Проверка нко минюстом в чем заключается

Документы НКО, запрашиваемые Министерством юстиции при документарной проверке

Проверка документов проводится за 3 предыдущих года. документы, запрашиваемые Министерством юстиции при документарной проверке:

информация о месте нахождения организации (фактический с юридическим должен совпадать);

решения органов управления (протоколы, распоряжения, приказы, справки);

документы, подтверждающие полномочия органов управления;

документы о структурных подразделениях, об организациях, которые входят в вашу организацию и об организациях, в которых вы являетесь членом. Информация предоставляется в простой письменной форме;

информация об учрежденных хозяйственных органах или юридических лицах – также в простой письменной форме;

финансовые планы и сметы – в произвольном виде;

документы, утверждающие добровольные взносы и их размеры;

перечень членов, если организация основана на членстве;

отчеты руководящих органов о проделанной работе (в саморегулируемых организациях);

информация о зарегистрированных средствах массовой информации (газеты, журналы, сайты) – в простой письменной форме;

сведения об источниках формирования имущества, об источниках финансирования – в произвольной форме, должно соответствовать бухгалтерскому учету;

учетная политика организации;

сведения об открытых расчетных счетах, включая валютные;

материалы, подтверждающие выполнение уставных целей;

регистр бухгалтерского учета (запрашивается не всегда, но часто);

бухгалтерскую и налоговую отчетность;

численный состав работников;

размер оплаты труда – в простом произвольном виде;

договора с волонтерами;

протоколы ревизионной комиссии либо отчеты ревизора;

аудиторские заключения (в случае проведения обязательного аудита);

Сведения о предпринимательской деятельности – в произвольной форме, есть и какая или отсутствует.

Контролирующий орган подает в суд заявление на ликвидацию некоммерческой организации, если деятельность организации осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями законодательства Российской Федерации и рассматриваются в совокупности.

Автоматизируйте работу некоммерческих организаций при помощи программы 1С-Рарус. Тогда в документах и отчетности НКО будет порядок и прозрачность, любую проверку организация сможет пройти с легкостью.

Источник

Контроль деятельности и отчетность некоммерческих организаций

Контроль деятельности и отчетность некоммерческих организаций

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» общероссийские общественные объединения инвалидов, указанные в части седьмой статьи 33 данного закона, информируют Министерство юстиции Российской Федерации о создании (прекращении деятельности) своих отделений (территориальных подразделений) с приложением копии протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания соответствующего отделения (территориального подразделения).

Форма уведомления о создании (прекращении деятельности) отделений (территориальных подразделений) общероссийских общественных объединений инвалидов утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2019 № 335 «Об утверждении формы и порядка уведомления Министерства юстиции Российской Федерации о создании (прекращении деятельности) отделений (территориальных подразделений) общероссийских общественных объединений инвалидов, указанных в части седьмой статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Копия протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания отделения (территориального подразделения) общероссийского общественного объединения инвалидов должна отвечать требованиям статей 50.1, 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 42 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455.

Указанные документы представляются:

непосредственно (нарочно) в Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России по адресу: г. Москва, ул. Кржижановского,д. 7, стр. 1;

в виде почтового отправления с описью вложения по адресу: 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14;

Источник

Что такое некоммерческие организации и зачем они нужны

И где они могут взять деньги

В 2016—2019 годах я был начальником муниципального отдела по работе с общественностью в одном из регионов. В числе прочего занимался сотрудничеством с некоммерческими организациями — НКО.

Я ушел из чиновников, а сейчас состою сразу в двух местных экологических НКО. Я помогаю им взаимодействовать с властью, вести отчетность и получать гранты. В этой статье я расскажу, как устроены такие организации, где и для чего они могут взять деньги.

Что такое НКО и чем они занимаются

Если несколько человек хотят заниматься каким-то общественно полезным делом, они могут объединиться и создать некоммерческую организацию. С точки зрения закона, НКО — это юридическое лицо, которое должно иметь свой устав и отчетность. Отмечу, что юрлица тоже могут создать НКО: например, некоммерческое партнерство или ассоциацию.

Главное отличие такой организации от коммерческой фирмы в том, что НКО создают не для заработка, а чтобы делать добрые дела: помогать бездомным, заботиться об экологии, защищать права человека, проводить культурные мероприятия и даже продвигать какую-то политику или религию. Юридически Русская православная церковь — это тоже некоммерческая организация.

Составить полный перечень всех направлений работы некоммерческих организаций невозможно: общественная жизнь и потребности людей могут быть самыми разными. Например, НКО «Друзья океана» занимается защитой морских животных, а объединение «Космопоиск» ищет инопланетные цивилизации.

