными (нейтрализованными, дезактивированными) с документами, подтверждающими выполнение мероприятий по обеззараживанию (нейтрализации, дезактивации).
10. Аккредитованное на поверку лицо должно обеспечить лицо, представляющее средства измерений на поверку, информацией о требованиях, выполнение которых необходимо для представления средств измерений на поверку.
III. Поверка средств измерений
11. Поверка средств измерений выполняется в целях подтверждения их соответствия установленным метрологическим требованиям.
Поверка средств измерений, включенных в Перечень средств измерений, осуществляется государственными региональными центрами метрологии в соответствии с их областью аккредитации.
Поверка средств измерений, не включенных в Перечень средств измерений, осуществляется аккредитованными на поверку юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с их областью аккредитации.
12. Поверка должна проводиться:
в местах осуществления деятельности аккредитованного на поверку лица (на объектах, в помещениях, зданиях, сооружениях, комплексах зданий и иных помещениях, расположенных по адресам, установленным при аккредитации на поверку, и принадлежащих на праве собственности, либо ином законном основании аккредитованному на поверку лицу),
в местах осуществления временных работ (разовые работы, выполняемые на объектах, в помещениях, зданиях, сооружениях, комплексах зданий и иных помещениях, находящихся вне мест осуществления деятельности аккредитованного на поверку лица).
Поверка в данных местах должна проводиться в условиях (при значениях влияющих факторов), предусмотренных установленными для поверки средств измерений методиками поверки.
Бак с двойным дном
С 24 сентября бумажные свидетельства о поверке счетчиков теряют юридическую силу, и важна будет только запись о поверке в электронном реестре. Что это изменит и все ли для этого готово?
Особенно старшему поколению, которое очень доверчиво. Уверен, это значительный шаг вперед, чтобы люди реже сталкивались с мошенниками.
А если специалист реальных работ не проводит и сразу выдает чек? Как быть уверенным, что он потом сделает запись в реестре?
Но пока продолжает действовать введенный из-за пандемии мораторий на поверки бытовых счетчиков?
Алексей Абрамов: Да, до 1 января 2021 года. Мне бы хотелось, чтобы это было шагом к дальнейшему переносу поверочной повинности с плеч людей на профессиональных участников рынка коммунальных услуг. Но это будет происходить эволюционно, по мере появления дешевых средств измерений, которые можно контролировать дистанционно. Именно с переходом на новые измерительные системы в коммунальном хозяйстве возможен перенос ответственности за поверку.
Алексей Абрамов: Здесь ключевой регулятор минстрой, мы лишь говорим, что в законодательстве не предусмотрено возложение функций в области метрологии на физических лиц. Они не могут быть полноценными участниками метрологических правоотношений. Наоборот, государство должно защищать их от обмана и лишних затрат. Поэтому нужно искать пути, как обеспечить точность работы бытовых счетчиков без участия граждан. Они уже за все заплатили. Простой потребитель не должен отвечать за то, что ему все правильно отмерили. Это задача тех, кто продает и поставляет ресурсы.
На пике пандемии введен и мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Привело ли это к росту нарушений на топливном рынке?
Алексей Абрамов: У нас есть приоритетные задачи, которые мы должны выполнять в любой ситуации. В том числе это поручения президента и правительства о внеплановых проверках АЗС. Эта работа продолжалась, соблюдением всех санитарных требований, конечно.
Серьезных изменений за последние месяцы не было, при этом за пять последних лет произошло очень позитивное изменение культуры и дисциплины на топливном рынке. Доля контрафактного топлива с 2015 года упала с 20% до 8,9%. Но есть регионы, где нарушений гораздо больше. По таким регионам, как Крым, Свердловская и Владимирская области, Хабаровский край и Республика Алтай, мы хотели бы поработать прицельно, если правительство нас поддержит. И постараемся провести там внеплановые проверки с Генеральной прокуратурой. Опыт показывает, что ее помощь очень эффективна.
Какие в итоге санкции за недолив топлива могут войти в новый КоАП?
Новый ГОСТ на топливные колонки вступает в силу 1 октября. Что он изменит?
Стандарт добровольный. Конечно, все добросовестные участники рынка будут его внедрять и использовать ссылку на этот документ в маркетинговых целях. Когда это станет массовым явлением, государство, возможно, сделает эти требования обязательными.
Как идут испытания автомобилей в рамках госнадзора, какие производители получили штрафы и предписания?
По результатам испытаний вы запретили продажу этих автобусов?
Испытания проходили по международным требованиям, они нужны ровно для того, чтобы выяснить, соответствует транспортное средство сертифицированным характеристикам или нет, держит ли производитель марку. Мы выявили на них существенные недостатки, создающие риск причинения вреда жизни и здоровью пассажиров.
Что в программе испытаний этого года?
Алексей Абрамов: В этом году у нас запланирована серия испытаний не только по автобусам, но и по грузовикам. По легковым в этом году провели краш-тест только Mitsubishi Outlander, там достаточно хорошие показатели.
У нас есть отдельная большая история по контрафакту автокомпонентов. Это с точки зрения безопасности так же важно. По самоходной и сельхозтехнике фиксируем как достаточно массовое явление, что на старых базах собирают непонятные конструкторы и выдают их за новую технику. Это бьет, во-первых, по репутации производителей, во-вторых, там тоже есть вопросы к безопасности. Так что в планах на 2021 год проверки с натурными испытаниями поставщиков такой техники.
Очень ограниченное количество ГОСТов попадают под отмену, потому что они уже не нужны, нет такой продукции или услуг. Так, с начала проекта по масштабному пересмотру стандартов отменено без замены было лишь несколько десятков, в то время как количество актуализированных уже превысило 1200 документов.
Как пандемия повлияла на разработку ГОСТов?
Алексей Абрамов: Как ни странно, очень позитивно. Международные организации отмечают, что активность по стандартизации возросла на 30%. Участие в разработке стандартов близко к общественной нагрузке, и эксперты, работающие на предприятиях, после перехода на удаленку смогли посвящать этому больше времени. В России мы видим даже не 30-процентный, а 50-процентный прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и очень благодарны за такую эффективную работу по стандартизации.
Работа над ГОСТами и после пандемии продолжится в удаленном формате?
Насколько ГОСТы сейчас защищены от неправомерного использования?
Это сейчас не первостепенная задача. Важнее создать удобную среду, желательно цифровую, для сделок по получению доступа к стандартам, но не к экземплярам, не к брошюркам, а к контенту в машиночитаемом виде. У нас есть перспективный проект с блокчейн-сетью IPChain: мы разворачиваем электронные коллекции стандартов на этой платформе и даем возможность быстро и удобно совершать сделки по приобретению доступа к этим стандартам. Это решает проблему контрафакта при обороте цифровых стандартов.