процесс организации здорового образа жизни
Процесс организации здорового образа жизни
Проблема сохранения и укрепления студенческой молодежи сложна и многогранна. К сожалению, психология человека такова, что пока он молод и здоров, проблема здоровья его мало интересует. До тех пор, пока «вдруг» не появляются конкретные признаки ухудшения самочувствия. Понимание этого факта заставляет людей полностью менять образ жизни.
Физическая культура может: формировать интеллектуальные способности; развивать физические качества; формировать научное мировоззрение, гражданственность, активное отношение к труду, эстетические и нравственные качества; обучать методам самовоспитания, самосовершенствования, самоконтроля и коррекции [2].
Так что же такое «здоровье» Здоровье – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального (нравственного) благополучия.
Физическое здоровье – это естественное состояние человека, обусловленное нормальной работой всех органов и систем организма.
Психическое здоровье обусловливается состоянием головного мозга, степенью эмоциональной устойчивости, развитием внимания и памяти, развитие волевых качеств.
Нравственное здоровье создается моральными принципами. Его определяет сознательное отношение к труду, овладение культурой общества, активная жизненная позиция и неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
К основным составляющим здорового образа жизни относят:
1. режим труда и отдыха;
4. организацию двигательной активности;
5. профилактику вредных привычек.
Режим труда и отдыха – это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность.
Организация сна. Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для взрослого человека необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7-8 ч. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.
Режим питания – количественная и качественная характеристика питания, включающая кратность, время приема пищи и распределение ее по калорийности и химическому составу, а также поведение человека во время приёма пищи.
Организация двигательной активности. Один из обязательных факторов здорового образа жизни – систематическое, соответствующего полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье человека.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья студенчества через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они воспитывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества [1].
Процесс организации здорового образа жизни
Процесс организации здорового образа жизни
Как видно из приведенных данных, ведущим фактором, влияющим на уровень здоровья, является организация здорового образа жизни человека. Основными факторами риска образа жизни выступают: вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стресс, гиподинамия, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков.
Понятие «здоровье» определяется как нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей относительная ценность здоровья все больше возрастает.
Можно выделить три уровня ценности здоровья:
Ценностный подход требует учитывать мотивационное личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.
Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достижения других жизненных целей для людей важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.
Содержание здорового образа жизни отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.
К основным составляющим здорового образа жизни относят:
1. режим труда и отдыха;
4. организацию двигательной активности;
5. профилактику вредных привычек.
Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы адаптации исчерпываются, человек начинает испытывать дискомфорт, утомляемость. поэтому, необходимо вести хорошо организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов.
Благодаря этому физиологическому свойству, предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивают ее лучшее выполнение.
Различают сон глубокий и поверхностный. Наиболее эффективный глубокий сон. Для этого необходимо исключить перед сном эмоциональную напряженность, проветривать комнату, принимать пищу за 2-3 часа до сна. Распространенное расстройство сна называют бессонницей. Бессонница, вызванная излишним волнением и тревожностью, называется ситуативной. Обычно она проходит с исчезновением беспокойства. Причиной стойкого расстройства сна могут быть употребление снотворных средств, если их принимать периодически.
При занятиях физическими упражнениями принимать пищу следует за 2-2,5 часа до и спустя 30-40 мин., после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличивать суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20-25 г.
Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.
Минимальный объем двигательной активности должен обеспечивать нормальный уровень функционирования организма. Характеризуется он как оздоровительно-профилактический. Оптимальные границы определяют тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень учебной и другой деятельности. Максимальные границы должны обеспечивать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, которые могут привести к переутомлению, перетренировке, к снижению эффективности учебной деятельности.
Как уже отмечалось выше, основной формой физического воспитания в вузе являются обязательные учебные занятия в объеме не менее 4-х часов в неделю. Однако, этой формой менее чем на 50% реализуется недельная потребность в двигательной активности. Поэтому не учебные формы занятий именно те, за счет которых реализуется данная потребность.
Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности. Зимой она, как правило, снижается на 10-15% по отношению к летнему периоду.
Профилактика вредных привычек.
Употребление алкогольных напитков, как и курение, ведет к резким нарушениям здоровья. Установлено, что даже малые дозы алкоголя угнетают тормозные процессы в центральной нервной системе, что нарушает необходимый баланс между тормозными и возбудительными процессами в пользу последних.
При этом у человека резко снижаются умственные способности. Он не может быстро и точно мыслить, становится невнимательным.
Вместе с этим нарушается и физическая работоспособность, уменьшается скорость двигательных реакций, снижается сила, ухудшается точность движений.
Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, схожими с шизофренией, деградации личности. Общая деградация наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем.
Процесс организации здорового образа жизни
Исследование содержания понятий «здоровья» и «здорового образа жизни». Основные составляющие процесса соблюдения человеком определённых правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья. Режима труда, отдыха и питания.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.11.2013 |
Размер файла | 18,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ
Международный университет МИТСО
Кафедра Физического воспитания
по дисциплине: Физическая культура
на тему: Процесс организация здорового образа жизни
Как видно из приведенных данных, ведущим фактором, влияющим на уровень здоровья, является организация здорового образа жизни человека. Основными факторами риска образа жизни выступают: вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стресс, гиподинамия, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков.
Понятие «здоровье» определяется как нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей относительная ценность здоровья все больше возрастает.
Можно выделить три уровня ценности здоровья:
Ценностный подход требует учитывать мотивационное личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.
Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достижения других жизненных целей для людей важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.
Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.
К основным составляющим здорового образа жизни относят:
1. режим труда и отдыха;
4. организацию двигательной активности;
5. профилактику вредных привычек.
Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы адаптации исчерпываются, человек начинает испытывать дискомфорт, утомляемость. поэтому, необходимо вести хорошо организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов.
Благодаря этому физиологическому свойству, предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивают ее лучшее выполнение.
Различают сон глубокий и поверхностный. Наиболее эффективный глубокий сон. Для этого необходимо исключить перед сном эмоциональную напряженность, проветривать комнату, принимать пищу за 2-3 часа до сна. Распространенное расстройство сна называют бессонницей. Бессонница, вызванная излишним волнением и тревожностью, называется ситуативной. Обычно она проходит с исчезновением беспокойства. Причиной стойкого расстройства сна могут быть употребление снотворных средств, если их принимать периодически.
При занятиях физическими упражнениями принимать пищу следует за 2-2,5 часа до и спустя 30-40 мин., после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличивать суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20-25 г.
Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.
Минимальный объем двигательной активности должен обеспечивать нормальный уровень функционирования организма. Характеризуется он как оздоровительно-профилактический. Оптимальные границы определяют тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень учебной и другой деятельности. Максимальные границы должны обеспечивать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, которые могут привести к переутомлению, перетренировке, к снижению эффективности учебной деятельности.
Как уже отмечалось выше, основной формой физического воспитания в вузе являются обязательные учебные занятия в объеме не менее 4-х часов в неделю. Однако, этой формой менее чем на 50% реализуется недельная потребность в двигательной активности. Поэтому не учебные формы занятий именно те, за счет которых реализуется данная потребность.
Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности. Зимой она, как правило, снижается на 10-15% по отношению к летнему периоду.
Профилактика вредных привычек.
Употребление алкогольных напитков, как и курение, ведет к резким нарушениям здоровья. Установлено, что даже малые дозы алкоголя угнетают тормозные процессы в центральной нервной системе, что нарушает необходимый баланс между тормозными и возбудительными процессами в пользу последних.
При этом у человека резко снижаются умственные способности. Он не может быстро и точно мыслить, становится невнимательным.
Вместе с этим нарушается и физическая работоспособность, уменьшается скорость двигательных реакций, снижается сила, ухудшается точность движений.
Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, схожими с шизофренией, деградации личности. Общая деградация наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем.
В своей работе я постаралась осветить все стороны здорового образа жизни студента и пути его достижения, в чем мне помогла различная литература, прослеживающая соблюдение здорового образа жизни не только студентов, но и всего населения, озабоченного сохранением здоровья.
Список используемой литературы
1. Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков «Книга о здоровом образе жизни»;
2. В.И. Воробьев «Слагаемые здоровья»;
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Факторы здорового образа жизни. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. Основные условия для укрепления здоровья. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни школьников.
дипломная работа [68,0 K], добавлен 22.10.2007
Исследование взаимосвязи общей культуры студента и его образа жизни. Определение влияния окружающей среды и наследственности на здоровье человека. Рассмотрение основных правил организации режима труда и отдыха, питания, сна, двигательной активности.
лекция [289,8 K], добавлен 27.07.2010
Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Функциональные резервы организма. Составляющие здорового образа жизни. Режим отдыха и труда. Характеристика правильного питания. Физиологические потребности организма. Влияние алкоголизма на печень.
контрольная работа [29,2 K], добавлен 09.04.2015
Здоровый образ жизни студента как основа полноценной жизни. Составляющие здорового образа жизни человека. Распорядок дня, личная гигиена, двигательная активность. Снятие эмоционального напряжения с помощью физических упражнений, необходимость закаливания.
контрольная работа [27,5 K], добавлен 27.07.2010
Анатомо-физиологические особенности развития подростков 8-11 лет. Проблемы формирования здорового образа жизни школьников. Значение физической культуры в формировании здорового образа жизни. Особенности рационального питания, закаливания и режима дня.
курсовая работа [111,6 K], добавлен 07.07.2015
Доклад по физкультуре на тему: Процесс организации здорового образа жизни
Доклад по физкультуре
Процесс организации здорового образа жизни
Выполнила ученица 9 Б класса
Как видно из приведенных данных, ведущим фактором, влияющим на уровень здоровья, является организация здорового образа жизни человека. Основными факторами риска образа жизни выступают: вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стресс, гиподинамия, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков.
Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.
К основным составляющим здорового образа жизни относят:
1. режим труда и отдыха;
4. организацию двигательной активности;
5. профилактику вредных привычек.
Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы адаптации исчерпываются, человек начинает испытывать дискомфорт, утомляемость. поэтому, необходимо вести хорошо организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни
довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов.
Благодаря этому физиологическому свойству, предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивают ее лучшее выполнение.
Различают сон глубокий и поверхностный. Наиболее эффективный глубокий сон. Для этого необходимо исключить перед сном эмоциональную напряженность, проветривать комнату, принимать пищу за 2-3 часа до сна. Распространенное расстройство сна называют бессонницей. Бессонница, вызванная излишним волнением и тревожностью, называется ситуативной. Обычно она проходит с исчезновением беспокойства. Причиной стойкого расстройства сна могут быть употребление снотворных средств, если их принимать периодически.
При занятиях физическими упражнениями принимать пищу следует за 2-2,5 часа до и спустя 30-40 мин., после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличивать суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20-25 г.
Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.
У большинства людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность значительно ограничена. Негативным последствием этого является гиподинамия и гипокинезия, которые являются причиной многих болезней. Минимальный объем двигательной активности должен обеспечивать нормальный уровень функционирования организма. Максимальные границы должны обеспечивать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, которые могут привести к переутомлению, перетренировке, к снижению эффективности учебной деятельности.
Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности. Зимой она, как правило, снижается на 10-15% по отношению к летнему периоду.
Профилактика вредных привычек.
Употребление алкогольных напитков, как и курение, ведет к резким нарушениям здоровья. При этом у человека резко снижаются умственные способности. Он не может быстро и точно мыслить, становится невнимательным. Вместе с этим нарушается и физическая работоспособность, уменьшается скорость двигательных реакций, снижается сила, ухудшается точность движений.
Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, схожими с шизофренией, деградации личности. Общая деградация наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем.
Реферат на тему: Процесс организации здорового образа жизни
Содержание:
Тип работы: | Реферат |
Дата добавления: | 21.01.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Введение
В начале третьего тысячелетия человеческое общество сталкивается с рядом глобальных проблем, вызванных изменениями в ритме и образе жизни современного человека, информационной и психоэмоциональной перегрузкой, разрушением гармоничной связи между человеком и природой, возрастающим загрязнением окружающей среды, изменениями в рационе питания и др.
Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, страдает тем или иным хроническим заболеванием. Многие школьники заболевают в процессе обучения. Это происходит потому, что во многих школах не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо проводится досуг, дети часто испытывают педагогическую и психоэмоциональную перегрузку на фоне недостаточной двигательной активности.
Современное понимание здоровья означает состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Здоровый образ жизни
Концепция здорового образа жизни
Понятие образа жизни позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, образ жизни, обусловленный образом жизни и уровнем жизни. Стиль жизни относится к факторам, которые непосредственно влияют на здоровье. Существует несколько определений здорового образа жизни, которые относятся к человеческому поведению, образу жизни, поддержанию здоровья, отсутствию вредных привычек и т.д.
При определении здорового образа жизни необходимо учитывать наследственность, функциональные возможности организма и образ жизни.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: рациональное питание, образ жизни, организация труда и отдыха, отношение к вредным привычкам.
Кроме того, можно выделить следующие выводы:
Именно эта образовательная составляющая (пункт 6) играет центральную роль в обучении подрастающего поколения основным принципам, формам и факторам здорового образа жизни и их формированию.
Однако для очень многих людей эти знания еще не стали руководством к действию. Его внедрение в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, тщательной и целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Поэтому предполагается, что в этом направлении активен сам человек. Соблюдение норм и принципов здорового образа жизни является обязанностью каждого здравомыслящего человека. Сознательный подход к своему здоровью должен стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурного, цивилизованного человека.
Проблемы укрепления здоровья и здорового образа жизни
Состояние здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение имеет образ жизни: 50-52% здоровья определяется здоровым образом жизни, и только 10-15% зависит от здоровья.
Ведущими задачами на сегодняшний день являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, охрана здоровья.
Оздоровительная среда обеспечивается наличием условий для сохранения и укрепления здоровья и целенаправленным созданием культуры здоровья и здорового образа жизни. Центральное место в культуре здоровья и формировании здорового образа жизни занимают ценностно-мотивирующие установки, знания, навыки и способности поддерживать и укреплять здоровье, формируя здоровый образ жизни.
В целях пропаганды грамотности, организации здорового образа жизни, пропаганды здорового образа жизни, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и просветительской работы, направленной на пропаганду здорового образа жизни, внедряются различные образовательные и оздоровительные программы.
Однако противоречие между необходимостью просвещения и обучения здоровому образу жизни и отсутствием целостной теории и технологии здорового образа жизни остается неразрешенным в науке и на практике. Это противоречие вызвано, главным образом, отсутствием единого понимания здоровья человека и его рассмотрения в целом.
В этой связи целостный взгляд на здоровье может быть представлен в виде четырехкомпонентной модели, которая показывает взаимосвязь различных компонентов и представляет их иерархию.
Духовная составляющая здоровья определяет личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной направленностью индивида, его менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.
Физическая составляющая характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервов организма.
Ментальная составляющая определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоциональной и волевой сферами.
Социальная составляющая характеризуется степенью социальной адаптации личности в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долгосрочной деятельности в обществе.