В этой статье я расскажу о формах существования и способах поддержки не всех НКО: садоводческие и огороднические товарищества, товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы и политические партии — это тоже НКО, но их деятельность регулируют отдельные законы, и здесь о них я говорить не буду.

Как зарегистрировать НКО

Регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции. Если вы живете не в Москве, то в само министерство в столице ехать необязательно: в каждом регионе есть отделения Минюста.

Для регистрации придется собрать пакет документов. Главный — устав. Прежде чем его писать, необходимо решить, как, где и чем будет заниматься организация.

Сформулировать цель организации лучше максимально широко. Если потом захотите получить грант, может оказаться, что цель в уставе слишком узкая, и в конкурсе ваша организация участвовать не сможет. Поэтому лучше писать не конкретно «поддержка матерей», «защита женщин от домашнего насилия» или «обучение женщин вождению автомобиля», а указать более абстрактную формулировку «поддержка женщин».

Целей может быть несколько, но лучше, если они будут каким-то образом связаны между собой. Заявку на регистрацию НКО, которая хочет сохранять памятники архитектуры и развивать городские пространства, Минюст, скорее всего, одобрит. Если же организация планирует сохранять памятники и одновременно учить детей играть на виолончели, то документы вернут и скажут создать две разные НКО. Еще я советую не употреблять размытые формулировки вроде «иные цели» или «иные виды деятельности»: как показывает мой опыт, такое в Минюсте не любят.

Выбрать организационно-правовую форму. Полный список всех видов НКО перечислен в профильном законе. Я советую отталкиваться от того, как именно будет работать организация. Если вы планируете собирать деньги, а затем распределять их среди нуждающихся, то лучше регистрировать фонд. Если хотите оказывать какие-то услуги, например учить женщин водить автомобиль или детей — играть на виолончели, создавайте автономную некоммерческую организацию. Если будете защищать памятники, регистрируйте общественную организацию.

Определиться с географией вашей организации. Если зарегистрировать Общество любителей вязания крючком Краснодарского края, то в последующем получить субсидию из бюджета другого региона не получится. Организация может быть и всероссийской, и региональной, и местной. Я советую исходить из того, где вы действительно планируете работать.

Придумать название, которое будет отражать организационно-правовую форму, уставные цели и географию деятельности. Если хотите защищать редких животных в рязанских заповедниках, то название может звучать так: «Рязанская региональная экологическая общественная организация защиты животных “Цапля”».

Определиться, где возьмете деньги, помещение и другое имущество. Организация может собирать членские взносы или пожертвования, получать субсидии из бюджета, участвовать в конкурсах на гранты, оказывать услуги и даже зарабатывать на своем имуществе: например, владеть акциями и получать с них дивиденды. Организация «Ночлежка», которая помогает бездомным в Москве и Санкт-Петербурге, живет главным образом на пожертвования, а многие спортивные секции — за счет оказания услуг: так зарабатывает школа айкидо в Омске.

Провести учредительное собрание, если организацию создают несколько человек или юрлиц. Факт того, что собрание действительно было, нужно подтвердить протоколом. Если НКО создает один участник, то он должен написать решение единственного учредителя. Четких требований к этим документам закон не предъявляет.

В итоге в Минюсте потребуют четыре документа:

Все документы нужно отнести в местный Минюст. Можно зарегистрировать НКО и по почте, но тогда заявление придется заверять у нотариуса.

По закону документы на регистрацию общественных организаций и движений обязаны рассмотреть за 28 календарных дней, религиозных организаций — за 6 месяцев, так как может понадобиться религиоведческая экспертиза. Для других форм НКО срок составляет 12 рабочих дней.

Часто чиновники Минюста отказывают в регистрации и возвращают документы даже из-за незначительных ошибок вроде опечатки или поставленной не в том месте точки. Я знаю про случай, когда НКО не зарегистрировали, потому что в устав вкралась опечатка «ПредседательПредседатель». Если документы вернут, ошибки можно исправить и сдать снова. Второй раз пошлину оплачивать уже не надо.

Во многих регионах существуют специальные организации для помощи НКО: ресурсные центры. Здесь посоветуют, что надо написать в уставе, помогут подобрать название и собрать документы для регистрации. Есть ли ресурсный центр в вашем городе, подскажут в муниципалитете.

Как только НКО зарегистрируют, у учредителей сразу появится обязанность вести бухгалтерию организации и отчитываться Минюсту каждый год до 15 апреля. Отчетность ничего сложного из себя не представляет, важно только помнить, что она отличается для разных организационно-правовых форм НКО.

Отчеты в Минюст

Общественные организации сдают два отчета. Первый — уведомление о продолжении деятельности, в котором необходимо указать название руководящего органа организации, место его нахождения и сведения о руководителях. Второй — отчет о финансировании из иностранных источников по утвержденной министерством форме.

