Проверка по экологии на предприятии что проверяют

Как проходят проверки Росприроднадзора

Росприроднадзор – это орган, который ответственен за контроль в сфере охраны окружающей среды. То есть это структура, обеспечивающая экологический контроль. Ее основные функции: обнаружение и пресечение нарушений экологических норм.

Плановые и внеплановые мероприятия

Проверки Росприроднадзора регламентируются ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении надзорных мероприятий» от 26 декабря 2008 года. Проверка подразделяется на два вида.

Плановая

Плановые мероприятия осуществляются не чаще раза в 3 года. План формируется за несколько месяцев до завершения года. Затем он согласуется с региональной прокуратурой. Сведения о плане проведения проверок можно найти в открытом доступе. Они размещены на сайтах Прокуратуры и Росприроднадзора. Основания для осуществления проверок:

Предприниматель имеет возможность заблаговременно подготовиться к проверке.

Внеплановая

Внеплановая проверка проводится по конкретным фактам. Для ее осуществления нужны основания:

Жалоба может поступать от любых лиц. Внеплановая проверка предполагает более узкий комплекс действий. В частности, проверяется сфера, в которой предположительно произошло нарушение.

Сроки

Максимальный срок плановой проверки – 20 рабочих дней. Касательно выездных мероприятий действуют эти сроки:

Срок в 20 дней может продлеваться в исключительных случаях. Обычно это связано с необходимостью проведения длительных экспертиз и исследований.

Что именно проверяет Росприроднадзор

Росприроднадзор осуществляет контроль над следующими направлениями:

Проверка осуществляется в отношении организаций, которые так или иначе контактируют с перечисленными природными объектами.

Проверяемые документы

Обычно в рамках проверочных мероприятий рассматриваются эти документы:

Все документы предоставляются в оригинале. На них должны стоять подпись руководителя и печать фирмы.

Правильная подготовка к проверке

К плановому мероприятию следует готовиться заблаговременно. Рекомендуется заказать независимый экологический аудит. Он нужен для проверки наличия всех необходимых документов. Аудитор также проверяет, соответствует ли деятельность организации всем экологическим нормам. Аудит фирма может провести с помощью собственных ресурсов. Если же этих ресурсов недостаточно, имеет смысл обратиться к профессиональным аудиторам.

К внеплановому мероприятию подготовиться сложнее. Уведомление о нем предприниматель получает за сутки до проведения. То есть у фирмы остается минимальное время на подготовку. Однако и в этом случае можно предпринять эти действия:

Не обязательно предоставлять документы моментально. Следует проверить их на ошибки.

Итоги проверки

Если Росприроднадзор найдет правонарушения, оформляется акт. Составляются предписания по исправлению нарушений. Дальнейшие меры зависят от серьезности экологического преступления. Предпринимателю может быть выписан штраф. В крайнем случае работа организации приостанавливается. Повторные нарушения предполагают административную ответственность.

Рассмотрим правонарушения и ответственность за них:

Штрафы, касающиеся экологии, уплачиваются до 20 числа месяца, последующего за отчетным кварталом.

ВАЖНО! Заключение Росприроднадзора можно оспорить. Для этого нужно на протяжении 15 дней направить обоснованное возражение в региональный надзорный орган. В суде штраф можно обжаловать на протяжении 10 дней. В суд направляется иск с обоснованными возражениями. К нему прилагаются документы, подтверждающие позицию истца.

Дополнительные рекомендации

Больше всего проблем у предпринимателя возникает при внеплановой проверке. Всего за 24 часа ему нужно подготовиться к мероприятию. Сделать это не всегда возможно. Для предупреждения проблем рекомендуется общаться с инспекторами максимально вежливо. Не стоит лгать, так как при проверке быстро обнаружится правда. Рекомендуется оперативно подготовить имеющиеся документы, проверить их на предмет ошибок. После этого пакет бумаг направляется инспектору. Если проводится плановая проверка, а нарушений много, рекомендуется обратиться за аудитом в стороннюю фирму. Смотреть график проверки нужно на официальном сайте.