Данная классификация компонентов здоровья является условной и, с одной стороны, позволяет показать многомерность взаимного влияния различных проявлений функционирования целостного организма, с другой стороны, лучше охарактеризовать различные аспекты жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального образа жизни. В то же время, учитывая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, чувствительных периодов биологического и социального развития, следует отметить, что при разных возрастах развития человека может меняться степень взаимного влияния компонентов здоровья и иерархия их уровней. Именно учет этих взаимовлияний, наследственных и экологических факторов, индивидуальных особенностей развития человека должны стать основой воспитания и формирования здорового образа жизни.
Факторы риска для здоровья
Древнегреческий философ Фалес Милетский писал, что тот, кто здоров в теле, восприимчив в душе и доступен для образования.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится о самом высоком уровне здоровья как об одном из основных прав человека. Не менее важным является право человека на информацию. В первую очередь к информации о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, т.е. о факторах, воздействие которых может привести к развитию болезни.
Одной из важнейших унаследованных характеристик здорового организма является постоянство его внутренней среды. Это понятие было введено французским ученым Клодом Бернаром (1813 _ 1878), который рассматривал постоянство внутренней среды как предпосылку свободной и независимой человеческой жизни. Внутренняя среда развивалась в процессе эволюции. Он определяется составом и свойствами крови и лимфы.
Постоянство внутренней среды увеличивало адаптационные резервы организма и освобождало его в определенной степени от воздействия физических и химических факторов внешней среды. Однако это постоянство, называемое гомеостазом, имеет определенные пределы, которые определяются наследственностью. Поэтому наследственность является важнейшим фактором здоровья.
Человеческий организм адаптирован к определенному качеству физических (температура, влажность, давление воздуха и т.д.), химических (состав воды, воздуха, пищи), биологических (разнообразие живых существ) факторов окружающей среды.
Если человек в течение длительного периода времени находится в условиях, существенно отличающихся от тех, к которым он адаптирован, гомеостаз нарушается, что может привести к сдвигам, несовместимым со здоровьем и нормальной жизнью.
В наше время живые организмы все чаще подвергаются внешним воздействиям, которые приводят к изменению их наследственных характеристик. Эти изменения называются мутациями (преобразованиями). Общий фон мутаций увеличивается, особенно в последнее время. Это серьезная проблема, которая не может быть решена без общих мер по охране здоровья и окружающей среды.
Таким образом, характеристики и качества внешней среды являются фактором, влияющим на здоровье или болезнь. Отклонения от определенных привычных характеристик и качеств окружающей среды можно классифицировать как факторы риска заболевания.
Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих в нашем регионе и по всей стране. Нам необходимо знать все о пище, которую мы едим, и о воде, которую мы пьем, а медицинские работники должны просвещать нас о рисках проживания в зараженных районах. Люди должны осознавать опасность и действовать соответствующим образом.
Право человека тесно связано с его ответственностью. Образование и образ жизни должны постоянно напоминать людям об их ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Ответственное управление здоровьем должно проявляться в первую очередь, когда человек еще здоров и не болен.
К сожалению, не все осознают свою ответственность за свое здоровье. Более 2/3 населения не занимаются физическими упражнениями, 30% людей имеют избыточный вес, около 70 миллионов человек курят. Широко распространены пьянство, алкоголизм и наркомания.
В каждой стране существует специальная служба, направленная на лечение больных и профилактику заболеваний у здоровых людей. Эта услуга называется «Здравоохранение». Здравоохранение также является состоянием и детерминантой здоровья человека. И его недостатки являются фактором риска.
Ответственность за здоровье должна поощряться правительством. В некоторых странах существует финансовое вознаграждение для тех, кто бросает курить, много пьет, регулярно тренируется и ведет здоровый образ жизни. И эти деньги более чем окупаются, так как сокращают расходы компании на здравоохранение, уменьшают прогулы по болезни, повышают моральный дух коллектива сотрудников. Сознательный и ответственный подход к здоровью должен стать нормой жизни и поведения для каждого из нас.
Радикально изменить ситуацию с охраной здоровья человека можно лишь радикально перестроив систему здравоохранения в стране путем разработки программ, обеспечивающих достижение научно обоснованных конкретных социальных целей по улучшению здоровья человека.
Здоровье, как и человеческие болезни, определяется рядом факторов. Факторами, влияющими на здоровье, являются наследственность, окружающая среда, образ жизни человека и забота о здоровье. Предрасположенность к наследственным заболеваниям, антропогенные изменения качества природной среды, нездоровый образ жизни, низкая эффективность здравоохранения угрожают здоровью населения.
Человек, не обремененный наследственными дефектами, серьезными последствиями болезней или несчастных случаев, несет ответственность за собственное здоровье. Эта ответственность включает в себя заботу о здоровье своего потомства и помощь больным и немощным. Государство должно поощрять людей заботиться о своем здоровье.
Продвижение позитивного отношения к здоровому образу жизни
Основные цели этой схемы можно сформулировать следующим образом:
Цель направления:
Способы реализации:
В реформированном обществе необходимо создать атмосферу демократии и гуманизма, внести такие изменения в структуру, содержание и технологию образования, которые позволили бы создать образовательное пространство.
Основные направления педагогической работы в решении этих проблем следующие:
Посредством образовательной деятельности должно быть достигнуто улучшение всего общества. Поэтому актуальной является разработка методологических, управленческих, экономических, психологических и других проблем.
Роль физической активности в формировании здорового образа жизни и пропаганде здорового образа жизни
Мышечная деятельность влияет на формирование характера человека, его способность мыслить творчески. Дело в том, что мышечная деятельность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его избыток. Это происходит благодаря тому, что физические упражнения стимулируют выработку определенных гормонов и уменьшают избыток адреналина и гормонов, которые способствуют стрессу.
Культура упражнений способствует развитию способности «самоконтроля», то есть поддержанию эмоционального равновесия в любой ситуации, балансу поведения, доброжелательности и бережному управлению эмоциональным состоянием другого человека.
Для каждого вида деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором физиологические реакции организма наиболее совершенны, а эффективность работы достигает своего максимума.
Человек, как и животное, в состоянии эмоционального аффекта (гнева, страха и т.д.) может выполнять такую мышечную работу и преодолевать такие препятствия, с которыми в нормальных условиях не справляется. Известны случаи, когда во время стихийных бедствий (пожара, наводнения и т.д.) человек поднимал тяжести, значительно превышающие его собственный вес.
Таким образом, с биологической точки зрения, эмоции существуют как усиливающий механизм, который позволяет нам создавать и поддерживать гораздо большее напряжение в экстремальных условиях, чем при ежедневном стрессе для нашей нервной и мышечной системы. В то же время, эмоции могут вызвать сильные энергетические и вегетативные изменения в организме, когда мышечная деятельность полностью прекращается. Мы можем вспомнить состояние любого болельщика, смотрящего футбольный, хоккейный или шахматный матч.
Упражнения должны быть веселыми. Выбирайте время для занятий физкультурой и спортом, будьте креативны: делайте это каждый день. Соберитесь с друзьями, тренируйтесь, когда есть время, заставляйте себя ходить; подойдите к лифту, помните, что есть лестница. Не позволяй себе потакать лени.
В последние годы все большую популярность приобретают тренажеры и тренажерное оборудование для индивидуального использования. К ним относятся велотренажеры, «стенки здоровья», беговые дорожки, массажные аппараты и мини-тренажеры с элементами веселья. Они позволяют заниматься спортом круглый год, независимо от погодных условий.
Следует отметить, что физические упражнения необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности, суточных и сезонных ритмов, возрастных характеристик, а также климатических, географических и социальных факторов. Во время физических нагрузок уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы значительно повышается. Созданные в них центры возбуждения способствуют вымиранию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Другими словами, источник боли блокируется, в результате чего нарушенные функции нормализуются. Работа мышц улучшает обменные процессы, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливает защитные реакции.
Достижение и поддержание высокого уровня здоровья за счет физической активности возможно только при условии использования всего многообразия различных видов физических упражнений и их правильной дозировки. Укрепляя свое здоровье с помощью физической активности, вы можете только знать, что, как и сколько нужно делать. Именно этих знаний многим людям не хватает больше всего.
Следует помнить, что использование физической активности не должно рассматриваться как временное предприятие, конкретное лекарство, а как постоянный фактор жизни.
Считается, что 3-5 раз в неделю (в том числе 2-3 раза в природе) с помощью дыхательных упражнений, ходьбы, бега, катания на лыжах и других упражнений циклического характера наиболее эффективно способствуют полному восстановлению нарушенных функций организма и оказывают общеукрепляющее действие.
Исследования показали, что для существенного изменения физического состояния дважды в неделю недостаточно эффективного, долговременного воздействия упражнений на развитие силы, скорости, гибкости и других жизненно важных человеческих качеств. Человеку следует привить любовь к самостоятельной дополнительной системной работе по собственному физическому развитию от одного до двух раз в неделю, а также желание и настойчивость строго выполнять ежедневные утренние зарядки, а также желательную закалку. Только так можно значительно улучшить здоровье и физическое состояние ребенка, даже если он изначально страдает от нарушений и болезней.
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни
В последние годы в нашей стране наблюдается ряд тенденций, свидетельствующих об ухудшении состояния здоровья населения. Неуклонно растет число людей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, которые уже не допускают возрастных физических и психических нагрузок. Заметно увеличивается число людей с дисгармоничным развитием, аномальными пропорциями между длиной тела и весом, морфологическими и функциональными показателями. Кроме того, часто среди детей уже существуют проблемы, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией Косарева Н.В. Опыт работы волонтерского молодежного клуба «Альтернатива» по профилактике рискованного поведения среди подростков и молодежи.
Для того чтобы остановить регресс нации и процесс разрушения, необходимо сформировать ценное отношение к здоровью, сформировать четкую гражданскую позицию быть сильным, энергичным, гибким, быстрым и настойчивым, понять здоровый образ жизни как основной принцип жизни и единственный путь к долгой, активной и счастливой жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью является длительным и последовательным процессом, который включает в себя ряд действий, направленных на формирование устойчивого активного отношения к здоровью, поддерживаемого поведением, которое способствует поддержанию и укреплению здоровья.
Творческий подход к проблеме санитарно-ценностного образования имеет особое значение в преподавании системы жизненных ценностей, поддерживаемой обществом.
Поэтапная деятельность, направленная на формирование ценностного отношения к здоровью.
Эффективность убеждения определяется несколькими условиями:
Заключение
Целью данного курса является решение проблемы формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Для достижения этой цели необходимо внедрить ряд образовательных мероприятий в современном обществе:
Основными целями этой системы являются: создание условий для образования, сохранение и укрепление здоровья как важного фактора развития личности; предоставление возможности каждому человеку получить образование без потери здоровья и формирование культуры.
Способы реализации:
В последние годы в нашей стране наблюдается ухудшение здоровья детей, растет число детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма в связи с высокой интенсивностью умственной и физической нагрузки на школу. Зачастую проблемы с курением, алкоголизмом, наркоманией и азартными играми возникают даже у младших школьников.
Чтобы остановить процесс разрушения нации, необходимо воспитать ценное отношение к здоровью, сформировать в нем четкую гражданскую позицию быть сильным, энергичным, гибким, быстрым и настойчивым, понять здоровый образ жизни как основной принцип жизни и единственный путь к долгой, активной и счастливой жизни.
Создание ценностного отношения к здоровью является длительным и последовательным процессом, который включает в себя серию внеклассных мероприятий, направленных на создание сильного активного, сохраняющего здоровье отношения, поддерживаемого поведением, которое способствует сохранению и укреплению здоровья.
Список литературы
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.