Религиозные организации должны сдавать специальный отчет в Минюст, где надо указать виды деятельности и способы формирования имущества.

Прочие НКО без иностранного участия с годовым доходом меньше 3 млн рублей должны также предоставить два документа: уведомление о продолжении деятельности и уведомление об отсутствии иностранного финансирования. Строгих форм нет, все можно сдать в произвольном виде.

Прочие НКО с годовым доходом более 3 млн рублей или с иностранным участием сдают два отчета:

Несмотря на то что для небольших НКО отчеты не вызывают особых трудностей, иногда они все же бывают. Если возникнут сложности, советую обратиться в ресурсный центр в вашем городе или к юристам. Например, ассоциация «Юристы за гражданское общество» может бесплатно помочь консультацией.

Отчеты в налоговую

НКО облагаются налогами. По умолчанию все организации попадают под основную систему налогообложения — в этом случае придется платить по общей ставке НДС, налог на доходы и на имущество. Поэтому я советую во время регистрации в Минюсте вместе с пакетом документов подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения существенно облегчает жизнь НКО: если выбрать объект налогообложения «Доходы», то платить придется всего 6%. Если выбрать систему «Доходы минус расходы», ставка составит 15% от прибыли.

Чтобы перейти на УСН, в организации должно работать меньше 100 сотрудников, а годовой доход не должен превышать 150 млн рублей. Кроме того, нельзя пользоваться упрощенной системой, если больше 25% учредителей организации — другие юридические лица.

При расчете налоговой базы НКО могут не учитывать некоторые виды доходов. Например, членские взносы, пожертвования, гранты. Полный список перечислен в статье 251 налогового кодекса.

Где НКО может найти деньги

Совсем без денег некоммерческая организация работать не может: ей нужно оплачивать аренду, где-то брать транспорт, печатать листовки или брошюры. Поэтому заниматься деятельностью, которая приносит доход, НКО не запрещено. Главное, чтобы заработанные деньги тратили на достижение прописанных в уставе целей, а не распределяли между членами организации.

Деньги и другое имущество, например недвижимость, мебель или ценные бумаги, НКО могут получать от членских взносов, продажи товаров или услуг, пожертвований, грантов, а также из местных бюджетов.

Если с пожертвованиями, предпринимательством и членскими взносами все понятно, то с грантами, в том числе государственными, немного сложнее.

Кто может получить помощь от государства

Для того чтобы претендовать на бюджетные деньги, организация должна соответствовать нескольким требованиям. Главное — быть социально ориентированной организацией. В эту категорию попадают только те НКО, у которых в уставе прописаны определенные виды деятельности.

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита. К этому типу относят общества людей с инвалидностью, хосписы или организации, которые помогают незащищенным категориям граждан: например, центр помощи жертвам домашнего насилия «Насилию-нет».

Центр «Насилию-нет» внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать

Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и других катастроф. Такие организации могут обучать правильно себя вести во время землетрясения или при пожаре.

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, военных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. Самая известная подобная НКО — Красный Крест.

Охрана окружающей среды и защита животных. Это не только крупные НКО вроде Всемирного фонда дикой природы, но и мелкие экологические организации и приюты для животных. Например, сочинская НКО «Дельфа» занимается спасением черноморских дельфинов.

Охрана объектов исторического, культурного или природоохранного значения. К примеру, в Татарстане работает Объединенная природоохранная дружина имени Фаи Мухамадеевой.

Оказание юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, деятельность по защите прав и свобод человека. В Воронеже работает Центр защиты прав СМИ, который консультирует журналистов и представляет их интересы в судах.

Благотворительность и волонтерство. Как правило, подобной работой занимаются различные фонды, которые собирают деньги на лечение или организовывают добровольцев для социальных проектов. Например, фонд «Вера», который помогает хосписам.

Образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, спорт. В эту категорию попадают всевозможные кружки, спортивные секции и даже театры. Московский театр мюзикла — тоже НКО.

Борьба с коррупцией. Самая известная такая организация — Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального. В России она признана иностранным агентом.

Развитие межнационального сотрудничества, а также сохранение и защита культуры, языков и традиций народов России. Сюда относят все национальные организации, общины и диаспоры.

Патриотическое воспитание — это различные союзы ветеранов, военные клубы и даже просто краеведческие кружки.

Поиск воинских захоронений и установление имен погибших и пропавших без вести — такие поисковые отряды, которые ищут и перезахоранивают солдат времен Великой Отечественной войны, есть практически в каждом регионе.

Профилактика и тушение пожаров — это, например, добровольческие дружины. Самая известная организация — Всероссийское добровольческое пожарное общество.

Адаптация и интеграция мигрантов — эти организации помогают приезжим с жильем и работой, обучают языку, оказывают правовую помощь. В Москве такой деятельностью занимается комитет «Гражданское содействие».

Увековечение памяти жертв политических репрессий. Такие организации изучают архивные документы, собирают информацию о репрессированных, публикуют ее, устанавливают мемориальные таблички и памятники. Самая известная подобная НКО в России — «Мемориал». Она относится к иностранным агентам.

Международный Мемориал внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать

Как государство помогает НКО

Финансовую помощь от власти НКО обычно получают в виде субсидий из бюджета на реализацию социально значимых проектов. Это значит, что деньги дают не просто на то, чтобы организация продолжала работу, а под конкретное мероприятие, которое решает какую-то социальную проблему. От НКО требуют обосновать существование этой проблемы, описать, как проект поможет в ее решении и какие результаты будут достигнуты, и составить смету расходов. В нее можно включить и зарплату сотрудников, которые задействованы в проекте.

Например, в Перми НКО могут получить субсидии от местной администрации на военно-патриотическую подготовку, проведение семинаров и фестивалей и даже на празднование Первомая.

Иногда можно получить субсидию на покупку имущества, необходимого НКО. Я помогал обществу слепых получить деньги на мебель. Субсидию провели как социально значимый проект: за новым столом члены устроили серию чаепитий. Один шахматный клуб закупил наборы шахмат для проведения турниров. Соревнования прошли, а шахматы остались у клуба.

Кроме субсидий, из муниципальных и региональных бюджетов можно получать и федеральные гранты. Самый крупный грантодатель в России — Фонд президентских грантов. Требования к участникам суровые: заявку оценивают независимо друг от друга сразу несколько экспертов, форма сметы для конкурсных проектов очень сложная, а в случае победы фонд получает право контролировать расчетный счет НКО и все имущество, приобретенное за счет гранта.

Зато объем возможных субсидий в разы больше, чем можно получить от муниципалитета. Формально размер гранта не ограничен, но для новичков и небольших организаций, планирующих реализовать проект в пределах одного поселка или города, лучше просить не больше 500 тысяч рублей. Критерии оценки проектов от НКО на такие суммы менее жесткие, чем для тех, кто хочет миллионы.

Кроме Фонда президентских грантов, деньги на конкурсной основе выделяют и другие организации. Православные НКО могут подать заявку на грант в фонд «Соработничество», популяризаторы русского языка — в «Русский мир», экологи — в российское отделение Всемирного фонда дикой природы. Недавно Фонд Владимира Потанина объявил конкурс на поддержку НКО, работающих с социально незащищенными и уязвимыми группами людей в условиях распространения коронавируса.

По своему опыту знаю, что обычно чиновники заинтересованы в том, чтобы НКО участвовали в грантовых конкурсах. Количество заявок от каждого муниципалитета в Фонд президентских грантов — один из критериев оценки работы администрации с гражданами. На языке чиновников это называется конструктивной общественной повесткой. Если из города не было ни одной заявки, значит, мэрия не работает с общественностью. Поэтому муниципалитеты и региональные администрации периодически устраивают семинары для НКО, где рассказывают, как правильно оформить заявку на грант, на что обращают внимание эксперты Фонда, как отчитываться за полученные деньги.

О чем нужно помнить, если НКО выдали бюджетные деньги

Надо контролировать все расходы. Советую нанять бухгалтера, который будет следить за финансами. Я сталкивался с обидными ситуациями, когда по невнимательности сотрудники организации теряли чеки или направляли деньги на нужные для проектов, но не указанные в заявке расходы. Я знаю историю, когда корейская диаспора в Приморье получила субсидию на проведение Чхусока — национального праздника. За бюджетные деньги арендовали концертный зал, пригласили музыкантов, сшили костюмы. А еще купили продукты для национального блюда сонпхён. Кулинарной статьи расходов не было в смете, и деньги за продукты пришлось возвращать в бюджет.

Вовремя платить налоги. Отсутствие долгов перед налоговой — обязательное условие для НКО, которые подают заявки на гранты или бюджетные субсидии. Я знаю случаи, когда организация вовремя вносила все платежи в бюджет, но из-за ошибки налоговой у нее появлялись долги. Чтобы избежать таких ситуаций, советую перед подачей заявки на грант поинтересоваться в налоговой, все ли в порядке.

Внимательно читать договор на предоставление субсидий. Иногда в этих документах пишут странные вещи. Например, в договоре может быть указано, что НКО не имеет права покупать товары и заказывать услуги для проекта за пределами конкретного региона.