Источник

Проверка соблюдения природоохранного законодательства: к чему готовиться? (часть первая)

Проверка по экологии на предприятии что проверяют

Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами

Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).

Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.

Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.

Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).

При этом государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с общими требованиями и ограничениями осуществления государственного надзора в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей проведения проверок соблюдения требований природоохранного законодательства.

Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.

Виды проверок и основания их проведения

В зависимости от оснований для проведения «экологические» проверки подразделяют на плановые и внеплановые.

Следует отметить, что все виды проверок направлены не на оценку хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно, а на определение соблюдаемости тех или иных обязательных правовых норм при функционировании («жизнедеятельности») конкретного объекта хозяйственной деятельности.

Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств.

Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения.

Плановые проверки

Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок.

Проверка по экологии на предприятии что проверяют

План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Подготовка хозяйствующего субъекта к проведению плановой проверки должна начинаться с мониторинга под занавес текущего года официального сайта Росприроднадзора и официального сайте Генеральной прокуратуры РФ на предмет наличия упоминания принадлежащих ему объектов в ежегодном плане проверок (в рамках государственного экологического надзора) – http://rpn.gov.ru/node/835 и сводном плане проверок – http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/– соответственно.

По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года.

Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.

Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.

Проверка по экологии на предприятии что проверяют

Рис. Распоряжение Росприроднадзора о проведении плановой проверки организации

Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки.

Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований).

При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры.

При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки.

О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.

Источник

Как проводится экологический аудит компаний

Экологический аудит предприятия – это комплекс процедур, направленных на защиту окружающего мира с целью проверки и соблюдения всех нормативных актов по действующим экологическим стандартам.

На сегодняшний день современный мир озабочен экологическим состоянием и стремится к тому, чтобы улучшить безопасность. Наибольшую угрозу представляет промышленная деятельность предприятий и субъектов хозяйствования, что и обусловливает определенные требования и необходимость контроля осуществляющейся деятельности.

Экологический аудит организовывается с целью проверять, насколько предприятия и субъекты хозяйствования соблюдают все установленные нормы и правила экологической безопасности, когда речь идет о выбросах вредных и токсичных веществ в атмосферные слои.

Главным нормативным актом регулирования является Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Экологический аудит предприятия является независимой оценкой и чаще всего проводится специализированной компанией, которая проверяет целевое предприятие или субъект хозяйствования. В рамках данного комплекса проверяются все направления работы объекта, насколько он соответствует экологическим стандартам.

Когда анализ завершен, эксперты формируют перечень рекомендаций для устранения выявленных нарушений и отклонений. Право на проведение аудита имеют следующие организации:

профессиональные аудиторы, действующие как частные агенты, которые имеют сертификацию своей деятельности;

профильные аудиторские компании, созданные для таких мероприятий.

Компания или частный аудитор без лицензии не имеют права проводить проверку, при этом результаты их оценки не будут действительными.

Экологический аудит бывает двух видов:

Обязательная проверка актуальна для проведения в случаях:

поручения со стороны государственного органа;

при исполнении международных экологических обязательств;

приватизации государственного предприятия;

разработки программ инвестирования;

кредитования по государственной программе;

лицензирования деятельности и использования оборудования, которое опасно для окружающего мира.

Аудит на добровольной основе можно проводить, если:

поменялся собственник компании;

заключается договор аренды;

составляется план на закупку ресурсосберегающей техники;

выявлены существенные нарушения норм охраны окружающей среды.

Для чего проводится экологический аудит предприятий

Среди ключевых целей проведения экологического аудита деятельности субъекта хозяйствования следует выделить такие:

оценивание работы предприятия, чтобы проверить соответствие всем законодательным нормам и законность их исполнения;

анализ негативного влияния, которое имеет место ввиду работы предприятия, формирования отходов и создания потенциальных или явных угроз для экосистемы;

выявление и обозначение зон, которые провоцируют загрязнение на предприятии;

вычисление объемов и количественных показателей факторов негативного влияния;

исследование оборудования, которое используется для минимизации влияния негативных факторов на экосистему, а также анализ и отчет по его работоспособности;

оценивание потенциальных и явных угроз для здоровья работников предприятия.

