процесс связанный с проникновением в культурную жизнь средневекового общества светских элементов
Линия заданий 4, ЕГЭ по истории
8190. Запишите термин, о котором идет речь.
Одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.
Верный ответ: Оброк
8215. Запишите термин, о котором идёт речь.
Восточнославянское племя, которое в 945 г. восстало против князя Игоря, отказавшись повторно выплачивать дань.
Верный ответ: Древляне
8240. Запишите термин, о котором идёт речь.
Части русского города, население которых числилось за светскими и духовными землевладельцами и было освобождено от государственных налогов и повинностей, именовались
Верный ответ: Белыеслободы
8265. Запишите термин, о котором идёт речь.
Верный ответ: Тягло
8290. Запишите термин, о котором идёт речь.
Процесс, связанный с проникновением в культурную жизнь средневекового общества светских элементов и их последующим развитием.
Верный ответ: Обмирщение
8315. Запишите термин, о котором идёт речь.
Частая смена руководителей высших органов исполнительной власти, происходившая в России в период Первой мировой войны, получила образное наименование «министерская ___________________».
Верный ответ: Чехарда
8340. Запишите термин, о котором идёт речь.
Ликвидация крепких единоличных крестьянских хозяйств, проводившаяся в СССР в период коллективизации.
Верный ответ: Раскулачивание
8365. Запишите термин, о котором идёт речь.
В правление Петра I внешняя торговля в России строилась в соответствии с политикой _____________________: были введены высокие пошлины на импорт и поощрительные низкие пошлины на экспорт.
Верный ответ: Протекционизма; Протекционизм
8390. Запишите термин, о котором идёт речь.
Верный ответ: Народнаяволя;Народнойволей
8415. Запишите термин, о котором идёт речь.
XX съезд КПСС, заслушав секретный доклад Н.С. Хрущёва, принял постановление, которое осудило явление, названное _________________.
Верный ответ: Культомличности;Культличности
Процесс связанный с проникновением в культурную жизнь средневекового общества светских элементов
13. Напишите год указанного на схеме события.
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Войсками противника России руководил шведский король Карл XII.
2) Сражения разворачивались на территории нынешней Белоруссии.
3) Одним из участников изображенных на схеме событий был граф А.Д. Меншиков.
4) Итогом сражения было присоединение Тавриды.
5) По окончании данного сражения русский царь устроил в своих шатрах обед для победителей, куда пригласил пленных генералов и министров.
6) В состав войск противника России входили шведы, пруссаки и австрийцы.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Остромирово Евангелие
Б) картина «Купчиха за чаем»
B) «Букварь» Кариона Истомина
Г) «Юности честное зерцало»
1) Работы автора произведения были представлены в свое время во всемирно известной галерее Уффици во Флоренции.
2) В этом произведении отразились чаяния простого народа.
3) Оклад книги искусно отделан кожей и ювелирными украшениями.
4) Время возникновения произведения историки относят к середине XII в.
5) Произведение написано монахом Чудова монастыря.
6) Первый своего рода учебник по этикету, изданный по указанию Петра I.
цифры под соответствующими буквами.
Запишите в таблицу выбранные | ||||
---|---|---|---|---|
Ответ: | А | Б | В | Г |
18. Какие суждения о данном произведении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Один из изображенных на картине — автор пьесы «На дне».
2) На картине изображены В.И. Ленин и писатель Александр Фадеев.
3) Место встречи деятелей, изображенных на картине, — дача в Успенском Московской области.
4) Картина выполнена в стиле социалистического реализма.
5) В настоящее время картина хранится в Эрмитаже.
19. Какие из архитектурных памятников, представленных ниже, были построены в том же веке, в котором происходили события, изображенные на картине? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники. |
---|
Ответ: |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Отрывок из документа XV в.
«1. Судите суд бояром и околничим. А на суде быта у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; також и всякому судне посула от суда не имати никому. А судом не мстити ни дружити никому.
2. А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати, а давати всемь жалобником управа в всемь, которымь пригоже. А которого жалобника а непригоже управити, и то сказати великому князю, или к тому его послати, которому которые люди приказаны ведати.
3. А имати боярину и диаку в суде от рублеваго дела на виноватом, кто будет виноват, ищеа или ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а диаку осмь денег. А будеть дело выше рубля или ниже, и боярину имати по тому росчету.
4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А досудятся до поля, а у поля не стояв, помирятся, и боярину и диаку по тому росчету боярину с рубля два алтына, а диаку осмь денег; а околниче-му, и диаку, и неделщиком пошлин полевых нет.
5. А у поля стояв помирятся, и боярину и диаку имати по тому ж росчету пошлины свои; а околничему четверть и диаку четыре алтыны з денгою, а неделщику четверть, да недел-щику ж вязчего два алтына.
6. А побиются на поли в заемном деле или в бою, и боярину с диакомь взяти на убитом противень противу исцева; а околничему полтиина, а диаку четверть, а неделщику полтина да неделщику ж вясчего 4 алтыны.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) падение Византийской империи
2) восстание под предводительством Е.И.
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Манифест о вольности дворянства
Б) Чернобыльская катастрофа
B) битва на реке Калке
Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XVIII в.
1) антоновщина; 2) губернии; 3) дворцовый переворот; 4) рекрутская повинность;
5) военные поселения; 6) бироновщина.
Найдите и запишите.
Запишите термин, о котором идёт речь.
Процесс, связанный с проникновением в культурную жизнь средневекового общества светских элементов и их последующим развитием.
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Какие три из перечисленных событий (явлений) относятся к периоду перестройки? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) демократизация средств массовой информации
2) преобразование министерств в народные комиссариаты
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) Встреча советских и американских войск в апреле 1945.
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) написание «Домостроя»
Б) упорядочение сбора дани
Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий и назовите литератора, фамилия которого пропущена в тексте.
«Я должен высказать своё мнение о «Докторе Живаго». После публикации книги за рубежом её у нас раскритиковали. Обстановку, в которой это.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Быть может, императрица Александра Фёдоровна полагала, что сепаратный мир с Германией был более выгоден для России, чем дальнейшее участие в союзе с Антантой, но фактически это установлено не было. Тем.
Напишите имя императора, правившего в России в период, когда произошла данная война.
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Укажите обозначенное на схеме название предместья, где в 1878 г. был подписан предварительный мирный договор.
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между деятелями культуры и краткими характеристиками их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Афанасий Никитин
Какие суждения о данном почтовом блоке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из памятников, представленных ниже, открыты в том же веке, когда была создана изображённая выше скульптурная композиция? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.
Укажите десятилетие, в котором состоялось провозглашение СССР. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда данное событие произошло. Укажите название партии, которую данный политический деятель возглавлял.
Учебная литература для школьников
Все права защищены. Copyright © 2012. Учебные материалы, взяты из открытых источников. Если какой-либо из материалов нарушает ваши авторские права, просим немедленно связаться с нами по e-mail: [email protected]
Процесс связанный с проникновением в культурную жизнь средневекового общества светских элементов
А) «Великий князь и царь всея Руси выехал верхом вскоре после Рождества тайным образом с 40 000 человек и направился к Великому Новгороду. Там, где останавливался великий князь, в городе или в деревне, они грабили людей и отбирали их имущество, отпускали в одних рубашках. То, что великий князь со своими людьми не мог съесть, всё это он сжигал и уничтожал. Даже хлеб разбрасывали по дорогам, чтобы никто не мог его использовать. На дорогах повсюду лежали мёртвые тела, и сани должны были переезжать их, и дикие звери и собаки пожирали их. В то время, когда великий князь выступил и достиг Твери, весьма большого города, он не только полностью ограбил, но также предал смерти и бросил в воду несколько тысяч человек. Но поскольку там жило много поляков и литовцев, всех их вместе с жёнами и детьми убили и бросили в воду. В том же самом городе было много пленных немцев, которые также равным образом были убиты и брошены в воду. »
Б) «И послал царь племянника своего, князя Михаила Скопина, в Новгород, послал его за море нанять немцев на помощь себе в войне с Литвой. В то же время, в августе месяце, в псковских пригородах появились крамольные грамоты от вора из-под Москвы на прельщение малодушных, и соблазнились люди, и начали ему крест целовать. Тогда же вскоре преставился епископ Геннадий от горя, услышав о таком соблазне. Также и в Пскове взволновались люди, услышав о том, что от лжецаря идёт кто-то с небольшим войском. Воеводы же, увидев такое волнение народа, долго успокаивали его, но не смогли остановить»
1) Вор, о котором говорится в тексте, находился в то время в селе Тушино.
2) Упомянутого в тексте царя звали Борисом Годуновым.
3) Описываемые в тексте события происходили в XVI в.
4) Современником событий, описываемых в источнике, был Сергий Радонежский.
5) Упомянутый в источнике «лжецарь» вошёл в историю под именем Лжедмитрия II.
6) В походе, о котором говорится в тексте, участвовало опричное войско.
А) Германская наступательная операция на Москву носила кодовое наименование __________________.
Б) Битва за __________________ завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
В) Первым трижды Героем Советского Союза стал лётчик-истребитель __________________.
А) заключение «Вечного мира» с Речью Посполитой в 1686 г.
Б) подавление восстания в Твери в 1327 г.
В) учреждение должности Верховного правителя России в годы Гражданской войны
Г) провозглашение России империей
1) Василий Голицын
2) Пётр I
3) А.В. Колчак
4) Ярослав Мудрый
5) Иван Калита
6) Г.К. Орджоникидзе
«Встревоженные положением, создавшимся в нашей литературе, мы считаем своим долгом обратиться к Вам. Против А.Т. Твардовского и руководимого им журнала «Новый мир» в последнее время ведётся кампания, преследующая цель отстранить Твардовского от руководства журналом. Уже приняты решения об изменении редколлегии «Нового мира», по существу направленные к уходу Твардовского из журнала. А.Т. Твардовского можно смело назвать национальным поэтом России и народным поэтом Советского Союза. Значение его творчества для нашей литературы неоценимо. У нас нет поэта, равного ему по таланту и значению. Руководимый им журнал является эталоном высокой художественности, чрезвычайно важной для коммунистического воспитания народа. Журнал проводит линию XX-XXIII съездов партии и с научной глубиной анализирует сложные проблемы современного общественного развития. Журнал собрал на своих страницах множество талантливейших современных советских писателей. Не считаться с этим фактом было бы ошибкой с далеко идущими отрицательными последствиями. Мы совершенно убеждены, что для блага всей советской культуры необходимо, чтобы «Новый мир» продолжал свою работу под руководством А.Т. Твардовского и в том составе редколлегии, который он считает полезным для журнала».
Верный ответ: Брежнев
Верный ответ: 825691
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.
Верный ответ: ИванЧетвертый;ИванГрозный
Верный ответ: Казань
Верный ответ: Волга
А) церковь Спаса на Нередице
Б) Архангельский собор Московского Кремля Ивана IV
В) Кремлёвский дворец съездов
Г) храм Христа Спасителя
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
ИЗ РЕЧИ В.И. ЛЕНИНА «ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЁЖИ» 2 ОКТЯБРЯ 1920 г.
Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнётом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества.
Когда мы слышим нередко и среди представителей молодёжи, и среди некоторых защитников нового образования нападки на старую школу, что старая школа была школой зубрёжки, мы говорим им, что мы должны взять то хорошее, что было в старой школе. Мы не должны брать из старой школы того, когда память молодого человека обременяли безмерным количеством знаний, на девять десятых ненужных и на одну десятую искажённых, но это не значит, что мы можем ограничиться коммунистическими выводами и заучить только коммунистические лозунги. Этим коммунизма не создашь.
Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.
Нам не нужно зубрёжки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека. Если коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не производя серьёзнейшей, труднейшей, большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан критически отнестись, такой коммунист был бы очень печален. И такое верхоглядство было бы решительным образом губительно.
Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет».
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Могут быть указаны следующие проблемы:
1) увлечение лозунгами;
2) пренебрежительное отношение к достижениям мировой культуры;
3) верхоглядство.
Могут быть указаны другие проблемы.
Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) всероссийская кампания по ликвидации безграмотности («ликбез») 1919 г.;
2) введение обязательного всеобщего образования в 1918 г.;
3) выпуск массовыми тиражами новой учебной литературы;
4) работа по подготовке педагогических кадров.
Мероприятия могут быть сформулированы иначе. Могут быть указаны другие мероприятия
Могут быть указаны следующие объяснения;
1) политика московских князей отличалась большей активностью, и они сумели в отличие от тверских князей получить расположение ханов Орды (например, сотрудничая с ханами Орды при подавлении Тверского восстания 1327 г.);
2) московские князья сумели наладить отношения с высшими иерархами Русской церкви и обеспечить Москве статус духовного центра Северо-Восточной Руси (прежде всего благодаря переводу в Москву митрополичьей кафедры в 1325 г.);
3) московские князья стремились установить родственные или дружеские связи с ханами и использовали эти связи для устранения своих тверских конкурентов (три тверских князя погибли в Орде по наветам москвичей).
Могут быть приведены другие объяснения
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1).
2).
Аргументы в опровержение:
1).
2).
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
— лёгкая промышленность, считавшаяся второстепенной, не могла обеспечить потребность граждан в товарах массового потребления, это приводило к хищениям на производстве, спекуляции дефицитными товарами, возникновению теневой экономики (которая не давала налоговых поступлений в бюджет страны);
— из-за приоритета ВПК и товаров группы А над товарами группы Б граждане ощущали недостаток отечественных товаров массового потребления или были недовольны их низким качеством, импортные товары считали товарами лучшего качества (за ними охотились, перекупали у спекулянтов или в магазинах «Берёзка»), это подрывало веру в потенциал отечественной экономики и веру в социализм в целом;
— росли сбережения граждан, часть этих сбережений владельцы готовы были быстро потратить на необходимые товары, но из-за дефицита продукции массового потребления большая часть денег оказалось «пустой», не обеспеченной товарами;
— лучшие людские, материальные и научно-технологические ресурсы были сосредоточены в ВПК, вследствие чего неуклонно падало качество товаров массового спроса и потребления, это приводило к снижению качества жизни в СССР;
— из-за огромных расходов на ВПК и промышленность группы А государству не хватало материальных средств на развитие требующих внимания отраслей, в частности сельского хозяйства, которое к 1970-х гг. скатилось в глубокий кризис, происходило обезлюдение деревни;
2) в опровержение, например:
— приоритет ВПК позволил достичь успехов в ракетостроении и начать освоение космоса;
запуск первого в мире искусственного спутника в 1957 г., полёт человека в космос в 1961 г. и другие события имели важное экономическое и политическое значение не только для СССР, но и в общемировом масштабе;
— развитие ВПК позволило СССР достичь ядерного паритета с США в 70-х гг., что снизило градус напряжения в «холодной войне»;
— ВПК и промышленность группы А в экономике страны были связаны с машиностроением и позволили поднять отечественную автомобильную промышленность, что согласовывалось с растущим спросом населения на автомобили.
Могут быть приведены другие аргументы
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными
событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Подсказка к этому вопросу еще не внесена, но скоро появится =)