Сначала читать, потом подписывать

Соблюдать сроки отчетности по грантам и субсидиям: из-за просрочки в один день могут потребовать вернуть все деньги, хотя они уже потрачены.

Сохранять все чеки и договоры. Неиспользованные средства придется вернуть в бюджет, а если на какую-то вещь нет чека, то государство сочтет, что вы ничего не покупали.

Трижды подумать, прежде чем получать гранты или пожертвования из-за границы. Это не запрещено, но такая НКО автоматически получает статус иностранного агента. Это влечет за собой массу неприятных последствий: например, организации придется везде указывать, что она иностранный агент. А еще к таким НКО предъявляют жесткие требования по ежегодной отчетности, которую надо сдавать в Минюст.

Ассоциация «Юристы за гражданское общество» провела исследование и выяснила, что содержание такой НКО обходится дороже в среднем на 273 тысячи рублей в год. Это деньги, которые организация тратит на подготовку всех требуемых Минюстом документов. Кроме того, если обычную НКО могут в течение года не проверять вообще, то иностранного агента ждут постоянные визиты контролеров.

В следующей статье расскажу про личный опыт получения субсидии для НКО.

Источник

Общие положения

В соответствии с Положением о Главном Управлении Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 3 марта 2014 г. № 25 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральным законом от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве

— осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

— осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности;

— направляет представителей для участия в мероприятиях, проводимых политическими партиями, общественными объединениями, религиозными организациями и иными некоммерческими организациями;

-представляет судебным, правоохранительным органам, иным уполномоченным органам по их запросам сведения о зарегистрированных региональных отделениях и иных структурных подразделениях политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединениях и их структурных подразделениях, религиозных организациях и иных некоммерческих организациях, сведения о которых внесены Управлением в реестр зарегистрированных некоммерческих организаций;

— представляет в Минюст России копии вступивших в законную силу решений судов Российской Федерации о признании материалов экстремистскими для ведения федерального списка экстремистских материалов, о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

— в рамках координации запрашивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в том числе территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и учреждений), органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностных лиц, а также от политических партий, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций информационные, справочные и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

— по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий;

— составляет протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица;

-осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами по вопросам в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее – Управление) исполняет государственную функцию по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и других структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории республики, религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, а также автономных учреждений).

Государственная функция исполняется согласно порядку, установленному Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 456.

Предмет государственного контроля (надзора)

Предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, осуществляемого Управлением, является:

1) соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;

2) соблюдение региональными отделениями политических партий и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

3) соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

4) соблюдение религиозными организациями устава относительно целей и порядка деятельности, а также соответствие деятельности религиозных организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Административные процедуры при исполнении

государственной функции

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

-проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов);

-анализ отчетов некоммерческих организаций;

-участие в мероприятиях некоммерческих организаций.

Сроки исполнения государственной функции

Исполнение государственной функции осуществляется непрерывно.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.

Общий срок проведения проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать двадцати рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз на основании мотивированных предложений специалиста (специалистов), проводящего выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен Министром юстиции Российской Федерации либо заместителем Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, начальником территориального органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Руководитель некоммерческой организации информируется о продлении срока проверки в письменной форме, а также посредством телефонной или факсимильной связи, электронной почты, не позднее дня, следующего за днем подписания соответствующего распоряжения Минюста России (территориального органа).

Проведение проверок

Проведение проверок включает в себя следующие административные действия:

-принятие решения о проведении проверки;

-подготовка к проверке;

-проведение проверки (выездной или без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации);

-подготовка акта проверки, ознакомление с ним некоммерческой организации;

-принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности некоммерческой организации.

Критериями для принятия решения о проведении проверки является:

утверждение ежегодного плана проверок;

представления избирательной комиссии о проведении проверки некоммерческой организации в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона «О политических партиях», пунктом 13 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

Обращения в Управление, не позволяющие установить их авторов, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Плановой является проверка, включенная в ежегодный план, утверждаемый приказом Управления

Основанием для включения некоммерческой организации в план является истечение трех лет со дня государственной регистрации некоммерческой организации или дня окончания проведения ее последней плановой проверки.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Управление направляет проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры по форме, утвержденной постановлением Правительства «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Управление рассматривает предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляет в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок.

Внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности некоммерческой организации в связи с прекращением деятельности некоммерческой организации путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в десятидневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещаются на официальном сайте в сети Интернет и информационных стендах в доступных для ознакомления местах.

Проверка, не включенная в план, предусмотренный пунктом 29 Административного регламента, является внеплановой.

Плановые и внеплановые проверки проводятся:

Выездные проверки проводятся в случае проведения внеплановых проверок, а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в Управление документах.

В иных случаях проводятся документарные проверки.

По результатам проверки Управление составляет акт проверки. Основанием для составления акта проверки является ее завершение в установленный срок.

Акт проверки оформляется в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Специалист (члены комиссии) подписывает акт проверки. В случае невозможности подписания акта проверки отдельным специалистом (членами комиссии) в нем делается отметка о причине отсутствия соответствующей подписи.

В случае несогласия специалиста (члена комиссии) с содержанием акта проверки он излагает в письменной форме особое мнение, которое прилагается к акту проверки. Наличие особого мнения не является основанием для отказа от подписания акта проверки. В таком случае в акте проверки делается отметка о наличии особого мнения специалиста (члена комиссии).

К акту проверки прилагаются документы или их копии, связанные с проверкой, объяснения руководителя и работников некоммерческой организации, на которых возлагается ответственность за установленные нарушения.

К экземпляру акта проверки, направляемому (вручаемому) некоммерческой организации, прилагаются копии документов, полученных от органов государственной власти, иных организаций, подтверждающих выявленные в ходе проверки нарушения (за исключением документов ограниченного распространения).

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю некоммерческой организации, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя некоммерческой организации, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в номенклатурном деле Управления.

Некоммерческая организация, проверка которой проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с вынесенным предупреждением (представлением) об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в Управление в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предупреждения (представления) об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом некоммерческая организация вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Управление.

Анализ отчетов некоммерческих организаций

Последовательность административных действий при осуществлении анализа отчетов, представляемых некоммерческими организациями, включает в себя:

-прием отчетов центральным аппаратом (территориальным органом);

-рассмотрение и анализ отчетов специалистами;

-принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Направление отчетов электронной почтой допускается при наличии возможности подтверждения электронной цифровой подписи уполномоченного лица некоммерческой организации.

Управление не вправе отказать в принятии отчетов и в случае их непосредственного представления выдает расписку с отметкой об их получении. В случае поступления отчетов в виде почтового отправления с описью вложения Управление направляет расписку с отметкой об их получении по почте.

В случае размещения некоммерческой организацией отчета на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет специалист делает запись в листе учета размещенных на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет отчетов некоммерческой организации. Лист учета размещенных на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет отчетов некоммерческой организации помещается на внутренней стороне обложки соответствующего номенклатурного дела.

Специалист при получении отчета:

проверяет правильность оформления отчета; проверяет полномочия лиц, подписавших отчет;

анализирует его содержание.

Срок рассмотрения отчета некоммерческой организации не может превышать один месяц с даты поступления отчета некоммерческой организации в Управление.

В случае выявления недостатков, связанных с порядком заполнения и оформления отчета, специалист готовит проект письма о выявленных недостатках.

Участие в мероприятиях некоммерческих организаций

Последовательность административных действий при участии должностных лиц Управления в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями (далее мероприятие), включает в себя:

-получение информации о проведении мероприятия и принятие решения об участии в нем;

-оформление итогов посещения мероприятия;

-принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности некоммерческой организации.

Основанием (критерием) для начала исполнения административной процедуры по участию в мероприятиях некоммерческих организаций является получение Управлением сообщения (информации) о проведении мероприятия от некоммерческих организаций, органов государственной власти или из средств массовой информации.

Специалист готовит служебную записку с указанием наименования некоммерческой организации, а также цели, даты и места проведения мероприятия и направляет ее начальнику (заместителю начальника) Управления

В случае согласия со служебной запиской специалист информирует некоммерческую организацию о своем участии посредством телефонной или факсимильной связи, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или по электронной почте.

По итогам посещения мероприятия специалист готовит соответствующую справку, в которой указываются:

-дата и место составления справки;

-фамилия, имя, отчество, должность специалиста, направляемого для участия в мероприятии;

-наименование некоммерческой организации;

-наименование и цель мероприятия;

-дата и место проведения мероприятия;

-выявленные при участии в мероприятии нарушения требований законодательства Российской Федерации (при их наличии);

-подпись специалиста, направляемого для участия в мероприятии.

Общий срок проведения административной процедуры по участию в мероприятиях некоммерческих организаций не устанавливается.

Принятие по результатам контроля мер, предусмотренных
законодательством Российской Федерации

По результатам контроля Управлением в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры:

-вынесение предупреждения (внесение представления);

-приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;

-возбуждение дела об административном правонарушении;

направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации;

-направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц;

— направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушения некоммерческими организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов).

Вынесение предупреждения (внесение представления)

Согласно статье 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» основанием для вынесения предупреждения руководящему органу общественного объединения является выявление нарушения Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения действий, противоречащих уставным целям.

Согласно подпункту 5 пункта 5, пункту 6 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» основанием для вынесения предупреждения некоммерческой организации, в том числе руководителю филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, является выявление нарушений законодательства Российской Федерации или совершение действий, противоречащих заявленным или предусмотренным в учредительных документах целям и задачам.

Согласно статье 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» основанием для внесения представления в руководящий орган общественного объединения является нарушение им Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершение действий, противоречащих уставным целям.

После получения документов об устранении нарушений, указанных в предписании (предупреждении, представлении), специалист рассматривает их и в случае выявления факта неустранения нарушений (нарушения):

1. Возбуждает дело об административном правонарушении;

2. Вносит начальнику Управления, предложение принять решение:

-о вынесении повторного предупреждения;

-о подготовке документов для приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации или ликвидации некоммерческой организации;

-о необходимости проведения внеплановой проверки;

-о продлении сроков устранения нарушений в случае невозможности их своевременного устранения вследствие обстоятельств непреодолимой силы или поступления от некоммерческой организации информации о принятии конкретных мер по устранению нарушений, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения.

Продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства некоммерческой организации с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждении принятых к устранению конкретных мер. О продлении сроков для устранения нарушений некоммерческая организация информируется в письменной форме.

Приостановление деятельности общественных объединений
и религиозных организаций

Согласно статье 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» основанием для приостановления деятельности общественного объединения может являться неустранение им в установленные сроки нарушений, указанных в представлении.

Согласно статье 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» деятельность религиозного объединения может быть приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Согласно статье 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» основанием для приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации является одновременное наличие двух условий:

-осуществление общественным объединением или религиозной организацией экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда;

-обращение Управления в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения или религиозной организации либо запрете деятельности.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Специалист, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, в случае непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляет протокол об административном правонарушении в отношении некоммерческой организации.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях специалисты уполномочены в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.26, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Специалисты вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с приказом Минюста России «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Протокол об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления.

Направление в суд заявления о приостановлении деятельности
общественных объединений и религиозных организаций или ликвидации некоммерческой организации

Управление по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о:

-приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктами 1, 2 и 3 статьи 39, статьями 41 и 42 Федерального закона «О политических партиях»;

-признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частями 3, 4, 5 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях»; ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

-признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; ликвидации религиозной организации либо запрете деятельности религиозной организации в случае выявления в результате осуществления контроля обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

-ликвидации благотворительной организации в случае неоднократного вынесения ей предупреждения в письменной форме (статья 20 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);

-ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Порядок обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности, признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица, ликвидации некоммерческой организации определяется процессуальным законодательством.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и
действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц

Некоммерческие организации имеют право на обжалование действий и (или) бездействия должностных лиц центрального аппарата (территориальных органов) в досудебном и судебном порядке.

Некоммерческая организация вправе обратиться с жалобой на личном приеме или по почте, электронной почте.

Срок рассмотрения жалобы не должен превышать тридцати календарных дней с момента регистрации обращения, принятого на личном приеме или поступившего по почте, электронной почте.

В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки), а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов Министр юстиции Российской Федерации, его заместитель, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив некоммерческую организацию о продлении срока рассмотрения.

Некоммерческая организация в своей жалобе в обязательном порядке указывает адресата: Минюст России либо фамилию, имя, отчество, должность соответствующего должностного лица, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, также ставится личная подпись жалобщика и дата.

Дополнительно в жалобе могут быть указаны:

должность, фамилия, имя и отчество должностного лица (при наличии информации), решение, действия (бездействие) которого обжалуется;

обстоятельства, на которых некоммерческая организация основывает нарушение своих прав и законных интересов;

иные сведения, которые некоммерческая организация считает необходимым сообщить.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов некоммерческая организация прилагает к жалобе документы либо их копии.

По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом центрального аппарата (территориального органа) принимается решение об удовлетворении требований некоммерческой организации либо об отказе в удовлетворении жалобы.

Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется некоммерческой организации.

Если в жалобе содержится вопрос, на который некоммерческой организации многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, Министр юстиции Российской Федерации, его заместитель, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, начальник территориального органа, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с некоммерческой организацией по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые обращения направлялись в центральный аппарат или в один и тот же территориальный орган, или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется некоммерческая организация, направившая обращение.

Некоммерческие организации вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие должностных лиц центрального аппарата (территориального органа) в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Некоммерческие организации могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, неправомерных решениях, действиях или бездействии должностных лиц центрального аппарата (территориального органа), нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, содержащимся на официальных сайтах Минюста России (территориальных органов) в сети Интернет, на интернет-сайты и по электронной почте.

Особенности обжалования в центральный аппарат предупреждения,
вынесенного некоммерческой организации

Право обжалования вынесенного предупреждения в вышестоящий орган установлено федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях».

Согласно подпункту 30.31 пункта 7, подпункту 15.6 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», центральный аппарат, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации, принимает решения по жалобам на предупреждения, вынесенные некоммерческой организации территориальным органом; Министр юстиции Российской Федерации обязывает территориальный орган отозвать вынесенное некоммерческой организации территориальным органом предупреждение, противоречащее законодательству Российской Федерации.

Основанием (критерием) для рассмотрения центральным аппаратом указанного в пункте 107 Административного регламента вопроса является поступление жалобы некоммерческой организации.

Жалоба должна содержать:

-наименование автора жалобы и адрес его места нахождения;

-описание обжалуемого действия (бездействия) и просьба автора жалобы;

-обстоятельства, на которых автор основывает свою просьбу, и информацию, подтверждающую эти обстоятельства;

-сведения о том, направлялось ли в связи с обжалуемым действием (бездействием) заявление в суд;

-перечень прилагаемых к жалобе документов.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, адреса электронной почты автора жалобы, иные сведения, имеющие, по его мнению, значение для рассмотрения жалобы.

К жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия автора жалобы действовать от имени некоммерческой организации, в случае обращения лица, сведения о котором не внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, как о лице, действующем от имени некоммерческой организации без доверенности.

К жалобе также могут прилагаться:

копии документов, представленных в территориальный орган, которые упоминаются в предупреждении;

копия предупреждения, вынесенного территориальным органом;

иные документы, которые, по мнению автора, являются существенными для рассмотрения его жалобы.

Жалобы, не соответствующие по содержанию требованиям, предусмотренным абзацами первым-шестым пункта 117 Административного регламента, а также к которым не приложены документы, подтверждающие полномочия автора жалобы действовать от имени некоммерческой организации, остаются без рассмотрения, о чем автор жалобы уведомляется в письменной форме. В уведомлении указываются причины, по которым жалоба оставлена без рассмотрения, а также право автора жалобы при устранении указанных причин вновь обратиться с жалобой. Названное уведомление должно быть направлено в течение семи дней с момента поступления жалобы заказным письмом, а также продублировано посредством факсимильной связи или электронной почты, либо информация, содержащаяся в письме, сообщается посредством телефонной связи (при наличии данных сведений в жалобе).

Департамент по делам некоммерческих организаций на основании поступившей жалобы:

-направляет начальнику территориального органа запрос о представлении объяснений по существу обстоятельств, изложенных в жалобе, а также документов (их копий), на основании которых вынесено предупреждение;

-на основании полученных от автора жалобы и территориального органа документов изучает обстоятельства, приведшие к вынесению предупреждения;

-при необходимости запрашивает дополнительную информацию (документы) в территориальном органе, а также у автора жалобы;

направляет в соответствующий суд запрос о подтверждении факта подачи некоммерческой организацией заявления об обжаловании предупреждения (при поступлении такой информации в Департамент по делам некоммерческих организаций);

-в случае удовлетворения жалобы готовит проект распоряжения Минюста России, в котором обязывает территориальный орган отозвать вынесенное им предупреждение, противоречащее федеральному законодательству.

В тексте распоряжения Минюста России об обязывании территориального органа отозвать вынесенное им предупреждение указываются:

1) основания его издания:

-нормы федерального закона, определяющие полномочия Минюста России по изданию распоряжения;

-наименование автора жалобы;

-просьба, содержащаяся в жалобе;

2) фактические обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения жалобы, а также нормы федерального законодательства, которые были нарушены территориальным органом при вынесении предупреждения;

3) решение, принятое по итогам рассмотрения жалобы.

Заверенная в установленном порядке копия распоряжения Минюста России направляется в территориальный орган.

Рассмотрение жалобы осуществляется в течение тридцати календарных дней со дня ее регистрации.

При необходимости запроса дополнительной информации, указанной в пункте 118 Административного регламента, срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней с уведомлением об этом заявителя.

Жалоба не подлежит удовлетворению если:

-отсутствуют основания для признания вынесенного предупреждения противоречащим федеральному законодательству;

-ранее автор жалобы обжаловал предупреждение в суд.

При издании распоряжения Минюста России об отзыве вынесенного территориальным органом предупреждения территориальный орган в течение тридцати календарных дней с даты его получения обязан доложить о его исполнении Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю.

О принятом решении, в том числе об отказе в удовлетворении жалобы, заявитель уведомляется в письменной форме в сроки, установленные пунктом 121 Административного регламента, с приложением к письму заверенной в установленном порядке копии распоряжения Минюста России (если оно было издано).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *