Проведение лекций и школ здоровья во время акции рассчитано на участников
Рекомендации
Методологические аспекты организации модели проведения школ здоровья
организации модели проведения школ здоровья
Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояние окружающей среды, качество и структура питания), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенического, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.
В последнее время медицинские специалисты обращают внимание на тот факт, что все достижения современной медицинской науки могут оставаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом не будет сформирован партнерских отношений и истинного сотрудничества. Ни для кого не секрет, что в конечном итоге только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать, следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарств, изменить ли свое питание в сторону оздоровления, повысить ли физическую активность, отказаться от вредных для здоровья привычек. В этом обоюдном процессе роль врача и пациента неотделима. Только партнерский союз врача и пациента даст позитивный результат и обеспечит приверженность пациентов к лечению. Одним из путей формирования партнерства «врач-пациент» является обучение в Школах здоровья
Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах здоровья способствуют снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут давать ощутимый социально-экономический эффект.
Школа здоровья – это организационная форма профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания). При групповом методе консультирования процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.
Школа здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиеническое обучение и воспитание – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.
Школы здоровья для пациентов включены в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 268 «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).
Основная идея обучения – обучить не болезни, а тому, как сохранить здоровье, как уменьшить ее проявление, снизить риск развития осложнений, обучить практическим навыкам по самоконтролю за состоянием здоровья, по оказанию доврачебной самопомощи при обострении заболевания.
Цели школы здоровья:
— повышение информированности пациентов о заболеваемости и факторах риска развития заболеваний и осложнений;
— повышение ответственности пациента за сохранение здоровья;
— формирование рационального и активного отношения пациента к своему здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению;
— формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях;
— формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.
При групповом методе консультирования процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.
Обучение в группе усиливает действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт. Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и прочие.
Школа здоровья, как форма группового консультирования позволяет в полной мере обеспечить эффективную реализацию основ углубленного профилактического консультирования – при групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого человека с учетом психологии изменения поведения и поведенческих навыков.
Основные принципы проведения Школ здоровья:
— формирование «тематической» целевой группы пациентов с относительно сходными характеристиками: например, больные с неотложным течением артериальной гипертонии, ишемической болезнью сердца, пациенты с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний без клинических симптомов болезни и т.п. Такие формирования групп создают атмосферу социальной поддержки, что немаловажно для эффективного консультирования и получения долгосрочного устойчивого результата;
— для избранной целевой группы проводится цикл занятий по заранее составленному плану и по согласованному графику (план и график утверждается руководителем лечебного учреждения); одно из основных требований – посещение всех циклов занятий;
— численность целевой группы пациентов не должна превышать 10- 12 человек;
— Организация группового консультирования должна проводиться в специально оборудованном помещении (стол, стулья, демонстрационный материал, раздаточный материал и т.д.).
При организации Школы здоровья необходимо избегать наиболее распространённой ошибки. Школа здоровья – это не лекторий, где врач читает пациентам лекции, чаще всего с непонятными медицинскими терминами, это цикл структурированных занятий. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие навыков и умений у пациентов. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.
Информационная часть проводится в течение каждого занятия дробно, не более 10-15 минут, что бы избежать лекционной формы обучения (психологи считают, что материал, который читается одним человек более 20 минут перестает усваиваться слушателем, а воспринимается как монотонный фоновый звук).
Активная часть занятий содержит активную часть работы с пациентами, которая может проводиться в разных формах:
— проведение расчетов и оценок;
— обучение практических навыкам – измерение артериального давления, подсчета пульса и др.
— знакомство со справочными таблицами.
Психологические факторы и личностные качества врача играют важную роль в эффективном профилактическом консультирование могут, как повышать его результативность, так и создавать барьер для восприятия пациентам рекомендаций.
Факторы, влияющие на результативность и эффективность Школ здоровья, неразрывно связаны с качеством профилактической медицинской помощи в целом. Их можно разделить на несколько групп:
1. Факторы межличностных отношений между работниками и пациентами (взаимопонимание и сопереживание, умение объяснить, убедить).
2. Факторы профессиональной компетенции медицинских работников (знание основ понятий риска, уровней факторов риска, разумная повседневная интеграция лечения и долгосрочных мер по профилактике осложнений и улучшению прогноза);
3. Факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество (обсуждение с пациентом проблем здоровья, а не только болезни, простота и доступность рекомендаций и их реалистичность для конкретного пациента, наличие письменных инструкций и памяток, формы и методы обучения, обстановка и оснащение помещения, где проводится обучение).
Учет пациентов, обучающихся в Школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале для каждого вида Школы. В журнале заполняется таблица на каждый вид занятий. Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться полной подписью фамилии медицинского работника, проводящего занятие. Целесообразно перед началом первого занятия предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам таблицы 2-4.
В амбулаторной карте должны быть записи о начале обучения в Школе здоровья, даты и теме каждого занятия, заверенные медицинскими работниками, проводящими занятие.
Оценку деятельности Школ здоровья можно оценить по нескольким критериям, это:
— объем и полнота профилактической помощи;
— организация и качество обучения в Школе;
— оценка уровня знаний, приобретенных пациентами за время прохождения обучения.
Показатели объема и полноты оцениваются ежегодно.
Занятие в Школе здоровья проводятся не чаще 1 раза в неделю, группами не более 10-12 человек, следовательно, в одной Школе здоровья максимально за год могут обучиться не более 600 человек.
— менее 30 баллов – неудовлетворительная работа;
— 30-40 баллов – удовлетворительная оценка;
— более 40 баллов – хорошая работа.
Оценка уровня приобретенных за время обучения в Школе знаний дает возможность получить информацию о достижении поставленной цели обучения. В качестве примера может быть использована анкета Школы здоровья по артериальной гипертонии, приведенная на слайде. Анкетирование необходимо проводить на первом и на последнем занятии, что бы увидеть динамику первоначальных и приобретенных знаний и скорректировать на дальнейшее свои занятия и формы обучения.
Также вашему вниманию предлагается вопросник по оценке знаний слушателей Школы здоровья по сахарному диабету II типа.
История создания школ здоровья (или Школ пациентов) в нашей стране насчитывает историю в более чем 10 лет, накоплен достаточный опыт, разработаны методические рекомендации. Предлагаемый Вам список литературы поможет разработать школы здоровья в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями.
Так же на сайте Областного центра медицинской профилактики размещены рекомендации по организации Школ здоровья, разработанные нашим центром, которые Вы так же можете использовать в своей работы.
Информация подготовлена для выступления на совещании 08.10.2013г. в департаменте здравоохранения и социальной защиты населения области.
М. Ичева – заведующая редакционно-издательским отделом.
Список используемой литературы:
1. Школа здоровья: артериальная гипертония. Руководство для врачей/под ред. Р.Г.Оганова.-М:-Гэотар-Медия,2008. – 192с.
2. Школа здоровья: факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Руководство для врачей/под ред.Р.Г.Оганова.- М.:-Гэотар-Медиа, 2009. – 160с.
3. Школа здоровья: избыточная масса тела и ожирение. Руководство для врачей/под ред. Р.Г.Оганова. – М.:-Гэотар-Медия, 010.-112с.
5. Михайлова Н.В. Качество медицинской помощи. Школа здоровья для пациентов – важнейший фактор качества медицинской помощи. / Калинина А.М., Олейников В.Г. и др// Врачебная газета.2004.- № 1
Сторонники партии провели серию мероприятий в рамках акции «Школа Здоровья»
Основной целью мероприятий стало привлечение внимания к важности профилактики различных заболеваний, возможностей для активного долголетия и досуга, укрепления и сохранения здоровья пожилых людей. Мероприятия состоялись в форме мастер-классов, лекций, спортивных и культурных семинаров с участием представителей старшего поколения.
Все акции прошли с соблюдением необходимых защитных мер для профилактики заражения коронавирусной инфекции.
Во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга состоялся концерт-поздравление юбиляров и семейных пар, проживших вместе не менее 50-ти лет, и жителей в возрасте старше 80 лет.
«Очень трогательно присутствовать на таких мероприятиях, когда видишь людей, проживших вместе такой длинный период. Мы стараемся охватить всех жителей нашего муниципального образования, которые попадают в эту категорию. Показываем молодёжи, чтобы они учились у них взаимопониманию и уважению друг к другу», – сказал член МСС местного отделения партии «Единая Россия» муниципального образования МО №72 Фрол Бобров.
Местный совет сторонников муниципального образования МО Георгиевский организовал лекцию по теме «Забота о здоровье и активное долголетие», целью которой стала пропаганда активного долголетия и сохранения здоровья для лиц пенсионного возраста и пожилых людей, важности профилактики заболеваний. Участникам встречи активисты раздали информационные материалы и разъяснили, что именно способствует активному долголетию.
Председатель местного совета сторонников Фрунзенского районного отделения партии «Единая Россия» Алексей Ершов подчеркнул актуальность темы и напомнил присутствующим о том, что активное долголетие населения – один из ключевых показателей не только социально-психологического, но и социально-экономического благополучия общества: «Процесс старения населения является общемировой тенденцией. Перед государством и обществом появляются новые задачи. Они должны быть направлены не только на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения, поддержание жизнедеятельности, но и на создание условий для активного долголетия. Здоровый образ жизни – ключевой фактор, влияющий на здоровье человека на протяжении всей жизни».
В муниципальном образовании МО №75 провели заседание Совета общественных организаций муниципального округа, посвященное Дню пожилого человека, в котором приняли участие представители 12 общественных организаций, а также актив местного совета сторонников партии. Перед участниками выступила депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, секретарь Фрунзенского районного отделения партии «Единая Россия», Герой Российской Федерации Любовь Егорова. Она поблагодарила всех за активное участие в мероприятиях, посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, поздравила с Днем пожилого человека, пожелала крепкого здоровья, благополучия и долгих лет жизни. Также на встрече обсудили вопросы взаимодействия с общественными организациями до конца 2020 года в условиях сложной эпидемиологической обстановки.
В Петродворцовом районе сторонники партии вручали участникам и инвалидам Великой Отечественной войны города Ломоносов мобильные телефоны с пожизненной бесплатной мобильной связью.
Совет сторонников партии «Единая Россия» Курортного района Санкт-Петербурга организовал эколого-патриотическую акцию, посвящённую Дню пожилого человека. В организации и проведении акции по посадке кустов сирени под руководством Сестрорецкого лесничества на территории выставочного комплекса «Сестрорецкий рубеж» приняли участие член президиума МСС Тамара Мазур, ветераны Курортного района, школьное лесничество «Гагарка» 545 школы и воспитанники клуба «Сестрорецкий рубеж». Для участников акции были организованы полевая кухня и праздничный концерт.
«Именно при тесном общении старшего и молодого поколений формируется гражданско-патриотическая жизненная позиция подрастающего поколения граждан нашего Отечества. От лица местного совета сторонников партии «Единая Россия» Курортного района выражаю благодарность Сестрорецкому лесничеству и молодежно-патриотическому клубу «Сестрорецкий рубеж» за помощь в организации и проведении акции. Вместе мы не только организовали посадки кустов сирени и сосен на территории выставочного комплекса, но и прекрасно провели время!», – сказала член МСС Курортного района Тамара Мазур.
Более 200 праздничных продуктовых наборов сторонники партии «Единая Россия» вручили ветеранам труда, пенсионерам, детям войны ко Дню пожилых людей. Председатель МСС партии «Единая Россия» Приморского района Вадим Грудников каждого приветствовал лично: «Наши ветераны, пенсионеры, труженики – настоящие хранители мудрости, носители лучших традиций, достойный пример для подражания всем нам. Каждый из них прошел славный трудовой путь и внес огромный вклад в развитие нашей страны и Санкт-Петербурга. От всей души желаю всем крепкого здоровья и долгих лет жизни. Пусть каждого окружают тепло и забота близких людей, пусть радуют своими успехами дети и внуки».
Актив сторонников партии «Единая Россия» МО Коломяги в Удельном парке провел тренировку клуба «Коломяжские нордики», посвященную Дню пожилого человека. Организовали и вели тренировку депутат МО Коломяги Игорь Колесников и инструктор Центра спорта Приморского района Марина Колесникова. В подготовке мероприятия самое активное участие принял совет сторонников муниципального образования Коломяги. «Такие мероприятия необходимы! Будут приложены все силы и возможности, чтобы такие спортивные встречи проходили чаще!», – так прокомментировала спортивное мероприятие член МСС Приморского района Елена Кравченко.
Акция «Школа здоровья» прошла в рамках Календаря сторонников партии «Единая Россия» «Партия добрых дел».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Школа здоровья создается на базе: кабинета (отделения) медицинской профилактики центра здоровья дневного стационара специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического) отделения стационара медицинской организации, санатория-профилактория, санатория.
Деятельность Школ здоровья отражена в: Приказе Минздрава России от 16.07.2001 г. № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги» Приказе Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 г. №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг проводятся следующие школы: 1. B04.037.003 Школа для больных с бронхиальной астмой 2. B04.040.001 Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника. 3. B04.057.003 Школа для пациентов с трансплантированным органом. 4. B04.058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушениями роста. 5. B04.025.001 Школа для пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе. 6. B04.015.001 Школа для больных с артериальной гипертензией. 7. B04.015.002 Школа для больных с сердечной недостаточностью. 8. B04.012.001 Школа для пациентов с сахарным диабетом. 9. B04.001.003 Школа для беременных
Пациенты направляются на занятия в школе: лечащим врачом врачом центра здоровья специалистами любого профиля. Занятия в школе имеют право проводить: врач фельдшер. Медицинская сестра участвует в проведении практической части занятий: обучает навыкам самоухода измерению артериального давления измерению уровня глюкозы в крови правилам пеленания грудного ребенка и т.д.
В соответствии с тематикой школы здоровья и конкретного занятия в нем могут принимать участие: участковый (семейный) врач кардиолог диетолог врач или инструктор по ЛФК пульмонолог эндокринолог акушер-гинеколог психотерапевт или психолог.
Основные задачи Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями: — повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска; — повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья; — формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению; — формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю состояния здоровья, оказанию первой помощи в случаях обострений; — формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска; — формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
Основные задачи Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка: — информирование семьи о психологических аспектах протекания беременности и родов; — формирование отношения женщины к родам как к естественному физиологическому процессу; — снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов; — мотивация женщины на грудное вскармливание ребенка; — повышение информированности будущих матерей об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребенком первого года жизни; — укрепление внутрисемейных отношений.
Основные задачи Школы для желающих бросить курить: — повышение информированности слушателей о влиянии компонентов табачного дыма на здоровье, об эффективных методах отказа от курения; — определение курительного статуса; — повышение мотивации к отказу от курения; — разработка индивидуального плана по отказу от курения; — повышение ответственности слушателей за сохранение своего здоровья; — поддержка выпускников школы.
Результатом деятельности Школы здоровья должны быть: — стабилизация хронических процессов у пациентов; — снижение числа осложнений после проведенного обучения; — улучшение качества жизни пациента и ухаживающих за ним родственников (как следствие снижения эмоциональной напряженности в семье).
Дополнительное (желательное) оборудование школы: — проектор, компьютер, экран; —принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов; — аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы; — зал ЛФК.
Пикфлоуметр – это небольшой по размерам прибор, который предназначен для измерения максимально возможной скорости выдоха. Его нужно использовать пациентам, у которых диагностирована бронхиальная астма, а также другие обструктивные болезни легких. Измерение пиковой скорости выдоха важно при контроле артериального давления при гипертонических патологиях или повышенном уровне глюкозы в крови.
Спейсер- это вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозоля лекарства. Лекарство из баллончика ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом.
Небула́йзер (от лат. nebula — туман, облако) — устройство для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества. Применяется при лечении муковисцидоза, бронхиальной астмы и респираторных заболеваний. Небулайзеры бывают как стационарными, предназначенными для работы в ЛПУ, так и переносными, использующимися астматиками самостоятельно для предупреждения и снятия приступа бронхиальной астмы. В зависимости от способа распыления различают компрессорные и ультразвуковые небулайзеры.
Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка: кукла, набор пеленок и одежды средства для ухода за кожей ребенка ванночка для купания, полотенце памперсы, салфетки очищающие, набор для утреннего туалета новорожденного бутылочки, соски
Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер загубники картонные одноразовые.
Особенности организации образовательного процесса в условиях Школы здоровья В основе процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения лежит понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер (все «за» и «против», усилия, польза) для конкретного индивидуума или группы пациентов. При проведении Школы здоровья используются принципы групповой рациональной терапии. Формируется коллектив пациентов, который постепенно сам оказывает лечебное воздействие на участников. В условиях коллектива усиливаются внушаемость больного, мотивации и ответственность за свое здоровье. В ходе занятия используются интерактивные формы обучения, ролевые игры.
Для эффективного обучения пациентов в школах помимо клинических знаний необходимы дополнительные профессиональные знания и умения: — нужно знать основы коммуникационного процесса (процесса эффективного общения), владеть техникой обратной связи; — необходимо знать и учитывать психологические принципы формирования поведения (привычек) и их изменений; — обязательно использовать активные формы обучения для повышения его эффективности.
Выбор методов и форм гигиенического обучения и воспитания зависит от: количественного состава аудитории степени ее однородности по возрасту и полу уровня готовности лиц выполнять рекомендации, знаний о заболевании и навыков самоухода мотивации на изменение образа жизни.
Психологические трудности организации учебного процесса в Школе пациента Любое серьезное заболевание, тем более хроническое, сильно меняет восприятие человека, снижает самооценку, часто заставляет занять оборонительную позицию и использовать защитные психологические механизмы для уменьшения тревоги из-за ухудшения качества жизни. Модель принятия заболевания влияет на способность пациента воспринимать информацию и выполнять рекомендации медицинских работников
На эффективность обучения, принятие рекомендаций влияют факторы: — достоверность представлений пациента о своем заболевании (стадия, прогноз, возможные причины, осложнения); — представления пациента о возможности воздействия на собственное заболевание с целью улучшения качества жизни; — объем и эмоциональная окраска предшествующего опыта обучения; — личностные особенности человека (характер, темперамент); — возраст.
На эффективность обучения сильно влияет фактор, который можно назвать готовностью к изменениям в поведении. В 1983-1986 гг. Дж. Прочаска и К. Ди Клементе обосновали так называемую спиральную модель процесса изменения поведения. Именно на ее основе строится стадийность изменения поведения человека, который пытается отказаться от определенных пристрастий или перейти к другому, более здоровому образу жизни.
Специфика обучения пациента с учетом спиральной модели изменения поведения Стадия Отношение пациента к необходимости перемен Тактика обучения Безразличие Не подозревает о необходимости перемен в привычном поведении или же психологически не готов к ним Необходимо акцентировать внимание на зависимости факторов риска от конкретных вредных поведенческих привычек Размышление Оценивает персональные возможности последствия перемен в поведении, активно ищет информацию о своем заболевании Помочь пациенту взвесить все «за» и «против», подтолкнув к принятию решения изменить собственное поведение
3.9.17 Стадия Отношение пациента к необходимости перемен Тактика обучения Подготовка к переменам Начинает переходить от абстрактных размышлений к конкретным действиям (например, записывается в Школу пациента) Содействовать в начале перемен, ставить конкретные, краткосрочные цели, активно хвалить пациента за успехи Действие Активно изменяет поведение, постепенно приходя к самоконтролю своего состояния Предложить наиболее эффективную стратегию действий, предоставить достаточный объем информации, поддерживать уверенность пациента
3.9.17 Стадия Отношение пациента к необходимости перемен Тактика обучения Поддержание новой формы поведения Правильное поведение пациента и самоконтроль становятся стабильными, но при определенном социальном окружении, ослаблении мотивации к поддержанию стабильного состояния здоровья возможен регресс с возвращением на предшествующие стадии Преподавание стратегии профилактики рецидива
Для эффективного обучения в Школе здоровья необходимо выработать структурированную программу обучения. Программы обучения должны быть строго дифференцированы в зависимости от больных. К примеру, при организации Школы сахарного диабета при формировании учебных групп учитывают тип сахарного диабета, возраст пациентов, характер терапии (диетотерапия, таблетированные сахароснижающие препараты, инсулинотерапия), сопутствующие заболевания или состояния (гипертоническая болезнь, беременность и др.).
Планирование предусматривает: — общее количество занятий; — их продолжительность; — примерное количество человек, желающих пройти обучение; — возможное количество в одном потоке; — определение тем занятий; — необходимое наглядное оснащение каждого занятия; — необходимый раздаточный материал для каждого занятия (памятки, рабочие тетради пациента).
Медицинская сестра должна участвовать в разработке памяток, презентаций, рабочих тетрадей пациентов. Ряд материалов уже существует, они используются в работе центров здоровья. Рабочая тетрадь пациента, дневник пациента конкретной Школы здоровья включают доступно изложенную информацию о заболевании, его основных опасностях и симптомах. В тетради приводятся советы и рекомендации по самоуходу, профилактике осложнений, лечению, описаны действия при резком обострении заболевания. Пациентам также предлагаются контрольные задания, правильность выполнения которых оценивает медицинская сестра.
Пример оформления рабочей тетради пациента
Пациенту необходимо последовательно предоставить следующие блоки информации. 1. Информация о причинах заболевания 2. Лечение 3. Профилактика 4. Факторы, влияющие на качество жизни 5. Коррекция психоэмоционального статуса пациента и его родственников
Успешному профилактическому консультированию способствуют: доверительная атмосфера общения медицинского работника и пациента взаимопонимание и чувство сопереживания эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Советы воспринимаются пациентами лучше и действуют более убедительно, если: они проводятся с акцентом на положительные ассоциации не содержат трудновыполнимых рекомендаций советы сопровождаются письменными рекомендациями, выдачей памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т.д.
При проведении занятия в школе здоровья теоретическая часть (например, понятие о гипо- и гипергликемии) обычно реализуется врачом, а практическое обучение проводит медицинская сестра (например, обучение самоконтролю уровня сахара в крови).
Учетно-отчетная документация: 1. Журнал регистрации больных, прошедших обучение в школе. 2. Амбулаторная карта с записями, отражающими течение заболевания и дни обучения (форма № 025у «Медицинская карта амбулаторного пациента»). 3. Талон амбулаторного пациента (для поликлиник). Форма № 039у «Ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому» 4. Годовая отчетная форма № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» 5. Годовой отчет о работе Школ здоровья.
На школу заводится единый журнал Журнал хранится у заведующего отделением (кабинетом) медицинской профилактики, центром здоровья. В данном журнале регистрируются следующие сведения: — дата начала обучения; — ФИО пациента; — возраст; — адрес; — категория населения — давность основного заболевания; — инвалидность по основному заболеванию; — кратность обучения (1-е, 2-е и т.д.) — фамилии медицинских работников, проводивших обучение.
В амбулаторной карте делается запись о течении заболевания, с развернутым клиническим диагнозом и уточненными факторами риска, указывается дата начала занятия в Школе пациента, полное название школы. Каждое занятие Школы пациента оформляется как посещение с указанием параметров состояния здоровья (артериального давления, гликемии, показаний пикфлоуметра, массы тела, данных ЭКГ и т.п.), а также темы занятия, проставляется шифр по МКБ (раздел Z).
Показатели объема и полноты профилактической помощи оцениваются ежегодно : — количество пациентов, обученных в школе; — процент обученных пациентов от общего количества пациентов, состоящих на учете (для медицинских организаций, имеющих прикрепленное население).
Цель создания школ пациента (школ здоровья) – сделать пациентов партнерами врачей и медсестер по лечению, реабилитации и профилактике, привлечь их к взаимовыгодному сотрудничеству. Прежде всего пациент и/или его родственники должны знать: диагноз (предварительный/предполагаемый – при поступлении больного в ЛПУ и окончательный – при выписке); информацию о предстоящих диагностических обследованиях: инвазивных или неинвазивных процедурах; подготовке к той или иной процедуре; последствиях диагностических процедур, включая возможные осложнения; степени доступности (стоимости) обследования; информацию о лечении с ориентацией на пациента, а именно: схему применения медикаментов, правила проведения манипуляций и процедур, сведения об эффективности лечения, стабильности достигнутого результата, реабилитации и профилактике.
Обязанности медицинской сестры в работе школ пациента При организации таких школ значительную часть работы с пациентом целесообразно возлагать на медицинских сестер. Они могут объяснить, расписать схему принятия пациентом назначенных врачом препаратов и проконтролировать своевременный их прием; предложить форму дневника, который больному необходимо вести для самоконтроля; рассказать, как нужно готовиться к предстоящим процедурам; обучить правилам и технике самостоятельного ухода.
В задачи, стоящие перед школой правильного медицинского ухода, входит обучение родственников и других лиц осуществлению ухода за больным в стационаре и на дому, а именно: методам контроля над изменением состояния его здоровья; принципам общего ухода; профилактике осложнений; методам дезинфекции; простым медицинским манипуляциям; методам самообслуживания и самоконтроля; использования технических средств реабилитации и малой механизации; обеспечению безопасной домашней среды, профилактике травматизма.
В школах правильного медицинского ухода проходят занятия по следующим темам: «Гигиена кожи. Профилактика пролежней»; «Инконтиненция. Методы лечения и подбор индивидуальных средств гигиены»; «Профилактика гипертонической болезни и ее осложнений. Техника самоконтроля АД»; «Обеспечение безопасной домашней среды для тяжелобольного пациента».
Работа школ пациента нацелена на достижение следующих результатов: оптимального уровня жизни тяжелобольного в привычной для него домашней обстановке; наиболее благоприятной психологической атмосферы в семье; достаточного уровня медицинской грамотности родственников и других ухаживающих за больным лиц; уменьшение случаев увольнения родственников больного с работы в связи с необходимостью осуществления ухода за ним.
Работа школ пациента усиливает эффективность здравоохранения, способствует уменьшению затрат на лечение и уход за больными, повышает качество жизни каждого конкретного пациента, благоприятно влияет на обстановку в его семье и впоследствии приводит к позитивному изменению общественного сознания, а именно к осознанию ответственности каждого за свое здоровье и за здоровье членов своей семьи.
Благодарю за внимание!
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, а также школы ориентированные на потребности региона.
Цели, задачи, базы школ,
Тематика и оснащение школ.
Документация и обязанности медицинских сестер.
Специфика обучения пациентов.
Номер материала: ДБ-1314509
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России создадут единый центр по работе с трудными подростками
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.