Проведение экологического аудита на предприятии открывает новые возможности для субъекта хозяйствования, в частности:

эффективный стратегический план дальнейшего развития и формирование принципов экологической политики компании;

получение прав налоговых льгот, которые актуальны при использовании ресурсосберегающего оборудования;

минимизация рисков потенциальных и явных угроз для экологии;

эффективная организация проверок с успешным результатом со стороны надзорных органов;

выход на иностранный рынок и соответствие международным экологическим стандартам;

привлечение инвесторов и новые возможности для развития компании.

Аудит экологического состояния предприятия может быть организован только при условии соблюдения следующих требований:

оценку проводит независимая компания, что позволяет получить объективные данные;

аудитор или аудиторская компания имеет квалификацию, лицензию и опыт проведения проверки в сфере окружающей среды;

целевая компания обязуется предоставить полностью все данные для объективной и эффективной проверки деятельности;

аудит должен быть комплексным и проводиться в несколько этапов, при этом предварительно составляется план задач;

аудиторы должны оценивать абсолютно все факторы влияния на окружающую среду;

за предоставленные результаты анализа несет ответственность аудитор и его компания, а при допущении ошибок на инспекторов накладываются соответствующие санкции.

Данные правила разработаны с целью качественной и эффективной оценки работы предприятия, чтобы предоставить объективную и реальную информацию о его деятельности и наносимом вреде окружающей среде.

Этапы проведения экологического аудита

Аудиторская проверка экологического состояния любого предприятия осуществляется по разработанному плану задач и включает такие этапы:

подготовительный – определяются приоритетные задачи для проверки, направляется запрос в аудиторскую компанию для заказа соответствующих услуг. Эксперты изучают профиль заказчика, учитывая географический регион и вид деятельности;

рабочий – непосредственно проводится сам аудит, начиная с исследования всех документов и отчетов предприятия, проверки экологической политики, изучения проводимых мероприятий по защите окружающей среде, выполнения технического осмотра рабочего оборудования, проведения вычислений всех параметров;

результативный – формирование общей объективной оценки по результатам проведенной проверки. Информация подается в письменном отчете, в котором также указываются все нарушения и рекомендации по их устранению.

Отдельно можно выделить еще один этап – руководство предприятия изучает полученный отчет и рекомендации в нем, чтобы организовать дальнейшие действия по работе. По факту нарушений ответственное лицо должно понести наказание или же приняты меры по устранению факторов и угроз.

Заключение

Компания ЭкоЦентрПроект предлагает свои профессиональные услуги экологического аудита. Вы можете быть уверенные в нашей независимости и объективности, а также качестве проводимой проверке. Обратившись на сайт прямо сейчас, вы получаете полную консультацию, как подготовиться к аудиту и заказать комплексную проверку деятельности вашего предприятия.

Экологический аудит с ЭкоЦентрПроект – это быстро, безопасно и эффективно, чтобы продолжать свою деятельность в рамках закона и соответствии с нормами охраны окружающей среды.

Источник

Проверка по экологии на предприятии что проверяют

Государственный кадастр отходов

Государственный реестр объектов размещения отходов

Федеральный классификационный каталог отходов

Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений

Личный кабинет природопользователя

Перечень государственных услуг

Коды и реквизиты платежей

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Реестр материалов общественных обсуждений

Ответы на вопросы природопользователей

Декабрь 25, 2020

Проверка по экологии на предприятии что проверяют

Вопрос 1: Каким образом в настоящее время (в том числе в рамках разработки материалов для получения КЭР) возможно проведение инвентаризации выбросов ЗВ и оформление разрешительной документации в отсутствии наполненного Министерством природных ресурсов РФ перечня методик, возможно ли применять методики, рекомендованные ранее АО «НИИ Атмосфера»?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами.

Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов устанавливается Правительством РФ. Пунктом 3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 (далее – Постановление №422), определено, что формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Минприроды России.

Пунктом 15 Постановления № 422 и п. 28 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 №352 (далее – Приказ № 352), определено, что применение методики расчета допускается после ее включения в Перечень методик Минприроды.

Распоряжением Минприроды России от 14.12.2020 № 35-р внесены сведения о 21 методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в перечень методик Минприроды.

Пунктом 28 Приказа № 352 предусматривается, если в Перечне методик не содержится соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования, либо инструментальный метод расчета.

Вопрос 2: Возможно ли и каким образом в условиях действующего законодательства получение разрешительной документации на период строительства (реконструкции, демонтажа) отдельных объектов на промышленной площадке действующего предприятия?

Согласно требованиям п. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов НВОС, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Представление указанной заявки в целях постановки на учет строящихся объектов не предусмотрено.

В соответствии со ст. 22 Закона № 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории. При строительстве таких объектов (до ввода в эксплуатацию) необходимо соблюдение установленных законодательством требований в области охраны окружающей среды, а также выполнение предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды в соответствии со статьей 34 Закона № 7-ФЗ.

Вопрос 3: Планируется ли установление нормативов содержания нефтепродуктов в почве на региональном уровне по Волгоградской и Астраханской областям?

Ответ: Установление нормативов содержания нефти и нефтепродуктов в почве на региональном уровне не относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям.

Дополнительно сообщаем, что согласно п. 20 Постановления Правительства РФ от 13.02.2019г № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий» (далее – Постановление № 149) для оценки качества почв (земель) категорий земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, земельных участков зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, курортных зон, а также для почв (земель) всех категорий земель по химическим веществам неприродного происхождения устанавливаются гигиенические нормативы, разрабатываемые и утверждаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно п. 21 Постановления №149 для оценки качества почв (земель) категорий земель и земельных участков, не предусмотренным пунктом 20 данного Постановления, а также для почв всех категорий по химическим веществам природного происхождения устанавливаются экологические нормативы качества почв (земель) Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Пункт 28 Постановления №149 предусматривает право органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливать в соответствии с законодательством субъекта РФ нормативы качества в пределах территории субъекта РФ, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже норм, установленных на федеральном уровне.

Вопрос 4: В целях исчисления платы владельцы объектов III категории в уведомительном порядке подают в контролирующие органы отчетность о выбросах и сбросах вредных веществ (за исключением веществ I и II класса опасности), а также об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Такой отчетностью могут служить отчеты по результатам ПЭК, проведение которого для объектов III категории сохраняется. Каким образом необходимо вести учёт образования отходов, если у предприятия есть действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение, а образуется отход, ранее не выявленный и не учтенный в ДНООЛР.

Вопрос 5: В соответствии с каким документом необходимо вести учет отходов (образование, движение) при отсутствии документа об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов 3 категории.

Ответ на вопросы: Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета предусмотрен приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (с 01.01.2021 года утрачивает силу).

В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Также согласно части 11 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

С 01.01.2019 отдельной процедуры утверждения органами государственной власти нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов III категории, а также необходимости получения данными объектами утвержденных уполномоченными органами государственной власти соответствующих разрешений и документов, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

При этом вступившие в силу с 01.01.2019 изменения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды не предусматривают отмены действия полученной ранее в установленном порядке разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды, в том числе полученной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах III категории.

Таким образом, решение о целесообразности соблюдения условий указанных разрешений и документов (за исключением вышеуказанных содержащихся в настоящее время в законодательстве Российской Федерации требований для объектов III категории) может быть принято хозяйствующими субъектами самостоятельно. В настоящее время процедура внесения дополнительного вида отходов в действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение не предусмотрена, однако новый вид отхода должен быть включен в программу производственного контроля, а также в отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды, необходимо вести первичный учет образующегося неучтенного отхода, а также учитывать его при предоставлении отчетности по форме 2-ТП (отходы).

Вопрос 6: Как вести учет и предоставлять отчетность по отходам для объектов, независимо от категории объекта, у которых истек срок действия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение?

Ответ: Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета предусмотрен приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (с 01.01.2021 года утрачивает силу). Предоставление отчетности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I-IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, а также сроки предоставления отчетности предусмотрены действующим законодательством РФ.

Вопрос 7: Последняя версия «Модуль природопользователя» (5.4.0.от 15.04.2019) не содержит в себе изменений в части ставок платы за НВОС. Существует ли вероятность, что будет инициировано возобновление работы «Модуля природопользователя» и будет осуществлена передача данных разработчиками программы для того, чтобы они внесли соответствующие изменения?

Ответ: Существует такая проблема с «Модулем природопользователя», из-за которой нельзя рассчитать будущие платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Дело в том, что последняя версия (5.4.0.от 15.04.2019) не содержит в себе изменений в части ставок платы за НВОС, но до нового обновления «Модуль природопользователя» так и будет считать со ставками платы 0 рублей/тонна за выбросы и сбросы, и со ставкой платы 1 рубль/тонна за размещение отходов.

Вопрос 8: Можно ли согласовать ПНООЛР и получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение для объектов I категории, если образовались отходы, не выявленные и не учтенные в ДНООЛР, а получение КЭР возможно не ранее 2025года?

Ответ: Да возможно. Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов I категории предусмотрено приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории».

Вопрос 9: Необходимо ли получать какие-либо разрешительные документы на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для объектов НВОС III категории, если сбрасываемые вещества не относятся к веществам 1-2 класса опасности.

Ответ: Согласно п. 4 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды»: «Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории».

Таким образом, ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

Если сбрасываемые вещества не относятся к высокотоксичным веществам, веществам, обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами (веществам I, II классов опасности), то нет необходимости получения данными объектами утвержденных уполномоченными органами разрешительных документов на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Вопрос 10: Необходимо ли получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта ПДВ санитарным правилам в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 №775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологитческих заключений» и Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 №224 (ред. от 16.11.2018) «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок» (вместе с «Порядком организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценки», «Порядком выдачи санитарно-эпидемиологических заключений», «Положением о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации») в рамках разработки КЭР?

Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать, в том числе, расчеты технологических нормативов, нормативы допустимых выбросов, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов.

Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать следующую информацию:

-наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

-код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

-вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

-информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;

-сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;

-информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);

-расчеты технологических нормативов;

-нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов;

-обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

-проект программы производственного экологического контроля;

— информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе;

-иная информация, которую заявитель считает необходимым представить.

Согласно примечаниям к Разделу III и разделу IV Формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения, утвержденного Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. N 510 расчеты проводятся в соответствии с:

-постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183″О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;

-Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.

В соответствии с частью «б» пункта 10 Правил выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 143, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзора), принявший на рассмотрение заявку на получение КЭР, в течение 5 рабочих дней запрашивает у территориального органа Роспотребнадзора копии документов, подтверждающих соответствие информации, включаемой в состав заявки на получение КЭР в соответствии с абзацем 9 части 3 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», санитарно-эпидемиологическим требованиям в случаях, установленных Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Таким образом, в случае принятия территориальным органом Росприроднадзора заявки на получение КЭР данным территориальным органом у соответствующего территориального органа Роспотребнадзора будет запрошена в том числе копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии расчетов нормативов допустимых выбросов, содержащихся в данной заявке, санитарным правилам.

Вопрос 11: Каким образом предприятие должно осуществлять деятельность, связанную с осуществлением выбросов в атмосферный воздух, если в Перечне Методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками до сих пор отсутствуют все общераспрjстраненные и отраслевые Методики?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) инвентаризация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством РФ. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 (далее – Постановление №422), определено, что формирование и ведение перечня методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – Перечень методик расчета) осуществляется Минприроды России в установленном им порядке.

Согласно п. 14 Постановления № 422 утвержденная методика расчета с материалами обоснования ее применимости направляется в Минприроды России для включения ее в Перечень методик.

Пунктом 15 Постановления № 422 определено, что применение методики расчета допускается только после ее включения в вышеуказанный Перечень методик расчета.

31.07.2018 приказом Минприроды России № 341 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» (далее – Приказ № 341) утвержден Порядок формирования и ведения Перечня методик расчета.

В целях формирования Перечня методик расчета в соответствии с требованиями п.6 Приказа №341 разработчик методики или его представитель направляет в Минприроды России заявку в свободной форме, подписанную руководителем организации или физическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимся разработчиком Методики, для внесения сведений о методике расчета в Перечень методик.

Согласно п. 28 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 №352 (далее – Приказ № 352) для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики, включенные в Перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Распоряжением Минприроды России от 14.12.2020 № 35-р внесены сведения о 21 методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в перечень методик Минприроды.

Пунктом 28 Приказа № 352 предусматривается, если в Перечне методик не содержится соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования, либо инструментальный метод

Вопрос 12: Просим Вас дать разъяснения по подтверждению отнесения к классу опасности для отходов, представляющих собой изделия, утратившие потребительские свойства:

4 82 713 11 52 4 кондиционеры бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства;

4 82 713 15 52 сплит-системы кондиционирования бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства;

4 82 511 11 52 4 холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства,

4 82 721 61 52 4 морозильные камеры, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства;

4 82 521 11 52 4 пылесос, утративший потребительские свойства;

4 82 527 11 52 4 печь микроволновая, утратившая потребительские свойства;

4 81 335 11 52 4 оборудование автоматических телефонных станций, утратившее потребительские свойства;

482 823 11 52 4 машины копировальные для офисов, утратившие потребительские свойства.

Согласно п. 3 Порядка отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденному Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541 (далее – Приказ) класс опасности отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее-БДО). Сведения о вышеперечисленных отходах отсутствуют в БДО. Согласно п. 4 Приказа химический и (или) компонентный состав вида отходов может быть установлен на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. На данные отходы в указанной документации информация отсутствует. В этом случае химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством РФ об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. В лабораториях Астраханской области используется аккредитованная методика по определению морфологического состава твердых бытовых отходов гравиметрическим методом ПНД Ф 16.3.55-08. В качестве средства измерений используются поверенные лабораторные весы высокого класса точности с пределом взвешивания 2200 г по ГОСТ 24104-2001. Из вышесказанного следует, что лаборатории Астраханской области не могут определить химический и (или) компонентный состав данных отходов ввиду отсутствия средств измерения на крупногабаритные отходы.

Ответ: Для правильного отнесения отходов к определенному классу опасности, включенных в ФККО, необходимо определить и подтвердить все классификационные признаки данного отхода: наименование, происхождение (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условия образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатное состояние и физическая форма видов отходов, компонентный состав, соответствующий степени воздействия на окружающую природную среду.

Согласно п.4 Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности, утв. Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов. Перечень веществ, составляющих отход (компонентов отхода), и их количественное содержание определяются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа в аккредитованной лаборатории. Лабораторные исследования отходов может проводиться только аккредитованной лабораторией по аттестованным методикам измерений. Если отход представляет собой готовое изделие, утратившее свои свойства, и его состав не претерпел изменений в процессе эксплуатации, то данный компонентный состав допускается указывать по данным ГОСТ, ОСТ, ТУ, сертификатов (перечисленные документы должны прилагаться и содержать информацию о компонентном составе изделия).

Вопрос 13: Нужно ли ставить на государственный учет, как объекты НВОС, участки недр, имеющих действующую лицензию, на которых уже не ведется хозяйственная деятельность, не введены в эксплуатацию источники НВОС и фактически отсутствует негативное воздействие на ОС?

Ответ: Согласно распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.05.2020 № 27-р, объектом, оказывающим НВОС, в рамках деятельности по недропользованию является участок недр в границах, определенных лицензией. В соответствии с пп. «б» п.6 Постановления Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (далее-Критерии ФГЭН) в случае осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием участками недр или деятельности по застройке площадей залегания полезных ископаемых, такие объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору и, в соответствии с п.8 ст.69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих НВОС. Хозяйственная и (или) иная деятельность осуществляется юридическим лицом с даты получения лицензии на пользование недрами и прекращается по истечении срока действия лицензии (с момента прекращения пользования недрами). Таким образом, недропользователь, имеющий в соответствии с требованием закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» лицензию на пользование недрами, в зависимости от целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами, обязан поставить на учет объект НВОС, руководствуясь Критериями отнесения объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, к объектам 1,2,3,4 категорий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (утрачивает силу с 01.01.2021).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *